ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Погребение преподобного Антония Печерского (укр. Поховання Анатолія Печерського), род. ок. 983 г. Любеч (укр. Любеч, ныне посёлок городского типа Репкинского района Черниговской области) – умер 07.05.1073 (89 лет) г. Печерский монастырь близ Киева (ныне в Киеве), основатель Киево-Печерского монастыря, один из основоположников монашества на Руси, православный святой, почитаемый в лике преподобных. Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры и пещеры Троицко-Ильинского монастыря (укр. Троїцько-Іллінський монастир) в Чернигове (укр. Чернігів, ныне город, административный центр Черниговского района и Черниговской области).

Память преподобного Антония Печерского совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; во второе воскресенье по Пятидесятнице – Собор всех преподобных отцов Афонских; 10 (23) июля – день памяти преподобного; 2 (15) сентября – вместе с преподобным Феодосием Печерским и 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

Родился он в городе Любече, недалеко от Чернигова. По некоторым данным, его мирское имя было Антипа, об этом сообщается только в одном списке «Повести временных лет» в составе «Летописца Переяславля Суздальского» в редакции середины – 2-й половины XV века.

Сохранившиеся сведения о преподобном Антонии противоречивы. Различаются «антониевская» и «феодосиевская» печерские письменные традиции. В ряде случаев, в частности, в отношении хронологии, они существенно отличающиеся друг от друга, что создаёт сложности для восстановления основных хронологических вех биографии Антония. Обе традиции включают различные сведения из двух источников«Повести временных лет» (1110-е годы) и «Киево-Печерского патерика» 1230-х годов.

Согласно «антониевской» традиции, в 1013 году первым в Варяжской пещере поселился Антоний. В ней он устроил себе небольшую подземную келью, в которой прожил около четырёх лет. После убийства князей Бориса и Глеба в 1015 году, Антоний отправился на Афон (греч. Άθως, в греческих источниках официально именуется Святая Гора (греч. Άγιο Όρος)), на северо-восточном побережье Греции. В одном из афонских монастырей он принял монашеский постриг. Распространённой, но необоснованной догадкой является то, что это был русский Монастырь Ксилургу на Афоне (ныне Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) Монастыря св. Пантелеимона). Некоторое время Антоний жил на Афоне, затем вернулся на Русь. Согласно реконструируемому древнему «Житию преподобного Антония Печерского», Антоний поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее начала 1030-х годов. В это время к нему пришли Моисей Угрин, затем Иларион, будущий митрополит Киевским и всея Руси. В «Житии» Антоний предстаёт в сане иеромонаха, постригающего в монашество и рукополагающего в священники. Стремившийся к уединению Антоний поставил игуменом монастыря Варлаама (1033? год), после чего удалился в затвор, где пребывал 40 лет и умер (1073 год).

«Феодосиевская» традиция даёт хронологически более достоверную версию. Вернувшись на Русь, Антоний не ранее 1051 года поселился близ Варяжской пещеры у села Берестово под Киевом в пещере (нынеДальние, Феодосиевые, пещеры Киево-Печерской лавры) оставленной Иларионом, ставшего в 1051 году митрополитом Киевским и всея Руси. Первоначально Антоний жил отшельником, вскоре его подвижничество стало широко известно. После 1054 года, вокруг Антония начали собираться ученики и складываться монашеская община. Примерно в 1060 году в монастырь пришли выходцы из ближайшего окружения великого князя Киевского Изяслава I Ярославича (1054 – 1068, 1069 – 1073, 1077 – 1078 гг.), Варлаам и Ефрем (будущий митрополит Переяславский), что стало причиной для конфликта с великим князем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословил на это одного из своих учеников Никона, имевшего сан пресвитера.

Число братии росло, в то время как Антоний стремился к монашескому уединению. Поэтому в 1061 году он поставил в монастыре Варлаама игуменом, а сам перебрался на другой холм, в выкопанную там пещерку (ныне Ближние, Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры) и поселился в ней, «упражняясь в безмолвии и беседуя всегда с Единым Богом». Живя здесь отшельником и не будучи настоятелем, Антоний, тем не менее, оставался авторитетом и продолжал осуществлять духовное руководство братией. По его благословению в 1062 году была возведена небольшая деревянная Успенская церковь, позднее построены монастырские кельи и ограда. По его совету и благословению игуменом был избран Феодосий.

В 1068 году в результате поражения Руси в битве на реке Альте русские земли были разграблены половцами, произошло восстание в Киеве. Великий князь Изяслав I бежал из города, в котором вокняжился князь Полоцкий Всеслав Брячиславич.

В мае 1069 года князь Изяслав Ярославич вернулся в Киев и у него произошёл ещё один конфликт с Антонием, причины которого не вполне ясны. Вероятно, Изяслав разгневался на Антония «за Всеслава». Антоний укрывался в Чернигове у князя Святослава Ярославича. Там на Болдиной горе он основал пещерный Троицко-Ильинский монастырь. Российский и советский историк Михаил Дмитриевич Присёлков (умер в 1941 году) предполагал, что в Киево-Печерском монастыре имелись две противоборствовавших «политических партии»: «антониевская» против Изяслава Ярославича и «феодосиевская» против его брата Святослава. Советский и российский историк Анатолий Аркадьевич Турилов считает это построение упрощением.

После марта 1073 года, с вокняжением в Киеве Святослава Ярославича, изгнавшего Изяслава, Антоний вернулся в Киево-Печерский монастырь. В том же году он, возможно, принял участие в закладке каменной Успенской церкви монастыря.

Предвидя свою близкую кончину, Антоний попросил прощения у братии и завещал не обретать его мощи. Пробыв во второй пещере своей (ныне Ближние пещеры) 16 лет (то есть с 1057 года), Антоний умер в ней 7 мая 1073 года на 90-м году жизни. Похоронен он был тогда же в той же пещере.

Сведений о времени канонизации Антония нет. Почитание его в Киево-Печерском монастыре имело место с уже последней четверти XI века, то есть сразу после смерти, о чём свидетельствует составление в это время в монастыре его жития.

В Киево-Печерском патерике (слово 4) уже в XII веке упоминаются иконы Антония и Феодосия. Антоний и Феодосий изображены в качестве предстоящих на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, предположительно датируемой около 1288 года. Этот образ является древнейшим сохранившимся изображением Антония. Российский историк Церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (умер в 1912 году) считал, что канонизация или «установление празднования его памяти должно быть относимо к пространству времени между 2-й четвертью XII и 1-й четвертью XIII века». 

«Подобно тому, как при жизни своей сам преподобный Антоний удалялся от глаз человеческих, молясь Богу в тайне и в уединении, так и мощам своим испросил то же дарование, чтобы были удалены от глаз человеческих: многие, дерзнувшие раскопать место, на котором положено честные тело преподобного Антония, были наказаны».

Преподобному Антонию был посвящён один из четырёх престолов, устроенных на хорах в Успенской церкви Печерского монастыря.

С начала XVII века в Ближних пещерах монастыря упоминается храм Подземная церковь преподобного Антония Печерского.

В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский в своей книге «Тератургима» описал храм и келью преподобного Антония и упоминает, что «Москва» пыталась захватить мощи Антония.

В записках за февраль 1701 года настоятеля московского Храма Василия Блаженного (официально Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) Иоанна Лукьянова сказано: «на гробнице Антония стоит его большой деревянный крест с возглавием, троечастный».

На плане пещер 1795 года место, обозначенное как келья преподобного Антония, находилось немного левее от места на плане 1638 года.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Келья Антония Печерского. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

И ныне мощи преподобного Антония покоятся под спудом (то есть, не обретены по сей день) в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Это место согласно лаврской традиции отмечено иконой святого. Рядом находятся Подземная церковь преподобного Антония Печерского и его небольшая келья с каменным ложем святого. Здесь находился один из столбов для бесноватых.

Комментарии к записи ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ПЕЧЕРСКОГО отключены