ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

1. Погребение преподобного Феодосия Печерского (укр. Поховання Феодосія, или Теодосія Печерського), род. ок. 1008 или ок. 1036 г. Василёв под Киевом (ныне город Васильков (укр. Васильків) в Обуховском районе Киевской области) – умер 03(16).05.1074 г. Печерский монастырь близ Киева (ныне в Киеве), ученик преподобного Антония Печерского, один из основателей и 2-й игумен Печерского монастыря 1062 – 03(16).05.1074 гг., автор поучений, православный святой, почитаемый в лике преподобных. Местночтимый католический святой (авва Феодосий) в Украинской греко-католической церкви и в Католической церкви. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Киево-Печерской лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Память преподобного Феодосия Печерского совершается: 3 (16) мая – день памяти преподобного; 14 (27) августа – перенесение мощей; 28 августа (10 сентября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих и 2 (15) сентября – вместе с преподобным Антонием Печерским. В католицизме память совершается 16 мая.

Он родился в городе Василёве под Киевом в состоятельной семье. Его отец, принадлежавший к военному сословию, по повелению князя был переведён в Курск (ныне административный центр Курской области Российской Федерации), где прошло детство и юность сына. Он упросил родителей отдать его «для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока»Отец умер, когда сыну было 13 лет. Будучи с детства набожным, он вёл аскетическую жизнь, носил вериги и мечтал о монашестве. Своим благочестием и смирением вызывал гнев матери. Его мать в «Житии Феодосия Печерского» описана «как благочестивая, но в то же время, властная и суровая». Она борется со стремлением сына «датися» (посвятить себя) Богу. Отрок терпеливо сносил наказания матери и глумление сверстников.

В 10551056 гг. или около 1056 года, «на 24 году», он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению Антония, в Печерском монастыре близ Киева, под именем Феодосий. Пострижение по указанию Антония совершил Никон, либо сам Антоний. Вместе с Никоном и Антонием, Феодосий поселился в пещере и стал одним из создателей Печерского монастыря. «Через четыре года» мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но Феодосий сам убедил её остаться в Киеве и принять иночество в женском Николаевском монастыре на Аскольдовой могиле.

Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он «обнажал своё тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы». В храм он являлся первым и «став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием». Не позднее 1058 года Феодосий выкопал себе келью (ныне в Дальних пещерах), которая была открыта во время археологических раскопок 1988 года.

Вскоре Феодосий был рукоположён в сан иеромонаха, а в 1062 году (есть и другие даты 1059 и 1060, а согласно официальной историографии 1063 год), при посредничестве Антония, избран игуменом Печерской монастыря, вторым после Варлаама.

В 1062 году на вершине надпечерного холма Феодосий построил небольшую деревянную Церковь Успения Пресвятой Богородицы. По завершении строительства храма центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней лавры.

В сане игумена Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Он обыкновенно ел только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя Феодосий и старался скрыть свои монашеские деяния от других. Никто не видел, чтобы Феодосии спал лёжа, обычно он отдыхал сидя. Одеждой ему служила жёсткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом монахе нельзя было узнать уважаемого игумена, которого почитали все знавшие его. По словам составителя его «Жития» Нестора Летописца, его одеяние «сияло на нём как честна багряница царская». 

Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю Четыредесятницу ради сосредоточенной молитвы и покаяния. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй, и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресенье. Надеясь на помощь Божию, игумен не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. 

По инициативе Феодосия был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года.

Феодосий не «страшился обличать сильных мира сего». Незаконно осуждённые всегда находили в нём заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно он заботился о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Основную часть паствы Феодосия составляло монашество, но он был пастырем и мирян. Одним из его духовных чад был великий князь Киевский Изяслав I Ярославич. Предание, зафиксированное «Житием», свидетельствует об их очень близких духовных отношениях: «Изяслав, любил наслаждаться духовной беседой Феодосия». Феодосий участвовал в политической жизни Киева. Отличающийся необычайным смирением, он, однако, решительно выступил против князя Святослава Ярославича, свергнувшего в 1073 году своего брата Изяслава. Феодосий открыто выступил против нового великого князя, писал «епистолии», направленные князю, приказал в виде протеста поминать в богослужении князя Изяслава «яко стопному тому князю и старейшину всех», а Святослава, фактически сидевшего на киевском столе, не поминать как «чрез закон седшу на столе том». Вызывающее поведение печерского игумена, наконец, взорвало Святослава Ярославича, который ударив о землю епистолией Феодосия «великой зело», «яко лев рикнул на праведного». Князь собирался осудить Феодосия на заточение. Уступая просьбам напуганной печерской братии и киевской знати, Феодосий отступил, прекратив борьбу против Святослава. Примирение Феодосия со Святославом ознаменовалось крупными княжескими милостями к монастырю. Святослав прирезал монастырю новую дополнительную территорию, значительно расширив владения обители.

При Феодосии, в 1073 году, на месте деревянной, было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор, освящён в 1089 году). Феодосий также известен как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Русибиблиотеки Киево-Печерского монастыря.

Феодосию приписывалось более двадцати произведений, но с достаточным основанием можно считать его автором только двух посланий князю Изяславу Ярославич, шести поучений и молитвы за всех христиан.

Последнее недели жизни Феодосия описаны в «Житии Феодосия Печерского» Нестора Летописца и в «Повести временных лет» под 1074 годом. Проведя Великий пост в своей келье, встретив Пасху, Феодосий заболел. Через пять дней, на собрании братии был избран новый игумен Стефан. На следующий день больного посетил великий князь Святослав Ярославич с сыном Глебом, a Феодосий дал последние наставления новому игумену.

На восьмой день после Пасхи в два часа ночи 3 (16 по новому стилю) мая 1074 года Феодосий умер. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в выкопанной им кельи, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена, похоронили его в той одежде, которую всегда носил.

Вопрос о канонизации Феодосия был поднят в Печерском монастыре в начале игуменства Никона (10781088 гг.). В связи с этим под его руководством Нестор Летописец написал произведение «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского». Сам автор был свидетелем фактически всего времени игуменства Феодосия. Исследователи считают, что произведение писалось, прежде всего, для Киевской митрополии, от которой зависело дело канонизации, поэтому Нестор придавал большое значение соблюдению правил написания подобных произведений и поиску параллели в житиях известнейших святых. Продолжил дело начатое Никоном пятый игумен Печерского монастыря Иоанн I (1088около 1103 гг.).

В 1090 или 1091 году игумен Иоанн и братия монастыря решили, что тело Феодосия необходимо перенести в заложенную им перед смертью Успенскую церковь, которая была освящена в 1089 году.

За три дня до праздника Успения (то есть, 11 августа 1091 года) монахи начали раскапывать могилу, копали всю ночь и, были обнаружены нетленные мощи Феодосия. Как сообщает участвовавший в раскапывании Нестор Летописец: «власы только притяскли к голове».

14 августа 1091 года в праздник Успения Богородицы, при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей, было совершено торжественное перенесение мощей Феодосия в церковь. Об этом рассказывается в «Повести временных лет» в статье под 1091 годом. 

20 июля 1096 года Печерский монастырь подвергся ужасному нападению половцев хана Боняка. Успенская церковь была разграблена и поругана, половцы ворвались «в притвор у гроба Феодосия».

Под 1108 годом в «Повести временных лет» рассказывается о внесении имени Феодосия в синодик Русской церкви для поминовения, что означало его фактическую канонизацию.

В 1130 году в «Киево-Печерском патерике» значится под 6637 годом, игумен монастыря Тимофей обложил золотом и серебром раку преподобного Феодосия Печерского, за счёт суздальского тысяцкого Георгия Шимоновича (укр. Георгій Шимонович), который пожертвовал на оковку гроба 500 гривен серебра и 50 гривен золота. В 2007 году в фондах музея Киево-Печерской лавры была найдена крышка от этой раки.

В 1240 году, накануне, когда монгольские орды хана Батыя захватили Киев, мощи преподобного Феодосия во избежание осквернения были спрятаны. Это место держалось в тайне, и со временем было забыто. Существует мнение, что они были спрятаны «под спудом» у западных дверей Успенской церкви, либо в Дальних пещерах, где вероятно, и находятся по настоящее время.

С возрождением Печерского монастыря после монгольского нашествия в Успенской церкви был сделан кенотаф, посвящённый преподобному Феодосию.

На плане Дальних пещер 1638 года келья преподобного Феодосия, где он был похоронен, значилась недалеко от входа в Дальние пещеры (см. карту-схему Дальних пещер).

Согласно географическому описанию города Киева, в том числе и Киево-Печерской лавры, поручика В.И. Новгородцева, составленном в 1784 году: «позади столбов по правой стороне (подле соборного иконостаса) лежат мощи преподобного Феодосия под спудом».

С XIX века келья преподобного Феодосия значилась около Подземной церкви преподобного Феодосия, игумена Печерского (см. карту-схему Дальних пещер).

Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий в своей работе изданной в 1917 году описывая Успенский собор, отмечает, что: «В юго-западном углу храма помещается гроб преподобного Феодосия (мощи в 1240 году были скрыты в стене)».

В 1941 году кенотаф преподобного Феодосия, вместе с Успенским собором, был разрушен. На сегодняшний день он, к сожалению, не восстановлен.

Во время раскопок 1988 года была открыта Келья преподобного Феодосия (укр. Келія, в якій жив і був похований Феодосій Печерський, XI век), выкопанная им не позднее 1058 года. Своды этого помещения – в идеальном состоянии. Около кельи преподобного расположено самое большое сооружение пещер – Подземная церковь преподобного Феодосия, игумена Печерского.

D:\Символічний_кенотаф_Феодосія_Печерського.jpg

Символический кенотаф Феодосия Печерского. Фото 19 мая 2008 года. Автор – іеродиякон Василій (Новіков). ЛицензияCreative Commons Attribution 3.0 Unported. Фото без изменений

Комментарии к записи ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО отключены