ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ

Погребение преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой, также встречается форма Ефросинья, (укр. Поховання Єфросинії Полоцької, белор. Пахаванне Еўфрасінні Полацкай), вероятное крестное имя Евпраксия или Параскева, в миру княжна Предслава (Предислава) Святославна (белор. Прадслава (Прэдыслава) Святаслаўна), род. между 1100 и 1104 г. – умерла 23.05(05.06). между 1167 и 1173 г. г. Иерусалим в Иерусалимском королевстве (ивр. יְרוּשָׁלַיִם‏‎, ныне столица Израиля). В научной и церковной литературе годом её смерти обычно называется 1173 год, а согласно новейшим исследованиям, считается – 1167 год. Княжна происходила из Полоцкой ветви Рюриковичей – Изяславичей и была дочерью Святослава Всеславича (белор. Святаслаў Усяславіч, крестное имя Георгий), князя Витебского (см. Беларусь) и внучкой Всеслава Брячиславича (белор. Усяслаў Брачыславіч), князя Полоцкого (см. Беларусь) и великого князя Киевского. Она была одной из самых образованных женщин XII века, инокиня, затем игуменья Полоцкая, просветительница периода Полоцкого княжества, православная святая.

Память преподобной Евфросинии совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 23 мая (5 июня) – день памяти преподобной; в третье воскресенье по Пятидесятнице – Собор Белорусских святых и 28 августа (10 сентября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих; в Греко-католической церкви – 5 июня.

Не сохранилось никаких документальных свидетельств о точной дате рождения Предславы Святославны. В различных научных работах указываются разные даты рождения: начиная от 1100 года и заканчивая 1120 годом, некоторые исследователи уменьшают этот период 11011104 или 11101112 гг. Известный исследователь жизни Евфросинии Полоцкой белорусский литературовед и историк Алексей Анатольевич Мельников (белор. Аляксей Анатольевіч Мельнікаў, умер в 1995 году) считал 5 января 1104 года наиболее вероятной авторитетной датой рождения святой.

Согласно источников, отцом Предславы был «меньший» (возможно, младший) из шести сыновей ВсеславаГеоргий (белор. Георгій). Традиционно считается, что Георгий крестное имя Святослава Всеславича, но оно могло принадлежать и князю Ростиславу: судьбы братьев были очень похожи, а конкретных исторических сведений о них сохранилось чрезвычайно мало.

Князь Святослав-Георгий, отец Предславы, был младше всех своих братьев, поэтому не мог владеть Полоцким княжеством. Многие исследователи считают, что Георгию для княжения и несения христианского просвещения был выделен город Витебск (белор. Віцебск, ныне город, административный центр Витебского района и Витебской области Беларуси) и, где, как полагают, возможно, и родилась Предслава. Она была старшей и долгожданной дочерью в семье. Её мать, по косвенным данным, была одной из старших дочерей Владимира «Мономаха», и, возможно, звалась Софией. Существует мнение, что через мать Предслава приходилось родственницей византийскому императорскому дому Комнина. Так, белорусский религиозный и общественный деятель Лев Юрьевич Горошко (белор. Леў Юр’евіч Гарошка, умер в 1977 году) заявлял, что дядей Предиславы по матери, возможно, был император Мануил I Комнин (греч. Μανουήλ Α’ Κομνηνός), однако не приводит никаких ссылок и аргументов. Нынешняя историческая наука сведения о близком родстве с домом Комнинов считает сомнительными. Предслава была не единственным ребёнком в семье, у неё были младшая сестра и братья. В «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» агиограф называет их имена: младшая сестра Гордислава (белор. Гардзіслава) и брат Давыд (белор. Давыд). В «Повести временных лет» упоминается ещё Василько (белор. Васілька).

Предслава получила сравнительно хорошее для того времени домашнее образование. В 12-летнем возрасте отец хотел выдать её замуж. Княжна, однако, отказалась не только от брака, но и вообще от светской жизни и тайно приняла постриг в Полоцком монастыре, исследователь «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой» А.А. Мельников полагал, что это произошло 15 февраля 1116 года. Игуменьей монастыря была вдова князя Романа Всеславича (белор. Раман Усяславіч), тётя Предславы. Та сначала критически отнеслась к решению девушки и, боясь гнева отца, отговаривала племянницу, однако после просьб Предславы благословила её. Отец также не одобрил выбора дочери и отговаривал её от этого решения. Согласно «Житию» святой, по Предславе «скорбел весь дом». Исследователи обращают внимание, что Предслава была пострижена в ангельский чин не епископом, как требовали того монашеские Правила, а обычным священником. А.А. Мельников объяснял это тем, что тогдашний епископ Полоцкий Мина (белор. Міна, умер 20.06(03.07).1116 года), доживал свои последние дни, и нельзя было в такой деликатной ситуации просить его о благословении. Девушка получила при постриге имя Евфросиния.

Через некоторое время после пострига, между 1118 и 1122 годами, возможно, что после военных действий 1119 года, Евфросиния переселилась с помощью епископа Полоцкого Илии (белор. Ілія, 11201128 гг.) в келью Софийского собора в Полоцке, где начала переписывать книги«нача книгу писати своими руками», в храмовой скриптории при местной библиотеке. Переписка книг была, по-видимому, одним из её монашеских обетов. По устному преданию, некоторые исследователи, историк Борх и белорусский историк Вацлав Устинович Ластовский (белор. Вацлаў Юстынавіч Ластоўскі, расстрелян в 1938 году) выдвинули гипотезу, что летопись Полоцкого княжества, которая находилась в Полоцкой библиотеке и не сохранилась до наших дней, была написана Евфросинией. Однако исследователи считают, что сведения о написании Полоцкой летописи Евфросинией, скорее всего, легендарные, ничем не подтверждённые.

 В 1125 году епископ Илия передал Евфросинии Преображенский храм в «Сельце за две версты от Полоцка» для устроения при нём обители. В том же году она основала женский Спасский монастырь (ныне Спасо-Евфросиниевский монастырь в черте города Полоцка), и была возведена в сан игуменьи этого монастыря, который стал центром просвещения в Полоцком княжестве. В монастыре находились учильни, библиотеки, скрипторий, богадельня, вероятно, иконописная и ювелирная мастерские. В период с 1128 по 1156 год при монастыре была построена каменная Спасская церковь (ныне Спасо-Преображенская церковь (белор. Спаса-Праабражэнская царква)). На сегодня это единственный известный в Беларуси храм, где сохранились росписи XII века.

Помощницами Евфросинии стали сёстры: родная Гордислава и двоюродная Звенислава (белор. Звяніслава). Игуменья Евфросиния попросила отца прислать к ней младшую сестру Гордиславу для обучения грамоте. Затем тайно, не позднее 1129 года, постригла её в монахини под именем Евдокии. Отец, узнав об этом, в большом отчаянии приехал в Сельце, горько плакал и не хотел отдавать в монахини и вторую дочь. В 1129 году или, может, даже в 1128 году, вскоре после смерти своего отца Бориса Всеславича (белор. Барыс Усяславіч), князя Полоцкого, в обитель вступает и двоюродная сестра Евфросинии – Звенислава Борисовна. Звенислава сама пришла к Евфросинии и принесла своё богатое приданое в дар храму. Получив после пострига имя Евпраксия, она была особенно близка с Евфросинией«яко един душа въ двою телесу». Перед самым отъездом в Иерусалим, вопреки воле своего брата Вячеслава Святославича (белор. Вячаслаў Святаславіч), по настоянию Евфросинии, его дочери Ольга (белор. Вольга) и Кириния (белор. Кірынія) были пострижены в монашество. «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» утверждает, что Евфросиния имела от Бога дар: взглянув на кого, сразу видела, имеет ли тот человек дух добродетельный и может ли он стать Божиим избранником.

Около 1155 года Евфросиния неподалёку от Спасской обители построила другую каменную Церковь Пресвятой Богородицы (белор. Царква Прасвятой Багародзіцы) и основала при ней мужской монастырь, также ставший центром просвещения. Монастырю она пожертвовала присланную ей между 1156 и 1160 годами, по её просьбе, от императора Византии Мануила I Комнина и патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга (греч. Λουκᾶς Χρυσοβέργης) икону Пресвятой Богородицы (Икона Богородицы Эфесской), писанную евангелистом Лукой и находившуюся в Эфесе (греч. Ἔφεσος, бывший город на западном побережье Малой Азии, современная территория Турции). Многих историков удивляет то, что посланный за иконой слуга Михаил был направлен не епископом Полоцким, а самой игуменьей, и они считают, что в XII веке высшая церковная, а отчасти и светская власть принадлежала настоятельнице полоцких монастырей.

В 1161 году для Спасской церкви Евфросиния заказала полоцкому золотых дел мастеру Лазарю Богше (белор. Лазар Богш) изготовление напрестольного креста с реликвиями, который позже стал известен как Крест Евфросинии Полоцкой.

В 1166 году Евфросиния собралась отправиться в дальнее путешествие в Иерусалим поклониться Живоносному Гробу Господню. На прощание с Евфросинией прибывают в Полоцкий монастырь братья Василько, Вячеслав и Давыд. Любимый брат Вячеслав приезжает с двумя дочерьмиКиринией и Ольгой, которых представляет сестре и просит о благословении, что свидетельствует о большом почёте, которой при жизни пользовалась Евфросиния. Перед её отъездом он выполняет волю Евфросинии, и племянницы зимой 11661167 годов были пострижены епископом Полоцким Дионисием (белор. Дыянісій). Игуменство над монастырями Евфросиния передала своей сестре Евдокии, которая продолжила просветительскую деятельность сестры. Получив благословение епископа Дионисия, Евфросиния отправилась вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией сначала в Константинополь (др.-греч. Κωνσταντινούπολις, ныне Стамбул (тур. İstanbul), город в Турции), затем в Святую землю. 

По пути в Константинополь она встретилась с императором Византии Мануилом I, который в то время шёл на войну с венграми. Встреча Евфросинии с императором ставит под сомнение общепринятую дату паломничества – 1169 год. Византийский император последний раз воевал с венграми в 1167 году, причём вышел в поход 8 апреля на Пасху, примерно в это время границ Византии достигли полоцкие паломники.

После паломничества к святыням Константинополя Евфросиния, вероятно, в конце апреля 1168? года прибыла в Иерусалим. Город принадлежал крестоносцам и правил там король Амори I (фр. Amaury Ier de Jérusalem, 1163 – 1174 гг.). В Иерусалиме Евфросиния отправилась к Гробу Господню и прочим святыням. Через несколько дней она заболела и послала брата с сестрой за святой водой на Иордан.

После видения ангела Евфросиния начала подготовку к своей кончине. В греческую древнюю Лавру Саввы Освященного (греч. Ἱερά Λαύρα τοῦ Ὁσίου Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου) расположенную в Кедронской долине в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, ныне провинция Вифлеем, под израильским военным и гражданским контролем) она посылает с прошением, чтобы её похоронили в монастырском храме. Однако Лавра была мужским монастырём, и там не принимали женщин. А.А. Мельников справедливо утверждает, что желание быть похороненной в Монастыре Святого Саввы было результатом наследования Евфросинией Полоцкой образа жизни Евфросинии Александрийской, которая жила под видом инока Измарагда и была похоронена в мужском монастыре. Получив отказ, Евфросиния посылает слугу купить место в паперти храма Пресвятой Богородицы в Монастыре св. Феодосия Великого (Deir Dosi, Mar Dosi, или Лавра Феодосия Великого, в 11 км к востоку от Вифлеема (араб. بَيْتَ لَحْم) в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, ныне в Палестинской национальной администрации).

Болела Евфросиния 23 дня, и скончалась 23 мая (5 июня по новому стилю) 1173 года в Иерусалиме и была похоронена в Монастыре св. Феодосия Великого в паперти храма Пресвятой Богородицы.

После захвата 2 октября 1187 года Иерусалима мусульманами султана Салах ад-Дин (Саладин, араб. صلاح الدين‎), потребовавшего от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, монахи вынесли останки Евфросинии, которые затем были перенесены и положены в Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря.

Церковное почитание Евфросинии в Полоцкой земле началось уже в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной Евфросинии Полоцкой и агиографическое «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой», вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей.

Её церковное почитание к XVI веку имело только местный характер, и в Московском государстве, к включению в Макарьевские списки, имя Евфросинии почти не было известным. Однако и на Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов её официальной канонизации не произошло.

В 1871 году епископ Полоцкий и Витебский Савва (в миру Иван Михайлович Тихомиров) добился, чтобы в Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке из Киева была доставлена часть мощей Евфросинии.

D:\Eŭfrasińnia_Połackaja._Эўфрасіньня_Полацкая_(1890) (1).jpg

Рака св. Евфросинии Полоцкой в Киево-Печерской лавре. Источник – Батюшков П.И. Белоруссия и Литва. Санкт-Петербург, 1890. С. 27. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1893 году православной церковью была утверждена общая служба в честь святой Евфросинии.

В начале XX века в печати появились сведения о канонизации Евфросинии папой Римским Григорием X (лат. Gregorius PP. X) на 2-м Лионском соборе в 1274 году. Этому нет документального подтверждения, но по традиции Евфросинию признают святой и католическая, и униатская церкви.

Разрешение на перенос мощей св. Евфросинии из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке было получено при российском императоре Николае II. Останки, за исключением символической части, были в 1910 году перенесены в Полоцк. Перенос происходил очень торжественно, мощи сопровождали известные религиозные и государственные лица России.

D:\Połacak,_Spas._Полацак,_Спас_(5.06.1910)_(1).jpg

Перенос мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Перед Спасо-Преображенской церковью в Полоцке. Фото 5 июня 1910 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В день смерти подвижницы 23 мая (5 июня) – нетленные останки привезли в Спасо-Преображенскую церковь и положили в специально сделанную кипарисовую раку, обложенную серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей. Рака была изготовлена московским фабрикантом Мешковым по проекту и чертежам художника Павла Зыкова. По углам раки находились капители, а на лицевой стороне точная копия старинного барельефа, который был на гробе Евфросинии в Киево-Печерской лавре. На раке находилась икона Евфросинии Полоцкой в полный рост в лежачем положении.

Во время Первой мировой войны при эвакуации в 1915 году останки Евфросинии были перенесены в Авраамиев Богоявленский монастырь в Ростове (ныне город Ростов в Ярославской области Российской Федерации).

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции РСФСР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. В 1920 году находящаяся в Ростове гробница Евфросинии была вскрыта.

13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, обнаружено плохо сохранившееся тело, по мнению присутствовавшего учёного-археолога Дейниса он видел и более хорошо сохранившиеся египетские мумии. Останки были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттудав экспозицию Витебского краеведческого музея. Все ценности, которые были при останках, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли останки святой в Свято-Покровскую церковь (белор. Царква Пакрова Прасвятой Багародзіцы) в Полоцке, а после 23 октября 1943 года останки были возвращены в Спасо-Евфросиниевский монастырь, где остаются и поныне.

В 1984 году преподобная Евфросиния Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых.

5 июня 2007 года была освящена новая рака для мощей св. Евфросинии. Её изготовил художник Николай Петрович Кузьмич (белор. Мікалай Пятровіч Кузьміч), который восстановил и Крест Евфросинии Полоцкой. Рака представляет собой небольшой ковчег и имеет размеры 2,1 × 1,2 × 0,9 метра. Кленовая рама-каркас облицована серебряными пластинами и украшена бронзовыми золотистыми барельефами. Изображения отличаются от первоначального оригинала. Боковые барельефы изображают важнейшие моменты жизни игуменьи: момент закладки Церкви Спаса и перенесение её останков из Иерусалима в Киев. На тыльной стороне показаны тринадцать белорусских святых и сама Евфросиния. В головах отлит крест в сиянии и надпись «собеседница ангелов», в ногахобраз Полоцка XII века. По периметру пропущен орнамент из цветных эмалей и виноградной лозы. В верхней части раки Евфросиния показана в полный рост. Риза, мантия и схима святой выполнены из серебра. Новая рака является не копией бывшей раки, а самостоятельным авторским произведением Н.П. Кузьмича.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Рака с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой. Фото 7 декабря 2008 года. Источник – Ефросиния Полоцкая. Мінськ: ФУАинформ, 2007. – С. 68. ISBN 978—985-6721-69-7. Фото без изменений

Комментарии к записи ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ отключены