РАКА ИУЛИАНИИ ДЕВЫ-КНЯЖНЫ ОЛЬШАНСКОЙ

Рака Иулиании девыкняжны Ольшанской (укр. Поховання Іуліанії діви-княжни Ольшанської), в миру княжна Юлиания Юрьевна ГольшанскаяДубровицкая (укр. Юліанія Юріївна ГольшанськаДубровицька), род. 1524 г. Волынь – умерла ок. 1540 г. Киев, в возрасте 16 лет, дочь князя Юрия Ивановича Гольшанского-Дубровицкого, православная святая в лике праведной девы. Святая Иулиания почитается как первая помощница православным женщинам в исцелении болезней души. Она, вместе с другими святыми, заступница женщин пред Пречистой Матерью Господа и вместe с Нею – пред Престолом Святой Троицы. Она жезаступница невинных дев. Православная традиция приписывает святой Иулиании добродетели, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особеннодела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божьи заповеди, постигла вершину духовного совершенства.

Память праведной девы Иулиании совершается: в третье воскресенье по Пятидесятнице – Собор Белорусских святых; 6 (19) июля – день памяти праведной девы и 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

Юлиания родилась в семье Юрия Ивановича Гольшанского из Дубровицы (укр. Дубровиця, ныне город в Сарненском районе Ровненской области), известного военачальника и одного из щедрых благотворителей Киево-Печерского монастыря. Юлиания прожила недолгую жизнь и умерла в 16-летнем возрасте. Первоначально она была похоронена возле Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.

В начале XVII века при печерском архимандрите Елисее Плетенецком (1599 1624 гг.) останки Юлиании были чудесным образом найдены. Близ Успенской церкви перед Приделом св. Иоанна Предтечи копали могилу для некой умершей девушки и натолкнулись на гроб. К которому была прибита серебряная позолоченная дощечка, на ней изображён герб князей Гольшанских, а под ним надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девой, в лето от рождения своего 16-ое». Когда гроб вскрыли, то увидели «княжну в нетлении». Умершая лежала как будто живая уснувшая. Тело её было «благообразно и бело». Почившая была одета в «многоценную, украшенную шелковыми и золототкаными обложениями одежду; на шее были надеты золотые гривни со многими бисерами, на руках золотые драгоценные кольца, на голове её – девический золотой венец с бисерами; в ушах были золотые серьги, украшенные золотыми бисерами и драгоценными камнями». Всё её одеяние казалось совершенно новым, словно никто не прикасался к нему. Лежала она «при церковной стене, головой на юг и ногами на север». Над её гробом был положен камень, на котором было «начертано знамя или герб благочестивых князей Гольшанских». Гроб с телом княжны тогда же был перенесён в Успенскую церковь.

Сохранился рассказ о необычном случае, который произошёл с мощами святой девы при архимандрите Елисее Плетенецком. Однажды к Успенской церкви под видом истинно верующего пришёл злоумышленник, арианин (антитринитарное течение в христианстве) по имени Василий. Он притворялся, что собирается посетить святые места и поклониться мощам святых Печерских угодников. В церкви у екклисиарха Ливерия он попросил разрешения поклониться мощам святой Иулиании, то есть открыть раку с её мощами. Его просьбу удовлетворили, и он усердно припал к её руке. Уходя, едва только он ступил за церковную дверь, вдруг закричал страшным диким голосом и упал мёртвым. Когда осмотрели его тело, выяснилось, что он снял драгоценный перстень с пальца правой руки княжны, за что и был наказан. Архимандрит приказал «похищенный перстень для большей похвалы того чуда приложить к иконе Пресвятой Богородицы между прочими священными утварями».  Благодаря такому чуду все убедились и уверились в святости и богоугождении девственницы Иулиании.

Печерскому архимандриту Петру Могиле (1627 – 1647 гг., будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси) в чудесном видении явилась святая богоугодная княжна Иулиания, упрекая его за небрежение и маловерие к её святым мощам. Тогда архимандрит повелел немедленно «искусным и благочестивым девственницам иноческого чина приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь». По его повелению также была изготовлена новая рака, «в которую и были положены благочинно святые мощи; они были торжественно перенесены в иное место». Именно тогда на её гробнице была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живёт во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь костиврачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаеш, Юлиания, как цветок прекрасный…». Облекшись в святительские одежды и созвав «весь освященный собор, Пётр Могила совершил праздничное моление и пение с благодарением Богу и Богородице, и преподобным отцам Печерским за явление честных мощей святой девственницы». С тех пор эти мощи оказывают помощь всякому, кто с благоговением и верой приходит к ним. У раки с мощами святой Иулиании было совершалось множество чудес и благодатных исцелений.

В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский в своей книге «Тератургима» в перечне надгробий людей, похороненных в пределах монастыря, поместил сочинённую им надгробную эпитафию «святой Юлиане Георгиевне Дабровской, княжне Ольшанской, нетленно в церкви Пречистой Богородицы Печерской определения Праведного Судии чудотворно ожидающей». В эпитафии угодница Божия упомянута как «Юлиана помощница, сильная на небе заступница», а к читателю обращены слова: «Против смерти и нездоровья ты найдешь себе рецепт в этом св. гробе».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Гробница святой Иулиании Ольшанской в Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Рисунок голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). 1651 год. На копии этого рисунка конца XVIII века он ошибочно подписан как гроб преподобного Феодосия Печерского. Однако в статье российский историк искусства Яков Иванович Смирнов (умер в 1918 году) доказывает, что это гроб Юлиании Гольшанской. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 г. по их копиям конца XVIII века // Труды 13-го археологического съезда. Москва, 1908. Т. 2. С. 472-479. – Табл. XII. – Рис. 2. Общественное достояние. Фото без изменений

Посвященная святой Иулиании глава «Патерика» содержит также известие о том, как в 1667 году игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Сафонович (1655 – 1676 гг.) пришёл в Печерскую церковь и рассказал, что «прежде не удостаивался молиться у гроба подвижницы», но недавно она явилась ему в сновидении и сказала ему: «Я Иулиания, мощи которой лежат в святой Печерской церкви. Ты же почему вменяешь меня и мощи мои ни во что? Ради этого Господь и явил тебе знамение, дабы ты понял, что и я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор игумен, приходя в Киево-Печерскую лавру, никогда не забывал «поклониться благочестиво, со всяким усердием, со смиренным и умиленным лобзанием нетленным мощам святой угодницы Божией Иулиании».

В записках настоятеля московского Храма Василия Блаженного (официально Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) Иоанна Лукьянова за февраль 1701 года описаны мощи святой княжны Иулиании: «рука десная вся перстнями унизана».

Чудеса святой Иулиании описаны в книге, написанной, возможно, митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием (в миру Данила Саввич Туптало, умер в 1709 году), «Сказание или повесть о обретении честных мощей… св. Иулианы (Ольшанской)», изданном в Лаврской типографии в 1705 году.

В акафисте всем Печерским преподобным о святой Иулиании сказано: «Радуйся, Юлиание, дева, лилия прекрасна, ибо проросла ты в земном Христовом саду; радуйся, потому что процвела ты в небесном вертограде Его».

Во время пожара в Киево-Печерской лавре в 1718 году, по словам митрополита Киевского и Галицкого Самуила (в мируСимеон Григорьевич Миславский), рака Иулиании сильно пострадала от огня, её мощи частично сгорели.

В 1730 году по приказу российской императрицы Анны Иоанновны остатки мощей святой Иулиании были положены в малую закрытую раку и перенесены в Ближние пещеры, где они находятся и сейчас. Какая-то часть мощей святой находится в Свято-Николаевской церкви в Дубровице (укр. Дубровиця, в Сарненском районе Ровненской области). Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жён Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. До 1910 года в пещерах покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой.

Православная церковь так прославляет святую деву: «…Привожу к Тебе, Всещедрый, Іулианию, свечу, постоянно светлую, владеющую обилием елея; ея молитвами сохрани нас от всякого зла»…

Украинский историк Михаил Александрович Максимович (укр. Михайло Олександрович Максимович, умер в 1873 году) высказал предположение, что св. Иулиания жила не ранее 1-й половины XVI века. В этом случае, по мнению А. Чумаченко, подвижница могла приходиться дочкой Георгию (Юрию) Ивановичу Ольшанскому-Дубровицкому, сыну Ивана Юрьевича, который первым обрёл фамилию Дубровицкого, организовал «заговор князей», но был казнен в Киеве в 1481 году. В свою очередь советский и украинский историк Наталья Николаевна Яковенко (укр. Наталя Миколаївна Яковенко) считает, что святая Иулиания являлась не внучкой, а сестрой Ивана Юрьевича. Если это так, то время земной жизни подвижницы должно быть отнесено к более ранней эпохе.

Комментарии к записи РАКА ИУЛИАНИИ ДЕВЫ-КНЯЖНЫ ОЛЬШАНСКОЙ отключены