РАКА ПРЕПОДОБНОГО АЛИПИЯ ИКОНОПИСЦА

Рака преподобного Алипия (Алимпия) Иконописца Печерского (укр. Поховання Аліпія (Алімпія) Іконописця), род. около 1065 или 1070 г. Киев умер ок. 1114 г., киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров, монах Печерского монастыря, православный святой, почитаемый в лике преподобных. Первый из названных по имени древнерусских живописцев.

Память преподобного Алипия Иконописца совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 17 (30) августа – день памяти преподобного и 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

С молодых лет он был отдан родителями на обучение к византийским иконописцам, пришедшим в 1083 году для украшения Успенской церкви Печерского монастыря. Когда византийские мастера украшали алтарь церкви мозаикой, их ученик имел видение: «светозарную икону Богоматери, из уст которой вылетел светлый голубь и влетел в уста Иисуса, изображённого мозаикой». Чудо это видели и некоторые присутствовавшие в храме, и оно сильно повлияло на юношу.

Он был пострижен в монахи в Печерском монастыре игуменом Никоном (1078 – 1088 гг.). Алипий начинает совершенствоваться не только в иконописном деле, но теперь и в монашеской жизни.

Алипий писал новые иконы и поновлял старые. Он никогда не брал платы за свою работу, но если, же ему случалось выручить что-нибудь за свой труд, он разделял это на три части: первую часть откладывал на всё нужное для икон, вторую в милостыню нищим, третью на нужды монастырские. «Ночью он занимался бдением, молитвой и поклонами; когда же наступал день, то со смирением, бескорыстием, чистотой, терпением, в посте, богомыслии прилежал иконописанию».

По благословению игумена Алипий был рукоположен в священнический сан. Прославился он и как целитель. Согласно легендам, многие произведения Алипия были созданы при участии божественного промысла.

Из жития преподобного Алипия, известно, что один благочестивый человек построил церковь и через двух монахов хотел уговорить Алипия, написать образа. Через них он передал доски для икон и серебро. Но нерадивые монахи забрали серебро себе и дважды говорили этому человеку, что Алипий будто бы требует ещё. Но когда пришло время забирать иконы, они оклеветали Алипия и сказали, что он забрал серебро и отказывается писать иконы. Человек этот пришёл к игумену Никону и, рассказав обо всём происшедшем, просил справедливого суда над иконописцем. Алипий, приведённый к игумену, был в замешательстве, но каково было их всеобщее недоумение, когда принесли доски для написания икон, а на них чудесным образом уже были написаны замечательные образы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Монахи, несправедливо поступившие с Алипием, были изгнаны из монастыря, «а слава о чудесах, которые происходят по молитвам Алипия и от написанных им икон, дошла и до самого киевского князя».

Однажды выгорел от пожара в Киеве весь Подол (большой пожар в Киеве и на Подоле произошёл в 1124 году), сгорела там и церковь, в которой находились те иконы. Но после пожара все семь икон были найдены целыми и невредимыми. Услыхав об этом, сам великий князь Киевский пришёл посмотреть на чудо. «И, увидев уцелевшие иконы, услышал, как раньше они были написаны в одну ночь Божиим мановением, избавившим от напасти Алипия. Все эти события свидетельствовали о добродетельной жизни Алипия, ради которого нерукотворенно изобразились те иконы».

Уже перед смертью Алипий сильно заболел. Однако, один человек просил его написать икону Успения Пресвятой Богородицы, и очень опечалился от того, что из-за физической немощи Алипий не может исполнить заказ, так как не встаёт со своей кровати. В ту ночь в келию к Алипию явился Ангел, и сам «в 3 часы икону написал» и вместе с ней исчез.

На следующее утро тот человек, когда вошёл в церковь, увидел прекрасную икону Успения на специально уготованном для неё месте и сразу же поспешил в Печерский монастырь. Они с игуменом пришли к Алипию, и тот поведал им, что икона эта нерукотворная, а написана Ангелом Божиим. После чего Алипий умер и был похоронен в Антониевых пещерах монастыря. Эти события произошли около 1114 года.

Достоверные произведения Алипия не сохранились. В «Киево-Печерском патерике» сообщается о пятифигурном деисусе и двух наместных иконах, написанных Алипием для одной из киевских церквей. Икону Богоматери работы Алипия, князь Владимир «Мономах» передал в дар Успенскому собору в Ростове (ныне город, административный центр Ростовского района Ярославской области Российской Федерации). Возможно, это была Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»), обнаруженная в 1919 году в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле (ныне город, административный центр Ярославской области Российской Федерации) Среди искусствоведов не существует единого мнения относительно точного времени создания иконы, однако все исследователи отмечали преемственность стиля иконы от киевских мозаик. Ныне икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в её каталоге она датирована 1-й третью XIII века. 

D:\Oranta.jpg

Икона «Ярославская Оранта». По различным оценкам написана в XI – XIII вв. Дерево, темпера, 193,2 × 120,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Общественное достояние. Фото без изменений

Алипий считается также предполагаемым создателем ряда других икон, к примеру, Свенской (Печерской) иконы Божией Материдревнейшей из дошедших до нашего времени икон, написанных в Киево-Печерском монастыре. До 1288 года икона находилась в Печерском монастыре. Великий князь Черниговский Роман Михайлович «Старый» перевёз Печерскую святыню в основанный им Успенский мужской монастырь (ныне в селе Супонево Брянского района Брянской области Российской Федерации Российской Федерации), где она пребывала до 1925 года. Эта обитель находилась неподалеку от реки Свень, по названию которой монастырь и икона стали называться Свенскими. Ныне икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

D:\Свенская_(Печерская)_икона_Божией_Матери.jpg

Свенская (Печерская) икона Божией Матери. Дерево, 68 × 42 см. Источник – https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=182. Общественное достояние. Фото без изменений

На Свенской иконе Божия Матерь восседает на золотом престоле. Младенец Христос, сидящий на коленях Своей Пречистой Матери, благословляет обеими руками. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские в островерхом схимническом куколе. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Это древнейшее из известных изображений святых Антония и Феодосия.

Мощи преподобного Алипия покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Комментарии к записи РАКА ПРЕПОДОБНОГО АЛИПИЯ ИКОНОПИСЦА отключены