РАКА ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ПЕЧЕРСКОГО

Рака преподобного Варлаама Печерского, игумена Печерского монастыря (укр. Поховання Варлаама, ігумена Печерського), умер 1065 г. в Монастыре Святая Гора на Волыни (ныне Зимненский Святогорский Успенский монастырь, возле села Зимнего (укр. Зимне) в нескольких километрах от города Владимира (укр. Володимир) Волынской области), монах, затем 1-й игумен Печерского монастыря 1061 – 1062 гг., 1-й игумен Дмитриевского монастыря 1062 – 1065 гг., православный святой, почитаемый в лике преподобных.

Память преподобного Варлаама Печерского совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих и 19 ноября (2 декабря) – день памяти преподобного.

Он был сыном «первого» боярина великого князя Киевского Изяслава I Ярославича (1054 – 1068, 1069 – 1073, 1077 – 1078 гг.) и киевского тысячного, Яна Вышатича и его жены Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук новгородского посадника Остромира, родственника Рюриковичей. Родословную Варлаама связывают с Малковичами – наследниками Малка Любечанина – деда Владимира «Великого» по матери Малуше. Известие «Киево-Печерского патерика» о путешествии Варлаама окрестностями Владимира и Монастыре Святая Гора на Волыни, названых в тексте «страной своей», рассматривают как указание о посещении родимых мест. С его родиной связывают имения в соседних Будятичах (укр. Будятичі), Низкиничах (укр. Низкиничі) и Калусове (укр. Калусово) (ныне все три села в Иваничевском районе Волынской области).

Молодой боярин «сиял своей и телесной крепостью и душевной чистотой». Однако он сильно возлюбил монашескую жизнь, так что захотел жить в монастыре и бросить всё земное, и славу и богатство. 

Примерно в 1060 году он пришёл однажды к Антонию Печерскому и открыл ему свои желания, говоря: «Хотел бы я, отче, если Богу угодно, быть иноком и жить с вами». Ответил ему Антоний: «Хорошо желание твоё, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но смотри, чтобы богатство и слава мира этого не возвратили тебя назад. Ибо (по слову Господню) никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И тогда, сняв с себя боярскую одежду, положил её пред ногами Антония и также поставил пред ним нагруженных коней, говоря: «Это, отче, все сокровища, прелесть мира этого, делай с ними, что хочешь, а я «от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Флп. 3: 8), и хочу жить с вами в этой пещере, и уже не возвращусь в мой дом». Антоний де сказал ему: «Подумай, чадо, кому обещаешься ты и чьим хочешь быть воином. Ибо невидимо предстоят Ангелы Божии, принимая обещания твои. Смотри, как бы отец твой, придя сюда с великой силой, не увёл бы тебя против воли, и мы не будем в состоянии тебе помочь; ты же явишься пред Богом лжецом, отметником Его». Отвечал ему юноша: «Верую Богу моему, отче, что, если мой отец захочет и мучить меня, я не вернусь к мирской жизни, и только прошу тебя скорее постричь меня». Тогда Антоний просит Никона постричь его и облечь в монашескую одежду.

Когда боярин Ян Вышатич узнал, что его любимый сын постригся в иночество в монастыре, он разгневался и, взяв много слуг, напал на пещеры и всех монахов разогнал. Он выволок сына своего, сорвав с него монашеское облачение. Отец приказал связать сыну руки и одеть его в иные одежды, и так идти ему через город домой. Варлаам по дороге увидев навозную кучу, зашёл неё, и с «помощью Божией сбросил с себя одежду и своими ногами попирал её в навозе». Когда они вошли в дом, отец велел ему сесть рядом с ним за стол, а он, хотя и сел поневоле, но не ел ничего и сидел, поникнув головой. После окончания еды отец отпустил его в его покои, приставив слуг сторожить его, чтобы он не ушёл, а жене его велел украсить себя всякими украшениями, чтобы прельстить мужа. Варлаам, войдя в одну из комнат, сел в углу. А жена его, как ей было приказано, расхаживала перед ним и просила его сесть на ложе. Варлаам видя всё это поняв, что отец поручил ей прельстить его, начал «молиться не переставая, в тайне сердца своего, Всемилостивому Богу, чтобы Он спас его от этого искушения». Он пробыл на том месте три дня, не вставая с него, не принимая отца, не надевая одежду.

Когда слуги доложили отцу, что уже четвертый день его сын не ест и полуодет, Ян сжалился над сыном, и, боясь, чтобы не умер он от голода и холода, позвал его, и, нежно простившись с ним, отпустил в монастырь. И был тогда слышен великий плач, рыдание и вопль, как о мёртвом. Отец и мать плакали горько о сыне, так как лишились его, жена неутешно рыдала о муже, что разлучилась с ним; рабы и рабыни с воплем стонали о господине, что он покинул их, и так все со слезами провожали его.

В 1061 году Антоний, стремившийся к монашескому уединению и «зная великую душу Варлаама», поставил его игуменом. «Варлаам, приняв начальствование, стал подвизаться ещё в больших трудах». Во времена его игуменства был построен деревянный монастырь (Монастырь старый, ветхий), первые деревянные наземные сооружения монастыря – церкви и кельи. Рядом с пещерными кельями была построена небольшой каплица – Церковь во имя Святой Богородицы. Выбрав удобное время, он предпринял поездку в святой город Иерусалим, где посетил святые места и возвратился в Печерский монастырь.

В 1062 году великий князь Изяслав I Ярославич, основав в Киеве в честь своего покровителя Церковь св. Димитрия и Дмитриевский монастырь, поставил Варлаама игуменом этого монастыря.

Через некоторое время отправился Варлаам в Константинополь (ныне Стамбул (тур. İstanbul), город в Турции) и, обойдя там все монастыри и купив всё нужное для монастыря, в 1065 году возвращался домой. По пути, находясь уже на родине, впал он в тяжкий недуг, и, достигнув города Владимира (укр. Володимир, ныне город, административный центр Владимирского района Волынской области), остановился в монастыре, находящимся около того города и называемый Святая Гора (ныне Зимненский Святогорский Успенский монастырь), и там умер. Перед смертью он завещал своим спутникам отвезти его тело в Печерский монастырь и там похоронить, а иконы и всё, что купил он для монастыря, передать печерскому игумену Феодосию.

В 1065 году Варлаам был похоронен в Ближних пещерах Печерского монастыря.

В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский на планах в своей книге «Тератургима», свидетельствует, что мощи подвижника почивали на правой стороне Подземной церкви Введения Пресвятой Богородицы в Ближних пещерах.

Позднее, согласно плана 1661 года и 1675 года, мощи Варлаама были перенесены в отдельную усыпальницу, находившуюся неподалёку.

В 1696 году митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам Ясинский в Ближних пещерах построил церковь в честь преподобного Варлаама Подземная церковь преподобного Варлаама, игумена Печерского.

План 1703 года изображает на месте указанной усыпальницы Подземную церковь преподобного Варлаама, игумена Печерского, с лежащими в ней мощами подвижника. При входе в подземный храм в стену вмонтирован камень с надписью, гласящей, что церковь устроена «на желание иждивительное первее архимандрита Печерского, потом же митрополита Киевского, преосвященнаго Варлаама Ясинского, при настоятельстве по нём архимандрита Мелетия Вуяхевича» в 1691 году.

Ныне мощи преподобного Варлаама покоятся на левой стороне Подземной церкви преподобного Варлаама, игумена Печерского.

В 1980-х годах были проведены медико-антропогические исследования мощей преподобного Варлаама.

D:\Varlaam_Pecherskiy.jpg

Скульптурная реконструкция по черепу мощей преподобного Варлаама, советского и российского эксперта-криминалиста Сергея Алексееевича Никитина, 1988 год. Источникemail from S.Nikitin to user:shakko. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

Комментарии к записи РАКА ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ПЕЧЕРСКОГО отключены