РАКА ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ ПЕЧЕРСКОГО

Рака преподобного Илии Печерского (Илия из града Мурома) (укр. Поховання Іллі Муромця), умер ок. 1188 г., инок Печерского монастыря, православный святой, почитаемый в лике преподобных.

Память преподобного Илии Печерского совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих и 19 декабря (1 января) – день памяти преподобного в день святых мучеников Илии, Прова и Ариса.

Некоторыми исследователями и русским православием Илия Печерский считается прототипом былинного, эпического героя Ильи Муромца. В молодости Илья был силачом по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова, которое впервые упоминается в письменных источниках в XVII веке (ныне микрорайон города Мурома, административный центр городского округа Муром и центральный город Муромского района Владимирской области Российской Федерации). В Муроме существуют многочисленные предания об Илье. Его потомками считаются муромляне Гущины, наследственно обладающие большой силой. Так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях. Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове, где ныне стоит дом одного из Гущиных, рядом находится Троицкая церковь, которую Илья, по преданию, сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что родиной Ильи могли быть Карачев (ныне город, административный центр Карачевского района Брянской области Российской Федерации) и Моровск (укр. Морівськ, ныне село в Козелецком районе Черниговской области Украины).

Илья «Чоботок», после всех своих мирских подвигов, принял монашество в Киево-Печерском монастыре под именем Илия. В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после какого-то тяжёлого ранения Илья принял решение окончить свои дни иноком и постригся в Печерском монастыре. Отсутствие в «Киево-Печерском патерике» упоминания жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что иноком он провёл не так много времени.

Умер Илия Печерский около 1188 года, после игуменства Поликарпа I (1164 – 1182 гг.). В народных былинах, воспевающих подвиги Ильи, встречаем слова: «Прилетела невидима сила ангельска, и взимато его с добра коня, и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя».

В 1594 году посол императора Эрих Лясота (Ласота) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau) при посещении Киева и описании погребений в Софийском соборе отметил: «В другом приделе, с внешней стороны церкви, была гробница исполина Ильи Моровлина. Он был знатный герой или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нём много басен. Гробница эта ныне разрушена». Российский учёный Филипп Карлович Брун (нем. Philipp Jakob Bruun, умер в 1880 году) отождествляет Илью Моровлина с богатырём Ильёй Муромцем, но предполагает, что погребения Моровлина\Муромца в Софийском соборе во времена Э. Лясоты уже не существовало, поскольку его останки в более древнее время были перенесены в Печерский монастырь. Из дневника Э. Лясоты мы также узнаём, откуда пошло прозвище – «Чоботок»: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого ещё не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое прозвище».

В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский в своей книге «Тератургима» указывает, что святой Илия жил «лет 450 назад» (1188 год). В пояснениях к плану Ближних пещер в книге сказано: «Святой монах Илия, которого напрасно простой люд называет Чоботком». Сопоставляя данные Э. Лясоты и «Тератургимы», исследователи выдвигают две версии: по одной, ещё до визита Эриха Лясоты в Киев мощи святого Илии перенесли из Софийского собора в пещеры, а по другой императорский посол допустил в своих записях путаницу и ошибочно назвал одну из гробниц в Софийском соборе опустевшей могилой святого Илии.

Илия Печерский был канонизирован в 1643 году, причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец».

На плане Ближних пещер в Патерике 1661 года уже упомянут «Илия Муромец». Для этого же издания была приготовлена гравюра с изображением угодника Божия и подписью: «Преподобный Илия Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает». Гравюра эта, однако, не увидела свет в 1661 году.

Местное почитание преподобного Илии Печерского началось в конце XVII века, когда печерский архимандрит Варлаам Ясинский (будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России) установил празднование Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

Настоятель московского Храма Василия Блаженного (официально Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Февраля во 2 день, в праздник Сретения Господня, поидохом в Печорской монастырь …; и поидохом во Антониеву пещеру, … Тут же видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение».

Общецерковное почитание Илии Печерского началось после разрешения Святейшего Синода во 2-й половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых.

В 1988 году Межведомственная комиссия Министерства здравохранения УССР провела экспертизу мощей святого Илии. Останки были датированы XII веком, к этому же времени ранняя православная традиция относит время жизни Илии. Исследования мощей показали, что это был крупный мужчина имевший рост около 177 см, высокий рост для Средневековья, именно так, как рассказывается и в народных преданиях. Он обладал необычайной силой, на это указывает исключительное развитие мышечной системы. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника. Былинный Илья от рождения и до 33 лет был парализован. Кости черепа Илии имеют необычно большую толщину, а запястья и ключицы  в сравнении с длиной плеча (плечевая кость) и предплечья (локтевая и лучевая кости) значительно крупнее, чем в среднем у людей.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Запястье, предплечье (локтевая и лучевая кости), плечо (плечевая кость), надплечье, ключица, Источник Human_skeleton_front_en.svg. Общественное достояние. Фото без изменений

Останки Илии имели несколько регенерированных (восстановленных) переломов рёбер и правой ключицы.

Эксперты пришли к выводу, что причиной смерти преподобного Илии послужил, вероятно, удар каким-то плоским колющим предметом (копьём или мечом) в грудь (проникающее ранение грудной клетки), проникший сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Кисть этой руки имеет сквозное повреждение, схожее на последствия ранения от копья. Смерть наступила в возрасте около 4045 лет.

D:\Iliya_muromets_reconstruction03.jpeg

Скульптурная реконструкция облика Илии Печерского по черепу (метод М.М. Герасимова), выполнена советским и российским экспертом-криминалистом Сергеем Алексеевичем Никитиным, 1989 год. Источникemail from S.Nikitin to user:shakko. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В настоящее время мощи преподобного Илии Печерского покоятся в Ближних пещерах. Они лежат в молитвенном положении, сложив пальцы правой руки двоеперстно. Противники реформ патриарха Московского и всея Руси Никона 1650-х годов, используют этот факт как аргумент в пользу старого двоеперстного сложения.

D:\Iliya_Muromets_Kiev.jpg

Мощи Илии Печерского. Фото 24 ноября 2006 года. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

Надгробная плита преподобного Илии Печерского расположена возле могилы Петра Аркадьевича Столыпина возле Трапезной церкви ЛаврыЧасть мощей преподобного Илиисредний палец левой рукинаходится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.

Ежегодно в день памяти преподобного, 1 января (по новому стилю), ранним утром возле его мощей проводится богослужение, во время которого раку открывают, и дают верующим подержаться за правую руку святого. Она всегда тёплая.

Комментарии к записи РАКА ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ ПЕЧЕРСКОГО отключены