РАКА ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛЫ СВЯТОШИ

Рака преподобного Николы (Николая) Святоши (укр. Поховання Миколи Святоші), блаженный и благоверный князь, в миру князь Святослав Давыдович Луцкий (укр. Святослав Давидович), крестное имя Панкратий, Святоша – сокращение имени Святослав, так называли его родные, род. ок. 1080 г. – умер 14(27).10.1143 г. Печерский монастырь близ Киева (ныне в Киеве), сын Давыда Святославича, князя Черниговского (из Черниговской ветви Рюриковичей – Святославичей – Давыдовичей). Никола Святошаправославный святой, почитаемый в лике преподобных, чудотворец.

Память преподобного Николы Святоши совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих и 14(27) октября – день памяти преподобного.

Святослав Давыдович был внуком князя Черниговского и великого князя Киевского Святослава II Ярославича и правнуком великого князя Ярослава «Мудрого». По достижении совершеннолетия Святослав женился на Анне (умерла после 1136 года), дочери великого князя Киевского Святополка II Изяславича. Князь Святослав имел несколько дочерей, одна из которых в 1123 году стала женой Всеволода Мстиславича, князя Новгородского (см. Российская Федерация). Святослав владел землями в Черниговском княжестве.

В 1098 году Святослав с великим князем Киевским Святополком II ходил походом на Волынь, принимая участие в Междоусобной войне (1097 – 1100 гг.), возникшей по причине ослепления князя Теребовльского Василька Ростиславича, князем Владимиро-Волынским Давыдом Игоревичем. Святополк II оставил княжить Святослава в Луцке (укр. Луцьк, ныне город, административный центр Луцкого района и Волынской области).  

D:\Печать_Николая_Святоши_-_Святослава_Давыдовича_Луцкого.png

Печать князя Святослава Давыдовича Луцкого. Источник https://inslav.ru/sites/default/files/mikheev2017_tamgi_statja_0.pdf. Лицензия Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

Князь Святослав был большим любителем книг и книжных собраний и тратил на книги всю свою казну. Ему на Чернигово-Северщине принадлежали сёла Пакуль (укр. Пакуль, ныне село в Черниговском районе Черниговской области) и Навозы (укр. Навози, ныне село Днепровское (укр. Дніпровське) в Черниговском районе Черниговской области), а также урочище Лесковица (укр. Лісковиця, ныне в юго-западной части города Чернигова).

В 1099 году Святополк II в битве на Рожном поле (урочище Рожное Поле вблизи нынешнего города Золочева (укр. Золочів), административный центр Золочевского района Львовской области) был разбит Ростиславичами из Галицкого княжества. В этом сражении участвовал и Святослав Давыдович. Идущее на помощь Святополку II войско короля Венгрии Кальмана I «Книжника» (венг. Könyves Kálmán) было разбито в сражении на реке «Вягре» (укр. Вігор, В’яр, польск. Wiar) в Карпатах, дружиной Давыда Игоревича и половцами хана Боняка. Давыд вернул себе города Владимир и Луцк, лишив Святослава его удела.

Святослав Давыдович не стал бороться за возвращение своего удела и 17 ноября 1106 года, оставив семью, ушёл в Киево-Печерский монастырь.

В 1106 – 1108 гг. на его средства были построены «Святые врата» Печерского монастыря с Троицкой надвратной церковью и больничная Церковь св. Николая. Он перенёс монастырскую больницу на другую сторону обители и расширил её настолько, что образовался целый «Больничный монастырь». Всё своё книжное собрание Святослав подарил Печерскому монастырю.

17 февраля 1107 года он принял монашеский постриг под именем Никола, став первым русским князем-иноком. «Оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ».

В Киево-Печерском монастыре он провёл 36 лет ведя суровый аскетический образ жизни, больше всех преуспел Никола в послушаниях. В монастыре сперва он работал на братию в келарне (поварне – кухне): «рубил дрова и на своих плечах часто носил их с берега, усердно делал и всё прочее», нужное для кухни. На втором году (1108 год) его братья Изяслав и Владимир, едва не заставили его бросить монашескую жизнь. «Но истинный послушник выпросил со слезами ещё один год поработать на поварне для братии. Всего потрудился он там три года (до 1110 года) со всевозможным прилежанием и благоговением»

В 1110 году Никола стал привратником на монастырских воротах и пробыл там тоже три года (до 1114 года), не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда взяли его служить на трапезе, и это выполнял он, как следует, с готовностью.

Часто случалось, что, когда Никола заболевал, трудясь на послушании, врач по имени Пётр, узнав о его болезни, готовил ему лекарство, чтобы вылечить его недуг«горячку или водяную порчу крови», но всегда, прежде чем он приходил с лекарством, «с Божией помощью Никола выздоравливал и не позволял себя лечить».

Однажды случилось, что «разболелся сам врач Пётр, и послал к нему Никола», говоря: «Если не будешь принимать лекарства, скоро выздоровеешь, если же не послушаешься меня, много пострадаешь». Пётр, считая себя опытным врачом, не послушался, и выпил приготовленное лекарство и, едва не умер. В итоге он выздоровел молитвой Николы. В другой раз врач снова разболелся, монах послал сообщение ему с таким обещанием: «На третий день выздоровеешь, если не будешь лечить себя». Врач, наказанный за первое ослушание, послушался Николу и, согласно его слову, в третий день выздоровел.

Позвал Никола исцелившегося врача и сказал ему: «Петр, тебе следует постричься в ангельский образ и работать Господу и Его Пречистой Матери в этом монастыре вместо меня, потому что я через три месяца отойду от этого мира». Услышав это, врач Пётр упал к ногам монаха со слезами и желанием как спасти Николу. Монах, подняв плачущего врача, сказал ему: «Не тужи, Пётр. Господь знает, как сохранить всю тварь, которую Он создал Сам; Он попечётся пропитать алчущих, заступиться за бедных и спасти находящихся в напасти. Будет он прибежищем и тебе. А братья мои по плоти пусть не обо мне плачут, а о себе и о делах своих, в плачевной юдоли этого мира, чтобы утешиться в будущем блаженстве. Я же не нуждаюсь в лечении для временной жизни, ибо давно умер я для всего временного, мертвые же  не оживут, и врачи не воскресят, как восклицает Исаия» (Ис. 26:14).

Сказав это, Никола пошёл с врачом к пещере и приготовил себе место для погребения. У врача он спросил«Кто из нас больше любит это место?» Врач с плачем ответил«Знаю, что если ты захочешь, умолишь Господа, чтобы тебе жить ещё. Меня же положи здесь!» Никола сказал ему: «Да будет тебе, как хочешь, если есть на то воля Божия. В одном образе иноческом да послужим Ему!» Тогда врач, по совету монаха, постригся в иноческий образ и три месяца, беспрестанно днём и ночью молился, проливая слёзы. Никола, утешая его, сказал: «Брат Пётр, хочешь ли, чтобы я взял тебя с собой?» Тот с плачем ответил«Хочу, чтобы ты позволил мне умереть за тебя, а ты останься здесь и молись за меня». Сказал ему Никола«Дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни». Пётр, «причастившись Божественных и Животворящих Христовых Таин» и, когда наступило предначертанное время, лёг на одре (ложе) и умер. После его смерти Никола «подвизался тридцать лет, не выходя из монастыря».

Когда Никола прошёл «по порядку степени послушания, игумен и вся братия решили, что ему надо безмолвствовать в отдельной келии и работать в тишине своему спасению». Он же, повинуясь и в этом, обустроил перед своей кельей плодовый сад и огород. Хотя, он не ел ничего другого, кроме «малого количества общей монастырской пищи на трапезе». Если он получал, что-нибудь, как бывший князь, от своих бывших людей, то всё отдавал на странников, нищих и строительство церквей.

Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от своих трудов в огородничестве. По его поручению был сделан перевод с греческого языка послания папы Римского Льва I против ереси константинопольского архимандрита Евтихия (греч. Εὐτυχής) (1-я половина V века). 

В 1142 году Никола, по просьбе своего двоюродного брата великого князя Киевского Всеволода II Ольговича, отлучился из монастыря для примирения Ольговичей с Мономаховичами.

14 (27 по новому стилю) октября 1143 года Никола умер в Печерском монастыре, пробыв монахом 36 лет. В день его смерти почти весь Киев собрался, «воздавая ему последнее целование и со многими слезами прося его молитв». Братья Изяслав и Владимир, узнав о его смерти, «плакали о нём невыразимыми слезами». Изяслав Давыдович прислал к печерскому игумену «с мольбой дать ему на благословение и утешение крест умершего, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны». Игумен отдал ему просимое, со словами: «По вере твоей да будет тебе то, от чего ждёшь ты помощи». Получив эти вещи, Изяслав бережно хранил их и отправил в Печерский монастырь много золота, чтобы отблагодарить за память о брате.

Житие, составленное епископом Владимирским Симоном (начало XIII века), описывает чудо исцеления власяницей Николы Святоши его брата князя Изяслава Давыдовича, которую тот оставил себе. Перед смертью в 1161 году, от ран, полученных в бою, Изяслав завещал похоронить себя во власянице брата.

Мощи преподобного Николы Святоши покоятся в Ближних пещерах монастыря, где их указывают планы с 1638 года.

В 1987 году день памяти Николы Святоши был включён в Собор Тульских святых, празднование Собора совершается 22 сентября.

Комментарии к записи РАКА ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛЫ СВЯТОШИ отключены