РАКА ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА ПЕЧЕРСКОГО

Рака преподобного Никона Печерского (Никон Великий) (укр. Поховання Никона Великого), род. неизв. – умер 23.03(05.04.).1088 г., древнерусский церковно-политический деятель XI века, основатель храма и монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани, игумен Печерского монастыря 1078 – 23.03(05.04.).1088 гг., учёный-летописец, православный святой, почитаемый в лике преподобных.

Память преподобного Никона Печерского совершается: во второе воскресенье Великого поста – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских; 23 марта (5 апреля) – день памяти преподобного; 22 сентября (5 октября) – Собор Тульских святых и 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

О его судьбе до появления в Печерском монастыре ничего не известно. В монастырь он пришёл не позднее 1058 года. Никон стал одним из первых сподвижников и учеников Антония, основателя монастыря. Успешно проходя степени иноческих добродетелей, Никон во всём подражал наставнику и учителю.

Антоний поручал Никону, ставшему к тому времени пресвитером и опытным монахом («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»), постригать всех новоприходящих в монастырь иноков, в том числе и Феодосия. Пострижение, примерно в 1060 году, в монахи великокняжеского любимца Ефрема и родовитого боярского сына Варлаама навлекало на монастырь, и особенно на Никона сильное негодование великого князя Киевского Изяслава I Ярославича (1054 – 1068, 1069 – 1073, 1077 – 1078 гг.). Когда узнал князь Изяслав, что произошло с боярином и с любимцем его, то страшно разгневался и приказал привести к себе того, кто дерзнул постричь их. Слуги вскоре привели к нему Никона. Князь в гневе сказал ему: «Ты ли постриг боярина и Ефрема без позволения моего?» Никон ответил: «Благодатью Божией я постриг их, по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг». Князь, разгневавшись ещё больше, сказал: «Или убеди их вернуться домой, или же ты с монахами заточён будешь, а пещеру вашу засыплю». На это Никон отвечал так: «Делай всё то, что угодно тебе; а мне не подобает совращать воинов Небесного Царя».

В то время, когда разгневанный князь укорял Никона, монашеская обитель была разгромлена слугами боярина Яна Вышатича, отца Варлаама. Антоний и его иноки вышли из пещеры, собираясь идти в другую землю. Один из княжеских отроков, видевший всё это, поведал об этом князю. Жена князя, услышав рассказ отрока, напомнила князю «о гневе Божием, бывшем в отечестве её, земле польской, когда черноризцы были изгнаны отцом (уточнение – дедом) её, Болеславом Храбрым, за пострижение Моисея Угрина», и сказала ему: «Послушай меня, господин мой, и не гневайся; ибо так же были изгнаны из страны нашей вот такие же черноризцы, и из-за того произошло много зла. Смотри, чтобы не было того же и в твоей земле». Услышав это, князь «устрашился гнева Божьего и отпустил Никона, велев ему идти в пещеру. А за покинувшими пещеру послал вслед, с мольбой, чтоб возвращались назад. Их же почти три дня убеждали, прежде чем вернулись они в свою пещеру».

После этого конфликта, в 1061 году Никон и другой монах из Монастыря св. Мины (на острове Кипр), в прошлом болгарин, ушли из Печерского монастыря, желая поселиться отдельно от других. Они отправились вниз по Днепру на берег Чёрного моря и там расстались: болгарин отправился в сторону Константинополя и поселился на острове, а Никон – на «остров Тмутараканский», где княжил Глеб, сын Святослава Ярославича, князя Черниговского. Он поселился на «месте свободном вблизи города» и основал Монастырь Пресвятой Богородицы, во всём подобный Печерскому монастырю.

В 1064 году в борьбе за Тмутаракань между Глебом и Ростиславом, сыном Владимира Ярославича, Никон поддержал Ростислава, ставшего князем, а также сблизился с воеводой Вышатой, сыном новгородского посадника Остромира. Однако 3 февраля 1067 года Ростислав был отравлен византийским катепаном (наместником) Херсонеса.

В 1067 году Никон, по поручению жителей Тмутаракани отправился в Чернигов к Святославу Ярославичу просить его дать княжить в Тмутаракань его сына Глеба. Выполнив порученное дело в Чернигове, Никон посетил Печерский монастырь, где игуменом уже был Феодосий, упросивший Никона вернуться. С князем Глебом, Никон вновь прибыл в Тмутаракань, князь остался княжить, а Никон, уладив монастырские дела в 1068 году, вернулся к Феодосию.

После возвращения в 1068 году Никон «со всей радостью» подчинялся Феодосию, а игумен очень любил его, «почитая словно отца». Когда Феодосий отлучался из монастыря, он часто поручал братию Никону, «ибо был он среди них самый старший». Когда Феодосий «поучал братию в церкви духовными словами», то просил Никона «прочесть что-либо из книг в наставление братии». Часто, когда Никон сшивал и переплетал книги, он был искусен в том ремесле, Феодосий, сидя около него, плёл верёвки для этого.

Никон был самостоятельным лидером, «книжником», который на несколько десятилетий опередил развитие монастыря. Он был равно удалён и равно приближён к противоборствующим друг другу князьям. В летописи даётся одинаково положительная посмертная характеристика и Ростислава Владимировича, и Глеба Святославича, с которыми Никон был знаком. Подобные посмертные характеристики Изяслава Ярославича и его сына Ярополка Изяславича говорят о том, что Никон был сторонником этой ветви княжеского рода.

В 1073 году великий князь Изяслав I Ярославич был изгнан из Киева своим братом Святославом, который занял престол. Никон был вынужден, с двумя монахами, на несколько лет отправиться в Тмутаракань.

В 1077 году, уже при игумене Стефане, Никон вернулся в Печерский монастырь.

В 1078 году Никон был избран братией игуменом монастыря. Он старался продолжить все начинания Феодосия, и описывается как строгий, но отходчивый начальник братии. Этот период отмечается продолжением распрей среди монахов, которые начались ещё при Феодосии и Стефане. В летописи говорится о побоях, которые Никон учинял некоторым монахам. Те, в свою очередь, не подчинялись его установлениям и иногда видели на месте Никона осла.

Под надзором Никона в 1083 году Успенская церковь была украшена византийскими мастерами иконами и мозаикой. Вероятно, в это время в церкви начал свою работу первый известный русский иконописец Алипий. В связи с этим эпизодом упоминается изображение Феодосия и Антония, которое Никон демонстрирует пришедшим мастерам. Однако Успенская церковь не была освящена вплоть до смерти Никона, что, видимо, вызвано напряжёнными отношениями митрополии и монастыря. Российский и советский историк Михаил Дмитриевич Присёлков (умер в 1941 году) считал, что Никон готовил канонизацию Феодосия, в связи с чем Нестор Летописец работал над его житием, а главная церковь монастыря – украшалась.

Никон переписывал и редактировал более ранние летописи, которые велись в Киеве, свод конца X века и свод 1030-х годов и затем дополнял их сведениями периода 10611088 годов. При этом текст Никона до нас не дошёл, некоторые сведения до 1088 года были вставлены позже другими летописцами: учеником Феодосия (1090-е годы), Нестором Летописцем (около 1113 года) и епископом Сильвестром (умер в 1123 году). Некоторые сведения о своде Никона можно извлечь, сличая текст Сильвестра с текстом Новгородской первой летописи, в которой отразился новгородский свод 1040-х 1050-х гг., составленный на основе первых летописей, а также сравнивая «Повесть временных лет» и сведения монаха Иакова Мниха (XI век).

Гипотеза о том, что Никон вёл летопись, которая в последующем была продолжена и вошла в состав «Повести временных лет» Нестора Летописца, поддерживалась российским историком Алексеем Александровичем Шахматовым (умер в 1920 году), М.Д. Присёлковым и советским, российским историком-медиевистом Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (умер в 1999 году). Гипотеза основывается на совпадении периодов жизни Никона со сведениями летописи о событиях в Киеве и Тмутаракани. Считается, что Никон создал так называемый летописный свод 1070-х годов. Называется также дата составления свода 1073 год. По мнению ряда исследователей, Никон ввёл в летопись предание о поединке князя Тмутараканского Мстислава Владимировича с князем касогов Редедей (1022 год), обработал так называемую корсунскую версию о крещении князя Владимира Святославича, рассказ о тройной мести княгини Ольги древлянам (945 год) и другие.

Также «Киево-Печерский патерик» делает акцент на роли Никона как свидетеля при заключении имущественных сделок и духовных братств под покровительством Богородицы. Нестор Летописец характеризует Никона, как, «умудренного» и «великого». Первая характеристика отражает высокую степень образованности, втораяособый авторитет среди монахов. Никон на данном этапе жизни фактически являлся лидером монахов Руси.

Вплоть до смерти Никон был тесно связан с Тмутараканью, сведения о событиях в ней содержатся в летописи до начала 1094 года. Судя по данным «Повести временных лет», Никон был хорошо знаком не только с Тмутараканью и днепровским путём, но, возможно, за время своих путешествий бывал и в Херсонесе, топография которого описана им в рассказе о крещении Владимира. В летописи он также свидетельствует об остатках древних славянских городищ в районе устьев Днестра рады тиверцев и уличей) и Дуная (городок Киевец).

23 марта (5 апреля по новому стилю) 1088 года игумен Никон умер, под этим годом Ипатьевская летопись сообщает: «В се же лето умре Никон Печерьский игумен». Высказываются предположения и о более позднем сроке его смерти – 1094 год.

Мощи преподобного Никона ныне почивают в Ближних пещерах, где их указывают планы с 1638 года. Сохранилось изображение преподобного Никона в монументальных росписях храмов Киево-Печерской лавры.

Согласно исследованиям антропологов, преподобный Никон скончался в возрасте 55-60 лет.

Комментарии к записи РАКА ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА ПЕЧЕРСКОГО отключены