СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь св. Симеона («Родича господнего?» Столпника?, каменная) Симеоновского мужского монастыря (укр. Церква св. Симеона Симеоновського монастиря). Монастырь был посвящён святому Симеону (очевидно, Симеону Столпнику). Родовой монастырь черниговской княжеской династии Ольговичей.

Местонахождение монастыря. Симеоновский монастырь находился в Копыревом конце, северо-западный посад древнего Киева. Монастырский храм являлся высотной доминантой Копырева конца и эффектно смотрелся с Подола и окружающих холмов. Предположительно, рядом с монастырём был расположен и княжий двор, перенесённый сюда в конце XII века. На этом предположении построен приведённый ниже фрагмент диорамы Киева.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Симеоновский монастырь. Фрагмент диорамы «Древний Киев», XII – XIII вв. Автор-исполнитель А.В. Казанский, научные консультанты Ю.С. Асеев, П.П. Толочко. 1976 год. Экспонируется в Национальном музее истории Украины. Фото 2012 года. Автор – Voyevoda. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церкви в Копыревом конце, вид северо-востока. Справа одноапсидый храм это Церковь св. Иоанна (1-я половина XII века), на «Новом» княжем дворе (справа вверху) Церковь св. Василия Великого 1197 года, слева – два каменных храма 2-й половины XI века, один из них относится к Симеоновскому монастырю. Фрагмент макета Киева X XIII вв. Реконструкция Д.П. Мазюкевича, 1967 – 1973 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Симеоновский монастырь находился близ нынешней Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (укр. Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури, НАОМА), улица Вознесенский спуск (укр. вулиця Вознесенський узвіз), 20. На территории учебного заведения и недалеко от него были обнаружены два каменных храма древнерусской эпохи, датируемые 2-й половиной XI века.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Два каменных храма датируемые 2-й половиной XI века: 1-го локация установлена приблизительно, 2-го точно. Источникhttps://www.google.com/maps/@50.4577859,30.5071427,231m/data=!3m1!1e3. Фото изменено

Как добраться: от остановки автобусной и троллейбусной «Львівська площа» пройти 510 метров в направлении НАОМА, или 1 км от станции метро «Золоті ворота». Сейчас эта местность объявлена заповедной зоной.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\13) 2020.jpg

Перекрёсток Вознесенского спуска и Кияновского переулка (укр. Киянівський провулок), вид с Несторовского переулка (укр. Несторівський провулок). Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

История монастыря. Церковь св. Симеона и монастырь были основаны в 1070-х годах великим князем Киевским Святославом II Ярославичем. О постройке этого храма и монастыря прямых летописных известий нет.

Впервые монастырь, упомянут в Ипатьевской летописи под 6655 (1147) годом, как место погребения свергнутого с престола великого князя Киевского Игоря II Ольговича. Из летописного текста «(это) был монастырь отца его и деда Святослава», можно сделать вывод, что обитель основал дед Игоря – великий князь Киевский Святослав II Ярославич, а в начале XII века монастырский храм достроил отец – князь Черниговский Олег Святославич. Судя по этому известию, Святослав Ярославич, очевидно, не хотел отставать от своих братьев Изяслава и Всеволода, выстроивших свои фамильные «вотчи» монастыри: Изяслав в честь своего патрона – Дмитриевский, а Всеволод – Михайловский Выдубицкий.

Симеоновский монастырь упоминается в летописи также под 1150 и 1162 годами.

6 марта 1161 года в Симеоновском монастыре умер от ран, полученных в сражении, великий князь Киевский Изяслав III Давыдович.

 

***

Как уже было отмечено, на территории летописного Копырева конца обнаружены остатки двух древнерусских храмов, датированных 2-й половиной XI века.

ПЕРВЫЙ ХРАМ 2-й половины XI века (в Кияновском переулке). В конце 1870-х годов в усадьбе мещанки Е. Чеботаревской, расположенной на углу Вознесенского спуска и Кияновского переулка, при земляных работах для постройки дома на глубине около 70 см рабочие натолкнулись на груду обломков кирпичей и тесаных плит белого камня и шифера. Там же попадались треугольные и квадратные плитки, покрытые с одной стороны поливой красного, зелёного, синего и жёлтого цветов. Некоторые из найденных плиток были покрыты разноцветными разводами. В том же слое находили человеческие кости, возможно, погребения.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Район перекрёстка Вознесенского спуска и Кияновского переулка. Источникhttps://www.google.com/maps/@50.4571478,30.5070993,116m/data=!3m1!1e3. Фото без изменений

Найденные древние строительные материалы были использованы для кладки фундаментов строящегося дома, шиферные плиты были уложены в основание печей. Площадь усадьбы, возвышающаяся над уровнем Вознесенского спуска на 1 метр, а над уровнем Кияновского переулка более чем на 2 метра, была выровнена, и обнаруженные древние фундаменты, неразрушенные новой постройкой, были вновь погребены под слоем земли.

В январе 1887 года в усадьбе Чеботаревской были начаты новые земляные работы с целью выравнивания площади усадьбы с площадью Кияновского переулка. В статье «Древнее здание в усадьбе г. Чеботаревской» корреспондент киевской газеты «Киевлянин» от 21 июня 1887 года сообщал, что, уже в самом начале работ в части усадьбы, прилегающей к переулку, была открыта «вертикально стоящая в земле массивная стена из больших глыб булыжника и огромных, твёрдых, почти квадратной формы кирпичей. Этот прочный материал был крепко связан цементом, состоящим из извести и толчёного кирпича».

Прекратив дальнейшие работы, Е. Чеботаревская известила о находке историка и археолога Владимира Бонифатиевича Антоновича (укр. Володимир Боніфатійович Антонович), который, осмотрев руины древнего здания. В письме от 21 февраля 1887 года адресованном историку византийского и древнерусского искусства Никодиму Павловичу Кондакову, он сообщал об открытии в усадьбе Е. Чеботаревской следующее: «В одной из трущоб Киева (на углу спусков Вознесенского и Кияновского на Кудрявце) домовладелица Чеботаревская, планируя своё место, наткнулась на фундамент какого-то здания – я осмотрел эту находку и думаю, что она представляет значительный интерес: фундамент в сажень (2,1 метра) вышиной сложен из валунов, соединенных характерным, совершенно отвердевшим цементом из извести с примесью толчёного кирпича и щебня; во всей усадьбе г. Чеботаревской находят, по словам хозяйки … квадратные кирпичи и шиферные плиты и их обломки».

Е. Чеботаревская изъявила готовность предоставить Императорской археологической комиссии право произвести раскопки в её усадьбе, с условием, чтобы раскопки велись за счёт комиссии, и чтобы вынутая при этом земля была увезена с её усадьбы в близлежащий овраг, чтобы камень, если стена будет разобрана, остался её собственностью и чтобы за все золотые и серебряные вещи, которые могут быть найдены, комиссия уплатила ей стоимость их.

Археологическая комиссия отношением от 4 марта 1887 года предложила В.Б. Антоновичу взять на себя раскопки в усадьбе Е. Чеботаревской. В.Б. Антонович, изъявив первоначально согласие на это предложение, предполагал приступить к работе 13 апреля, но несколько позже отказался от участия в этих раскопках, ссылаясь на необходимость отъезда из Киева.

28 апреля того же года комиссия известила Е. Чеботаревскую о невозможности немедленно приступить к раскопкам ввиду отъезда В.Б. Антоновича из Киева и отъезда за границу Н.П. Кондакова. Комиссия просила Е. Чеботаревскую повременить с раскопками до приезда в Киев председателя комиссии, археолога графа Алексея Александровича Бобринского, приезд которого предполагался в июне того же года.

4 июня 1887 года граф А.А. Бобринский письмом из Смелы (укр. Сміла, ныне в Черкасском районе Черкасской области), уведомил Е. Чеботаревскую о том, что в связи с отъездом в Севастополь он также не сможет заняться раскопками и обещал по возвращении из поездки решить вопрос о дальнейших работах на её усадьбе.

Е. Чеботаревская решила действовать самостоятельно. Войдя в соглашение с киевским купцом В. Розмитальским, она разрешила последнему произвести «раскопки» за свой счёт, с условием раздела всего найденного пополам. Накануне этих «раскопок» корреспондент «Киевлянина» от 15 августа 1887 года в заметке «Раскопки в Кияновском переулке» писал: «Верить не хочется, что в университетском городе, имеющем археологическое и историческое общества, серьёзные археологические раскопки будут производиться какой-то компанией, ничего общего с археологией не имеющей».

17 августа 1887 года В. Розмитальский в сообществе с Ф. Свиридовским и Торчинским приступил к работе. В. Розмитальский уверял, что у него имеются описания зарытых в той местности сокровищ, которые он сохраняет в «тайне». Эта компания проводила «раскопки» не впервые. В сентябре 1878 года они же разрыли «с разрешения начальства» и в значительной мере погубили развалины храма на Вознесенском спуске. В октябре 1878 года этот храм был раскопан историком церковной архитектуры Петром Александровичем Лашкарёвым, который считал его – Церковью св. Симеона. В 1947 году этот же храм был исследован Киевской археологической экспедицией АН СССР и АН УССР под руководством советского археолога Михаила Константиновича Каргера.

В статье «Компания кладоискателей» в «Киевлянине» от 19 августа 1887 года был опубликован легендарный рассказ, которым руководствовались кладоискатели в своих поисках, «несметный клад» зарыт под древним зданием в усадьбе Чеботаревской по одному варианту каким-то лицом, жившим в эпоху татарского нашествия, по другому Мазепой. Кладоискатели уверяли, что они располагают «древним документом», удостоверяющим, что на месте усадьбы Чеботаревской стояла когда-то часовня, в которой и был зарыт клад. В «документе» указано семь «примет», по которым можно найти клад. Две из них, по словам кладоискателей, уже найдены, остаётся найти ещё пять, а затем и сам клад.

 Благодаря довольно обстоятельному описанию «раскопок», проведённых 17-19 августа 1887 года в усадьбе Чеботаревской, опубликованных неизвестным, но, достаточно квалифицированным корреспондентом «Киевлянина», имеется возможность до некоторой степени представить общий характер руин древнего храма, обнаруженного в Кияновском переулке. Работы проводились десятью рабочими-землекопами под наблюдением трёх упомянутых кладоискателей и самой Чеботаревской. Уже в первые два дня кладоискатели успели обнаружить часть фундамента здания, на протяжении около 13 метров. «Одна из массивных стен, – сообщал корреспондент, – тянется от северо-востока на юго-запад; стена эта заканчивается кирпичным столбом, который сохранился, всего на высоту около пол аршина (35 см) над уровнем пола. На северо-восточной стороне столба сохранился слой штукатурки со следами красной краски. Уровень пола здания прекрасно может быть определён, так как часть самою пола сохранилась в своём естественном положении».

Пол, судя по описанию, состоял из квадратной формы кирпичных плиток, 13,5 × 13,5 см, покрытых разноцветной поливой. Кладоискатели огромным буром пробивали свои шурфы, разрушая плиточный настил пола в надежде в подполье найти скрытые сокровища, однако ничего, кроме человеческих скелетов, отдельных костей и черепков, под полом обнаружить не удавалось. Вокруг стен церкви рылись глубокие рвы, достигавшие самой подошвы фундаментов.

В «Киевлянине» от 20 августа 1887 года в заметке «Поиски клада», указывалось, что у внутренней стороны стены, тянущейся с северо-востока на юго-запад, была обнаружена «деревянная сгнившая гробница, установленная ниже уровня церковного пола. В гробнице лежал хорошо сохранившийся скелет».

На третий день «раскопок», по словам корреспондента «Киевлянина», можно было явственно определить уже три крестообразных столба храма. Столбы были сложены из тонкого кирпича. Расстояние от северного столба до восточного около 2 метров, южный столб стоит очень близко к северному, на расстоянии около 1 метра. По словам корреспондента, северный и восточный столбы «ниже уровня пола связываются каменной стеной (то есть ленточным фундаментом)». Судя по описанию, ленточные фундаменты, которые связывали южный и северный столбы, обнаружено не было, хотя промежуток между столбами был разрыт до самого основания столбов.

Согласно заметке «Раскопки в усадьбе г. Чеботаревской» в «Киевлянине» от 21 августа 1887 года, 20 августа «раскопки» в усадьбе Е. Чеботаревской прекратились вследствие каких-то «недоразумений», возникших между кладоискателями. В той же газете от 25 августа 1887 года в заметке «Поиски клада», помещена информация, что утром 21 августа место «раскопок» уже охранял городовой, а вскоре кладоискатели вынуждены были зарыть вырытые ими ямы.

Однако Е. Чеботаревская не оставила мысли о «раскопках» на своём дворе, тем более, что кое-какие находки, по-видимому оставшиеся неизвестными для корреспондентов газет, всё же попали ей в руки.

28 декабря 1887 года Е. Чеботаревская вновь обратилась в Археологическую комиссию с предложением произвести раскопки на прежде предложенных ею условиях. В письме она сообщала: «При производстве земляных работ около моего дома в моей усадьбе в прошлое лето открыты новые следы остатков древнего фундамента, а также найдено много мелких древних вещей».

26 февраля 1888 года Археологическая комиссия получила новое письмо от Е. Чеботаревской (ставшей Кривицкой), которым она напоминала о том, что ни обещанного письмом (А.А. Бобринского) свидания, ни уведомления о дальнейших намерениях комиссии она не имела, а потому и просит поставить её в известность, должна ли она и ныне ожидать работ по раскопке от Археологической комиссии, и если должна, то когда именно эти работы будут начаты, или же комиссия отрешилась от намерения произвести раскопки в её усадьбе. При этом она подчёркивала неотложность решения комиссии ввиду предполагаемой ею на будущее лето постройки дома на месте раскопок, для чего усадьба должна быть заблаговременно срыта.

29 февраля 1888 года Археологическая комиссия уведомила Чеботаревскую о том, что «в ближайшем будущем комиссия не имеет возможности командировать кого-либо от себя для наблюдения за производимыми в усадьбе раскопками» и потому, не желая стеснять домовладелицу в дальнейшем их производстве, обратилась к Чеботаревской с просьбой «при находке каких-либо древностей представлять их на рассмотрение профессору В.Б. Антоновичу». Этой бюрократической отпиской Археологическая комиссия, не проявившая ни малейшего интереса к прекрасно сохранившимся, судя по приведённым описаниям, руинам одного из древнейших храмов Киева, санкционировала окончательное разрушение ценного памятника киевского зодчества.

25 мая 1888 года комиссия получила письмо от И.Г. Кривицкого, сообщавшего о том, что он, имея полную доверенность на управление имуществом Чеботаревской-Кривицкой, нашёл между её документами переписку комиссии, из которой видно, что комиссия не имеет возможности командировать кого-либо для наблюдения за производством раскопок в усадьбе бывшей Чеботаревской, ввиду чего он – Кривицкий – имел личные переговоры с В.Б. Антоновичем, который изъявил согласие принять на себя труд начать раскопки, если со стороны комиссии последует на это разрешение. И.Г. Кривицкий просил уведомить его о решении комиссии. На этом переписка о раскопках в усадьбе Чеботаревской-Кривицкой обрывается, и дальнейшая судьба остатков церкви, найденных в этой усадьбе, остаётся невыясненной.

С этим древнекиевским храмом, возможно, связаны захоронения, раскопанные в 1985 году в Кияновском переулке, 10.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\12) Е2020.jpg

Кияновский переулок, 6/10, Храм Феодосия Черниговского, построен в 2011 году. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В настоящее время территория на углу Вознесенского спуска и Кияновского переулка тесно застроена жилыми домами и хозяйственными постройками. Возможность каких-либо археологических исследований на небольшой площади двора почти исключена.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\14) Е2020.jpg

Виден перекрёсток Вознесенского спуска и Кияновского переулка. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\10) Е2020, нач. переулка.jpg

Перекрёсток Вознесенского спуска и Кияновского переулка. Дома по углам перекрёстка: Вознесенский спуск, 14 и Кияновский переулок, 2 – дореволюционные. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Описание церкви. Судя по приведённым выше отрывочным данным, раскопанные развалины древней постройки, представляли руины одного из древнейших храмов Киева. О дате этого памятника можно судить на основании описания техники кладки стен, состоявших «из больших глыб булыжника и огромных, почти квадратной формы кирпичей на растворе извести с примесью толчёного кирпича». Кладка из чередующихся рядов кирпича и камня («opus mixtum») позволяет датировать руины храма на Кияновском переулке не позже конца XI века. Наличие в здании ленточных фундаментов подтверждает раннюю дату постройки храма. Об этом же свидетельствуют размеры кирпича, используемого в кладке стен, и широкое применение шиферных плит, размеры и особенно небольшая толщина керамических поливных плиток пола.

Недостаточность описания открытых частей здания не позволяет даже приблизительно восстановить его план. Три кресчатых столба, открытых «раскопками» в средней части здания, названных в описании «северным», «восточным» и «южным», не позволяют решить вопрос о том, было ли здание 4-столпным, или 6-столпным. Расстояние между «северным» и «южным» столбами около 1 метра, не только не может быть шириной центрального нефа храма, что вообще неправдоподобно. Расстояние, около 2 метров, между «северным» и «восточным» столбами, связанными ленточным фундаментом, то есть находящимися на одной оси, может быть, шириной прохода из центральной апсиды в северную.

Согласно имеющимся описаниям, храм был расписан фресками, полы его были богато декорированы майоликовыми плитками.

ВТОРОЙ ХРАМ 2-й половины XI века (на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры). По более ранним известиям храм находился северо-западнее более поздней деревянной Вознесенской церкви.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\8) Е2020.jpg

Справа от улицы Вознесенский спуск небольшой холм, где и стояла древняя каменная церковь, ниже виден корпус Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Место расположения церкви. Источникhttps://www.google.com/maps/@50.4582126,30.5068082,116m/data=!3m1!1e3. Фото изменено

На территории Национальной академии расположен небольшой холм, точнее, земляной бугор, который сразу привлекает внимание. Он расположен к югу от главного корпуса академии.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\6) Е2020.jpg

Главный корпус Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Холм ограничен с северной стороны искусственно пониженной площадкой перед зданием академии, с южной – также значительно пониженной площадкой двора дома № 18 по Вознесенскому спуску, с запада – улицей Вознесенский спуск и с востока – проездом перед зданием мастерских академии. Все четыре стороны холма созданы искусственным срезом земли, отчего он имеет почти прямоугольную форму и возвышается на 1,52,5 метра над примыкающими участками. В северо-восточной части, к зданиям академии, поверхность холма несколько опускается, образуя незначительно пониженную террасу.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\7) Е2020.jpg

Холм, со стороны главного корпуса Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Охранная табличка на холме. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Археологические раскопки на холме во дворе Киевского художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по улице Спуск Смирнова-Ласточкина, 20 (ныне улица Вознесенский спуск) были проведены в 1947 году под руководством советского историка архитектуры, археолога Михаила Константиновича Каргера.

D:\392-1.gif

Развалины храма в усадьбе Киевского художественного института. Генеральный план участка. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Раскопки были проведены в южной половине холма. В северо-восточной части, к зданию института, где поверхность холма несколько опускается, образуя незначительно пониженную террасу, которая была сплошь занята огородами и по этой причине раскопкам подвергнута не была. Весь холм был покрыт редко расположенными старыми деревьями, которые требовалось сохранить, что вынуждало археологическую экспедицию отказываться от раскопок отдельных, к счастью сравнительно незначительных частей изучаемого объекта.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\5) Е2020.jpg

Место археологических раскопок 1947 года. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Несмотря на то, что площадь всего участка была задернована, на поверхности и, особенно в обрезах крутых склонов холма встречались в незначительном количестве обломки древних кирпичей, куски известкового раствора с примесью толчёного кирпича, обломки шиферных плит и другие строительные остатки от постройки домонгольского периода.

Согласно записей М.К. Каргера: «Уже в первые дни раскопок стало очевидно, что на всей площади южной половины бугра непосредственно под дёрном лежит слой земли, насыщенной различными строительными остатками: обломками плоского кирпича, шифера, известкового раствора с примесью цемянки. На глубине около 0,2 метра в восточной, а особенно в юго-восточной части раскопа слой этот состоял почти исключительно из строительных остатков, имея от обилия известкового раствора с цемянкой розоватый оттенок». Среди строительных остатков в значительном количестве попадались фрагменты фресок.

Строительные остатки встречались и в северо-западном раскопе, заложенном у самого обреза холма над тротуаром Вознесенского спуска, но в значительно меньшем количестве. В этом раскопе строительные остатки лежали лишь до уровня древнего горизонта, ниже которого были обнаружены густо расположенные грунтовые могилы древнего христианского кладбища, с очень бедным погребальным инвентарём. Все погребённые были ориентированы головой на запад и лежали в деревянных, плохо сохранившихся гробах. Нередко захоронения перерезали одно другое, что свидетельствует о длительности существования кладбища. По инвентарю заслуживает внимания детское погребение с хорошо сохранившимся ожерельем из белых хрустальных и цветных стеклянных бус и оловянным крестиком. В несколько меньшем количестве захоронения аналогичного типа, перекрытые сверху развалом строительных остатков древней, домонгольского времени, постройки, были обнаружены и на юго-западном участке раскопок.

Наиболее интересные результаты дали раскопки, широко развернувшиеся в юго-восточной части холма, которые сомкнулись впоследствии с юго-западным участком. На всей площади этого основного участка раскопок лежал мощный слой завала строительных остатков, достигавший здесь 1,52 метра. Завал строительного щебня местами лежал и глубже древнего горизонта.

Раскопанные отвесные стенки фундаментных рвов, бутовая кладка которых оказалась почти полностью выбранной, выкопанные в плотном лёссе, отлично сохранились почти на всю глубину, особенно в нижней части. Рвы были заполнены засыпью, состоявшей в основном из строительного щебня, кусков кирпича, обломков известкового раствора с цемянкой, фрагментов фресок и прочим. Попадались также, но в значительно меньшем количестве куски бутового камня с остатками раствора.

Тщательное изучение сложной стратиграфии участка позволило исследователям установить, что ниже древнего горизонта в плотном материковом лёссе хорошо прослеживаются четыре параллельных рва от фундаментов. Согласно отчёту экспедиции: «Рвы расположены по оси северо-запад юго-восток, причём промежутки между двумя крайними парами рвов равны между собой, а промежуток между внутренней парой рвов почти вдвое шире. Эти четыре продольные фундаментных рва пересекались четырьмя поперечными, причём два промежутка между тремя северо-западными рвами были почти равны между собой, а промежуток между парой юго-восточных рвов был несколько шире. В юго-восточной части продольные фундаментные рвы соединялись друг с другом: средняя пара – полуциркульным рвом, боковые рвом в четверть окружности. Фундаментные рвы имели ширину около 1,5 метра при глубине от уровня древней дневной поверхности 0,60,7 метра».

D:\393-1.gif

Разрезы фундаментных рвов. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

На дне всех вскрытых раскопками фундаментных рвов были установлены остатки, а порой лишь следы деревянных субструкций, на которых покоилась бутовая кладка фундаментов. Субструкций эти состояли из деревянных лежней, уложенных вдоль всех фундаментных рвов.

D:\395-1.gif

План субструкций фундаментов. Раскопки 1947 года. Не вскрытые части фундаментных рвов показаны пунктирными линиями. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Исследование деревянных субструкций, в большей части давно уже сгнивших, было связано со значительными трудностями. Лишь в редчайших случаях деревянные лежни представляли хорошо видимые коричневые полосы с остатками истлевшего дерева. Хорошо прослеживался разрез лежней в нижней части сохранившихся каменных кладок фундамента. В основном, однако, расположение лежней прослеживалось по трассам более рыхлого грунта на месте сгнившего дерева.

Согласно отчёта экспедиции: «В результате выемки более рыхлого заполнения на дне рвов расчищались прямые каналы, расположенные в продольных рвах обычно по три, а в поперечных рвах по два. Были, однако, и исключения: продольный ров на оси северных столбов от фундамента западной стены до восточного поперечного фундамента имел не три, а два ряда лежней. Два ряда лежней были уложены и в южной части фундамента западной стены, тогда как в северной части того же фундамента лежали три ряда лежней».

D:\tabl69-1.jpg

Фундаментные рвы со следами деревянных субструкций. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

D:\tabl69-2.jpg

Фундаментные рвы со следами деревянных субструкций. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

D:\tabl70-2.jpg

Фундаментные рвы с остатками каменной кладки и деревянных субструкций. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

В местах пересечения лежней продольных фундаментов с лежнями поперечных фундаментов были обнаружены в нескольких случаях отлично сохранившиеся железные костыли, скреплявшие некогда лежни в перекрестьях. Костыли, сохранили своё вертикальное положение, хотя лежни, в которые они были забиты, давно сгнили.

D:\397-1.jpg

Следы деревянных субструкций с сохранившимися железными костылями на дне фундаментных рвов. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Необходимо отметить, что на дне рвов в двух местах сохранилась бутовая кладка фундамента здания. Она состоит из огромных валунов, скрепленных известковым раствором с примесью цемянки. Раствор был отличного качества.

D:\tabl70-1.jpg

Фундаментные рвы с остатками бутовой кладки и деревянных субструкций. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Среди остатков строительных материалов весьма многочисленными были обломки красноглиняных, толстостенных сосудов амфорного типа, отличного керамического качества, с приставшими кусками известкового раствора с примесью цемянки. По мнению М.К Каргера: «Не может быть сомнения в том, что сосуды эти использовались в здании в качестве строительного материала в кладке купола или сводов. Характер блоков кладки, в которых были встречены отдельные обломки амфор, подтверждал эту мысль». Кроме того, были найдены, но в меньшем количестве, обломки строительной керамики другого широко распространенного типабелоглиняных голосников.

Среди строительных остатков попадались многочисленные обломки кирпичейплинфы. Как пишет в своих работах М.К. Каргер: «Размер их и керамические качества позволяли сближать их не с кирпичом XII века, а с более ранним, распространенным в киевском зодчестве 2-й половины XI века». Однако эти наблюдения не позволяли исследователям всё же с уверенностью ставить вопрос о дате памятника, тем более, что по характеру плана раскопанный храм скорее можно было отнести к XII веку.

Решающим для датировки памятника оказалось обнаружение трёх блоков кладки рухнувших стен храма. К югу от развалин, в нескольких метрах от юго-западного угла, на уровне древнего горизонта был обнаружен весьма значительный блок кладки упавшей южной стены храма. Стена лежала наружной поверхностью вниз и сохранилась далеко не на всю толщину. От удара о землю кладка распалась на части, плинфа и камни уже не составляли единого блока, но поскольку они лежали на своём месте, изучение структуры кладки не представляло особого труда. Кладка состояла из чередования горизонтальных рядов дикого, довольно грубо отёсанного камня и рядов плоской плинфы на растворе извести с примесью цемянки.

В средней части блока кирпичи-плинфа лежали не сплошными горизонтальными рядами, а частью вертикально, частью горизонтально, образуя характерный для известных периодов киевского зодчества рисунок меандра.

D:\399-1.gif

Фрагмент кладки упавшей южной стены. План. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

О том, что эту кирпичную орнаментальную выкладку надо понимать именно как остаток меандра, свидетельствовал второй, незначительный по размерам, но лучше сохранившийся блок, найденный к северо-западу от развалин храма. На наружной облицовочной части кладки отчётливо видна часть меандра.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент кладки стены, найденный к северо-западу от развалин храма. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Весьма существенные дополнения для понимания техники кладки дал третий блок, найденный неподалеку от первого, у юго-западного угла остатков храма. Он представлял несколько рядов кирпичной кладки, где между рядами, лежащими в плоскости фасада, лежат ряды, утопленные в кладке, прикрытые раствором с гладко затёртой, мраморовидной поверхностью.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент кладки стены, найденный у юго-западного угла развалин храма. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

В отчёте экспедиции сказано: «В верхней части блока чередуются один ряд кирпича, выпущенный наружу, и один ряд, утопленный в кладке: в нижней части в растворе утоплено несколько рядов кирпичной кладки. На гладко затёртой поверхности раствора, прикрывающего эти горизонтальные ряды кирпичной кладки, по сырому грунту прорисованы в виде графьи ряды вертикально поставленных кирпичей, как бы чередующихся с камнем».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\14) Симеоновский монастырь\3) Е2020.jpg

Место археологических раскопок 1947 года. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Описание церкви. В ходе археологической экспедиции 1947 года, несмотря на то, что наличие деревьев не позволило подвергнуть раскопкам всю площадь целиком и отдельные части фундаментных рвов остались ввиду этого не вскрытыми, план фундаментов здания удалось понять полностью.

D:\395-1.gif

План фундаментов. Раскопки 1947 года. Не вскрытые части фундаментных рвов показаны пунктирными линиями. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Судя по сохранившимся рвам ленточного фундамента церкви, она представляла собой небольшой, 11,8 × 20,3 метра, 3-нефный, 6-столпный храм с тремя апсидами. Подкупольный квадрат храма несколько сдвинут к востоку. Тщательное исследование юго-западного и северо-западного углов здания не оставляло сомнений в том, что храм не имел башни для подъёма на хоры. К тому же фундамент западной стены по ширине несколько превышает фундамент северной и южной стен, что может свидетельствовать о существовании лестницы в толще западной стены храма.

D:\402-1.gif

План-реконструкция храма. М.К. Каргер, раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

Техника кладки и характер декоративной обработки поверхности фасада храма благодаря находке в 1947 году трёх описанных выше блоков не вызывает никаких сомнений. Кладка стен относится к тому типу, который широко известен в памятниках киевского зодчества XI века «смешанной кладки» («opus mixtum»). Для этой техники характерно не только чередование рядов камня и плинфы, но и применение вышеописанного приёма чередования рядов плинфы, лежащих в плоскости фасада, с рядами, утопленными в кладке.

Фасады церкви членились лизенами (лопатками), которые частично удалось проследить даже по фундаментным рвам. Северный и южный фасады членились лизенами на четыре неравных части, западный фасад имел трехчастное членение.

C:\Users\user145\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\6-1.jpg

Реконструкция Ю.С. Асеева. Рисунок Л.И. Андриевского, В.А. Буйновского. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 87. Фото без изменений

Согласно выводам Михаила Константиновича Каргера: «Приведённые данные позволяют уточнить дату храма, в пределах 2-й половины XI века. Нельзя не заметить, что и в отношении техники кладки фундаментов и особенно устройства деревянных субструкций развалины этого храма, несомненно, могут быть сближены именно с памятниками вышеуказанного периода. Железные костыли, скреплявшие деревянные лежни в местах их пересечения, в отличие от более древних построек, где применялись деревянные колки (колья), известны в развалинах Церкви Спаса на Берестове (конец XI – начало XII вв.), в развалинах Церкви Бориса и Глеба в Вышгороде, заложенного в конце XI века, и в развалинах 6-столпного храма Зарубского монастыря, раскопанного Киевской экспедицией в 19481949 гг.».

Храм имеет необычную ориентацию на восход солнца, которая указывает на то, что закладка состоялась либо 18 января, либо 11 ноября, плюс – минус несколько дней, то есть в неблагоприятный для строительства сезон. Почти все древнерусские храмы закладывались летом. Причиной этого, скорее всего, было желание заложить храм в какой-то определённый праздник.

В ходе раскопок остатков храма найдено значительное количество фрагментов фресковой росписи. Среди них некоторые заслуживают особого внимания. Фрагменты фресок с изображением лиц поражают ярко выраженными чертами реализма и живописности.

D:\tabl71.jpg

Фрагменты фресковой росписи. Раскопки 1947 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/ArtInstRuins.html. Фото без изменений

В своих заметках М.К. Каргер отметил: «Этим фрескам совершенно чужда сухая графичность и плоскостная, условная характеристика персонажей, присущая русской монументальной живописи XII века. Им совершенно чужд абстрактный аскетический ригоризм, захвативший русское искусство в XII – XIII вв. Всё это подтверждает датировку храма, выдвинутую на основе анализа строительной техники здания».

***

Вопрос о том, с какой из этих двух церквей можно связать известный по письменным источникам храм Симеоновского монастыря остаётся пока открытым, и даже с определённой уверенностью сказать невозможно. Существует множество гипотез, одна из них, что во дворе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры – это храм женского Лазаревого монастыря.

Связать церковь во дворе Национальной академии с Церковью св. Иоанна в Копыреве конце противоречит слишком поздняя датировка последней. В Ипатьевской летописи под 6629 (1121) годом сказано: «Того же лета заложи церкви святаго Ивана в Копыреве конци». В эту пору в Киеве уже господствовала техника равнослойной кирпичной кладки. 

Советский историк Леонид Ефремович Махновец (укр. Леонід Єфремович Махновець, умер в 1993 году) связывал остатки церкви в Кияновском переулке с Церковью св. Симеона.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Фрагмент «Київ у V – XIII ст.». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 537. Фото без изменений

V. Копырев конец

1. Церковь св. Василия Великого на «Новом» дворе

2. Церковь св. Симеона Симеоновского монастыря

3. Церковь св. Иоанна (Предтечи?)

4. Подольские ворота

5. Дворы

Сооружения без нумерации, не упомянутые в Летописи

Согласно летописям «в монастири святому Семиону в Копыревом конци» был похоронен:

Игорь II Ольгович, великий князь Киевский, убит 19.09.1147 г., в 1150 году перезахоронен в Церкви св. Спаса в Чернигове.

Комментарии к записи СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ отключены