ВЛАДИМИР II ВСЕВОЛОДОВИЧ «МОНОМАХ»

Владимир II Всеволодович «Мономах», крестное имя Василий, великий князь Киевский, умер 19 мая 1125 года близ Переяславля на реке Альте, возле Церкви Бориса и Глеба, в возрасте 71 года. Он прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая была родственницей императора Византии Константина IX Мономаха (греч. Κωνσταντίνος Θ΄ Μονομάχος).

Согласно Киево-Печерскому патерику, Владимир «Мономах» ещё, будучи князем Черниговским (1078 – 1094 гг.), находясь в Чернигове, сильно заболел. Князь, уже находясь при смерти, послал к игумену Печерского монастыря Иоанну I (1088 – около 1103 гг.), прося прислать к нему в Чернигов монаха Агапита Лекаря. Позвав его, игумен передал ему просьбу князя. Агапит, который никогда не покидавший стены обители, передал для князя зелье, после чего тот совершенно выздоровел. Тяжёлая болезнь постигла князя между 1088 – 1094 гг.

Владимир «Мономах» был выдающимся публицистом XII века, его перу принадлежит много произведений. До нас дошли четыре его работы. Первое знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» своим детям (1117 год), второе автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третьеписьмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу (1097 год), четвёртое (предполагаемое) «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 год).

D:\Повчання_Володимира_Мономаха.jpg

Начало «Поучение Владимира Мономаха». Лаврентьевская летопись. 1377 год. Источник – http://doc.histrf.ru/10-16/pouchenie-vladimira-monomakha/. Общественное достояние. Фото без изменений

По мнению советского и украинского историка, археолога Сергея Александровича Высоцкого (умер в 1998 году), Владимир «Мономах» единственный из тогдашних власти имущих, оставивший на стенах Софийского собора две надписи-граффити, что делает его исключительной особой как с исторической, так и с психологической точки зрения. Первое граффити – «Господи, помоги рабу своему Василию, грешному, помоги ему, Господи».

D:\Volodymyr_II_Monomakh_Signature.jpg

Автограф-граффити Владимира «Мономаха» в Софийском соборе. Источник – http://ukrmap.su/uk-uh7/297.html. Общественное достояние. Фото без изменений

Второе граффити Владимира «Мономаха»: «Господи, помоги рабу своему Владимиру на многие годы и дай прощение греха на день судный».

На склоне своих лет Владимир «Мономах» с удовольствием вспоминал: «Вот когда я жил в Чернигове, я своими руками стриножил в лесных пущах десятка три диких лошадей, да ещё и приходилось ездить по степи, тоже собственноручно ловил их. Два раза туры поднимали меня вместе с конем на рога, олень бил меня рогами, лось ногами топтал, а второй колол, дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил колено, а рысь однажды, спрыгнув мне на бедра, свалила вместе с конем…».

Будто в подтверждение правдивости этих воспоминаний, в 1821 году в лесах в окрестностях Чернигова был найден тяжёлый золотой амулет-змеевик стоимостью в 100 гривен кун, вероятно, утерянный князем во время одного из охотничьих приключений или бешеной скачки в Киев: «А из Чернигова я сотни раз скакал к отцу в Киев за один день до вечера».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Змеевик Владимира «Мономаха» «Черниговская гривна». Золото, литьё. Около 1084-1094 гг. Ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т.1. – С. 288-289. Фото без изменений

Золотой змеевик, ошибочно называемый «Черниговской гривной», относится к наиболее драгоценным памятникам ювелирного искусства местного производства. Змеевик, иначе – амулет, талисман, оберег, охраняющий, оберегающий человека от различных напастей и болезней, демонов и злых духов, имеет вид круглого медальона с ушком для шнурка; его тыльная сторона украшена человеческой головой, обвитой семью змеями, отсюда и его название-змеевик. Тип этого талисмана возник на Востоке, в древней Халдее (аккад. māt Kaldu, юг Месопотамии), и через Византию проник в славянский мир и на Русь. По верованиям людей того времени, болезни являются проявлением бесовской силы, и поэтому, чтобы её изгнать нужны помощь молитвы и заклинания, а также изображение небесных патронов. На аверсе (лицевой стороне) змеевика в центре изображён архангел Михаил с державой и лабарумом в руках, окружённый двумя кольцами греческих надписей: «Господи помоги рабу своему Василеви». Иконография образа архангела имеет аналогии в образах этого святого на византийских монетах. Он весьма близок также мозаичному изображению архангела Михаила в главном куполе Софии Киевской. На реверсе (обороте) – голова, подобная античной Горгоне Медузе, с двумя кольцами греческих надписей.

Стиль змеевика, а также надписи позволяют датировать его концом XI века. Не без основания его связывают с Владимиром «Мономахом», княжившим в Чернигове в конце XI века и носившим крестное имя Василий. Этот медальон отлит по восковой модели из высокопробного золота и является высокохудожественным произведением искусства. И надпись, и голова со змеями, и фигура архангела Михаила обработаны очень тщательно и уверенной рукой. Позже с этой отливки мастер изготовил форму и по ней повторил копии, но уже из меди. Они хранились в Черниговском государственном историческом музее (ныне Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского), в настоящее время их местонахождение неизвестно.

Перед смертью Владимир «Мономах» приказал отвезти его на то место на берегу Альты, где погиб князь Борис Владимирович. Там в церкви в честь князя Бориса, которая была построена по повелению Мономаха, он несколько дней молился и… умер.

В Лаврентьевской летописи, где дана широкая характеристика Владимира «Мономаха», говорится: «И посидел он в Киеве на отчем столе тринадцать лет, и в год 6633 (1125) от начала мира Преставился, мая месяца в 19 день, жив от рождения своего 73 года. Преставился он на (реке) Альте, возле любимой церкви, которую он построил большими средствами (в честь Бориса и Глеба). Сыновья его и бояре отнесли его в Киев, и он положен был в святой Софии возле отца своего».

Летопись содержит чрезвычайно содержательную и образную характеристику покойного князя, далеко выходящую за рамки шаблонов посмертных княжеских панегириков. «Его же слух произиде по всимъ странамъ, как паче же бѣ страшенъ поганым».

В «Слове о погибели Русской земли», литературном памятнике XIII века, прославившем блестящее прошлое Руси, среди известнейших героев назван и Мономах, с которым искали дружбы правители многих стран мира, в том числе и византийский император: «То всё покорено было Богом крестияньскому языку (народу) поганьскыя страны <…> Володимеру Манамаху, которым то половцы дети своя страшаху в колыбели, а Литва из болота на свет не выникываху, а Угры твердяху каменныи горы железными вороты, абы на них великый Володимир тамо не въехал. А Немци радовахуся, далече будуче за синим морем…».

Российский историк Василий Никитич Татищев (умер в 1750 году) предоставил очень яркую характеристику Владимира «Мономаха»: «и любили его все вокруг и подвластные ему. Он не был гордым, не возносился в своих добрых делах, а славу и честь за все победы воздавал, прежде всего Богу, на Его одного надеялся, и за то Бог престол кроме других даровал и многих противников покорил, Ко всем он был милостив и щедрым на пожертвования, в правосудии соблюдал законы, и хотя виновных наказывал, но больше уменьшая их вину и прощая. Был красив лицом, глаза у него были большие, волосы рыжеватые и кудрявые, лоб высокий, борода широкая. Ростом он не был особенно высок, но крепок телом и очень силён. В ратях весьма храбрый и умеющий выстраивать войска. Он многих своих врагов победил и покорил, сам же однажды у Треполя был побеждён, о чем никогда вспоминать не мог, отчасти от жалости за братом Ростиславом, который тогда утонул и которого он очень любил, а отчасти от стыда, что нелад Святополков его до этого побуждал. Владел Русью 13, а всего жил 73 года».

В Русской православной церкви Владимир «Мономах» почитается как благоверный князь в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в Соборе Киевских святых (15 июля (28 июля)).

Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Владимир «Мономах» в своих наставлениях и в отрывках о нём летописцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядываются пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, например, поступок с двумя половецкими ханами, убитыми с нарушением данного слова и прав гостеприимства. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах, однако, мимоходом, сознаётся, что при взятии Минска, в котором он участвовал, не оставлено было в живых ни челядина, ни скотины. Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал и, наказывая князей, отбирая их уделы, отдавал их своим сыновьям.        

В Московском Кремле туристам рассказывают легенду, что Владимир «Мономах» получил от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха царский венец «Шапку Мономаха», которая стала символом царской власти самодержцев Московских. Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны». Владимир собрал искусных воевод, великое войско и отправил их на Оракию, откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне, а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом. Не желая новой войны, император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восхода на русский престол. Послы из Царьграда – митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец, святые бармы и цепь аравийского золота. Этими регалиями византийский император благословил великого князя на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, государём всей Руси.

В действительности Константин IX Мономах умер в 1055 году, когда Владимиру было два года. Ещё в 1860 году было установлено, что среди исторических деятелей не существовало митрополита Неофита. Более того, по мнению ряда историков, князь Владимир Всеволодович при жизни не именовался Мономахомэто прозвище было добавлено позднее, примерно во время создания легенды о шапке. В действительности эта легенда была создана и документально оформлена при великом князе Московском Василий III Иванович (правил 1505 – 1533 гг.) с целью упрочить его права на престол. Первое короткое письменное упоминание о некой «шапке», которой венчался на царство внук великого князя Московского Ивана III (правил 14621505 гг.) Дмитрий (умер в 1509 году), как соправитель деда, встречается в грамоте 1498 года. В 15091518 гг. существовала формулярная редакция чина венчания, где шапка фигурирует без приставки «Мономахова». Однако уже в текстах 1518 года и редакции Чудова монастыря 1510начала 1540-х гг. коронование Дмитрия проводится именно Мономаховой шапкой. Утверждение шапки Мономаха как части вымышленной непрерывной традиции венчания на царство русских князей закрепилось в правление Ивана IV «Грозного» (правил 1533 – 1584 гг.). Достоверно известно, что в 1547 году он использовал эту регалию на церемонии вступления на царский престол. В 1551 году были созданы барельефы Успенского собора, посвящённые легенде о даре Константина Мономаха. Изданная при Иване IV формулярная редакция чина венчания его сына Ивана гласила, что царевич должен получить «царский венец, который, наряду с другими регалиями, был прислан императором Константином Мономахом». Более поздняя версия документа от 15571560 гг. уже явно подчёркивала древность московской династии и близость её к византийскому императору.

D:\Monomakh's_Cap_-_by_shakko_05.jpeg

«Шапка Мономаха» в Оружейной палате Московского Кремля. 2013 год. АвторShakko. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Вопрос места и времени создания шапки является спорным, историки выдвигают на этот счёт различные гипотезы. Знаток древнерусской истории советский и российский историк Николай Сергеевич Борисов предполагает, что шапку после смерти князя Московского Юрия Даниловича (правил 1303 – 1325 гг.), получил его брат Иван I Данилович «Калита», князь Московский 1325 1340 гг.) от хана Золотой Орды Узбека (тат. Үзбәк хан, ﺋوﺯﺒﻪﻙ). Якобы изначально шапка являлась женской тюбетейкой (каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, суусар тумак, тат. түбәтәй) и принадлежала сестре Узбека и жене князя Юрия Даниловича Кончаке, в крещении Агафье. Украинский историк Александр Андреевич Палий (укр. Олександр Андрійович Палій) в «Кратком курсе истории Украины» пишет о шапке Мономаха так: «„Шапка Мономаха“ из московского Кремля действительно тюбетейка, подаренная ханом Орды Узбеком московскому князю в знак своей власти над Московией, начало XIV века».

Согласно основной современной теории, шапка была собрана из деталей шлемов сыновей князя Московского Ивана II Ивановича «Красного» (правил 1353 – 1359 гг.) – князя Московского Дмитрия «Донского» (правил 1359 – 1389 гг.) и княжича Ивана «Малого». Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века, единый предмет из них был составлен в 15051526 гг. Эту гипотезу подтверждает расположение орнаментальной окантовки пластин: угловые элементы зигзагообразного узора направлены в разные стороны, как если бы части двух очень похожих головных уборов были сложены в одно целое. 

С великим князем Владимиром «Мономахом» предположительно связывают мраморный саркофаг20, экспонирующийся в Софийском соборе.

6 мая 2020 года указом президента Украины Владимира Александровича Зеленского (укр. Володимир Олександрович Зеленський) 53-й отдельной механизированной бригаде (53 ОМБр) ВС Украины было присвоено почётное наименование «имени князя Владимира Мономаха» (укр. 53-тя окрема механізована бригада імені князя Володимира Мономаха (53 ОМБр).

Комментарии к записи ВЛАДИМИР II ВСЕВОЛОДОВИЧ «МОНОМАХ» отключены