ГАЛЕРЕИ

Основное пятинефное ядро Софийского собора с севера, юга и запада было окружено двумя поясами галерей. Ныне большинство исследователей признают эти галереи первоначальными. Галереи состояли из отдельных членений, соответствующих внутренним членениям основного массива храма. Каждое членение было перекрыто парусным сводом, только членения, соответствующие трансепту и центральному нефу собора, были перекрыты коробовыми сводами. Общепризнано, что над внешними галереями собора были расположены балкон-«гульбище», по-видимому, ограждённое невысоким парапетом.

Западные галереи. В 1882 году перед постройкой новой западной паперти поздние декоративные наслоения были удалены, и в таком виде западный фасад был сфотографирован. После пристройки новой паперти этот фасад стал внутренней восточной стеной последней.

D:\155-1.jpg

Фасад западной внутренней галереи. Фото начала 1880-х годов. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Фотография начала 1880-х годов была обнаружена в личном архиве российского и советского историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского (умер в 1942 году) и теперь хранится в Национальном заповеднике «София Киевская». На фотографии видны три центральных членения западного фасада бывшей внутренней галереи собора, между помещением крещальни с юга и северо-западной башней с севера. По фасаду тянется пояс полуциркульных двухуступчатых ниш, аналогичных нише над арочным проёмом крещальни.

D:\153-1.jpg

Восточная стена крещальни. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

В центральном членении западной внутренней галереи находятся три ниши, в боковых членениях – по одной. В боковых членениях под нишами видны заложенные арочные проёмы.

Фасад галереи расчленён лизенами (лопатками). На южной лизене на уровне пяты арки заметен фрагментарно сохранившийся шиферный карниз. Подобный карниз виден над нишей крещальни в щели между стеной галереи и сводом крещальни. В средней части фасада галереи прослеживаются только боковые арочные проёмы. Арка среднего проёма искажена позднейшей перестройкой, выступающие здесь шиферные карнизы расположены слишком высоко и находятся, по-видимому, не на первоначальных местах. По информации историка Церкви, митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году), в его время, у западного входа в Софийский собор были видны две мраморные колонны, на фотографии их уже нет. Характер кладки западного фасада по фотографии определить трудно.

Анализируя характер кладок в крещальне собора, исследователь Н.А. Окунев установил, что апсида крещальни встроена в более древний арочный проём. Техника кладки столбов и арки этого проёма аналогичны кладке древнейшего ядра собора. На уровне пят арки в кладке лежат шиферные плиты, выступающие края которых служат карнизами. Над аркой расположена полуциркульная двухуступчатая ниша.

Сопоставление охарактеризованной выше фотографии с древним арочным проёмом, сохранившимся в крещальне, позволяет установить, что внутренняя галерея, примыкавшая к западному фасаду основного массива здания, представляла открытую аркаду, опиравшуюся на кресчатые в плане пилоны. У пят арок проходила линия шиферного карниза. Над аркадой был расположен пояс полуциркульных, плоских, двухуступчатых ниш.

К западной внутренней галерее примыкала внешняя галерея, состоявшая из пяти аркбутанов, два из которых сохранились до нашего времени, а фундаменты трёх других были обнаружены в 1882 году. Один из сохранившихся аркбутанов был полностью раскрыт в 1922 году. На его внутренней поверхности отлично сохранилась древняя фресковая живопись.

D:\159-1.jpg

Аркбутан западной внешней галереи. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Обе галереи, внутренняя и внешняя, изображены на нескольких рисунках голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) 1651 года.

D:\160-1.jpg

Обе западные галереи. Вид с севера. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\160-2.jpg

Обе западные галереи. Вид с юга. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

Проведённый в 1953 – 1954 гг. ремонт фасадов собора, связанный с отбивкой значительной части штукатурки, позволил сделать ряд ценных наблюдений по вопросу о древних фасадах галерей. Над нишей в северной части западного фасада собора под поздней штукатуркой были обнаружены три древние декоративные арки. Две боковые арки имеют форму, близкую к полуциркульной, а средняя представляет щипец со срезанным верхним углом. Все три арки несколько выступают от плоскости стены, причём нижняя поверхность выступов декорирована зубцами, выложенными из лекальной плинфы на древнем цемяночном растворе. При надстройке в конце XVII – начале XVIII вв. над северной галереей второго яруса декор описанных арок был срублен и заштукатурен.

D:\167-1.jpg

Северный угол западной внешней галереи. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\2) Е2020, запад.jpg

Западный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Северные галереи. При внимательном осмотре северного фасада внутренней галереи, ныне сильно заштукатуренной, кое-где прослеживаются кое-какие детали. Арочные проёмы почти везде заложены, но шиферные карнизы у пят арок прослеживаются повсюду.

Зондажи на северном фасаде собора, сделанные в 1920-х годах И.В. Моргилевским, подтвердили предположение о существовании и с этой стороны собора аркады открытой внешней галереи. Во втором с востока членении галереи была расчищена из-под поздней штукатурки тройная арка, опиравшаяся на два восьмигранных столба, покрытых древней фресковой росписью. Любопытно, что боковые проёмы этой арки были заложены в той же технике кладки, то есть вскоре после постройки.

D:\165-1.jpg

Фасад северной внешней галереи. Деталь. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Интерьер галереи позволяет проследить историю постройки собора. Зондажи кладки на стенах рассказывают о начальных архитектурных формах галереи и более поздних её перестройках. В западной части помещения открыта кладка восьмигранного столба галереи, остатки аркбутана.

Остатки аркбутанов были обнаружены в 1953 – 1954 гг. Наибольший интерес вызывает аркбутан у северной стены северо-западной башни собора, открытый при разборке большой кафельной печи XIX века. Этот аркбутан всей своей толщей включён в северную стену северо-западной башни собора.

При прокладке каналов для центрального отопления в северной галерее собора были найдены остатки ещё четырех аркбутанов, расположенных по осям основных членений собора и первоначальных галерей. Лучше остальных сохранился аркбутан, расположенный на оси западных столбов трансепта.

Исследование кладок восточного членения галереи, проведённое в 1953 – 1954 гг., позволило установить, что арки восточного членения галереи были заложены ещё в древности. Всё это свидетельствует о том, что восточная часть северной галереи уже вскоре после окончания постройки превратилась в замкнутое помещение, использованное, по-видимому, в качестве богатой усыпальницы. В связи с этим необходимо вспомнить, что раскопками в северной внутренней галерее в 1951 году была обнаружена сложенная из древней плинфы стена с дверным проёмом, перегородившая северную внутреннюю галерею по оси западных столбов трансепта. По-видимому, восточная часть внутренней галереи была также присоединена к упомянутому замкнутому помещению.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\2) Е2020, з.jpg

Северный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Южные галереи. При внимательном осмотре южного фасада внутренней галереи, ныне также сильно заштукатуренной, кое-где прослеживаются кое-какие детали. Арочные проёмы почти везде, за исключением трёх крайних западных членений галереи, заложены, но шиферные карнизы у пят арок прослеживаются повсюду. На двух приведённых ниже рисунках Абрахама ван Вестерфельда, изображающих внешнюю южную галерею собора, в глубине первого рисунка и в правой части второго, изображена тройная арка внутренней галереи, соответствующая по расположению тройной арке средних членений здания. К квадратным в плане пилонам этой арки с четырёх сторон примыкают тонкие полуколонны.

Рисунки Абрахама ван Вестерфельда прекрасно иллюстрирует и внешнюю южную галерею собора, как она выглядела в середине XVII века.

D:\161-1.jpg

Фасад южной внешней галереи. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

На рисунке, по бокам изображены две заложенные арки с маленькими окнами, в середине – тройная арка на двух восьмигранных столбах с шиферными карнизами на уровне пят арок. Над арками пояс полуциркульных двухуступчатых ниш.

D:\161-2.jpg

Интерьер южной внешней галереи. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

Другой рисунок Абрахама ван Вестерфельда передаёт внутренний вид той же галереи с востока на запад. Слева видна тройная арка внешней галереи. В глубине галереи – три аркбутана, два из них целые, от третьего сохранилась только пята.

Зондажами на соответствующих участках фасада И.В. Моргилевскому удалось обнаружить древние восьмигранные столбы и заложенные поздним кирпичом арочные проёмы тройной арки. У пят арок шиферные карнизы. Средняя и западная ниши над тройной аркой сохранились, на месте восточной, которая изображена на рисунке уже полуразрушенной, – новая кладка.

D:\162-1.jpg

Фасад южной внешней галереи. Деталь. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Раскопки 1949 года подтвердили достоверность второго рисунка Абрахама ван Вестерфельда. Перед раскопом, заложенным в западной части южной внешней галереи собора, ставилась задача поиска оснований аркбутанов, о существовании которых в этой галерее высказывались догадки, с одной стороны на основании рисунков Абрахама ван Вестерфельда, с другой по аналогии с сохранившимися аркбутанами западной галереи. У южной стены галереи, против второй с запада лизены (лопатки), было обнаружено основание кирпичной кладки аркбутана и фундамент бутовой кладки под ним.

D:\163-1.jpg

Фундамент западного аркбутана. Общий вид. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Аркбутан имеет основание 2,10 × 1,15 метра. Фундамент под ним с глубиной заложения 64 см продолжается к югу ещё на 50 см, но далее отвесно обрывается. Тем самым было установлено, что поперечные фундаменты наружных галерей в отличие от всех остальных фундаментов собора не принадлежат к числу ленточных.

Остатки нижней части второго аркбутана и фундамент под ним были обнаружены под новой кирпичной кладкой восточной стены бывшего Апостольского придела, находящегося когда-то в западной части южной внешней галереи. Глубина заложения фундамента этого аркбутана несколько больше 95 см.

D:\163-2.gif

Фундамент западного аркбутана. План и разрез (2, 3); разрез фундамента восточного аркбутана (4). Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Galleries.html. Фото без изменений

Основание третьего аркбутана, расположенного у южной стены галереи против западной лизены, было обнаружено несколькими годами позже, в 1954 году, при понижении пола в западной части южной галереи.

Раскрытые раскопками 1949 и 1954 годов фундаменты и нижние части трёх аркбутанов южной галереи ещё раз подтверждают точность архитектурных зарисовок Абрахама ван Вестерфельда и дают возможность с уверенностью реконструировать первоначальный облик южной открытой галереи собора.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\07.jpg

Южный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

 

Комментарии к записи ГАЛЕРЕИ отключены