ИСТОРИЯ СОБОРА В XIX ВЕКЕ

В 1809 – 1810 гг. была создана специальная историко-археологическая экспедиция для зарисовки и описания старинных вещей в древних городах и монастырях Российской империи. Экспедицию в составе российского художника-археолога Александра Ивановича Ермолаева, российского художника Дмитрия Ивановича Иванова и российского архитектора Пётр Сергеевич Максютина, возглавил российский археолог и историк Константин Матвеевич Бороздин. В 1810 году Д.И. Иванов при участии П.С. Максютина впервые обмерял Софийский собор. Выполненные художником два плана собора, первого и второго этажа, его разрез, зарисовки восточного и западного фасадов были вскоре опубликованы в Альбоме рисунков к путешествию К.М. Бороздина. План собора по обмерам Д.И. Иванова не только достаточно точно зафиксировал храм на начало XIX века, но и был первой попыткой выделить его древнейшее ядро.

D:\119-1.jpg

План собора, по обмерам Д.И. Иванова, с выделением древнейшего ядра. 1810 год. Источник – Альбом рисунков к путешествию К.М. Бороздина, хранится в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Общественное достояние. Фото без изменений

В плане особой расцветкой выделена средняя часть храма, включающая пять нефов, три галереи, примыкающие с севера, юга и запада к пятинефному ядру здания, и северная башня. В объяснительном тексте к таблице К.М. Бороздин писал: «В древние времена Софийский собор, по-видимому, был менее обширен и при внимательном рассматривании его строения, кажется, приметить можно сделанные впоследствии, и, вероятно, при помянутом же митрополите Могиле, многие пристройки, которые, и означены на чертежах окраской, несколько от древнего строения отличной».

По сравнению с планом 1810 годом план неизвестного автора, опубликованный в 1825 году историком Церкви, митрополитом Киевским и Галицким Евгением (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов) в его фундаментальном труде «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии», был шагом назад.

D:\119-2.jpg

План собора, опубликованный митрополитом Евгением Болховитиновым. 1825 год. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/EarlyResearch.html. Фото без изменений

Этот план отличается, прежде всего, крайней неточностью в пропорциях. Нефы, примыкающие с северной и южной сторон к центральному, сильно сужены, тогда как боковые нефы, наоборот, несколько расширены, благодаря чему получается, что северный и южный нефы, примыкающие к центральному нефу, почти вдвое уже по сравнению с боковыми нефами собора, чего нет в реальности. Южная башня показана без среднего столба, а на месте северной башни на плане изображены два прямоугольных помещения, разделённые глухой стеной. Несмотря на эти грубые неточности, совершенно искажающие весь облик Софийского собора, план, опубликованный митрополитом Евгением Болховитиновым, некритически переиздавался в XIX – 1-й четверти XX вв.

Митрополит Евгений Болховитинов, полагавший, что Софийский собор построен по образцу Константинопольской Софии, считал, что киевский храм «как внутренним расположением, так и пристройками» подражал «в малом виде» Константинопольскому собору. Он считал, что Софийский собор имел «двойные по бокам и одну с запада галерею в два яруса». При этом, однако, он полагал, что «нижний ярус галерей сих окружён был сплошными присенками, или портиками до пояса верхнего яруса, так что кругом церкви сей, как и Константинопольской, внизу был покрытый обход с трёх сторон, исключая алтаря».

В XIX веке церковных иерархов хоронили в древней внешней северной галерее Софийского собора. В восточной части галереи 27 июня 1814 года упокоился первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Васильевич Леванда (укр. Іоанн Леванда, над его погребением установлен небольшой медный памятный знак).

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_154218.jpg

Медный памятный знак над погребением протоиерея Иоанна Леванды. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В 1837 году в западной части древней внешней северной галереи собора был похоронен зачинатель науки о Софийском соборе, митрополит Евгений Болховитинов, над погребением установлено большое памятное надгробие (киот).

D:\Tombstone_of_Metropolitan_Yevgeniy_(Bolkhovitinov),_one_of_the_first_researchers_of_Saint_Sophia_Cathedral,_1837.jpg

Надгробие над погребением митрополита Евгения Болховитинова. Фото 6 октября 2022 года. Автор – AnatolyPm. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

D:\Софіївський_монастир_у_Києві._Акварель_М._Сажина._1840-ві_рр..jpg

Софийский собор. Акварель российского художника Михаила Макаровича Сажина. 1841 год. Источник – sofiyskiy-sobor.polnaya.info. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1843 – 1853 гг. в Софийском соборе под общим руководством российского художника, архитектора и историка Фёдора Григорьевича Солнцева проводились масштабные реставрационные работы, коснувшиеся в основном интерьера храма. План работ предусматривал целый ряд мероприятий «по возобновлению» архитектуры собора. Древние фрески примитивными методами очищались из-под более поздних наслоений штукатурки и росписи XVIII века. При этом открытые фрески покрывали под новую стенопись горячим маслом, которое проникало в грунт фресок XI века. Затем древние фрески прорисовывались масляными красками, которые, как правило, повторяли первоначальные контуры и сохранившуюся к тому времени иконографическую схему древних фресок. Фрагменты, которые плохо держались, – не закреплялись, а уничтожались. Немало изображений было нарисовано заново. Также были оставлены и отреставрированы некоторые сюжеты XVIII века. Из-за утраты большинства надписей реставраторам заново пришлось давать имена святым в соответствии к иконописным «Подлинникам» (образцам). Поэтому почти все имена святых были поставлены произвольно.

В ходе реставрационных работ киевским епархиальным архитектором Павлом Ивановичем Спарро были сделаны, детальные, но схематические обмеры памятника, опубликованные в 1871 году Русским археологическим обществом в Атласе «Киевский Софийский собор».

Реставрационные работы коснулись также полов храма. Судя по донесению П.И. Спарро, составленному им по освидетельствовании собора совместно с Ф.Г. Солнцевым в августе 1844 года, «полы чугунные плитные как внизу, так и на хорах по всем углам и около столбов, поддерживающих своды собора, вместо чугуна заложенные досками или кирпичом, в некоторых местах начинали оседать от осадки под ними земли и портящихся сводов в погребах». Указывая, что «древняя живопись открыта и около самого пола на столбах, коей нижняя часть закрыта чугунными плитами, что доказывает, что весь пол собора был прежде гораздо ниже», авторы донесения предлагали «сорвать весь пол, осмотреть своды подвалов и где потребуется исправить, высыпать и утрамбовать землёй, вымостить кирпичом в ёлку и осадить пол гораздо ниже».

D:\cb4da62fd244edd24caec3b6801722be.jpg

Акварель «Внутренний вид Софийского собора с вековыми иконописными стенами». Т.Г. Шевченко. 1846 год. Источник – https://www.pinterest.com/pin/1846—364862007305774395/. Фото без изменений

Летом 1846 года пол в Софийском соборе был понижен почти на 50 см, за исключением алтарной части храма, возвышенное положение которой, по мнению наблюдательного комитета, ведавшего реставрацией собора, придавало ей более величественный вид. По-видимому, для подкрепления своего решения комитет указывал также, что под полом в алтарной части собора не было обнаружено фресок, хотя именно в алтарной части целость фресковой росписи наиболее грубо нарушалась высоко поднятым полом. Понижая пол на всей остальной площади собора, руководители реставрационных работ полагали, что древний пол собора находился на этой глубине. Новый пол был уложен из чугунных рельефных плит меньшего размера, изготовленных по специально утвержденному образцу. Данный пол сохранился до наших дней.

D:\308.jpg

София Киевская. Рисунок Р. Космакова, гравюра Брауна. 1846 год. ИсточникЗ української старовини. – Київ: Мистецтво, 1991. – С. 308. Фото без изменений

В 1847 году в изданном российским историком Иваном Ивановичем Фундуклеем «Обозрении Киева и Киевской губернии по отношению к древностям» был опубликован план Софийского собора, исполненный неизвестным автором по самостоятельным, достаточно точным обмерам. На этом плане впервые более, менее правильно была показана своеобразная форма северной башни собора.

D:\121-1.jpg

План собора 1840-х годов, издан в 1847 году. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/EarlyResearch.html. Фото без изменений

План Софийского собора 1847 года использовался в публикациях 2-й половины XIX – начала XX вв.

В конце 1840-х годов Ф.Г. Солнцев выполнил первый проект реконструкции первоначального облика Софийского собора. Рисунки Ф.Г. Солнцева, хранящиеся в Национальном музее истории Украины, они изображают восточный, западный и южный фасады собора.

D:\123-1.jpg

Первоначальный облик собора. Восточный фасад. Реконструкция Ф.Г. Солнцева. Конец 1840-х годов. Источник – Новицький А. Спроби реконструкції Київської Софії. ЗВУАК, Київ, 1932. – Т. І. – Табл. II. – Рис. 1. Фото без изменений

Согласно реконструкции Ф.Г. Солнцева к пятинефному ядру собора с юга и севера примыкают одноэтажные галереи. Российский и советский историк искусства Алексей Петрович Новицкий (умер в 1934 году), впервые опубликовавший рисунки Ф.Г. Солнцева, рисунок восточного фасада собора трактовал, так: «на нём изображены с северной и южной сторон по две галереи, из которых крайние несколько уже и ниже». Советский историк архитектуры Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году), считал, что в действительности на рисунке Ф.Г. Солнцева видны восточные стенки лестничных входов у северо-западного и юго-западного углов. На плоской кровле галерей устроен балкон-«гульбище», на который ведут две лестницы, расположенные в юго-западном и северо-западном углах храма. Фасады галерей, по Ф.Г. Солнцеву, прорезаны полуциркульными арками, во всех членениях, кроме среднего, соответствующего подкупольному пространству. В этом членении и на южном, и на западном фасаде изображена дверь с полуциркульным верхом, а по сторонам её по окну. Над арочными проёмами проходит пояс плоских двухуступчатых ниш. Ф.Г. Солнцев полностью отрицал существование башен и вместо них изображал две открытые лестницы в юго-западном и северо-западном углах собора.

D:\123-2.jpg

Первоначальный облик собора. Западный фасад. Реконструкция Ф.Г. Солнцева. Конец 1840-х годов. Источник – Новицький А.П. Спроби реконструкції Київської Софії. ЗВУАК, Київ, 1932. – Т. І. – Табл. II. – Рис. 2. Фото без изменений

Некоторые особенности представляет, по рисунку Ф.Г. Солнцева, западный фасад храма. Он также, как и южный и северный фасады, опоясан открытой галереей. А.П. Новицкий считал, что с западной стороны на рисунке Ф.Г. Солнцева галереи нет, и над тремя средними членениями возведён второй ярус, стены которого завершаются полуциркульными сводами (закомарами).

Цилиндрические барабаны глав Софийского собора в месте перехода их в купольную конструкцию завершаются карнизами, над которыми укладывалось свинцовое или черепичное покрытие купола.

Реконструкция Ф.Г. Солнцева, несмотря на всё её несовершенство, имела всё же, несомненно, крупное научное значение, представляя первую попытку графического осмысления первоначального архитектурного облика Софийского собора. Опубликованный в 1871 году на обложке Атласа «Киевский Софийский собор» рисунок восточного фасада с небольшими изменениями переиздавался неоднократно вплоть до 1950-х годов.

В конце 1840-х – начале 1850-х годов в Софийском соборе чтобы открыть вид на алтарную мозаику сняли верхний ярус иконостаса 1747 года, оставшуюся его часть заново позолотили.

D:\Maidan_in_Kiev_early_19th_century.jpg

Вид Софийского собора с Крещатицкой площади (ныне Майдан Незалежности). Середина XIX века. Общественное достояние. Фото без изменений

В середине XIX века в Софийском соборе уложен новый чугунный пол, сохранившийся до ныне.

В 1851 – 1852 гг. реконструирована колокольня, ей надстроен четвёртый ярус с куполом грушевидной формы, покрытым позолоченной медью. Колокольня приобрела нынешний вид, её высота – 76 метров.

D:\sofiyskiy_sobor_176.jpg

«Пейзаж старого города с Ярославова вала». Литография В. Тимма. 1854 год. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/pamyatniki_sofiya_kyivska.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_180.jpg

«Софийская площадь в Киеве». Литография неизвестного художника. 1850-е – 1860-е годы. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/pamyatniki_sofiya_kyivska.shtml. Фото без изменений

В 1873 году у северо-западного угла Софийского собора были пристроены ещё два контрфорса.

Заметной фигурой в науке о Софийском соборе является её настоятель, протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев. Этот известный историк посвятил собору несколько монографий: «Восстановление Киево-Софийского собора в 1843 – 1853 г.» (1879 год), «Св. София Киевская, ныне Киево-Софийский кафедральный собор» (1890 год). П.Г. Лебединцев, изучавший Софийский собор в течение многих лет, в частности собравший многочисленные письменные известия об истории храма, несколько раз обращался к вопросу о первоначальном облике храма. В большом докладе на III Археологическом съезде в Киеве в августе 1874 года, посвящённом Софийскому собору, он пытался охарактеризовать его древнейший облик следующим образом. «По первоначальному плану, – говорил он, – храм состоял из большого прямоугольника, имеющего в длину 18,5 саженей (около 34 метров) и в ширину 18 саженей (около 33 метров). С трёх сторон – южной, западной и северной – опоясывали его одноэтажные галереи в 4 сажени (7,3 метра) широты и до 3 саженей (до 5,4 метров) высоты. Галереи южная и северная были до половины открытыми, состоя из столбов и арок на протяжении 10 саженей (около 18,3 метров) от запада к востоку по линии нынешних стен Апостольского и Сретенского приделов. Такое же устройство, по всей вероятности, имела и западная галерея. На западной стороне собора с двух концов было две башни, или вежи… Внутри каждой вежи или башни была каменная лестница; посредством этих лестниц всходили на хоры или верхние галереи». Как явствует из приведённого отрывка, П.Г. Лебединцев рассматривал наружные галереи и обе башни как основные части древнейшего здания. Он считал, что северная башня возникла одновременно с основным ядром собора, а южная – позже.

В докладе на том же III Археологическом съезде мысль о более позднем происхождении наружных галерей высказывал, правда, в очень неясной формулировке историк церковной архитектуры Пётр Алексадрович Лашкарёв. «Притвор (в Софии) не только предшествует церкви с запада, – говорил П.А. Лашкарёв, – имея над собою по обычаю также хоры, но и обходит остальное пространство церкви с севера и юга, имея в былое время над собой, по крайней мере с южной стороны, уже открытую площадь, вроде балкона, Площадь эта была затем расширена и перешла на западную и северную сторону церкви присоединением к паперти северной, западной и южной стороны ещё особой аркады со сводами снизу и открытой же площадью сверху, с парапетом по краям этой площади и особыми башнями в северо-западном и юго-западном углах, частью ведшими на эту площадь и хоры церковные, частью имевшими и своё независимое от этого назначение». По мнению П.А. Лашкарёва, обе башни возникли вместе с внешней аркадой, башни эти вели на хоры, но имели ещё «и своё независимое от этого назначение».

В 1882 – 1889 гг. проведена вторая реставрация Софийского собора. Инициатором и руководителем этих работ был российский историк искусства, археолог Адриан Викторович Прахов. Для оснащения собора воздушно-калориферным отоплением к западному фасаду собора, на месте древней внешней западной галереи, пристроили нартекс, под которым разместили центральную камеру для топки. Новый фундамент был углублён до 3,5 метров вместо прежних 2. Барочный фронтон XVIII века над западным фасадом, был перестроен, ему придали модную псевдовизантийскую форму. Таким образом, был обустроен главный вход в Софийский собор. Но наиболее сокрушительные работы были произведены при проведении отопительных каналов по всей длине южного и северного нефов собора, для чего были вырыты на большую глубину каналы шириной 1,15 метра, прорезавшие не только древний мозаичный пол, но и все поперечные ленточные фундаменты собора. Стены и своды каналов были выложены из кирпича, а сверху засыпаны строительным мусором и землёй до уровня чугунного пола.

В ходе этих работ были выявлены многочисленные фрагменты мраморных колон, карнизов и других деталей архитектуры, которые затем продолжительное время хранились в крестильне собора. В интерьере собора начаты работы по снятию «солнцевской живописи» с древних фресок. Одним из главных отличий новой реставрации было то, что древняя стенопись уже не восстанавливалась масляными красками. Утвердилось понимание ценности оригиналов. Однако данная работа не была доведена до конца, почти все фрески собора остались под масляными красками середины XIX века, по этой причине храм не воспринимался как целостный художественный ансамбль 1-й половины XI века.

В 1882 году А.В. Прахов выявил под кирпичными закладками в арках внешних северной и южной галерей, которые в древности не были заложены, очень хорошо сохранившиеся полуфигуры святых. Это образы святых супругов Адриана и Натальи Никомедийских в северной галерее, а также солунских мучеников Домна и Филиппола – в южной. В общей сложности было выявлено ещё 22 фресковых изображения.

В 1882 году П.Г. Лебединцев в своём «Описании Киево-Софийского кафедрального собора», основываясь, по-видимому, на наблюдениях, сделанных при реставрационных работах 1880-х годов в западной части храма, отмечает, что северная, южная и западные одноярусные паперти, или галереи, были «пристроены к собору… во второй половине XI века». Более поздней пристройкой он считал также и южную башню собора. Доказательством неодновременности этих частей с основным массивом храма П.Г. Лебединцев считал «щель между стеной храма и стеной башни, прислонёнными одна к другой, и окна в стенах собора, северной и южной, прилегающих к папертям».

Российский архитектор и археолог Андрей Михайлович Павлинов (умер в 1897 году) считал вид Софийского собора настолько изменившимся, что «по его наружным формам нельзя составить себе понятие о том, каков он «был в древности». Может быть, именно вследствие этого он решал проблему реконструкции первоначальных форм памятника с предельной простотой: взяв рисунок 1651 года голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld), изображающий восточный фасад собора, он обрезал его по границам северной и южной боковых апсид и считал «реконструкцию» вполне готовой. Так же он поступил и с планом. Взяв за основу план 1847 года опубликованный И.И. Фундуклеем, А.М. Павлинов отбрасывал по две галереи с северной и южной сторон и одну (наружную) галерею, вместе с обеими башнями с западной. Внутреннюю западную галерею он рассматривал как западную часть основного массива собора. Башни и «все остальные прибавления, которые видны на плане», по А.М. Павлинову, «суть пристройки позднейшего времени». Эту же крайне упрощенную попытку реконструкции древнейших, форм Софийского собора повторяли  российский историк и археолог Егор Кузьмич Редин (умер в 1908 году), российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер 1939 году) считавшие, что «первоначальный план собора, вне всякого сомнения, заключал в себе пять апсид, и имел, следовательно, вид почти правильного квадрата». Российский археолог граф Иван Иванович Толстой (умер в 1916 году) и российский историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков (умер в 1925 году) утверждали, что «первоначальный план собора заключал в себе пять нефов и, соответственно им, пять алтарных апсид».

Следует отметить, что в 1880-х – 1890-х гг. интерес к историко-архитектурным исследованиям Софийского собора несколько упал. Исследователи больше интересовались мозаиками и росписями собора. Многие важные для реконструкции древнего облика храма положения, установленные работами Ф.Г. Солнцева, П.А. Лашкарёва и П.Г. Лебединцева, были на некоторое время забыты.

Летом 1884 года А.В. Прахов поднявшись по лесам под центральный купол собора, открыл под двойным слоем масляной живописи забытые всеми мозаики: «Пантократор», архангела в голубых одеждах и апостола Павла. Кроме того, А.В. Прахов открыл образ первосвященника Аарона на северной стороне предалтарной (триумфальной) арки. Для восстановления утраченных частей мозаик он пригласил российского художника Михаила Александровича Врубеля. Масляными красками художник нарисовал три фигуры архангелов, а также дорисовал утраченную нижнюю часть архангела в голубых одеждах.

В 1889 году при частичном понижении кровли Софийского собора были открыты оконные проёмы в малых куполах. При раскрытии заложенных поздним кирпичом древних оконных проёмов в угловых куполах собора были обнаружены остатки оконных рам, достаточно сложных по устройству и, что особенно ценно, с остатками древнего оконного стекла. После удаления поздних закладок открылись остатки вставленных в оконные проёмы массивных дубовых луток, с прикреплёнными к ним свинцовыми переплётами в виде решётки, состоявшей из ячеек шестигранной формы. Местами в переплёте уцелели такой же формы стёкла, зелёного цвета.

В 1891 году в западной части древней внешней северной галереи собора был похоронен деятельный миссионер и церковный учёный, митрополит Киевский и Галицкий Платон (в миру – Николай Иванович Городецкий), над погребением установлено большое памятное надгробие (киот). Это погребение было последним, осуществлённым в Софийском соборе.

D:\Tombstone_of_Metropolitan_Platon_(Horodetskyi),_1891.jpg

Надгробие над погребением митрополита Платона Городецкого. Фото 6 октября 2022 года. Автор – AnatolyPm. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

D:\Софійський_собор_вже_із_чотириярусною_дзвіницею._Фото_кінця_ХІХ_століття.jpg

Софийский собор с колокольней. Фото конца XIX века. Общественное достояние. Фото без изменений

Комментарии к записи ИСТОРИЯ СОБОРА В XIX ВЕКЕ отключены