ИСТОРИЯ СОБОРА В XX ВЕКЕ

В 1903 году российский и советский историк искусства Алексей Петрович Новицкий опубликовал в своей «Истории русского искусства с древнейших времён» новую попытку реконструкции первоначального плана Софийского собора.

D:\125-1.jpg

План-реконструкция А.П. Новицкого. Источник – Новицкий А.П. История русского искусства с древнейших времён. – Москва, 1903. – Т. I. – С. 43. Рис. 27. Общественное достояние. Фото без изменений

Эта реконструкция представляет собой не что иное, как известный уже план 1810 года художника Д.И. Иванова, на котором А.П. Новицкий вопреки своему сопроводительному тексту, отметил чёрной заливкой те части плана, которые он считал относящимися к «старинной постройке». К этим частям А.П. Новицкий отнёс основной пятинефный массив собора, в который он включил и западную внутреннюю галерею, в той её части, которая соответствует пяти нефам собора, обе башни и помещение, примыкающие с севера к южной башне.

Этой реконструкции противоречил сопроводительный текст, где говорилось: «С трёх сторон южной, западной и северной его (прямоугольник с пятью апсидами) опоясывали одноэтажные галереи, в четыре сажени (7,3 метра) ширины и до трёх сажень (до 5,4 метров) высоты. Галереи эти состояли из столбов и арок… Что касается до южной башни, то во время одной из реставраций, производившейся в 1882 – 1883 гг., было обнаружено, что она представляет собою пристройку XI или XII вв. к уже оконченному собору». Несмотря на несоответствие нового варианта реконструкции с сопроводительным текстом самого автора, реконструкция А.П. Новицкого имела успех. В 1905 году её переиздал германский искусствовед Карл Вёрман (нем. Karl Woermann) в своей «Истории искусства всех времён и народов» (нем. Geschichte der Kunst aller Zeit und Völker), в качестве единственного образца древнейшей русской архитектуры. В 1915 году реконструкция А.П. Новицкого была переиздана российским и советским историком архитектуры Михаилом Витольдовичем Красовским, а в 1932 году – российским и советским историком искусства Дмитрием Власьевичем Айналовым.

Реконструкция первоначального плана Софийского собора, опубликованная в 1903 году украинским историком Михаилом Сергеевичем Грушевским (укр. Михайло Сергійович Грушевський), представляла новый вариант плана 1810 года художника Д.И. Иванова. М.С. Грушевский добавил к пятинефному зданию собора по одной галерее с северной, южной и западной сторон и две башни.

Все перечисленные выше попытки представить первоначальный план Софийского собора, начиная с реконструкций 2-й половины 1880-х годов, отнюдь не опирались на какие-либо новые архитектурно-археологические исследования памятника, представляя результат чисто умозрительных комбинаций из искусственно вырванных элементов чрезвычайно сложного архитектурного организма, каким является здание Софийского собора.

В 1909 – 1910 гг. раскопки на территории Софийского митрополичьего дома, и в алтарной части Софийского собора проводил член Императорской археологической комиссии, российский археолог-реставратор Дмитрий Васильевич Милеев. Это была первая серьёзная попытка археологических исследований внутри Софийского собора.

В октябре 1909 года было предпринято переустройство пола в главном алтаре Софийского собора, пол из чугунных плит решено было заменить более тёплым деревянным паркетом. Д.В. Милееву Императорская археологическая комиссия поручила провести наблюдения за ремонтными работами. В ходе исследований он установил наличие в главном алтаре собора нескольких полов, лежавших на разных уровнях. 19 февраля 1910 года на заседании Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества Д.В. Милеев сделал доклад о результатах своих небольших раскопок.

D:\Софіївський_кафедральний_собор_1911.jpg

Софийский кафедральный собор. Фото 1911 года. Автор – Gudshon and Gubchevsky. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1915 году исследователь Н.А. Окунев, опубликовал статью посвящённую – изучению крещальни Софийского собора. Автор на детальном архитектурно-археологическом исследовании одного лишь небольшого «уголка» Софии, давно заброшенного и превращённого в складочное помещение, смог поставить и обоснованно решить ряд важнейших вопросов реконструкции древнейшего архитектурного облика храма в целом. Изучением различных систем кладок, видных в крещальне, дополненным исследованием разновременных росписей, фрагментарно, но без поздних записей, сохранившихся в этом помещении, детальным изучением рисунка 1651 года голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld), Н.А. Окунев сумел доказать, что нартекс нынешнего собора, принимавшийся авторами многочисленных приведённых выше реконструкций за внутреннее западное членение основного ядра собора, в действительности был в древности его западной открытой галереей. Такие же открытые галереи примыкали к северной и южной стенам собора.

D:\IMG_3947.jpg

Апсида крещальни. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-baptisteriya.html. Фото без изменений

Н.А. Окунев убедительно показал, что арка восточной стены крещальни, в ней позже была устроена апсида крещальни, с плоской двухуступчатой нишей над ней является не чем иным, как отлично сохранившейся частью этой внутренней галереи. Н.А. Окунев затруднялся дать окончательный ответ на вопрос, современны ли основному ядру собора эти внутренние галереи и связанная с ними северная башня, считая, что для этого ответа необходимо изучение кладок и выяснение времени устройства хоров в соборе. Он склонялся к такому решению: «Если хоры устроены одновременно с постройкой собора, что не вызывает никаких сомнений, то и эти притворы вместе с башней возникли тогда же, потому что иначе нельзя было бы попасть на хоры». На этом же основании Н.А. Окунев предполагал, что притворы эти были двухярусные, так как, по его словам, «проход на хоры возможен с лестницы (в северной башне) только через второй этаж западного притвора».

Детальным исследованием различных кладок крещальни Н.А. Окунев доказал существование второй (внешней) западной открытой галереи, пристроенной во 2-й половине (или середине) XI века. Вопрос о времени появления вторых (внешних) галерей с южной и северной сторон собора автор считал нерешённым, полагая, что предположение некоторых старых авторов об одновременности их с основным ядром собора «допустимо, хотя и вносит некоторое нарушение в единство плана собора». Мысль о том, что Софийской собор некогда имел два ряда открытых галерей с северной, южной и западной сторон, Н.А. Окунев подкреплял сопоставлениями с пятью рисунками Абрахама ван Вестерфельда, опубликованными  российским археологом и историком искусства Яковом Ивановичем Смирновым.

К началу XX века накопились сведения о наличии возле Софийского собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались отдельные попытки их исследования, но они так и не были завершены. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого». По мнению известного советского исследователя-книговеда Николая Николаевича Розова (умер в 1993 году), следы библиотеки Ярослава следует искать в «Изборнике Святослава», а также в 20 других древнерусских рукописях, хранящихся в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.

На исследования Н.А. Окунева в основном опиралась реконструкция первоначального плана Софийского собора, опубликованная в 1917 году в «Путеводителе» украинского историка искусства Константина Витальевича Широцкого (укр. Костянтин Віталійович Широцький). Взяв за основу план 1810 года, К.В. Широцкий показал на нём различной штриховкой древнейшую часть, в составе пяти нефов собора, опоясанных с трёх сторон галереей, с северной башней. Внешние галереи и южную башню К.В. Широцкий относил к концу XI – XII вв. Эти галереи, возникшие, как полагал К.В. Широцкий, на месте находившихся здесь раньше «романских аркбутанов», подпиравших первоначальные стены собора, имели, по его словам, «наверху вид балкона, как на фасаде венецианского собора». При характеристике внутреннего пространства собора К.В. Широцкий считал, что в храме «надо предположить базиличный приём раздельного существования двух половин хор».

В 1917 году исследования Софийского собора начал Комитет охраны старины и искусства.

D:\Mityng.jpg

Манифестация сторонников Украинской Народной Республики на Софийской площади. 1917 год. Общественное достояние. Фото без изменений

Начиная с 1918 года, в Киеве происходили постоянные смены политических режимов, и каждая власть сопровождала взятие Киева артиллерийским огнём. Батареи обороняющихся устанавливались непосредственно на Софийской площади, и нападающие, таким образом, попадали снарядами в Софийский собор, который получал сильные повреждения. Примером может служить первый штурм Киева большевиками в январе 1918 года.

В марте 1918 года были подведены печальные итоги повреждений киевских памятников после большевистского обстрела. В Софиевский комплекс – в собор, колокольню и другие постройки и в сад попал 21 снаряд. О повреждении Софийского собора пишет украинский и советский историк и искусствовед Фёдор Людвигович Эрнст в своей книге «Художественные сокровища Киева, пострадавшие в 1918 году»: «Невольно с ужасом смотришь на след от снаряда, ударившего в старинный алтарь Святой Софии. Если бы он пришёлся на 2-3 аршина (1,4-2 метра) правее, то, вероятно, разрушилась бы нерушимая стена с древнейшими фресками, погибли бы бесценные мозаики – красота и гордость мирового искусства, пережившие все нашествия».

D:\Ukraine,_Kiew,_Sophien_Kathedrale,_Vorderansicht,_Foto_1918.jpeg

Софийский собор. Фото 1918-1919 гг. Автор – неизвестный немецкий солдат во время или после Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.). Общественное достояние. Фото без изменений

29 апреля 1918 года в Софийском соборе епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии Никодим (в миру – Николай Васильевич Кротков) посвятил Павла Петровича Скоропадского (укр. Павло Петрович Скоропадський) на гетмана всея Украины.

В 1918 году по инициативе украинского и советского византолога, археолога Фёдора Ивановича Шмита (укр. Федір Іванович Шміт) создан Софийский комитет Всеукраинского Археологического Комитета Всеукраинской Академии наук (укр. Софійська комітет Всеукраїнського Археологічного Комітету Всеукраїнської Академії наук). В его состав вошли деятели Церкви и известные учёные. В Софийском соборе были проведены неотложные ремонтно-реставрационные работы.

В 1919 году создана Украинская автокефальная православная церковь (укр. Українська автокефальна православна церква, УАПЦ), Софийский собор стал её кафедральным храмом.

14 – 30 октября 1921 года в Софийском соборе проходил Всеукраинский православный церковный собор (укр. Всеукраїнський православний церковний собор). Он осуществил организационное оформление Украинской автокефальной православной церкви на основе автокефалии, объявив недействительным акт от 1686 года о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. Собор рукоположил первого епископа УАПЦ протоиерея Василия Константиновича Липковского (укр. Василь Костянтинович Липківський, расстрелян большевиками в 1937 году) на митрополита Киевского и всея Украины.

В 1921 году под руководством российского и советского историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского группа архитекторов и инженеров начала углублённое исследование Софийского собора, в частности детальные археологические обмеры и частичное удаление (зондажи) поздней штукатурки со стен, также исследовались мозаики и фрески храма. Главной заслугой И.В. Моргилевского было, то, что он раскрыл из-под штукатурки и поздних кирпичных закладок многие части древнего здания, которые были изображены в 1651 году Абрахамом ван Вестерфельдом и которые под поздними напластованиями сохранились до наших дней.

Первые итоги исследования храма были отражены в опубликованной И.В. Моргилевским аксонометрии собора. Аксонометрия представляет попытку реконструкции древнего облика памятника, с расчленением его на два строительных периода. Второй период, к которому отнесены наружные галереи и обе башни собора, автор хронологически не уточняет.

D:\131-1.gif

Древний облик Софийского собора. Аксонометрия И.В. Моргилевского. Источник –Моргилевський І.В. Київська Софія в світлі нових спостережень. Київ та його околиця в історії і пам’ятках. – Київ, 1926. – С. 103. Рис. 15. Общественное достояние. Фото без изменений

Основное пятинефное ядро собора в аксонометрии трактуется по-старому, но, основываясь на результатах многочисленных зондажей и на сопоставлениях с рисунками Абрахама ван Вестерфельда, в трактовку галерей И.В. Моргилевский внёс кое-что новое. Так, впервые показаны тройные арки, опирающиеся на восьмигранные столбы в средних членениях северной и южной галерей, такая же тройная арка, опирающаяся на колонны с кубоватыми капителями; впервые показаны тройные арки, опирающиеся на квадратные столбы с полуколоннами в средних членениях северной и южной внутренних галерей; все три наружные галереи состоят из аркбутанов, связанных между собой коробовыми сводами с шелыгами по оси поперечной по отношению к стенам собора.

В то же время северная и южная половины хоров в этой реконструкции соединяются между собой только через второй ярус западной галереи, примыкающей к основному массиву собора. На месте, где должна быть древняя западная аркада центрального нефа, в реконструкции показана широкая, существующая ныне арка, за которой видна расположенная дальше к западу, прорезанная тремя окнами стена второго яруса западной галереи.

В 1920-х годах большевиками проводились конфискации самых ценных вещей Софийского собора. Из богатейшей софийской ризницы, где хранились золотые и окованные золотом митры, Евангелия XVII – XIX вв. в роскошных оправах, украшенные бриллиантами и драгоценностями палагии и другие бесценные реликвии, забрали золотой потир, пять панагий, две митры и другие раритеты. Золотые и серебряные изделия нередко переплавлялись и превращались на слитки. Часть ценностей в 1920-х – 1930-х гг. продали за границу, много чего передали в музеи.

В 1920-х годах собор находился в ужасном состоянии. Церковная община не могла даже провести поточный ремонт. Храм грабили несколько раз.

Аксонометрия И.В. Моргилевского была положена в основу реконструкции плана древнейшей части Софийского собора, опубликованного в 1927 году советским историком архитектуры Николаем Ивановичем Бруновым. Этот план автор переиздавал неоднократно.

D:\132-1.gif

План древний части Софийского собора. План-реконструкция Н.И. Брунова. Источник – Брунов H.И. К вопросу о первоначальном виде древнейшей части Киевской Софии. ИГАИМК, V. – Ленинград, 1927. – С. 135138. – Табл. XVIII. Общественное достояние. Фото без изменений

Н.И. Брунов, основываясь главным образом на анализе пространственной композиции здания, дал правильную реконструкцию его западной части, убедительно доказав, что первоначально во втором от купола делении западной ветви креста существовали хоры, во всём подобные хорам в концах боковых ветвей креста церкви, и выходившие в одноярусную главную часть, как и эти последние, двухъярусной тройной аркадой на столбах. Однако, реконструкция Н.И. Брунова не была принята во внимание при дальнейших исследованиях памятника. В частности, И.В. Моргилевский в своих выступлениях неоднократно оспаривал эту реконструкцию и настаивал на правильности опубликованной им аксонометрии.

В 1928 – 1930 гг. Всеукраинская Академия наук создала Софийскую комиссию (укр. Софійська комісія), которая спасла Софийский собор от уничтожения большевиками, секретарём комиссии был украинский историк Владимир Иванович Барвинок (укр. Володимир Іванович Барвінок).

В 1929 году большевики запретили служение в Софийском соборе.

До 1930-х годов Софийских собор хорошо просматривался с разных сторон, но позднейшие перестройки окружающей территории практически исключили главенство звонницы собора и его куполов над древней частью города.

В 1932 году реконструкция Софийского собора, опубликованная Алексеем Петровичем Новицким, представляла попытку показать два этапа строительной истории собора: первоначальный – с одноярусной галереей, и второй – после пристройки внешних галерей и башен и надстройки вторых ярусов над внутренней галереей. В отдельных частях реконструкция уточняет аксонометрию И.В. Моргилевского, плоская кровля внешних галерей, пояс двухуступчатых ниш над арками, в других вносят необоснованные детали – арочное завершение средней апсиды, фасад галереи второго яруса и прочее.

D:\133-1.gif

Первый этап строительства собора. Вид с юго-востока. Реконструкция А.П. Новицкого. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Excavations.html. Фото без изменений

Опираясь не столько на изучение самого памятника, сколько на аналогии из истории византийской архитектуры, А.П. Новицкий склонялся к мысли, что цилиндрические барабаны глав Софийского собора завершались полуциркульными сводами (закомарами), на которые и опиралось покрытие купола, имевшее, по его мнению, ребристую форму.

D:\133-2.gif

Второй этап строительства собора. Вид с юго-востока. Реконструкция А.П. Новицкого. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Excavations.html. Фото без изменений

В 1932 – 1933 гг. последним настоятелем Софийского собора был Юрий Михновский (укр. Юрій Михайлович Міхновський, расстрелян большевиками в 1937 году). Советской властью все золотые и серебряные изделия из собора: иконы, серебряные кадила, подсвечники, церковные ризы, книги были изъяты, позолоченные иконостасы разобраны, золото содрано, остальное – сожжено.

В 1934 году с главного иконостаса собора были сняты рельефные серебряные с позолотой Царские врата 1747 года. Большевики распорядились разрезать их на части, что бы легче было вынести их из храма, переплавить и отправить в резервный фонд драгоценных металлов.

14 февраля 1934 года постановлением Совнаркома УССР Софийский собор обрёл музейный статус – Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей» (укр. Державний архітектурно-історичний заповідник «Софійський музей»), в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: Южная въездная башня, Трапезная церковь, Хлебня-пекарня (позже – Консистория), Дом митрополита, Ворота Заборовского, Братский корпус (кельи) и Бурса.

В 1934 году для проведения исследовательских и реставрационных работ в соборе была создана комиссия под председательством российского, советского художника-живописца и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря.

В 1934 году в Софийском соборе были проведены небольшие раскопки в южной и северной башнях, а также во Владимирском приделе.  К сожалению, научный отчёт об этих раскопках в архиве заповедника не сохранился.

В 1934 – 1935 гг. выполнено научно обоснованное исследование Софийского собора под руководством Ипполита Владиславовича Моргилевского и Игоря Эммануиловича Грабаря, которое касалось реставрации фресок и мозаик, проведена расчистка древних фресок, а также археологические и архитектурные исследования.

В мае 1935 года Софийский музей был открыт для посетителей.

В 1935 – 1937 гг. в Софийском соборе разобрали 8 высокохудожественных иконостасов работы украинских мастеров XVII – XVIII вв.

В 1936 году экспедицией Института истории материальной культуры Академии наук УССР были проведены первые крупные археологические раскопки в соборе. Раскопками были вскрыты весь крайний южный неф собора от древней западной стены до апсиды Михайловского придела включительно и внутренняя южная галерея. Несмотря на значительность площади раскопок, сохранившиеся участки древнего пола храма удалось обнаружить только в двух местах и на весьма небольшой площади. Результаты раскопок 1936 года остались необработанными и неопубликованными.

В 1936 году российский и советский искусствовед, историк и теоретик архитектуры Алексей Иванович Некрасов опубликовал реконструкцию первоначального облика Софийского собора.

D:\134-1.gif

Первоначальный облик Софийского собора. Реконструкция А.И. Некрасова. Источник – Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI – XVII вв. – Москва, 1936. – С. 29. – Рис. 8. Фото без изменений

Большой интерес представляют эскизные реконструкции Софийского собора, исполненные в октябре 1936 года по материалам исследований И.В. Моргилевского американским историком архитектуры, специализирующимся на средневековой архитектуре Кеннетом Джоном Конантом (англ. Kenneth John Conant). Реконструкции передают два этапа истории храма – первоначальный и после пристройки второго пояса внешних галерей в конце XI века.

D:\135-1.jpg

Первый этап строительства собора. Восточный фасад. Реконструкция К.Д. Конанта и И.В. Моргилевского. Источник – S.Н. Cross, H.V. Morgilevski, К.J. Conant. The earliest mediaeval churches of Kiev. – 1936. Фото без изменений

D:\137-1.jpg

Первый этап строительства собора. Северный фасад. Реконструкция К.Д. Конанта и И.В. Моргилевского. Источник – S.Н. Cross, H.V. Morgilevski, К.J. Conant. The Earliest mediaeval churches of Kiev. – 1936. – С. 477 – 499. Фото без изменений

На представленных реконструкциях цилиндрические барабаны глав Софийского собора в месте перехода их в купольную конструкцию завершались карнизами, над которыми укладывалось свинцовое или черепичное покрытие купола.

Соавтор И.В. Моргилевского и К.Д. Конанта, С. Кросс (англ. S.Н. Cross) предполагал, что первоначально в Софийском соборе существовали специальные деревянные лестницы, которые вели на хоры. Среди ранних добавлений была лестница из кирпича и камня в северо-западном углу. Возникшая позже объединяющая наружная галерея включила в себя северо-западный вход на хоры, и одновременно возникла южная башня.

D:\135-2.jpg

Второй этап строительства. Общий вид собора. Реконструкция К.Д. Конанта и И.В. Моргилевского. Источник – S.Н. Cross, H.V. Morgilevski, К.J. Conant. The Earliest mediaeval churches of Kiev. – 1936. – С. 477 – 499. Фото без изменений

D:\137-2.jpg

Второй этап строительства собора. Северный фасад. Реконструкция К.Д. Конанта и И.В. Моргилевского. Источник – S.Н. Cross, H.V. Morgilevski, К.J. Conant. The Earliest mediaeval churches of Kiev. – 1936. – С. 477 – 499. Фото без изменений

В 1936 году открывался и исследовался Саркофаг Ярослава «Мудрого».

В 1936 – 1937 гг. археологические исследования в соборе проводили украинские археологи Теодосий Николаевич Молчановский (укр. Теодосій Миколайович Мовчанівський), Илья Михайлович Самойловский и советский археолог Михаил Константинович Каргер. Первый раз была вскрыта большая соборная крипта. В ней находилось пять кирпичных гробниц митрополитов Киевских и Галицких, все гробницы были вскрыты.

В 1936 – 1941 гг. реставрацией мозаик Софийского собора занималась группа реставраторов под руководством российского и советского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова, с участием советского художника-реставратора Павла Ивановича Юкина, А. Баранова, И. Овчинникова и Е.А. Домбровской. В соборе открыт грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок.

Во 2-й половине 1930-х годов в помещении, которое примыкает к южным хорам собора, разместили выставку мозаик и фресок начала XII века снесённого Михайловского Златоверхого собора – эта выставка существует поныне.

В 1939 году вновь открывался и исследовался Саркофаг Ярослава «Мудрого».

В 1939 – 1940 гг. внутри Софийского собора и возле него Софийским архитектурно-археологическим заповедником под руководством М.К. Каргера были проведены большие архитектурно-археологические исследования, позволившие выяснить многие важнейшие вопросы строительной истории храма. Полностью вскрыта площадь центрального нефа собора, двух северных нефов и примыкающего к центральному – южного нефа. Площадь всех четырёх нефов была раскопана на всём протяжении от древней западной стены собора до солеи. Кроме того, была раскопана площадь четырёх алтарных апсид собора. В результате раскопок был восстановлен первоначальный уровень пола собора, а часть открытых раскопками фрагментов древнего мозаичного пола введена в экспозицию памятника.

В 1939 году раскопки М.К. Каргера в западной части центрального нефа на участке между крайней западной парой кресчатых столбов собора. В первый же день раскопок на глубине менее полуметра под чугунным полом храма были обнаружены отлично сохранившиеся нижние части двух восьмигранных столбов, сложенных из древнего плоского кирпича-плинфы на известковом растворе с примесью толченой плинфы.

D:\145-1.jpg

Основания восьмигранных столбов западной тройной аркады под хорами. Раскопки 1939 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

D:\145-2.gif

План оснований восьмигранных столбов западной тройной арки под хорами. Раскопки 1939 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

Эти данные послужили основой для реконструкции западной части интерьера Софийского собора. Западная пара восьмигранных столбов позволила совершенно точно реконструировать внутреннее пространство храма. Выяснилось, что никакого «базиличного приёма» раздельного существования двух половин хор в Софийском соборе не было. Вторая к западу от купола пара столбов центрального нефа подобно столбам южного и северного нефов соединялась тройной аркадой, на которую опирался коробовый свод западной части хоров. Подобно южной и северной ветвям креста над этой тройной аркадой нижнего яруса находилась тройная аркада на уровне хоров. При такой реконструкции центральная часть собора получает форму равноконечного креста.

В 1939 году Н.И. Брунов в своём докладе отверг одну из частей реконструкции И.В. Моргилевского. Вторые ярусы внутренних северной и южной галерей, имевших на аксонометрии И.В. Моргилевского сплошные стены, по Н.И. Брунову, представляли открытые балконы. Н.И. Брунов писал: «Наружная, более широкая крытая галерея собора Софии… пристроена к основной части здания позднее, а вместе с ней пристроены и две башни, не относящиеся к первоначальному зданию. Этим фактом доказывается неправильность некоторых более старых реконструкций, авторы которых принимали башни или одну из них за составную часть первоначального вида памятника». По вопросу о том, как попадали на хоры собора до пристройки башен, Н.И. Брунов высказывал предположение, что первоначально должны были существовать какие-то специальные входы на хоры. Особое внимание исследователя привлекала декоративная «пучковая пилястра» на юго-западной части внешней стены собора. Н.И. Брунов считал, что с этой пилястры на юг через верхнюю часть галереи была перекинута арка, следы которой он усматривал непосредственно над пилястрой. «Все данные говорят за то, – писал он, – что в юго-западном квадратном угловом делении первоначальной наружной галереи находилась ведущая наверх лестница и, что над этой лестницей был расположен балдахин на арках». Н.И. Брунов считал, что вполне вероятным, что Софийский собор соединялся с соседними дворцовыми корпусами специальными переходами, возможно деревянными, как во владимиро-суздальском зодчестве.

В 1940 году М.К. Каргер провёл раскопки в алтарной части собора, изучил фундаменты под северной апсидой храма. В алтарных частях храма были открыты чрезвычайно интересные фрагменты древнего мозаичного пола наряду с полами конца XVII и XVIII веков.

D:\193-1.jpg

Соотношение уровней полов в центральной апсиде. Раскопки 1940 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Decoration.html. Фото без изменений

Под паркетным полом 1909 года почти на всей площади алтаря, на глубине 25 см, был обнаружен хорошо сохранившийся пол XVIII века. Этот пол, как предполагал ещё Д.В. Милеев, относится ко времени митрополита Рафаила Заборовского (1731 – 1747 гг.). Ниже, на глубине 70 – 75 см от уровня «верхнего пола» почти на всей площади центральной апсиды, был раскрыт пол конца XVII века. Хорошая сохранность третьего пола не позволила исследователям рисковать им в поисках более древнего мозаичного пола. Пол конца XVII века был вскрыт лишь на трёх участках, где он оказался разрушенным. Вся площадь центральной апсиды была вскрыта до уровня пола XVII века. Однако по условиям эксплуатации храма-музея тогда было признано желательным сохранить паркетный пол 1909 года на участке между восточной парой подкупольных столбов за иконостасом.

С началом Советско-германской войны (22.06.1941 – 09.05.1945 гг.) все исследовательские работы в Софийском соборе были прекращены.

D:\Kyiv-Maidan-1941.jpg

Перед площадью Калинина (ныне Майдан Незалежности), разрушенное здание Киевской городской думы (обком КП(б) Украины), вдали Софийский собор. Фото лето 1941 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В сентябре 1941 года по свидетельству директора Софийского заповедником Алексея Ивановича Повстенко (укр. Олекса Іванович Повстенко), отступающие из Киева большевики заминировали Софийский собор. Его вовремя разминировали немецкие сапёры, не дав собору разделить участь зданий на Крещатике.

В 1943 году при гитлеровской оккупации экспонаты и фонды архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» были разграблены. В Германию были вывезены, часть дорогих икон и фотоархив, а также находящиеся в экспозиции Софийского собора: 1 мозаика и 27 фресок XII века из Михайловского Златоверхого монастыря. После войны, только половина из украденного была возвращена в Софийский музей.

В 1944 году, сразу после освобождения Киева, Софийский музей возобновил свою деятельность. Архитектурно-археологические исследования продолжили директор заповедника, архитектор Георгий Гнатович Говденко, архитектор Николай Иосифович Кресальный, а также архитектор, реставратор Юрий Сергеевич Асеев, историк и археолог Владимир Андреевич Богусевич, Михаил Константинович Каргер.

В 1945 году российский, советский архитектор, раставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский в алтарной части Софийского собора провёл небольшие, разведочного характера раскопки, которые вследствие их незначительности не могли выяснить в полной мере вопрос о характере древнего предалтарного ограждения храма, стоявшего перед главным алтарём собора.

В 1946 году под руководством М.К. Каргера были проведены архитектурно-археологические исследования на территории заповедника. Экспедиция раскопала в пределах митрополичьей усадьбы каменное сооружение загадочной конструкции. Оно состояло из трёх камер: большой центральной и двух маленьких боковых. На кирпичном полу в одной из камер обнаружены теплопроводные каналы. Автор находки полагал, что это печь обжига кирпича. Однако после исследования киевского археолога Владимир Андреевич Богусевича (укр. Володимир Андрійович Богусевич, умер в 1978 году) от такого предположения пришлось отказаться. Открытое кирпичное сооружение следует интерпретировать как баню.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Археологические раскопки 1946, 1948 – 1950 гг. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 75. Фото изменено

В 1948 году небольшим зондажем над одним из окон на западной стороне барабана центральной главы (купола) был открыт фрагмент древнего орнаментального убранства главы, представлявший часть фриза меандра, выложенного из поставленных на ребро и утопленных в кладке плинф. Это неожиданное открытие как будто бы подтверждало гипотезу о карнизном завершении центральной главы собора.

D:\141-1.gif

План собора. 1948 год. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Excavations.html. Фото без изменений

Многолетние исследования по реконструкции первоначального облика Софийского собора, в 1948 году были подытожены в макете храма, выполненном сотрудниками Софийского архитектурно-исторического заповедника.

D:\138-1.jpg

Первоначальный облик Софийского собора. Южный и восточный фасады. Макет собора. 1948 год. Софийский архитектурно-исторический заповедник. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Excavations.html. Фото без изменений

D:\138-2.jpg

Первоначальный облик Софийского собора. Западный и южный фасады. Макет собора. 1948 год. Софийский архитектурно-исторический заповедник. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Excavations.html. Фото без изменений

Этот макет позволил наглядно представить результаты разнообразных исследований, проведённых в Софийском соборе после превращения его в архитектурно-исторический заповедник. Вместе с тем работа над макетом собора убедительно засвидетельствовала, сколько спорных, нерешённых вопросов вызывает этот замечательный памятник древнерусского зодчества.

В 1948 – 1949 гг. Е.А. Домбровская, братья В.Е. и П.Е. Брягины реставрировали фрески крестильни, северной и южной галерей. Первоначально реставраторы выбирали те фрески, от раскрытия которых они ожидали наибольшего эффекта.

В 1948 – 1950 гг. в ходе археологических раскопок М.К. Каргера близ Софийского собора была обнаружена мощная каменная стена середины XI века ограждающая резиденцию киевского митрополита. Внутри собора обнаружена кирпичная основа иконостаса сооружённого при митрополите Петре Могиле, покрытая росписью.

В 1948 – 1952 гг. внутри собора Софийским архитектурно-археологическим заповедником под руководством М.К. Каргера были проведены дополнительные археологические раскопки. Рукописные отчёты об итогах работ 1948 – 1952 гг. хранятся в Архиве Софийского архитектурно-исторического заповедника. Раскопками внутри собора был вскрыт древний пол на участке между восточной парой подкупольных столбов, проведены разведочного характера раскопки в средней части и в южном конце солеи, а также подверглись дополнительному исследованию отдельные участки пола, вскрытого раскопками 1940 года в центральной апсиде. В результате раскопок был восстановлен первоначальный уровень пола Софийского собора, а часть открытых раскопками фрагментов древнего мозаичного пола введена в экспозицию храма.

В 1949 году при проведении архитектурно-археологических исследований в соборе, команда М.К. Каргера провела специальные раскопки внутри и под западной стеной северной башни. В алтарной части на участке между восточной парой подкупольных столбов под паркетным полом, не снимая его, были проведены тщательные раскопки, увенчавшиеся несомненным успехом. В ходе раскопок открыты отпечатки мраморных плит основания предалтарного ограждения храма, стоявшей в древности перед главным алтарём собора. Здесь же были расчищены весьма значительные участки древнего мозаичного пола собора.

D:\199-1.jpg

Отпечатки блоков предалтарного ограждения и фрагменты древнего мозаичного пола в центральной апсиде. Общий вид. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Decoration.html. Фото без изменений

D:\199-2.gif

Отпечатки блоков предалтарного ограждения и фрагменты мозаичного пола в центральной апсиде. План. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Decoration.html. Фото без изменений

В западной части вскрытого участка, на всём протяжении между столбами, в древнем растворе, лежащем на поверхности ленточного фундамента, у его западной линии отчётливо прослеживаются отпечатки каменных (мраморных?) продольных блоков, несколько различных по ширине и неравных по длине. По-видимому, эти каменные блоки и представляли нижнюю часть древней предалтарного ограждения, для более детальной реконструкции которой должны послужить хранящиеся в Софийском соборе разнообразные фрагменты его былого мраморного убранства.

В 1949 – 1950 гг. в главном алтаре собора установлена наиболее последовательная картина напластования полов различного времени. Были открыты чрезвычайно интересные фрагменты древнего мозаичного пола наряду с полами XVII и XVIII веков. В ходе раскопок под иконостасом XVIII века была обнаружена нижняя часть более древнего иконостаса, относящегося ко времени митрополита Петра Могилы.

В 1950 году М.К. Каргер провёл раскопки в алтарной части собора, изучил фундаменты под центральной апсидой храма.

В 1950 году Н.И. Брунов опубликовал схемы реконструкций фасадов Софийского собора, за основу которых были взяты реконструкции Ф.Г. Солнцева с поправками, внесёнными автором по материалам аксонометрии И.В. Моргилевского, хотя автор коренным образом расходился с И.В. Моргилевским в понимании западной части внутреннего пространства собора.

D:\132-2.gif

Древний облик Софийского собора. Реконструкция Н.И. Брунова. Источник – Брунов Н.И. Киевская София – древнейший памятник русской архитектуры. Москва-Ленинград, 1950. – Т. III. – С. 173. Рис. 9. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1950 году при ремонтной замене покрытия глав (куполов) собора было установлено, что древние малые купола имели арочные завершения барабанов.

В 1950 – 1955 гг. на базе обобщённых натурных исследований 1920-х – 1950-х гг. выполнен новый макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора, созданного по проекту Юрия Сергеевича Асеева, В.П. Волкова и директора Софийского заповедника Николая Иосифовича Кресального.

D:\139-1.jpg

Первоначальный облик Софийского собора. Восточный и северный фасады. Макет. Софийский архитектурно-исторический заповедник. Источник – Кресальный Н.И. София Киевская. Москва, 1958. – С. 18. Фото без изменений

D:\139-2.jpg

Первоначальный облик Софийского собора. Северный и западный фасады. Макет. Софийский архитектурно-исторический заповедник. Источник – Кресальный Н.И. София Киевская. Москва, 1958. – С. 21. Фото без изменений

В 1951 году в ходе раскопок М.К. Каргера в северной внутренней галерее была обнаружена сложенная из древней плинфы стена с дверным проёмом, перегородившая северную внутреннюю галерею по оси западных столбов трансепта.

В 1951 – 1955 гг. проводятся работы с реставрации объектов на территории заповедника.

В 1952 году был создан Методический совет Академии наук СССР с реставрации мозаик и фресок Софийского собора. Реставрационные работы набрали упорядоченного и целеустремлённого характера. Был составлен план, рассчитанный на многие годы, установлена очерёдность объектов расчистки, сформулированы основные параметры технологических процессов.

В 1952 году проведены раскопки на всей площади солеи, в том числе и под иконостасом XVIII века, установленным на время раскопок на домкратах, а после исследования и фиксации всех участков древнего мозаичного пола, сохранившихся под ним, опущенного на уровень древнего пола. Были продолжены работы по исследованию основы иконостаса сооружённого при Петре Могиле. Остатки этого иконостаса, имевшего сложный фигурный план, были открыты полностью. Сохранились лишь кирпичные основания этого иконостаса на высоту до 30-40 см. Западная поверхность кладки этого основания была оштукатурена и выкрашена клеевой краской. По решению Специальной комиссии Управления по делам охраны памятников при Совете министров УССР остатки этого иконостаса после обмеров были удалены. Под ними были обнаружены значительные по площади, отлично сохранившиеся участки древнего мозаичного пола. В ходе раскопок в северной внутренней галерее собора найден целый свинцовый лист очень больших размеров.

В 1952 – 1955 гг. в Софийском соборе были проведены большие ремонтно-реставрационные работы, в процессе которых сделано много ценных в научном отношении наблюдений и исследований по различным вопросам строительной истории храма. В эти году были проведены работы по замене обветшавших перекрытий собора, штукатурки фасадов и устройству центрального отопления в храме. Исследование собора в процессе ремонта производилось Н.И. Кресальным, В.П. Волковым и Ю.С. Асеевым. Эти новые материалы позволили решить ряд важных вопросов реконструкции первоначального облика Софийского собора и точнее выяснить отдельные этапы более поздних его перестроек.

В 1950-х годах главной задачей реставраторов была расчистка фресок XI века из-под более поздних наслоений. Первоначально укреплялись места отслоения фресковой штукатурки и только после этого снимали более поздние наслоения и проводилось очищение живописи от грязи и копоти. Благодаря реставрационным работам возрождён самый большой в мире стенописный ансамбль 1-й половины XI века: 260 м² мозаик из 640 м² и около 3000 м² фресок из 6000 м². Поздние композиции XVII и XVIII веков оставлены на своих местах, где были утрачены древние фрески, для сохранения единства стенописного ансамбля собора. Этими работами занималась специально созданная мастерская, которой в 1952 – 1968 гг. руководил художник-реставратор Лука Петрович Калениченко (укр. Лука Петрович Каленіченко), с участием художника-реставратора (химика-технолога) Ольги Фёдоровны Плющ (укр. Ольга Федорівна Плющ) и художника-реставратора Евгения Самойловича Мамолата (укр. Євген Самійлович Мамолат).

В 1953 – 1954 гг. в собор проведено центральное отопление.

Реставрация главного купола Софийского собора. Зима 1953-1954 года. Источник – страница Facebook: Вадим Кириленко. Фото без изменений

В 1953 – 1954 гг. ремонт фасадов собора, связанный с отбивкой значительной части штукатурки. В ходе этих работ было осуществлено специальное исследование барабана и купола центральной главы собора и некоторых из малых глав, позволившее вопрос о завершении глав Софийского собора решить окончательно. Наиболее существенные данные были получены при исследовании центральной главы собора. Здесь под поздней штукатуркой был на большом участке открыт фриз меандра, фрагмент которого был обнаружен небольшим зондажем в 1948 году. Этот фриз в древности опоясывал верхнюю часть барабана непосредственно над арками оконных проёмов.

D:\147-1.jpg

Центральная глава собора. Пояс меандра. 1953 – 1954 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

Выше фриза были обнаружены декоративные арки сводов (закомар), расположенные на осях окон барабана.

D:\149-1.jpg

Центральная глава собора. Фрагмент арки над поясом меандра. 1953 – 1954 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

Эти арки, обрамляющие полуциркульные в плане нишки, опираются на верхнюю грань меандрового фриза, причём между ними образуются ендовы для сброса дождевых вод с купола.

D:\150-1.gif

Центральная глава собора. Деталь завершения барабана. Прорись 1953 – 1954 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

Сами ендовы приподняты над фризом на три плинфы, уложенные на древнем цемяночном растворе с небольшим уклоном к центру ендовы, причём ряды плинф несколько выступали от плоскости стен барабана, образуя как бы лоток водомёта. Выступающая часть лотка оказалась срубленной. Срубленными при реставрации главы в XVII – начале XVIII вв. оказались и верхние части арок закомар, которые сохранились лишь на две трети своей первоначальной высоты. Тогда же были заложены кирпичом, ендовы и барабан получил карнизное завершение.

Исследование поверхности стен барабана центральной главы позволило установить, что полуколонны между окнами не доходили до меандрового фриза. Первоначальные завершения полуколонн оказались также срубленными в XVII – начале XVIII вв., а вместо них появились стилизованные капители коринфского ордера. Однако по отдельным сохранившимся фрагментам можно было установить, что в древности полуколонны не имели капителей, а завершались в виде конуса. Коническое завершение полуколонн было органично связано с орнаментальной, из поставленных на ребро плинф, кладкой в виде треугольников, обнаруженной под меандровым фризом в пазухах между арками оконных проёмов барабана.

Изучение средних и малых глав Софийского собора подтвердило ранее установленный факт, что их барабаны также завершались закомарами, расположенными непосредственно над оконными проёмами.

D:\151-1.jpg

Малая юго-западная глава. Деталь завершения барабана. 1953 – 1954 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

D:\151-2.gif

Малая юго-западная глава. Деталь завершения барабана. Прорись 1953 – 1954 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Reconstruction.html. Фото без изменений

Меандрового фриза на малых главах не было. Выяснилось также, что полуколоннами были украшены не все грани средних и малых барабанов, а лишь те, которые выходили на восточный и западный фасады и были видны снизу. Эти полуколонны доходили до ендов и, вероятно, служили опорой для лотков водомётов.

D:\117198317.webp

Фото 27 марта 1954 года. Источник – https://violity.com. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1954 году проведены работы по понижению пола в западной части южной галереи собора.

К 1958 году работы по реставрации мозаик были в основном завершены, а над расчисткой фресок реставраторы работали ещё несколько лет. В Софийском соборе был открыт целостный стенописный ансамбль XI века. Общее руководство реставрацией живописи осуществлял советский искусствовед, специалист по византийской и древнерусской живописи Виктор Никитич Лазарев, которому принадлежат монографии про мозаики и фрески собора. Работы в соборе выполняли художники-реставраторы: Л.П. Калениченко, О.Ф. Плющ и Е.С. Мамолат.

В 1969 – 1973 гг. была открыта настенная живопись в северной и южной галереях собора, где сохранились фрагменты композиций XI и XVII – XVIII вв.

В 1970-е годы проведены архитектурно-археологические исследования монастырских сооружений XVIII века на территории Софийского заповедника.

В 1975 году согласно Акту от 11 октября 1975 года, за подписями директора Софийского заповедника Валентины Никифоровны Ачкасовой, кандидата исторических наук П.П. Толочко, кандидата исторических наук С.А. Высоцкого, заведующего сектором охраны памятников Софийского заповедника Ирмы Фантиновны Тоцкой, заведующего сектором фондов и экспозиции Софийского заповедника И.А. Голованя, старшего научного сотрудника Софийского заповедника Н.П. Петасюк «археологические материалы – кости в фондах Софийского заповедника, … 36 ящиков, – не имеющие научной ценности,… ликвидировать». 36 ящиков человеческих останков сожгли прямо под воротами Заборовского.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Акт от 11 октября 1975 года. Источник – https://apostrophe.ua/news/society/2022-05-31/v-kievskom-sofiyskom-sobore-obnarujili-sensatsionnuyu-nahodku-foto-i-video/270534. Фото без изменений

В 1977 году, случайно, фрагменты серебряных Царских врат снятые большевиками в Софийском соборе в 1934 году, нашли в запасниках Киево-Печерской лавры, где в сталинские годы был размещён так называемый Музейный городок. Туда со всей Украины свозили конфискованные церковные ценности, в основном переплавляемые на металл. Удалось выяснить, что уцелевшие части врат попали туда из резервного фонда драгоценных металлов в 1940 году. Остальные, вероятно, были переплавлены. Сохранилось около 50-60% оригинала. В советские годы реставрировать врата не удалось, потому что Москва не дала разрешения на покупку 2,2 кг серебра необходимых на реставрацию уцелевших частей.

 

Реставратор Пётр Редько открыл фреску XI века на стене собора, 1982 год. Источник – Пустощі східноєвропейської Кліо. Фото без изменений

В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера (нем. Alfred Toepfer Stiftung F.V.S.) присудило Софийскому собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников.

В декабре 1990 года 14-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО внесла Софийский собор, вместе с ансамблем монастырских строений XVIII века, в список Всемирного наследия. Собор стал первым памятником архитектуры на территории Украины в таком статусе. По этой причине здание собора запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа – День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине, данная традиция была введена в 2005 году.

10 ноября 1993 года представители религиозной организации «Белое братство» захватили Софийский собор и пытались совершить самосожжение, но им помешала милиция.

В 1994 году указом Президента Украины Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей» получил статус национального, и стал называться – Национальный заповедник «София Киевская» (укр. Національний заповідник «Софія Київська»).

18 июля 1995 года похороны предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (укр. Володимир, в миру – Василий Емельянович Романюк, укр. Василь Омелянович Романюк) в Софийском соборе столкнулись с сопротивлением со стороны духовенства Украинской православной церкви. Отряды специального назначения МВД Украины устроили на Софийской площади бойню с представителями УПЦ КП и активистами УНА-УНСО. Патриарх был похоронен перед входом в Национальный заповедник, близ колокольни.

D:\Могила_киевского_патриарха_Владимира.jpg

Могила патриарха Владимира (Романюка). Фото 22 апреля 2013 года. Автор – Rartat. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

Комментарии к записи ИСТОРИЯ СОБОРА В XX ВЕКЕ отключены