ИСТОРИЯ СОБОРА ДО XIX ВЕКА

Разные летописи, все они созданы позже времени строительства Софийского собора, называют датой его закладки 1017 или 1037 год. В Новгородской I, II, III, IV, V, Софийской I, Никоновской, Тверской, Львовской, Ермолинской летописях основание Софийского собора датируется 1017 годом. Новгородская первая летопись сообщает, что в 6525 (1017) году «иде Ярослав (великий князь Киевский) к Берестью (Бресту). И заложена была святая София в Киеве».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

«Город Ярослава» с северо-восточной стороны, в центре Софийский собор. Фрагмент макета Киева XXIII вв, реконструкция Д. Мазюкевича. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Согласно установившейся традиции, в 1036 году великий князь Ярослав «Мудрый» одержал победу над напавшими на Киев печенегами. В Лаврентьевской летописи под 6544 (1036) годом сказано: «…и сступишася на месте, идеже стоить ныне святая Софья, митрополья Русьская; бе бо тогда поле вне града. И бысть сеча зла и одва одоле к вечеру Ярослав». В память о победе на месте этой битвы князь заложил храм Святой Софии. В «Повести временных лет» сказано: «В лето 6545 (1037 год). Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Это же известие под тем же годом читается в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, Летописи Авраамки, Рогожском летописце и в Густынской летописи.

Под 1037 годом в Новгородской первой летописи повторено известие о закладке Софии, а в Новгородской III, IV, V, Софийской I, Воскресенской, Никоновской, Львовской летописях сообщается об окончании её постройки.

Такое разноречие источников породило двухсотлетнюю дискуссию о времени постройки Софийского собора в Киеве. Какие же летописные свидетельства следует признать достоверными, а какие ошибочными? В историографии на этот счёт единого мнения нет. Обе даты, 1017 и 1037 гг., нашли и своих горячих сторонников и решительных противников. К 1017 году относили основание Софии: историк Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году), украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году), российский историк Владимир Зенонович Завитневич (белор. Уладзімір Зянонавіч Завітневіч, умер в 1927 году), российский и советский византолог Фёдор Иванович Шмит (умер в 1937 году), российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году), украинский архитектор Владимир Ефимович Сичинский (укр. Володимир Юхимович Січинський, умер в 1962 году), советский историк архитектуры Николай Иванович Брунов (умер 1971 году), советский археолог Николай Николаевич Воронин (умер в 1976 году). На дате 1037 года настаивали украинский и российский историк Михаил Александрович Максимович (укр. Михайло Олександрович Максимович, умер в 1873 году), историк Церкви и протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев (умер в 1896 году), советский историк искусства Николай Петрович Сычёв (умер в 1964 году), советский историк архитектуры и археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году). По этому поводу высказали своё мнение советский и украинский историк, археолог Сергей Александрович Высоцкий (умер в 1998 году), советский и украинский историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев (укр. Юрій Сергійович Асєєв, умер в 2005 году), советский и украинский историк-медиевист, археолог Пётр Петрович Толочко (укр. Петро Петрович Толочко).

Выводы большинства исследователей были основаны скорее на доверии к летописным свидетельствам, чем на глубоком и всестороннем их анализе.

Наиболее убеждённым сторонником ранней даты основания Софии Киевской был Дмитрий Власьевич Айналов. Ссылаясь на слова митрополита Киевского и всея Руси Илариона (укр.  Іларіон, 1051 – 1055 гг.) из «Слова о Законе и Благодати», обращённые к Владимиру «Великому» и Ярославу «Мудрому»: «и недоконченное тобой докончи, аки Соломон Давыдова», исследователь полагал, что Ярослав продолжил дело своего отца и, что замысел построить Софию принадлежал Владимиру. Судя по всему, писал Д.В. Айналов, приходится признать, что София была заложена в 1017 году, а закончена через 20 лет, в 1037 году, поскольку под этим годом в «Повести временных лет» сообщается о завершении строительства. Предположения эти подтверждаются, по мнению исследователя, и немецким хронистом, епископом Мерзебурга Титмаром (нем. Thietmar von Merseburg, умер 1 декабря 1018 года). Под 1018 годом хронист пишет следующее: «Архиепископ этого города с мощами святых и различными церковными украшениями устроил Болеславу (князь Польши) и Святополку (великий князь Киевский) почётную встречу в Монастыре св. Софии, который за год перед тем погорел». О киевском пожаре 1017 года, от которого пострадал и Софийский собор, сообщается и в русских источниках. Согласно Новгородской летописи, весной 1017 года печенеги, осаждая Киев, прорвались до недостроенного Софийского собора, который в ходе сражения очень пострадал от пожара. К вечеру печенеги были разбиты.

В скандинавских источниках, в частности, в знаменитой «Саге об Эймунде» (норв. Eymunds saga, XIII век), оборона Киева от печенегов описана детально и красочно, как и в «Повести временных лет» под 1036 годом. Однако, известно, что скандинавский герой Эймунд Рингссон (норв. Eimund Ringsson) находился на Руси в период с 1016 по 1022 гг. и умер не позднее 1028 года, Таким образом, в битве 1036 года принимать участия он не мог.

Приведённые данные не убедили сторонников более поздней даты. Пётр Гаврилович Лебединцев, историк Церкви Николай Иванович Петров (умер в 1921 году), а затем и Ю.С. Асеев считали, что в этих хрониках речь идёт о деревянной Софии. Единственное, в чём они разошлись, это во времени сооружения деревянного храма и его местонахождения. П.Г. Лебединцев, ссылаясь на известие Иоакимовской летописи, считал, что деревянная София, основанная ещё при княгине Ольге, находилась вблизи городских ворот (позднее Золотых) и просуществовала до 1037 года. Поздняя каменная София была построена на месте деревянной предшественницы. Зная, что утверждение П.Г. Лебединцева не согласуется с летописной статьёй 1036 года «Повести временных лет», где говорится об этом месте как о «поле вне града», другие историки полагали, что деревянная София находилась где-то в другой части города.

В литературе бытует мнение, что в Новгородской первой летописи под 1017 годом речь идёт не о закладке каменного храма, а только о возобновлении деревянного. Вряд ли летопись, к тому же новгородская, отметила бы возобновление деревянной церкви. Невозможно отнести к деревянному сооружению и термин «заложи». Во всех случаях, когда речь идёт о постройке деревянного храма, летописец употребляет термин «сруби», постави».

На стенах Софийского собора обнаружено свыше 7 тысяч надписей-граффити, которые охватывают период со 2-го десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них, в разных местах собора – 10 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год. Сергей Александрович Высоцкий, отдавший много лет выявлению и расшифровке софийских граффити, открыл и прочитал несколько ранних. Одна из них была датирована 1032 годом.

Украинский историк-культуролог Надежда Николаевна Никитенко (укр. Надія Миколаївна Нікітенко) и украинский историк-медиевист Вячеслав Васильевич Корниенко (укр. В’ячеслав Васильович Корнієнко) выдвинули версию, основанную на сохранившихся в Святцах днях его освящения, что собор был заложен 4 ноября 1011 года (освящение места) и освящён 11 мая 1018 года, строительство начал Владимир, а завершил Ярослав. Эта концепция основана на комплексном изучении письменных источников, архитектуры, новой интерпретации светских фресок, найденных в соборе древнейших надписей-граффити датируемых 1018/1021, 1019, 1022 (три надписи), 1023, 1028, 1033 (три надписи) и 1036 годами. Ряд граффити, хотя и не содержат дат, но благодаря упоминанию в них известных исторических лиц также датируются 1019 годом. Эта новая датировка, обострившая дискуссию, получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования в 2011 году 1000-летия Софийского собора.

В сентябре 2011 года согласно решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО состоявшейся в октябре 2009 года, и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

Возвратимся ко времени строительства собора. Летописец сообщает, что Святую Софию, Ярослав «Мудрый» «всякой красотой украсил и золотом, и серебром, и каменьем дорогим». Для росписи храма были приглашены византийские мастера. Они совместили два вида изображения – мозаичный и фресковый, который не практиковался в Византии. В украшении собора щедро использовались произведения декоративного искусства: барельефы, шиферные плиты полов, инкрустированные мозаичными наборами смальты, мраморные колоны и капители. При строительстве собора алтарь был отделён от общей части храма лишь невысоким предалтарным ограждением, изготовленным из мрамора.

В 1037 году, согласно размышлениям историков, Софийский собор был освящён, возможно, это было приурочено к 500-летию завершения строительства Софии Константинопольской и возможно, к 60-летию самого великого князя Ярослава «Мудрого». Необходимо отметить, что никаких летописных «сказаний об освящении храма Софии» не существует.

D:\Софійський_собор_43.jpg

Восточный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 19 мая 2019 года. Автор – Качанов Сергій. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\2) Е2020, запад.jpg

Западный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Величественные и гармоничные архитектурные формы, торжественное великолепие внутреннего устройства Софийского собора вызывали восхищение современников. Митрополит Киевский и всея Руси Иларион – свидетель строительства и завершения Софии – в «Слове о законе и благодати» написал: «Церкви дивна и славна всем окружныим странам, якоже ина не обрящется во всемь полунощи земнемь, от востока до запада».

Софийский собор стал резиденцией митрополита Киевского и всея Руси. В храме проводились торжественные церемонии: соборы русских епископов, в нём ставили на великое княжение и принимали послов, правили молебны и приносили присяги верности, у стен храма собирались киевские веча. Софийский собор стал образцом для возведения одноимённых храмов в Новгороде и Полоцке.

Под 1037 годом «Повесть временных лет» упоминает о библиотеке на территории Софийского собора: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людий. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного». Летописец, отдавая должное Ярославу «Мудрому» говорит, что князь любил книги и «положи в святей Софии церкви». Это единственное упоминание в летописных источниках о первой и наиболее значительной библиотеке Руси. При Софии находилась большая книгописная мастерская, где трудилось множество книгописцев, переводчиков «с грек на славянское письмо», как духовного звания, так и миряне. В Софии Киевской был составлен первый летописный свод законов «Правды Ярослава» 1037 – 1039 гг., написано и провозглашено знаменитое «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленскому пресвитеру Фоме» митрополита Киевского и всея Руси Климента Смолятича. Знакомство с произведениями Илариона и Климента Смолятича убеждает в том, что им были известны основные положения философских учений Платона, Аристотеля и других философов древних времён.

Резиденция киевского митрополита была ограждена мощной каменной стеной, остатки которой удалось обнаружить в ходе археологических раскопок 1948 – 1950 гг. В стене находились ворота, через которые можно было проехать к центральному, западному входу в Софию Киевскую. Согласно советскому историку архитектуры и археологу Михаилу Константиновичу Каргеру (умер в 1976 году), каменная стена, вероятно, была построена при 4-м митрополите Киевском и всея Руси Феопемпте  (др.-греч. Ὁ μητροπολίτης Θεόπεμπτος, около 1037 – 1049 гг.). Как можно заключить по сохранившимся остаткам стены, митрополичий двор занимал площадь около 3,5 га. О значительных его размерах свидетельствуют и письменные источники: в 1147 году во дворе Софии собралось вече, в котором, по словам летописца, участвовало множество киевлян.

В 1051 году на киевскую митрополию в Софийском соборе был рукоположен митрополит Иларион.

В течении XI – XX вв. собор, а также его двор, были местом погребения. Здесь было похоронено нескольких князей, а также представителей высшего духовенства, в том числе ряд митрополитов.

Погребение великого князя Ярослава «Мудрого» в 1054 году в Софийском соборе – митрополичьем соборе – было на тот момент определённым нарушением традиций. По статусу в таком соборе не должно было быть усыпальницы: византийских императоров не хоронили в Софии Константинопольской, а хоронили в церквях основанных ими монастырей.

В 1055 – 1062 гг. Софийский собор достраивает великий князь Киевский Изяслав I Ярославич. Дальнейшая история собора мало освещена летописными источниками.

В 1093 году в соборе были похоронены: великий князь Киевский Всеволод I Ярославич и князь Ростислав Всеволодович. Нельзя не обратить внимание на то, что София служила княжеской усыпальницей только для рода Всеволода Ярославича. Здесь, кроме него, были погребены его два сына и внук.

В самом конце XI века происходила весьма крупная перестройка Софийского собора, связанная с устройством второго пояса внешних галерей. Об этой перестройке письменных свидетельств нет, только выводы исследователей.

На рубеже XI – XII вв. в арку в южной части западной внешней галереи собора была встроена апсида, и обустроена крестильня (укр. хрещальня, хрестильна).

В 1113 году в Софийском соборе благословили на княжение великого князя Владимира II Всеволодовича «Мономаха».

В 1125 году в соборе Владимир «Мономах» был и похоронен.

В 1154 году в Софийском соборе похоронен великий князь Киевский Вячеслав Владимирович.

12 марта 1169 года Киев был взят и разграблен войсками князя Владимиро-Суздальского (см. Российская Федерация) Андрея «Боголюбского». «Митрополия» (Софийский собор) была разграблена наравне с другими храмами, забраны все золотые вещи, церковные реликвии.

В 1180 году в соборе большой пожар. Интерьеры Софийского собора едва уцелели.

2 января 1203 года князь Рюрик Ростиславич в союзе с Ольговичами и половцами, взяв Киев, подверг город жесточайшему разграблению. Дружинниками Рюрика и половцами был разграблен и Софийский собор.

В декабре 1240 года Киев был взят монголами хана Батыя (монг. Бат хаан?). Основной удар монгольских полчищ, ворвавшихся в Киев, был направлен в сторону «Города Владимира», за стенами которого укрепились киевляне после падения основной линии обороны «Города Ярослава». Преследуя последних оставшихся в живых защитников города, упорно оборонявшихся за стенами Десятинной церкви, Софийский собор, оставшийся в стороне от главной арены боя, не был разрушен монголами. Лаврентьевская летопись только сообщает о разграблении собора: «святую Софью разграбиша, и монастыри все, и иконы, и кресты честныя, и вся узорочья церковная взяша». Уцелевший, но ограбленный и опустошённый Софийский собор продолжал оставаться митрополичьей резиденцией.

При митрополите Киевском и всея Руси Кирилле II (1242 – 1281 гг.) собор был отремонтирован и упорядочен.

В 1273 году в Софийском соборе был созван Поместный собор и одобрена Кормчая книга – сборник церковных законов.

6 декабря 1281 года в Переяславле-Залесском (ныне город в Ярославской области Российской Федерации) умер митрополит Кирилл II. Оттуда он был перевезён во Владимир-на-Клязьме (ныне город, административный центр Владимирской области Российской Федерации), а потом в Киев, где и был похоронен в Софийском соборе. В торжественной службе в Софийском соборе участвовали, по словам летописца, «всех епископов руських, со всем священным собором». Едва ли столь торжественное богослужение могло бы происходить в полуразрушенном храме. Кирилл II был первым, известным из летописей святителем, который упокоился в соборе. Во время исследования его захоронения в южной внутренней галерее археологи нашли фрагменты шёлковой ткани с золотым и серебряным сюжетным шитьём, которое изображает Богоматерь Оранту, ангелов и святых. Эти ткани – древнейшие из всех найденных на восточнославянских землях, и ныне они хранятся в фондах Софийского заповедника. Погребение митрополита было осуществлено под фресковым образом св. Николая Мирликийского, покрытым специальным окладом. Оклад на фреске – уникальная вещь, он свидетельствовал чудотворность софийского изображения святого Николая. Следы от маленьких гвоздей, которыми крепился оклад, до сих пор видно на фреске.

В 1288 году митрополит Киевский и всея Руси Максим поставил «во святей Софии в Киеве» Иакова епископом во Владимир, а в следующем, 1289 году Тарасия епископом в Ростов.

В конце 1299 года хан Золотой Орды Тохта (монг. Тохта) подверг Киев новому разорению. По этой причине в 1299 году митрополичья резиденция была перенесена во Владимир-на-Клязьме.

С 1375 по 1380 гг. и затем с 1382 по 1390 гг. в Киеве «на митрополичьем дворе при соборной церкви св. Софии» жил не признанный в Москве князем Дмитрием Ивановичем митрополит Малой Руси и Литвы Киприан, в 1389 – 1406 гг. митрополит Киевский и всея Руси.

В 1385 – 1390 гг. митрополит Киприан ремонтирует Софийский собор.

Из этих отрывочных известий о Софийском соборе в XIII – XIV вв. можно сделать лишь один существенный для последующей истории храма вывод: собор после монгольского нашествия не был превращен в руины подобно многим другим древним постройкам Киева, хотя и лишился, по-видимому, значительной части своих сокровищ, накопленных за два века.

В 1414 году великий князь Литовский Витовт (лит. Vytautas) выступая на соборе южнорусских иерархов, собранных для избрания своего митрополита говорил, что: «Святая Софья, столная церковь митрополяя не строится, не имеющи господаря, аки вдова и осиротевши, красоты своея лишена, есть, такожде и по всей митрополии Киевской строения несть, а митрополитове, пришедше з Москвы (Витовт намекал на митрополита московского Фотия) о сем токмо пекутся, еже обретше, што красно в Софьи, себе взяти».

В июне 1416 года Киев разграбил и сжёг беклярбек Золотой Орды Едигей.

1 сентября 1482 года осада и опустошение Киева татарами крымского хана Менгли I Герая (крым. I Meñli Geray) по просьбе великого князя Московского Ивана ІІІ. Крымский хан вывез из Софийского собора немало драгоценностей, позже он послал в подарок своему союзнику великому князю Ивану III золотой дискос и потир из числа награбленных в Софийской ризнице драгоценностей.

К концу XV века киевские митрополиты почти вовсе не жили в Киеве, предпочитая в качестве своей резиденции Вильно (ныне Вильнюс (лит. Vilnius), столица Литвы) или близкий к литовской столице Новгородок (Новогрудок) (белор. Навагрудак, ныне административный центр Новогрудского района Гродненской области Беларуси). Заброшенный Софийский собор приходил довольно быстро в упадок.

В 1497 году в Михайловском приделе собора были положено тело убитого татарами 1 мая 1497 года митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Макария I (1494 – 1497 гг.). С 1930-х годов его святые мощи лежат во Владимирском соборе в Киеве.

D:\nekropol_1 (1).jpg

Рака священномученика митрополита Макария I в Михайловском приделе Софийского собора. Источник – http://sophia.sophiakievska.org/uk/node/55. Фото без изменений

В XVI веке Софийский собор пребывал в запустении и катастрофически разрушался.

В середине XVI века киевский староста в рапорте польскому королю сообщал, что на кровле св. Софии растут деревья.

В 1577 году киево-софийский наместник пан Богуш Гулькевич-Глебовский (польск. Bogusz Gulkiewicz-Glebowski) за свой счёт отремонтировал Софийский собор и перекрыл крышу храма свинцовыми плитами – «в оправе великое церкви святое Софие немалый поратунок и подможене своими власными пенезми учинил: её покрыл и побил». Сохранилась грамота от 6 июля 1577 года, в которой митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Илия (в миру – Илия Иоакимович Куча) благодарит его, что он «совершил большой церкви святой Софии немалое спасение».

В октябре 1584 года купец и путешественник, монах-доминиканец Мартин Груневег (нем. Martin Gruneweg) посетил Софийский собор, который описал в своём дневнике.

При митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Онисифоре (в миру – Михаил Петрович Гринькович-Девочка, 1583 – 1589 гг.) собор, оказавшийся в руках какого-то «жолнера» (польский ратник) и притом «еретика», окончательно пришёл в состояние разрухи и убожества.

В 1594 году Киев посетил австрийский дипломат и путешественник Эрих Лясота (Ласота) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau). Он отмечал, что церковь Софии, которую он считает наиболее красивой и великолепной среди киевских храмов, «очень обветшала, и преимущественно обветшали верхние её своды». Он отмечал, что собор «внутри отделан мозаичной работой, пол же выложен красивыми цветными камешками». Также Эрих Лясота первым описал гробницу «исполина Ильи Моровлина» (Ильи Муромца) в Софийском соборе.

В 1595 году киевский католический епископ и историк Юзеф Верещинский герба «Корчак» (польск. Józef Wereszczyński herbu Korczak), которому принадлежит самое раннее описание Киева, составил записку, адресованную Краковскому сейму. Описав с восхищением Софийский собор, Ю. Верещинский заключал: «Одним словом, – с чем согласны многие, – в целой Европе по драгоценности и изяществу работы нет храмов, стоящих выше константинопольского и киевского (оба они построены по одному плану), и хотя киевский храм меньше константинопольского, но всё-таки он со всеми частями, во всём своём объёме равняется двум костёлам св. Станислава, в замке Краковском, соединённым вместе. Но, увы! – в настоящее время храм этот не только осквернён чрез уметы (входящего в него) рогатого скота, лошадей, псов и свиней и вместе с тем немало лишён церковных украшений, уничтожаемых дождями, вследствие дурного состояния крыши, но за последнее время началось уже разрушение и самих стен, что всё происходит вследствие плохого присмотра киевских митрополитов и равнодушия господ греческой религии».

В 1596 году посетивший Киев польский дипломат и историк Рейнгольд Гейденштейн (нем. Reinhold Heidenstein), описывая руины киевских храмов, перечисляет среди них и Софию: «Остался доселе один из них, – пишет он, – но и то в таком жалком виде, что богослужение в нём не совершается». Описывая мозаики храма, по образцу константинопольских и венецианских храмов, его колонны из порфира, мрамора и алебастра, Р. Гейденштейн заключает: «В таком, однако, запущении это прекрасное здание, что кровли на нём нет, и он всё более и более близится к уничтожению, хотя все неприятели щадили его ради его особого изящества».

В 1596 году Софийский собор по Берестейской унии перешёл к Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква). Разрушение и разграбление собора усилилось. Из храма расхищались теперь уже не сокровища его древних ризниц, последние давно были пусты, теперь грабили великолепное архитектурное убранство самого собора.

В 1605 году «поп Филипп», ведавший Софийским собором, умудрился не только забрать с престола храма «скринку з мосчами», но и «каменье тесанное на столбах и сходах, разным людем пораспродавал».

Брошенное на произвол судьбы здание Софийского собора разрушалось с катастрофической быстротой.

Около 1621 года в письме к гетману и Войску Запорожскому киевские горожане просили: «о митрополиту православном и церкви Софии святой старайтеся, абы под благословением патриаршим быти мог, и церков Софейскую, як обыдрал пан Садковский, напоменуть его, або и накрил хотя соломою, жебы ей гнити не давал, олово обобрал и продал, а тресками накрыл умысльне абы се обалити, як и иншые муры навалялися, маетностей церковных ужывает, а церкви гниючы пустует».

В 1-й четверти XVII века рухнула западная стена Софийского собора, завалив центральный вход. В сочинении «Тератургима» инока Печерского монастыря и церковного писателя Афанасия Кальнофойского (укр. Афанасій Кальнофойський) читаем: «1625 года, сентября 6, благородные пан Андрей Борецкий и пан Стефан Шимонович, один из селения Глевахи, а другой – из Юровки, ехали ночью в Киев по своим делам. Перед рассветом прибыли к так называемым Золотым воротам, выезжая из которых, увидели в церкви св. Софии великое освещение, зажженные свечи и услышали приятнейшее пение. Удивившись, они сказали: “Что ж, однако, это? В пустой церкви кто-то так рано совершает службу божию с таким благозвучием”. Сошли со своих повозок, подошли к самой церкви и, не могши войти в неё, так как двери были завалены большой грудой упавшей каменной стены и немалою кучею мусора, увидели через разщелины, которые учинили неприятельская рука и небес непогода…».

В 1632 году Софийский собор с согласия короля Речи Посполитой Владислава IV (польск. Władysław IV Waza) был отобран у греко-католиков и возвращён восстановленной Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Такого решения добился митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, 3-й экзарх Константинопольского престола Пётр Могила (рум. Petru Movilă, 1632 – 1647 гг.). Собор находился в катастрофическом состоянии. По словам самого Петра Могилы, он получил церковь от униатов «безпокровную, едва не до конца разорённую и украшения внутреннего, святых икон, сосудов же и священных одежд ни единаго имущую».

В июле 1633 года Софийский собор был освящён. Епископ Сильвестр Коссов утверждал, что к этому времени Софию Пётр Могила «едва только мог от руин освободить и отчасти свету исправленною показать».

В 1634 году началось восстановление собора, продолжавшееся в течение десяти лет.

В 1637 – 1638 гг. митрополит Пётр Могила провёл в соборе капитальный ремонт, отреставрировал и украсил храм. К работам по восстановлению собора он привлёк итальянского архитектора Октавиано Манчини (итал. Octaviano Mancini), украинских художников братьев Тимоша и Ивана Зиновьевых (укр. Тиміш та Іван Зінов’єви). Для украшения собора были выписаны из Москвы позолотник Аким Евтихиев, иконописец Иоаким, а также резчики, плотники, каменщики. Основное внимание уделено алтарной части и северному фасаду, поскольку именно здесь находился главный вход, потому что западная стена всё ещё лежала в развалинах. Первоначальная фресковая живопись собора частично обновлена клеевой краской. В Софийском соборе был установлен первый высокий деревянный резной золочёный иконостас с соборной иконой Святой Софии. По-видимому, эту часть реставрационных работ выполнили присланные из Москвы мастера, среди которых Пётр Могила особенно отмечал роль «сусальника» Акима Евтихиева.

В 1630-х годах митрополит Пётр Могила собирал в Софийском соборе мощи святых. Согласно современным исследованиям, митрополит создал в восточных торцах внешних северной и южной галерей две каплицы, предназначенные для мощей великого князя Владимира Святославича и священномученика митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Макария I.

В 1638 году митрополит Пётр Могила основал при Софийском соборе мужской монастырь. Вокруг собора соорудили деревянные монастырские строения, всю территорию обнесли высоким деревянным забором. Единственный въезд в монастырь находился под деревянной колокольней, стоявшей в северо-восточном углу монастыря. Территория монастыря стала значительно больше митрополичьего двора XI века.

В 1640 году в Софии, на её престольный праздник – Рождество Богородицы, 8 – 18 сентября, собрался поместный собор. Он утвердил новый православный «Требник».

Восстановление Софийского собора длилось очень долго и, к сожалению, не была завершена при митрополите Петре Могиле, поскольку объём работ был огромным. После проведённых восстановительных работ Софийский собор всё ещё сохранял свой первоначальный вид.

В 1651 году были позолочены верхние малые купола собора.

D:\Sophia_1651.jpg

Софийский собор, справа деревянная колокольня. Восточный фасад храма. Копия XVIII века с рисунка голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

Рисунки 1651 года голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) западной и южной галерей собора свидетельствуют, что восстановительные работы начатые митрополитом Петром Могилой были далеко не завершены. Обе галереи изображены ещё в виде руин, вместо сводов видно небо; на верхних частях галереи растут кустарники.

D:\160-1.jpg

Софийский собор. Западные галереи. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\161-1.jpg

Софийский собор. Фасад южной галереи. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\171-1.jpg

Софийский собор. Южная сторона западного фасада. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда. 1651 год. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 296. Фото без изменений

В 1652 году архидиакон Антиохийской православной церкви, путешественник Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي) сделал подробное описание Софийского собора. Относительно западного фасада церкви Павел Алеппский писал: «…со стороны западного нартекса она наполовину в развалинах». Описывая собор, он писал о её башнях: «На каждом из западных углов круглая огромная башня… Каждая башня имеет двери с запада; от неё входишь по широкой поместительной и длинной лестнице со многими ступеньками к самой верхней бойнице, через которую выходишь на вторую верхнюю окружную галерею церкви». Он восторженно описывал богатство деревянной резьбы нового иконостаса. «Когда входишь в храм через западные двери, – писал он, – то глазам твоим открывается пол хороса (средняя подкупольная часть здания), сделанный из удивительной многоцветной мозаики с разнообразными тонкостями искусства. Такой же пол внутри алтарей и перед ними».

В 1654 году киевляне утвердили в Софийском соборе решение Переяславской рады о союзе с Московией.

В 1657 году в соборе похоронен митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, 4-й экзарх Константинопольского престола Сильвестр Коссов (1647 – 1657 гг., место захоронения сохранилось).

Челобитная местоблюстителя Киевской митрополии Мефодия московскому царю Алексею Михайловичу от 28 июля 1666 года свидетельствует, что в Софийском соборе велись какие-то незначительные работы по восстановлению. Местоблюститель просит милостыни «на церковное строение св. Софии», причём речь идёт не только о «золоте и серебре сусальном для построения икон», но и «о извести в Брянском уезде, чтобы в св. Софию отдать и стругами спустить в Киев».

В 1690 году в соборе был похоронен много сделавший для храма митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, 8-й экзарх Константинопольского престола, с 1688 года митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Гедеон Святополк-Четвертинский, князь происходил из династии Рюриковичей. В соответствии с завещанием Гедеона, его похоронили под северной стеной Владимирского алтаря, напротив гробницы его предка – Ярослава «Мудрого».

В 1690 – 1707 гг. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам Ясинский, при материальной помощи гетмана Войска Запорожского обеих строн Днепра Ивана Степановича Мазепы (Мазепа-Колединский) (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський)), провёл капитальные ремонтно-реставрационные работы в Софийском соборе. Гетман даровал 5000 дукатов на золочение купола Софии, подарил собору золотую чашу в 500 дукатов, а на восстановление собора выделил 50 000 золотых. В ходе ремонтных работ в соборе над одноярусными галереями были надстроены вторые ярусы, аркбутаны разобраны, а галереи превращены в закрытые помещения, где разместили боковые алтари, установлены 4 новые главы (купола), перестроены на барочный стиль верхи старых башен. Древние фрески, к тому времени повреждённые, были оштукатурены и забелены. Таким образом, Софийский собор был полностью восстановлен, снаружи он приобрёл стиль украинское барокко, который в своих основных чертах сохранился по сей день. Произошли некоторые изменения и в интерьере храма – разобрана западная тройная аркада центрального нефа.

D:\sofiyskiy_sobor_173.jpg

Софийский монастырь в XVII веке, по плану 1695 года. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/pamyatniki_sofiya_kyivska.shtml. Фото без изменений

В конце ХVІІ века под Успенским приделом древней внешней южной галереи собора сооружена большая крипта 6 × 4,5 метра, где был устроен некрополь для митрополитов Киевских.

В 1697 году большой пожар уничтожил все отремонтированные деревянные постройки Софийского монастыря и монастырский архив.

В 1699 году по указу царя Московского Петра I началось сооружение новых уже каменных построек монастыря.

В 1699 – 1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского юго-восточнее Софийского собора была построена каменная трёхъярусная колокольня с парадным въездом, названная жителями Киева «Триумфальной колокольней». Иван Мазепа за личные средства позолотил её купол. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году по заказу гетмана Ивана Мазепы который находится на втором ярусе колокольни и носит название «Мазепа». Вес колокола – около 13 тонн.

D:\Kolokol_Mazepa.jpg

Колокол «Мазепа». Фото 27 августа 2010 года. АвторФото Mazepa11. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 1744 – 1747 гг. при митрополите Киевском, Галицком и всея Малыя России Рафаиле Заборовском (польск. Michał Zaborowski, укр. Рафаїл Заборовський) Софийский собор подвергся новой реставрации, в известной степени коснувшейся внешнего облика храма и существенно изменившей его интерьер.

В 1747 году в соборе при митрополите Рафаиле Заборовском установлен, существующий и ныне, деревянный резной позолоченный иконостас.

К концу 1740-х годов в Софийском соборе были завершены все строительные работы. Внешний вид собора, в котором было уже 17 престолов, практически приблизился к современному.

В 1752 году позолочен центральный купол Софийского собора, для чего было использовано примерно четыре килограмма золота.

На территории Софийского подворья масштабные реставрационно-строительные работы продолжались до 1767 года. При архиепископе Киевском и Галицком Варлааме Ванатовиче (1722 – 1730 гг.) и митрополите Рафаиле Заборовском архитектурный ансамбль монастырь окончательно обрёл нынешний облик. На его территории были построены: Южная въездная башня (укр. Південна в’їзна вежа, начало XVIII века), Монастырская стена высотой около 4 метров (укр. Монастирські мури, 1-я половина XVIII века), Трапезная церковь (укр. Трапезна церква, 1722 – 1730 гг.), Хлебня-пекарня (укр. Хлібня, 1722 – 1730 гг.), Дом митрополита (укр. Будинок митрополита, 1722 – 1737 гг.), Западные ворота – Ворота Заборовского (укр. Брама Заборовського, до 1745 года), Монастырские кельи, затем Братский корпус (укр. Братський корпус, 1756 – 1757 гг.), Монастырские кельи, затем Софийское духовное училище – Бурса (укр. Бурса, 1763 – 1767 гг.). В архитектуре всех этих построек и во внешнем виде Софийского собора присутствуют характерные черты украинской барочной архитектуры XVII – XVIII вв.

В XVIII веке на территорию Софийского монастыря было три въезда: под колокольней, под Южной въездной башней и через Западные ворота, так называемые Ворота Заборовского, которые теперь замурованы.

На протяжении всего XVIII века меняется и интерьер Софийского собора. Его разрушенную западную часть перестроили, в результате чего центральная часть собора стала более просторной. На стенах собора появились новые масляные росписи в традициях барочной живописи, спрятавшие под собой древние фрески. Эти работы проводили художники живописной мастерской Софийского монастыря. Мозаики XI века были оставлены и стали основными акцентами новой формы внутреннего убранства.

В середине XVIII – 1-й четверти XIX вв. в большой крипте (6 × 4,5 метра) сооружённой в конце XVII века под Успенским приделом было похоронено шесть митрополитов Киевских и Галицких много сделавших для храма: Рафаил Заборовский (похоронен 30 ноября 1747 года), Арсений Могилянский (укр. Арсеній Могилянський, похоронен в 1770 году), Гавриил Кременецкий (укр. Гавриїл Кременецький, похоронен в 1783 году), Самуил Миславский (укр. Самуїл Миславський, похоронен в 1796 году), Иерофей Малицкий (укр. Ієрофей Малицький, похоронен в 1799 году) и Серапион Александровский (укр. Серапіон Александровський, похоронен в 1824 году). Мощи митрополита Рафаила Заборовского находились в крипте открытыми для осмотра, пока вход в крипту в середине XIX века не был закрыт чугунными плитами.

В 1786 году в связи с секуляризационной реформой российской императрицы Екатерины II Софийский монастырь был упразднён. В этот же период в соборе была проведена реконструкция, частью которой являлось усиление основных опорных элементов конструкций системой тяжей и анкерных устройств, на что было выделено не менее 500 пудов металла. Тогда же храм получил название «Киево-Софийский Кафедральный Собор», с соответствующим штатом и содержанием. С этого времени митрополит Киевский считался одновременно и архимандритом Киево-Печерской лавры. Софийский собор остался резиденцией митрополита, которому было дозволено иметь резиденцию и в Лавре.

В течение 2-й половины XVIII и 1-й половины XIX вв. крупные реставрационные работы в соборе, по-видимому, не проводились. Однако, за это время у южной и северной стен собора появились грузные контрфорсы.

В конца XVIII века пол в соборе уложен гладкими квадратными чугунными напольными плитами.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ СОБОРА ДО XIX ВЕКА отключены