ЛЕСТНИЧНЫЕ БАШНИ

Одним из наиболее сложных и запутанных вопросов архитектурной истории Софийского собора был вопрос об устройстве входов на хоры (полати) храма, связанный с вопросом о времени постройки двух башен. При изучении плана собора нельзя не обратить внимание на асимметричность расположения башен по отношению к центральной оси здания. Южная башня занимает угловую часть западной и южной внешних галерей. Северная башня также включена в западную часть внешней галереи, но расположена не в северо-западном её углу, а примыкает своей восточной частью к крайнему северному членению западной внутренней галереи.

На рисунке 1651 года, голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) южная башня изображена круглой. Это свидетельство приводило некоторых исследователей к выводу о том, что в древности башни были круглые. В действительности, как показали сделанные в разное время многочисленные зондажи, нижняя часть южной башни имела снаружи прямоугольную форму, и только на уровне второго этажа была круглой.

D:\171-1.jpg

Софийский собор. Южная часть западного фасада. Копия XVIII века Абрахама ван Вестерфельда, 1651 года. – Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 296. Фото без изменений

В винтовых лестничных башнях собора, ведущих на княжеские хоры, сохранился уникальный цикл светских фресок. Стены, своды, столбы и лестничные пролёты башен были украшены фресковой росписью, большая часть которой сохранилась до наших дней. Фрески изображают картины византийской придворной жизни и быта киевского княжеского двора, состязания на константинопольском ипподроме, разнообразные сцены охоты, театральные и цирковые зрелища, народные развлечения и так далее.

Советский и украинский историк Сергей Александрович Высоцкий (умер в 1998 году) считал, что главной темой, объединявшей росписи обеих башен, был рассказ о важном политическом и культурном событии в жизни Руси середины X века – о визите в столицу Византийской империи Константинополь (др.-греч. Κωνσταντινούπολις) прабабушки Ярослава «Мудрого» киевской княгини Ольги и о её встрече с византийским императором Константином VII  «Багрянородным» (др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος). В то же время украинский историк-культуролог Надежда Николаевна Никитенко доказывает, что фрески башен составляют великокняжеский триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является Софийский собор.

И в северной, и в южной башнях общее расположение росписей, их композиционное строение и движение фигур в каждой сцене подразумевают обзор фресок снизу вверх, по мере подъема на второй ярус. Композиции повествовательного характера, обведены прямоугольными рамками, простираются по стенам непрерывным фризом. Уступчатые своды, которые символизируют небо, покрыты красочным орнаментом, который напоминает драгоценную ткань. В затейливое плетение орнаментного узора введены медальоны с символическими сюжетами.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1353763130-0457723-www.nevsepic.com.ua (2).jpg

Фрески XI века в северной башне. Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений

Своим содержанием и манерой выполнения фрески в башнях занимают особое место в системе росписи собора. В древности башни были изолированы от интерьера храма, вход в них был с улицы. Башнями поднимались на хоры члены княжеской семьи с приближёнными, что обусловило дворцовую тематику фресок. В соответствии с церемониалом, мужчины поднимались южной башней на мужскую, южную половину хоров, а женщины – северной башней на женские, северные хоры. В соответствии с этим, центральные сюжеты чётко разделены по тематике: в северной башне находится композиция «Выход княгини», в южной – большая композиция «Ипподром».

Северная башня. В 1840-х годах в ходе ремонтных работ в Софийском соборе, древняя винтовая лестница башни была закрыта новыми огромными чугунными плитами, которые не совпадали с первоначальными. Были скрыты не только древние кирпичные ступени лестницы, но и совершенно изменена общая конфигурация лестничного подъёма. Нижняя часть древнего заложенного портала оказалась вследствие этого глубоко под новыми чугунными ступенями. Во время архитектурно-археологических исследований башни в XX веке лестнице возвращена первоначальная форма, своеобразие которых заключается в сочетании крутых ступеней с пологим пандусом. Своды башни поднимаются ступенчато.

Современный вход в северную башню, из внутренней западной галереи собора, сделан в начале XIX века. Справа от входа, в лестничном пространстве есть дверной проём конца XVII – начала XVIII века. Зондажами на внешней и внутренней поверхности западной стены башни уже давно удалось установить наличие заложенного поздним кирпичом большого входного проёма, который находился напротив современного и закрыт остеклённой рамой.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_163904.jpg

Первоначальный вход в башню. Косяки прорези украшены фресковыми орнаментами. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В 1949 году в юго-западном углу башни были проведены раскопки. После удаления трёх огромных чугунных ступеней открылась кирпичная выкладка на растворе извести с песком середины XIX века, а под ней подсыпка из строительного щебня, среди которого попадались в большом количестве обломки древнего кирпича-плинфы и раствора с цемянкой.

На глубине 60 см от уровня чугунной плиты в северной части раскопа была обнаружена первая ступень лестницы, сложенная из плинфы на растворе извести с цемянкой и покрытая большой, гладко отёсанной шиферной плитой.

D:\tabl19.jpg

Древняя лестница в северной башне. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Tables/19.html. Фото без изменений

Западный край шиферной плиты был вплотную пригнан к западной стене башни, причём древняя фресковая штукатурка на этой стене доходит, только до уровня плиты, что свидетельствует о том, что шиферная плита лежит на первоначальном месте.

Юго-западный угол плиты лежит у северного угла заложенного западного входа в башню. Ширина шиферной плиты 75 см. Расширение раскопа в северном направлении, под чугунной лестницей, позволило расчистить вторую и третью ступени, также перекрытые шиферными плитами. И эти плиты были точно пригнаны к западной стене башни. Древняя штукатурка также доходит только до уровня плит. Подступенки этой древней лестницы, высотой 23 см, покрыты гладко затёртой обмазкой раствора извести с примесью цемянки.

К югу от южного края нижней ступени, на одном уровне с нею открылась вымостка из кирпичей, размером 27 × 14 × 5 см, на растворе извести с песком. После расчистки и фиксации этой поздней кирпичной вымостки она была удалена. Ниже лежал слой плотно слежавшегося щебня, состоящего в основном из обломков древней плинфы, кусков цемянки, обломков мозаичного пола и разнообразной древней керамики. После удаления этого слоя открылись три ступени, расположенные почти перпендикулярно к только что описанным и параллельно западной стене башни. На верхней ступени шиферная плита, перекрывавшая её первоначально, не сохранилась, однако о её существовании свидетельствовал её отпечаток в растворе, на который она была положена в древности. На второй и третьей ступенях хорошо сохранились шиферные плиты. Западный край второй ступени лежит вдоль восточной линии проёма портала башни, третья ступень лежит внутри этого проёма.

На подступенке верхней ступени сохранилась орнаментальная мозаика из мелких кусочков смальты. Следующий подступенок также покрыт мозаикой, но иного рисунка. Мозаика представляет ряд треугольников с растительным орнаментом внутри них. Сохранность мозаики на втором подступенке крайне плохая. На подступенке третьей ступени также сохранились остатки мозаики.

После удаления поздней кирпичной вымостки в восточной части раскопа открылась площадка, покрытая очень прочной, розового цвета известковой подмазкой. На этой подмазке в древности либо лежали шиферные плиты, либо, что кажется вероятнее, площадка была декорирована половой мозаикой, фрагменты которой в виде кусков раствора с инкрустированными смальтами в значительном количестве были найдены тут же, в завале строительного щебня. В выбоине, сделанной, по-видимому, при устройстве новой чугунной лестницы, видно, что под известковой подмазкой этой площадки лежит древняя кирпичная кладка свода башни.

Общая композиция древней лестницы в северной башне вырисовывается в следующем виде. Через западный входной проём башни поднимались четыре покрытые шиферными плитами ступени, подступенки которых были декорированы стенной мозаикой. Ступени вели на площадку, с которой лестница, веерообразно поворачиваясь в северную сторону, вела вверх, на хоры собора.

В восточную сторону с площадки, по-видимому, был лестничный спуск, который вёл в восточную часть башни. Уровень древнего пола в этой части башни лежит на уровне древнего пола собора, то есть на 1,5 метра ниже уровня пола площадки. Устройство восточной части башни исследовано не было.

Фресковые росписи северной башни сохранились фрагментарно. Роспись центрального столба почти не уцелела. На своде башни изображены орнаменты, в медальонах восьмиконечные кресты, дикий осёл-онагр, птицеголовый грифон и белый кречет.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_163914.jpg

Звериные орнаменты. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В нижней части башни, справа от нынешнего входа, на своде изображён человек с верблюдом, ниже – борцы, тела которых переплелись в поединке.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 66. Фото без изменений

Непосредственно над входом – сцена «Борьба ряженых» или «Готские игры» (укр. «Боротьба ряджених» чи «Готські ігри»), которые олицетворяли борьбу со «злыми» языческими народами «готами». Ритуальный танец ряженых «готами» актёров, унаследован византийцами от римских сатурналий. Последние были связаны с обрядами плодородия в дни зимнего солнцестояния. На стене изображён мужчина в маске чудовища-песиголовца (кинокефала), который хочет заколоть вилами усатого воина, вооруженного топором и щитом.

D:\sofiyskiy_sobor_114.jpg

Борьба ряженых. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Рядом – фреска «Охота на медведя». Сцена динамичная и напряжённая: отважный всадник в шлемовидной шапке бьёт копьём напавшего на него зверя. На всаднике нарядная рубашка, украшенная по воротнику и подолу широкой тесьмой.

D:\sofiyskiy_sobor_115.jpg

Охота на медведя. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В нижнем регистре башни на стене была расположена большая композиция, состоявшая из нескольких сцен. Она рассказывала о торжественной встрече княгини Ольги в Константинополе. От этой композиции уцелели отдельные фрагменты.

Ниже фрески «Охота на медведя» частично сохранилась сцена «Княгиня со свитой», справа от древнего входа изображён сын Константина VII «Багрянородного» император Роман II «Младший» (греч. Ρωμανός Β΄) на белом коне.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_163940.jpg

Фреска «Император на белом коне». Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Обе фрески – это, пожалуй, фрагменты общей композиции, изображавшей торжественную процессию въезда княгини Ольги в Константинополь. По мнению Н.Н. Никитенко на фресках изображён большой церемониальный выезд, от которого сохранились фрагменты «Императрица-всадница с придворными», «Император на белом коне», элементы дворцовой архитектуры.

Далее на своде размещены два медальона с изображением лучников. Выше по лестнице, слева на своде – фреска «Музыкант», на которой видим сидящего мужчину, играющего на смычковом инструменте.

D:\sofiyskiy_sobor_116.jpg

Фреска «Музыкант». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Чуть дальше нарисована собака, бегущая за оленем.

На верхней лестничной площадке башни, по обеим сторонам окна, которое было сделано позже, размещена кульминационная сцена цикла – «Княгиня Ольга на приёме у Константина Багрянородного». Слева изображён император с нимбом. Он сидит на троне в парадной одежде. Рядом – два стража, вооруженных копьями и щитами.

D:\sofiyskiy_sobor_118.jpg

Фреска «Княгиня Ольга на приёме у Константина Багрянородного». Левая часть композиции с императором. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Справа от окна в центре изображена княгиня Ольга в диадеме, из-под которой спадает на плечи прозрачный плат. Рядом с княгиней – женщины из её свиты.

D:\sofiyskiy_sobor_119.jpg

Фреска «Княгиня Ольга на приёме у Константина Багрянородного». Фрагмент правой части композиции с княгиней Ольгой. XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

По мнению Н.Н. Никитенко на данной фреске изображена сцена – «Выход царицы». Выход происходит на открытой террасе, которая прилегает к дворцовым сооружениям. В центре композиции – парадный выход на террасу, с которой появляется перед народом только, что увенчанная царица в свадебной фате под диадемой. Её сопровождает опоясанная драгоценным поясом-лором статс-дама византийского двора – зоста. Им предшествуют три царевны в пурпурных одеждах, которые вместе с публикой встречают появление царицы приветствующим жестом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Выход царицы. Фреска, XI век. Рисунок российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 66. Фото без изменений

Царица, молитвенно раскрыв перед грудью ладони, принимает адресованные ей здравицы-акламации. Император вышел на террасу через отдельный выход, закрытый занавесом. Он сидит на троне под охраной вооружённой стражи, указывая на царицу. Согласно Н.Н. Никитенко на фреске изображён коронационный выход царевны Анны во время её помолвки с великим князем Владимиром Святославичем. В церемонии берут участие Василий II «Болгаробойца» (греч. Βασίλειος B’ Βουλγαροκτόνος) и юные племянницы Анны – принцессы Зоя, Феодора, Евдокия. Когда Владимира Святославича обручили с Анной, он получил титул кесаря, а в соответствии с церемониалом Анну короновали как царёву невесту и публично провозгласили царицей. Светский цикл северной башни был призван не только прославить княжеских супругов Владимира и Анну, но и освятить историю Руси, которая триумфально вступила в семью христианских народов, то есть в лоно Священной истории.

На верхней площадке экспонируется интересный строительный зондаж, в котором видно заполнение пазухи свода пустыми керамическими кувшинами-голосниками.

Южная башня. Нынешний вход в южную башню сделан в конце XVII – начале XVIII вв. На южной стене собора имеется кладочный зондаж, который свидетельствует о наличии здесь древнего проёма. Справа от входа небольшая дверь ведёт в подлестничное пространство башни, отделённое от лестницы стеной и превращённое в отдельное помещение во время более поздних перестроек. На стене этого помещения сохранился фресковый орнамент XI века, который не был повреждён более поздними реставрациями и сохранил первоначальную свежесть красок.

В нижней части башни сохранились интересные фрески, изображающие охотничьи сцены. Однако они сохранились не полностью, не сохранившиеся части были дописаны маслом в XIX веке.

На стене возле нынешнего входа в башню находится фреска «Охота на вепря». Очень выразительна фигура раненого кабана с вздыбленной щетиной на спине, с резко повёрнутой головой в сторону охотника.

D:\sofiyskiy_sobor_123.jpg

Фреска «Охота на вепря». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Здесь же на своде сохранилась фреска «Охота всадников на дикого коня-тарпана». Охотник, вооружённый копьём и щитом, гонится за дикими конями-тарпанами, охотясь на них с помощью дрессированных хищников – гепарда, льва и львицы. Охота была любимым развлечением знати и всегда устраивалась при приёмах послов и заключении династических браков.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1353763131-0457686-www.nevsepic.com.ua.jpg

Рисунок российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_125.jpg

Фреска «Гепард». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1353763131-0457696-www.nevsepic.com.ua.jpg

Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений

Напротив, на столбе башни – сцены «Охота на белку» и «Хищный зверь нападает на всадника».

D:\sofiyskiy_sobor_127.jpg

Фреска «Охота на белку». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_126.jpg

Фреска «Хищный зверь нападает на всадника». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Выше на столбе изображён мужчина, который несёт кабанью голову и окорок.

D:\sofiyskiy_sobor_128.jpg

Фреска «Человек, несущий голову кабана». Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Особое место среди фресок южной башни занимает большая многоплановая композиция «Ипподром», согласно С.А. Высоцкому рассказывающая о второй встрече княгини Ольги с императором Константином VII «Багрянородным» на константинопольском ипподроме, где княгиня была свидетелем конных состязаний. Композиция состоит из нескольких сцен, расположенных последовательно снизу вверх в нижнем регистре на стене башни. Эта композиция сохранилась фрагментарно. Часть её утрачена, часть – закрыта опорной стеной (аркосолием) XVIII века, сооруженной для укрепления свода башни. Но проведённые исследования дали возможность выполнить графическую реконструкцию этой композиции.

D:\sofiyskiy_sobor_133.jpg

Ипподром. Реконструкция А. Радченко. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В нижней части башни на стене между замурованным первоначальным входом и окном частично сохранилось изображение стаммы – помещение для участников соревнования. Стамма состояла из четырёх аркад, где размещались возницы на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей, которые выезжают на старт. Далее сохранились три фигуры распорядителей, четвёртая сбита во время более позднего расширения окна. Один из распорядителей поднял руку и даёт сигнал для начала скачек. Далее на стене нарисованы мчащиеся колесницы. Контуры первой просматриваются справа от окна. Две закрытые аркосолием.

D:\sofiyskiy_sobor_130_1.jpg

Ипподром. Дворец ипподрома. Фрагмент. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Выше аркосолия изображён дворец ипподрома, под ним просматривается рисунок четвёртой финиширующей колесницы. Дворец представляет собой большое трёхэтажное здание, в открытых галереях которого размещены многочисленные зрители, одетые в наряды византийской знати. Они застыли в церемониальной позе покорности императору – с крещенными на груди руками, ладони которых покрыты длинными свисающими рукавами. Справа выступает большая императорская ложа, а слева от неё – немного меньшая ложа послов. Как считал С.А. Высоцкий в императорской ложе сидит Константин VII «Багрянородный». Рядом с ним – фигура в светлой одежде, в которой исследователи видят изображение княгини Ольги. Согласно Н.Н. Никитенко обращает на себя внимание явно портретное изображение императора, которое выявляет большое сходство с образом Василия II «Болгаробойцы».

D:\sofiyskiy_sobor_131.jpg

Императорская ложа. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В правление Василия II был заключён династический брак Владимира Святославича и Анны, родной сестры императора. Этот брак и положил начало крещению Руси. Обозначенный нимбом, символом святости императорской власти, Василия II сидит в своей ложе на троне, а рядом с ним в позе полной покорности застыл сановный евнух, за которым стоит глава посольства русов, фактотум (двойник) князя. Это была доверенная особа князя, боярин, который действовал от его имени. В посольской ложе впереди трёх послов русов стоит придворный презентуя публике высоких гостей императора. Ипподром – это «форум» византийцев, где происходили главные события государственной жизни, звучали гимны и здравницы в честь императора и его гостей. Поэтому изображённая церемония на ипподроме воплощает идею: Священная Ромейская империя (Византия) торжественно принимает Русь в семью христианских народов, а киевский князь становится братом божественного василевса (императора).

Фреска отличается нежностью колорита, сочетанием мягких тонов – светло-коричневого, оливкового, розового. Рисунок выполнен уверенной рукой, тщательно выписаны многочисленные детали.

Как считает Н.Н. Никитенко, фрески позволяют определить время события: на столбе башни сохранились сцены рождественских коляд. Действие происходит в царской палате, куда входит процессия колядников. Её возглавляет колядник в тюрбане, который несёт ритуальное блюдо – свиную голову и окорок. Главные рождественские развлечения устраивались в Византии в ночь с 1 на 2 января, когда выступали ряженые, музыки и акробаты.

Большой интерес представляет фреска «Скоморохи», расположенная в верхней части башни между окнами. На стене находятся изображения скоморошьих игр и плясок. На одной из фресок изображена большая группа из семи исполнителей, играющих на флейте, трубе, тарелках, лютнях, гуслях, органе.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1353763133-0457691-www.nevsepic.com.ua.jpg

Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_135.jpg

Фреска «Скоморохи». Фрагмент. Левая часть. XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_134.jpg

Фреска «Скоморохи». Левая часть с органом. Реконструкция С.А. Высоцкого и И.Ф. Тоцкой. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В левой части композиции изображён пневматический орган. Здесь видна установка с органными трубами, справа от неё – органист, слева – два помощника, нагнетающих воздух в трубы с помощью ножных мешков.

D:\sofiyskiy_sobor_122_1.jpg

Фреска «Скоморохи». Правая часть с выступлением музык. Реконструкция, немного противоречащая первой. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В правой части композиции выступление музык сопровождают два акробата. Один из них держит шест, другой лезет по нём вверх.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Скоморохи». Права часть. XI век. Фото 1966 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Фреска «Скоморохи» живо и образно рассказывает о древнерусском музыкальном и цирковом искусстве.

D:\sofiyskiy_sobor_136.jpg

Фреска «Скоморохи». Правая часть. XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_139.jpg

Фресковый орнамент на стенах южной башни. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_138.jpg

Фресковый орнамент под лестницей южной башни. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\62-2.jpg

Фресковые орнаменты под лестницей южной башни. Фото М. Болотова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\63-1.jpg

Фресковый орнамент под лестницей южной башни. Фото В. Левицкой. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

Фресковые росписи башен Софийского собора являются чрезвычайно важным историческим источником, свидетельствующим о культурных связях Руси и Византии. На фресках представлены портреты исторических деятелей средневековой Руси и Византии, они дают интересные сведения о придворном быте, о животном мире, охотничьем промысле, о музыкальной культуре Древней Руси. В целом фрески башен составляют триумфальный цикл, который перекликается с дворцовыми циклами Византии, которые прославляли императоров через изображение выдающихся событий их жизни. Эти фрески выполнены с большим знанием рисунка, цвета, законов композиции, что свидетельствует о высоком уровне мастерства художников, которые их создавали. Своим содержанием и художественной ценностью росписи башен Софии Киевской являются уникальными памятниками мирового монументального искусства.

Комментарии к записи ЛЕСТНИЧНЫЕ БАШНИ отключены