МОЗАИКИ

В древности центральные неф и алтарь Софийского собора, где проводилось богослужение, были украшены мозаикой. Все сохранившиеся мозаики – это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в конце XIX века были сделаны росписи масляными красками. Мозаичные панно набраны из смальты 177 цветовых оттенков на сверкающем золотистом фоне.

D:\IMG_3880.jpg

Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

Размещение персонажей отвечает разработанным Церковью иконографическим канонам, которым подчиняется система живописи, что отмечается идейно-декоративной целостностью, стройностью, взаимодействием с богослужением.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161308.jpg

Центральный купол. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Пантократор_(20210903).jpg

В центре купола – Христос Вседержитель (Пантократор) в окружении архангелов. Мозаика, XI век. Фото 3 сентября 2021 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_48.jpg

Центральный купол. Размещение сохранившихся мозаик XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено

1. Пантократор, мозаика, XI век

2. Архангел, мозаика, XI век

3. Апостол Павел, мозаика, XI век

4. Христосерей, мозаика, XI век

5. Евангелист Марк, мозаика, XI век

6. Евангелист Иоанн, мозаика, XI век

7. Евангелист Матфей, мозаика, XI век

8. Севастийские мученики, мозаика, XI век

9. Архангел Гавриил, мозаика, XI век

10. Дева Мария, мозаика, XI век

11. Первосвященник Аарон, мозаика, XI век

12. Орнаменты, мозаика, XI век

В зените центрального купола, в круглом медальоне диаметром 4,1 метра, находится полуфигура Христа Вседержителя (Пантократора), царствующего над всем пространством. На нём пурпурный хитон и голубой плащ. Фон медальона золотистый. Христос десницей благословляет верных, а другой рукой держит Евангелие, указывая христианам единственный путь к Спасению. Медальон обведён девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу.

D:\sofiyskiy_sobor_50.jpg

Мозаика «Христос Вседержитель (Пантократор)». XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Вокруг Христа – четыре архангела, которые стоят с четырёх сторон мира.

D:\IMG_3898.jpg

Мозаика «Архангел в голубых одеждах». XI век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mozaiki-sofii-kievskoj.html. Фото без изменений

Из них в мозаике сохранился лишь один – в голубых одеждах, остальные дописаны в 1884 году российским художником Михаилом Александровичем Врубелем масляными красками. Эти «начальники сил небесных» составляют почётную свиту. Они образуют греческий крест. На них – пышные византийские императорские наряды, в том числе туники-далматики, подпоясанные дорогими поясами-лорами, а на головах – диадемы. В руках они держат хоругву-лабарум с надписью греч. «Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος!» («Свят, свят, свят») и державу с голгофским крестом, символом мученической и искупительной за грехи человечества смерти Христа.

В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов, с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла. Евангелие в руках апостолов означает просветление ими народов словом Божественной истины. Апостол Павел олицетворяет высокий разум и мощную духовную энергию: огромный лоб, отрешённый взгляд передают внутреннее напряжение и духовное созерцание апостола.

D:\sofiyskiy_sobor_63_2.jpg

Мозаика «Апостол Павел». XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Ниже, на парусах (сферических треугольниках) купола, были изображены четыре пишущих евангелиста – Иоанн, Матфей, Марк и Лука. Евангелисты понимались как столпы евангельского учения, поэтому их образы расположены над столбами, которые поддерживают купол. Среди них с древних времён полностью сохранилась лишь фигура евангелиста Марка на юго-западном парусе. Полное динамики изображение Марка выразительно и колоритно. Он сидит на стуле с высокой спинкой перед раскрытым Евангелием. В правой руке он держит перо, левой – свиток. На нём хитон серо-белого цвета и красивый пурпурный плащ. Здесь использована также зелёная, жёлтая и золотая смальта, значительно обогащающая общий колорит композиции. Художники передали процесс написания Евангелия. Марк, познавший истину о Боге, стремится донести её людям.

Мозаика «Евангелист Марк». XI век. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

От остальных мозаичных изображений евангелистов до нас дошли только небольшие фрагменты. Среди них очень интересно изображение маленького столика с письменными принадлежностями на юго-восточном парусе, фрагмент композиции «Евангелист Матфей».

D:\sofiyskiy_sobor_51_1_.jpg

Фрагмент композиции «Евангелист Матфей» – столик. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Над центральной алтарной апсидой между пишущими евангелистами в древности находились четыре мозаичных медальона. От них сохранились только два – с изображениями Христа в образе священника над восточной аркой и Богоматери – над западной.

D:\Spas_Ierey_mozaika.jpg

Мозаика «Спас Иерей (Христосвященник)» – символическое изображение Христа в образе священника, над восточной аркой. XI век. Фото 26 октября 2005 года. Источник – http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=984&top_id=11&mode=mos. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\IMG_1647.jpg

Мозаика «Богоматерь», над западной аркой. XI век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mozaiki-sofii-kievskoj.html. Фото без изменений

На четырёх подпружных арках располагались медальоны с поясными фигурами Сорока Севастийских мучеников (укр. Сорок Севастійських мучеників), популярных в средневековье святых. Их рассматривали как опору Церкви, на костях и крови которых она возводилась. Из этой композиции из 30 мозаичных медальонов и 10 фресковых на западной арке, уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Все мученики одеты в богатые туники и плащи, застёгнутые фибулой с драгоценными камнями. Они, как увенчанные Христом праведники, держат в правой руке крест – символ мученичества; в левой, покрытый плащом, – страдальческий венец пурпурного или золотого цвета, усыпанный драгоценностями. Образы мучеников полны энергии, решимости и готовности пострадать за святое дело. Изображённые над центром храма на высоких арках, они воплощают идею триумфа и победы над смертью.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагменты композиции «Сорок Севастийских мучеников». Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Святой Леонтий. Фрагмент композиции «Сорок Севастийских мучеников». Мозаика, XI век. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161319.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

На столбах предалтарной (триумфальной) арки помещена сцена «Благовещения» (укр. «Благовіщення»), на северном столбе – фигура архангела Гавриила, который несёт Деве Марии – на южном столбе, «благую весть» о грядущем рождении ею Спасителя. Благовестник архангел Гавриил только что сошедший с небес передан в движении. Высота его фигуры – 2,3 метра. Правой рукой он благословляет Деву, а левой опирается на посох. Наряды архангела представлены в светлых тонах, что должно было подчеркнуть его неземной образ. На нём белый хитон с бледно-зелёным оттенком и белый плащ, обведённый чёрной и пурпурной смальтой. Высота фигуры Богородицы – более 2,2 метров. Прислушиваясь к словам архангела, Дева Мария едва склонила голову в его сторону. Справа от неё надпись «ΜΡ ΘV» (от греч. Μήτηρ θεών – Богоматерь). На Марии обозначенный тремя крестными золотыми звёздами синий мафорий (плащ) с оттенками тёмно-синего в складках. Хитон чуть светлее, на ногах красные сапожки. Её лицо имеет насыщенный телесный цвет. В поднятой левой руке она держит клубок пурпурной пряжи, которую она готовила для завеса Иерусалимского храма, от которого вниз тянется нить к веретену в правой руке. В силуэте фигуры, фронтальной позе, в величественно ниспадающих складках одежды, в лёгком наклоне головы в знак принятия благодати – передано спокойное смирение, Богоматерь обращена одновременно к людям и к Богу. Мозаичная композиция является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

D:\Annunciation_sofia_kievskaya.jpg

Композиция «Благовещение». Архангел Гавриил и Дева Мария. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Источник – http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=984&top_id=11&mode=mos. Общественное достояние. Фото без изменений

На одном уровне с «Благовещением» с внутренней стороны северного столба предалтарной (триумфальной) арки сохранилась необычайно импозантная мозаика – Первосвященник Аарон. Он одет в роскошные, удивительно яркие одеяния, щедро украшенные драгоценностями, жемчугом и золотым шитьём пурпурный подризник, зелёный стихарь и синий фелонь, скреплённый большой драгоценной фибулой. Аарона венчает «диадема святыни» – маленькая пурпурная шапочка (кидар), на ногах – нарядные пурпурные сафьяновые сапоги, обильно усеянные жемчугом. Сияет золотом Ковчег Завета в его левой руке, в правой – мерцает жемчугом пурпурная кадильница, энергично раскачивающаяся на трёх длинных цепочках. Красивое нежнорозовое лицо Аарона с выразительными тонкими чертами обрамлено пышными седыми волосами, которое спадает на спину волнистыми прядями. Аристократическая внешность Аарона, его сияющий наряд, сосредоточенный мудрый взгляд огромных глаз воспроизводят героизированный образ духовного вождя «народа Божьего».

D:\sofiyskiy_sobor_63 (1).jpg

Мозаика «Первосвященник Аарон». XI век. Северная сторона столба предалтарной арки. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_49.jpg

Центральный алтарь. Размещение сохранившихся мозаик XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено

1. Деисус, мозаика, XI век

2. Пресвятая надпись, мозаика, XI век

3. Богоматерь Оранта, мозаика, XI век

4. Евхаристия, мозаика, XI век

5. Святительский чин, мозаика, XI век

6. Орнаменты, мозаика, XI век

В центральном алтаре изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно «небесной иерархии».

Над аркой алтаря расположена композиция «Деисус» («Моление») (укр. «Деісус» («Моління»)) – три круглых медальона. В центре – полуфигура Христа, диаметр медальона – 90 cм. К нему благоговейно склонились в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель, диаметр боковых медальонов – 85 cм. Сюжет отсылает к теме Второго пришествия, воплощает идею заступничества Богоматери и Крестителя за людей перед Спасителем на Страшном суде. Заступники тихо и неустанно молятся за людей. Вечный жаль, светлое спокойствие молитвы преображают всё их естество. Это особенно ощутимо в образе Богоматери, одному из наилучших в мировом искусстве. Её прекрасный, тонко промоделированный лик озарён неземным светом, глаза полны безмерной скорби. Несмотря на драматизм образов, композиция торжественна, величественная и ясная. Деисус воплощает саму суть христианства, ту надежду, которую оно принесло народу Руси.

D:\The_Deesis_-_Google_Art_Project.jpg

Мозаика «Деисус» над аркой центральной алтарной апсиды. XI век. Источник – qAGYXw_Jt9qfDA at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

В конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды изображена величественная фигура Богоматери Оранты (ср.-греч. Οuραητα), высотой 5,45 метров, отличающаяся изяществом линий и монументальностью, сочностью красок и необычайной гармонией колорита. В мозаичном наборе использовано около 2 млн. кусочков смальты. Оранта одета в синий хитон, пурпурный мафорий с золотистыми складками и красные сапожки. Из-под красного пояса свисает белый шитый золотом платок, светлое пятно которого как бы подчёркивает красочное решение всей фигуры. Широкий помост, на котором стоит Оранта, выполнен на золотом фоне и украшен драгоценными камнями. По обе стороны нимба есть надпись «ΜΡ» и «ΘV» (от греч. Μήτηρ θεών – Богоматерь). Это один из крупнейших монументальных образцов древнерусского искусства. «Оrans» в переводе с латыни означает «молящийся». Это один из основных иконографических типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступнической молитвы. С давних времён считается, что «Пока в Софии стоит Оранта, будет стоять и Киев».

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\22) Богоматерь Оранта, мозаика, XI век.jpg

Богоматерь Оранта «Нерушимая стена». Мозаика, XI век. Источник – Google Arts & Culture asset IDZwHmjIymnSeDvQ. Общественное достояние. Фото без изменений

В средней части апсиды под Орантой размещена многофигурная композиция «Евхаристия» (укр. «Євхаристія») – символическая сцена причащения апостолов Христом.

D:\eucharist.jpg

Мозаика «Евхаристия». XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В центре композиции малиновый престол, по обе стороны которого дважды изображён Христос со светлыми ангелами, которые в чине дьяконов сослужат Христу-священнику. Справа он причащает своих учеников вином, слева – хлебом. Торжественность священнодействия подчёркивается ритмом движения фигур, удивительным богатством красок. Величественные мужи, попеременно ступая то правой, то левой ногой, протягивают руки к Христу, готовясь принять причастие.

D:\IMG_9985.jpg

Евхаристия. Левая (северная) часть композиции. Мозаика, XI век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mozaika-evharistii.html. Фото без изменений

D:\IMG_3670.jpg

Евхаристия. Правая (южная) часть композиции. Мозаика, XI век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mozaika-evharistii.html. Фото без изменений

Апостолов возглавляют Пётр и Павел. Трёх крайних левых апостолов очень сложно узнать, исследователи так и не пришли к единому мнению, кто здесь изображён. Две фигуры, крайние справа, не сохранились – во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками. Вероятно, это апостолы Варфоломей и Фома. Малиновый престол в центре придаёт композиции особую цветовую насыщенность. Апостолы и ангелы в светлом наряде, Христос – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Магнетически притягивает к себе внимание центральная часть композиции, которая иллюстрирует большое и непостижимое таинство Церкви. «Евхаристия» сохранилась лучше всего. Она самая древняя из известных аналогичных сцен в византийской монументальной живописи.

В нижнем ярусе апсиды находится мозаика «Святительский чин» (укр. «Святительський чин») где представлены особо почитаемые на Руси «Отцы Церкви», которые словом и делом способствовали победе христианства над язычеством и ересью. Мозаика сохранилась в верхней части фигур.

D:\sofiyskiy_sobor_61_3.jpg

Святительский чин. Фрагмент левой (северной) части композиции. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_61_4.jpg

Святительский чин. Фрагмент правой (южной) части композиции. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

На мозаиках изображены три великих святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также Григорий Нисский, Николай Чудотворец, Григорий Чудотворец, Климент Римский, Епифаний Кипрский, архидьяконы Стефан Первомученик и Лаврентий. Держа Евангелие, святители символизируют Христа, который вышел на проповедь. Им предшествуют архидьяконы с кадилами, которые являются прообразами ангелов. Лица «Отцов Церкви», поражающие глубоким психологизмом, наделены индивидуальными чертами. Особенно выразительным является лик Иоанна Златоуста в правой части композиции. Удивительно точно передан его характер аскета и несгибаемого борца за идею. Тонкая, капризная игра острых ломаных линий вырисовывает колючего, бескомпромиссного человека, каким он и был при жизни.

D:\Иоанн_Златоуст_Софийский_собор_11_век.jpeg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век. Источник – http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=984&top_id=11&mode=mos. Общественное достояние. Фото без изменений

Василий Великий представленный в правой части композиции, представляет собой могущественного иерарха, человека высокого ума и твёрдой воли. Его образ вырисовывают большие цельные замкнутые линии, что создаёт впечатление особой духовной и физической силы.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Василий Великий. Мозаика, XI век. Источник – http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=883&did=49554&p_comment=belief. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_62.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Архидиакон Лаврентий. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\fathers_of_the_church_range_1.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\fathers_of_the_church_range_3s.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Григорий Нисский. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\fathers_of_the_church_range_5.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Григорий Богослов. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\fathers_of_the_church_range_4.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Папа Римский Климент. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\fathers_of_the_church_range_2.jpg

Святительский чин. Фрагмент. Святитель Епифаний Кипрский. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Тонкий рисунок, богатая и разнообразная цветовая гамма, целостность и завершенность композиции делают «Святительский чин» одним из лучших образцов древнерусской монументальной живописи.

Приподнятую атмосферу триумфа и праздничности создают роскошные орнаменты, которые напоминают дорогие ткани, которыми украшают княжеские терема. Орнаменты обильно покрывают своды, стены и столбы всего Софийского собора. Подчёркивая его архитектурные формы и обрамляя сюжеты, они усиливают зрительный и символический эффект их восприятия. Как символы цветущего райского сада, они воспроизводят картину небесного мира, дают радостное ощущение чуда, полученного спасения. Искусство орнамента ярко демонстрирует мозаичная декорация главного алтаря. Конха апсиды – образ небесного свода, в котором представлена Оранта, обрамлена ярким богатейшим орнаментом цветочно-лиственного характера на золотом фоне.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Растительный орнамент. Мозаика, XI век. Над композицией «Евхаристия». Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 68. Фото без изменений

D:\Detail_of_ornament_-_Google_Art_Project.jpg

Растительный орнамент. Деталь. Мозаика, XI век. Источник – ZgEvsrakAsOXvA at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

Два чудесных орнаментальных фриза проходят с обеих сторон карниза, который отделяет фигуру Оранты от «Евхаристии» и «Евхаристию» от «Святительского чина»: верхний растительного типа, нижний – геометрического. Особенно впечатляет изысканный верхний орнамент, выложенный лёгкими белыми линиями, которые создают впечатление искристого перламутра. Орнамент над «Евхаристией» напоминает фриз конхи, но его рапорты не обособлены, а образуют непрерывную вьющуюся лозу, которая является нитью целостного узора.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Многоцветный орнамент мозаика центральной апсиды, XI век. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 69. Фото без изменений

Монументальным и очень своеобразным является орнамент над «Святительским чином»: на тёмно-синем фоне в ромбы и квадраты вписаны золотые кресты разных форм, среди которых – гаммадион (лево- и правостороння свастика). Этот орнамент также вписан в общий символичный код Софии Киевской.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мозаичный орнамент, XI век. Над композицией «Святительский чин». Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 68. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_64_.jpg

Мозаичный орнамент. Деталь. Мозаика, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/mozaiki_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В христианском искусстве свастика, которую, образуют четыре буквы Г (гаммы), является символом Небесного Иерусалима, ибо в Византии и на Руси этой букве соответствовала цифра 3, поэтому четыре гаммы составляют число 12. Именно 12 персонажей фигурирует в «Святительском чине», а по библейской символике это является и числом Божьих избранников, в данном случае святителей, которые правят литургию в Небесном Иерусалиме.

D:\41-1.jpg

Орнамент среднего пояса мозаик центральной апсиды. Рисунок М. Душечкиной. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\39-1.jpg

Орнамент нижнего пояса мозаик центральной апсиды. Рисунок И. Рулиной. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\47-1.jpg

Мозаичный орнамент в проёме окна центральной апсиды. Рисунок В. Левицкой. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\49-1.jpg

Мозаичный орнамент в проёме окна центральной апсиды. Рисунок В. Левицкой. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\51-1.jpg

Мозаичный орнамент в барабане центрального купола. Рисунок И. Рулиной. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\45-1.jpg

Мозаичный орнамент на центральных пилонах. Рисунок Ф. Лисова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

Комментарии к записи МОЗАИКИ отключены