НАДПИСИ-ГРАФФИТИ

Граффити (укр. графіті). На стенах Софийского собора сохранилось множество неофициальных надписей и рисунков, в том числе XI – XII вв., специалисты их называют «граффито». Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. Это своеобразная каменная летопись Киева.

Открытие граффити – это длительные поиски, подбор специального бокового освещения, реставрация надписи, обработка фото, анализ особенностей написания каждой буквы, присущих определенному времени. Некоторые граффити Софии Киевской выполнены не кириллицей, а глаголицей. В соборе выявлено более 7 тысяч граффити XI – начала XVIII вв., исследователи расшифровали 5 тысяч. Одни надписи рассказывают о малоизвестных фактах жизни исторических личностей, сообщают о рождении и смерти князей, приходе и отъезде церковных владык, погодных явлениях, захоронениях и перезахоронениях, некоторые граффити опровергают устоявшиеся взгляды на события прошлого. Многие известные люди оставили на стенах собора свои автографы.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161624.jpg

В нижней части на мафории (плаще) святого граффито. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161616.jpg

Граффито на мафории святого. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Наиболее заметными исследователями и открывателями большинства граффити являются советский и украинский историк, археолог Сергей Александрович Высоцкий (умер в 1998 году) и современный украинский исследователь Вячеслав Васильевич Корниенко (укр. В’ячеслав Васильович Корнієнко).

Известный исследователь древнерусских граффити С.А. Высоцкий обнаружил на стене Михайловского алтаря Софийского собора так называемую «Софийскую» азбуку. Она состояла из 27 букв: 23 – греческих и 4 – славянских: Б. Ж. Ш. Щ. Наиболее простое и лёгкое объяснение находки, что перед нами неудачная попытка воспроизвести кириллический алфавит, к которому склонялись некоторые учёные, не удовлетворило С.А. Высоцкого. Осуществив серьёзный анализ «Софийской» азбуки и сопоставив её с греческим, глаголическим и кириллическим алфавитами, он убедительно показал, что она отражает один из вариантов письменности, употреблявшийся на Руси в конце IX – начале X вв. узким кругом людей.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

«Софийская» азбука, открытая С.А. Высоцким. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 283. Фото без изменений

Граффито: «6526» (1018). Со слов ведущего научного сотрудника Национального заповедника «София Киевская» В.В. Корниенка видны древнерусское «зело», «ферт», буква «к», а далее зашпаклёванная буква. По контексту, все-таки здесь буква, обозначающая 18-й год (Источник – https://www.umoloda.kiev.ua/number/1950/203/69356/).

Граффито: «6527» (1019), выполненное греческими буквами, состоит только из даты. Она выполнена на фреске с образом святого целителя Пантелеймона, которого почитал великий князь Ярослав «Мудрый». Запись 1019 года, по контексту посвящена, вокняжению Ярослава в Киеве после длительной борьбы.

Специалисты обнаружили на соборной фреске с образом святого Пантелеймона, который был одним из самых почитаемых в семействе Ярослава «Мудрого», автограф его дочери Анны, будущей королевы Франции. По мнению В.В. Корниенка, ещё до отъезда во Францию похожий по почерку автограф, как на грамоте короля Франции Филиппа I (фр. Philippe I) 1063 года, был оставлен Анной Ярославной в Киеве в Софийском соборе на фреске с образом святого Пантелеймона.

D:\Anne_de_Kiev_autograph.png

Автограф королевы Анны на грамоте короля Филиппа I в пользу Аббатства св. Крепина в Суассоне. Автографическую подпись кириллицей – «AHA РЪИНA» (то есть лат. Anna Regina, «королева Анна»). 1063 год. Источник – http://mini-site.louvre.fr/sainte-russie/COMMUN/zoom_png/7.png. Общественное достояние. Фото без изменений

Для идентификации почерка была проведена большая работа. Для сравнения взяли грамоту Аббатства в Суассоне, на которой сохранилась подпись королевы Анны. Хотя материалы, на которых делались надписи, разные, по динамике почерка было определено, что оба автографа – на грамоте и на стене собора – довольно похожи, подытоживает в своём интервью В.В. Корниенко (Источник – Новые открытия в «Софии Киевской»: Автограф французской королевы и неопознанная святая. 2011 год. https://kp.ua/kiev/285237-novye-otkrytyia-v-sofyy-kyevskoi-avtohraf-frantsuzskoi-korolevy-y-neopoznannaia-sviataia).

В одном из граффити говорится о киевском священнике Иларионе (укр. Іларіон), которого 12 февраля 1051 года князь Ярослав «Мудрый» поставил митрополитом русских епископов, собравшихся в «Софии». До сих пор был известен только год события, и благодаря уточнённой дате мы теперь знаем, что митрополитов и епископов ставили даже во время Великого поста, причём в любой день недели, а не только в воскресенье, как считалось раньше.

В 1959 году в центральном нефе Софийского собора, на фреске с образом святого Пантелеймона, С.А. Высоцкий обнаружил граффито на церковнославянском языке о кончине Ярослава «Мудрого» 20 февраля 1054 года: «Въ [лѣто] 6562 мѣсяца фѣврар [авъ] 20 [е] усъпен [и] е цесаря нашего въ въскрісение в неделю муч Феодора».

D:\Grafiti_Sophiya (1).jpg

Граффито о смерти Ярослава «Мудрого». Источник – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grafiti_Sophiya.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

Исследователи полагают, что в граффито № 13, находящемся в проёме окна северной внешней галереи собора, «Спаси, Господи, кагана нашего» речь идёт о великом князе Киевском Святославе II Ярославиче, умершем в 1076 году. Согласно С.А. Высоцкому это граффито утрачено из-за обвала штукатурного слоя во время Второй мировой войны.

Другое граффито посвящено великому князю Киевскому Всеволоду I Ярославичу. Оно было открыто С.А. Высоцким, а позднее, проанализировано советским и российским лингвистом Андреем Анатольевичем Зализняком (умер в 2017 году). Надпись сделал один из дружинников Всеволода, Дмитр: «Андрей, русcкий князь благой», умер в среду «по обеде» и был погребён на другой день, в Великий Четверг 14 апреля 1093 года.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\граффити о погребении князя.jpg

Граффито о погребении Всеволода Ярославича. Фото 24 марта 2016 года. Автор – Alissa.B. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

В Софийском соборе сохранилась надпись о мирном договоре, заключённом в конце XI века между великим князем Киевским Святополком II Изяславичем, князем Владимиром «Мономахом» и Олегом Святославичем на реке Желянь (укр. Жилянь, современное урочище Жуляны в Киеве).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Граффито о мире на Желяни. Конец XI века. Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т.1. – С. 431. Фото без изменений

В 2009 году на одной из стен центральной части собора сохранилась надпись-граффито 1110-1113 гг., сделанная князем Брячиславом, сыном великого князя Киевского Святополка II Изяславича. Брячислав, которому на тот момент было не более 10 лет, просит: «Господи помози рабу своему грешьному убогому Брѧчиславу Павьлу». Была ли жизнь автора надписи счастливой, неясно, но известно, что князь прожил короткую жизнь – всего около 23 лет. По этой надписи и удалось узнать крестильное имя князя – Павел.

По мнению Сергея Александровича Высоцкого, князь Владимир «Мономах» единственный из тогдашних власть имущих, оставивший на стенах Софии Киевской два граффити, что делает его исключительной особой как с исторической, так и с психологической точки зрения. Первое граффити: «Господи, помоги рабу своему Василию, грешному, помоги ему, Господи».

D:\16 (1).jpg

В нижней части граффито князя Владимира «Мономаха». Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Автограф-граффито Владимира «Мономаха». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 463. Фото без изменений

Второе граффито Владимира «Мономаха» – «Господи, помоги рабу своему Владимиру на многие годы и дай прощение греха на день судный».

На княжеских хорах Софийского собора выявлено граффито посвящённое памяти Гертруды жены великого князя Киевского Изяслава I Ярославича: «Господи помоги рабе своей Олисаве Святополчи матери, русской княгини». Его оставил один из внуков Гертруды-Олисавы.

Сохранилось граффито 2-й половины XII века, опубликованное С.А. Высоцким, о покупке княгиней Марией (Агафьей) Мстиславной, вдовой великого князя Киевского Всеволода II Ольговича, земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей при 12 свидетелях: княгиня «Всеволожа» купила землю Бояню всю.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Граффити № 25 о покупке Бояновой земли. 2-я половина XII века. Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т.1. – С. 430. Фото без изменений

Древность культа некоторых святых, по словам Вячеслава Васильевича Корниенко, помогли подтвердить исследования граффити. Например, исследователи считали, что мощи святой Варвары, которые сейчас находятся в киевском Владимирском соборе, прибыли в Киев не во времена древней Руси, а значительно позже. Ведь особое почитание этих мощей началось в XVII веке. Однако работникам заповедника удалось установить, что культ святой великомученицы Варвары приобрёл большую популярность ещё со времён крещения Руси. Фреска с образом святой Варвары находится в западной части Софийского собора.

D:\sofiyskiy_sobor_82.jpg

Фреска «Святая Варвара». Фрагмент. Центральный неф (западный трансепт) на северо-западном крестном столбе. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

До сих пор не было известно, чей это образ, – констатирует В.В. Корниенко. – О том, что это святая Варвара, говорят граффити на фреске, одна из которых выполнена ещё в XII веке. Исследователи, обратившись к историческим источникам, выяснили, что частица мощей святой Варвары была привезена в Киев из Византии супругой великого князя Владимира, царевной Анной. При строительстве Софийского собора частицы мощей, скорее всего, были вложены под столп с образом святой в аркаде-трифории (строенный арочный проём), через которую в древние времена входили в центральную часть храма. Вероятно, те, кто строил собор, верили, что, проходя рядом с мощами, люди освящались.

Верхняя дата надписей-граффити, вероятно, совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Киевской эта граница приходится, в основном, на XV век с единичными экземплярами текстов до XVII века.

Комментарии к записи НАДПИСИ-ГРАФФИТИ отключены