ОПИСАНИЕ СОБОРА ДО XVII ВЕКА

Киевский Софийский собор был одним из самых больших зданий своего времени. Благодаря научным исследованиям была уточнена конструктивная система наземного строения, основного ядра, его перестроек, фундаментная система собора и детали истории строительства. Закладку храма выполняли на площадке, которая была выровнено и имела уклон около 1,5 метра с запада на восток. Работы осуществляли без угломерных инструментов, использовали шнур и колышки по принятой в византийской архитектуре того времени системе пропорциональности, что привело к некоторым неточностям на плане и сказалось на композиции здания. Строительство собора шло быстро, о чём свидетельствуют «дневные выработки» каменщиков, которые можно проследить в кладке стен. Возведение здания продолжалось не более трёх-четырёх сезонов и, вероятно, столько же заняли работы по внутреннему оформлению и отделке. В последствии надземные конструкции Софийского собора неоднократно перестраивались и усиливались, но основное ядро храма сохранилось неизменным.

C:\Users\Acer\Pictures\2022-09-28\001.jpg

Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 24. Фото без изменений

Софийский собор, если мысленно удалить его поздние пристройки XVII – XIX вв., представлял в первоначальную эпоху своего существования огромное 5-нефное, крестово-купольное здание, увенчанное 13 полусферическими главами (куполами) на световых (прорезанных окнами) барабанах. Центральная глава, резко выделяющаяся среди остальных по высоте и диаметру, венчает центр двусветного кресчатого пространства здания. Храм имел ступенчато подымающуюся, пирамидальную устремлённую вверх композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральной главе. Вокруг центральной главы группировались двенадцать меньших, образуя пирамидальное завершение основного массива здания. Четыре главы, расположенные над помещениями перед боковыми апсидами храма, резко различаются по высоте. Вместе с центральной главой они образуют пирамидальное завершение восточного фасада здания. Остальные восемь глав кучно расположены двумя группами, над юго-западным и северо-западным углами основного массива собора, освещая угловые помещения на хорах. Одна из четырёх глав каждой группы, ближайшая к центральной главе, по высоте резко выделяется из остальных трёх. Эти две главы западных групп по высоте равны двум большим главам восточной группы. Все вместе они образуют окружение центральной главы храма, по высоте как бы подготовляющее последнюю ступень пирамидальной композиции. Главы имели окна и были покрыты серебристыми свинцовыми листами. Свинец – стойкий к действию воздуха и воды, мягкий и ковкий материал – считался во времена средневековья символическим эквивалентом серебра и золота, в которые он вроде бы превращался.

D:\Софійський_собор_43.jpg

Восточный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 19 мая 2019 года. Автор – Качанов Сергій. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

Восточный фасад Софийского собора украшали пять алтарных полукруглых апсид.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\2) Е2020, запад.jpg

Западный фасад собора. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Софийскому собору характерна центрическая композиция: длина его центральной части без галерей почти равна ширине. С северной, западной и южной стороны основное пятинефное ядро собора было опоясано двумя поясами галерей: внутренними – двухъярусными галереями, и внешними – ещё более широкими открытыми аркадами одноярусных галерей. Долгое время считалось, что внешние галереи пристроены к собору позже. Исследования последних лет доказали, что они связаны единым замыслом и возникли одновременно. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище».

D:\141-2.gif

План первоначального Софийского собора. План-реконструкция Н.И. Кресального, В.П. Волкова и Ю.С. Асеева. Источник – Кресальный Н.И. София Киевская. Москва, 1958. – С. 21. Фото без изменений

Длина и ширина собора без галерей составляла 29 метров, с галереями длина – 41,7 (38 метров без апсид) и ширина – 54,6 метра.

По углам собора с западной стороны возвышались две винтовые лестничные башни. Они усиливали торжественность западного, входного фасада. Вход в северную башню находился на западном фасаде, вход в южную – на южном фасаде собора. Башни имели входы только снаружи и были полностью изолированы от помещений собора первого яруса. В древности башенной лестницей поднимались на хоры (полати) члены княжеской семьи и ближайшие придворные. Обширные П-образные хоры окружали центр храма с северной, западной и южной стороны. Из хоров был выход на галереи второго яруса и далее – на балкон-«гульбище».

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\2) Е2020, з.jpg

Северный фасад собора. Над внешней одноярусной галереей – открытый балкон-«гульбище». Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\07.jpg

Южный фасад собора. Над внешней одноярусной галереей – открытый балкон-«гульбище». Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в XI веке. Реконструкция Ю.С. Асеева, В.П. Волкова и Н.И. Кресального. 1950 – 1955 гг. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

Собор строился лучшими константинопольскими зодчими, хотя ему и нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что киевской властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе – Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них – с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли. Арки открытых галерей, которые создают нижний ярус пирамидальной композиции, означают священные порталы, через которые народ Руси входит в Церковь Христову.

Фундаменты под различными частями Софийского собора оказались весьма различными по конструкции. Как показал раскоп 1940 года фундамента под северной апсидой и раскоп 1950 года у фундамента центральной апсиды собора, фундаменты внешних стен здания сложены из бутового камня на растворе извести с цемянкой.

D:\176-1.jpg

Фундамент центральной апсиды. Раскопки 1950 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Technique.html. Фото без изменений

Фундамент центральной апсиды был заложен на глубину 1-1,1 метра, с наружной стороны имеет обрез шириной 18-20 см.

D:\177-1.gif

Фундамент центральной апсиды. Раскопки 1950 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Technique.html. Фото без изменений

Близкий по конструкции и технике кладки фундамент был исследован в 1949 году под западной стеной северной башни. Раскоп площадью 3 × 1,5 метра был заложен вдоль западной стены башни, вплотную к ней. Южной границей раскоп примыкал к южной лизене (лопатке) западного фасада башни. Под современной кирпичной вымосткой на глубину до 82 см лежит аморфный, многократно перекопанный культурный слой с незначительными остатками древних и новых строительных материалов. Под этим слоем лежит плотный светло-жёлтый материковый лёсс.

На глубине 45 см от уровня современной поверхности новый кирпичный цоколь собора кончается. За ним открывается неоштукатуренная поверхность древнего западного фасада башни. Кладка представляет чередование рядов плинфы и розового от примеси толчёного кирпича известкового раствора, с гладко затёртой поверхностью, прикрывающего утопленный в кладке ряд плинфы.

D:\178-1.jpg

Фундамент северной башни. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Technique.html. Фото без изменений

Эта древняя кладка продолжается на глубину 82 см от уровня современной поверхности. Ниже уровня нового цоколя видны три ряда кирпичной кладки, лежащие в плоскости фасада, чередующиеся с двумя рядами, утопленными в кладке и прикрытыми гладко затёртым известковым раствором.

D:\179-1.gif

Фундамент северной башни. План, фасад, профиль. Раскопки 1949 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Technique.html. Фото без изменений

Узкий вертикальный зондаж, прорезавший новую кирпичную кладку цоколя, показывает, что выше лежат ещё два ряда древней кирпичной кладки, над которыми уже начинается поздняя закладка древнего западного входа в башню.

На глубине 82 cм открылась бутовая кладка фундамента башни, состоящая из гранитных валунов и крупных кусков красного овручского кварцита на растворе извести с примесью цемянки. Обрез фундамента выступает от линии западного фасада на 44 см. Так как толщина лизены 30 cм, на 14 см уже ширины обреза фундамента, фундамент в этом месте уширения не имеет. Глубина заложения фундамента от уровня древнего горизонта 86 см, от уровня современной поверхности 1,68 см.

Зачистка западной поверхности бутовой кладки фундамента позволила обнаружить в растворе кладки глубокие отпечатки деревянных, заострённых внизу колков (кольев), прямоугольных в сечении, забитых почти вертикально в подошву фундаментного рва на глубину 20 см ниже уровня кладки фундамента. Верхняя часть колков на высоту до 28 см была залита раствором бутовой кладки, в котором и сохранились отпечатки колков. На открытой раскопками западной поверхности фундамента прослежены отпечатки шести колков; расстояние между ними 40-58 см. Небольшой шурф, шириной 75 см, заложенный под подошвой фундамента, позволил выяснить ещё одну весьма существенную конструктивную особенность кладки фундамента. На подошве фундамента в растворе кладки отчётливо прослеживается отпечаток деревянного поперечного лежня, представляющего прямоугольную в сечении балку 12 × 10 см.

Внешние ленточные фундаменты Софийского собора выполнены из бутовой кладки, состоящей из гранитных валунов и больших глыб красного овручского кварца на известково-цемяночном растворе с шириной обреза фундамента 18-44 см на глубину 1,75-2 метра. Внутренние фундаменты сложены из бутового камня всухую, без раствора с обрезом фундамента 15-20 см на глубину 0,85-1 метр. Лишь сверху он был перекрыт тонким слоем 5-10 см, очень прочного раствора извести с цемянкой, на котором выкладывались стены или столбы здания. Фундаменты в дальнейшем не усиливались, кроме западной части, где при строительстве подвала под нартексом были сооружены кирпичные ленточные фундаменты глубиной до 5 метров. Таким образом, современное здание представляет собой единую систему, объединяющую древнее ядро Софии и более поздние конструкции, усиленные системой конструктивной защиты – контрфорсами и тяжами.

В настоящее время опорные конструкции собора находятся в стабильном состоянии. Но следует отметить, что северная часть собора имеет гораздо меньше деформаций, чем южная, для которой характерно большое количество сквозных и силовых трещин. Особенно это касается бывшей галереи, южной башни и примыкающего к ним помещения крещальни. Ширина раскрытия большей части трещин в центральной и северной части собора составляет 0,1-1 мм, в стенах южной галереи – 0,1-8 мм, в крещальни до 8 мм. Ширина раскрытия трещин в своде крещальни составляет 0,5-7 мм, в куполе Михайловской апсиды – 0,5-2,5 мм.

Кладка стен, столбов, сводов и арок Софийского собора отличается высоким мастерством. Основной массив собора сложен в византийской технике «смешанной кладки» («opus mixtum») – из чередующихся рядов больших природных камней – гранита и розового кварцита и широких, тонких кирпичей-плинфы, на растворе извести с примесью мелкотолчёного кирпича (цемянки), отчего он приобретал розоватый цвет. Добавка цемянки придавала раствору не только большую прочность, но и делало его гидравличным. Такая кладка была характерной для древнерусского зодчества X – XI вв.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\15) Е 2018.jpg

Смешанная кладка («opus mixtum»), стена западного фасада собора. Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

Открытые зондажами значительные части стен храма позволяют судить не только о технической, но и о художественной стороне древней кладки здания. В нижних частях постройки применяли более крупные блоки камня – красный кварцит, отчасти гранит, чем в верхних, где к тому же камня вообще меньше. Цемяночный раствор, из которого камни нередко выступают отдельными, наиболее выпуклыми своими частями, строители специально подрезают фаской, как бы подчеркивая «неквадровый» характер камня. Каменная кладка из разновеликих и неровных камней через некоторые промежутки выравнивалась кладкой из плинфы.

В верхних частях здания каменная кладка чередовалась с кладкой из рядов плинф с применением «утопленного ряда» – через ряд плинфа углублялась («затапливалась») в толщу стены и затиралась цемяночным раствором. Слой раствора между плинфами был равен толщине кирпича. Такая полосатая кладка придавала фасадам своеобразную живописную поверхность, раскрывая в то же время с предельной ясностью конструктивную основу здания.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\Е2020.jpg

Смешанная кладка («opus mixtum») на втором ярусе в южном зале. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Столбы небольшого сечения, арочные проёмы, окна и ниши выкладывались обычно из одной плинфы «с утопленным рядом».

Плинфа в древнейших частях Софийского собора исключительно высокого качества, глина хорошо промешана, обжиг равномерный, форма очень правильная, размеры – 37-40 × 21-27 × 3-3,5 см и половинки – 29 × 18 × 3,5 см.

На втором ярусе на стенах выставочных залов имеются зондажи кладки. Они рассказывают о первоначальных архитектурных формах собора, в частности, в южном зале открыты следы крестовых сводов, которые в древности перекрывали галереи второго яруса.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200916_162654.jpg

Смешанная кладка («opus mixtum») на втором ярусе в южном зале. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Техническая зрелость строителей особенно ярко проявилась в кладке купольных сводов. Купола сложены из плинфы в один ряд, на растворе извести с цемянкой. На две трети своей высоты свод выложен концентрическими кругами с напуском одного ряда над другим и с незначительным наклоном рядов к центру кривой купола. Верхняя часть купола, образующая так называемую скуфью, сложена из таких же плинф, но уже с помощью опалубки на кружалах. В центре купольного свода было обнаружено треугольное углубление, образованное тремя вертикально поставленными плинфами, служившее, по-видимому, для крепления креста, увенчивавшего центральную главу собора.

Кладка купольного свода обмазана сверху раствором извести с цемянкой, и покрыта специально изготовленной, выгнутой соответственно сферической поверхности купола, тщательно пригнанной одна к другой лекальной плинфой. Поверх этого ряда плинфы купольный свод вновь был обмазан тонким слоем тщательно заглаженного и отшлифованного цемяночного раствора. Кровли куполов и сводов собора были покрыты свинцом, о чём свидетельствуют многочисленные находки свинца, нередко подвергшегося действию огня, на сводах храма и при раскопках под его полами.

В кладке сводов собора были в большом количестве применены специально изготовлявшиеся глиняные сосуды – «голосники». Такие же голосники обнаружены в парусах центрального купола. Незаштукатуренные отверстия некоторых голосников, выходившие внутрь храма, свидетельствуют о применении голосников не только для облегчения сводов, но и в качестве резонаторов, для улучшения акустики сооружения.

Первоначальные фасады собора, как и в Византии, не штукатурились и не белились, кладка оставалась открытой. Широкие светло-розовые полосы раствора в сочетании с оранжево-розовой плинфой и тёмными пятнами камней создавали богатую фактуру и усиливали живописность фасадов храма. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки. Наилучшим образом первоначальная структура собора ныне видна на восточном фасаде со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов. Кладка открытых зондажей, а также экспонированные строительные материалы рассказывают о строительной технике того времени. Фасады храма декорировались окнами с нарядными ставнями, украшенными росписями нишами, орнаментами из поставленных на ребро плинф.

D:\Kladka_11_veka.jpeg

Апсиды собора, открытая древняя кладка. Фото 12 августа 2005 года. Автор – неизвестен. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

Об устройстве окон позволяют судить многочисленные обломки фрагментов круглого оконного стекла, находимые при раскопках в соборе.

Вся архитектура Софии носила торжественно-праздничный характер, особенно ярко проявившийся в её внутренней отделке.

Архитектура интерьера Софийского собора сохранилась с древности почти без изменений. Это прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси север-юг. Внутреннее пространство основного его ядра делится двенадцатью крестообразными столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые с восточной стороны оканчиваются полукружиями алтарных апсид. Центральный неф вдвое шире боковых, 7,5 метров. По ширине ему равен поперечный коридор-трансепт, пересекающий все пять нефов собора по оси центрального купола. Центральный подкупольный квадрат с примыкающими к нему с четырёх сторон членениями здания образует равноконечный пространственный крест, вписанный в прямоугольный план собора. В отличие от остальных компонентов храма, расчленённых по вертикали сводами хоров, кресчатое пространство поднимается до основных сводов, а центральный квадрат его увенчан высоким куполом. Такой тип храма называется крестово-купольным.

D:\Plan_of_Saint_Sofia_Cathedral_in_Kyiv,_Ukraine.jpg

План Софийского собора. 1 января 1982 год. Автор – Раппопорт П.А. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Источник – Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников. – Ленинград: Наука, 1982. – С. 136. Фото без изменений

С севера и юга кресчатое пространство замыкается двухъярусными трёхпролётными аркадами, опирающиеся внизу на восьмигранные, а вверху – на пучковые столбы, а с востока – средней апсидой.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161315.jpg

Северная сторона кресчатого пространства. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Первоначальное устройство западной части креста заслуживает особого рассмотрения. Западная тройная аркада центрального нефа не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII века, что в какой-то степени нарушает крестовую композицию внутреннего пространства здания. Основания восьмигранных столбов западной тройной аркады под хорами были обнаружены археологическими раскопками 1939 года.

Центральная глава (купол) на высоком барабане с двенадцатью оконными проёмами опирается на четыре кресчатых в плане столба, стоящих на пересечении среднего нефа храма с трансептом, соединённых подпружными арками, в углах между которыми расположены паруса, имеющие форму сферических треугольников. Глава состоит из высокого, прорезанного широкими окнами барабана и купола параболической формы. Диаметр центрального купола равен 7,7 метра, а его высота от уровня древнего пола до зенита центрального купола 28,6 метра.

D:\Інтер'єр_Софія_(20210903) (1).jpg

Интерьер собора XI века с мозаиками. В центральной апсиде – мозаика «Оранта». Фото 3 сентября 2021 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

Архитектура собора воспроизводит числовую символику Небесного Иерусалима (Церкви Христовой) и его сакральные параметры, приведённые в Откровении Иоанна Богослова, где представлен Град Божий, что сходит на землю. Так, о его двенадцати устоях напоминают двенадцать крестообразных столбов центрального ядра храма, а трёхпролётные аркады вместе с тремя арками алтаря – центрального, жертвенника (северного) и диаконника (южного) – ассоциируются с двенадцатью воротами Горнего Иерусалима, расположенными с четырёх сторон мира.

В росписи внутренних стен собора были совмещены два вида изобразительного искусства – мозаика и фреска. В украшении храма использовались произведения декоративного искусства. Живописность древнего интерьера храма усиливал красочный мозаичный пол, остатки которого открыты в трансепте Софийского собора.

Первичная архитектура Софийского собора, хоть и в сильно повреждённом виде, смогла сохраниться только до конца XVII века. Лишь интерьер храма сохранил, хотя и фрагментарно, черты своего былого великолепного убранства.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ СОБОРА ДО XVII ВЕКА отключены