ОПИСАНИЕ СОБОРА С XVII ВЕКА

В 1630-х – 1640-х гг. митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Пётр Могила провёл в Софийском соборе капитальный ремонт, отреставрировал и украсил храм. Главной задачей реставрационных мероприятий митрополита были, по-видимому, неотложные ремонтно-восстановительные работы по укреплению центрального ядра собора. Основное внимание было уделено алтарной части и северному фасаду, поскольку именно здесь находился главный вход, потому что западная стена всё ещё лежала в развалинах. План и внешний облик древнего храма не подверглись никаким существенным изменениям.

Рисунки голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) 1651 года, позволяют убедиться в том, что храм после реставрации 1630-х – 1640-х гг. в основном сохранил свой первоначальный облик. Собор увенчан древними главами, сохранившими старые полусферические купола. Только над средним куполом высится маленькая главка на невысоком барабане. К основному массиву собора с трёх сторон примыкают по две галереи с незаложенными ещё арочными проёмами. По бокам центральной апсиды появилось два мощных контрфорса.

D:\Sophia_1651.jpg

Восточный фасад Софийского собора с деревянной колокольней с северо-восточной стороны. Копия XVIII века с рисунка голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

Не совсем понятно на рисунке показана восточная стена северных галерей собора. Перекрытая односкатной кровлей, она украшена над карнизом какими-то загибающимися кверху волютами и декоративным шпилем, на котором нанизаны шары. Особое внимание привлекает пышный аттик, которым завершается северная стена галереи. Советский историк Федор Людвигович Эрнст (умер в 1942 году), имевший возможность детально изучать оригиналы рисунков, изданных российским археологом и историком искусства Яковом Ивановичем Смирновым в 1908 году, утверждал, что над аттиком изображены декоративные скульптуры – фигуры рыцарей с копьями в руках.

Распространённое мнение о том, что при митрополите Петре Могиле над внешними галереями были надстроены вторые этажи, было справедливо отвергнуто ещё протоиереем и историком Церкви Петром Гавриловичем Лебединцевым (умер в 1896 году), убедительно доказавшим, что эти надстройки, столь сильно исказившие древний облик храма, были сделаны значительно позже, в конце XVII – начале XVIII вв.

Митрополит Пётр Могила проявил заботу и о сохранении древнего внутреннего убранства храма. Древние мозаики и фрески храма были сохранены и не переписаны, а лишь частично обновлены клеевой краской. Археологические исследования в соборе, проведённые за последние годы, убедили в том, что древние мозаичные и керамические полы, там, где они сохранились, не были заменены новыми. Так как древнее мраморное предалтарное ограждение было, по-видимому, полностью растащено по кускам ещё в XVI – начале XVII вв. при митрополите был сооружён высокий деревянный резной золочёный иконостас, кирпичная основа которого, покрытая росписью, была обнаружена раскопками 1949 – 1950 и 1952 гг. По-видимому, в состав этого же иконостаса входили два лепных герба Петра Могилы, обломки которых были найдены при раскопках в алтарной части собора в 1940 году.

В восточной части внешней северной галереи по заказу митрополита Петра Могилы построена каплица-усыпальница для мощей Владимира «Великого», найденных в руинах Десятинной церкви. В каплице можно увидеть фрагменты стенописи XI и XVII – XVIII вв. Над входом в каплицу и внутри неё, на северной арке и на южной стене сохранились сцены в духе апофеоза православию, которые иллюстрируют Акафист Богородицы. Именно эти сюжеты, восстановленные масляными красками в XVIII веке, относятся к эпохе Петра Могилы.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Акафист Богородицы. Масляная живопись. XVII – XVIII вв. Каплица митрополита Петра Могилы. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 71. Фото без изменений

К этому же времени относятся также фрагменты темперного рисования на южной стене нефа Михайловского алтаря: над ракой с мощами священомученника митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Макария I были изображены две фигуры архангелов со свитками в руках. До нашего времени сохранилась фигура одного из архангелов. Этот сюжет символизировал служение святого митрополита Макария в Церкви Небесной.

В 1688 году митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Гедеон Святополк-Четвертинский, просил у царей Московских Ивана V и Пётра I Алексеевичей разрешения «разобрать и разобравши перевести… на починку соборной церкви Софии» руины двух киевских церквей – Василия и Екатерины, которые стояли, но словам просителя, «обветшавши и пусты». Разрешения на разборку церквей митрополит не получил. Киевскому воеводе Ивану Васильевичу Бутурлину «с товарищи» было предписано из Москвы описать означенные обветшавшие церкви Василия и Екатерины и «учинить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь».

Составленная вскоре «сметная роспись» представляет большой интерес для изучения строительной истории Софии. Вот что сообщил И.В. Бутурлин в Москву: «А по мере Софейские церкве доведетца починить и вновь зделать обетшалых и разваленых мест против прежняго основания двух сторон, в пределах по два свода, на одной стороне в длину 30 сажен, а поперег один свод 3 сажени, другой 4 сажени, а в вышину до сводов две стены починить вверх по 3 сажени с полусаженью. В другом пределе своды в длину 9 сажен с полусаженью, поперег один свод 3 сажени, в другом 4 сажени, да на всходе над хорными дверми, да на пределе святых четыредесят мучеников сделать 2 главы заново против прежняго основания, и стены изнутри и с наружных сторон во многих местах обвалилися. Да у той же Святософейской церкви против предела прежняго основания зделать башню з беседою, а на те своды, и на главы, и на починку стен, и на башню з беседою, буде вышепомянутые церкви (церковь Василия и церковь Екатерины) разобрать, к старому кирпичю (по этой же смете «в обетшавших каменных церквах св. Василия и св. великомученицы Екатерины кирпичу целого и ломанного выберетца 60 тысяч») надобно вновь в прибавку 250 000 кирпичю зженого, 900 бочек извести, да на связи 500 пуд железа, да 300 брусов дубовых по 4 сажени, да к дверям на крюки и на завесы и к окнам на решетки и на гвоздья на крышу церковной кровли 100 пуд железа, да на своды и к окнам на закрепки аршинных и 3 четвертных 1000 камней белых».

В конце XVII века в центральном нефе Софийского собора была убрана западная трёхпролётная аркада.

Стенописи собора XVII – XIX вв. посвящены только религиозной тематике.

На рубеже XVII – XVIII вв. в результате реставраций и перестроек Софийский собор коренным образом изменил свой внешний вид.

D:\sofiyskiy_sobor_230.jpg

Первоначальный и современный вид Софийского собора. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/sofiivskiy_sobor_nartex.shtml. Фото без изменений

В 1690 – 1707 гг. митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Варлаам Ясинский и гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра Иван Степанович Мазепа провели капитальный ремонт собора. Над древними внешними боковыми одноярусными галереями были надстроены вторые ярусы, для чего арочные проёмы галерей были предварительно заложены, или превращены в окна. Аркбутаны разобраны. Галереи превратили на закрытые помещения, в которых обустроили боковые алтари. Фасады надстроенных этажей расчленили парными полуколоннами.

В связи с заменой древних посводных перекрытий высокой крышей на деревянных стропилах многие древние главы оказались под крышей, некоторые целиком, другие отчасти. Над вторыми ярусами внешних галерей были установлены новые гранёные главы (купола). Над древними винтовыми лестничными башнями возведены новые купола. На древних главах заменили не только покрытие, но и первоначальные формы барабанов были в значительной степени изменены. Отдельные элементы венчающих частей барабанов были разобраны, другие оказались скрытыми под новой штукатуркой, или даже под новыми декоративными украшениями в стиле украинского барокко.

Было возведено шесть новых глав, и их стало, как и сейчас, 19. Купола получили характерную для украинского барокко высокую грушевидную гранёную форму, их позолотили. Над западным и восточным фасадами появились вычурной формы фронтоны, декорированные лепкой. По периметру собор укрепили большими опорными столбами-контрфорсами.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Е2020, восток.jpg

Восточный фасад собора. Макет. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\80-391-0151_Kyiv_St.Sophia's_Cathedral_RB_18_2_(cropped).jpg

Вид с юго-востока. Фото 7 октября 2017 года. Автор – Rbrechko. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0  International. Фото без изменений

Древняя кладка Софийского собора была оштукатурена и побелена. Фасады украсили лепным орнаментом. В оформлении окон северного, западного и южного фасадов появились архаичные «византийские» мотивы, заимствованные с московского декоративного стиля XVII века. Таким образом, внешне собор был полностью перестроен в стиле украинского барокко. Все эти работы придали ему тот облик, который он в основном сохранил до наших дней.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\Е2020, восточный.jpg

Восточный фасад, апсиды. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Е2020, юг.jpg

Южный фасад собора. Макет. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\Е2020, северный фасад.jpg

Северный фасад. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Если восточный фасад Софийского собора в основном сохранил свои древние черты, получив лишь незначительное декоративное убранство, если северный и южный фасады храма в результате надстройки галерей, закрывших древние фасады, и закладки арочных проёмов внизу, получили уже достаточно значительные изменения, то западный фасад храма, восстановленный в значительной мере из руин, приобрёл типичные черты украинской архитектуры конца XVII века не только в результате появления на нём тех или иных черт декоративной обработки.

Западный фасад, по причине того, что средняя, рухнувшая в начале XVII века, его часть не была восстановлена митрополитом Петром Могилой, получил новое композиционное решение, характерное для ряда памятников киевского зодчества конца XVII века. Своды в западных сочленениях были перестроены. На месте древнего главного входа сделана большая арка и построен пышно декорированный западный фасад с центральным входом. Его средняя часть, несколько отступающая вглубь от линии фасада, увенчанная пышным вычурным фронтоном с лепкой и прорезанная в верхней части большим окном в форме квадрифолия, фланкируется по сторонам двумя выступами древних лестничных башен и примыкающих к ним частей древней галереи, с надстроенными над ними вторыми этажами. Угловые членения этих выступов завершаются малыми, симметрично поставленными фронтонами. Центральный портал был обрамлён большим количеством лепных украшений.

Как выглядел восстановленный в конце XVII – начале XVIII вв. западный фасад Софийского собора, позволяет судить, как считал советский историк архитектуры Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году), изображение собора на тезисе Дамиана Галаховского посвященному митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Малыя России Рафаилу Заборовскому, гравированное в 1739 году украинским гравёром и живописцем Григорием Кирилловичем Левицким.

D:\117-1.jpg

Западный фасад. Украинский гравёр Григорий Кириллович Левицкий. Гравюра XVIII века. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/RestorationLate17C.html. Фото без изменений

М.К. Каргер считал, что опубликовавший это изображение  историк искусства  Дмитрий Александрович Ровинский (умер в 1895 году) ошибочно принимал его за изображение Успенского собора Киево-Печерской лавры. На этой гравюре западный фасад собора изображён до того, как он подвергся некоторым дополнительным изменениям при митрополите Рафаиле Заборовском в 1740-е годы, что можно установить, сравнивая гравюру Г.К. Левицкого с рисунками художника Дмитрия Ивановича Иванова 1810 года в альбоме Константина Матвеевича Бороздина и с гравюрой, опубликованной в 1825 году митрополитом Киевским и Галицким Евгением Болховитиновым в «Описании Киево-Софийского собора и Киевской иерархии».

В торжественных и праздничных барочных формах Софийского собора хорошо читаются триумфальные мотивы, присущие времени гетмана Ивана Мазепы.

Помещение бывшей внешней северной галереи позволяет проследить историю перестройки Софийского собора. Зондажи кладки на стенах рассказывают о начальных архитектурных формах галереи, здесь же видна кладка перестроек XVII – XVIII вв. Кладка открытых зондажей, а также экспонированные строительные материалы рассказывают о строительной технике того времени. Основными строительными материалами были кирпич и известково-песчаный раствор. Причём кирпич часто применялся не только для кладки стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном здании можно встретить кирпич разной величины. В результате неравномерности обжига он имел разные оттенки – от тёмно-красного до светло-жёлтого.

Фрагменты полов собора конца XVII века были открыты в ходе археологических раскопок 1940 и в 1949 – 1950 гг. Наиболее последовательную картину напластования полов различного времени удалось установить в алтарной части храма. Над первоначальным, самым древним, в конце XVII века был уложен пол, состоявший из тонких керамических плиток, покрытых поливой и уложенных на известковой заливке. Плитки были различной формы – круглые и охватывавшие их лекальные. Первые были покрыты разноцветной поливой, четырёх цветов – синего, жёлтого, зелёного и белого, лекальные плитки – одноцветной зелёной поливой. Раскопками 1940 года этот пол был раскрыт почти на всей площади центральной апсиды.

D:\195-1.gif

Пол конца XVII века в центральной апсиде. План. Раскопки 1940 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Decoration.html. Фото без изменений

От начала XVIII века в соборе сохранились медные позолоченные рельефные двери, украшенные иконами в овальных медальонах с изображениями архангелов.

Позолоченные входные двери в нартексе. Начало XVIII века. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 72. Фото без изменений

Это чудесное произведение ювелирного искусства выполнено киевскими мастерами. Архангелы нарисованы масляными красками, в полный рост, попарно. На левой створке вверху – Михаил с огненным мечом, а напротив него – Гавриил с лилией. Под ними соответственно изображены Селафиил с молитвенно прижатыми к груди руками и Варахиил с венком цветов, а в нижних медальонах – Иегудиил с золотым венцом и Уриил с зажжённой свечой в правой руке и опущенной вниз молнией – в левой.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_153708.jpg

Левая створка дверей. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_153714.jpg

Правая створка дверей. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

На рубеже XVII – XVIII вв. древние фрески, к тому времени повреждённые и уже не отвечавшие новым художественным вкусам были варварски оштукатурены и забелены. Вскоре на стенах собора начала появляться новые масляные росписи.

Большая крипта, 6 × 4,5 метра, с погребениями митрополитов Киевских, под Успенским приделом древней внешней южной галерее собора, могла быть построена только во время капитальных ремонтно-строительных работ, которые проводились на рубеже XVII – XVIII вв. То есть более вероятным будет отнести появление крипты ко времени реконструкции храма гетманом Иваном Мазепой. Высказывалось мнение, что по всей вероятности, крипта могла быть построена именно для гетмана – наиболее выдающегося восстановителя собора. Тем более, сам Иван Мазепа выводил свой род от Рюриковичей, основателей Софийского собора. Это предположение вполне вероятно, если учесть, что крипта, построенная в восточной части отстроенной внешней южной галереи, располагалась рядом с Капеллой Ивана Мазепы, расположенной в западной части галерее. Пол в крипте уложен квадратным кафелем как на хорах.

В западной части внешней южной галереи при гетмане Иване Мазепе создана нарядная капелла дворцового типа, посвящённую Двенадцати Апостолам. Она ориентирована на специально устроенный тогда же в восточной стене южной башни внутренний парадный вход, который ведёт на княжеские хоры. Там во время служб находилась козацко-старшинская элита во главе с гетманом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Капелла Двенадцати Апостолов (Мазепинская капелла). Начало XVIII века. Источник Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 73. Фото без изменений

Декор капеллы напоминает орнаментное рисование башенных сводов. Алтарной композицией капеллы являются монументальный образ тронного Спаса с предстоящими Владимиром и Ольгой. Великий князь изображён в царских одеяниях, на его голове – «шапка Мономаха». Святой Владимир крепко держит меч и поднимает крест, выступая надёжным небесным защитником Руси-Украины.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Святой Владимир. Масляная живопись. XVIII век. Мазепинская капелла. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 74. Фото без изменений

Святой Владимир. Фрагмент. Масляная живопись. XVIII век. Мазепинская капелла. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Святая Ольга наряжена в одежды знатной украинки Мазепинского времени и изображена не с традиционным крестом, а с золотым сосудом, который она открывает, грациозно поднимая его крышечку. Посудина в её руках – символ духовного исцеления, которое святая княгиня дарит от Бога своему народу.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Святая Ольга. Масляная живопись. XVIII век. Мазепинская капелла. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 74. Фото без изменений

Святая Ольга. Фрагмент. Масляная живопись. XVIII век. Мазепинская капелла. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Вполне возможно, что в образе Ольги можно видеть символичный образ матери гетмана Марии-Магдалины Мазепы (укр. Марія-Магдалина (Марина Мазепа), умерла в 1707 году), которая была влиятельным религиозным деятелем, игуменьей аристократического Киево-Печерского Вознесенского монастыря. Посудина с целебным миром, вероятно, намекает на святую покровительницу матери гетмана – равноапостольную мироносицу Марию Магдалину, ибо образ Ольги в соборе напоминает изображение этой святой. Характерные черты монументальной живописи украинского барокко – мощность и масштабность образов, пластическое моделирование ликов – хорошо ощутимы в этой композиции, хотя она и обновлялась позднее.

В Капелле Ивана Мазепы также сохранились величественные образы славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, первого митрополита Киевского и всея Руси Михаила, священномученика митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Макария I. На сводах капеллы находятся уникальные сцены крещения Руси и мученической смерти митрополита Макария I.

Святитель Михаил. Масляная живопись. XVIII век. Мазепинская капелла. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

В Успенском приделе (Придел Успения Богородицы) сохранился интересный ансамбль живописи XVIII века со сценами на тему крещения Руси, который переплетается с Богородичными сюжетами. Этот придел, был создан в восточной части внешней южной галереи. Он имеет вид пышной дворцовой залы, украшенной сценами, которые напоминают салонные картины.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Успение Богородицы. Масляная живопись. XVIII век. Успенский придел. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 76. Фото без изменений

В приделе, кроме большой заглавной композиции «Успение Богородицы» на западной стене, на высоком своде помещены киевские сюжеты: «Княгиня Ольга возле урны с прахом Игоря», «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян». Сцены интересны многочисленными деталями и живописными одеждами персонажей, которые застыли в жеманных позах. Наличие здесь киевской тематики – отличительная черта монументального искусства Киева того периода.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Выбор веры князем Владимиром. Масляная живопись. XVIII век. Успенский придел. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 74. Фото без изменений

Во время перестройки Софийского собора в конце XVII – начале XVIII вв. оба внешних входа в древние винтовые лестничные башни были замурованы, а входы в башни сделаны изнутри собора.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\14) Е 2018.jpg

Северная и южная лестничные башни. Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

Во время дальнейших перестроек древние формы лестниц башен были покрыты новыми чугунными ступенями, которые не совпадали с первоначальными. Во время архитектурно-археологических исследований лестницам возвращены первоначальные формы, своеобразие которых заключается в сочетании крутых ступеней с пологим пандусом.

В 1-й трети XVIII века на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, отвечающие требованиям времени. В центральной части Софийского собора были изображены семь Вселенских соборов, которые пышным фризом окружили подкупольное пространство. Сохранилось лишь изображение Первого Вселенского собора над западной входной аркой центрального нефа. Он состоялся в 325 году в Никее (греч. Νίκαια, современный город Изник (тур. İznik) в иле Бурса в Турции). Поэтому Собор ещё называют Первым Никейским собором.

Первый Вселенский собор. Масляная живопись. Начало XVIII века. Западная стена центрального нефа. Источник – 6wGagAS8xvs8Ng at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

Эта торжественная композиция, заполнена фигурами десяти иерархов в пышных святительских ризах, а также многочисленными образами мирян. В центре композиции изображён Константин «Великий», который сидит на троне, держа в руках атрибуты царской власти – державу и скипетр. С обеих сторон от него – образы десяти иерархов, сзади которых толпятся миряне. Лики иерархов напоминают портреты десяти московских патриархов XVII века, а изображения мирян – казацкую старшину, среди которой угадывается образ гетмана Ивана Мазепы. Эта композиция возникла в его правление, в самом начале XVIII века. Она воплотила актуальную в период Гетманщины идею равенства и сотрудничества государства и Церкви.

От стенописи XVIII века на первом ярусе Софийского собора сохранились и другие ценные сюжеты: «Чудо архангела Михаила в Хонех» – на южной стене Михайловского алтаря под сохранившейся деревянной оконной рамой XI века, «Архангел Иегудиил с венцом» – на пилоне столба над местом раки митрополита Макария I, и чудесно нарисованное «Сошествие Христа в ад» на высоком своде Алтаря св. Петра и Павла.

Сошествие Христа в ад. Масляная живопись. XVIII век. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

В 1740-х годах при митрополите Киевском, Галицком и всея Малыя России Рафаиле Заборовском Софийский собор подвергся новой реставрации, в известной степени коснувшейся внешнего облика храма и весьма сильно изменившей его интерьер. Западный фасад собора подвергся некоторым дополнительным изменениям. В это же время был значительно поднят уровень пола в соборе, заново перестроен и декорирован поливными изразцами синтрон в центральном алтаре.

Фрагменты полов собора середины XVIII века были открыты в ходе археологических раскопок 1940 и в 1949 – 1950 гг. Как уже отмечалось, наиболее последовательную картину напластования полов различного времени удалось установить в алтарной части храма. В 1744 – 1747 гг. был уложен пол, состоявший из шестигранных кирпичных плиток без поливы, плотно пригнанных одна к другой на растворе извести. Такой пол хорошо сохранился в Приделе св. Георгия.

D:\200-1.gif

Пол XVIII века в апсиде Придела св. Георгия. План. Раскопки 1940 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Mid11C/StSophia/Decoration.html. Фото без изменений

В 1747 году в Софийском соборе при митрополите Рафаиле Заборовском установлен существующий и по ныне деревянный резной позолоченный иконостас, первично украшенный скульптурой и полихромной раскраской. Он является прекрасным образцом резьбы по дереву и станковой живописи украинских мастеров XVIII века. Два его верхних яруса были сняты во время реставрационных работ XIX века, чтобы открыть для осмотра мозаики алтаря. До наших дней дошёл только его нижний ярус, который вмещает иконы этого и цокольного ряда.

D:\1662583877_7-gamerwall-pro-p-sofiiskii-sobor-v-kieve-vnutri-vkontakte-14.jpg

Иконостас. XVIII век. Источник – https://gamerwall.pro/48340-sofijskij-sobor-v-kieve-vnutri.html. Фото без изменений

С обеих сторон Царских врат находятся традиционные образы Спасителя и Богородицы. Они отмечаются монументальной трактовкой форм, выразительным рисунком фигур, насыщенным ярким колоритом.

В то же время многофигурные иконы «Святая София» и «Семь святителей» имеют сложное композиционное строение, детализованную иконографию и мелкий рисунок форм. Они являются своеобразными богословскими трактатами в изобразительной форме.

На храмовой иконе Святой Софии, расположенной справа от образа Спасителя, изображена Богоматерь Знамение с Божественным Младенцем на руках, которая стоит на серповидном месяце.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200916_161324.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В картушах на семи столбах ротонды, изображённой на храмовой иконе – эмблемы семи даров Святого Духа, над и под картушами изображены развёрнутые свитки с текстами, которые трактуют эмблемы. На карнизе ротонды читается ключевая надпись на греческом, которая цитирует слова Соломоновой притчи: «Премудрость построила Себе дом и утвердила его на семи столпах». Над ротондой изображён благословляющий Бог Отец, от которого на Богоматерь сходит Дух Святой в подобии голубя. С обеих сторон Бога Отца – семь архангелов: слева от него – Михаил с пламенным мечом, Уриил с молнией, Рафаил с алабастром мирра; а справа – Гавриил с лилией, Селафиил с чётками, Иегудиил с царским венцом и Варахиил с кистью цветов на белом платке. Перед Богоматерью на семи ступенях амвона стоят праотцы и пророки, которые провозгласили явление Премудрости в мир: справа от неё – предводители «народа Божьего»: Моисей со скрижалями, Аарон с жезлом процветающим и Давыд с ковчегом Завета; слева – четыре великих пророка: Исайя с хартией своего пророчества, Иеремия со свитком, Езекия с вратами закрытыми и Даниил с краеугольным камнем. На ступенях ротонды начертаны имена семи христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благость, Слава. Характерно, что в храмовой иконе акцентировано число 7, которое символизирует Богородицу-Церковь как Дом Святой Софии Премудрости Божьей.

Икона «Семь святителей» имеет это традиционное название во всех старых источниках, она также акцентирует благословенное число 7, и так же само тесно связана с церковно-соборной темой. Она находится на иконостасе слева от образа Богородицы. На ликах семи знаменитых святителей православной Церкви представлено четыре патриаршие кафедры: Иерусалимская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. В центре иконы – брат Господний св. апостол Иаков; справа от него – святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий, слева – святые Игнатий Антиохийский, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. Над ними в семи медальонах изображены эмблемы святителей. Вверху – треугольник, сложенный из трёх архипастырских жезлов, это символ Троицы как Церкви Небесной. Напротив, на другой стороне иконы – составлена из четырёх жезлов первая буква имени Богоматери «М» как символ Церкви Земной. Вместе эти эмблемы образно составляют сеть как символ Вселенской Церкви, которая стоит на семи таинствах. В целом содержание икон перекликается с сюжетами семи Вселенских соборов, которые украшали стены центрального ядра Софийского собора.

По краям местного ряда расположены: с юга – иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Покров Пресвятой Богородицы», с севера – «Богоматерь Скорбящая» (или «Богоматерь с мечом в груди») и «Апостол Иоанн Богослов».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Икона «Покров Пресвятой Богородицы». XVIII век. Иконостас. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 80. Фото без изменений

Небольшие изысканные за формой иконы цокольного ряда, напоминающие драгоценные эмали, связаны по содержанию с расположенными над ними образами. В цокольном ряду находятся иконы (слева направо): «Медный змей», «Проповедь апостола Павла», «Архангел Михаил сбрасывает змея на землю», «Проповедь апостола Петра», «Ангел с огненной кадильницей», «Лиственница Иакова». Иконография образов объединяет в себе восточные и западные черты. В иконах, в частности, ощущается влияние итальянской и фламандской живописи, что есть присущим манере тогдашних киевских художников. Иконы рисовали художники софийской мастерской, которую возглавлял талантливый иконописец Киево-Печерской лавры иеромонах Алимпий (в миру – Яков Галик, умер в 1763 году).

Идейным и художественным доминантом иконостаса являются серебряные позолоченные Царские врата. Это выдающееся произведение украинского барокко было изготовлено для иконостаса при митрополитах Рафаиле Заборовском и Тимофее (в миру – Тихон Иванович Щербацкий, 1748 – 1757 гг.). Об этом говорится в вкладной надписи в нижней части врат. Там же сообщается, что они изготовлялись почти 3 года – с 18 октября 1747 года по 7 сентября 1750 года, и отмечается, что на них пошло 6 пудов и 20 фунтов серебра (104 кг) и 120 червонцев на позолоту.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Царские врата иконостаса после реконструкции. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 81. Фото без изменений

В Румянцевской летописи под 1747 годом упоминается, что эти врата сделаны киево-подольскими золотарями Семёном Тараном, Петром Волохом и Иваном Завадовским. Врата изготовлены в виде декорированных растительными мотивами сквозных серебряных решёток с накладными позолоченными рельефными изображениями. Над митрой наверху врат прикреплена пластина с изображением Духа Святого в виде голубя в золотом сиянии, с обеих сторон которого расположены фигуры «Благовещения» – архангела Гавриила и Девы Марии. Под «Благовещением» изображены четыре евангелиста, которые пишут Евангелие. Между них, возле створки, расположены фигуры Девы Марии и праведной Елизаветы, которые приветствуют одна другую протянутыми руками. Внизу изображены Богоотцы Иоаким и Анна, с обеих сторон большой тронной фигуры царя Давыда, который держит раскрытую книгу и скипетр. Давыд является старозаветным прообразом Христа как Царя Славы, который выходит на литургии к верующим через Царские врата, а раскрытая книга – символ Премудрости Божьей, которую Он воплощает.

В течение 2-й половины XVIII и 1-й половины XIX вв. крупных реставрационных работ в Софийском соборе, по-видимому, не велось. Однако, за это время у южной и северной стен собора появились грузные контрфорсы – очевидно, надстройка 2-го яруса боковых галерей повлекла за собой расползание древних пристроек собора.

В конца XVIII века пол в соборе уложен гладкими квадратными чугунными напольными плитами.

В 1843 – 1853 гг. в Софийском соборе под руководством российского художника, архитектора и историка Фёдора Григорьевича Солнцева были проведены большие реставрационные работы, коснувшиеся в основном внутреннего облика храма. Древние фрески примитивными методами очищались из-под более поздних наслоений штукатурки и росписи XVIII века. Открытые фрески прорисовывались масляными красками, которые, как правило, повторяли первоначальные контуры и сохранившуюся к тому времени иконографическую схему древних фресок. При этом на первом этапе работ открытые древние фрески покрывали под новую стенопись горячим маслом, которое проникало в грунт фресок XI века. Фрагменты, которые плохо держались, – не закреплялись, а уничтожались. Немало изображений было нарисовано заново. Также были оставлены и восстановлены некоторые сюжеты XVIII века. Изображения четырёх Вселенских соборов в центральном нефе (Четвёртого, Пятого, Шестого и Седьмого), на месте которых были выявлены фрески, перенесли в свободных копиях на своды западной внутренней галереи, разместив их над входными дверьми. После обновления всей стенописи, из-за утраты большинства надписей, реставраторам XIX века пришлось заново давать имена святым в соответствии к иконописным «Подлинникам» (образцам). Поэтому почти все имена святых были поставлены произвольно и оказались в основном ошибочными.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Северная сторона центрального нефа. Размещение масляной живописи конца XVII и XIX вв. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 97. Фото изменено

1. Старозаветные отроки, фрагмент темперной стенописи конца XVII века

2. Севастийские мученики, масляная живопись XIX века

3. Святой Вавила, фрагмент масляной живописи середины XIX века

4. В медальонах – погрудные изображения святых, масляная живопись середины XIX века

5. Святой Иоаким, масляная живопись середины XIX века

6. Святые, масляная живопись середины XIX века

7. Орнаменты, масляная живопись середины XIX века

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Южная сторона центрального нефа. Размещение масляной живописи XIX века. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 97. Фото изменено

1. Севастийские мученики, масляная живопись XIX века

2. Пророк Моисей, масляная живопись середины XIX века

3. В медальонах – погрудные изображения святых, масляная живопись середины XIX века

4. Святая Анна, масляная живопись середины XIX века

5. Святой Александр, масляная живопись середины XIX века

6. Орнаменты, масляная живопись середины XIX века

7. Орнаменты, масляная живопись середины XIX века

Летом 1846 года в ходе реставрационных работ, пол в соборе был понижен почти на 50 см, за исключением алтарной части храма. Новый пол был уложен из чугунных рельефных плит меньшего размера, изготовленных по специально утвержденному образцу, который сохранился до ныне.

В 1854 году протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 году, писал: «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было, присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи».

В северном боковом Алтаре св. Георгия привлекают внимание две нарисованные мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фрескового фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_153702.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Дорога в Эммаус. Масляная живопись. XIX век. Сайт – Софійський музей. Фото – Дорат Капоріков (Dorat Kaporikov). Фото без изменений

Сретение Господне. Художник И.Ф. Селезнёв. Масляная живопись. Центральный неф. Источник – страница Facebook: Ирина Марголина. Фото без изменений

В 1882 – 1889 гг. западный фасад Софийского собора, обустроенный при реставрации собора конца XVII – начала XVIII вв., был перестроен. В проёме между боковыми выступами была выстроена в псевдовизантийском стиле одноярусная паперть, вместо барочного фронтона появилась фальшивая «закомара», а окно в форме квадрифолия заменено огромным пролётом с полуциркульным верхом. В таком виде западный фасад дошёл до нашего времени.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Е2020, запад.jpg

Западный фасад собора. Макет. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\11) Е 2018, западный фасад.jpg

Западный фасад, центральный вход. Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

В 1909 году пол из чугунных плит в алтарной части Софийского собора был заменён более тёплым деревянным паркетом.

В 1939 – 1940 и 1948 – 1952 гг. в ходе археологических исследований пол XIX века был опущен на уровень XI века.

http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/images/sofiyskiy_sobor_43.jpg

План 1-го яруса собора. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/sofiya_kyivska_arhitectura_i_rozpysy.shtml. Фото без изменений. Ключевые слова (теги): бывшая княжеская усыпальница, бывшая галерея, северная башня, Алтарь св. Георгия, Алтарь св. Петра и Павла, главный алтарь, трансепт, центральный неф, нартекс, Алтарь св. Иоакима и Анны, Алтарь св. Михаила, крещальная, южная башня

Софія Київська Древняя часть Софийского собора XI – XII вв.

Софія Київська Достройки XVII – XIX вв.

Софія Київська Экспонированные раскопки

1. Макет. Софийский собор в XIXII вв.

2. Макет. Софийский собор. Современный вид

3. Двери XVIII века

4. Пороги XI века

5. Основания колон аркады XI века

6. Фрагменты полов XI века

7. Иконостас XVIII века

8. Плита престола XI века

9. Пол конца XVII – начала XVIII вв.

10. Горнее место (кафедра) и трон митрополита XI века

11. Саркофаг Ярослава «Мудрого»

12. Надгробие митрополита Платона Городецкого

13. Надгробие митрополита Евгения Болховитинова

14. Оконная рама XI века

15. Княжеский саркофаг

16. Основы кладки аркбутана XI века

17. Фрагменты архитектурных каменных деталей собора XI века

18. Вход и ступени башни XI века

Хоры. Поднявшись по винтовой лестнице башен на второй ярус, посетитель попадает на бывшие княжеские хоры Софийского собора. Освещённость и великолепие хоров резко контрастируют с низкими затемнёнными помещениями на верхних лестничных площадках башен. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\4) 2-й этаж.jpg

План 2-го яруса собора. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений. Ключевые слова (теги): выставочный зал (бывшее гульбище), выставочный зал (бывшая галерея), Алтарь св. Николы Мокрого, «полати» (хоры), Алтарь св. Андрея Первозванного

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_162659.jpg

Стык между разными кладками на хорах в западной части южного зала. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Западная часть хоров перестраивалась в XVIII и XIX веках. Северная и южная части полностью сохранили свои первоначальные архитектурные формы.

D:\sofiyskiy_sobor_142.jpg

Интерьер хоров собора. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Во 2-й половине XVIII века хоры собора покрыли живописью. В южной части западной галереи появились сюжеты «Страшный суд», «Потоп», «Лот с дочерями», «Бегство Лота из Содома» и сцены из Апокалипсиса: «Отделение овец от козлищ», «Семь светильников» и другие. На своде северных хоров сохранилась композиция «Ветхий денми» и сцена «Поклонение Старому днями», последняя выразительно обозначена стилевыми особенностями позднего барокко. Близким к ней по своему стилю является репрезентативный образ священномученика епископа Власия Севастийского – на столбе в центре северных хоров.

D:\sofiyskiy_sobor_153.jpg

Композиция «Ветхий денми». Фрагмент. Масло. XVIII век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В западной части хоров на стене и своде – масляная живопись XIX века. Её фрагменты видны на северной стене хоров, по обеим сторонам сохранившихся древних фресок, однако сюжетно она не соответствует им.

Программное место в живописи хоров занимает грандиозная композиция «Похвала Богородице», находящаяся в центре западных хоров. В зените свода – «Знамение Богородицы» в триумфальном окружении девяти ангельских чинов, что создаёт ярко-красочный венок славы. Его сопровождают образы пророков на скосах свода и западной стене. Апофеозная «Похвала Богородице», открытая в центральный неф, перекликается с расположенным напротив неё алтарным образом Богоматери Оранты.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ СОБОРА С XVII ВЕКА отключены