ФРЕСКИ

Золотистый фон стен с разноцветными мозаичными изображениями удачно дополнялся изумительными фресковыми росписями на религиозные и светские темы, которые покрывали всю остальную часть интерьера Софийского собора: все боковые стены, галереи, башни и хоры. В систему фресковой росписи входят многофигурные сцены, изображения святых во весь рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты. Особое внимание художники уделили изображению лиц, создав великолепную галерею образов с индивидуальной характеристикой.

Фресковые изображения были выполнены на синем фоне. В росписях преобладали тёмно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок не сохранилась.

Имена живописцев неизвестны. Лишь в Михайловском боковом алтаре сохранилась греческая надпись «Георгий», выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения на неё краски. Возможно, это имя одного из художников, работавших в соборе.

В центральном подкупольном пространстве частично сохранились многофигурные евангельские сцены повествовательного характера – о деянии и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Первоначальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Ни одна из фресок верхнего регистра не сохранилась до наших дней.

Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями – «Христос перед Каиафой» и «Отречение Петра».

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_161315.jpg

Северная сторона трансепта. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\sofiyskiy_sobor_65.jpg

Северная сторона центрального нефа. Размещение сохранившихся фресок XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено

1. Христос перед Каиафой, фреска, XI век

2. Отречение Петра, фреска, XI век

3. Сошествие Христа в ад, фреска, XI век

4. Явление Христа жёнам-мироносицам, фреска, XI век

5. Княжеский групповой портрет, фреска, XI век

6. Старозаветный отрок Анания, фреска, XI век

7. Старозаветный отрок Мисаил, фреска, XI век

8. Старозаветный отрок Азария, фреска, XI век

9. Святые, фреска, XI век

10. Орнаменты, фреска, XI век

11. Орнаменты, мозаика, XI век

Фреска «Христос перед Каиафой». XI век. Северная сторона трансепта. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Фреска «Отречение Петра». XI век. Северная сторона трансепта. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Под северными хорами над восьмигранными столбами трансепта расположены фрески нижнего регистра. Здесь сохранились сцены «Сошествие Христа в ад» и «Явление Христа жёнам-мироносицам».

D:\sofiyskiy_sobor_68.jpg

Фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие во ад»). XI век. Северная сторона трансепта. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Фреска «Явление Христа жёнам-мироносицам». XI век. Северная сторона трансепта. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

На южной стороне центрального нефа под сводом размещена композиция «Распятие». Остальные фрески среднего регистра не сохранились.

D:\09.jpg

Южная сторона центрального нефа. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_66.jpg

Южная сторона центрального нефа. Размещение сохранившихся фресок XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено

1. Распятие, фреска, XI век

2. Уверение Фомы, фреска, XI век

3. Отправление учеников на проповедь, фреска, XI век

4. Княжеский групповой портрет, фреска, XI век

5. Святые, фреска, XI век

6. Орнаменты, мозаика, XI век

Под южными хорами над восьмигранными столбами трансепта сохранились фрески нижнего регистра, сцены «Уверение Фомы» и «Отправление учеников на проповедь».

D:\IMG_1775.jpg

Фрески «Уверение Фомы» и «Отправление учеников на проповедь». XI век. Южная сторона трансепта. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-sofii-kievskoj.html. Фото без изменений

Рядом с последней композицией, на смежной западной стене, находится заключительная сцена всего евангельского цикла – «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Фреска «Сошествие святого духа на апостолов». XI век. Западная стена. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет огромный групповой портрет семьи киевского князя, изображавший парадный выход семьи в храм. Композиция размещалась на трёх стенах центрального нефа (северной, западной и южной), то есть в западной части подкупольного креста. От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – четыре фигуры на южной стене и две – на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века (подробнее см. Княжеский групповой портрет).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первый ярус. Источник – https://studbooks.net/684240/istoriya/sofiyskiy_sobor_kieve. Фото изменено

1. Главный алтарь

2. Трансепт

3. Центральный неф

4. Алтарь св. Иоакима и Анны

5. Алтарь св. Петра и Павла

6. Алтарь св. Михаила (Михайловский алтарь)

7. Алтарь св. Георгия

8. Внутренняя южная галерея

9. Внутренняя западная галерея;

10. Внутренняя северная галерея

11. Крестильня

12. Северная башня

13. Южная башня

Другие росписи на первом ярусе Софийского собора имеют религиозное содержание. Фресками расписаны и боковые апсиды (алтари) – жертвенник (северный) и диаконник (южный).

В жертвеннике (Алтарь св. Петра и Павла), начиналась литургия, поэтому он посвящён апостолу Петру – наместнику Церкви Земной и первокрестителю язычников. Здесь сохранились фрески о важнейших деяниях апостола Петра по созданию Церкви: «Пётр в доме сотника Корнилия», «Проповедь Петра», «Крещение язычников в доме Корнилия», «Освобождение Святого Петра из темницы». Привлекают также внимание одухотворённые образы первоверховных апостолов Петра и Павла, они открывают галерею святых нефа жертвенника. Они изображены один напротив другого как сподвижники. Пётр благословляет паству, его лик, обрамлённый кучерявыми седыми волосами и маленькой бородкой, отмечен внутренней эмоциональностью и самоуглублением.

D:\sofiyskiy_sobor_76_2.jpg

Апостол Пётр. Фрагмент. Неф бокового Алтаря св. Петра и Павла. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Павел указывает на Евангелие. У него подчёркнуто большой лоб мыслителя, весь он дышит мудрым спокойствием, убеждением в правоте своего дела.

D:\sofiyskiy_sobor_76.jpg

Апостол Павел. Фрагмент. Неф бокового Алтаря св. Петра и Павла. Фреска, XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В диаконнике (Алтарь св. Иоакима и Анны) рассказывают о Богородице и её родителях Иоакиме и Анне, поэтому он посвящён этой праведной семье, которая подарила миру – Богородицу. Здесь сохранились фресковые композиции, представленные циклами о Деве Марии и её родителях (Протоевангелие Иакова): «Благая весть Анне», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», «Рождество Марии», «Введение во храм», «Вручение Марии кокцина и пурпура», «Помолвка Марии и Иосифа», «Благовещение возле колодца», «Благовещение возле прялки», «Посещение Марией Елизаветы».

D:\sofiyskiy_sobor_93_3.jpg

Фреска «Вручение Марии кокцина и пурпура». XI век. Алтарь св. Иоакима и Анны. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Посещение Марией Елизаветы». XI век. Алтарь св. Иоакима и Анны. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 54. Фото без изменений

Идейной доминантной в иконографической программе диаконника является Благовещение. Протоевангелийский цикл есть уникальным по своей полноте и сохранности. Фрески поражают своим совершенством, искренностью и трогательным лиризмом, а сцена «Посещение Марией Елизаветы» является выдающимся художественным шедевром. Величием и одновременно удивительной кротостью наделены образы двух обнявшихся женщин, радостно принимающих своё будущее материнство.

 

Святой Константин (Император Юстиниан). Фреска, XI век. Алтарь св. Иоакима и Анны. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

Фрески южного (Михайловского) бокового алтаря посвящены деяниям архангела Михаила – «князя ангелов», считавшимся на Руси покровителем Киева и княжеской дружины. В апсиде на своде монументальная полуфигура Михаила, под ней – фигуры святителей. Величественное изображение вождя (архистратига) небесного воинства с широко расправленными крыльями за спиной, облачено в императорские пурпурные одеяния. В левой руке он держит державу с голгофским крестом, а в правой скипетр. Его голову украшает диадема с драгоценными камнями, а над головой – нимб. Высоко поднятые распростёртые крылья как бы окутывают алтарь, весь образ архангела дышит таинственной могущественной силой.

D:\The_Archangel_Michael_-_Google_Art_Project_(LwE83yRr6_HWQQ).jpg

Архангел Михаил. Фреска, XI век. Алтарь св. Михаила. Источник – LwE83yRr6_HWQQ at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

На своде перед апсидой алтаря изображены фресковые сюжеты: «Единоборство с Иаковом» (северный свод), «Возвращение сатаны» (южный свод), «Свержение сатаны», на которых символично изображается победа христианства над язычеством.

D:\sofiyskiy_sobor_93_4_.jpg

Фреска «Единоборство с Иаковом». XI век. Алтарь св. Михаила. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

На своде в предалтарной части нефа Алтаря св. Михаила сохранились фресковые композиции: «Явление архангела Захарии», «Явление архангела Валааму» (северный свод) и «Явление архангела Иисусу Навину» (южный свод).

Особое внимание приобретает фреска изображающая явление архангела месопотамскому волхву Валааму. Валаам стал прообразом волхвов, которые пришли к новорожденному Иисусу вслед за Вифлеемской звездой, а сами волхвы – олицетворяют обращённые в веру народы. Образ язычника Валаама, который вдруг увидел архангела, чрезвычайно выразителен: поражённый чудом, он схватился за голову, в его широко открытых глазах читается искреннее удивление и страх.

D:\IMG_1683_.jpg

Фреска «Явление архангела Валааму». XI век. Неф Алтаря св. Михаила. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\IMG_1687.jpg

Фреска «Явление архангела Иисусу Навину». XI век. Неф Алтаря св. Михаила. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Дважды в Софийском соборе изображена фигура императора Константина «Великого», крестителя римского мира, с которым древнерусские летописцы сопоставляли Владимира «Крестителя», называя его «новым Константином».

D:\sofiyskiy_sobor_93_1.jpg

Император Константин «Великий». Фреска, XI век. Алтарь св. Михаила. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Северный боковой алтарь собора посвящён святому Георгию – духовному патрону великого князя Ярослава «Мудрого» (крестное имя князя – Георгий). Алтарь декорирован сюжетами из жизни великомученика Георгия Победоносца – «царей поборника». Чествование св. Георгия на Руси много в чём предопределено тем, что этот святой прославился как драконоборец, то есть победитель дьявола, с которым ассоциируется язычество. В своде апсиды находится монументальная полуфигура Георгия Великомученика с крестом в деснице, под ней – святители. В его утончённом лике присутствуют каноны античного идеала красоты. Гармоничный лик сильного, прекрасного юноши, с копной кучерявых волос, излучает внутренний свет; над широко раскрытыми глазами взметнулись красиво очерченные дуги бровей. Энергично сведенные брови, отчуждённый взгляд и крохотные крепко сомкнутые губы выражают духовную силу, самоуглубление и спокойствие.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Святой Георгий. Фреска, XI век. Алтарь св. Георгия. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 54. Фото без изменений

На фресках на своде алтарной и предалтарной частей отчётливо звучит мотив непреодолимой силы новой веры, убеждение в её истинности языческого правителя. Из них фрагментарно сохранились композиции: «Допрос святого Георгия императором Диоклетианом», «Царица Александра перед св. Георгием», «Допрос Георгия проконсулом Магнентием», «Преторы Анатолий и Протолеон перед св. Георгием», «Мучение св. Георгия во рву с известью», «Мучения св. Георгия копьём».

В западной части Алтаря св. Георгия выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрески «Неизвестная святая» и «Святая Надежда». XI век. Алтарь св. Георгия. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\St._Sophia_-_Google_Art_Project.jpg

Святая София. Неф Алтаря св. Георгия. Фреска, XI век. Источник – tAF4e52FHmyznw at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_81_1.jpg

Фреска «Святой». XI век. Алтарь св. Георгия. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_82_1.jpg

Фреска «Пророк». XI век. Алтарь св. Георгия. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

На северной стене, левее прохода в бывшую галерею сохранилось фресковое изображение мужчины в светской одежде с поднятыми руками. Существует предположение, что это – фрагмент большой композиции «Ярослав Мудрый перед святым Георгием», которая не сохранилась, и фигура мужчины является изображением великого князя.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Фигура князя»(?). XI век. Алтарь св. Георгия. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Значительное место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Они размещены на стенах и многочисленных столбах и составляют огромный христианский пантеон, свыше 500 персонажей, являющийся самым большим среди стенописных ансамблей XI века. Среди них – изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и так далее.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1353763130-0457594-www.nevsepic.com.ua.jpg

Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений

D:\IMG_1705.jpg

Святой Николай Чудотворец. Фреска, XI век. Центральный неф. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-sofii-kievskoj.html. Фото без изменений

В центральном нефе собора Святитель Николай представлен как несокрушимый ревнитель православия. Его суровый тонкий лик выражает напряжённую работу мысли христианского интеллектуала, он представлен тут как податель святыни и проповедник истины. Напротив него изображён великомученик Пантелеймон Целитель. Его образ привлекает эмоциональной открытостью, задумчивостью, юношеской чистотой и одновременно большой духовной силой. Святой держит коробочку с лекарствами, выступая целителем человеческих тел и душ.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Святой Пантелеймон Целитель. Фреска, XI век. Центральный неф. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 61. Фото без изменений

D:\St._Panteleimon_-_Google_Art_Project.jpg

Святой Пантелеймон. Фреска, XI век. Источник – 3QE0C1eWR3K-uQ at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_82_3.jpgФреска «Святая». XI век. Центральный неф. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_77.jpg

Фреска «Воин». Центральный неф, юго-западный подкупольный столб. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Обращают на себя внимание фигуры св. Фоки в южной внутренней галерее собора.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Святой Фока». Внутренняя южная галерея. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

В западной части храма, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены «святые жёны» – Агафия, Анастасия, София, Параксева, Нина, Фёкла, Марина, Евдокия, Варвара, Ульяна, Кристина, Катерина и другие. Суровый аскетизм святых, пылающий взгляд глаз, граничащая с экзальтацией эмоциональная открытость подчёркивают молитвенную напряжённость этих иконных образов.

Святая Нина. Фреска, XI век. Западная внутренняя галерея. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_89.jpg

Святая Евдокия. Фреска, XI век. Западная внутренняя галерея. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Во внешней северной галерее собора сохранились отдельные фрагменты фресок XI века. В XIX веке они не были покрыты масляными красками, а только забелены, в результате чего сохранили сочность и своеобразный фресковый колорит. Впечатляет своим совершенством парное изображение святых супругов Адриана и Наталии. Они являются удивительно живыми как человеческие типы, которые одновременно святятся чистой неземной красотой праведных душ.

D:\St._Natalia_-_Google_Art_Project.jpg

Святая Наталья Никомедийская. Фреска, XI век. Внешняя северная галерея. Источник – UgG7kMsguibIA at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\St._Adrian_-_Google_Art_Project.jpg

Святой Адриан Никомедийский. Фреска, XI век. Внешняя северная галерея. Источник – zgH3DUfm-gYQcw at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\sofiyskiy_sobor_88.jpg

Святой Филиппола. Фреска, XI век. В западной части внешней южной галерее собора. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

Обращает на себя внимание сохранившаяся роспись в бывшей баптистерии – крестильне (укр. хрещальня) Софийского собора, в частности фресковая композиция XII века «Сорок севастийских мучеников».

D:\IMG_3843.jpg

Фреска «Сорок севастийских мучеников». XII век. Крестильня. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-baptisteriya.html. Фото без изменений

Фрески апсиды крестильни – «Крещение» и фигуры святителей – отражают стилистические особенности монументального искусства того времени.

D:\IMG_3952.jpg

Фреска «Крещение». Апсида крестильни. XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-baptisteriya.html. Фото без изменений

D:\65-1.jpg

Фрагмент фрескового орнамента на пилоне в крестильне. Фото Ф. Лисова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

Значительное место в системе росписей играют многочисленные орнаменты, разделяющие мозаичные композиции, подчёркивающие линии арок и сводов, сбегающие пилонами и столбами, обрамляющие оконные и дверные проёмы, панелью проходящие над полом. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софийского собора особенно красочным и богатым.

D:\sofiyskiy_sobor_2.jpg

D:\sofiyskiy_sobor_3.jpg

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Многочисленные фресковые орнаменты (1, 2, 3, 4) в соборе. XI век. 4-й фресковый орнамент в западной внутренней галерее. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений

D:\54-1.jpg

Фресковый орнамент в нефе Алтаря св. Михаила. Фото архивного кабинета союза советских архитекторов Украины. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\56-1.jpgФресковые орнаменты в нефе Алтаря св. Михаила. Фото М. Болотова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

D:\56-2.jpg

Фресковый орнамент в нефе Алтаря св. Михаила. Фото М. Болотова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений

Комментарии к записи ФРЕСКИ отключены