ХОРЫ СОБОРА (2-й ярус)
Хоры (полати), это – вытянутые с запада на восток помещения, открытые в середину собора широкими арками. Хоры представляют собой просторные и светлые парадные залы с пучковыми столбами в центре. На эти столбы опираются подпружиненные арки, поддерживающие четыре малых главы (купола) собора.
Северная и южная часть хоров полностью сохранили первоначальные архитектурные формы. В восточной части хоров когда-то находились алтари Андрея Первозванного (южный) и Николы Мокрого (северный), в западной части – высокие и светлые залы, которые напоминали княжеские палаты. Западная часть хоров была перестроена в XVIII – XIX вв. На хорах, вероятно, находилась библиотека с мастерской-скрипторием, где переводились и переписывались книжки. Здесь находились и помещения, предназначенные для потребностей князя и митрополии.
План 2-го яруса собора – хоры. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено
1. Алтарь Андрея Первозванного
2. Алтарь Николы Мокрого
Грандиозность и великолепие хоров являются отличительной чертой Софийского собора, в чём непосредственно сказалось влияние вкусов князя и его придворного окружения на архитектуру храма. На хорах сохранился интересный цикл фресковых композиций, подчинённых единому идейному замыслу. Поскольку именно на хорах семья князя и придворные причащались, сюжеты росписей связаны с таинством евхаристии (причащению) и её старозаветным образам. В стенописи был сделан акцент на историю патриарха Авраама.
В западной части хоров изображены старозаветные сюжеты, которые служат прообразами событий Нового Завета, которые изображены около алтаря.
Северная стена хоров.
Интерьер хоров собора. Северная стена. Размещение сохранившихся фресок XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено
1. Гостеприимство Авраама, фреска, XI век
2. Неизвестный святой, фреска, XI век
3. Тайная вечеря, фреска, XI век
4. Поцелуй Иуды, фреска, XI век
В северной части хоров, напротив арок трансепта, изображены две евангельские сцены: вверху – «Тайная вечеря», под ней – «Поцелуй Иуды» сохранившаяся не полностью. Справа от неё – «Гостеприимство Авраама» («Троица»).
Южная стена хоров.
Интерьер хоров собора. Южная стена. Размещение сохранившихся фресок XI века. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото изменено
1. Чудо в Кане Галилейской, фреска, XI век
2. Антоний Великий, фреска, XI век
3. Жертвоприношение Авраама, фреска, XI век
Южная стена хоров. Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений
В южной части хоров, напротив арок трансепта, по обе стороны двери расположена фреска «Чудо в Кане Галилейской» (так называемое чудо превращения воды в вино).
Южная стена хоров. Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений
Фреска «Жертвоприношение Авраама». XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений
Западная стена хоров.
Западная стена хоров. Рисунки российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. 1843 год. Источник – https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/10613-zhizn-i-trudy-hudozhnika-fedora-solnceva-877-rabot.html. Фото без изменений
В западной части хоров находятся композиции «Встреча Авраамом трёх путников» и «Три отрока в пещи огненной».
Фреска «Встреча Авраамом трёх путников». XI век. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений
Фреска, которая изображает явление Аврааму триединого Бога в образе трёх ангелов, наиболее полно передаёт единство старозаветной праведности с прозрением евангельского Спасения. Мягкий, пластичный контур силуэта Авраама, который упал на колени перед ангелами, молитвенно протянув к ними руки, его озарённый осознанием истины лик, изысканность рисунка, чудесная гармония форм и цвета показывают руку талантливого мастера – автора этого шедевра.
Кроме этих многофигурных больших композиций, на хорах в куполовых сводах хорошо сохранились фресковые медальоны с изображениями архангелов.
Интерьер хоров собора. Фрески юго-западного купола. Источник – http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/ua/freski_sofiivskogo_soboru.shtml. Фото без изменений
Все плоскости центральных пучковых столбов украшены красивыми красочными орнаментами.
Пучковой столб, северная сторона. Фото М. Болотова. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/Kyiv/SophiaOrnaments.html. Фото без изменений