САРКОФАГ ЯРОСЛАВА «МУДРОГО»

19. Саркофаг Ярослава I «Мудрого» (укр. Саркофаг Ярослава Мудрого) прямоугольной формы с орнаментами с двухскатной крышкой, из белого полированного проконнесского мрамора (лат. marmor proconnesium) с серовато-голубыми горизонтальными прожилками. Великий князь Ярослав «Мудрый» умер 20 февраля (5 марта) 1054 года в Вышгороде (укр. Вишгород, ныне город, административный центр Вышгородского района Киевской областив возрасте 75 лет. Согласно летописным свидетельствам погребение Ярослава «Мудрого» является первым захоронением в некрополе Софийского собора, хотя документальных подтверждений, что в саркофаге похоронен именно он, не найдено.

D:\IMG_0008.jpg

Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

Местонахождение саркофага. Издавна мраморный саркофаг стоит в восточной (алтарной) части бывшей внутренней северной галерее (ныне – Владимирский алтарь) Софийского собора. Вес саркофага 6 тонн, из них 2 тонны вес крышки. По наружному обмеру: длина саркофага – 2,35 метра, ширина – 1,21 метра, высота – 0,92 метра, высота с крышкой 1,63 метра. Толщина стенок до 14 см.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\24) Е2020.jpg

Бывшая внутренняя северная галерея. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\25) Е2020.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

История. При жизни, согласно летописям, Ярослава Владимировича называли «Кульгавым» или «Хромцем». Есть данные, что князь имел физический изъянс детства хромал на правую ногу. Его правая нога была длиннее левой из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов вследствие наследственной болезни Пертеса (остеохондропатия головки бедренной кости).

В Ипатьевской летописи (XV век), в рассказе под 6524 (1016) годом, о войне Ярослава со Святополком читаем: «Пришел Ярослав на Святополка, и стали они напротив обеих сторон Днепра. И не смели ни се на тех двинуться, ни те на них, и стояли они три месяца друг против друга. И стал воевода Святополков Волчий Хвост смеяться над новгородцами, ездя у берега (и) говоря: «Зачем вы пришли со шкадыбой этим?».

В «Саге об Эймунде» (норв. Eymunds saga, XIII век) рассказывается о ранении ноги, которое князь Ярослав получил во время битвы с печенегами, вероятно, весной 1017 года.

Одним из самых почитаемых в семействе князя Ярослава «Мудрого» был святой Пантелеймон (греч. Παντελεήμων). Святой почитается как великомученик, целитель и врач и считается покровителем больных и врачей, больные люди обращались к святому за помощью.

Ярослав «Мудрый» был большим любителем книг и книжных собраний, основал библиотеку при Софийском соборе. Воздавая хвалу князю, летопись подчёркивает: он не только сам читал «часто в ночи и в дне», но и «собра писцы многы», переводил книги из греческого на славянский. После рассказа о пользе книг в летописи говорится о том, что Ярослав «многы написавъ, положи в святѣи Софьи церкви, юже созда самъ».

Последние годы жизни великий князь Ярослав Владимирович провёл в Вышгороде. В «Повести временных лет» под 6562 (1054) годом, записано: «Преставился великий князь руський Ярослав». Прожил он 76 лет, по древнерусскому счёту лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-м году жизни. Соответственно, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эти даты являются наиболее употребляемыми в литературе. В то же время в статье под 6524 (1016) годом сообщается, что князю было 28 лет, то есть он родился в 988 или 989 году. Украинский историк и археолог Леонид Ефремович Махновец (укр. Леонід Єфремович Махновець, умер в 1993 году) в своей работе «Літопис руський» 1989 года, отметил, что в Ипатьевской летописи, здесь сначала было написано «ки» (то есть 28, так и в Хлебниковском списке и в Лаврентьевской летописи), затем «к» выцарапано, а «i» (то есть 10) приписано после «и»; следовательно, получилось 18…

В центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской, находится надпись-граффито, в которой говорится о смерти Ярослава: «Въ [лѣто] 6562 мѣсяца фѣврар [авъ] 20 ] усъпен] е цесаря нашего въ въскрісение в неделю муч Феодора» (прочтение украинского исследователя Вячеслава Васильевича Корниенка (укр. В’ячеслав Васильович Корнієнко)).

Граффити на стене Софийского собора о смерти Ярослава «Мудрого». Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия советский историк и археолог Виктор Семёнович Драчук (умер в 1989 году) объяснял тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счёту с полуночи, в бытус рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счёту, это была ещё суббота, а по другому, церковному, уже воскресенье. Российский историк Алексей Юрьевич Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

В то же время, эти даты смерти великого князя не принимаются всеми исследователями. Российский историк, специалист по летописанию Виктор Кузьмич Зиборов датирует смерть князя – 17 февраля 1054 года.

Тем не менее, общепринято, Ярослав «Мудрый» умер на первой неделе Великого Поста, в воскресенье 20 февраля 1054 года на руках у своего любимого сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ирину и на два года старшего сына Владимира. Всеволод привёз тело отца на санях в Киев, тайно во избежание смятений. Послали за Изяславом и Святославом Ярославичами. Великого князя Ярослава торжественно отпели, «и плакались по нему люди плачем весьма великим». В «Повести временных лет» сказано, и «положили его в раце морморяне». Мраморную раку (саркофаг) с телом великого князя установили в Софийском соборе в 1054 году.

Ярослава «Мудрого» стали почитать на Руси сразу после смерти. Первое упоминание об этом есть в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, где современник князя северогерманский хронист и схоластик Адам из Бремена (нем. Adam von Bremen) называет Ярослава Владимировича святым. Однако, формально Ярослав не входил в число святых Русской православной церкви.

Прочно закрепившееся за князем Ярославом Владимировичем прозвище «Мудрый» появилось в историографии на рубеже XIXXX вв. В летописях периодически встречаются лишь похожие единичные определения князя«премудрый» и «богомудрый», чередующиеся с другими определениями. Первым историком, который подчеркнул мудрость Ярослава, был российский историк Николай Михайлович Карамзин (умер в 1826 году). Он писал, что «Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого». Однако как прозвище эпитет «Мудрый» прочно закрепился за князем немного позже.

В 1992 году издание «Полный православный богословский энциклопедический словарь» называло Ярослава «Мудрого» святым, день памяти которого – 28 февраля.

9 мая 2004 года Священный Синод Украинской православной церкви в связи с 950-летием со дня смерти князя Ярослава, благословил не канонизировать, а восстановить его прославление и занести в календарь 4 марта (20 февраля по старому стилю) день его памяти. Это объяснялось, что прекращалось не почитание князя, а официальное прославление.

8 декабря 2005 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в миру – Алексей Михайлович Ридигер) имя благоверного великого князя Ярослава «Мудрого» было внесено в церковный календарь (месяцеслов) Русской православной церкви. С тех пор князь Ярослав «Мудрый» является общерусским святым.

11 июля 2008 года Поместный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата в связи с 1020-летием Крещения Киевской Руси-Украины, канонизировал Ярослава «Мудрого» в лике святых благоверных князей. Память благоверного великого князя Киевского Ярослава праздновать 4 марта (20 февраля по старому стилю), в день его упокоения.

2 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской православной церкви определил благословить всецерковное почитание князя Ярослава «Мудрого» и других святых, включив их имена в лунослов Русской православной церкви. Память святого блаженного князя Ярослава Архиерейский Собор определил праздновать 5 марта по новому стилю (20 февраля по старому стилю), а в высокосный год 4 марта по новому стилю.

21 февраля 2016 года престол Тёплой Софии (Трапезная церковь Заповедника «София Киевская») было решено освятить в честь блаженного князя Ярослава, который больше всего потрудился в строительстве Софийского собора. В пятницу, 4 марта 2016 года в Тёплой Софии состоялось торжественное богослужение, которое возглавил предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко, укр. Михайло Антонович Денисенко) по случаю почитания памяти блаженного князя Ярослава.

В Православной церкви Украины Ярослав «Мудрый» почитается как благоверный князь, день памяти20 февраля (4 марта) в высокосный год или 20 февраля (5 марта) в невысокосные годы.

Описание саркофага. Саркофаг хорошо сохранился, и является не только ценной исторической реликвией, но и уникальным произведением искусства. Он изготовлен из белого тщательно отполированного проконнесского мрамора (лат. marmor proconnesium) с серовато-голубыми горизонтальными прожилками. Саркофаг изготовлен из мрамора с острова Проконнес (др.-греч. Προκόννησος, ныне остров Мармара (тур. Marmara), принадлежит Турции), который находится в западной части Мраморного моря. Изделия из карьеров острова экспортировали в виде черновых заготовок или полуфабрикатов, окончательную обработку и полирование которых выполняли уже после доставки по назначению. Карьеры Проконнеса разрабатывали с IV века до н. э. и разрабатывают до сих пор. Масштабные работы здесь проводили в первые века нашей эры и в ранневизантийский период, в средневизантийское время добычу мрамора резко сократили и восстановили только с XVI века.

Саркофаг состоит из прямоугольного ящика и двускатной крышки, изготовленных из двух монолитных блоков мрамора. Углы крышки украшены четырьмя выступами-акротериями. В саркофаге привлекает внимание такая необычная деталь, как отверстия в его днище. Такие отверстия встречаются практически на всех типах каменных саркофагов.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\2.jpg

Источник http://sophia.sophiakievska.org/uk/node/55. Фото без изменений

Саркофаг выполнен по традиционным античным образцам. Его стенки, за исключением южной продольной, обильно украшены барельефным орнаментом, в который включены греческие кресты, хризмы (монограмма Христа), лавровые венки, розетки, вечнозелёные кипарисы, пальмовые ветви, виноградные лозы и гроздья, а также птицы и рыбы. Все это носит характерный для византийского искусства раннехристианско-символический смысл.

D:\IMG_3624.jpg

Северная стенка саркофага с западной стороны. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

D:\IMG_3625.jpg

Северная стенка саркофага с восточной стороны. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

На северной продольной стенке ящика саркофага изображён большой медальон с розеткой, по обеим сторонам которого – кипарисы и кресты, соединённые двумя вьющимися змееподобными стеблями с сердцевидными завершениями.

Северная стенка саркофага, рисунок по Д.В. Айналову, 1899 год. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 21. Фото без изменений

Декор северной стенки крышки саркофага более плотный, изображения сформированы в отдельные пять композиций. Здесь изображены голгофские и «процветшие» кресты, пальмы, побеги виноградной лозы, деревья с птицами и птенцами, рыбы, дважды представлены аббревиатуры греческой надписи – «IC-XC, NI-KA» = Ιησούς Χριστός Nіка («Иисус Христос побеждает»). В греческом слове «Nіка», то есть победа, подразумевается победа христианства, которую в эпоху утверждения новой религиозной доктрины было принято подчёркивать и провозглашать.

Над акротериями в прямоугольных рамках сделаны четырёхугольные углубления, одно из которых, западное – пустое, грубо обтёсанное внутри, а восточное – забито мраморной пробкой. Украинский искусствовед, историк искусства Константин Витальевич Широцкий (укр. Костянтин Віталійович Широцький, умер в 1919 году) и российский, украинский, советский историк, археолог Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко, репрессирован в 1938 году) утверждали, что из этих углублений, так называемых «бассейнов», птицы, сидящие на деревьях возле них, являют собой образ душ верующих, утоляющих духовную жажду из живоносного источника веры, или в эти углубления насыпали землю, в знак того, что тело предавали земле. Российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году) считал, что, по аналогии с описанием саркофага княгини Ольги, где, согласно свидетельству монаха Иакова Мниха, наверху было сделано окошко для обозрения нетленного тела блаженной Ольги, и на основании существования у старообрядцев традиции прорубать оконца в гробницах, углубления на саркофаге были сделаны с той же целью. По версии украинского историка Всеволода Глебовича Ивакина (укр. Всеволод Глібович Івакін), углубления служили «чашами» для елея. На греческих саркофагах средневизантийского времени такие углубления имели функциональное предназначение – гнёзда для рычагов при установке крышки саркофага.

Кресты, венки и кипарисы связаны с раннехристианскими погребальными мотивами, известными ещё по росписям римских катакомб; пальмовые ветви – знаки прославления заслуг умершего; виноградная лоза, обвивающая крест на центральной части композиции северной стенки крышки, – аллегория самого Христа, говорившего ученикам: «Я – есмь истинная виноградная лоза, а вы – ветви(…) Отец мой – виноградарь…».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Барельеф с крышки саркофага. Средняя и правая части центральной композиции. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 100. Фото без изменений

Также с Христом связаны и рыбы: во-первых, по известной евангельской сцене насыщения толпы пятью хлебами и двумя рыбами; во-вторых, рыба по-гречески iχθνς, это слово состоит из начальных букв в имени Христа: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Барельеф с крышки саркофага. Левая и правая части центральной композиции. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

На боковых гранях акротериев изображены пальмовые ветви, поддерживающие так называемые «процветшие кресты». Такая композиция креста знаменует «древо жизни», по аналогии с библейским «процветшим жезлом» первосвященника Аарона – брата Моисея.

Мотив «процветшего креста», из нижнего конца, которого растут «ветви жизни», был распространён очень рано не только в Византии, но и в христианизированном Закавказье у армян и грузин, так как византийские изобразительные мотивы кочевали по всему христианскому Востоку. Классическое изображение такого креста есть на Корсунских вратах XI века в Приделе Рождества Богородицы в Софийском соборе в Новгороде: бронзовые врата XI века византийской работы, подаренные Новгороду Ярославом «Мудрым».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\16) Е2020.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

На южной стенке крышки саркофага – четыре композиции. Вся стенка покрыта более низким рельефным орнаментом, однако не графичным, а мягким. Этот рельеф типа плетёнки из двух лент, очень своеобразный, словно воплощающий бесконечность, не имеющий ни начала, ни конца, хочется сказать – математически безукоризненный по композиционному расчёту всех поворотов и переплетений, обрамляет два «процветших» креста с аббревиатурой «ФХ-ФП», начальные буквы слов греческой фразы «Фως Χριστού Фαίνει Пάσι» («Свет Христов просвещает всех»). Над акротериями в прямоугольных рамках также имеются четырёхугольные углубления: западное – замазано раствором, восточное – забито мраморной пробкой. Вокруг них красиво завиваются пальмовые ветви.

Южная стенка саркофага. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 22. Фото без изменений

Южная стенка ящика саркофага. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 22. Фото без изменений

Cтесанный и начатый резьбой рельеф на южной стенке ящика саркофага. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 23. Фото без изменений

Южная продольная стенка ящика саркофага не имеет рельефов, на ней лишь в верхней части имеются следы разметки фрагментов плетёнки, вероятно, часть рельефа сбита. Возможно, это объясняется тем, что южная стенка саркофага должна была прилегать к стене. Исследовательница архитектурного декора и прикладного искусства Киевской Руси Елизавета Ивановна Архипова (укр. Єлизавета Іванівна Архипова) впервые выявила и реконструировала изображение на южной стенке саркофага, стесанное, вероятно, из-за повреждения и изменения места расположения саркофага в соборе.

Реконструкция резного декора Е.И. Архиповой. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 23. Фото без изменений

Боковые (торцевые) стенки крышки саркофага, играющие как бы роль фронтона всей композиции, по центру имеют идентичные изображения хризмы, помещённой в лавровом венке славы, и двух вьющихся змееподобных стеблей с сердцевидными завершениями, связующих центральный венок с крестами на акротериях.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\14) Е2020.jpg

Западная стенка саркофага. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Торцевые стенки ящика саркофага, украшенные большими крестами фланкированными кипарисами, несколько отличаются по мотивам: на западной стенке – «процветший крест», на перекладинах которого ветви пальмы, на восточной – крест в медальоне с переплетёнными в интервалах стилизованными виноградными побегами. На восточной стенке ящика имеется сквозное, замазаное раствором извести, отверстие, грубо нарушающее композицию рельефа.

Восточная стенка саркофага, по Д.В. Айналову, 1899 год. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг Ярослава Мудрого – пам’ятка історії та мистецтва. – Студії мистецтвознавчі : Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. Архітектура. Чис. 2 (54); НАН України, ІМФЕ ім. М. Т. Рильського. – Київ, 2016. – С. 21. Фото без изменений

Мастерство, с которым выполнены сохранённые рельефы, до сих пор поражает своим вкусом, композиционной слаженностью, тонким пониманием замысла и техническим совершенством исполнения. Это поистине царская гробница. Её авторы были первоклассными мастерами, возможно, видевшими всё разнообразие форм и орнаментов византийских гробниц. Резной декор Саркофага Ярослава «Мудрого» имеет много общего с резьбой саркофагов и деталей архитектурного декора Греции средневизантийского периода, для которых характерно сочетание раннехристианских символов с активным использованием лиственных и растительных мотивов, «населённых» птицами и рыбами, специфическая форма «процветших крестов», пальмовых листьев, профилированные рамки с узлами-перевивами. Многие из этих мотивов, сформированы в византийской скульптуре в Х – ХІІ вв.

Разрез саркофага. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг князя Володимира Святославича: історія пошуків і атрибуція. – Opus mixtum, 3, 2015. – С. 189. Фото без изменений

Внутри ящика саркофага стенки вертикальные, несколько округлены к днищу, крышка имеет форму свода, снаружи она немного перекошена, её ширина увеличивается кверху. Российский и украинский историк Николай Васильевич Закревский (умер в 1871 году) считал, что крышка принадлежит другому саркофагу, а советский и украинский историк, археолог Сергей Александрович Высоцкий (умер в 1998 году) – крышка изготовлена позже. Однако, по мнению Е.И. Архиповой, вероятнее всего, погрешность была допущена при черновой обработке отдельных частей саркофага, ещё в карьере.

Что касается отверстия в восточной стенке ящика саркофага, то по мнению французского историка, византиниста Жильбера Дагрона (фр. Gilbert Dagron, умер в 2015 году), советского и российского историка Валентина Лаврентьевича Янина (умер в 2020 году) и Е.И. Архиповой, единство стиля ящика и крышки свидетельствует, что Саркофаг Ярослава «Мудрого» всегда использовали по назначению, а отверстие сделано уже после совершения захоронения, поскольку оно грубо нарушает рельефную композицию. Появление отверстия могло быть связано с идентификацией или подтверждением нетленности мощей и для вытекания миро из гробницы.

История саркофага. Среди исследователей нет единого мнения по происхождению, датировке и первичного местонахождения саркофага в Софийском соборе.

Среди киевских исследователей, изучающих саркофаг как памятник истории, господствующим стало мнение Н.Е. Макаренка, занимавшегося саркофагом ещё в конце 1920-х годов и считавшего, что саркофаг визатийской работы и изготовлен в Малой Азии в VI веке, в крайнем случае, в начале VII века, и который был повторно использован для погребения киевского князя. Поддерживал эту мысль и С.А. Высоцкий, опубликовавший статью, посвящённую этой гробнице. Аргументом в пользу ранней датировки исследователь считал сквозное, замазаное раствором извести, отверстие на восточной стенке ящика, которое грубо нарушало композицию рельефа. Он предполагал, что отверстие появилось, когда ящик определённое время использововали для хозяйственных нужд, возможно, как ёмкость для хранения воды или вина. С.А. Высоцкий также считал, что впоследствии саркофаг был продан в Северное Причерноморье, а затем вместе с другими трофеями привезён из Корсуня (Херсонеса) в Киев великий князь Владимир Святославич. Такого же мнения придерживалась и советский историк Ирма Фантимовна Тоцкая (умерла в 2013 году). Н.Е. Макаренко и С.А. Высоцкий считали, что в Софийском соборе саркофаг стоит на своём первичном месте. Это подтверждено и современными исследованиями.  

Советский и украинский краевед, историк архитектуры Григорий Никонович Логвин (укр. Григорій Никонович Логвин, умер в 2001 году) в своём альбоме «София Киевская» поддерживал выводы Н.Е. Макаренка, однако ещё далее отодвигает вглубь до VVI вв. датировку саркофага. В тоже время, советский искусствовед, специалист в области истории древнерусского и византийского искусства Виктор Никитич Лазарев (умер в 1976 году) писал, что «было бы неверно рассматривать саркофаг, как раннехристианскую работу и датировать его VVI вв.».

Бытует мнение, что, вероятно, Ярослав «Мудрый» был похоронен в бывшей гробнице святого папы Римского Климента (лат. Clemens Romanus I, умер в 97, или 99, или 101 году), которую его отец, великий князь Владимир Святославич вывез в 989 году из захваченного им византийского Херсонеса. По преданию около 861 года в Херсонесе были обретены мощи папы Римского Климента, святым равноапостольным Кириллом, по некоторым источникам, совместно с братом – святым равноапостольным Мефодием. Кирилл лично перевёз часть мощей в Рим и передал их папе Римскому Адриану II (лат. Hadrianus PP. II), где мощам в конце 867начале 868 гг. было устроено небывалое чествование. Мощи святого Климента были положены в Базилике святого Климента (итал. La basilica di San Clemente) в Риме

Голова святого Климента была оставлена в Херсонесе, где они покоились в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконнесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Святославичем в 989 году мощи святого Климента по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви. В летописи сказано: «Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе»

М. Кибальчич считал, что саркофаг из Софийского собора является одной из привезённых Владимиром Святославичем в Киев гробниц с мощами святого Климента и его ученика Фива. По мнению М. Кибальчича, саркофаг был изготовлен в начале IX века на одном из островов Мраморного моря, по заказу византийского императора Никифора I (греч. Νικηφόρος Α’, император в 802 – 811 гг.), специально для обретённых в Херсонесе мощей св. Климента. После разгрома Киева монголами в 1240 году, но не позднее XV века, в саркофаге перезахоронили останки Ярослава «Мудрого». Усомнившись в правильности определения антропологами костей черепа, которые находились в саркофаге, как детских, М. Кибальчич счёл возможным идентифицировать их с черепами взрослых людей – святого Климента и Фива.

В тоже время нет никаких письменных данных о том, что Владимир Святославич привёз из Херсонеса мраморные саркофаги. Принадлежность обломков черепа ребенку не вызывает сомнения.

Несмотря на умозрительный характер, гипотеза М. Кибальчича с незначительными изменениями была реанимирована украинским, российским и советским историком-искусствоведом Василием Григорьевичем Пуцком (укр. Василь Григорович Пуцко), согласно которому Саркофаг Ярослава «Мудрого» и саркофаг, обломки которого нашли в Десятинной церкви, были изготовлены во 2-й половине IX века для мощей святого Климента и Фива. После завоевания Херсонеса в 989 году, Владимир Святославич отвёз саркофаги (вместе с мощами) в Киев и поставил их в Десятинной церкви. Основанием для этого В.Г. Пуцко считает сходство формы Ярославовой гробницы с саркофагом, изображённым на миниатюре Ватиканского минология императора Василия II (составлен в 979 – 989 гг., хранится в Апостольской библиотеке Ватикана) в сцене чудесного обретение в Херсонесе в 861 году мощей св. Климента.

Обретение мощей св. Климента в Херсонесе. Миниатюра из Минология императора Василия II. Источник – https://mangup.su/zemli/goroda/inkerman-monastyr-sv-georgiya-klimenta.html. Фото без изменений

Саркофаг на миниатюре имеет только отдалённое сходство с Ярославовой гробницей: он без акротериев, а его декор существенно отличается от Саркофага Ярослава «Мудрого». Не менее важен вопрос, насколько реалистичны изображения реликвариев и саркофагов на миниатюрах Ватиканского минология? Насколько они стандартны? Существует версия, что образцами для миниатюр Минология Василия II и группы близких ему Минологий XI – XII вв. могли быть другие изображения, созданные в местах почитания святых и впоследствии распространённые по всей империи. Однако большинство исследователей считает, что единообразие композиций и деталей обусловлены обращением к общему прототипу – иллюстрированному синаксарю (греч. Συναξάριον – сборник; от греч. συνάγω – собираю, и греч. σύναξις) или своеобразной книге образцов, подобной к иконописным оригиналам. По мнению французского медиевиста, историка искусства и археолога Андрея Николаевича Грабара (фр. André Grabar, умер в 1990 году), саркофаги такой формы были популярными в византийской столице в конце Х – начале XI вв.

Исследователи изучающие киевский саркофаг как произведение искусства, В.Н. Лазарев, Карл Д. Шеппард (Carl D. Sheppard), В.В. Ермонская, А.Н. Грабар (фр. André Grabar), немецкий археолог Отто Фельд (нем. Otto Feld, умер в 2011 году), польский археолог Эльжбета Ястшембовская (польск. Elżbieta Jastrzębowska), создание этого саркофага, относят к периоду не старше X – XI вв., ещё более точнее к 1-й трети XI века, и изготовлен он, предположительно, в Византии и привезён в Киев из Константинополя, или с острова Проконнес. По мнению Е.И. Архиповой саркофаг был изготовлен в 1-й половине ХІ века специально для погребения киевского князя.

Сохранение в послеиконоборческий период древних традиций объясняет форму саркофага, которая берёт своё начало в поздней античности, и раннехристианских мотивов декорации, которые продолжали использовать в скульптуре средневизантийского времени, в том числе и в резьбе шиферных плит ограды хоров Софии Киевской XI века. Показательно, что форму «домика» с двускатной крышей имеет также украшенный резьбой шиферный саркофаг XI-XII вв. из Десятинной церкви. В саркофагах такой формы продолжали хоронить и в Византии.

Изучение художественных особенностей резьбы Саркофага Ярослава «Мудрого» благодаря успехам византинистики и существенному увеличению сравнительного материала средневековой скульптуры позволяет отнести саркофаг к византийским памятникам конца Х – ХІ вв. Хотя уникальность произведений средневековой скульптуры общеизвестна, Ярославова гробница относится к серии типологически близких памятников, доказательством чего стали и фрагменты саркофага, или саркофагов, найденные 1938-1939 гг. в руинах Десятинной церкви.

Категорически отрицают вероятность изготовления саркофага в XI веке: украинский историк-культуролог Надежда Николаевна Никитенко (укр. Надія Миколаївна Нікітенко), украинский историк-медиевист Вячеслав Васильевич Корниенко (укр. В’ячеслав Васильович Корнієнко), украинский историк-культуролог Ирина Евгеньевна Марголина (укр. Ірина Євгенівна Марголіна), украинская музейница Неля Михайловна Куковальская (укр. Неля Михайлівна Куковальська), Б.В. Михайличенко.

Сведения о принадлежности саркофага Ярославу «Мудрому», относящимся к XVI – XVII вв., и были подтверждены результатами антропологического и рентгенологического исследования костей мужского скелета в Ленинградском институте этнографии и антропологии Академии наук СССР в 1939 году.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1) рисунок с издания 1820 г..jpg

«Гроб киевского князя Ярослава Владимировича». Рисунок с «Краткого описания Киева, содержащее историческую перечень сего города, так же показания достопамятностей и древностей онаго». Собранные надворным советником Максимом Фёдоровичем Берлинским. Санкт-Петербург, 1820. Общественное достояние. Фото без изменений

Изъяснение:

А. Передняя сторона, противоположная стоит к стене Святой Софии

В. Стена церкви

D. Пол чугунный

Согласно летописным свидетельствам мраморный саркофаг передвигался с места на место. Согласно украинскому историку искусства Константину Витальевичу Широцкому (умер в 1919 году) ранее саркофаг стоял слева от западного входа в собор, а во Владимирский алтарь он был перенесён при митрополите Киевском, Галицком и Малыя Руси Гедеоне (в мирукнязь Григорий Захарович Святополк-Четвертинский, 1688 – 1690 гг.). Кроме того, усыпальница помимо смены места ещё и неоднократно вскрывалась.

D:\Ілюстрована_історія_України_(1921)._85-6.jpg

Зарисовка «Домовина з білого мрамору в Софійськім соборі (з переду і з боку): її вважають заичайно домовиною Ярослава». Источник – File:Грушевський М. Ілюстрована історія України. 1921.djvu. Общественное достояние. Фото без изменений

В XX веке саркофаг вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

25 января 1936 года саркофаг был вскрыт и исследован сотрудниками Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\КИЕВ\КНЯЖЕСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ\1) в КИЕВЕ\6) Софийский собор\1) Ярослав Мудрый\6) фото 1936 года.jpg

Костные останки людей в Саркофаге Ярослава «Мудрого». Фото 1936 года. Общественное достояние. Фото без изменений

На дне саркофага было обнаружено беспорядочное скопление человеческих костей. Этот факт, а также полное отсутствие каких-либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы, возможно, ещё в 1240 году. В акте исследования было отмечено, что в саркофаге были обнаружены останки мужчины и женщины, а также несколько детских костей. Как считают исследователи, детские останки могли попасть в саркофаг случайно – во время или после ограбления ещё в древности. Имеется также акт о возвращении обоих останков в фонды заповедника.

В январе 1939 года специальная комиссия из Киева и Ленинграда в составе директора заповедника «Софийский музей» Е. Маковской, заместителя директора Всеукраинского музейного городка по науке И. Короновского, советского антрополога Вульфа Вениаминовича Гинзбурга, археолога И. Самойловского, украинского музейщика Георгия Игнатьевича Говденко (укр. Георгій Гнатович Говденко), Л. Аснина, С. Горохова, вновь вскрыла саркофаг.

Вскрытие саркофага в 1939 году. Слева направо: И. Самойловский, Г. Говденко, В. Гинзбург(?), И. Короновский(?), Е. Маковская. Со стенда в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В акте 1939 года о вскрытии было зафиксировано: «… изменений внешнего и внутреннего состояния не произошло, а также расположение, состояние и количество костей не изменилось». В акте также записано, что комиссия передала костные останки для научного исследования в Ленинградский институт этнографии и антропологии Академии наук СССР, исследовательской группе под руководством Вульфа Вениаминовича Гинзбурга. В лабораториях института из изъятых разрознённых костей сложили два скелета – мужской и женский, при этом женский череп идентифицировали как похожий на, мужской.

В результате анатомической, антропологической и ренгелогической экспертиз установили, что мужской скелет принадлежал человеку возраста приблизительно 60-70 лет и ростом 172-175 см, который имел врождённую хромоту и патологические изменения в правом тазобедренном суставе, наступившие в зрелом возрасте. Из летописей известно, что Ярослав «Мудрый» прихрамывал с детства, а «Сага об Эймунде» рассказывает о ранении ноги, которое князь получил во время битвы с печенегами. Правая нога князя Ярослава была длиннее, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса (остеохондропатия головки бедренной кости). Умер Ярослав в возрасте 75 лет. На основании этого исследователи пришли к выводу, что в саркофаге действительно похоронен великий князь Ярослав «Мудрый».

В 1940 году за черепом советский скульпторантрополог Михаил Михайлович Герасимов (умер в 1970 году) методом пластической антропологической реконструкции воссоздал скульптурный портрет лица князя Ярослава, который ныне экспонируется во внешней северной галерее Софийского собора.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\7) реконструкция М.М. Герасимова.jpg

Скульптурный портрет-реконструкция Ярослава «Мудрого». Экспонируется во внешней северной галерее Софийского собора. Реконструкция М.М. Герасимова. Общественное достояние. Фото без изменений

Лицо Ярослава «Мудрого» принадлежит к скандинавскому типу с примесью угро-финских элементов. Князь имеет крупные черты продолговатого лица с явными, хотя и не широкими скулами, лоб средней высоты, узкая переносица, тонкий длинный крючковатый нос, близко посаженные глаза немного монголоидного размера, резко очерченный рот – практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко, резко выступающий подбородок. Ярослав предстаёт властным, волевым и жестоким человеком. Ещё М.М. Герасимов говорил о присущих внешности Ярослава нордичных чертах, что подтверждается современными антропологическими исследованиями генотипа Рюриковичей.     

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\23) Е2020.jpg

Реконструкция внешнего вида Ярослава «Мудрого» по методу М.М. Герасимова. Со стенда в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Первым о женских останках среди найденных скелетов в саркофаге написал М.М. Герасимов. Их изучение показало, что они принадлежали женщине около 50-60 лет, ростом 162 см. У неё был тяжёлый массивный череп, черты лица североевропейские: крупный нос, выступающий подбородок, небольшие скулы, хорошие зубы, обнаружены скандинавские признаки. Идентифицировать женский скелет не удалось, было высказано предположение, что он мог принадлежать второй жене Ярослава, княгине Ирине (Ингигерде). Однако, согласно летописям и церковной традиции княгиня Ирина была похоронена в Софийском соборе в Новгороде.

После исследований кости планировалось экспонировать в специальной витрине рядом с саркофагом в Софийском соборе.

В декабре 1940 года останки вернули из Ленинграда в Киев, о чём есть соответствующий Акт от 27.11.1940 года за подписью В.В. Гинзбурга и сотрудников Заповедника «Софийский музей».

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\8) Акт 1940 года.jpg

Акт от 27 ноября 1940 года о возвращении, после проведения исследований в Ленинграде, двух скелетов в Софийский заповедник в 1940 году. Общественное достояние. Фото без изменений

Акт от 27 ноября 1940 года засвидетельствовал приём обоих скелетов в фонды Заповедника «Софийский музей», но сотрудники музея не «сумели» поместить их в саркофаг. Кости положили на полку в хранилище. Их хранили в фондах, не эвакуированных с началом войны в 1941 году и разграбленных в оккупационный период.

9 апреля 1964 года сотрудники музея решили положить останки обратно в саркофаг, который вновь открыли. Саркофаг к тому времени был порядочно засорён. Его крышка неплотно прилегала к нижней части, и богомольные посетители заповедника, почитавшие князя святым, бросали туда записки с просьбами о помощи и поддержке, фотографии. А кое-кто из неверующих, но очень любопытных, бросал в саркофаг зажжённые спички, пытаясь рассмотреть, что там находится. И периодически всё, что попадало внутрь, загоралось.

Согласно акту от 9 апреля 1964 года кости с полки хранилища в специальном (дубовом) ящике положили в саркофаг: «положен скелет князя Ярослава Мудрого». Саркофаг накрыли крышкой, щели замазали раствором. Что же касается женского скелета, то сведения о нём отсутствуют.

В 1965 году в своей работе «Болезни древних людей», основанной на подробном исследовании, советский рентгенолог и палеопатолог Дмитрий Герасимович Рохлин (умер в 1981 году), участвовавший в изучении останков в 1939 – 1940 гг., дополнил антропологический портрет Ярослава «Мудрого». У князя было отмечено несколько аномалий: сохранение метопического шва на лобной кости и врождённое срастание II и III грудных позвонков (гипоплазия диска). Исследованные костные останки отличались наличием множественных деформаций и очевидными патологическими изменениями правой нижней конечности и позвоночника. В нижней трети позвоночника на грудных позвонках Д.Г. Рохлиным были отмечены хрящевые грыжи или так называемые узлы Шморля – защемления жёлтого тела в межпозвоночной области из-за резкой перегрузки и физического напряжения мышц торса. Позвоночник в целом во фронтальной плоскости Б-образно искривлён, в поясничной области наблюдается клювовидная оссификация за счёт деформации тел позвонков и, в особенности, с левой стороны (деформирующий спондилез). Последний поясничный позвонок сросся с крестцом. По-видимому, деформирующий спондилез позвоночника значительно сковывал движения князя. Эти особенности не всегда были присущи Ярославу – основная часть отклонений отражает возрастные изменения на фоне патологических проявлений.

Реконструкция ежедневных физических нагрузок, проведенная Д.Г. Рохлиным, показала активные и специфические движения. В первую очередь частые перегрузки правого плечевого сустава, в то время как локтевой и лучезапястный обеих сторон не демонстрируют функциональных изменений. В области основания I правой пястной кости – деформирующий артроз, тогда как остальные кости этой кисти без видимых изменений. Подобное сочетание признаков позволяет реконструировать нагрузки регулярных движений правого плеча сверху вниз с орудием, зафиксированным пальцами кисти к ладони с основной нагрузкой на первый (большой) палец, наиболее вероятная нагрузка: рубить с плеча, например, мечом. Эти наблюдения подчёркивают, что Ярослав «Мудрый» активно владел холодным оружием и до получения тяжёлой травмы правого колена, несмотря на хромоту, вероятно, принимал участие в боевых походах. Д.Г. Рохлин указывал, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывал в качестве вероятного года рождения 986 год.

В 1994 году в Новгороде (ныне город Великий Новгород, административный центр Новгородской области Российской Федерации) в Троицком раскопе археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава «Мудрого», подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьём и щитом и его имя, на второй человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, по форме тождественны даже до так называемых «венгерских», которые обычно расправлены в разные стороны, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский».

D:\Coin_of_Yaroslav_the_Wise_with_his_lifetime_image.jpg

Вислая печать князя Ярослава «Мудрого» с прижизненным изображением. Источникhttp://na-skryzhalyah.blogspot.com/2016/09/blog-post_25.html. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

По-видимому, на печати помещён довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом. Российский писатель Лев Рудольфович Прозоров (умер в 2020 году) в своей монографии отметил, что: «Внешность Ярослава Владимировича впечатляет, на печати мы видим вид, что сильно отличается от реконструкции М.М. Герасимова перед нами типичный европейский рыцарь XXI вв., в коническом шлеме с наносником, из-под которого торчат длинные усы. Бороды нет, волосы тоже не видны из-под шлема».

В августе 2009 года члены Учёного совета Национального заповедника «София Киевская», представители Министерства регионального строительства Украины, которому тогда подчинялся заповедник, заместитель директора Института археологии НАН Украины Глеб Юрьевич Ивакин (умер в 2018 году) приняли решение провести инвентаризацию – составить паспорт ценностей с открытием Саркофага Ярослава «Мудрого» и проведение исследований его содержания с помощью новейших технологий. Поддержка руководства страны позволила найти в лице немецких специалистов способ финансирования этого проекта и профессиональных исполнителей работ. Предполагалось сделать гистологический анализ костей, молекулярно-генетический анализ ДНК реконструкцию внешности князя за компьютерными технологиями. Эти данные позволили бы определить год захоронения, пол, возраст человека, какими болезнями болел, определить, как выглядел князь, попытаться идентифицировать кости погребённой женщины, выяснить родственные связи, ведь останки одной из дочерей князя Ярослава, Анастасии сохранились в Австрии в Аббатстве Адмонт (нем. Stift Admont). С этой целью была создана специальная комиссия, в рамках которой координация антропологическими исследованиями была поручена украинскому антропологу и этнологу Сергею Петровичу Сегеде (укр. Сергій Петрович Сегеда).

9-10 сентября 2009 года в присутствии членов комиссии и представителей масс-медиа саркофаг был открыт.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\9) 2009 год.png

Открытие саркофага 10 сентября 2009 года, научный сотрудник В. Гайдук. Источник – 
http://risu.org.ua/ua/index/all_news/culture/history/37207/
. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\10) 2009 год.jpg

Открытие саркофага 10 сентября 2009 года. Генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Михайловна Куковальская, научный сотрудник В. Гайдук и заместитель генерального директора Вадим Кириленко. Источник – http://vuam.org.ua/uk/%D0%A2%D0%B0%D1%94%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%96_%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE. Фото без изменений

Из саркофага был извлечён дубовый ящик, в котором находились костные останки предположительно одного индивида. Кроме ящика в саркофаге были обнаружены останки летучей мыши и стеклянная колба с советскими газетами «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом и оригиналы(!) актов за 1936, 1939, 1940 и 1964 годы.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/3.png

Человеческие кости в дубовом ящике из Саркофага Ярослава «Мудрого». Фото сентябрь 2009 года. Источник – http://risu.org.ua/ua/index/all_news/culture/history/37207/. Фото без изменений

Сразу же стало очевидным, что череп погребённого(ой) не мог принадлежать Ярославу «Мудрому»: на нём отсутствовали следы реставрации лицевого отдела, о которой сообщал в своей публикации М.М. Герасимов, так же как и специфические аномалии, отмеченные Д.Г. Рохлиным.

Медико-антропологическая экспертиза, проведённая под руководством С.П. Сегеды и Бориса Валентиновича Михайличенко, установила, что череп принадлежал женщине 45-55 лет, которую по комплексу краниологических признаков можно отнести к кругу северных европеоидов. Вместе с тем, окончательное решение пола этого человека станет возможным после проведения дополнительных исследований с привлечением современных методов анализа ДНК. Эксперты отметили значительную дисгармонию между массивным строением черепа и относительно грацильным строением костей скелета. Выявлено также определённое несоответствие между возрастными физическими и патологическими характеристиками пояса верхних и нижних конечностей, для выяснения этих причин, исследования следует продолжить с применением новейших научных методик.

D:\700px-009-scientists.jpg

Учёные-исследователи останков, извлечённых из саркофага, в фондах заповедника. Источник – http://vuam.org.ua/uk/%D0%A2%D0%B0%D1%94%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%96_%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE. Фото без изменений

В 2009 году началась поисковая работа по поиску таинственно исчезнувших останков Ярослава «Мудрого». Эту работу возглавила генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Михайловна Куковальская (укр. Неля Михайлівна Куковальська) (см. Поиски останков Ярослава «Мудрого»).

D:\Yaroslav_Mudryi_sarkofag-2.jpg

Исследование костей из Саркофага Ярослава «Мудрого». Фото 18 августа 2010 года. Источник – 
http://risu.org.ua/ua/index/all_news/culture/history/37207/
. Фото без изменений

В декабре 2010 года была проведена радиоуглеродная экспертиза скелета из Саркофага Ярослава «Мудрого». Для экспертизы были взяты два образца из верхней и нижней части скелета. В своём отчёте, опубликован в марте 2011 года, Институт геохимии окружающей среды НАН Украины (укр. Інститут геохімії навколишнього середовища НАН України) пришёл к выводу, что данные образцы принадлежат разным людям, поскольку радиоуглеродный возраст образцов отличается на 1580 лет. Образец верхней части скелета имеет возраст примерно 2410 лет, что соответствует скифскому периоду истории Украины, а образец нижней части скелета имеет возраст 830 лет и относится к XIIXIII вв.

D:\Саркофаг_Ярослава_Мудрого.jpg

Вскрытый саркофаг. Фото 25 июля 2011 года. АвторPetar Milošević. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 2011 году к исследованию найденных в Саркофаге Ярослава «Мудрого» останков были привлечены специалисты: Института народоведения Национальной академии наук Украины (укр. Інститут народознавства НАН України), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Научно-исследовательского института и Музея антропологии Московского государственного университета, Института археологии Российской академии наук, Института археологии Национальной академии наук Украины.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\1) Ярослав I Мудрый\11) 2011 год.jpg

Фото 2011 года. Источник – http://risu.org.ua/ua/index/all_news/culture/history/37207/. Фото без изменений

Для исследования найденных в Саркофаге Ярослава «Мудрого» останков были использованы методы краниологического, остеологического, одонтологического, палеопатологического анализов и изотопного анализа образцов костной ткани. Объектом исследования являлся скелет взрослого человека, представленный черепом с нижней челюстью и почти полным набором костей посткраниального скелета, за исключением правой лучевой кости, отдельных рёбер, позвонков и некоторых костей стопы.

Череп хорошей сохранности, с единственным посмертным повреждением в области внутреннего края левого мыщелка на большом затылочном отверстии. Края повреждения неровные, имеют вид случайных механических отломов кости. На правом челюстно-скуловом суставе обнаружены остатки затвердевшей пластической массы темного цвета. Такой же пластической массой закреплены первый и второй моляры верхней и нижней челюстей.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/4.png

Череп человека из Саркофага Ярослава «Мудрого». Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

На нижней и верхней челюстях сохранилось 12 зубов, 11 из которых плотно зафиксированы в лунках альвеолярных отростков, исключение составляет латеральный левый резец, на котором фиксируются следы посмертного повреждения. Третьи моляры на обеих челюстях не прорезались. Остальные 16 зубов верхней и нижней челюстей отсутствуют, и, поскольку, альвеолы этих зубов не имеют следов прижизненной регенерации, то, вероятно, они утрачены «postmortem». Таким образом, при жизни исследуемый индивид имел 28 зубов, большая часть которых утеряна посмертно.

Кости посткраниального скелета характеризуются хорошей сохранностью, что позволило оценить развитие мускульного рельефа на длинных костях конечностей, возрастные и патологические деформации скелета в целом. А также более подробно оценить биологический возраст и вероятные физические нагрузки исследованного индивида. Это часть работы была проведена российским археологом и антропологом Александрой Петровной Бужиловой согласно принятым современным подходам.

В процессе краниологических и остеологических изысканий применялись традиционные подходы. Индексы пропорций конечностей оценивались на основании рубрикаций, приведённых в работах советского антрополога Якова Яковлевич Рогинского (умер в 1986 году), советского антрополога и археолога Максима Григорьевича Левина (умер в 1963 году) и E.H. Хрисанфовой. Одонтологическая часть исследования выполнена С.П. Сегедой в соответствии с программой и методикой, предложенной советским и российским антропологом Александром Александровичем Зубовым (умер в 2013 году).

Образцы костной ткани для изотопного анализа были получены из плечевой кости (образец № 1), фаланги кисти (костная пудра) (образец № 2) и фрагментов остистых отростков позвонков (мелкие фрагменты) (образец № 3). Выделение коллагена проводилось российским антропологом и археологом Марией Всеволодовной Добровольской согласно принятым методикам. Образцы помещались в 1М раствор соляной кислоты при +3С° до полной деминерализации. Затем проводилась промывка центрифугированием до получения нейтральных показателей рН. Коллаген растворялся 24 часа в слабой соляной кислоте (рН 2.5) при температуре 70С°. Затем он высушивался до твёрдого состояния. Определения осуществлялись на масс-спектрометре «TermoFinnigan Delta V Plus»1. Определение соотношения изотопов 13С/12С и 15Ы/ 14Ы проведено в лаборатории изотопного анализа Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН российским экологом и зоологом Алексеем Владимировичем Тиуновым.

В процессе выделения коллагена из трёх образцов костной ткани были получены разные результаты. Количество коллагена, выделенное из образца № 1, позволяло провести однократное определение соотношений 13С/12С и 15Ы/14Ы. В образце № 2 – количество коллагена было недостаточным для проведения изотопного анализа. Из образца костной ткани № 3 были сформированы два образца коллагена, что дало возможность провести повторное определение изотопных соотношений и оценить их воспроизводимость. Оценка и интерпретация результатов анализа выполнены М.В. Добровольской.

Результаты исследования. Изученный череп производит впечатление довольно массивного и тяжёлого. Общие очертания мозгового отдела, в частности, его сагиттального контура, покатый лоб, умеренно развитое надбровье (2 балла), отсутствие выраженных лобных и теменных бугров, массивные основания сосцевидных отростков (2 балла) придают ему достаточно маскулинизированный вид. В то же время ему свойственны слабое развитие надпереносья (2 балла) и наружного затылочного бугра (1 балл). Он имеет высокие орбиты, гармоничное строение носового отверстия и профиля носа, небольшие челюсти и зубы, что обычно характерно для морфологии женских черепов. Такая мозаичность проявления признаков полового диморфизма несколько усложняет определение пола, однако с большой степенью вероятности можно предположить, что череп принадлежал женщине.

Изношенность резцов и клыков незначительная – I-II балла (по шкале М.М. Герасимова), несколько сильнее стёрты первые и вторые моляры: верхние – II балла (M2) и III балла (M1), нижние – III балла (M2) и IV балла (M1).

Черепные швы, кроме височного, полностью закрыты на внутренней поверхности. С внешней стороны черепа облитерация латеральных частей венечного и астерионних областей лямбдовидного швов ещё не завершена (табл. 1). Степень стёртости зубов и облитерации швов соответствуют возрасту примерно 45-55 лет.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Таблица 1. Степень облитерации черепных швов на внутренней и внешней поверхностях. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Аномалии на черепе немногочисленны. Над правой орбитой наблюдаются две открытые вырезки, что достаточно редко встречается и является генетически наследуемым признаком; над левой орбитой – одна вырезка, что является нормой. На подбородке, который значительно выступает вперед, находятся выраженные ямки.

Патологические признаки на черепе не выявлены за исключением достаточно сильного искривления влево внутренней носовой перегородки.

Анализ краниометрических признаков (табл. 2) показывает, что череп из Саркофага Ярослава «Мудрого» характеризуется очень большим продольным и умеренным поперечным диаметром, что обусловливают его долихокранную форму, на границе с мезокранной (черепной индекс составляет 75.0). Высота мозгового отдела умеренная. Лицо довольно широкое (134 мм) и средневысокое по указателю (53.7), хорошо профилированное в горизонтальной плоскости на среднем уровне и несколько слабее – на уровне орбит. Носовое отверстие узкое, нос значительно выступает, орбиты высокие.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/6.png

Таблица 2. Значения краниометрических признаков. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskaya-ekspertiza-ostankov-iz-sarkofaga-yaroslava-mudrogo. Фото без изменений

Судя по результатам одонтометрических и одонтоскопических исследований (табл. 3), одонтологический комплекс изученного черепа характеризуется микродонтией, умеренной редукцией верхних и нижних моляров, отсутствием бугорка Карабелли и умеренными баллами затёка эмали.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2.png

Таблица 3. Одонтологические признаки. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskaya-ekspertiza-ostankov-iz-sarkofaga-yaroslava-mudrogo. Фото без изменений

Исследование посткраниального скелета показало, что тазовый скелет обладает всеми признаками женского пола, на нём имеются возрастные изменения. Бедренным костям свойственна большая длина, незначительная массивность и слабый рельеф в местах прикрепления мышц. На дистальных эпифизах обеих бедренных костей заметны разрастания краёв суставных поверхностей, при этом сами поверхности коленных суставов не повреждены. На головках бедренных костей края ямок также имеют неровные острые разрастания. На больших вертелах наблюдаются мелкие остеофиты и локальная резорбция костной ткани в местах наибольшего физического давления. Передние костные поверхности диафизов имеют очевидную продольную исчерчённость.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/7.png

Костные разрастания на дистальном эпифизе бедренной кости. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Патологические билатеральные изменения, свидетельствующие об артрозных деформациях коленных суставов, отмечены и на проксимальных эпифизах большеберцовых костей, что позволяет констатировать артрозные изменения в области коленных суставов. Такие деформации часто встречаются в возрастном интервале старше 45 лет, что соответствует возрасту, определенному при изучении черепа по состоянию его швов и зубов.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/7.png

Билатеральные патологические изменения на проксимальных эпифизах. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

На плечевых, локтевых и левой лучевой костях не отмечается явных возрастных изменений или следов патологических процессов в суставах, подобных тем, которые наблюдаются на костях ног и таза. При анализе позвонков фиксируются типичные для остеохондроза изменения в шейном и грудном отделах позвоночника. Локализация этих изменений наиболее типична для женщин, а не для мужчин, что лишний раз подтверждает пол исследованного индивида.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/8.png

Краевые разрастания на шейном позвонке как пример остеохондроза позвоночника у исследованного индивида. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Размеры и индексы длинных костей приведены в таблице 4. Индекс массивности бедра указывает на грацильность бедренных костей, а указатель пилястрии – на умеренную степень развития кости в сагиттальном направлении и среднюю степень развития шероховатой линии. Вместе с тем, индекс платимерии бедра, который показывает степень развития кости в сагиттальном направлении в верхней части диафиза, свидетельствует о значительной укреплённости бедренных костей сверху.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/9.png

Таблица 4. Остеометрические признаки и индексы длинных костей скелета. Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Большеберцовые кости довольно грацильны как в средней части диафиза, так и в области наименьшего диаметра. Указатель сечения, характеризующий степень сплющенности тела больше-берцовой кости на уровне питательного отверстия, показал эурикнемию.

При оценке мышечных нагрузок отмечено, что в отличие от нижних конечностей, обе плечевые кости имеют развитый костный рельеф. Кроме того, левой плечевой кости свойственна некоторая скрученность относительно продольной оси, что так же, как и развитие костного рельефа может указывать на специфические физические нагрузки. Индекс массивности плечевой кости находится в пределах средних величин.

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16451574/f/8.png

Плечевые кости женщины из Саркофага Ярослава «Мудрого». Источник – https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Особой массивностью отличается левая лучевая кость (правая отсутствует). Локтевой кости свойственна эуроления.

По размерам длинных костей были рассчитаны некоторые индексы пропорций конечностей (табл. 4). Довольно низкий интермембральный индекс указывает на относительно большую длину ноги по сравнению с рукой. Высокие значения берцово-бедренного указателя свидетельствуют об относительной удлинённости голени по сравнению с бедром. Такие пропорции позволяют отнести этот скелет к высокорослой долихоморфной группе, поэтому определение роста проводились по формулам Дюпертюи и Хеддена. Прижизненная длина тела женщины, вычисленная по длине бедренных и большеберцовых костей, находится в пределах 167,3-171,9 см, а среднее значение (с учётом и костей рук) составляет 167,9 см.

Таким образом, по данным морфологического анализа костных останков реконструируется облик индивида: довольная массивная высокорослая женщина старше 45 лет с костными деформациями в шейном и грудном отделах позвоночника и в области коленных суставов, что допустимо в пределах обозначенного возраста, демонстрирующая специфические физические нагрузки в верхнем поясе конечностей.

Очевидная диспропорция нагрузок верхнего и нижнего пояса конечностей, так же как и отсутствие возможности сопоставления части костей скелета для идентификации их принадлежности только одному индивиду привели к необходимости использовать методику изотопного анализа, применение которого первоначально предполагалось только для реконструкции диеты исследуемого индивида.

В процессе изотопного анализа образца № 1 (плечевая кость) были получены следующие результаты: д 13С – 19.5 и д 15Ы – 13.9. Соотношение массы углерода и азота свидетельствует о хорошей сохранности коллагена и отсутствии значительных диагенетических процессов.

Изотопный анализ образца № 3 (позвоночник) дал следующие результаты: д 13С – 19.6, 19.6 и д 15Ы – 14.3, 14.3. Воспроизводимость итогов двух определений очень высока – точность составляет 0.1 и 0.1 для углерода и азота, что даёт основания опустить сотые доли значений и подчеркнуть, что исследователи имеют дело с останками одного индивида.

Окончательные результаты изотопного анализа всех трёх образцов костной ткани скелета из Саркофага Ярослава «Мудрого» представлены в таблице 5.

Обсуждение результатов исследования. Сопоставление измерительных параметров данного черепа (измерения проведены в 2014 году) и черепа, изученного в 1940 году В.В. Гинзбургом, показывает, что они либо полностью идентичны, либо, в единичных случаях, разнятся на 1-2 мм. Более заметные расхождения (4 мм) отмечены лишь при определении двух признаков, а именно: ширины основания черепа и высоты свода от порионов (табл. 6).

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_3.png

Таблица 6. Сопоставление результатов краниологических исследований черепа Ингигерды(?) и черепа, который в настоящее время находится в Саркофаге Ярослава «Мудрого». Источник https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskayaekspertizaostankovizsarkofagayaroslavamudrogo. Фото без изменений

Как известно, эти признаки опираются на широтные размеры области основания черепа, измеряемые от точек biauriculare и рогion, локализация которых носит довольно условный характер. Поэтому отмеченные несовпадения можно объяснить либо влиянием субъективного фактора, либо небольшой деформацией, приведшей к уменьшению ширины основания этого черепа уже после того, как он был измерен В.В. Гинзбургом. Таким образом, исследованный череп, несомненно, именно тот, который изымался из Саркофага Ярослава «Мудрого» одной из первых комиссий, исследовавших останки княжеской семьи. Особенности строения позволяют утверждать, что череп и кости скелета принадлежат женщине 45-55 лет.

По комплексу краниологических признаков изученный череп имеет европеоидное строение, тяготея к кругу североевропеоидных форм. В строении зубов нет ни малейших отклонений от европеоидных черт.

Анализ результатов остеологических исследований подчёркивает массивность и относительно высокий рост индивида, что нередко наблюдается у северных европеоидов. Отмечается некоторая дисгармония в строении скелета: грацильные и умеренно прочные нижние конечности сочетаются с более массивными верхними конечностями, характеризующимися средне развитым мышечным рельефом. Есть основания полагать, что эти различия обусловлены специфическими физическими нагрузками рук, связанными с определенными видами профессиональной деятельности, например, ткачеством или умеренной ездой верхом. Подобные особенности физического развития нередко наблюдались на примере останков средневекового населения.

По итогам изотопного анализа установлено, что показатели по изотопу углерода образцов ткани из плечевой кости и фрагментов остистых отростков позвонков следует считать идентичными, так как различия не превышают ошибки метода. Что же касается изотопа азота, то различия между их показателями невелики, но превышают эту ошибку. Учитывая, что коллаген взят из двух типов костной ткани (компактной и губчатой), можно предположить, что эти различия объясняются неодинаковой скоростью костных перестроек на тех или иных участках скелета. Более низкое значение дельты азота для образцов из компакты плечевой кости допустимо с определенной долей вероятности. Напомним, что данные по образцу компактной ткани плечевой кости следует расценивать как генерализованный показатель, характеризующий последние десять лет жизни индивида, в то время как трабекулы губчатой костной ткани (образец № 3) могли содержать структуры, сформировавшиеся непосредственно в последние годы жизни. В целом, на основании полученных данных есть основания полагать, что плечевая кость и позвонки относятся к скелету одного и того же индивида.

Результаты изотопного анализа могут быть интерпретированы также с точки зрения реконструкции индивидуальных особенностей питания. На основании показателя по тяжелому углероду и азоту можно предполагать, что в усредненном рационе данного индивида основным компонентом были белки животного происхождения. Вероятнее всего, это могло быть мясо травоядных млекопитающих и молочные продукты. Относительно высокие и устойчивые значения дельты по углероду не дают основания предполагать существенное присутствие речной или озерной рыбы в каждодневном рационе. Растительная пища, судя по полученным данным, вряд ли могла составлять значимую часть обычной трапезы. Сходные показатели были определены для нескольких индивидов из массовых захоронений средневекового Ярославля. Вероятно, такой тип питания был типичен для элиты средневекового русского населения.

Полученные результаты дают основания утверждать, что в настоящее время в Саркофаге Ярослава «Мудрого» находится скелет, который, несомненно, был исследован ранее одной из первых комиссий, вскрывавших саркофаг. Как и предшествующие исследователи, вновь подчёркнуто, что пол, возраст и особенности физического развития не исключают принадлежность этих останков второй жене Ярослава «Мудрого» Ингигерде (Ирине).

Выводы:

1. Исследованный скелет принадлежал женщине, возраст которой составлял 45-55 лет.

2. Женщина, погребённая в саркофаге, обладала высоким ростом и имела долихоморфные пропорции конечностей, что вместе с комплексом краниологических характеристик позволяет отнести её к кругу северных европеоидов. Этому выводу не противоречат одонтологические данные.

3. Патологические изменения эпифизов бедра и голени в области коленного сустава, а также в шейном и грудном отделах позвоночника указывают на то, что у женщины был артроз коленных суставов и остеохондроз шейного и грудного отделов позвоночника.

4. Различия в массивности и степени выраженности мышечного рельефа на верхних и нижних конечностях изученного скелета могут быть следствием регулярной физической нагрузки рук, связанной с определенными видами трудовой деятельности.

5. Судя по реконструированному рациону погребенной, основу её питания составляли мясо и молочные продукты, что может расцениваться как маркер высокого социального положения.

6. Весь комплекс полученных данных свидетельствует о том, что в настоящее время в Саркофаге Ярослава «Мудрого» находятся останки женщины, которой, согласно предположению В.В. Гинзбурга, могла быть вторая жена князя Ирина (Ингигерда).

D:\Ярослав_Мудрий.jpeg

Фото 15 августа 2012 года. Автор – Gotenot. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В октябре 2012 года в Саркофаг Ярослава «Мудрого» вернули все останки, которые были обнаружены в нём и закрыли.

Исторический контекст использования саркофага и биологическая характеристика обнаруженного в саркофаге скелета позволяют предположить, что это останки 2-й жены Ярослава «Мудрого» ИриныИнгигердыПо мнению советского и российского эксперт-криминалиста, антрополога Сергея Алексеевича Никитина, известного восстановлением (пластической реконструкцией) скульптурных портретом по черепу по методике М.М. Герасимова, скелет женщины 5060 лет из Саркофага Ярослава «Мудрого», с большой степенью вероятности принадлежит близкой родственнице Ярослава «Мудрого».

D:\700px-001-sarcofagus.jpg

Фото 30 июля 2013 года. Источник – http://vuam.org.ua/uk/%D0%A2%D0%B0%D1%94%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%96_%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE. Фото без изменений

В 2016 году ведущие польские специалисты с кафедры судебной медицины Медицинского университета имени Кароля Марцинковского в городе Познань (польск. Uniwersytet Medyczny im. Karola Marcinkowskiego w Poznaniu) по просьбе украинских журналистов с Телеканала 1+1 и украинских учёных, по черепу выполнили реконструкцию лица женщины, скелет которой был обнаружен в Саркофаге Ярослава «Мудрого».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\19) Е2020.jpg

Компьютерная модель лица женщины из Саркофага Ярослава «Мудрого». Со стенда в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Sarcophagus_of_Yaroslav_the_Wise.jpg

Фото 26 августа 2019 года. Автор – Stas-Adolf. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200916_153823.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В планах работников заповедника «София Киевская» в ближайшее время исследовать Саркофаг Ярослава «Мудрого», внешне. На нём сохранилось множество надписейграффити, которые, возможно, приоткроют неизвестные страницы из истории саркофага.

Лицо Ярослава «Мудрого» воссозданное с помощью 3D-голограммы. Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

В Софийском соборе сейчас воспроизводят облик лица великого князя Ярослава «Мудрого» с помощью 3D-голограммы.

Комментарии к записи САРКОФАГ ЯРОСЛАВА «МУДРОГО» отключены