СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К ДАННОЙ РАБОТЕ

D:\1024px-Основные_части_православного_храма1.svg.png

Основные части православного храма. Автор – Alyonamyself, Юкатан. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Агиография (от др.-греч. ἅγιος «святой» и γράφω «пишу»), богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. 

Акафист (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя»), жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому. 

Акротерий, декоративный выступ на углах крышки саркофага.

Алтарь (лат. altarium)жертвенник (от altariaнавершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altusвысокий). Первоначальносооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традицииглавная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Амвон (от др.-греч. ἄμβων, ἄμβωνος – «выступ, возвышение»), специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Аналойная икона, особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον), подставка для икон и книг, употребляемая при богослужении.

Ант, анта или анты (лат. antae«прихожая, передняя»), в древнегреческой архитектуревыступы продольных (боковых) стен на переднем фасаде храма, обрамляющие вход и выполняющие функцию опоры антаблемента или карниза треугольного фронтона. Анты возводили в форме столбов (пилонов) квадратного сечения и этим они отличались по форме от одной, двух (дистиль), трёх или четырёх колонн, располагавшихся в середине.

Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος свод), абсида (лат. absis), примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Православный храм имеет обычно нечётное число апсид – три или одну. К XIV веку три апсиды в трёхапсидных храмах превращаются из трёх алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвеник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.

Аркада (от фр. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы устои.

Аркатура (от нем. arkatur, фр. arcatureряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояснепрерывный или расчленённый ряд декоративных, или «ложных» арок-углублений на поверхности стены, фасаде здания или на стенах внутренних помещений, скомпонованных в виде фриза. 

Аркбутан (фр. arc-boutant«подпорная арка»), наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.

Аркосолий (лат. arcusдуга и soliumгроб, саркофаг, трон), аркообразная ниша в толще стены, для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых. Аркосолии часто украшались росписью или фресками. Широкое распространения храмы с аркосолиями получили в средневизантийскую эпоху. На Руси аркосолии широко применялись в храмах и монастырских соборах, имевших погребения, на протяжении всего древнерусского периода. Аркосолии для мощей святых встречаются даже в межалтарных стенах.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus – «обрамляющая дуга»), наружное обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. 

Архимандрит (поздн.-др.-греч. ἀρχιμανδρίτης, от ἀρχι – «главный, старший» + μάνδρα «в значении монастырь»), в православных церквях – высший сан монашествующих священников, начальник важнейших мужских монастырей. Монастырь, управляемый архимандритом, называется «архимандрией».

Архитрав (итал. architrave, от греч. άρχιглавный и лат. trabsбалка), горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор, обычно это балочное перекрытие, поддерживающее верхнюю часть здания.

Аттик (лат. atticus, от др.-греч. ἀττικόςаттический), декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом.

Базилика (греч. βασιλική – «дом базилевса, царский дом»), тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.

Балдахин (от фр. baldaquin, итал. baldacchino, от ср.-лат. baldacinus  «дорогая шёлковая ткань из Baldacco: Багдада»), парадный матерчатый навес, неподвижный, или переносный, или водружённый над повозкою. Позднее балдахин стал трактоваться как архитектурное сооружение из камня, дерева или металла, имеющее вид навеса на четырёх столбах. 

Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω«окунать», крестильня, крещальня), пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Специальное помещение было необходимо, так как неофиты (новообращённые) допускались в церковь только после крещения.

Било (звонило, сторожевая доска или плита), деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой), деревянной колотушкой (клепалом). В древности это был бытовой и сигнальный музыкальный инструмент, в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола.

Божница (укр. божниця) – часовня, её ставили там, где нет храмов, или над могилами усопших. От украшения иконами она и получила название божницы. Божницей также называется часовня, поставленная над алтарём разрушенного храма или на другом особо почитаемом месте, например над родником.

Брусковый кирпич, прямоугольный кирпич, у которого длина каждой грани вдвое больше ширины.

Буллотирий, специальные щипцы для опечатывания документов металлическими печатями. До наших дней сохранилось четыре византийских буллотирия.

Варяги (др.-рус. и церк.-слав. варѧгъ, варѧги, варѧгы, др.-сканд. váringr, væringr, др.-исл. væringjar, ср.-греч. βάραγγοι, араб. warank‎, ср.-лат. varangi), собирательное обозначение скандинавских народов в Древней Руси, выходцы из Скандинавии на Руси в IX – XII вв., скандинавские наёмные воины (варанги) в Византии в конец X – начале XIII вв.

Вериги (ст. слав. верига – «цепь»), изделие, разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее.

Вече (от ст.-слав. Вѣтъ«совет»), народное собрание в древней и средневековой Руси и у всех народов славянского происхождения для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Виды древнерусской кладки стен: X – XI вв. – кладка «opus mixtum», чередование дикого камня с рядами кирпича-плинфы, утопленными в кладке и прикрытыми раствором с гладко затёртой поверхностью; 2-я половина XI – начало XII вв. – «кладка с утопленным рядом», без дикого камня на фасадах; середина XII – начало XIII вв. – равнослойная кирпичная кладка («opus isodus»).

Викариатство, в некоторых случаях также викарная епархия, в православных церквях – церковно-административная территориальная единица, входящая в состав епархии, во главе с викарием – епископом, не являющимся правящим архиереем (иерархом), но находящимся в юрисдикции такового. По своему каноническому статусу викарии близки к хорепископам.

Вима (иначе бема; др.-греч. βῆμαтрибуна, ступень, возвышение) или иератион. В христианском храме вимата или иная его часть, возвышающаяся над уровнем пола.  

Власяница (также вретище), церковно-славянское, длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти. Её носили аскеты на голом теле, для умерщвления плоти.

Волхвы (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель»), в древнерусской традиции служители дохристианских языческих культов (языческие жрецы), звездочёты, чародеи и предсказатели, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.

Гиматий (гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον, ткань, накидка), у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона. 

Голосники, керамические кувшины или горшки, вмурованные в верхние части храма для облегчения конструкций здания и улучшения акустики.

Горнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδραверхняя (горняя) кафедра), часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.

Граффити (несклоняемо, множительное число, в контексте исторических надписей единственное число – граффито; от итал. graffito, множ. graffiti), надписи или рисунки, процарапанные, написанные или нарисованные краской на стенах и других поверхностях.

Графья, заглубленный контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатуркедля предстоящей монументальной росписи, рисованной имитации кирпичной кладки или каменных блоков; разметка мозаичного мощения пола.

Гроб, продолговатый ящик, в котором обычно хоронят в земле мёртвое тело человека. Поначалу для погребения человека использовали долблёные из дерева, затем сколоченные из досок гробы, затем их стали красить, лакировать и даже обивать тканью, как любую мебель. Также гробы могут быть каменные, свинцовые, оловянные, цинковые и даже картонные (разовые).

Гробница, форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».

Крипта – одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников.

Склеп – название гробницы в виде отдельно стоящего здания или подземного помещения, в котором устанавливаются гробы.

Усыпальница – склеп для захоронения членов одного рода, одной семьи или выдающегося деятеля.

Мавзолей – монументальный вид гробницы.

Гульбище, открытая терраса над галереями.

Далматика (от римской провинции Далмация), деталь литургического облачения католического клирика. Верхняя расшитая риза. Главное литургическое облачение католических диаконов.

Деисус (греч. δέησιςпрошение, моление), или Деисис, икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от Него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус).

Диаконник (малая ризница), в православном храме помещение в южной части алтаря, в котором хранятся церковные книги, богослужебные облачения и утварь. Настенная живопись в диаконнике обычно посвящена богородичной тематике.

Дом причта, причтовый дом, приходской дом, церковный дом, жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями.

Духовная консистория, орган епархиального управления в Русской православной церкви в синодальный период, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.

Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία – и «благодарение, благодарность, признательность» от εὐ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Святое Причастие, Вечеря Господня – в исторических церквях (Православной, Католической, Древневосточных) толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе».

Екклисиарх (греч. ἐκκλησιάρχηςбуквально: «церквеначальник» от греч. ἐκκλησία«церковь» + греч. ἀρχή, ἀρχῆςначальствование, командование; управление, власть), также экклезиарх, эклизиарх, екклесиарх – церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения.

Ендова, конструктивный элемент кровли, внутренний угол, образующийся в месте стыковки двух скатов или прилегающей к кровельному покрытию стены здания. Является одним из ключевых узлов в устройстве всей кровельной системы.

Епархия, церковно-административный округ с архиереем (епископом) во главе.

Епископ (греч. ἐπίσκοπος«надзирающий», «надсматривающий», «смотрящий», лат. episcopus) в Христианской церкви наименование священнослужителя третьей (высшей) степени священства, также архиерей (греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- – «главный, старший» + ἱερεύς – «священник», «жрец»). Термин имеет библейское происхождение.

Жертвенник, стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия – готовится жертва для совершения Евхаристии: хлеб и вино. В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял собой отдельное помещение, куда христиане возлагали принесённые дары (хлеб и вино), из которых затем священник отбирал лучшие дары для совершения Евхаристии. В византийских и древнерусских храмах для жертвенника отводилось отдельное помещение в северной части алтаря, также называемое жертвенником. Чаще всего оно имело форму апсиды.

Забутовка, заполнение промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, щебнем, битым кирпичом и так далее. 

Закомара (от др. русского комарасвод), в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, разделённой лизенами на прясла, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Затворник, монах, совершавший подвиги своего спасения в уединениив затворе, укрывается не в далёких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и тому подобное. Целью затворничества является «исихия», или «священное безмолвие».

Захоронение, место, где осуществлялось, или осуществляется захоронение, а также где погребены, чьи либо останки или их прах.

Зондаж, исследование архитектурных форм здания вскрытием кладки, или участок вскрытой кладки.

Игумен (греч. ἡγούμενοςбукв. «идущий впереди, ведущий», женск.: игуменья, церк. игумения), духовный сан в православной церкви, настоятель (руководитель, начальник) православного монастыря.

Иерей (греч. Ἱερεύςжрец), в Православной церкви рукоположённый священник.  

Иеромонах (греч. Ἱερομόναχος), в православии монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве.

Иконостас (ср.-греч. εἰκονοστάσιον), алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.

Ингумация, научный термин, употребляемый в археологической науке для обозначения захоронения тела умершего целиком в почву, в противоположность кремации или оставлению тела на поверхности земли или в воздухе. Погребение бывает «вытянутое» и «скорченное». При первом покойника помещали в естественном положении на спине, при скорченном – ему подгибали ноги.

Инок (инокиня) (от др.-русск., церк.-слав. инокъ, инокыни. Калька греч. μοναχός, μοναχή, образованная от inъ «один»), буквально«живущий в одиночестве»древнерусское название монаха, иначе чернеца. В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха до пострижения его в «малую схиму» обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени. Инок – как бы «новоначальный монах».

Каган (хакан, хаган, ср.-монг. ᠬᠠᠭᠠᠨ, Qaɣan; совр.-монг. хаан, кит. трад.可汗, пиньинь Kèhán), высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии, хан ханов, в монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).

Каннелюра (фр. cannelure – желобок, от лат. canna – тростник, палочка, прут, также ложок), вертикальный желобок на фусте (стволе) пилястры или колонны.

Канонарх (греч. κανονάρχος от греч. κᾰνών«канон» + ἄρχω«начинать, управлять»), церковнослужитель, возглавляющий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор.

Капелла (от лат. capella уменьшительное от cappa), тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. На российский язык часто переводится словом «часовня», что неточно, так как капелла, в отличие от часовни, имеет алтарь, то есть, предназначена для совершения богослужения. В связи с этим при описании такого рода капелл католических храмов, наряду с терминами «капелла» и «часовня», некоторые авторы предпочитают использовать более близкий аналог – «придел». Для обозначения капелл Польши и Западной Белоруссии употребляется также термин «каплица». Капеллы подразделяются на несколько типов:

— домовой храм в замках и дворцах для частных богослужений;

— молельная комната во дворцах и других частных владениях, предназначенная для их хозяев;

— отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.

Капитель (от лат. capitellum, итал. capitelloголовка), венчающая часть колонны или пилястры, расположенная между столбом опоры и горизонтальным перекрытием.

Капище, в широком смысле книжный устаревший термин, означающий языческий храм; в узком смысле славянское языческое святилище, культовое место, где устанавливались идолы богов.

Каплица (польск. kaplica, из ср.-лат. capella), католическая молельня или часовня. В архитектуре Восточной Европы – небольшая католическая часовня, усыпальница. Каплица, это здание для общественной молитвы, отличающееся от храма небольшим размером и отсутствием алтаря. Богослужения, проводимые в каплицах, включают часы суточного богослужебного круга, в них также совершаются требы. Однако, в отличие от храма, каплицы не рассчитаны на совершение литургии и потому не имеют алтаря. Название каплица (уменьшительное – капличка, диалект – кампличка, компличка; через польск. kарliса, kapliczka; от лат. сареllа) характерно для южно- и западно-русских земель (Украина, Беларусь, Ростовская и Брянская области) и используется в римско-католических и лютеранских храмах.

Среди разных видов выделяются каплицы:

— приходские – временно использующиеся приходом взамен храма или же выстроенные при храме;

— обетные – возведённые по обету;

— памятные – выполняющие роль памятника для увековечения какого-либо события;

— кладбищенские – возведённые для совершения молитв на кладбищах.

Картуш (фр. cartouche «орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами» от итал. cartoccio «бумажный свёрток, кулёчек, мешочек для порохового заряда», что восходит к итал. сarta – «бумага»), в архитектуре и декоративном искусстве – художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или «полуразвёрнутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

Катапетасма (греч. καταπέτασμα«заневес»), церковная завесазанавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол.

Кафедра (лат. cathedra, греч. καθέδραкресло, трон), в христианстве почётное кресло в храме, предназначенное для епископа. В переносном употреблениисимвол епископской власти. В русском языке от слова «кафедра» произошло название центрального собора епархии «кафедральный»; во многих европейских языках от него произошло само слово «собор» (англ. cathedral, нем. Kathedrale, исп. catedral и др.).

Кафоликон, или католикон (греч. καθολικόνглавный, общий храм), главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.

Квадр (итал. quadroчетырёхугольник), крупный, правильно отёсанный и приготовленный для кладки каменный блок в форме прямоугольного параллелепипеда или призмы.

Квадрифолий (лат. quadrifoliumчетырёхлистник), мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками.

Келья, или келлия (из ср.-греч. κελλίον, множ. -ία, κέλλα, от лат. сеllа – «комната, чулан»; др.-русск. келиɪа), жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре или ещё где-либо.

Кенотаф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός – пустой и τάφος – могила), также ценотаф – надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам:

— если тело погибшего было утрачено или уничтожено;

— если место гибели неизвестно;

— если доставка тела требует больших усилий;

— если тело было кремировано, а пепел развеян;

— кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране;

— кенотаф может быть установлен на месте бывшего погребения, откуда останки перевезены в другое место.

Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).

Киворий (греч. κιβώριον) или балдахин, его устраивали над ковчегами с мощами святых, чтимыми иконами, святыми источниками, тронами и молельными местами правителей, архиереев, настоятелей монастырей и ктиторов (богатых вкладчиков и благотворителей).

Кимитирий (греч. κοιμητήριον), особое помещение при церкви, в котором имеются, во-первых, большая яма (по середине) или большой ларь для ссыпания костей людей бедных, во-вторых – шкалы с ящиками или полками для костей людей богатых, желающих хранить их особо, на черепах делаются надписи, кому они принадлежали и когда владельцы их умерли. 

Киот (кивот, киоть, от греч. κῑβωτός – «ящик, ковчег»), божница, особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон. Прообразом киота считают Ковчег Завета (Кивот Завета) иерусалимского Храма.

Кладбище, территория, специально предназначенная для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земле – древний и наиболее распространённый способ захоронения. Христианский обряд предписывает располагать гроб в могиле так, чтобы тело располагалось горизонтально, голова умершего человека должна лежать на запад, а ноги на восток потому что Христос должен был прийти при Втором пришествии, с восточного направления. Над могильным холмиком устанавливается крест, он должен находиться над ногами усопшего. У католиков и протестантов крест ставится над головой усопшего, чтобы по верованию после Воскрешения он поцеловал крест. По православному обряду, самоубийц нельзя хоронить на кладбище, поэтому их хоронили за оградой. 

Клеевая живопись, живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.

Клирос (греч. κλῆροςнадел, часть, выделенное место), в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающих славу Божию. Почти в каждом православном храме имеется два клироса – правый и левый: либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам. Клирос, как правило, отделён от остальных прихожан. Певчие на клиросе находятся либо на небольшом возвышении от пола, либо огороженными небольшими декоративными ограждениями из дерева, мрамора, ковки. В центре клироса находится аналой для одного или нескольких певчих (чтецов). В некоторых храмах певчие поют на балконе (хорах), устроенном напротив алтаря.

Клирошанин, производное от «клирос», означает представителя низшего духовенства, причетника, поющего или читающего на клиросе (певчего, чтеца). В другом значении – член особого органа церковного управления.

Коадъютор, епископ-коадъютор (лат. Coadjutor, ново лат., от со – вместе, с, и juvo – помогаю), католический титулярный епископ, то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии. Назначается Святым Престолом в определённую епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры.

Колокольня – башня, на которой установлен один или более колоколов. В православии колокольня обычно стоит отдельно от основного здания храма. В романской архитектуре иметь колокольню при храме считалось признаком силы и власти.

Контрфорс (фр. contre force – «противодействующая сила»), вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Конунг (прагерм. kuningaz, др.-сканд. ᚲᛟᚾᚢᛜᚱ, konungr, др.-англ. ᚳᚣᚾᛁᛝ, cyning), древнегерманский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого Средневековья этот термин соответствует понятию король.

Конха (от греч. κόγχηраковина), элемент храмовой архитектуры, получивший особое распространение в Византии и представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Корзно (также корзень), мантия князей и знати Руси, которая накидывалась на кафтан, и застёгивалась на правом плече запонкой с петлицами (фибула), плащ с меховой опушкой.

Костница или оссуарий (лат. ossuarium от os «кость», род. падеж ossis), ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков.

Кремация (от лат. cremare «сжечь, сжигать»), процесс сожжения тел. Обычно проводится в качестве обряда перед погребением. В древних сообществах в качестве такового использовался погребальный костёр.

Крестильня или крещальня, то же, что баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω «крестить», крестильня, крещальня), пристройка к церкви или отдельное здание, или помещение в церкви, оборудованное купелью и предназначенное для совершения в нём таинства Крещения.

Крестовый свод, свод, созданный путём перекрещения под прямым углом двух ровных цилиндрических или коробовых сводов.

Крипта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник»), в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты – «нижний» храм. Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления императора Константина I «Великого». Начиная с VII века, в криптах, имеющих полукруглую форму, повторяющую форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых был освящён храм. В X – XI вв. форма крипты претерпела изменения: она стала удлинённой, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во второй подземный храм. Чтобы закрыть вход в крипту, её чаще всего перекрывали подвижными каменными плитами, уложенных вровень с полом храма. При необходимости их поднимали с помощью лома, входившего в «инвентарь» крипты. К плитам могли также крепиться ухваты из бронзы и тому подобное.

Ктитор (от греч. κτήτωρ собственник; основатель, создатель от др.-греч. κτίζωстрою, созидаю или от др.-греч. κτίομαιприобретаю), лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устаревшее русское – здатель. В Католической церкви такое лицо называется донатором.

Лабарум (лат. Labarum), государственное знамя (крестовое знамя, царское знамя), священная хоругвь императорского Рима, военный штандарт особого вида, со времён христианства.

Лавра (греч. Λαύραгородская улица, многолюдный монастырь), название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

Лапидарий (от лат. lapis – камень), выставка образцов древней письменности, выполненная на каменных плитах, в том числе и на надгробиях.

Лежень, бревно, брус в горизонтальном, лежачем положении в разных сооружениях, устройствах (Толковый словарь Д.Н. Ушакова). Назначение – распределять давление на грунт в тех случаях, когда по свойству грунта свай забить нельзя.

Лизена (лизерна) или лопатка, вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, которая располагается между соседними лизенами, носит название прясла.

Локул, локула (лат. loculusместечко, гроб, ящик), элемент древнеримской архитектуры в виде небольшой стенной ниши. Изначальным её назначением было размещение ларцов и ящиков, затем вплоть до II века до нашей эры их обустраивали в стенах колумбариев и камерных гробниц для хранения погребальных урн с прахом умерших, которые могли располагаться в несколько ярусов. В дальнейшем, с распространением христианской религии и сменой обрядовых ритуалов, локули стали помещаться в верхнюю часть стен, а их нижняя часть отводилась под аркосолии.

Лор (греч. λωρος – пояс, лента), в иконописи деталь уборки архангеловширокая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из уборки византийских императоров.

Люнет, люнетта (фр. la lunette – диминутив от «луна»), в архитектуре часть стены в виде сегмента, поле, ограниченное архивольтом арки, а внизу – горизонтальным карнизом или сандриком. Напоминает полумесяц – демилюн (фр. demilune), отсюда название. 

Мафорий, плащ, покрывающий голову и плечи.

Меандр, геометрический орнамент в виде ломаной линии, слово происходит от названия извилистой реки Меандр в Малой Азии.

Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia – медаль), памятный знак в архитектуре, в том числе на надгробных памятниках с изображением усопшего. Он может быть в орнаментальной композиции, иметь лепной или резной рельеф, в овальном или круглом обрамлении.

Минерализация, процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для классических типов захоронений (в деревянном гробу, в грунтовой могиле) период минерализации составляет, в зависимости от почвенно-климатических условий региона, от 10 до 30 лет. При сжигании трупа в кремации (температура кремации +1100—1200 °C) период минерализации составляет около 2 часов. По окончании процесса минерализации в естественных условиях от трупа остаётся только скелет, который распадается на отдельные кости и в таком виде может существовать в грунте, в зависимости от почвенно-климатических условий (кислотность почвы), сотни и тысячи лет. Кладбищенский период (срок полной минерализации трупов) устанавливается не меньше, чем в 20 лет после закрытия кладбища для захоронения.

Миро (от др.-греч. μύρον — «миро, умащение»), в христианстве – специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания тела человека. 

Могила, место захоронения мёртвого тела или погребальной урны с прахом умершего после кремации. Как правило, могилами называют захоронения в земле. Однако в ряде случаев могилами могут называть захоронения в саркофагах, погребальных сооружениях (пирамиды, мавзолеи, склепы) и тому подобное. Отдельным типом могилы можно считать каирн (кельт. cairn) – могилу из камней (преимущественно у кельтских народов). В общем, могила – это место захоронения. Как правило, могилы располагаются в определённых местах – кладбищах, храмах и пр. Однако встречаются и отдельно стоящие могилы, как правило, выдающихся деятелей прошлого. Многочисленные беспорядочные захоронения (как правило, погибших в боях) иногда называют стихийными могилами.

Обычно над могилой ставится надгробие – крест, природный камень, скульптура, архитектурное сооружение. Из древности известны пирамиды, курганы, другие строения. Вид могилы часто зависит от местных традиций, религии, других социальных факторов. Часто на могилах сажают деревья, культивируемые декоративные цветы и так далее.

Чаще всего, могилы индивидуализированы информация об умершем (имя и фамилия, даты рождения и смерти и так далее) содержится на надгробии и/или в определённых документах. Могилы неустановленных личностей принято называть безымянными.

Массовые неиндивидуализированные захоронения тел (как правило, в результате военных сражений, репрессий, эпидемий и тому подобное) называются братскими могилами (или, реже, общими могилами). Однако на братских могилах может быть и указание имён похороненных. 

Могилу следует отличать от кенотафа – «пустой могилы», памятника на месте, не содержащем останков покойного, но нередко выполненного в форме надгробия, часто ставится на месте гибели погибшего, либо в случае, когда тело невозможно обнаружить.

Согласно принятым стандартам, длина могилы должна составлять 2 метра, ширина 1 метр (детские могилы могут быть уменьшены), глубина не менее 1,5 метра до крышки гроба и не более 2,2 метра. В любом случае, должно быть не менее 0,5 метра от дна могилы до глубины залегания местных грунтовых вод.

Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение), посвящённое музам), техника создания изображений идекорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Так же именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных исторических периодов и жанров. Мозаику как разновидность инкрустации следует отличать от близкой техники интарсии.

Монастырь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий»), религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монах (греч. μοναχός – одиночный, единичный), жен. монахиня, обычно, член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах. Особая, очень сложная форма монашества – монахи в миру, когда монах проживает среди мирян, внешне никак не выделяясь из общества, в то же время соблюдая все требования и обеты монашествующего.

Мощевик, общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.

Мощи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae), останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честные мощи».

Надгробие (греч. тymbos – тумба), могильная плита, надгробный памятник, надгробный камень – основная часть готических или ренессансных гробниц в виде каменного (позже также бронзового) сундука, украшенного рельефами. На горизонтальной панели помещалась скульптура, изображающая покойного – эффигия. Термин надгробие, также используется для обозначения каменной плиты, помещенной в полу храма, с надписью, украшенной плоским рельефом, посвященной умершему.

Надгробия (или памятники), ими могут быть – крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаются на могиле для увековечения памяти умершего. Как правило, они изготавливают из природного камня твёрдых пород (мрамор, известняк, гранит, габбро, лабрадорит, песчаник и т. д.). Часто встречаются из мраморной (гранитной) крошки. Реже устанавливают памятник из нержавеющей стали, порой просто деревянные кресты.

На надгробии обычно пишутся имя покойного, даты рождения и смерти, часто пишется эпитафия. Зачастую размещается изображение покойного медальон, распечатанная фотография, либо выбитая непосредственно на камне. В настоящее время практикуется компьютерная гравировка портретов и рисунков. Вид надгробия зависит от многих факторов: завещания умершего, религиозных и общественных традиций, материального положения семьи и т. д.

Самые распространённые виды надгробий – стела, плита и крест. Но, в зависимости от некоторых факторов, таких как денежное положение и т. д., надгробием также может служить статуя (особенно её верхняя часть – бюст), или часовня.

Крест ставится на христианских могилах. Вид креста зависит от ветви христианства, которой придерживался покойный. Крест распространён в Восточной Европе, в западных странах тело хоронят под стелу, а также – во время общих и экстренных захоронений; в последнее время, часто ставится как временное надгробие. Крест делается, в основном, из дерева (хотя встречаются и надгробные памятники в виде каменных крестов.

Стела – наиболее распространённый в мире тип надгробий. Ставится на могилах всех вероисповеданий, предусматривающих погребение в земле. Стелы могут быть любого размера, цвета и дизайна – от плоской плиты до кубического цоколя, от четырёхугольной до округлой. Также популярны стелы в виде «горбушки», полированные с передней стороны и колотые с другой. На обратной поверхности и торцах «горбушек» допустимо наличие сколов, следов от шурфов, следов бурения и тому подобное. Размеры стел, как правило «плавающие». В католических странах и в Израиле, как правило, стелы делают белого цвета, а в православных и протестантских – чёрного. Мусульмане предпочитают стелы белого или песчаного цвета.

Обелиск – высокая стела, заостряющаяся кверху, и ставится в основном на братских (общих) могилах. Обелиски распространены и многочисленны.

Плита – также распространённый вид надгробия. От стелы отличается тем, что лежит на могиле, а не стоит на ней. Плиты распространены в большей степени в католических и протестантских странах, хотя имеются исключения.

Встречаются надгробия-саркофаги, жертвенники.

Статуя ставится на могилах известных людей, военных, богатых. Наиболее распространённая форма статуи – бюст (голова с грудью, иногда верхняя половина тела целиком). Статуи делаются из бронзы, базальта или мрамора.

Наличник, архитектурный элемент, обрамляющий оконный или дверной проём.

Наос (от греч. ναόςдомик, жилище божества), центральная часть древнегреческого храма. Вначале, в архаической Греции,святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества.  В раннехристианских базиликах на Востоке и в церквях романского периода на Западе Европы по традиции продолжали использовать греческое слово «наос», но в XIIXIII вв. постепенно переходили к старо-французскому nef.

Нартекс (от греч. Νάρθηξларчик, шкатулка), располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объём храма.

Неф (укр. нава), или корабль (фр. nef, от лат. navis – корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Неф получил распространение во многих крестово-купольных храмах, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии. В отличие от алтаря, хоров и пресвитерия, предназначенных исключительно для духовенства и хора, неф та часть храма, в которой можно было находиться мирянам.

Нимб (от лат. nimbus – облако), условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и так далее, (наравне с лучезарным венцом, мандорлой и ореолом) символизирующее их святость.

Обретение мощей, процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации) останков (мощей) христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружён молитвенным обрядом. В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.

Ограждение солеи, является архитектурным элементом церкви. Оно разделяет алтарь и основную часть храма. Оно декоративно и в то же время обозначает границы разных частей храма. Это важно, поскольку в основной части храма могут находиться все прихожане, а в алтарной части только посвящённые.

Окольный город, укреплённая часть древнерусского города, примыкавшая к детинцу или кремлю и представлявшая собой первую линию обороны. Наличие укрепленийхарактерная черта окольного города, отличавшая его от посада. Наиболее крупные города Руси, являвшиеся центрами княжеской власти, могли иметь более чем один окольный город.

Олифант (др.-греч. ἐλέφας), средневековый охотничий рог из слонового бивня.

Омфалий (от др.-греч. середина, центр, пуп), особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определённые моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного.

Останки, то, что осталось, сохранилось от умершего человека.

Пазуха свода, промежуток между сводом и горизонтальным перекрытием над ним.

Пальметта (фр. palmette, уменьшит. от лат. palmа из др.-греч. πάλάμηладонь), элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки». Представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам.

Пальчатка или «литовка» – одной из характерных черт этого кирпича являются продольные борозды на одной из его постелей, поэтому его часто называют «пальчаткой», ибо, вначале борозды проводились пальцем по сырой глине. В Чернигове пальчатка типична для сооружений XVII – начала XVIII вв.

Памятная плита (мемориальная доска), обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о человеке, устанавливалась на зданиях, внутри помещений. На мемориальной доске обычно изображался профиль, бюст, барельеф или горельеф человека и пояснительная надпись.

Памятное надгробие (мемориальное надгробие), обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) без захоронения. Оно увековечивает память о человеке и устанавливается внутри помещений. На памятном надгробии обычно присутствует эффигия (скульптурное изображение покойного) и пояснительная надпись.

Пандус, наклонная площадка, которая заменяет лестницу.

Панегирик (от лат. panegyrikus ← др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός – «похвальное слово в торжественном всенародном собрании» от др.-греч. πᾶς, πᾶσα, πᾶν«все» + др.-греч. ἀγείρω«собирать, созывать»), всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении.

Паникадило (также всесвещник, поликандило (от греч. πολυκάνδηλονмногосвечие), в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.

Пантеон (др.-греч. πάνθειον, от др.-греч. πάντες – все и θεός – Бог), так называемый «Храм всех богов»; некрополь, общее название для места захоронения известных людей.

Паперть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta, польск. Papierc), непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, от parareзащищать и pettoгрудь), ограда (невысокая стенка), перила вдоль чего-либо, загородка, предохраняющая от падения.

Пареклесия (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία – «церковь»), в византийской архитектуре вспомогательная пристройка, которая пристраивалась к основному объёму храму, создавалась как усыпальница. В русской традиции именуется приделом.

Парус, конструкция, создающая переход от прямоугольного помещения к круглому барабану; обычно имеет форму вогнутого сферического треугольника.

Пасынок, неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга. Пасынком может называться только тот ребёнок, который является родным одному из супругов. 

Патена (лат. patena, «блюдо»), в католической церкви латинского обряда один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо с изображением сцен из Нового Завета.

Перезахоронение, перемещение останков умершего в другое место, и в другую могилу.

Пилон, архитектурный элемент в виде вертикального утолщения стены.

Пилястра (также пилястр, итал. pilastro от лат. pilae – «колонна», «столб»), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения, обычно имеющий, в отличие от лизены – вертикальный плоский и узкий выступ стены, базу и капитель; тем самым пилястра схожа с колонной, но отличается от круглой колонны или полуколонны прямоугольным сечением.

Плат (церк.), освящённый платок, обычно красного или бордового цвета, которым отирают уста православные священнослужители и миряне после причащения.

Плахта (укр. плахта), несшитая поясная часть женского украинского национального костюма в восточной, южной, центральной Украине типа юбки.

Плинфа (от греч. πλίνθος«кирпич», строительный материал Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. Характерен для древнерусского домонгольского зодчества.

Погребение, может быть осуществлено путём предания тела (останков) земле (захоронение в могилу, склеп), или огню (кремация) в древности существовал и обряд воздушного погребения, который заключался в подвешивании тела умершего в воздухе. Сейчас также практикуют ресомацию – растворение тела в гидроксиде калия. Погребение (ингумация) в земле осуществляется путём выкапывания могилы (траншеи), размещения в ней тела умершего целиком и засыпании его грунтом.

Подкупольное пространство, имеет аналогичную форму квадрифолия, состоящего из квадрата с округлыми выступами. Оно осознаётся как небесная сфера – мир горний, создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес. 

Подпружные арки, арки, поддерживающие купол.

Позакомарное покрытие, кровля, уложенная непосредственно по сводам (комарам).

Позумент (фр. passement – оторочка), золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. Различные изделия (шнуры, тесьма, бахрома) из кручёной пряжи, то же, что басон из пряжи из кручёной металлической нити.

Поливная керамика, изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью.

Полихромия (др.-греч. πολύς – многочисленный и χρῶμα – цвет), многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Достигается применением разноцветных материалов, патинированием, золочением или использованием красящих веществ. Присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры. Противоположным понятием является монохромия.

Поребрик, декоративный узор из кирпичей, уложенных под углом к стене, или из кирпичей специальной формы.

Портал (лат. porta дверь, ворота), архитектурно оформленный вход в здание.

Портик (лат. porticus, от porta – проход, навес), в классической архитектуре – выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном

Похороны, совокупность обрядов и действий, представляющих собой определённый способ обращения с телом умершего человека.

Преподобный (др.-греч. ὅσιος), в православии особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные – «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении.

Преподобномученики (греч. όσιομάρτυς), православные святые, мученики из монахов. Возникновение данного лика святости связано с возникновением и развитием института монашества. Преподобномученики становились жертвами иноплеменников или своих соотечественников, как в период византийского иконоборчества.

Пресвитер (греч. πρεσβύτερος«старейшина, глава общины», церковный староста, а также «старец», «священник», иерей лат. presbyter), древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством – правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства в христианстве.

Престол, в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. В греческих Церквах именуется Αγία Τράπεζα«Святой Стол».

Придел, специально выделенная часть основного здания храма или пристройка (обычно с южной и/или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Приделы, или пареклесии, или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле. Малый придел, отделённый от главного храма стеною, назывался застенок.

Притвор (от др.-рус. и ст.-слав. притворъ – «пристройка» – пристройка перед входом в храм. Композиционно притвор можно соотнести с пронаосом, передней проходной частью античного храма. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проёмом. Притвор обычно отличают от нартекса. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Просфора, устар. просвира (др.-греч. προσφορά – «приношение»; множественное число: просфоры), богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.

Прясло, в храмовой архитектуре вертикальные части фасада, разделённые лизенами (лопатками) или пилястрами.

Пучковый столб, столб, имеющий в плане сложный многогранный профиль.

Рака (лат. raca – ящик, ковчег, гроб), ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба. В христианстве рака местохранилище останков святых, которые в ней будут пребывать, согласно доктрине, до Страшного суда. Обычно раки устанавливаются внутри храма или в подземных хранилищах монастырей. В случае, когда обретённые мощи помещаются в раку и хранятся в ней открытыми для поклонения, они облачаются в одежду согласно статусу святого. В большинстве случаев мощи оставались в земле – «под спудом». При этом над ними устанавливали пустое надгробие в форме раки, но без откидной крышки. В древности на мощах «под спудом» строились храмы. Часто рака представляет собой произведение искусства, украшается драгоценными камнями, изготавливается из благородных металлов; для деревянных рак используют ценные породы деревьев. Раки покрывают специальными покровами из расшитых тканей. Небольшие раки именуются ковчежцами, и в них хранятся лишь части тел святых.

Раскреповка (от «крепить, укреплять»), приём, при котором отрезок стены выдвигается вперёд или назад со всеми частями сверху до низу. Используется для повышения композиционной выразительности здания.

Реконструкции графические, макетные, диорамные. Достижения в изучении массовой (как и монументальной) архитектуры древних объектов легли в основу их реконструкций. Какими бы ни были несовершенными эти реконструкции, без них, без моделирования их архитектурного облика, многие вопросы культурного и исторического развития этих объектов останутся за пределами нашего познания. Историко-архитектурное моделирование, основанное на согласованном показании всех категорий источников, позволяет приблизиться к ответу на вопрос, каким был объект исследования. Первая объёмная модель древнего Киева была выполнена в 1972 году. В 1975 – 1976 гг. работа по архитектурному моделированию Киева XII – XIII вв. была продолжена А.В. Казанским при участии Ю.С. Асеева и П.П. Толочка – Диорама «Древний Киев», экспонируется в Государственном историческом музее УССР.

Реликварий (лат. reliquarium, от лат. reliquiae – останки, прах, наследие), вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. В русской церкви чаще используют названия рака, или мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи

Риза, верхнее облачение священника при богослужении. В православии именуется также фелонь.

Ризалит или резалит (от итал. risalita – «выступ»), часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту. Ризалит обычно расположен по центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. В отличие от «крыльев» флигелей, например усадебной планировки в архитектуре русского классицизма XVIIIXIX вв., ризалит представляет собой небольшой выступ, не влияющий на внутреннюю планировку здания, и его функция не конструктивная, а исключительно композиционная.

Ризница (ризохранилище), место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников, прежде всего, риз и церковной утвари (священных сосудов). Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах – это соборный ключарь.

Рипида, рипиды (греч. ριπίδιονопахало, веер), в Православной церкви, а также в Католической церкви византийского обряда богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.

Розетка, розетта (от фр. rosette, буквально «розочка»), мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus круглый), композиционный тип круглого в плане здания, как правило, окружённого колоннами и увенчанного куполом.

Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre), выплаты духовенству, «ружникам» на Руси, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств частных лиц. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался совершенно произвольно.

Руст, прямоугольный камень с выпуклой поверхностью или штукатурка, имитирующая такой камень.

Сажень, старорусская единица измерения расстояния. Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора (умер около 1114 года). В древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей. Наиболее древней является маховая сажень (народная) ~ 177,8 см, начиная с XVI века перешла в разряд неофициальных, бытовых. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой (мерной, трёхаршинной). В XVII веке она стала основной мерой, утверждена в 1649 году «Соборным уложением», ~ 216 см. В начале XVIII века русские меры длины были уравнены с английскими. 1 сажень приравнена к длине 7 английских футов, то есть 213,36 см. 11 октября 1835 года, согласно распоряжению «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена – 213,36 см. С введением в 1924 году в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

Сандрик (итал. sandric, лат. sanidis, греч. σανις – доска), архитектурный элемент, небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма. Утилитарная функция сандрика заключается в отводе дождевой воды от проёма; зрительная – в подчёркивании горизонтальных членений фасада. 

Саркофаг (др.-греч. σαρκοφάγος), разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки. Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos, букв. «камень, плоть поедающий») и состоит из греческих корней σάρξ (sarx «плоть, мясо», ср. саркома, сарказм) и φαγεῖν (phagein «поедать»).

Сарматский портрет (польск. Portret sarmacki), барочная портретная живопись в Речи Посполитой, вошедшая в моду при короле Стефане Батории в 1576 году. Название портрета связано с умонастроением сарматизма.

Сатурналии (лат. Saturnalia), у древних римлян декабрьский праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и первые успехи культуры.

Святитель (церк.-слав. свѧтитель, др.-греч. ἀρχιερεύς), чин святости, в котором почитаются епископы (архиереи), канонизированные Церковью за праведную жизнь, особые заслуги в качестве духовных пастырей и труд на устроение Церкви.

Секуляризация, отчуждение церковной собственности в пользу государства.

Семейная усыпальница, представляет собой общий склеп или гробницу для погребения членов одного рода, одной семьи или поколения. В старину усыпальницами называли также братские (общие) могилы.

Сень (старослав. сѣнь), элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.

Синодик (от др.-греч. συνοδικός «соединяемый»), помянник или поминальник, историческое название службы «чина православия», традиционно совершающейся в первое воскресение Великого поста. Так же называется книга или список с перечислением имён умерших и живых для поминовения во время богослужения или в частной молитве. Сохранилось 6 синодиков с именами князей Черниговских.

Синтрон (греч. сопрестолие), дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма. В некоторых случаях в центре синтрона размещался епископский трон (кафедра) – Горний престол.

Скелетизация, превращение биологического организма или его части в скелет.

Склеп, постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей. Происходит от польского sklep – «свод, подвал, лавка». В русском языке бытовое значение слова «склеп» традиционно весьма широкое. Оно порой применяется в смысле погребальной камеры или помещения в целом: как на поверхности (кладбище, некрополь, отдельное расположение), так и в подземелье (под церковью, замком и так далее). При этом у более верного в последнем случае слова «крипта» закрепилась выраженная церковная принадлежность (именно при храме и для захоронения священников). Термины «семейный склеп», «фамильный склеп» и «усыпальница» часто используются в одинаковых контекстах и имеют скорее стилистическое различие.

Сама идея отдельных помещений для захоронений крайне древняя, однако, склеп в его современном виде и значении относится уже к Новому времени. Изначально возникшие для членов богатых аристократических семей Европы, каменные запираемые склепы служили защитой от кладбищенских воров, так как усопших нередко хоронили в богатых одеждах, с драгоценностями, в доспехах и с оружием. Идея была сразу поддержана кладбищенскими службами, так как склепы заодно решали проблему проседания земли над могилами со временем.

Скрипторий (лат. scriptorium от scriptor – «писец, переписчик»), мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях.

Скудельница (скудельня, божий дом, божедомка, убогий дом, усыпальня, започивальня), старинное русское название общей могилы, погоста или кладбища для странников, за погребенье которых некому было платить. Здесь также хоронили самоубийц и лиц, погибших внезапно, без причащения и покаяния.

Слуцкий пояс, элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения, его наличие указывало также на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк (белор. Слуцк) в Беларуси.

Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzenплавить, итал. Smaltoэмаль; устар.шмальта), цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. До начала XX века в русском языке слово могло также означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.

Собор, главный христианский храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх).

Солея (из греч. σόλιον = лат. solea, от solumровное место, основание; пол), представляет собой внутренний элемент пространства храма, возвышение перед иконостасом на одну-две ступени от пола, во всю ширину храма, совпадающее по уровню с полом алтаря, что в некотором смысле слова делает солею частью алтаря, выходящую за иконостас.

Спуд, выражение, под спудом в скрытом, потаённом месте.

Ставропигия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός«крест» + πήγνυμι«устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение»), статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

Стасидия (стасидий, греч. στασίδιαскамья, также церковная скамья), в греческой православной традиции кресло в храме с откидным сиденьем и образующимся после откидывания небольшим местом для стояния.

Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος – «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βαίνω – «ступаю»), «плоскость, по которой ступают колонны», верхняя плоскость объёмного (многоступенчатого) цоколя (стереобата), на которой водружали стены, колонны, пилоны античных построек. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата. В более узком значении стилобат – каменная плита наподобие базы под колонной. 

Стихарь (греч. στοιχάριον от греч. στιχος«стих, строка, прямая линия»), одежда, богослужебное облачение священнослужителей и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.

Столпник (греч. στυλίτης, лат. stylita), христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвиганепрерывную молитву на «столпе», открытой возвышенной площадке, камне, башне и тому подобном.

Странноприимный, церк. книжн. устар. гостеприимно принимающий странников.

Страстотерпец, так называют в Православной церкви всех христианских мучеников, которые претерпели страдания (страсть, греч. πάθος, πάθημα, лат. passio) во имя Иисуса Христа. Но преимущественно же это наименование относится к лицам, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев – в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, сговора.

Субструкция (от лат. substructio – основание), опорная конструкция, служащая основанием той или иной части сооружения.

Схимник (схимонах), монах, посвященный в схиму; схима (от др.-греч. σχῆμαобраз), высшая степень монашества, предписывающая затвор и соблюдение строгих (аскетических) правил.

Темпера (итал. tempera, от лат. temperareсмешивать, умерять, смягчать), водяные краски, приготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, дисперсии полимеров). Главное отличие темперы в том, что после испарения воды и полимеризации связующего краска становится нерастворимой в воде.

Темплон (греч. τέμπλον), алтарная преграда, неверно от лат. tábulaдоскадеревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.

Терем (от греч. τέρεμνον, τέραμνον «дом, жилище»), жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и так далее, соединялся с ним сенями – крытым переходом.

Тимпан (др.-греч. τύμπανον – бубен), архитектурный элемент, внутреннее поле треугольного фронтона или щипца. Поле стены между архивольтами соседних арок в аркаде и лежащим на них антаблементом правильнее называть не тимпаном, а антрвольтом («преддужием, междудужием»). В западноевропейской архитектуре романского (X – XII вв.) и, особенно, готического (XIII – XIV вв.) периодов в тимпанах фронтонов крипт и соборов размещали важные в иконографическом отношении композиции: Страшный суд, Христос во Славе (в мандорле), Коронование Девы или Поклонение Агнцу, Всевидящее око в треугольнике и сияющих лучах.

Трансепт, поперечное разделение храма. В крестовокупольных сооружениях этот термин применяется условно, потому что трансепт – принадлежность сооружений в форме базилики.

Трапеза (греч. τράπεζα стол), общий стол для приёма пищи в монастыре.

Трапезная, устар. трапеза (греч. τράπεζα стол; лат. refectorium), помещение (постройка) в храмовом учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (трапезы).

Тризна, совокупность языческих погребальных обрядов у восточных славян либо их часть, состоявшая из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Трикветр, также триквестр (лат. triquetrum от tri «три» + quetrus «имеющий углы»), религиозный символ. 

D:\Triquetra-Vesica.png

Трикветр

Трифорий (лат. triforium от лат. tres, triaтри и лат. forisдверь, вход; нем. Dreibogen, Drillingsbogen тройная арка), в средневековых романских и готических соборах – узкая невысокая галерея второго яруса главного нефа. Название «трифорий» происходит от сдвоенных или, чаще, строенных, арочных проёмов таких галерей.

Тромп (фр. trompeохотничий рог, труба), вогнутая поверхность в виде части конуса. Является конструктивным элементом, обеспечивающим переход от квадратного в плане средокрестия крестово-купольной постройки и четырёх подпружных арок к основанию цилиндрического барабана купола. Четыре тромпа по углам средокрестия обеспечивают перераспределение веса купола или башни.

Туника (лат. tunica), деталь литургического облачения католического клирика.

Фелонь (греч. phailones; лат. paenula, «плащ»), риза, вид верхней священной одежды, употребляемой во время богослужений.

Фреска (от итал. fresco – свежий), аффреско (итал. affresco), живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (альсекко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и так далее). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в 1437 году в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (итал. Cennino Cennini).

Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены), завершение (обычно треугольное, реже – полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фундатор (от лат. fundamentumоснование), название лица в Польской православной церкви, выделившего средства на строительство или ремонт храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

Хитон (греч. χιτώνодежда), мужская и женская одежда (нижняя) в виде длинной рубашки с поясом.

Хоромы, феодальные дворы в «Русской правде».

Хорос (др.-греч. χορός – круг, хор, хоровод), одноярусное или многоярусное поликандило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса. Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой паникадила (поликандила).

Хоры, верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви на Руси.

Царские врата, двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

Царь (от цьсарь, цѣсарьцесарь, лат. caesar, др.-греч. καῖσαρ), один из титулов славянских монархов.

Цемянка, толчёный выжженный кирпич-плинфа, который добавлялся к известковому раствору для улучшения его гидравлических свойств. Цемянкой называют также сам известковый раствор с примесью толчёного выжженного кирпича.

Цемяночный раствор, известковый раствор с заполнителем из мелко измельчённой керамики или толчёного кирпича.

Цех (от нем. zёсh, zёсhе – «объединение лиц одного сословия»), торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

Часовня, небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня – обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, сёлах, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является моленной. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла, однако в ней, как правило, существует престол для совершения литургии.

Черноризец, то же, что чернец, монах. 

Шелыга, линия, соединяющая верхние точки арки или свод.

Щипец, в архитектуре, верхняя часть, главным образом, торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная от остальной плоскости стены карнизом (в отличие от фронтона). Типичен для средневековых зданий Центральной и Северной Европы.

Экзонартекс (греч. Εξωνάρθηξ, от εξω – вне, снаружи и νάρθηξ – ларчик, шкатулка), внешняя открытая паперть, нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» в раннее время архитектуры византийских христианских церквей. Отделялась от атриума оконными или дверными проёмами, но без дверей и окон. Основное отличие от собственно нартекса в том, что экзонартекс является внешним «вестибюлем»-притвором, тогда как нартекс – внутренним. Экзонартексы практически исчезают из архитектуры храмов в VII – IX вв. 

Эксгумация (позднелат. ex – из, лат. humus – земля, почва), извлечение трупа из места его захоронения. Проводится для осмотра и исследования причины смерти (в том числе и повторных), установления личности покойника, открытия новых фактов и улик по уголовному делу, реже для его перезахоронения. Прежде эксгумации с целью изучения тела или иных причин почти не проводились, это считалось осквернением тела и могилы, а также мародёрством и надругательством над трупом покойника и его духом. Более того, многие люди того времени верили, что если покойника потревожить (раскопать), то могут быть большие неприятности, вплоть до того, что покойник может ожить. Только грабители могил иногда раскапывали могилы с целью лёгкой наживы. Лишь в XIX веке началось активное изучение трупов, для чего, зачастую, труп извлекался из могилы, несмотря на строжайшие запреты. Активная же эксгумация тел с целью изучения причин смерти и установления личности началась с середины XX века. 

Эпитафия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι – на, над и греч. τάφοςмогила, Осса, лат. Ossa), изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Эпоним (др.-греч. ἐπώνῠμος букв. «давший имя», лат. heros eponimus), лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или другие имена собственные. Изначально эпонимом называли божество, легендарного героя или реального человека, в честь которого получал своё имя какой-либо географический объект.

Эффигия (от лат. effigies), или скульптурное надгробие – скульптурное изображение умершего, выполненное из камня, дерева, или металла на горизонтальной панели надгробия. Умерший изображался в полный рост в виде барельефа или статуи, и находился в лежащем, коленопреклонённом или стоящем положении. Скульптурные надгробия также могут иметь форму бюста. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями.

Юродство (от ст.-слав. оуродъ, юродъ«дурак, безумный»), намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивыеслой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.

Комментарии к записи СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К ДАННОЙ РАБОТЕ отключены