Гробница короля Владислава II «Ягелло»
5. Гробница короля Владислава II «Ягелло» (польск. Nagrobek krola Władysława Jagiełły), умер 1 июня 1434 года в Грудеке Ягеллонском (польск. Gródek Jagielloński) в Русском воеводстве (укр. Городок, ныне город в Львовском районе Львовской области Украины), в возрасте от 72 до 82 лет.
Местонахождение гробницы. Гробница расположена между колоннами, отделяющими главный неф от южного, и доступна со всех сторон.
http://www.poczet.com/foto/groby2.htm. Фото без изменений
История. Последние дни жизни Владислава II непосредственно связаны с городом Грудеком Ягеллонским (польск. Gródek Jagielloński) в 25 км от Львова в Русском воеводстве (укр. Городок, ныне город в Львовском районе Львовской области Украины). За период с 1387 по 1434 гг. король часто бывал и продолжительное время жил в этом городе. Согласно польскому историку XV века Яну Длугошу (польск. Jan Długosz), Владислав II по пути на Русь остановился в Medyce (ныне село в Подкарпатском воеводстве), где слушая пение соловья, простудился. Король умер 1 июня 1434 года в Грудеке Ягеллонском.
Тело Владислав II было доставлено в Краков 11 июня 1434 года и находилось до похорон в Костёле св. Михала на Вавеле (польск. Kościół św. Michała). Костёл не сохранился, он был снесён австрийскими солдатами в 1803 – 1804 гг.
Расположение Костёла св. Михала отмечено красным цветом. Автор – RaNo. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений
Очертания фундаментов Костёла св. Михала. Фото 26 апреля 2016 года. Автор – Zygmunt Put Zetpe0202. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений
Через неделю король Владислав II был похоронен под полом в костёле на Вавеле в погребальной камере перед алтарём св. Кшиштофа (польск. św. Krzysztofa), построенным его женой королевой Ядвигой, между двумя колоннами, напротив Капеллы св. Петра и Павла. Надгробие над захоронением было изготовлено ещё при жизни короля, неизвестным автором из эстергомского красного песчаника (польск. Esztergom red wapień) который традиционно называют «мраморным» в 20/30-е годы XV века (не позднее 1432 года). Похоронные обряды проводил архиепископ Гнезненский и примас Польши Войцех Ястшембец с собственным гербом (польск. Wojciech Jastrzębiec herbu własnego). Сердце Владислава II было захоронено во Францисканском костёле (ныне Церковь Преображения) в Грудеке Ягайлонском.
В 1519 – 1524 гг. король Сигизмунд I «Старый» заказан для надгробия своего деда, в мастерской флорентийского архитектора Бартоломео Береччи (итал. Bartolommeo Berrecci) ренессансный балдахин.
В 1753 году, в связи с удалением старых алтарей и установкой новых мраморных, сделанных по единой форме, надгробие короля Владислава II «Ягелло» было перенесено в Капеллу Святого Креста. После снятия надгробия могилу Владислава II заложили обычным полом, а затем 150 лет неосознанно по нему ходили.
«Pomnik krola Władysława Jagiełły w Kaplicy Świętokrzyskiej w katedrze wawelskiej». Рисунок 1817 года. Польский художник и график Михал Стахович (польск. Michał Stachowicz). https://polona.pl/item/wladyslaw—jagiello—kazimierz—jagiellonczyk,NDU2MzY4/0/#info:metadata. Общественное достояние. Фото изменено
Польский литограф и живописец Анджей Брыдлак (польск. Jędrzej Brydlak). 1865 год. Национальная библиотека. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,67,obiekt_nagrobek_wladyslawa_jagielly_w_katedrze_wawelskiej.html. Общественное достояние. Фото без изменений
«Grobowiec Władysława Jagiełły w kościele katedralnym». Гравюра около 1880 года. Вильгельм Сандер (польск. Wilhelm Sander). https://polona.pl/item/grobowiec-wladyslawa-jagielly-w-kosciele-katedralnym-fotografia-ryciny-wilhelma,OTM3Mzk3MTA/0/#info:metadata. Общественное достояние. Фото без изменений
Надгробие Владислава II в Капелле Святого Креста. Польский фотограф из Кракова Игнаци Кригер (польск. Ignacy Krieger). Около 1880 года. Национальная библиотека. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,67,obiekt_nagrobek_wladyslawa_jagielly_w_katedrze_wawelskiej.html. Общественное достояние. Фото без изменений
Польский художник Александр Лессер (польск. Aleksander Lesser). Около 1830-1884 гг., Национальный музей в Варшаве. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,67,obiekt_nagrobek_wladyslawa_jagielly_w_katedrze_wawelskiej.html. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1902 году надгробие короля Владислава II «Ягелло» было возвращено на прежнее место между колонами и установлено на те самые фундаменты, которые сохранились. Возможностью заглянуть в могилу Владислава II не воспользовались.
Польский живописец Мариан Вавженецкий (польск. Marian Wawrzeniecki). 1911 год. Национальный музей в Варшаве. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,67,obiekt_nagrobek_wladyslawa_jagielly_w_katedrze_wawelskiej.html. Общественное достояние. Фото без изменений
Описание гробницы. Надгробие Владислава II – одно из самых интересных и художественно ценных скульптурных произведений XV века в Центральной Европе.
Гробница короля с северной стороны. Фото 15 июля 2007 года. Автор – Poznaniak. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 2.5. Фото без изменений
На верхней плите надгробия, эффигия – барельефное изображение короля Владислава II.
Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman
Король возлежит с атрибутами власти – корона на голове, скипетр в правой руке, держава и меч в левой.
Фрагмент гробницы. Фото 2017 года. http://www.katedra-wawelska.pl/historia-katedry/katedra-krolewska/. Фото без изменений
Лицо Владислава II изображено очень реалистично, голова опирается на подушку, поддерживаемую двумя львами, которые являются символом власти и могущества короля.
https://www.rp.pl/historia/art7132311-tu-rozstrzygaly-sie-sprawy-kluczowe. Фото без изменений
Лицо короля в профиль с южной стороны. https://gazetakrakowska.pl/gdy—otwarto—grob—krolewski—zaczela—dzialac—klatwa—jagiellonczyka/ar/3441137. Фото без изменений
Скульптор, изготовивший надгробие Владислава II, по-видимому, прошёл хорошую школу в мастерских Италии. Об этом говорит не только высокий профессионализм, с каким автор создал портрет короля, но и известное композиционное сходство с итальянской школой – у подножия саркофага помещены фигуры собак и соколов, напоминающих об охотничьей страсти монарха.
Выразительность и своеобразие «сарматских» типов «плакальщиков» на стенках надгробия, в которых скульптор изобразил представителей разных сословий Польши, говорит именно о польском мастере: полтора столетия наблюдается расцвет «сарматского» портрета в живописи Малой Польши и Силезии.
Один из «плакальщиков». https://info.wikireading.ru/32430. Фото без изменений
Надгробие с северной стороны. Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman
На стенках надгробия представители польских сословий держат гербы: Королевства Польского, Великого княжества Литовского – «Погоня», Руси (территория возвращённая Польше Венгрией в 1387 году). На боковой стенке, под головой короля – герб Добжиньской земли (польск. dobrzyńskiej), символизирующий её покупку у Тевтонского ордена в 1404 году и её повторное приобретение в соответствии с условиями Торуньского мирного договора 1411 года, а так же герб «Агнец Божий» – Велюньской земли (польск. wieluńskiej) который является символом восстановления земли в 1396 году и «Тур» – герб Великопольский.
Ренессансный балдахин также из песчаника опирается на 8 колонн с коринфскими капителями, установлен прямо на пол костёла. Он датируется 1519 – 1524 гг. и был заказан королём Сигизмундом I «Старым» в мастерской флорентийского архитектора Бартоломео Береччи (итал. Bartolommeo Berrecci), занимавшейся строительством Капеллы Сигизмундовской. Балдахин состоит из аркад и украшен медальонами с изображением римского императора, триумфально въезжающего на колеснице в Рим, запряжённой львами. Это должно было прославить Владислава II «Ягелло» как непобедимого вождя.
Гробница Владислава II привлекает к себе внимание сочетанием готического надгробия с ренессансным балдахином, строгими изящными пропорциями. Надгробие монарха является одним из самых интересных и художественно наиболее ценных скульптурных произведений XV века в Центральной Европе.