Гробница короля Казимира III «Великого»

2. Гробница короля Казимира III «Великого» (польск. Nagrobek krola Kazimierza Wielkiego), умер 5 ноября 1370 года в Кракове в возрасте 60 лет.

Местонахождение гробницы. Гробница расположена на юго-восточной стороне от Главного алтаря с правой стороны пресвитерия, между колонами, отделяющими главный неф от южного. Инвентарный номер гробницы – WKW/eIV/05, её размеры: длина 200 см, ширина 375 см, высота 488,5 см.

D:\Wielki.jpg

http://www.poczet.com/foto/groby.htm#wstydliwy. Фото без изменений

.

История. В юности, будучи ещё принцем, Казимир несколько раз тяжело болел. В 1327 году, или вскоре после свадьбы, которая состоялась 16 октября 1325 года, он серьезно заболел. Болезнь принца, должно быть, угрожала его жизни, поскольку королева решила обратиться к покровителю Анжуйской династии – св. Людвику, праздник которого пришёлся в 1327 году на 19 августа. Это может указывать на то, что заболевание началось именно в этот день. В конце концов, выздоровление Казимира было сочтено чудом, связанным с заступничеством святого. Единственным источником об этом периоде жизни Казимира является частично сохранившаяся булла Папы Римского Иоанна XXII (лат. Ioannes PP. XXII), отправленная между 14 ноября и 13 декабря 1327 года. Документ является ответом на письмо польской королевы, в котором папа выразил радость по поводу выздоровления Казимира.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\28494~1.III\9) печать Казимира III, 1334 г..jpg

Печать Казимира III, 1334 год. Зигмунт Глогер (польск. Zygmunt Gloger, умер в 1910 году) «Энциклопедия старопольская» (польск. Encyklopedia staropolska, 1900-1903),Warszawa 1976. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1350 – 1351 гг. во время подготовки к военному походу, в Люблине (польск. Lublin, ныне город, административный центр Люблинского воеводства) король Казимира III вновь тяжело болел и настолько серьезно, что его племяннику Людовику, королю Венгрии, удалось получить обещание от высокопоставленных лиц Королевства Польского, что они примут его своим правителем, если Казимир умрёт. Однако, Казимир III выздоровел.

Польский хронист, подканцлер коронный в 1366 – 1371 гг. Ян (Янко) из Чарнкова герба «Наленч» (польск. Janko z Czarnkowa herbu Nałęcz) описал последние дни жизни короля. 8 сентября 1370 года Казимир III находился в своём поместье Предборж (польск. Przedborz в Żeleźnica). Утром, 9 сентября, на охоте, когда он гнал оленя, под ним пал конь. Упав, король получил серьёзную рану на левой голени (при эксгумации гробницы Казимира III подтверждено, что его левая нога сломана у голени). У короля началась горячка, которая, однако, быстро его отпустила. Вопреки указаниям своих лекарей, он не хотел воздерживаться от острой пищи, а особенно от бани, которую запретил ему его придворный лекарь, Генрих из Кёльна. Посетив в Сандомире (польск. Sandomierz, ныне город, административный центр Сандомирского повята Свентокшиского воеводства) баню, он в тот же день впал в тяжкую горячку.

Не поправившись, король утром отправился в Краков. В миле от Сандомира Казимир III выпил ледяной воды, отчего ещё больше разгорелся мучивший его внутренний жар. В таком состоянии его привезли в имение люблинского каштеляна пана Грота (польск. Koprzywnicy), где весь день его мучила сильная горячка.

На другой день, когда стараниями лекаря жар начал спадать, придворные выпрягли коней и сами привезли возок с королём в Копрживницкое цистерцианское аббатство. В этом аббатстве он отдыхал целых восемь дней, и почувствовал некоторое облегчение. Потом, когда его привезли в имение Осиек (польск. Osieku), и его лекарь Матеуш, вопреки запрету господина Генриха, позволил ему напиться мёду, он снова впал в сильную горячку.

Однако затем, когда король прибыл в Ново Място (польск. Korczynie) и принял лекарства, он снова обрёл прежние силы, без посторонней помощи сел в возок и остановился в Опатовце (польск. Opatowcu), где через немного дней весьма поправился. По совету упомянутого лекаря Матеуша он поехал дальше на Краков, но в первую же ночь его опять прихватила горячка. День ото дня, до самого прибытия в Краков, страдания его не уменьшались. В предпоследний день октября его привезли в Краковский замок.

3 ноября на восходе солнца король написал завещание. Во вторник, 5 ноября, на восходе солнца, в присутствии многих особ из шляхты и духовенства, он умер. В следующий четверг, то есть 7 ноября 1370 года, король был похоронен напротив своего отца в первой аркаде, справа от главного алтаря в южном крыле амбулатория. Король сам выбрал это место в 1359 году, воздвигнув здесь Алтарь Воздвижения Креста (польск. Ołtarz Podwyższenia Krzyża), которого сегодня уже не существует. Ещё до смерти короля в восточном пролёте главного алтаря было возведено высокое основание со ступеньками, а колонны между нефами соединила стена, увенчанная решёткой, которая отделила эту часть главного алтаря от амбулатория, превратив аркады в мини-каплицы.

Как видим, король умер после несчастного случая на охоте из-за плохо вылеченного перелома ноги. Перелом, должно быть, был сложным, потому что у пациента была высокая температура, которая не проходила, несмотря на усилия врачей, в течение многих дней. К тому же, король, считавший, что обладает крепким здоровьем, игнорировал медицинские рекомендации.

Королевские сановники похоронили тело Казимира III непосредственно перед прибытием его племянника и преемника Людовика Венгерского, хотя ему удалось добраться до Кракова за два дня. Не в силах выполнить свой долг – похоронить своего предшественника, венгерский король провёл символическую похоронную церемонию – exequiae – по образцу похоронных традиций Анжуйской династии. Великолепие этого мероприятия, чуждого традициям Пястов, привлекло внимание самых непримиримых политических противников короля Людовика. Жёсткая оппозиция Анжуйской династии существовала, главным образом в Великой Польше.

В 1372 году королева-регент Польши Эльжбета Локетековна (сестра Казимира III и мать короля Людовика Венгерского) отправилась в Великую Польшу и вынудила Познанский земельный суд осудить уже упомянутого хрониста и политика Яна из Чарнкова. Он был приговорён к изгнанию и конфискации имущества за кражу коронационного знака из гробницы Казимира III. Возможно, это был только повод, а причины крылись в его политических взглядах, Ян был жёстким безжалостным противником Анжуйской династии.

Чаще всего, заказ надгробия и его финансирование приписывают наследнику и племяннику Казимира III, королю Людовику Анжуйскому. Но, бытует и мнение, что это работа сестры Казимира III, Эльжбеты Локетековны. Надгробие было возведено неизвестным мастером в 1372 – 1380 гг., после визита короля Людвика в Вену, где монарх увидел в венском соборе недавно установленные надгробия герцога Австрии Рудольфа IV (нем. Rudolf IV, умер 27.07.1365 года) и его жены Екатерины Люксембургской (нем. Katharina von Luxemburg), которые стали образцом аналогичной в Кракове.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\28494~1.III\1) рисунок 1817 года Michała Stachowicza.jpg

«Nagrobek króla Kazimierza Wielkiego w Katedrze Wawelskie». Рисунок 1817 года. Польский художник и график Михал Стахович (польск. Michał Stachowicz). https://pl.wikipedia.org/wiki/Nagrobek_Kazimierza_III_Wielkiego. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Без названия (18).png

«Monumentum Casimiri Magni». Гравюра 1822-1827 гг. Польский гравёр Фридрих Кристоф Дитрих (польск. Friedrich Christoph Dietrich). https://polona.pl/item/monumentum-regis-lokietek-monumentum-casimiri-magni,NTc4MjA2NA/0/#info:metadata. Общественное достояние. Фото без изменении

.

В 1864 году к 500-летней годовщине основания Ягеллонского университета (польск. Uniwersytet Jagielloński) Казимиром III было принято решение, чтобы почтить память этого короля, следует реставрировать его гробницу, которая находилась в плачевном состоянии. В 1869 году для этой цели посредством всеобщих пожертвований был создан фонд.

В июне 1869 года началась реставрация надгробия Казимира III. После снятия мраморных плит в дыре были замечены на полу гробницы останки короля. Первоначально деревянный гроб короля был установлен на железные прутья.

D:\108566_1b.jpg

Интерьер гробницы Казимира III «Великого». Гравюра по оригиналу польского живописца Яна Алоизия Матейко (польск. Jan Alojzy Matejko). 1869 год. https://ank.gov.pl/wystawy/kazimierzslawnyizczynowwielki/. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Однако, дыру снова замуровали. 19 июня капитул костёла решил, что нельзя оставлять останки монарха в разломанном деревянном гробу и разбросанным по полу даже внутри гробницы. Поэтому было решено, снова вскрыть гробницу.

  21 июня 1869 года у королевской гробницы собрались члены созданной комиссии: хранитель памятников Павел Попель герба «Сулима»  (польск. Paweł Popiel herbu Sulima), польский архитектор Теофил Жебравский (польск. Teofil Żebrawski), ксёндз Сильвестр Гжибовский (польск. Sylwester Grzybowski), польский живописец Ян Алоизий Матейко (польск. Jan Alojzy Matejko), профессор Ягеллонского университета, археолог Юзеф Александр Лепковский герба «Домброва» (польск. Józef Aleksander Łepkowski herbu Dąbrowa), польский антрополог Юзеф Майер (польск. Józef Majer) и профессор анатомии Ягеллонского университета Антони Августин Доминик Козубовский герба «Мора» (польск. Antoni Augustyn Dominik Kozubowski herbu Mora). В протоколе указано, что: « … в десять часов утра гробницу вскрыли …». Художник Ян Матейко всё зарисовал, останки короля вынули из гробницы. На голове монарха находилась позолоченная медная корона, с правой стороны – скипетр, украшенный готическими листьями, с левой – держава с крестом, у ног лежали декоративные шпоры. Также было обнаружено скромное кольцо.

D:\images.jpeg

Останки короля Казимира III «Великого», при вскрытии гробницы. Эскиз Яна Матейко. 1869 год. https://pl.pinterest.com/pin/63894888442484401/. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\regalia.jpg

http://starykrakow.com.pl/dawny-wawel/groby_krolewskie.htm. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Согласно протоколу в гробнице: «… Были обнаружены следующие кости: цельный череп с верхней и нижней челюстью, в которых находились все зубы, окостеневший хрящ гортанного выступа, позвонки (отсутствуют 3), 23 ребра (отсутствует 1), лопатки, ключицы и грудина с гиалиновым хрящом, верхние конечности (отсутствуют 7 корневых костей кисти, отсутствуют 20 пястных костей и пальцев), подвздошные кости с крестцом, нижние конечности (левая бедренная кость полностью сгнила и раздавлена) ​​…».   

На левой голени были обнаружены чёткие следы перелома, нога не восстановилась. Это подтвердило рассказ хрониста Яна из Чарнкова об обстоятельствах смерти короля. Также были измерены трубчатые (длинные) кости, чтобы приблизительно определить рост короля. Установлено, что его рост составлял (в зависимости от использованного переводного коэффициента) от 165 до 187 см (в среднем 175 см).

Череп Казимира III исследовал профессор Юзеф Майер. Он описал монарха как принадлежащего к «чрезвычайно длинноголовым».

D:\kazik_glowa.jpg

«Голова Казимира «Великого» по внешнему виду черепа». Рисунок Яна Матейко. http://www.kryminalistyka.fr.pl/forensic_groby_wielki.php. Общественное

достояние. Фото без изменений

.

Следует также отметить, что при осмотре останков монарха был сделан один из первых фотографических документов. Его сделал польский фотограф Валерий Жевуский (польск. Walery Rzewuski), владелец одного из первых фотоателье в Кракове. 

D:\insygnia.jpg

«Королевские регалии, найденные в гробнице». Фотограф Валерий Жевуский. http://www.kryminalistyka.fr.pl/forensic_groby_wielki.php. Общественное достояние. Фото без изменений

 

С короны Казимира III была сделана копия и передана в Кафедральную казну-казначейство костёла.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\11).jpg

Королевская корона, скипетр и держава из гробницы Казимира III.

«Политическая история Польши» (польск. Political History od Poland), Нью-Йорк, 1917 год. Общественное достояние. Фото без изменений

 

        8 июля 1869 года проведена церемония перезахоронения останков короля Казимира III «Великого».

8 июля 1869 года проведена церемония перезахоронения останков короля Казимира III «Великого»..

D:\d_0382.jpg

https://encyklopedia.pwn.pl/haslo/Kazimierz-III-Wielki;3921452.html. Фото без изменений

.

В 1869 году взносы на реставрацию гробницы Казимира III были настолько велики, что не только были оплачены все расходы, связанные с этой работой, но и остались 7000 гульденов. Общественность сочла необходимым израсходовать их для восстановления гробниц других польских королей на Вавеле. 

.

D:\Nagrobek-Kazimierza-Wielkiego-w-katedrze-na-Wawelu.-Fotografia-z-konca-XIX-wieku-794x1024.jpg

Фотография конца XIX века. https://wielkahistoria.pl/encyklopedia/kazimierz-wielki-1310-1370/. Общественное достояние. Фото без изменений

.

http://www.poczet.com/foto/grafika/korona3.jpg

«Дорожная» корона, возможно Казимира III «Великого». На заднем плане – копия Копья св. Мориса. Вавельский Кафедральный музей (польск. Muzeum Katerdralne). http://www.poczet.com/foto/wawel.htm. Фото без изменений

.

В 1973 году гробница Казимира III вновь была вскрыта.

В октябре – декабре 2018 года проведена очередная реставрация надгробия. Бригада реставраторов из 8 человек почти два месяца работала над надгробием короля под руководством доктора Игнаци Якубчика (польск. Ignazi Jakubczik). Надгробию вернули блеск, камень был покрыт микрокристаллическим воском и отполирован. Позаботились о техническом состоянии о стабилизации колонн балдахина. Колонны не поддерживают балдахин, он удерживается временными металлическими конструкциями. Были удалены вторичные гипсовые реставрации в балдахине.

D:\5c0e6d3f1fc8e_o_large.jpg

Фото 10 декабря 2018 года. https://dziennikpolski24.pl/wawel-nowy-blask-nagrobka-kazimierza-wielkiego-po-konserwacji-jest-tez-xxwieczny-baldachim/ga/13730574/zd/32691152. Фото без изменений

.

Описание гробницы. Монументальная гробница Казимира III «Великого» – единственный пример надгробия с балдахином, которые сохранились почти в первоначальном виде. Гробница короля, это образец зрелой краковской готики, причём один из великолепнейших её примеров. Надгробие и колонны изготовлены из эстергомского красного песчаника (польск. Esztergom red wapień) который традиционно называют «мраморным», балдахин из пиньчувского белого песчаника (польск. wapień pińczowski). Можно предположить, что тип материала был выбран специально, поскольку красный цвет ассоциировался с властью и закрепился за правителями со времён Римской империи.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\2) 2005.jpg

Фото июнь 2005 года. Автор – Pko. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwaNa tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений

.

На верхней плите надгробия, вырезанной из отдельного мраморного блока, находится эффигиябарельефное изображение лежащего короля с подушкой под головой и львом у его ног. Лев в средние века чаще всего символизировал доблесть и часто использовался для пропаганды королевских добродетелей. Сравнение правителя со львом – одна из самых повторяющихся задач средневековой культуры.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\6) Е 2019.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Рост изображённого короля составляет 185 см, что примерно соответствует более или менее его естественному росту, который был определён на основе измерения костей, взятых во время вскрытия гробницы в 1869 году. Монарх одет в кожаную тунику и свободный плащ, одежды, которые были характерны для придворной моды 3-й четверти XIV века. Плащ поддерживается лентой, пронизанной через две застёжки в виде гербов. Особо следует отметить великолепный набедренный пояс, состоящий из звеньев в виде крепостных башен и фрагментов крепостных стен, к которому, подвешен кинжал. Это произведение искусства отражает любовь к реалистичному костюму, столь типичную для погребального искусства во 2-й половине XIV века. На голове монарха – корона, но другой формы, чем та, которая была обнаружена в гробнице в 1869 году. В правой руке король держит державу, а в левой должен быть скипетр. Однако он был повреждён, но на основании следов на подушке и подобных регалий XIV века можно представить его внешний вид.

C:\ФОТО (архив)\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\1) Виталик, 29.09.2021 г\received_399991671578778.jpeg

Надгробие с южной стороны. Фото 29 сентября 2021 года. Автор – ВЧ. Фото без изменений

.

Король изображён в виде старика, его лицо обрамлено длинными волосами и курчавой бородой, уложенными в тугие кудри, высокий лоб и выпуклый нос. Однако, лицо лишено индивидуальных черт, психологической глубины и выглядит схематично. Работы на эту тему ошибочно утверждают, что это изображение является реалистичной проработкой лица короля. Фактически, это пример физиогномического типа, типичного для средневековья, который был направлен на представление правителя как мудрого и строгого старика, созданного по образцу изображений великих древних мудрецов, ветхозаветных пророков, апостолов и других почтенных фигур из прошлого.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\28494~1.III\8) лицо короля, 1950-е годы.jpg

Фото 1950-х годов Britannica.com (direct link). Общественное достояние. Фото без изменений                                                      

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\7) 2007.jpg

Фото 2007 года. https://www.podkarpackahistoria.pl/wiadomosci/408,8-lipca. Фото без изменений

.

Надгробие короля обработано только с трёх сторон. Стенки надгробия разделены стрельчатыми аркадами, в которых помещены горельефы восьми мирян, сидящих на скамейках. Они смотрят друг на друга, и, кажется, ведут возбужденный разговор, в котором язык тела играет важную роль. Это королевские чиновники, различные по возрасту и значимости.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\4) Е 2019.jpg

Южная стенка надгробия. Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Главную роль играет старик с длинной бородой, он изображён на боковой западной стенке надгробия, под головой короля, которого сопровождает молодой человек. На южной стенке надгробия три пожилых человека без капюшонов и один молодой человек в капюшоне, на восточной боковой стенке у ног монарха – два младших чиновника.

D:\5c0e6d3e43e03_o_large.jpg

Фото 10 декабря 2018 года. Угол южной и восточной стенок надгробия. https://dziennikpolski24.pl/wawelnowyblasknagrobkakazimierzawielkiegopokonserwacjijesttezxxwiecznybaldachim/ga/13730574/zd/32691120. Фото без изменений

.

Причёски королевских придворных модно уложены, бороды аккуратно подстрижены, а одежда относится к европейской придворной моде XIV века. Некоторые из них одеты в очень модные придворные костюмы, в основном обтягивающие туники типа «точка застывания», подвергавшиеся резкой критике Церковью. Все остальные мужчины плотно закутаны в плащи с широкими капюшонами, отороченные мехом.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\2. Гробница Казимира III Великого\5) Е 2019.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Такие изображения на надгробиях встречаются крайне редко. Обычно на них изображали траурную или плачущую процессию. Мотив сидячих фигур был взят с надгробий во Франции XII века. Однако происхождение изображений на надгробии Казимира III следует искать в Италии, в Неаполе, на надгробиях местной Анжуйской династии. Надгробие Казимира III было создано под влиянием придворного стиля Габсбургов, сформированного так называемой – княжеской мастерской в Вене. Уже упомянутые надгробия герцога Австрии Рудольфа IV и его жены Екатерины Люксембургской в Вене, также имели сходные фигуры, но они не сохранились до нашего времени, и известны только с гравюр XVIII века.

Можно предположить, что композиция на надгробии Казимира III изображает государственную структуру – Королевства Польского, восстановленную при Владиславе I «Локетеке» и усиленную при его сыне и наследнике. Её можно интерпретировать как «corpus rei publicae» (то есть – орган республики), который состоит из определенных «конечностей», обеспечивающих его надлежащее функционирование, направленное на формирование структуры идеального государства, основанного на бестелесных ценностях – знаниях и мудрости. Таким образом, король является головой, а сенешали, судебные приставы, советники и судьи – его глазами и ушами. Наставники и мудрецы – осуществляют функцию сердца. Рыцари, как защитники, – это руки монарха, а торговцы, которые постоянно путешествуют, – его ноги. Наконец, есть работники, которые работают в поле и поддерживают тело и, таким образом, связаны с ногами короля.

Балдахин над гробницей Казимира III был установлен непосредственно на верхнюю плиту надгробия, потому что стена соединяющая колоны нефов, делала невозможным возведение отдельно стоящего сооружения. Балдахин Казимира III демонстрирует такие черты австрийских работ, как акцент на стройные пропорции, компактность, блочный характер и, прежде всего, последовательность перехода секций надгробия и опор балдахина.

Восемь тонких колонн соединяются наверху стрельчатыми аркадами. Колонны украшены виноградной лозой, листьями дуба и клёна. Аркады балдахина заполнены богатым многомерным узором. Над аркадами выступает профилированный карниз, пронизанный тонкими шпилями над осями колон.

D:\5c0e6d3e41224_o_large.jpg

Фото 10 декабря 2018 года. https://dziennikpolski24.pl/wawel-nowy-blask-nagrobka-kazimierza-wielkiego-po-konserwacji-jest-tez-xxwieczny-baldachim/ga/13730574/zd/32691116. Фото без изменений

.

Крестообразный свод резного балдахина, богат декоративными формами и христианскими символами. К сожалению, первоначальное убранство балдахина было утрачено. Все три пролёта его потолка были окрашены в XIX веке (1869? год) в тёмно-синий цвет с позолоченными звёздами.

Высокое мастерство резьбы по камню, тонкое чувство цвета и пластики материала, с каким скульптор сочетает гладкий красный известняковый мрамор массивного надгробия с шероховатым белым известняком балдахина, – всё выдаёт руку большого мастера, возможно, одного из ведущих краковских резчиков XIV века. Однако не исключено, что надгробие было создано за границей и привезено в Краков в виде тринадцати частей, соединение которых заметны, и соединено со сводом балдахина, изготовленным на месте.

В отличие от других средневековых надгробий, в которых преобладает религиозное содержание, надгробие Казимира III «Великого» имеет преобладание светских символических элементов. Христианские символы ограничены балдахином, который считался символом неба. Листья клёна символизируют терпение и добрые дела, дуб – глубокую веру и христианскую настойчивость, а виноградная лоза символизирует спасение. Нет никаких элементов, связанных с похоронным обрядом и трауром по умершему. Художественное оформление, состоящее из фигур короля и его чиновников, является символизмом королевства как политического и административного образования. Такие миниатюрные изображения украшают средневековые правовые кодексы, в то время как данное королевское надгробие является единственным сохранившимся примером такого оформления.

Комментарии к записи Гробница короля Казимира III «Великого» отключены