Капелла Святого Креста

18. Капелла Святого Креста (польск. Kaplica Świętokrzyska), также известна как Nosalitów, Ягеллонская (польск. Jagiellońską). Она посвящена Святому Кресту и Святому Духу (польск. Świętego Krzyża i Ducha Świętego).

Местонахождение капеллы. Капелла расположена справа от главного входа в костёл и примыкает к его западному фасаду.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\8. Капелла Святого Креста (Казимир IV )\1) 2012.jpg

Фото 20 октября 2012 года. АвторMach240390. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwaNa tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений

.

История капеллы. В 1467 – 1477 гг. за средства короля Казимира IV Ягеллончика, епископ Краковский, великий казначей короны и исповедник короля Ян Пжежавский герба «Полкожиц» (польск. Jan Rzeszowski lub Jan z Rzeszowa herbu Półkozic) построил капеллу в качестве усыпальницы для короля и его жены Эльжбеты «Ракушанки» Габсбургской. В 1470 году капелла была покрыта полихромом, в ней было установлено два триптиха.

Первым в капелле был похоронен её «строитель» епископ Ян Пжежавский, умер 28 февраля 1488 года.

В 1492 году в капелле был похоронен король Казимир IV Ягеллончик.

В 1505 году в капелле была похоронена королева Эльжбета «Ракушанка» Габсбургская.

В XVI веке полихром на стенах капеллы были частично обновлён.

Капелла Святого Креста была обставлена ​​необычайно богато, в её старейшей инвентарной описи 1563 года указано: более 20 реликвариев (разной формы, в том числе из чистого золота), 5 чаш, 32 ризы, 33 антепендиума и 27 картин (доски, расписанные снизу доверху) которые находились почти везде, на решётках капеллы и в алтаре.

31 января 1676 года в капелле в деревянном гробу в гробнице был похоронен король Михал Томаш Вишневецкий, умер 10 ноября 1673 года. В 1858 году каменное перекрытие его гробницы рухнуло, повредил череп короля. 29 ноября 1858 года его останки перезахоронены в Крипте св. Леонарда.

В 1753 году в капеллу было перенесено надгробие короля Владислава II «Ягелло», но в начале XX века оно возвращено на прежнее место.

D:\2_Jagiello.jpg

Надгробие Владислава II «Ягелло» в Капелле Святого Креста. Польский фотограф из Кракова Игнаци Кригер (польск. Ignacy Krieger). Около 1880 года. Национальная библиотека. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,67,obiekt_nagrobek_wladyslawa_jagielly_w_katedrze_wawelskiej.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1789 году у западной стены в центре было установлено надгробие епископа Краковского в 1759 – 1788 гг. Каетана Игнаци Солтыка герба «Солтык» (польск. Kajetan Ignacy Sołtyk herbu Sołtyk, умер 30 июля 1788 года), работа польского архитектора Кристиана Петра Айгнера (польск. Chrystian Piotr Aigner). Стены капеллы были побелены.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\10) надгробие епископа Kajetana Sołtyka, 2007.png

Надгробие епископа Каетана Солтыка. Фото 2007 года. АвторMathiasrex. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\8. Капелла Святого Креста (Казимир IV )\11) Е 2019.jpg

Надгробие епископа Каетана Солтыка. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\Picture-3.png

Крипта в 1854 году. http://posztukiwania.pl/blog/2014/06/09/kryptoportret-krola/. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SARCOP1.jpeg

Бельгийский художник и литограф Франсуа Стробант (польск. François Stroobant). Литография по его собственному рисунку из Краковского костёла на Вавеле польского историка и епископа Людвика Лентовского (польск. Ludwik Łętowski), Краков 1859 год. Национальный музей в Кракове. https://historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,464,obiekt_nagrobek_kazimierza_jagiellonczyka.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1870 году польским художником и профессором Изидором Яблонским (польск. Izydor Jabłoński) была предпринята реставрация капеллы в сочетании с восстановлением первоначального облика фресок и полихрома.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\5) A. Gryglewskiego, около 1872 года.jpg

Капелла, слева гробница Казимира IV. Польский художник, профессор Александр Константин Григлевский (польск. Aleksander Konstanty Gryglewski), около 1872 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1904 – 1905 гг. работы по реставрации полихромных росписей проводил польский художник и реставратор Юлиан Макаревич (польск. Julian Makarewicz).

В 1947 – 1951 гг. Рудольф Козловский (польск. Rudolf Kozłowski) проводил очередные реставрационные работы в капелле.

D:\Jagiellonczyk.jpg

http://www.poczet.com/foto/groby2.htm. Фото без изменений

.

В 2008 году капелла стала доступной для общественности.

Описание капеллы. Вход в капеллу закрывает ажурная решётка. Стены капеллы почти полностью покрыты полихромом и фресками. Фрески выполнены в 1470 году псковскими живописцами, приглашёнными в Краков королём Казимиром IV и его женой Эльжбетой. Помимо своих высоких художественных достоинств, фрески производят впечатление тем, что созданы в традициях византийской живописи на стенах готической капеллы.

На западной стене капеллы находилось изображение Страшного суда (единственная часть росписи, не сохранившаяся до наших дней), что диктовало эсхатологический характер всей живописной композиции. В этой связи стоит подчеркнуть связь королевских гробниц в капелле, с изображениями на стенах. 

D:\Holy_Cross_Chapel,_frescoes.jpg

https://ariananadia.livejournal.com/1619133.html. Фото без изменений

.

В нише северной стены, рядом с гробницей королевы Эльжбеты, находится фундаментная роспись, которая является частью композиции Знаменской Богоматери и Христа Эммануила (греч. Anápeson) с выражением надежды на спасение людей.

Над нишей южной стены, рядом с гробницей короля находится изображение Коймесиса («погружение в сон», церковно-славянское«успение»), так по-гречески именуется смерть Матери Марии. Подобное сопоставление захоронения с образом «успения» основано на глубоких теологических соображениях, и его прецеденты можно найти, например, в итальянском искусстве.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\12) росписи 1470 года.jpg

Росписи на стенах капеллы 1470 года. http://blog.globtroterkrakow.com/2014/12/19/00/09/4120/theholycrosschapelkaplicaswietokrzyska/krakowzabytkimonuments/. Фото без изменений

.

Витражи с изображением истории св. Креста разработаны польским живописцем, витражистом и графиком Юзефом Мехоффером (польск. Józef Mehoffer) и были изготовлены в 1905 году краковским архитектором Славомиром Одживольским (польск. Sławomir Odrzywolski).

В капелле находится два алтаря: Святой Троицы (польск. Świętej Trójcy) на восточной и северной стене и Богоматери Скорбящей (польск. Matki Bożej Bolesnej) на восточной и южной стене капеллы. Алтарные  триптихи: «Святая Троица» 1467 года и «Богоматерь Скорбящая» 4-й четверти XV века изготовлены в мастерской краковских художников. Последний, увенчан фигурами пророков, в центре триптиха статуи Божией Матери и Иисуса Скорбящего, почти в натуральную величину.

C:\ФОТО (архив)\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\1) Виталик, 29.09.2021 г\received_931379964124235.jpeg

Алтарь Богоматери Скорбящей. Фото 29 сентября 2021 года. Автор – ВЧ. Фото без изменений

.

В нижней части алтаря – ангелы держат гербы Польши, Литвы и Габсбургов. В четвертной части левого крыла алтаря с изображением Поклонения волхвов у одного из легендарных правителей – лицо короля Владислава II «Ягелло», скопированное с его надгробия.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\8. Капелла Святого Креста (Казимир IV )\13) 2012.jpg

Свод капеллы. Фото 2012 года. http://www.katedra-wawelska.pl/historia-katedry/zarys-dziejow-katedry/. Фото без изменений

.

9. Гробница короля Казимира IV Ягеллончика (польск. Nagrobek krola Kazimierza Jagiellończyka), умер 7 июня 1492 года в Гродно в Великом княжестве Литовском (белор. Гродна, ныне город, административный центр Гродненской области, Беларусь) в возрасте 64 лет.

Местонахождение гробницы. Гробница расположена в юго-западном углу вдоль южной стены Капеллы Святого Креста. Инвентарный номер гробницы – WKW/eIV/01, её размеры: длина 280 см, ширина 162,2 см, высота 386,1 см.

D:\19_kjn_001.jpg

Фото: www.katedra-wawelska.pl. Фото без изменений

.

История. Казимир IV Ягеллончик, правил Польшей почти полвека, проводя эффективную династическую политику, в которой важнейшую роль сыграли его многочисленные наследники от его брака с австрийской принцессой Элизабет фон Габсбург (Эльжбета «Ракушанка»). Она была дочерью Альбрехта II Габсбурга (нем. Albrecht II), герцога Австрии, короля Венгрии, Чехии и Германии и Эльжбеты Люксембургской (чеш. Alžběta Lucemburská), единственного ребёнка Сигизмунда I Люксембурга (лат. Sigismundus, нем. Siegmund), короля Венгрии, Германии, Чехии и императора Священной Римской империи. Старший их сын, Владислав (Уласло) II Ягеллончик (польск. Władysław II Jagiellończyk) стал королём Чехии в 1471 году и королём Венгрии в 1490 году, его сын Людовик (Лайош) II, в 1516 году унаследовал от отца, оба центральноевропейских королевства, но его преждевременная смерть десять лет спустя, 29 августа 1526 года, в битве при Мохаче (венг. Mohács, ныне город в медье Баранья в Южно-Задунайском крае Венгрии) с турками-османами, остановила территориальную экспансию семьи. Третий сын Казимир IV, Ян I Ольбрахт унаследовал от отца Польское королевство.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\1) Казимир IV, XV век.jpg

Король Казимир IV. XV век. https://pl.wikipedia.org/wiki/Kazimierz_IV_Jagiello%C5%84czyk. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1492 году 64-летний король Казимир IV путешествовал по землям Великого княжества Литовского. В дороге у него начались приступы диареи (поноса). В качестве лечения монахи-бернардинцы посоветовали употреблять печёные груши и чёрный хлеб. Но это средство помогало ненадолго. В июне король вынужден был остановиться в Гродно в Великом княжестве Литовском (белор. Гродна, ныне город, административный центр Гродненской области, Беларусь). У него болело сердце, и распухли ноги. Врач Якуб из Залесья перепробовал все средства, но помочь оказался бессилен. 7 июня 1492 года Казимира IV умер во сне.

Траурная процессия двинулась в 700-километровый путь из Гродно в Краков. Накануне тело усопшего обвернули малиновой парчой и обложили негашёной известью. Сверху крышку гроба покрыли тканью, сложенной в восемь слоёв, обмазали глиной и смолой. Вовнутрь положили все атрибуты, которые Казимир имел при себе. Путь длился целый месяц по невыносимой жаре. По прибытии в Краков открывать гроб, по-видимому, уже не рискнули.

11 июля 1492 года тело Казимира IV Ягеллончика было похоронено под полом капеллы. Гробница была заказана его женой Эльжбетой «Ракушанкой» и построена в 1492 году немецким скульптором из Нюрнберга Витом Ствошем (польск. Wit Stwosz, Файт Штос (нем. Veit Stoß), с 1477 по 1496 гг. он работал в Кракове). На надгробии у ног короля в позднеготическом стиле имеется полное имя мастера и знак его дома «EIT STVOS i gmerk». Рядом с именем высечена дата «1492» – год смерти короля и одновременно год окончания работы над гробницей, которая, по обычаю тех лет, была заказана ещё при жизни монарха.

D:\6e198eab48e14df4d96da5be57c090e3.jpeg

«Подпись» Вита Ствоша на надгробии. Рисунок польского живописца Яна Алоизия Матейко (польск. Jan Alojzy Matejko, умер в 1893 году). https://www.radiokrakow.pl/audycje/krol-uwieczniony-w-agonii. Национальный музей в Кракове. Общественное достояние. Фото без изменений 

.

Спорным вопросом является участие скульптора из Кракова Йорга Хубера из Пассау (польск. Jörg Huber z Passawy), оставившего своё имя на одной из верхних частей балдахина (капитель в северной части балдахина с внутренней стороны), на щите Голиафа – «IORIG HUBER VON IV». Хубер приехал в Польшу около 1496 года. По мнению некоторых исследователей, он взял на себя задачу отделки королевской гробницы, потому что в том же году Ствош вернулся в Нюрнберг и больше не приезжал в Краков. Однако более вероятно, что Хубер прибыл в Краков до 1496 года, но как подмастерья или помощник Ствоша. В таком случае, гробница Казимира IV не должна восприниматься как двухэтапное произведение искусства, а также и тем более как работа двух отдельных мастеров, подпись Хубера должна рассматриваться как очень редкий образец знака подмастерьев. Вит Ствош является автором всей концепции и подрядчиком большинства частей гробницы, участие Йорга Хубера ограничилось частичным возведением балдахина и нескольких капителей. Это объясняется различиями в пластической обработке деталей.

Гробница короля Казимира IV была изготовлена из красно-коричневого камня, добытого в Аднете недалеко от Зальцбурга в Австрии (польск. czerwony kamień z Adnet koło Salzburga), внутренние части балдахина были изготовлены из пиньчувского белого песчаника (польск. wapień pińczowski). Гробница занимает угловую юго-западную часть крипты. Король приказал поместить в своей усыпальнице следующую надпись: «Разрушитель этой работы будет проклят», а на саркофаге, выбита надпись: «Знаешь ли ты, что руки королей уходят далеко?»

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Без названия (2).png

«Pomnik krola Kazimierza Jagiellończyka w Kaplicy Świętokrzyskiej w katedrze wawelskiej». Рисунок 1817 года. Польский художник и график Михал Стахович (польск. Michał Stachowicz). https://polona.pl/item/wladyslawjagiellokazimierzjagiellonczyk,NDU2MzY4/0/#info:metadata. Общественное достояние. Фото изменено

.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\2) графика 1855-1858 гг., М. Fajans.jpg

Северная сторона надгробия. Автор – польский художник-рисовальщик и литограф Максимилиан Фаянс (польск. Maksymilian Fajans). Графика из альбома польского историка графа Александра Нарциза Пршездецкого (польск. Aleksander Narcyz Przezdziecki) «Образцы средневекового искусства от Возрождения до конца XVII века». Серия 2, Варшава Париж, 1855-1858 гг. Национальная библиотека. https://pl.wikipedia.org/wiki/Nagrobek_Kazimierza_IV_Jagiello%C5%84czyka. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\Без названия.jpeg

Северо-восточный угол надгробия. Польский художник Владислав Лущкевич (польск. Władysław Łuszczkiewicz). Графика из альбома польского историка графа Александра Нарциза Пршездецкого (польск. Aleksander Narcyz Przezdziecki) «Образцы средневекового искусства от Возрождения до конца XVII века». Серия 2, Варшава Париж, 1855-1858 гг. Национальная библиотека. https://historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,464,obiekt_nagrobek_kazimierza_jagiellonczyka.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\4) графика 1855-1858 гг..jpg

Северная сторона надгробия. Автор – польский художник-рисовальщик и литограф Максимилиан Фаянс (польск. Maksymilian Fajans). Графика из альбома польского историка графа Александра Нарциза Пршездецкого (польск. Aleksander Narcyz Przezdziecki) «Образцы средневекового искусства от Возрождения до конца XVII века». Серия 2, Варшава Париж, 1855-1858 гг. Национальная библиотека. Фото https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nagrobek_Kazimierza_Jagiello%C5%84czyka.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Без названия.jpeg

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Без названия (1).jpeg

Восточная сторона и эффигия надгробия. Польский литограф и живописец Анджей Брыдак (польск. Jędrzej Brydlak). До 1866 года. Национальная библиотека. https://historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,464,obiekt_nagrobek_kazimierza_jagiellonczyka.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\unnamed.jpg

Польский фотограф из Кракова Игнаци Кригер (польск. Ignacy Krieger). Около 1880 года. Национальная библиотека. https://historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,464,obiekt_nagrobek_kazimierza_jagiellonczyka.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\6) графика до 1890 г..png

Эффигия с надгробия Казимира IV. Графика до 1890 года. Автор – польский художник-рисовальщик и литограф Максимилиан Фаянс (польск. Maksymilian Fajans). http://www.sbc.org.pl/dlibra/doccontent?id=872&dirids=1. Общественное достояние. Фото без изменений

.

http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/sites/default/files/imagecache/resize_cooliris/artworks/113000/113545/87166.jpg

Фрагмент надгробия Казимира IV, балдахин. Фото 1940 года. Автор – Staatliche Bildstelle (Titzenthaler Edgar). http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/121468. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1947 – 1951 гг. при реставрационных работах в капелле была открыта гробница Казимира IV.

В конце 1972 года, когда в костёле начинались реставрационные работы, было принято решение об исследовании гробницы Казимира IV. По приглашению Польской католической церкви учёные должны были вскрыть захоронение, чтобы проверить, не пострадало ли оно во время Второй мировой войны. За работами, которыми руководили польский археолог, профессор Ежи Шидловский (польск. Jerzy Szydłowski) и профессор Альфред Маевский (польск. Alfred Mayevsky), следил ксёндз Франтишек Валантик (польск. Frantisek Valantik).

В пятницу 13 апреля 1973 года польские учёные, минув пустующую гробницу короля Михала Томаша Вишневецкого, пробурили 90 см стенку погребальной камеры Казимира IV. Маленькое отверстие в 2 см, не позволило рассмотреть, что находится внутри. Свою помощь предложил инженер-строитель Ян Мырляк (польск. Jan Myrlak), большой любитель археологии. На следующий день учёным было передано приспособление, названное «кошачьим глазом». Оно состояло из длинной проволоки, на конце которой находилась батарейка и небольшая лампочка. Однако желаемого результата это устройство не принесло. Через отверстие в стене были видны только несколько непонятных деревянных частей чего-то.

После многочисленных, но безрезультатных попыток усовершенствовать технику наблюдения, 7 мая археологи решили убрать один из каменных блоков стены погребальной камеры. Вход в королевскую усыпальницу был открыт. Оставалось только дождаться официального разрешения от церковных властей.

Но исследовательский интерес победил – присутствующие решили, что могут осмотреть могилу до получения разрешения. Единственным, кто выступил категорически против таких действий, был Стефан Валье (польск. Stephan Valier). Однако, он первым и вошёл в погребальную камеру, следом за ним – археолог Станислав Козел (польск. Stanisław Kozel).

Сразу стало очевидно, что гробницу не вскрывали с момента погребения.  В погребальной камере царил ужасный беспорядок: деревянный гроб развалился на две части, одна из которых зависала в воздухе почти на метровой высоте, а другая лежала на полу. Были заметны, хаотично лежавшие, кости взрослого человека: череп был перевёрнут, и находился в одной куче с плечевой костью, тазом и несколькими позвонками. Из королевских регалий на глаза сразу попался фрагмент меча.

Официальное разрешение на исследование содержимого погребальной камеры было получено 19 мая от архиепископа Краковского Кароля Юзефа Войтылы (польск. Karol Józef Wojtyła), будущего Папы Римского Иоанна Павла II (лат. Ioannes Paulus PP. II).

Погребальная камера имела размер 300 на 120 см. На её стенках находились абстрактные рисунки, сделанные углём или графитом. Реалистичным был только один рисунок – пчела. Гроб из цельного куска дерева имел длину 220 см, высоту – около 55 см, и наибольшую ширину – 60 см. Изначально он опирался на металлические кронштейны, закрепленные на высоте около 80 см над полом, и был стянут несколькими металлическими обручами. Со временем обручи разрушила коррозия, древесина рассыпалась от старости, и всё содержимое высыпалось на пол, превратившись в беспорядочную россыпь костей с кусками истлевшей ткани, посередине которой торчала рукоять меча. Из королевских регалий были найдены части скипетра, фрагменты золочёной кожи, из которой, вероятно, была сделана похоронная корона Казимира IV и массивный золотой перстень.

Захоронение по средневековым меркам оказалось весьма скромным. Ещё больше удивляло отсутствие богатой королевской одежды. Возможным ответом может служить то, что гроб короля по прибытию в Краков для похорон не открывали.

После извлечения останков короля и тщательной очистки пола гробницы вырисовался контур гроба, позволивший воссоздать его форму. Он был очень похож на египетскую мумию. Обнажённый труп короля, следов нижнего белья и обуви не обнаружено, был завёрнут и покрыт очень дорогой материей – малиновым альтембасом. Казимир IV получил в последний путь меч и королевские регалии из дерева. Труп был покрыт слоем негашеной извести. Это должно было сделать возможным транспортировку на большие расстояния. Крышка гроба плотно прижималась металлическими обручами. Все это было, несколько раз обвёрнуто плотной тканью, пропитанной смолой, что должно было гарантировать герметичность. Продукты распада трупа летом, могли оказаться своего рода «биологической бомбой». 

D:\szkielet (1).jpg

Кости Казимир IV. Фото 1973 года. Источник – http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото без изменений

D:\Jagiellonczyk2.jpg

Фото 1973 года. Источник http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото изменено

Череп короля. Фото 1973 года. Источник – http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото без изменений

.

Обследование костей короля проводили: судебно-медицинский эксперт, профессор Здислав Марек (польск. Zdzisław Marek) и судебно-медицинский патологоанатом, профессор Казимеж Егерманн (польск. Kazimierz Jaegermann). Рост монарха составлял примерно 174179 см. Симметричная структура черепа не противоречит утверждению, что Казимир был, по крайней мере, красивым мужчиной. По антропологическому типу он принадлежал к арменоидной расе (66,5%) с примесью нордика. В костях не было обнаружено никаких изменений, указывающих на прошлые травмы или патологические перерождения, кроме тех, которые связаны с возрастом королю на момент смерти шёл 65 год. Сильная бугристость костей в местах прикрепления мышц указывает на то, что Казимир не был «слабаком». Имеются сведения, что он вёл то, что мы сегодня называем – «здоровым образом жизни». Он не употреблял алкоголь, много двигался. Также он часто принимал ванны, видимо, обычно в компании одной-двух красивых паниА также, король был отцом 13 детей.

Кости Эльжбеты «Ракушанки» (слева) и Казимира IV (справа). Фото 1973 года. Источник – http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото без изменений

После четырёхмесячного изучения, 18 октября 1973 года, в присутствии архиепископа-митрополита Варшавско-Гнезненского, примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского (польск. Stefan Wyszyński) и кардинала Кароля Войтылы останки Казимира IV были перезахоронены под звон колокола «Зигмунт», в гробу с простой надписью«Casimirus Rex».

Открытие гробницы Казимира IV Ягеллончика породило историю о «проклятии Ягеллона». В течение следующего года умерли три участника исследования: 12 июня 1974 года от кровоизлияния в мозг – Феликс Дончак (польск. Feliks Donczak), 28 июня – инженер Стефан Валье, 6 августа – инженер Казимир Гурляк (польск. Kazimierz Gurlak). Ещё через год, 17 мая 1975 года, от разрыва аневризмы умер инженер Ян Мырляк. Всего, к 1983 году умерло 15 экспертов соприкасавшихся с могилой.

Среди исследователей захоронения Казимира IV был микробиолог Болеслав Смык (польск. Bolesław Smyk), принимавший участие в исследованиях почвенных бактерий рода Arthrobacter, наличия токсичных грибов в пищевых и сельскохозяйственных культурах, а также в почве. Накануне исследования королевской гробницы он был уверен, что камера, которая почти полтысячи лет была закрыта, не имеет реальных угроз для здоровья. Но, после нескольких часов нахождения рядом с королевскими останками у исследователей начинали болеть головы, появлялись сердечные боли, нарушалась координация движений. Микробиолог сам едва не потерял сознание, у него пропал сон, и в последующие две недели появились проблемы с концентрацией внимания. Симптоматика указывала на сильное отравление.

30 июля 1973 года Болеслав Смык и доктор Эдвард Ружицкий (польск. Edward Różycki) взяли пробы с коленной кости покойного короля. Первоначальные исследования результатов не дали, поэтому материалы решили на время оставить в термостате. Каким было удивление, когда выяснилось, что колонии бактерий и плесени выросли! Это была настоящая сенсация, о которой 26 ноября 1973 года на весь мир, сообщило агентство Франс Пресс: «В захоронении открыты бактерии, неизвестные науке. Эксперты, занимавшиеся исследованием погребальной камеры Казимира IV, обнаружили микроорганизмы, которые находились в состоянии анабиоза почти 500 лет».

Во взятых пробах имелся вид гетероталличных грибов-аскомицетов, относящийся к роду Аспергилл (лат. Aspergillus) Аспергилл жёлтый (польск. kropidlak żółty, лат. Aspergíllus flávus Link). Ранее это название применялось только к анаморфной стадии гриба, который был впервые диагностирован в 1809 году. Гриб содержит смертельно опасный микотоксин – афлатоксин. Из всех биологических ядов это органическое соединение является самым сильным канцерогеном из всех аналогов, известных в настоящее время. Он поражает кожу, внутренние органы и дыхательную систему. Являясь канцерогенным, он может привести к дегенерации нервов, отёку мозга, инфаркту и кровотечению. Большие дозы вызывают необратимые поражения печени, что приводит к неизбежной смерти в течение нескольких дней. Низкие концентрации подавляют иммунную систему, повреждают ДНК и активируют онкогены, то есть, провоцируют развитие онкологических заболеваний. После исследований образцы были уничтожены из-за опасений распространения. 

Надгробие Казимира IV реставрировали несколько раз, последний раз в 2005 году, когда были восстановлены части его деталей, в том числе и цветность.

Описание гробницы. Гробница Казимира IV является одним из важнейших образцов позднеготической скульптуры в Польше. С одной стороны, она явно относится к местной традиции, начатой ​​надгробием Владислава I «Локетека», с другой стороны, она вобрала в себя ряд уникальных иконографических решений, демонстрирующих эрудицию местных интеллектуальных кругов. Предполагается, что иконографическая программа этого образца была создана итальянским учёным-гуманистом, секретарём короля Казимира IV, Филиппом Каллимахом (настоящее имя Филиппо Буонаккорси, итал. Filip Callimachus, Filippo Buonaccorsi, умер в 1496 году).

Гробница Казимира IV, продолжила традиции вавельских гробниц и состоит из надгробия и балдахина, высеченных из камня. Надгробие имеет форму тумбы, увенчанной монументальным балдахином, поддерживаемым 8 колоннами, и расположено по оси восток-запад, из-за расположения в углу капеллы можно рассмотреть только две стороны надгробия.

D:\z20040436V,Nagrobek-Kazimierza-Jagiellonczyka-z-czerwonego-ma.jpg

https://wyborcza.pl/alehistoria/7,121681,20040245,klatwatutanchamonaijagiellonczykahistorianaukowa.html. Фото без изменений

.

Эффигия короля в натуральную величину, находится на выпуклой верхней плите надгробия с призматически обрезанной кромкой. Хотя королевская фигура глубоко врезана в мраморный блок, верхние точки рельефа имеют одинаковую высоту, в ней мы находим много трёхмерных элементов. Король представлен ​​совершенно исключительным образом. Это чрезвычайно выразительный и реалистичный образ, потому что правитель запечатлён в агонии.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\7) надгробие короля.jpg

Фрагмент гробницы. Эффигия короля. https://info.wikireading.ru/32430. Фото без изменений

.

Фигура умершего характеризуется сильным динамизмом, подчёркнутым расположением убранства короля, покрывающего его тело. Монарх лежит на спине, слегка согнув правое колено. Он облачён в полное коронационное облачение с королевскими атрибутами. Корона на голове украшена драгоценными камнями, а её верх состоит из переплетённых листьев чертополоха. Скипетр в левой руке имеет форму трости, увенчанной ажурным цветком, крест на державе не сохранился. На груди короля особое внимание привлекает богато украшенная накладка, с круглой застёжкой. На ней – среди орнаментов из зелени и драгоценных камней рельефное изображение обнажённой роженицы с высоко поднятыми коленями. Это единичный образ, аналогов которому пока не найдено. Рожающая женщина имеет символическое значение – в средние века она была символом Земли, Природы и плодородия. Чаще этот образ, интерпретируют в рамках патристики раннехристианской церкви; физическая смерть короля была сопоставлена ​​с рождением души для вечной жизни. Изображение Казимира IV является второй старейшей эффигией правителя в священной коронационной одежде.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\8. Капелла Святого Креста (Казимир IV )\1983.jpg

Фото 1983 года. http://www.katedra-wawelska.pl/historia-katedry/katedra-krolewska/. Фото без изменений

.

Особого внимания заслуживает лицо короля, где Вит Ствош со свойственной ему остротой наблюдения и глубиной проникновенности запечатлел переживания, которые король, по-видимому, испытывал перед смертью.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\88712~1.(IV\8) часть надгробия.jpg

Фрагмент гробницы. Лицо короля с надгробия. https://histmag.org/KazimierzJagiellonczykkrolewiczktoryniechcialbyckrolem-7372. Фото без изменений

.

По бокам у ног усопшего, два льва в качестве геральдических держателей. Головы львов облачены в эффектные рыцарские шлемы, увенчанные коронами. Сквозь решётчатые забрала видны звериные челюсти. Своими передними лапами левый лев держит герб Польши, а правый «австрийскую полосу» – герб Габсбургов, династии его жены, и коронационный меч, от которого сохранилось одно перекрестие.

Эффигия короля Казимира IV и размещение гербов, которые держат два львы, смоделированы по образцу надгробия императора Священной Римской империи Фридриха III Габсбурга (нем. Friedrich III, умер 19 августа 1493 года) в Соборе св. Стефана в Вене (нем. Stephansdom, в просторечии Steffl). Это сходство можно понимать, как сознательную попытку сослаться на искусство Габсбургов, что было мотивировано внешней политикой. Австрийское влияние на искусство в Малой Польше усилилось после женитьбы Казимира IV Ягеллончика и Элизабеты фон Габсбург в 1454 году. Кроме того, венская гробница является работой скульптора голландского происхождения Николауса Герхарта ван Лейдена (нидерл. Nikolaus Gerhaert van Leyden, умер в 1473 году), которому был отдан в ученики Вит Ствош.

Стенки надгробия украшены только с двух сторон потому, что могила Казимира IV была помещена в углу капеллы. Королевское надгробие состоит из четырёх соединенных вместе прямоугольных плит. На их стенках в углублениях Вит Ствош изобразил – не нарушая традиции – «плакальщиков». «Скорбящие» персонажи олицетворяют отдельные сословные группы – духовенство-магнаты, рыцари-шляхта, буржуа и крестьяне. Это иллюстрация тогдашнего Королевства Польского как государственной монархии.

D:\ea51edfc2235920353d9d37cc4c27446.jpg

Гипсовый слепок с боковой стенки надгробия, священнослужитель и светский сенатор с гербом Королевства Польского. Владислав Ельяш (польск. Władysław Eljasz, умер в 1921 году). https://www.radiokrakow.pl/audycje/krol-uwieczniony-w-agonii. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Однако рельефы Вита Ствоша – это уже не традиционное «гробовое спокойствие» монарших могил; его рельефы представлены более динамично, они насыщены беспокойством и драматизмом земной жизни, и это ставит гробницу Казимира IV в один ряд с главным шедевром Ствоша – алтарём Мариацкого костёла в Кракове. Сидящие на корточках мужчины одеты в модную в Кракове одежду конца XV ​​века, в основном в расстёгнутые по всей длине меховые пальто без застёжек. На их головах замысловатые кепки или большие шапки с поднятыми или опущенными ушными вкладышами. Каждая пара «плакальщиков» держит в руках гербы Польши, Литвы и польских земель, что напрямую отсылает нас к надгробию Владислава II «Ягелло». Сочетания человеческих фигур с гербами имеет свои традиции в баварской архитектуре, в том числе в работах Ханса Хайдера (польск. Hans Haider) или Вольфганга Леба (польск. Wolfgang Leb). В декоративных аркадах можно увидеть летучую мышь с распростёртыми крыльями, двух маленьких соколов, сову.

На восточной боковой стенке надгробия находятся гербы: Королевства Польского – «Белый орёл» и Ягеллонов – «Двойной крест», а на большой стенке гербы: Литвы – «Погоня», Добжиньской земли (польск. dobrzyńskiej) и Куявии. Геральдика на большой стенке была предметом различных интерпретаций. Наличие гербов Добжиня и Куявии, а также отсутствие гербов важнейших провинций страны или Королевской Пруссии, которая была включена в Королевство Польское Казимиром IV в 1466 году, можно интерпретировать как желание подчеркнуть связь Ягеллонов с династией Пястов. Таким образом, в данном случае геральдические украшения служат цели подчеркнуть преемственность королевской власти и уверенности в том, что она была передана на законных основаниях вместе с территориальным «ядром», которым являются родовые земли Владислава I «Локетека» и Казимира III «Великого».

Балдахин над надгробием Казимира IV граничит с архитектурой и «микроархитектурой», которая относится к самым последним и лучшим традициям в архитектуре Империи. Трёхпролётный балдахин опирается на симметрично расположенные восемь колон. Нижние части этих колон, состоящие из слитых призм, установлены на кубовидные постаменты, погруженные в основание гробницы на одну треть их высоты. Верхняя часть балдахина относится к архитектуре поздней готики – аркады с цветочными мотивами. Потолок балдахина состоит из трёх пролётов с каплевидными петлями, образованными из рёбер и расположенными по центру в виде розетки. Первоначально на навершиях балдахина находились окрашенные в красный цвет деревянные фигуры Христа, Марии и Святых, которые были разбиты в XVIII веке, а в XIX веке были заменены цветами в неоготическом стиле. На капителях изображены тринадцать эпизодов из Ветхого и Нового Заветов. Тип балдахина с основанием на опорах, погруженных в нижнюю часть гробницы, имел местный прототип в виде надгробия Болеслава I «Храброго», расположенного в нефе Познаньского костёла.

Мы имеем дело с неоднородным произведением. Общая форма надгробия Казимира IV напрямую относится к более старым надгробиям, находящимся в костёле: Владислава I «Локетека» сюжет «скорбящих», Казимира III «Великого» использование мрамора в качестве скульптурного материала и Владислава II «Ягелло» – геральдика, относящаяся к Corona Regni Poloniae. Фигура Казимира IV представляет собой один из старейших иконографических образов в истории искусства – короля как священника.

Гробница Казимира IV Ягеллончика, как упоминалось выше, является одним из самых ярких произведений позднеготического искусства, а также одним из самых выдающихся погребальных произведений, сохранившихся до настоящего времени. Это результат ряда существенных изменений, произошедших в Польше в XV веке, одно из ярчайших свидетельств процветания династии Ягеллонов, знаменующее начало «золотого века» польской культуры.

.

12. Захоронение королевы Эльжбеты Габсбургской «Ракушанки», умерла 30 августа 1505 года в Кракове в возрасте около 68 лет.

Местонахождение захоронения. Ныне захоронение королевы Эльжбеты «Ракушанки» находится по другую сторону от гробницы мужа у северной стены капеллы, первичное надгробие не сохранилось.

D:\Rakuszanka.jpg

Надгробие Эльжбеты «Ракушанки»http://www.poczet.com/foto/groby4.htm. Фото без изменений

.

История. История окрестила Эльжбету «Ракушанку»«матерью королей»на престолы сели четверо её сыновей, один стал святым. Благодаря бракам своих дочерей она была связана с большинством правящих королевских семей.

C:\ФОТО (архив)\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\Коллегиум Майус (музей), 1400 год\1.jpg

Коллегиум Майус (лат. Collegium Maius) Ягеллонского университета. Над входом геральдический фриз. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Plik:Krakow 2016 22.jpg

Геральдический фриз на здании «Коллегиум Майус», первый справа, после герба епископа Фредерика Ягеллончика, в верхнем ряду герб Эльжбеты «Ракушанки». Фото 5 июля 2016 года. АвторScotch Mist. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwaNa tych samych warunkach 4.0 Międzynarodowe. Фото без изменений

.

D:\rakuszankaherb1.gif

http://www.kryminalistyka.fr.pl/forensic_groby_elzbieta.php

.

Королева-вдова Эльжбета «Ракушанка» умерла 30 августа 1505 года в Кракове в возрасте около 68 лет. Она пожелала, чтобы её похоронили в могиле двух умерших в детстве дочерей, носивших также имя – Эльжбета (старшая умерла 9 мая 1466 года в возрасте 1 года, младшая умерла между 19 мая 1480 и 20 мая 1481 года в возрасте около 8-9 лет), в гробнице, в правом южном углу капеллы.

Годы изменений и реконструкций привели к исчезновению следов её могилы над полом. Перенос в 1753 году в капеллу надгробия короля Владислава II «Ягелло» окончательно уничтожил какие-либо следы надгробия королевы Эльжбеты.

В 1895 – 1910 гг. во время реставрационных работ в костёле, были предприняты ряд действий, направленных на то, чтобы упорядочить местную «историческую память». Была выдвинута идея, изготовить саркофаг для жены короля Казимира IV ЯгеллончикаЭльжбеты «Ракушанки». Но проект так и не был реализован. К тому же место захоронения королевы с годами было «утеряно». 

В 1973 году по инициативе архиепископа Краковского кардинала Кароля Юзефа Войтылы (польск. Karol Józef Wojtyła), будущего Папы Римского Иоанна Павла II, во время ремонтных работ в капелле были начаты поиски места захоронения Эльжбеты. Когда место захоронения было, наконец найдено, выяснилось, что в XVIII веке гробница была разделена на две части. Останки Эльжбеты и её дочерей просто сдвинули в небольшой отсек. Первоначальную гробницу засыпали щебнем. Кстати, сюда же были перенесены кости с захоронения у южной стены капеллы

Вся эта путаница поставила задачу вначале определить, какие останки принадлежат Эльжбете «Ракушанке». За эту непростую задачу взялись судебно-медицинский эксперт, профессор Здислав Марек (польск. Zdzisław Marek) и судебно-медицинский патологоанатом, профессор Казимеж Егерманн (польск. Kazimierz Jaegermann).  

Кости из захоронения доставили в Институт судебной медицины. Считалось, что наиболее полный скелет должен принадлежать Эльжбете «Ракушанке». Был найден только один череп. Его исследования установили, что это череп женщины, умершей в возрасте около 70 лет, поэтому доводы были правильными. Остальная часть скелета королевы была собрана путем сортировки костей в соответствии с их анатомической структурой. Выводы, сделанные в результате исследования скелета, наверняка удивили многих.

На основании исследования асимметрии в строении черепа было установлено, что у Эльжбеты был неправильный прикус. Верхние резцы, поставленные почти плоско, постоянно торчали между губ. Правая половина черепа была менее развита, чем левая. Такие изменения наблюдаются у людей с неправильным положением головы. Наличие очень высоких глазниц, предполагает узкое и длинное лицо. 

В позвоночнике видны явные изменения, вызванные туберкулёзом костей. Вероятно, в этом виноваты условиях, в которых оказались Эльжбета и её брат Ладислав «Постум» (лат. Ladislaus Postumus), после смерти 19 декабря 1442 года их матери Эльжбеты Люксембургской (отец умер ещё ранее). Их опекуном и новым королём Германии и императором Священной Римской империи стал их родственник Фридрих III (нем. Friedrich III), герцог Внутренней Австрии. Однако, он не слишком заботился о выполнении опекунских обязанностей, дети часто страдали от голода и холода. Грудные позвонки Эльжбеты «Ракушанки» слились в единый костный блок. Позвоночник имеет S-образную форму (сколиолитическая деформация позвоночника: представляет собой боковые изгибы позвоночного столба, проявляется уменьшением объема брюшной полости, нарушением расположения и работы внутренних органов). Исходя из длины трубчатых (длинных) костей, рост Эльжбеты составлял 169173 см. Однако искривление позвоночника привело к тому, что королева была ростом чуть больше 160 см.

Кости Эльжбеты «Ракушанки» (слева) и Казимира IV (справа). Фото 1973 года. Источник – http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото без изменений

Череп Эльжбеты «Ракушанки». Фото 1973 года. Источник – http://www.poczet.com/jagiellonczyk.htm. Фото без изменений

Историки, желая подтвердить результаты судебно-медицинской экспертизы, искали в источниках описание внешности Эльжбеты «Ракушанки». К сожалению, ни описания, ни её портрета не нашли. Ни один из хронистов, восхваляющих мудрость и доброту Эльжбеты, никогда не восхвалял её красоту. Пища для размышлений это описание, сделанное польским историком XVI века Марцином Бельским (польск. Marcin Bielski). Историк очень дипломатично её описал: «… она ни на кого не была похожа (…) и её характер отличался от всех иных людей …». Когда Эльжбета прибыла в Польшу, имеется описание реакции на неё короля: «… поприветствовав свою невесту, он убежал и двое суток не хотел её видеть. Королева-вдова София, мать Казимира IV, заботилась об Эльжбете». Казимир «… созвал своих приближённых на совет и сказал, что ему не нравится невеста и (…) они должны дать ему совет, потому что он не хочет, чтобы она стала его женой …». Однако, через два дня, приближённым удалось убедить Казимира в том, что дипломатия и польза от этого брака важнее его каприза. Кстати, брак оказался на редкость удачным. Эльжбета родила 13 детей, причём супруги на долго не расстались и даже, вместе отправлялись в дальние поездки. Хотя имеются сообщения, что однажды король сломал ей запястье.

18 октября 1973 года, в присутствии архиепископа-митрополита Варшавско-Гнезненского, примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского (польск. Stefan Wyszyński) и архиепископа Краковского кардинала Кароля Войтылы останки Эльжбеты «Ракушанки» были перезахоронены под звон колокола «Зигмунт», в гробу с простой надписью«Elisabeth Regina».

Комментарии к записи Капелла Святого Креста отключены