Кенотаф короля Владислава III «Варненчика»

6. Кенотаф (символическая гробница) короля Владислава III «Варненчика» (польск. Pomnik krola Władysława Warneńczyka w formie nagrobka), погиб 10 ноября 1444 года в битве под Варной (болг. Варна, ныне город, административный центр Варненской области в Болгарии) с турками-османами, в возрасте 20 лет.

Местонахождение кенотафа. Кенотаф находится между колоннами, отделяющими главный неф от северного, и доступен со всех сторон. Инвентарный номер кенотафа – WKW/eIV/04, его размеры: длины 356 см, ширина 215 см, высота 360 см.

C:\ФОТО (архив)\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\1) Виталик, 29.09.2021 г\received_911042423162258.jpeg

Фото 29 сентября 2021 года. Автор – ВЧ. Фото без изменений

.

История. В интернете встречается противоречивая информация со ссылкой на польского историка XV века Яна Длугоша (польск. Jan Długosz), который лично знал Владислава III, а также общался с людьми из его окружения, что «склонен Ягеллончик к мужским наслаждениям, …, что даже во время войны, когда вокруг царил страх и было множество врагов и следовало просить Божьего милосердия, он предавался омерзительным наслаждениям». В то же время, через несколько предложений Ян Длугош пишет о короле: «Ни одно столетие никогда не видело и никогда не увидит более католического и святого правителя, который для своего высшего блага никогда не вредил ни одному христианину. […] Наконец, как святой правитель и второй ангел на земле, он прожил дома и вовремя войны безбрачную и девичью жизнь».

Историки не поддерживают тезис о гомосексуальности Владислава III. Нет ни одного упоминания об этом среди польских, венгерских, чешских, ватиканских или (враждебных королю) австрийских источников XV века.

D:\800px-Władysław_Warneńczyk_seal_1438.png

Королевская печать, 1438 год. Władysław Warneńczyk seal 1438.PNG. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1444 году нарушив 10-летнее перемирие, недавно заключённое с турками-османами в Сегеде в 160 километрах к юго-востоку от Будапешта (венг. Szeged, ныне город, административный центр медье Чонград в Венгрии), король Владислав III возглавил крестовый поход венгерских и польских войск против Османской империи. В битве с войском султана Мурада II (тур. İkinci Murat) у города Варна (болг. Варна, ныне город, административный центр Варненской области в Болгарии) 10 ноября 1444 года он потерпел жестокое поражение и погиб в бою.

Тело монарха так и не было найдено на поле битвы, что стало поводом для появления слухов о его богатырских подвигах и чудесном спасении. В результате на некоторое время даже была отложена коронация его младшего брата Казимира IV Ягеллончика.

Всё это породило многочисленные версии рассказывающие, о появлении Владислава III в разных уголках Европы, в том числе в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (галис. и исп. Santiago de Compostela, ныне город, столица автономного сообщества Галисия в Испании) или португальском острове Мадейра. Португальская легенда гласит, что король под именем Энрике Алемао (польск. Henrique Alemao) поселился в поместье Мадалена-ду-Мар на Мадейре. Там он женился на дворянке Эгнес Жуан душ Рейс Гомеш, имел сына и умер в море в возрасте более 40 лет. Продолжением этой легенды является утверждение, что его сыном был Христофор Колумб (лат. Christophorus Columbus).

Появлялись и самозванцы, выдававшие себя за покойного короля, самым известным из них был Ян из Вильчины (польск. Jan z Wilczyny), который прибыл в Великую Польшу в 1451 году.

В настоящее время большинство историков отвергают версии о возможном спасении короля в битве, ссылаясь на очень подробное описание событий при Варне, османского историографа («вакаа-невис») 2-й половины XVI века Ходжи Эффенди (тур. Hoca Efendi, или Саад-эд-дин). Согласно этому рассказу: «Янычар по имени Ходжа Хазер (тур. Hoca Hazer) храбрым нападением ранил королевского коня, сбил наставника ада с ног, отрубил его нечестивую голову и отнёс её падишаху, получив хвалу, милость и щедрую награду. Голову несчастного короля отправили в Бурсу (тур. Bursa, ныне город, административный центр ила Бурса), бывшую столицу османов, чтобы выставить там, на виду у простых людей. Чтобы она не портилась, её залили мёдом».

По некоторым данным, султан османов много лет хранил голову польского короля в качестве военного трофея в горшочке с мёдом, чтобы защитить её от гниения. К слову, посланнику Венецианской республики в столице Османской империи Стамбуле (тур. İstanbul) подарили сохранившуюся мужскую голову. Однако у неё были светлые кудри, а король был темноволосым.

Трагические обстоятельства, при которых погиб король Польши, независимо от того, был ли он «последним крестоносцем» и мучеником за веру, или молодым и безответственным правителем, чей энтузиазм привёл к серьезному поражению его собственной армии, и к тому, что не было даже памятного места о нём в костёле на Вавеле.

В 1875 году был введён обычай, совершать памятные мессы за души усопших правителей в Крипте св. Леонарда, под западной частью костёла. Панихиды по Владиславу III, очевидно, проводились 11 ноября, в годовщину битвы при Варне, за средства фонда созданного князем Романом Дамианом Евстахием Павлом Сангушко герба «Погоня» (польск. Roman Damian Sanguszko herbu Pogoń) и Пелагеей Сангушко (польск. Pelageya Sangushko).

В начале XX века на растущей волне интереса к истории Польши, была выдвинута инициатива по созданию памятного места связанного с Владиславом III.

10 января 1903 года епископ Краковский, кардинал Ян Мауриций Павел Пузына из Козельска герба «Огинец» (польск. Jan Maurycy Paweł Puzyna z Kosielska herbu Oginiec) подписал с польским скульптором Антони Францишеком Мечиславом Модейским герба «Порай» (польск. Antoni Franciszek Mieczysław Madeyski herbu Poraj) контракт на изготовление памятного надгробия Владиславу III. Оно было изготовлено в Риме в 1904 году, из красного мрамора и бронзы (польск. сzerwony marmur, brąz).

В апреле 1906 года памятное надгробие в готическом стиле было доставлено в костёл на Вавеле в Кракове и установлено между колоннами, отделяющими главный неф от северного. Его официальное открытие состоялось 7 июля 1906 года.

4 августа 1935 года болгарский царь Борис III (болг. Борис III) открыл монумент-мавзолей (фактически кенотаф) короля Владислава III, на месте Варненской битвы в одной из двух перестроенных античных фракийских гробниц. На фасаде имя Владислава Варненчика, короля Польши и Венгрии, вождя христианских войск. Внутри находится копия его краковского кенотафа. Ныне поле битвы под Варной находится в северо-западном районе болгарского города Варна.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\7. Кенотаф Владислава III Варненчика\7) в Варне, 2006.jpg

Монумент-мавзолей на месте Варненской битвы. Фото 16 августа 2005 года. АвторMaksim. Лицензия Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений

.

Описание кенотафа. Кенотаф Владислава III является одним из лучших примеров историзации скульптурной надгробной плиты в Польше и относится к готической гробнице-балдахину, напоминающей краковские архитектурные произведения XV века.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\7. Кенотаф Владислава III Варненчика\1) 2007.jpg

Кенотаф короля с южной стороны. Фото 15 июля 2007 года. АвторPoznaniak. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 2.5. Фото без изменений

.

На верхней плите, барельефное изображение фигуры молодого короля с идеализированными чертами лица, в полном вооружении как рыцаря и защитника христианства, держащего на груди обнажённый меч – «Щербец» (польск. Szczerbiec).

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\7. Кенотаф Владислава III Варненчика\3) Е 2019.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Однако, «Щербец» это церемониальный меч средних веков и применялся во время торжественных коронаций, для совершения ритуалов правосудия и никогда не использовался в реальных битвах. Таким образом, Владислав III владеет не обычным мечом, а артефактом, имеющим ряд символических значений. Меч обладает знаком королевской власти и является единственной польской регалией, уцелевшей после разделов Речи Посполитой. Щербец имеет следующие размеры: общая длина98,4 см, длина клинка82 см, ширина лезвия5 см. Меч хранится на Вавеле в Кракове, где стал одной из самых почитаемых национальных реликвий.

File:Szczerbiec.PNG

Графическая документация польского коронационного меча – Щербец, 1764 год. Автор – Криштоф Вернер (польск. Krzysztof Werner). Источник – Extracted from File:Krzysztof Józef Werner 001.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\Szczerbiec_Wawel_crop.jpg

Меч Щербец в Королевском замке на Вавеле. Фото 1 сентября 2010 года. Автор – metal.beast. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 2.0. Фото без изменений

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\7. Кенотаф Владислава III Варненчика\5) фрагмент, 2007.jpg

Фрагмент гробницы. Фото 2007 года. Автор – Cezary Piwowarski. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Localized2.0 Localized и 1.0 Localized License. Фото без изменений

.

В ногах короля фигура молодого льва, являющаяся символом силы и храбрости. Отсутствие других атрибутов королевской власти, кроме короны, указывает на желание не столько подчеркнуть достоинство монарха, сколько прославить погибшего, как рыцаря. Историческая миссия Владислава III также иллюстрирована в геральдической композиции на боковых стенках кенотафа – гербах двух королевств Польши и Венгрии и короткой надписи готическим шрифтом, выгравированной по краю верхней плиты: «Laduslaus III poloniae et hungariae Rex nat [us] a [nno] D [omi] ni МCCCCXIV / pro christiana inclytam / ad warnam pugnam acriter pugnans mortem gloriosam p [er] petuit an [n] o Domini МCCCCXLIV». В тексте особо подчёркивается, что король Польши и Венгрии постиг благородную смерть в ужасной битве.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\7. Кенотаф Владислава III Варненчика\2) Е 2019, кенотаф.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Конструкция кенотафа с отдельно стоящим балдахином, явно отсылает к местной средневековой традиции поминовения королей. Однако образ Владислава III как «крестоносца» не фигурирует ни в одной из более ранних гробниц в костёле. Он скорее отражает идеализированное восприятие средневековья и прошлого Польши на рубеже XIX и XX веков.

.

.

.

.

.

.

.

Комментарии к записи Кенотаф короля Владислава III «Варненчика» отключены