Саркофаг Барбары Запольяи

1. Саркофаг Барбары Запольяи (польск. Sarkofag królowej Barbary Zapolyai), 1-я жена короля Сигизмунда I «Старого», умерла 2 октября 1515 года в Кракове от родовой горячки в возрасте 20 или 25 лет.

Местонахождение саркофага. Ныне саркофаг находится в Крипте Сигизмундовской

История. Барбара происходила из венгерского знатного рода Запольяи. Она была дочерью магната и воеводы Иштвана Запольяи и Ядвиги Цешинской, дочери князя Пржемыслава II Цешинского из Силезии из династии Пястов. 

Plik:Coa Hungary Family Szapolyai Barbara.svg

Герб рода Барбары Запольяи. Автор – Madboy74. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений

.

Брак Барбары с королём Сигизмундом I был следствием многолетних политических интриг и действий, связанных как с внутренней политикой в Венгрии (нежеланием венгерского дворянства усиления в их стране влияния Габсбургов), так и в Польше (противостояние её с Московией и Тевтонским орденом). Несмотря на большую разницу в возрасте и политическую подоплёку этого брака, семейная жизнь Сигизмунда и Барбары протекала вполне удачно. Король весьма любезно относился к супругебудучи многократно в разъездах в тех случаях, когда Барбара не могла его сопровождать, он писал ей, постоянно заботясь о состоянии здоровья жены, сохранилось 20 писем Сигизмунда к Барбаре. Современники также свидетельствуют о мягком, сострадательном характере королевы, её набожности. Она практически не участвовала в политической жизни Польши. 

D:\Zapola_Barbara.png

Барбара Запольяи. Источник – Деций Йодокус Людовик (лат. Decius Iodocus Ludovicus (Jodok Decjusz)), «О древностях поляков». Книга I. «О семье Ягеллонов». Краков, 1521 год (лат. De vetustatibus Polonorum liber I. De Jagellonum familia, Kraków 1521). Общественное достояние. Фото без изменений

.

1 июля 1515 года, после вторых родов, королева Барбара Запольяи тяжело заболела. Лечением в основном занимался придворный врач короля Леонард Пичиховский (польск. Leonard Pieczychowski), получивший образование в Болонье. Несмотря на усилия врача, королева не поправлялась. Она была прикована к постели с начала июля до конца сентября 1515 года. Барбара страдала от частых болезненных приступов, которые затем назвали пароксизмами (польск. paroksyzmami). В конце сентября 1515 года состояние королевы заметно улучшилось, несмотря на всё ещё повторяющиеся умеренные пароксизмы, но вечером 30 сентября у королевы случился сильный приступ, который, свидетель её страданий, польский латиноязычный поэт, канцлер королевы Анджей Кжицкий герба «Котвич» (польск. Andrzej Krzycki herbu Kotwicz), описал в своей переписке как апоплексический удар.

2 октября 1515 года на рассвете, при сильной боли и невообразимой агонии королева умерла на руках Анджея Кжицкого в присутствии отчаявшегося мужа.

Как видим, Барбара Запольяи умерла через три месяца после родов. Внезапное улучшение её состояния в конце сентября было временным, за ним последовало резкое ухудшение её состояния в сочетании с участившимися приступами. Симптомы указывают на высокую вероятность перинатального заражения. Стресс, связанный с длительной разлукой с мужем, уехавшим из Кракова в начале марта и вернувшимся в столицу только в конце августа, мог сыграть большую роль в ухудшении состояния королевы после родов. Кроме того, в этот период в Кракове наблюдался рост числа инфекционных заболеваний.

Искусствовед и музеолог Инга Платовская-Сапетова (польск. Inga PlatowskaSapetowa, умерла в 2019 году) выдвинула гипотезу о том, что возможной причиной смерти королевы Барбары был оставшийся в её теле фрагмент плацентарной ткани. Это привело к усилению патологических изменений, которые привели к смерти молодой женщины в результате прогрессирующего воспалительного процесса половых путей, с подавлением которого лекарства не справились.

18 октября 1515 года королева Барбара была похоронена в Капелле Вознесения Пресвятой Девы Марии (польск. Kaplicy Wniebowstąpienia Najświętszej Marii Panny, ныне на этом месте Капелла Сигизмундовская) в костёле на Вавеле. На похороны приехала её мать Ядвига Цешинская с сыновьями.

Останки королевы, вероятно, покоились в капелле только до 1517 года, когда её муж-вдовец Сигизмунд І принял решение построить на этом месте новую капеллу как усыпальницу для своей семьи, получившую название Капелла Сигизмундовская. На время строительства гроб с телом Барбары был временно перенесён в неизвестное место.

13 июня 1533 года по распоряжению Сигизмунда I «Старого» останки Барбары были перезахоронены в специально построенной крипте под Капеллой Сигизмундовской, позже крипта была названа именем короля – Крипта Сигизмунда «Старого». Первоначально Барбару собирались похоронить в общем саркофаге с её мужем. Однако, её останки были помещены в другой саркофаг простой формы, вместе с останками её 4-х летней дочери Анны Ягеллонки, умершей 8 мая 1520 года в Кракове и похороненной 25 мая 1520 года в костёле на Вавеле.

После похорон мужа в 1548 году в Крипте Сигизмунда «Старого» саркофаг Барбары с останками матери и её дочери был перенесён в Крипту Сигизмундовскую.

В 1632 году по инициативе и за средства короля Сигизмунда III Вазы проведена первая реставрация саркофага королевы Барбары.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\2)A124~1\3)7697~1\5)9722~1\1) Барбара Запольяи\2) 1817.png

«Sarkofag królowej Barbary Zapolyi, pirewszej żony Zygmunta I». Рисунок 1817 года. Польский художник и график Михал Стахович (польск. Michał Stachowicz). Источник – https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Barbara_Zapolya_1817_Stachowicz.png. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1840 году за средства императора Австрии Фердинанда I (нем. Ferdinand I) Габсбурга проведена вторая реставрация поврежденного саркофага королевы Барбары.

В 1874 году проведена очередная реставрация саркофага, совмещённая с осмотром и инвентаризацией его содержимого. Выявлено, что захоронение Барбары было вскрыто при неизвестных обстоятельствах. В саркофаге находился частично повреждённый внешний оловянный гроб, который был заполнен смешанными человеческими костями, щебнем и кирпичами. На перевёрнутой крышке внутреннего деревянного гроба были найдены череп и кости, а также предметы погребального инвентаря захоронения королевы. Барбара Запольяи была похоронена в бархатных и атласных одеждах, фрагменты которых хорошо сохранились. Также была обнаружена текстильная кисточка. На волосах королевы находилась серая шёлковая сетчатая шапочка. 

В начале XX века саркофаг Барбары находился в Крипте Ваза у южной стены.

 

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\2)A124~1\3)7697~1\5)9722~1\8) 2012.jpg

В дальней части Крипты Сигизмундовской, за полуразрушенной романской стеной, слева саркофаг Барбары Запольяи. Фото 2012 года. Источник – https://gorskiewedrowki.blogspot.com/2012/10/droga-krolewska-cz6-wawel.html. Фото изменено

.

D:\unnamed.gif

Источник – http://www.royaltombs.dk/lithuania.html. Фото без изменений

.

В 2017 году саркофаг королевы Барбары был отреставрирован в реставрационной мастерской Агнешки и Томаша Тшош (польск. Agnieszka i Tomasz Trzosh) в ​​Тыхе (польск. Tychy, ныне город административный центр гмины Тыхы в Силезском воеводстве). Саркофаг возвращён в крипту 14 декабря 2017 года и установлен перед полуразрушенной романской стеной.

D:\Zapolya.jpg

Саркофаг Барбары Запольяи перед полуразрушенной романской стеной. Источник – http://www.poczet.com/foto/groby4.htm. Фото без изменений

.

D:\25348338_1213151262119912_4635238148184304332_n.jpg

Слева саркофаг Барбары Запольяи. Фото 14 декабря 2017 года. Источник – https://www.facebook.com/KatedraWawel/photos/pcb.1213151515453220/1213151262119912/?type=3&theater. Фото без изменений

.

В экспозиции Олесского замка в Украине находится уникальная памятка XVI века – бюст неизвестной женщины, неизвестного скульптора XVI века, из белого мрамора с остатками позолоты и полихромии. Размеры 55,5 х 51 см.

Примечание. Олесский замок (укр. Олеський замок, польск. Zamek w Olesku) ныне возле посёлка городского типа Олеско (укр. Олесько) в Золочевском районе Львовской области Украины, памятник архитектуры XIVXVII вв. В 1965 году руины Олесского замка начали обустраивать сотрудники Львовской картинной галереи (ныне Львовская национальная галерея искусств имени Б.Г. Возницкого). С 21 декабря 1975 года в Олесском замке действует экспозиция Львовской картинной галереи. В экспозиции замка-музея выставлены произведения искусства XIIIXIX вв.: живопись, скульптура, иконы.

В Олесский замок из Львовской картинной галереи был также передан и мраморный бюст XVI века.

D:\Barbara_Zápolya_Oles'ko.jpg

Мраморный бюст в 3-м зале Олесского замка. Фото 19 мая 2007 года. Автор – Asta. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\3a971409f0c6b75ea12cedbdc12aad61.jpg

Автор – facebook.com. Фото без изменений

.

Бюст размещён на квадратной подставке, на которой с лицевой стороны выгравирован в технике низкого рельефа герб Радзивиллов «Трубы» (польск. Trąby). В связи с этим бюст долгое время приписывали королеве Барбаре Радзивилл, 2-й жене короля Сигизмунда II Августа.

D:\446px-POL_COA_Trąby.svg.png

Герб «Трубы». «Гербовник Польши от средневековья до XX века». Тадеуш Гайл (польск. Tadeusz Gajl), Гданьск 2007 год. Автор – Avalokitesvara. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

Ныне мнение склоняется в сторону – Барбары Запольяи. Но, вопрос остаётся спорным.

Известно, что во 2-й половине XIX века, бюст находился во Львове, город входил в состав Австро-Венгрии (укр. Львів, ныне город, административный центр Львовской области Украины), в частной коллекции польского историка Владислава Лозинского (польск. Władysław Łoziński, умер 25 мая 1913 года во Львове). В 1897 году он опубликовал этот бюст в своём каталоге. Позднее бюст был представлен В. Верещагиным в альбоме «Старый Львовъ» (Петроград). В 1914 году дворец и коллекция произведений искусства Владислава Лозинского были куплены городом и до настоящего времени являются собственностью Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого.  

Бюст изготовлен в ренессансных традициях: он находится на подставке, где чётко виден герб Радзивиллов «Трубы». Молодая женщина представлена в торжественном костюме с горностаевой мантией, двойная нить жемчуга украшает шею, волосы согласно ренессансной моде, закрыты ажурной итальянской сеточкой. Её аристократичную головку венчает корона Ягеллонов; в ушах – дорогие серёжки-подвески. Очевидно, первоначально бюст был полихромный и украшен позолотой.

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Олеськи, 19.08.2021 р\20210819_115121.jpg

Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

.

Скульптор детально и профессионально проработал тонкие черты лица женщины, подчёркивая выразительные глаза с чёткими веками, аккуратный нос с дрожащими ноздрями, маленькие губы, нижний овал продолговатого лица. Чувствуется, что автор стремился создать правдивый женский образ.

Портретное изображение выполнено согласно ренессансно-европейским канонам: детально проработаны черты лица, складки одежды, украшения. С таким же вниманием скульптор относился и к декоративной стороне портрета, например, ажурную сеточку, которая прикрывает волосы женщины, можно смело назвать шедевром резного искусства, настолько профессионально и одновременно филигранно выполнено это женское украшение. То же самое относится и к короне, парадные серёжки-подвески поражают ювелирным мастерством. Только скульптуры периода Возрождения заботились о целостности образа, они стремились в совокупности передать внутреннее состояние модели с её внешним видом, который одновременно подчёркивал её высокий социальный статус.   

В 1974 году за результатами технико-технологического анализа кристаллов мрамора, который проводили специалисты реставрационных центров: Москвыаучно-реставрационная мастерская имени академика И.Э. Грабаря) и Ленинграда (Эрмитаж), было установлено, что мрамор, из которого изготовлен бюст, относится к XVI веку.

С 4 июля по 28 октября 2012 года в Вильнюсской картинной галерее проходила международная выставка «Портреты великих князей и вельмож Великого княжества Литовского из украинских музеев». На ней были представлены 86 портретов, созданных в XVIXIX вв. местными, а также иностранными мастерами. В организации выставки принимали участие пять музеев: Национальный музей «Дворец Великих князей Литовских», Литовский художественный музей, Львовская национальная галерея искусств, Львовский исторический музей и Волынский краеведческий музей.

В выставочном каталоге был опубликован и выше упомянутый бюст.

F:\Радзивіли\IMG-1a86820994b5ab6a5c06f8459cf80209-V.jpg

Фото с оригинала

.

Согласно тексту каталога международной выставки (см. фото ниже), это бюст Барбары Запольяи (хоть и под ?). Автор – неизвестный скульптор 1-й четверти XVI века(?) (к слову Барбара Радзивилл родилась 16 декабря 1520 года или даже немного позднее).

F:\Радзивіли\IMG-6962f73dc3e0db02fbe1d4526e7d6fb1-V.jpg

Фото с оригинала

.

Хочу висловити подяку співробітниці Музею-заповідника «Олеський замок» пані Валентині Токарській за наданий матеріал стосовно погруддя з експозиції Олеського замку.

Комментарии к записи Саркофаг Барбары Запольяи отключены