Саркофаг королевы св. Ядвиги Анжуйской

3. Саркофаг королевы св. Ядвиги Анжуйской (пуст) (польск. Sarkofag św. Jadwigi (krol.)), умерла 17 июля 1399 года в Кракове в возрасте 25 лет. Святая королева Ядвига – покровительница Польши и апостол Литвы.

Местонахождение саркофага. Саркофаг расположен в третьей аркаде южного нефа костёла. Инвентарный номер саркофага – WKW/eIII/02/nagrobek/Kr/Jadwigi, его размеры: длина 2.6276 м, ширина 1.10104 м, высота 1.45133 м.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\3. Саркофаг королевы св. Ядвиги\1) 2010.jpg

Саркофаг королевы, ныне пуст. Фото 24 октября 2010 года. АвторPoznaniak. ЛицензияCreative Commons Uznanie autorstwaNa tych samych warunkach 2.5. Фото без изменений

.

История. В 1398 году, после более чем 12 лет бездетного брака с королём Владиславом II «Ягелло», королева Ядвига забеременела. По случаю ожидаемого рождения ребёнка королевской четы, двоюродный брат короля, великий князь Литовский Витовт (лит. Vytautas) от своего имени и от имени жены Анны отправил в Краков дорогие подарки. Среди них была серебряная колыбель. Город Краков также организовал подарки для королевы, её будущего ребёнка и для посыльного, сообщившего эту новость городской управе.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\3. Саркофаг королевы св. Ядвиги\8) печать королевы Ядвиги.png

Печать королевы Ядвиги, 1386 год. http://www.wbc.poznan.pl/dlibra/doccontent?id=73699&dirids=1. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Королевский астролог (имя неизвестно) установил дату зачатия на 16 сентября 1398 года, и таким образом, и дату родов – 18 июня 1399 года. Астрологический гороскоп также определил пол ребёнка, будущий наследник Ядвиги и Владислава II, будет мальчиком. Однако, 22 июня 1399 года поздно вечером (22:35 по местному времени) родилась девочка.

Второй гороскоп, составленный в день рождения принцессы, был зловещим, потому что Марс находился в восьмом астрологическом доме, называемом домом смерти. Документ, содержащий гороскопы от 16 сентября 1398 года и 22 июня 1399 года хранится в Ягеллонской библиотеке.

Информация о преждевременных родах, широко распространённая в специальной литературе и житиях, берёт своё начало в тексте второй эпитафии на смерть королевы, представленной польским историком XV века Яном Длугошем (польск. Jan Długosz), из которого можно предположить, что принцесса была рождена преждевременно: «Tempus erat nondum maturae prolis ab alvo, / Cum venit matris regia nata suae». Однако, согласно гороскопу зачатия королевского ребёнка от 16 сентября 1398 года, роды прошли довольно точно.

Принцессу назвали – Эльжбета Бонифация. Первое имя она получила в честь бабушки по материнской линии, Эльжбеты Боснийской, а второе в честь Папы Римского Бонифация IX (лат. Bonifacius PP. IX), который в письме от 5 мая 1399 года согласился стать крёстным отцом ребёнка. Папа назначил Войцеха Ястребца собственного герба (польск. Wojciech Jastrzębc herbu własnego), избранного епископ Познаньским, своим представителем и, выразив желание, чтобы ребёнка назвали Бонифацием или Бонифацией. Крещение ребёнка должен был совершить епископ Краковский Пётр Выш из Радолина герба «Лещиц» (польск. Piotr Wysz z Radolina herbu Leszczyc).

Однако, 13 июля 1399 года принцесса Эльжбета Бонифация умерла. Королева Ядвига умерла спустя четыре дня, 17 июля 1399 года около 13:00, вероятно, от послеродовой лихорадки (польск. gorączkę połogową). Она завещала своё имущество Краковскому (ныне Ягеллонскому) университету.

Польский историк XV века Ян Длугош (польск. Jan Długosz) был склонен считать, что Эльжбета Бонифация умерла в течение трёх дней после рождения, а также отмечает исключительно долгое сокрытие этого факта от матери. В XIX и XX веках смерть принцессы была определена 24 или 25 июня 1399 года.

Самым давним источником даты смерти Эльжбеты Бонифации является Некролог её матери в Kalendarium Capituli Cracoviensis: «XVI kalendas Alexii confessoris Anno Domini MCCCLXXX nono serenissima princeps domina Hedvigis, regina Polonie et heres Ungarie etc. procreata filia primogenita Elizabeth Bonifacia die solis XXII Iunii, et ea ipso die sancte Margarethe tunc sequenti defuncta, expost ipsamet, […] die presenti hora meridiei expiravit». Из этого текста следует, что принцесса родившаяся 22 июня (XXII Iunii), скончалась в день памяти св. Маргариты Антиохийской. День памяти св. Маргариты в средневековых епархиальных календарях обычно – 20 июля, реже 13 июля и изредка 15 июля. В тексте указано, что дочь умерла раньше матери, которая умерла в день памяти св. Алексия Исповедника, 17 июля 1399 года.

Причина смерти Эльжбеты Бонифации и её матери остаётся неизвестной из-за отсутствия подробной информации о ходе родов, состоянии здоровья новорожденной и проблемах со здоровьем королевы Ядвиги. Из того, что мы знаем, Ядвига и Эльжбета Бонифация были ещё живы через несколько недель после родов и умерли с разницей в несколько дней, что может свидетельствовать о том, что их смерти были связаны друг с другом, например, инфекционное заболевание, воспаление и тому подобное. Но, эти две смерти не были вызваны осложнениями во время родов, например, телесные повреждения, полученные во время родов. В те времена смертность европейских младенцев и их матерей при первых родах была довольно высокой, даже в привилегированных кругах под наблюдением лучших врачей.

Согласно исследованиям, смертность детей в возрасте до 1 года – в без эпидемические периоды, – составляла около 25% в Англии XIVXV вв., и около 20% в землях средневековой Венгрии. Данные из земель Германии позволяют определить процент материнских смертей для XVIXVII вв. – на уровне 11,3%.

Королева Ядвига охотно помогала бедным, а незадолго до смерти продала все свои драгоценности с целью преобразовать и расширить Краковский (Ягеллонский) университет. Согласно завещанию королевы, исполнителями которого были распорядитель королевы, каштелян Краковский Ян Тенчинский (польск. Jan Tęczyński) и епископ Краковский Пётр Выш, её дочь Эльжбета Бонифация должна быть похоронена вместе с ней в одной могиле. Похороны королевы и принцессы состоялись 19 июля 1399 года в костёле на Вавеле в каменной гробнице под полом костёла. Погребальная камера находилась на северной (левой) стороне пресвитерия, недалеко от Алтаря св. Гервазы (польск. Ołtarz św. Gerwaze), рядом с основанием Главного алтаря (см. № 3а). Изначально надгробие королевы возвышалось на 70 см над полом костёла

Место захоронения королевы подтверждается польским историком XV века Яном Длугошем, который писал, что королева лежит в: «Cracoviensi ecclesia ad partem laevam altaris maioris, de prope sacrarium» (в Краковском костёле, слева от главного алтаря, возле святынь). В своей работе «Анналы, или хроники великих королей Польши» (лат. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae) историк записал текст эпитафии королеве, которую поместили рядом с её могилой вскоре после её смерти. Текст начинался словами: «Sidus Polonorum iacet hic, Hedvigis eorum // Regina nobilis, generosa quippe fuit» (Здесь покоится звезда поляков, их // благородная королева, она действительно происходила из святого семейства). Скорее всего, этот текст был написан епископ Петром Вышем.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\16) 2017.jpg

Главный алтарь костёла. Фото 2017 года. https://ariananadia.livejournal.com/1619133.html. Фото без изменений

.

Выбор такого заметного места захоронения, вероятно, был связан со славой, которой королева пользовалась из-за своей набожности, а также усилий прихожан, направленных на её канонизацию, которая была запланирована уже сразу после смерти Ядвиги. К началу XV века о месте нахождения могилы королевы хорошо знали все, так как оно стала культовым местом и местом паломничества представителей всех социальных слоёв общества.

Невозможно определить первоначальную форму захоронения, а также обстоятельства и время разрушения оригинального надгробия. Возможно, в ожидании неминуемой канонизации Ядвиги, строительство гробницы для матери и дочери было отложено. Первую попытку канонизации королевы Ядвиги в 1426 году предпринял архиепископ Гнезненский и примас Польши Войцех Ястребец.

В 1649 году произошёл предположительно первый случай открытия гробницы королевы Ядвиги. Епископ Краковский Пётр Гембицкий герба «Наленч» (польск. Piotr Gembicki herbu Nałęcz, умер 14 июля 1657 года) решил построить себе гробницу с правой стороны пресвитерия. Для этого была начата реконструкция Главного алтаря костёла. По обе стороны лестницы, ведущей к алтарю, были сооружены два симметричных выступа из чёрного дембицкого мрамора (польск. czarny marmur z Dębnika). Возможно, именно в это время, первоначальная, возможно, известняковая плита гробницы Ядвиги и её дочери была разрушена.

В результате изменений конструкции лестницы перед алтарём и поднятия уровня пола, могила королевы оказалась на 20 см ниже уровня. Епископ Пётр Гембицкий чтобы осмотреть гробницу, приказал расколоть оригинальную плиту. Находящийся внутри гроб Ядвиги для сохранности накрыли досками, в ходе работ вовнутрь гробницы попало много мусора, дерева и стружки. За средства того же епископа, на сооружённом левом алтарном выступе была установлена надгробная плита работы Амброджио Меацци (итал. Ambrogio Meazzi) также из чёрного дембицкого мрамора с надписью, подтверждающей присутствие останков королевы Ядвиги в этой части костёла. Эта плита сохранилась до наших дней, её инвентарный номер WKW/eIII/01/marmurowa/plyta/ miejsce/pochowku/ Kr/Jadwigi, размеры: 1317 мм x 949 мм.

В XIX веке на волне польского патриотизма возросла популярность и культа Ядвиги. Королева олицетворялась не только с христианскими идеалами, но и как славное прошлое Польши. Особенно это усилилось в 1886 году – 500-летие крещения Литвы и заключения Кревской унии.   

В январе 1887 года епископ Краковский, кардинал Альбин Дунаевский герба «Сас» (польск. Albin Dunajewski herbu Sas) начал реставрационные работы в Главном алтаре костёла. Ими руководил польский архитектор профессор Славомир Одживольский герба «Наленч» (польск. Sławomir Odrzywolski herbu Nałęcz). Могила королевы была обнаружена 22 января 1887 года. Младший священник костёла Игнаци Польковский (польск. Ignacy Polkowski) позвал членов комиссии по реставрации костёла: польского живописца Яна Алоизия Матейко (польск. Jan Alojzy Matejko), польского художника Владислава Лющкевича (польск. Władysław Łuszczkiewicz), польского искусствоведа Мариана Соколовского (польск. Marian Sokołowski), польского антрополога Исидора Коперницкого (польск. Izydor Kopernicki) и мецената графа Константина Пшендзецкого (польск. hrabia Konstanty Przeździecki).

Славомир Одживольский и Ян Матейко, спустившись в гробницу, подтвердили, что это, скорее всего, могила королевы Ядвиги. Согласно отчёту об исследовании гробницы, в ней находился скромный гроб из грубого соснового дерева со сгнившей верхней крышкой: «… гроб, а точнее ящик, в котором лежат тела (…), стоит не прямо на полу, а немного выше над ним, на железных прутьях, концы которых вмурованы в стены …». Останки Ядвиги, а точнее её полный скелет, были накрыты малиновой монаршей мантией, а на её голове остатки чепчика. В гробу обнаружены королевские регалии, сделанные из кожи и дерева, рядом с правой рукой готический деревянный позолоченный скипетр, возле левой – держава с крестом. Возле головы находились фрагменты короны из золочёной кожи, у бёдер пояс из тяжёлого материала, а у ног остатки кожи, вероятно, от обуви. Череп Ядвиги и регалии были вынуты и помещены на Главный алтарь костёла. Ян Матейко зарисовал череп королевы.

D:\jadwigazcaszka (1).gif

«Череп королевы Ядвиги». Рисунок Яна Матейко. 1887 год. http://www.kryminalistyka.fr.pl/forensic_groby_jadwiga.php. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Антропологические исследования костей Ядвиги, были проведены профессором Исидором Коперницким. Затем все предметы, взятые из гроба, вместе с пергаментной запиской, в которой говорилось: «Голова, скипетр и деревянная держава, взятые для рисования в присутствии достопочтенного епископа Альбина Дунаевского, положены обратно». Затем хорошо сохранившиеся остатки гроба с телом поместили в новый, на этот раз медный, который в свою очередь, в больший дубовый, и гробницу снова замуровали, без каких либо похоронных церемоний.

D:\jadwiga.jpg

«Ядвига». Рисунок Яна Матейко. 1890 – 1892 гг. общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1895 году польский художник и график Леон Ян Вычулковский (польск. Leon Jan Wyczółkowski), проявил инициативу, и изготовил модель саркофага для королевы Ядвиги.

В 1900 году при епископе Краковском, кардинале Яне Маурицию Павлу Пузыне из Козельска герба «Огинец» (польск. Jan Maurycy Paweł Puzyna z Kosielska herbu Oginiec) было решено заказать саркофаг для королевы Ядвиги. В распоряжении епископа от 17 июля 1900 года говорилось, что: «памятник Ядвиге должен быть сделан из каррарского мрамора, иметь горизонтальную форму, и стилизован под ранний итальянский ренессанс. Он должен быть без балдахина и украшен соответствующими гербами». Саркофаг должен был быть установлен в западной части северного нефа костёла, напротив гробницы её мужа короля Владислава II «Ягелло». Этот проект был профинансирован польским искусствоведом графом Каролем Антонием Леоном Людвиком Лянцкоронским (польск. hrabia Karol Antoni Leon Ludwik Lanckoroński).

Первая модель саркофага была изготовлена в Риме польским скульптором Антони Францишеком Мечиславом Модейским герба «Порай» (польск. Antoni Franciszek Mieczysław Madeyski herbu Poraj) в августе 1900 года. Для скульптуры эффигиихрупкой королевы, скульптору позировала София Лущкевичовна (польск. Zofia Łuszczkiewiczówna). Граф Кароль Лянцкоронский поручил своему другу профессору истории Мариану Соколовскому контроль над историчностью саркофага. В своём письме от 4 августа 1900 года Мариан Соколовский писал скульптору: «Современники поклонялись Ядвиге как святой, ведутся дискуссии о её канонизации, у нас нет достоверного и точного её изображения, поэтому скульптура должна изображать её идеал, который нация лелеет в своей памяти. [] Это [] выражение жертвенности, обаяния и смирения, которые вызывали бы у людей благовеяние [] Опять же, самое главное – это общая и прекрасная концепция, чистый образ женщины, благоверные черты которой, смерть погрузила в вечный сон».

После более тщательных исследований времени, когда жила королева Ядвига, в ноябре 1900 года была изготовлена вторая модель саркофага. Когда проект был одобрен, скульптор приступил к резным работам. В это время в костёле был построен фундамент, на который в ноябре 1902 года был установлен саркофаг (см. № 3). Его местом, однако, стала третья аркада южного нефа костёла, а на место, первоначально предназначенное для саркофага королевы был установлен кенотаф старшего сына Владислава II «Ягелло», Владислава III «Варненчика». 

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\3. Саркофаг королевы св. Ядвиги\2) 2007.jpg

Фото 2007 года. http://historia-polski.tumblr.com/. Фото без изменений

.

К сожалению, проект Антони Модейского, балюстрады, которая должна была отделить гробницу от остальной части костёла, никогда не был реализован. Балюстрада должна была состоять из кованых, железных, сильно стилизованных лилий, причудливо переплетённых с длинными листьями. Нынешняя упрощённая форма балюстрады из бронзы с перилами из медной пластины, была установлена ​​около 1910 года.

Хотя саркофаг, изготовленный Антони Модейским, был оценён и воспринят положительно, следующие 47 лет он оставался пустым.

22 апреля 1949 года архиепископ Краковский кардинал Адам Стефан Станислав Бонифаций Юзеф Сапега герба «Лис» (польск. Adam Stefan Stanisław Bonfatiusz Józef Sapieha herbu Lis) начал процесс о святости, добродетели и посмертных чудесах слуги Божьей Ядвиги, королевы Польши. Естественным следствием такого действия была эксгумация её останков, которая была проведена 11-14 июля 1949 года.

12 июля 1949 года в 11:25 гробница Ядвиги была вскрыта. Профессор Мечислав Тобиаш (польск. Mieczysław Tobiasz) достаточно подробно описал эту эксгумацию. Лаборант Францишек Сикорский (польск. Franciszek Sikorski) и один из рабочих спустились в гробницу, примыкающую одной стороной к фундаменту костёла. Останки королевы находилось в большом деревянном гробе без крышки, накрытом деревянными досками. Сняв с величайшей осторожностью с гроба, сгнившие верхние доски: в нём находилась монаршая держава, лежащая в центре гроба, и вырисовывался силуэт головы, покрытый, как и все останки королевы Ядвиги, коричневой тканью. Гроб обвязали в трёх местах. Эти меры были необходимы, потому что в нижней части гроба была узкая щель в центре, и было опасение, что он развалится. К счастью, гроб со всем, что в нём было, был извлечён без особого труда и перенесён в Кафедральную казну-казначейства при костёле, где в 13:00 останки были переложены на один из трёх подготовленных столов.

Детальное и тщательное обследование останков королевы было проведено профессором Яном Ольбрахтом (польск. Jan Olbrycht) и доктором Марианом Кусиаком (польск. Marian Kusiak) из Отделения судебной медицины Медицинского факультета Ягеллонского университета. Они присягнули о соблюдении в сохранности останков Ядвиги, в противном случае их ждало отлучении от Церкви. Удалив остатки материи, которой были покрыты останки королевы, присутствующие увидели прекрасно сохранившийся череп с глазницами и носовой полостью. На висках и тыльной части черепа были обнаружены пучки красноватых волос. В протоколе обследования подробно описана каждая кость в отдельности. Учёные сошлись во мнении, что хорошо сохранившиеся кости принадлежали женщине в возрасте около 29 лет, которая, должно быть, выделялась среди своих современниц необычным ростом. Ещё в гробу замерили длину скелета королевы, в зависимости от положения ног, она колебалась от 175 до 180 см. 

D:\Jadwiga2.jpg

Останки королевы Ядвиги. Фото июль 1949 года. http://www.poczet.com/szczatki.htm. Общественное достояние. Фото изменено

  

Согласно протоколу вскрытия могилы королевы Ядвиги от 12 июля 1949 года, учёные отметили характерное расположение скелета королевы, с одной стороны гроба. Это было объяснено тем, что рядом с её останками когда-то лежала её дочь Эльжбета Бонифация, умершая через три недели после рождения. Естественно, никаких её останков найти не удалось, потому что за 550 лет от трёхнедельного ребёнка с мягкими хрящами уже ничего не могло остаться. Однако характерное расположение останков королевы ясно указывало на то, что её дочь когда-то лежала рядом с матерью. Это также свидетельствовало ещё об одном: несмотря на замену гроба, тело не перемещалось со дня похорон.

Перейдём к выводам, которые учёные сделали на основе исследования останков королевы.

Во-первых: на основании обмеров костей по методу Роллета (польск. metod Rolleta) рост королевы составил 175182 см, очень высокий рост для женщины, в те времена, даже мужчины могли лишь изредка похвастаться таким ростом.

Во-вторых: на основании толщины костей, строения черепа, ключиц, грудины и так далее, был сделан вывод, что, несмотря на высокий рост, скелет, несомненно, женский, он пропорционален, но отнюдь не атлетичен.  

D:\czaszkaJadwiga.jpg

Череп королевы Ядвиги. Фото июль 1949 года. http://www.poczet.com/jadwiga.htm. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В-третьих: поскольку зубы полностью здоровые (при жизни был удалён только один зуб), присутствуют все четыре зуба мудрости, костные швы черепа чётко видны, эпифизарный хрящ плечевой кости полностью окостенел, возраст Ядвиги на момент смерти был определён – около 28 лет. 

В-четвёртых: не обнаружено патологических изменений, которые помогли бы определить причину смерти. Единственное, что было замечено, так это необычное строение таза королевы очень узкий и высокий, что могло вызвать осложнения при родах.

Подводя итог, можно сказать, что нет причин не поверить хронистам того времени, что королева была очень красивой, высокой, стройной женщиной, скорее всего, со светлыми или слегка рыжеватыми волосами.   

Королева Ядвига была похоронена в богатой одежде из шёлкового дамаска с рукавами, обшитыми полосками более плотной ткани с ромбовидным узором (обнаружено четыре таких полосы, длиной 28 см и шириной 4,5 см). Ядвига была закутана в дамасскую пелену, а её лицо было закрыто белой кисейной вуалью. В могиле находились королевские регалии из золочёной кожи – корона, из позолоченного дерева – скипетр и держава увенчанная крестом. К сожалению, корона Ядвиги не сохранилась, найдены лишь фрагменты золочёной кожи, из которой она, вероятно, была сделана. Также в гроб были помещены два письма Папы Римского Бонифация IX. На них имелась свинцовая булла (печать), идентичная той, которая была приложена к папскому письму королю Владиславу II «Ягелло» от 5 мая 1399 года (Краков, Архив Вавельского архиепископского капитула). Дизайн первоначального гроба неизвестен.

http://www.poczet.com/foto/grafika/trumna.jpg

 Фрагмент гроба королевы Ядвиги найденный при вскрытии гробницы в 1949 году. Архиепископский музей, Краков. http://www.poczet.com/foto/varia.htm. Фото без изменений

.

Погребальная камера королевы Ядвиги была сделана из точно подогнанных блоков известняка, зачищенных долотом для получения сглаженной поверхности. Фундамент состоял из четырёх слоёв кирпича. Внутренние размеры камеры: длина 234,5-239 см, ширина 100-102 см, высота 154 см. Во время строительства в её стенки вмонтировали 10 железных прутьев на уровне 38 см от пола и 116 см от потолка в качестве места для гроба. Эта конструкция должна была обезопасить гроб от сырости. Южная стена погребальной камеры была украшена известняковой панелью (196 x 80 см) с художественно оформленной поверхностью. На панно – два ряда небольших стрельчатых арок, с неправильной округлой фактурой, одна из которых украшена розеткой. Вероятно, панно ранее было частью антепендиума главного алтаря костёла освящённого в 1346 году, которое, по неизвестным причинам (могло сломаться во время обработки), было уменьшено в размерах и использовано для гробницы Ядвиги. Проём в полу костёла был перекрыт большой 234 х 115,5 см и очень толстой – 23,5 см плиткой из известняка. 

Среди предметов, найденных в гробнице, были керамические изразцы (26 x 26 см), украшенные геральдическими лилиями и стилизованными цветами, покрытые жёлтой поливой. Эти плитки своё происхождение ведут из средневекового пола алтаря около 1346 года, и оказались внутри гробницы либо во время захоронения, либо во время реконструкции основания Главного алтаря в середине XVII века. Последним предметом, найденным в гробнице, является небольшая глиняная чаша, датировать которую невозможно из-за её простой формы и отсутствия украшений. Использование этого предмета неизвестно.

После завершения всех исследовательских работ останки королевы были помещены в медный гроб, обшитый белой парчой, вместе с документом, описывающим объём работ проведенных в 1949 году, а также предыдущий документ от 1887 года. Гроб был запаян и опечатан архиепископом Адамом Сапегой. Затем его поместили в больший дубовый гроб с надписью: «OSSA SERVAE DEI HEDVIGIS REGINAE 1399-1949», а затем 14 июля 1949 года, в 17:00, его торжественно поместили в саркофаг, изготовленный в 1902 году Антони Модейским (см. № 3). Сообщалось, что около 100000 человек приняли участие в церемонии переноса останков королевы, которая стала одной из крупнейших послевоенных религиозных и патриотических проявлений в Польше.

После этого к памятной доске, которая отмечает первоначальное место захоронения королевы, была добавлена ​​последняя часть надписи «Передано 14 + VII в 1949 году от Рождества Христова» (см. № 3-а).

Саркофаг королевы находится в третьей аркаде южного нефа костёла. Он вырезан из единого блока белого каррарского мрамора (польск. biały marmur karraryjski) в неоготическом стиле. Архитектор Антони Модейский накрыл основной блок плоской плитой чуть меньшего размера с фигурой королевы. Саркофаг покоится на основании, украшенным сильно стилизованными лилиями. В верхней части, стенки саркофага, разделены на квадратные панели (южная и северная стенки имеют семь панелей, при этом они перекрывают более узкие стороны), в которых изображены геральдические орлы. Боковые стенки украшены щитками с гербами Анжуйской династии с восточной, и Литвы с западной стороны. В верхней части саркофага имеется надпись: N.A.D. 1374 / HEDVIGIS REGINA POLONIAE / OB. A. D. 1399. Справа от подголовника (северная сторона) подпись художника: Ant. Madeyski Rzym, 1902. Саркофаг очень строгой формы, всегда критиковали из-за слишком современного блочного характера и чрезмерного упрощения форм.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\3. Саркофаг королевы св. Ядвиги\3) Е 2019.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Эффигия на верхней плите изображает лежащую королеву со сложенными в молитве руками, одетую в длинное широкое платье с кружевным корсажем и плащ, украшенный лилиями, отделанный бортиком с ромбами. Ориентация саркофага, голова на восток, необычна, и иногда интерпретируется символически, королева смотрит на «паству». Трудно сказать, было ли это намерением заказчика и автора саркофага. Однако несомненно, что в средние века людей хоронили ногами на восток, потому что Христос должен был прийти при Втором пришествии, с этого направления.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\4) Костёл св. Станислава и св. Вацлава на Вавеле\пантеон\1) захоронения внутри костёла\3. Саркофаг королевы св. Ядвиги\4) Е 2019.jpg

Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Фигура королевы лишена почти всех королевских атрибутов, кроме короны и спящей собаки у её ног. Последний элемент происходит из погребального искусства средневековья; собаки были популярными животными при дворах, а расположение собаки под ногами умершего символизировало верность. Голова королевы покоится на подушке, украшенной упрощенными геометрическими лилиями.

D:\55a800ff055cb_o_large.jpg

https://gazetakrakowska.pl/powrot-jadwigi-do-ludu/ar/3939565. Фото без изменений

.

Как видим, ключевую роль на саркофаге играют вездесущие лилии, геральдические цветы французской династии Капетингов (фр. Capétiens), от которой произошли Анжуйские. Но эти цветы, изображены без гербовых щитов, и относятся, прежде всего, к добродетелям Ядвиги – чистоте и невинности. В польской исторической литературе XIX века, характерной для патриотического пафоса того времени, сохранился образ королевы в виде «Вавельской лилии». Саркофаг королевы Ядвиги стал местом культа королевы.

В 1949 году извлечённые из гробницы регалии королевы Ядвиги были выставлены рядом с саркофагом в стеклянной витрине, спроектированной и изготовленной мастером по бронзе Эдмундом Коросадовичем (польск. Edmund Korosadowicz). Инвентарный номер витрины: WKW/eIII/03/insygnia/Kr/Jadwigi, её размеры: длина 1076,9 мм, ширина 544,9 мм, высота 564,9 мм.

D:\74A0~1\68F5~1\FA49~1\8A7D~1\3)77A9~1\4)F096~1\3197~1\1)244C~1\38335~1\7) деревянные регалии из могилы, 2001.jpg

Деревянные с позолотой регалии королевы из её могилы. Фото 20 мая 2001 года. Автор – Cancre. Лицензия – Creative Commons Attribution — Share Alike 2.5. Фото без изменений

.

Королевские регалии из гробницы представляют собой: простой деревянный с позолотой шар и деревянный позолоченный жезл, отождествляемые с державой и скипетром. Они были сделаны в Кракове, вероятно, в спешке, после смерти королевы 17 июля 1399 года, но до её похорон, которые состоялись двумя днями позже. Они соответствуют формам королевских регалий польского двора XIV века. Скипетр Ядвиги по форме и пропорциям похож на скипетр, вырезанный для гробницы короля Казимира III «Великого». Ныне эти предметы можно увидеть в Вавельском Кафедральном музее (польск. Muzeum Katerdralne). Следует отметить, что традиция изготовления непостоянных погребальных королевских регалий была широко распространена не только в средневековье, но и в наше время.

В 1950 году собранный, по распоряжению архиепископа Адама Сапеги, материал по поводу святости, добродетелей и чудес королевы Ядвиги был отправлен в Рим.

В 1974 году архиепископ Краковский кардинал Кароль Юзеф Войтыла (польск. Karol Józef Wojtyła), будущий Папа Римский Иоанн Павел II (лат. Ioannes Paulus PP. II), издал решение о существовании «с незапамятных времён» общественного культа посвященного королеве Ядвиге.

В 1976 году в связи с развитием судебной медицины было решено провести ещё одно исследование останков королевы. Споры учёных разгорелись по поводу примерного возраста и роста Ядвиги. Для определения роста королевы были использованы другие методы, чем в предыдущем исследовании, в том числе Манувьера (польск. Manouviera), Пирсона (польск. Pearsona). Результаты варьировались от 165 до 182 см. Исходя из среднего, рост составил 171,6 см, что тоже было высоким для того времени. Исторические и стоматологические исследования также предположили, что возраст королевы на момент смерти составлял 25 лет. В общем, кроме огромного числа споров, ничего нового получено не было, кроме уже известных результатов: королева была высокой, крепкой женщиной и умерла в возрасте около 28 лет так что ей могло быть и 25 и 30 лет.

В 1979 году архиепископ Краковский кардинал Францишек Махарский (польск. Franciszek Macharski) обратился к Святому Престолу с просьбой одобрить культ королевы Ядвиги. Просьба сопровождалась обширной документацией на более чем 350 страницах.

31 мая 1979 года Папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал культ королевы Ядвиги на уровне Краковской епархии.

8 августа 1986 года Католическая церковь объявила королеву Ядвигу – блаженной.

5 июня 1987 года архиепископ Францишек Махарский получив одобрение Конгрегации, провёл ещё одну эксгумацию останков королевы, статус которых уже был подтверждён Церковью как реликвии.

В 1987 году останки королевы Ядвиги были помещены в изготовленный бронзовый реликварий. Несколько дней спустя, 10 июня, во время визита Папы Римского Иоанна Павла II в Краков реликварий был помещён в северо-восточной части костёла, рядом с сакристией (ризницей), в нишу алтарного камня Алтаря Распятого Иисуса (см. 3-в), у подножия знаменитого распятия Чёрного Христа конца XIV века – «Крест святой королевы Ядвиги». Согласно легенде, когда перед этим Чёрным распятием из дерева в костёле на Вавеле королева всю ночь молилась, Христос с этого распятия заговорил с ней.

D:\image004.jpg

Алтарь Распятого Иисуса. http://esvc000297.wic016tu.server-web.com/Page1/Polish/Pol_Og_P0_150_2014_OltarzJadwigi_20140302.htm. Фото без изменений

.

В верхней части алтаря по центру – выгравирована позолоченная надпись на латыни об истории чудотворного креста:

«HAEC SALVATORIS NOSTRI IESU CHRISTI CRUCI AFFIXI EFFIGIES

QUAE IN ICONOTHECA ISTA DEBITO CUM HONORE SERVATUR

COLLOQIUM FECIT

(UT MAIORUM HABET TRADITIO)

CUM DIVA HEDIGE POLONIAE RGEINA

LUDOVICI HUNGARORUM & POLONORUM REGIS FILIA // VLADISLAI IAGIELLONIS PRIMA CONIUGE

PIETATE EXQUISITA DUM VIVERET // POST MORTEM VERO VARIIS MIRACULIS ILLUSTRI

TU ETIAM HOSPES SIGNA VULNERUM EIUSDEM DOMINI TUI

SINE VOCE HIC TE ALLOQUENTIA AUDI,

& QUAM GRATUS ERGA EA FUERIS TECUM COGITA».

Алтарь Распятого Иисуса из чёрного и розового мрамора был установлен итальянским архитектором Франческом Плациди (итал. Francesco Placidi) в 17431745 гг.

http://www.poczet.com/foto/grafika/Jadwiga3.jpg

Нижняя часть алтаря с реликварием. http://www.poczet.com/foto/groby2.htm. Фото без изменений

.

Реликварий королевы Ядвиги был спроектирован профессором Краковского технологического университета польским архитектором и дизайнером Витольдом Корски (польск. Witold Korski) и изготовлен Энтони Оремусом (польск. Antoni Oremus). Реликварий имеет форму кубовидного сундука, где стороны разделены на квадраты, в каждый из которых врезан медальон. На этих медальонах изображены гербы Анжуйской династии, Королевства Польского и Литвы, а в центре – корона с буквой «h», обозначающая HedwigisJadwiga. По краю реликвария на его лицевой стороне, надпись: SANCTA HEDVIGIS REX POLONIAE // SAINT JADWIGA QUEEN OF POLAND. Справа внизу подпись – имена дизайнера и мастера.

http://www.poczet.com/foto/grafika/Jadwiga2.jpg

Реликварий королевы Ядвиги. http://www.poczet.com/foto/groby2.htm. Фото без изменений

.

Королевский саркофаг вновь остался пустым.

Следующим шагом в процессе канонизации королевы Ядвиги стал указ о добродетелях, изданный 17 декабря 1996 года. В нём, среди прочего, цитировался отрывок из средневековой эпитафии с её гробницы в костёле: «Здесь покоится звезда поляков, их благородная королева…».

8 июня 1997 года Папа Римский Иоанн Павел II торжественно канонизировал королеву Ядвигу.

.

.

Комментарии к записи Саркофаг королевы св. Ядвиги Анжуйской отключены