ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ДО 1640 ГОДА

Первое упоминание о селе Берестово содержится в «Повести временных лет» и относится к 980 году. Здесь рассказывается о большом числе наложниц у великого князя Владимира I Святославича, летописец отмечает, что часть их жила в Берестове: «а 200 на Берестовем в сельци, еже зовут и ныне Берестовое». Здесь находилось загородное княжеское поместье, неоднократно упоминающееся в летописи. Владимир Святославич и «умер же на Берестовъмь» в 1015 году.

Под 1051 годом в летописи упоминается деревянная Церковь св. Апостолов находящаяся на княжеском дворе в Берестове. Её настоятель Иларион становится первым из русских, митрополитом Киевским и вся Руси. Под 6559 (1051) годом в Ипатьевской летописи сказано: «…боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое, и церковь сущую святых Апостол, и попы многы набдящу и в них же бе прозвутерь, именем Ларион, мужь благ и книжен и постник».

Летописных известий о постройке Церкви Спаса на Берестове нет.

Первое упоминание о существовании Спасского монастыря на Печерске встречается в Ипатьевской летописи под 1072 годом. В этом году спасский игумен Герман (укр. Герман) участвовал в торжестве перенесения мощей Бориса и Глеба из старой Церкви Бориса и Глеба в Вышгороде в новую, выстроенную великим князем Изяславом I Ярославичем. По-видимому, по имени этого настоятеля Спасский монастырь позже назывался «Германечь». Наименование монастыря по имени Германа позволяет думать, что последний и был если не основателем, то, во всяком случае, первым его игуменом.

В июле 1096 года половцы хана Боняка, прорвавшись к южным окраинам Киева, сожгли великокняжескую резиденцию в Берестове. Также половцы разграбили и сожгли Спасский монастырь. Ипатьевская летопись отмечает: «увратишася на монастыре, и пожгоша монастырь Стефанечь, деревенѣ и Германечь».

В 1113 году великий князь Киевский Владимир II «Мономах» созывает в резиденцию на Берестове князей и тысяцких и разрабатывает знаменитый устав Владимира, внёсший существенные изменения и дополнения в юридический свод того времени – «Правду Ярославичей».

В начале XII века, к правлению Владимира «Мономаха», может быть отнесена постройка новой каменной Церкви Спаса.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\княжеские захоронения\1) в Киеве\Новая папка\7\7-1.jpg

Церковь Спаса. Вид с северо-запада. Реконструкция советского и украинского историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 28. Фото без изменений

D:\388-1.gif

Церковь Спаса. План-реконструкция советского историка архитектуры Михаила Константиновича Каргера (умер в 1976 году). Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

Первое упоминание в летописи о храме датируется 6647 (1138) годом, когда здесь была похоронена дочь Владимира «Мономаха», Евфимия.

В течение XII века Церковь Спаса неоднократно упоминается в Киевской летописи в качестве княжеской усыпальницы Мономаховичей. Здесь были похоронены близкие родственники Владимира «Мономаха», его другая дочь София, а также сын князь Юрий Владимирович «Долгорукий» с его сыном князем Глебом Юрьевичем.

Последнее упоминание о Спасском монастыре на Берестове в Киевской летописи относится к 1231 году. В этом году, как отмечено в Лаврентьевской летописи «игумен Пётр Спасьскый» присутствовал в Софийском соборе в Киеве при посвящении Кирилла епископом Ростовским.

В 1240 году во время взятия Киева монголами хана Батыя Церковь Спаса вместе с великокняжеской резиденцией в Берестово была разрушена. «Монастыри, храмы, дворцы, общественные и частные дома – всё было осквернено, опустошено, сожжено», – пишет киевский историк Максим Фёдорович Берлинский (умер в 1848 году). Тогда и «Берестово с княжескими палатами и церковью были уничтожены». От величественной княжеской усыпальницы осталось несколько стен, которые два столетия зарастали травой и деревьями. Дальнейшая судьба храма мало известна.

В 1470 году князь Киевский Семён Олелькович, взялся за восстановление храма. Церковь отстроили в модном тогда готическом стиле. В ходе исследования 2003 – 2004 гг. в шурфе № 13 в алтарной части у северного столба, были открыты остатки фундамента, составленного из валунов, плинфы и цемяночного раствора вторичного использования на слабом известковом растворе. Для приготовления раствора, кроме песка, использовался молотый известняк органогенного происхождения и лёссовидный суглинок. Обнаруженные остатки фундамента можно датировать ХІV – ХV вв.

В сентябре 1482 года Церковь Спаса была разрушена крымскими татарами хана Менгли I Гирея (крым. I Meñli Geray) во время их набега на Киев.

В 1543 году польские королевские ревизоры, описывавшие города юго-западной Руси, перечисляя церкви Киева, упоминают среди прочих Церковь Спаса.

В «Хронике» польского историка Матей Стрыйковский (польск. Maciej Stryjkowski, умер между 1586 и 1593 годом) в книге IV имеется следующий текст: «I kazał [Владимир] zmurować cerkiew w Kijowie Swiętego Spassa z kamienia wielkiego, na tym miejscu, gdzie był bałwan Piorun przed tym chwalon, і cerkiew swiętego Wasila na imie swoje, ktoremu było przemieniono na chrztu, inszych też cerkwi bardzo wiele na tych miejscach, gdzie przed tym rozmaite bałwany stały, roskazał nabudawac kosztem przeważnym». Ошибку хрониста отметил историк Церкви митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году), указавший, что автор Хроники «смешал сказания Несторовы и вместо Церкви св. Василия, построенной на месте идола Перуна, назвал оную Спасскою, а Васильевскую второю, не упомянув даже о Десятинной». Объяснение этой путаницы митрополит Евгения видел в том, что польский хронист ошибочно перенёс на Киев летописное известие о постройке в 989 году Церкви Спаса в Василеве.

В 1620-х годах Церковью Спаса и Берестовым владела киевская митрополия, находившаяся в руках греко-католиков (униатов).

В 1631 году греко-католический митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Йосиф (в миру – Иван Феликсович Вениаминов-Рутский) печерскому архимандриту Петру Могиле (рум. Petru Movilă, укр. Петро Могила) передал «Спасский кут с церковью мурованною, подданными и всеми принадлежностями» в обмен на уступленные П. Могилой в пользу митрополии лаврские поместья на Софийской горе (то есть, в Старом Киеве).

В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский (укр. Афанасій Кальнофойський) в пояснительном тексте к гравированному плану Киева, приложенному к «Тератургиме», писал: «Между западом и севером (от Печерского монастыря) идём дорогой через угол Спасский, то есть мимо церкви Преображения Господня: её построил из камня (zmurował) св. Владимир; но теперь стены её едва стоят, мусор покрыл всю землю». На основе данного текста в Киеве сложилось представление, что Церковь Спаса относится ко времени великого князя Владимира Святославича. На самом плане А. Кальнофойского изображены развалины большого каменного здания. Купола на церкви нет; одна из стен заделана брёвнами, около здания груды мусора, на котором растёт деревцо. Однако руины храма увенчаны крестом. По-видимому, несмотря на разрушение, Церковь Спаса всё же была в это время действующим храмом. Мнение историка Церкви Николая Ивановича Петров (умер в 1921 году), рассматривавшего упомянутое изображение на плане А. Кальнофойского как остатки дворца князей Киевских Олельковичей и полагавшего, что от Церкви Спаса, окончательно разрушенной Менгли I Гиреем в 1472 (фактически – 1482) году, к началу XVII века «остались только развалины и мусор», не имеет под собой серьёзных оснований.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ДО 1640 ГОДА отключены