ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ С 1640 ГОДА

Восстановление Церкви Спаса на Берестове связано с именем митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, 3-го экзарха Константинопольского престола Петра Могилы. Известно, что Пётр Могила имел особый интерес к восстановлению из руин тех древних киевских храмов, которые в ту пору связывались, порой без достаточных к тому оснований, с именем великого князя Владимира Святославича. В церковно-политической борьбе между православной, греко-католической (униатской) и католической церквами, развернувшейся на Украине в эту пору, памятники древнейшего киевского зодчества играли роль веских аргументов в пользу исконности православия на Руси.

В 1640 – 1644 гг. митрополит Пётр Могила, за свои средства, восстановил Церковь Спаса в стиле украинского барокко. При этом из первичного строения была воссоздана только западная часть храма, церковь стала в два раза меньше. По предположению польского историка искусства Пйотра Красного (польск. Piotr Krasny) к работам по восстановлению церкви Пётр Могила привлекал итальянского архитектора Октавиано Манчини (итал. Octaviano Mancini). К сохранившемуся нартексу от первоначальной церкви, с восточной стороны были пристроены алтарная – Преображения Господнего и две боковые апсиды: святого равноапостольного князя Владимира (северная) и святых Космы и Дамиана (южная) а с западной – большой деревянный притвор.

В июне 1644 года церковь была заново расписана «перстами греков», то есть стенописцами с Афона (греч. Άθως, крупнейшее в мире средоточие православного монашества в Греции), приглашёнными митрополитом Петром Могилой. Среди этих росписей обращает на себя внимание ктиторский портрет, находящийся в центральной части храма над аркой, ведущей к центральной апсиде, где присутствует изображение самого митрополита Петра Могилы. На стенописи, церковь, которую Пётр Могила подносит Христу, увенчана тремя главами, из которых средняя размещена над срединой древней части храма, западная – над новым притвором, восточная – над средней апсидой.

О восстановительных работах Петра Могилы в Церкви Спаса свидетельствуют несколько надписей на различных предметах, хранившихся в ризнице церкви, и две надписи на стенах храма. Над входом в церковь есть ктиторская надпись о восстановлении и росписи храма: «Пётр Могила, архиерей Божий, дарит и этот храм и самого себя Господу Владыке и завершил этот достославный и преснопамятный дом, выведя его из забвения, перстами греков написал славу, которую Ты, Безначальный, постиг крестными страданиями своими посреди земли, потому что в храме Божьем всякий славу приносит. Ты, который утверждаешь свод небесный и вес земли своей ладонью держишь, удержи и этот дом навсегда нерушимым во славу Твоего Государства. В лето от Рождества Христова, 1644, ноября 16».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\35) Е 2020.jpg

Вход в церковь, над ним ктиторская надпись о восстановлении храма. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Другая ктиторская надпись с другой стороны стены над входом, в ней написано: «Сию церковь созда великий и всея России князь и самодержец св. Владимир, во святом крещении Василий. По летех же многих и по разорении от безбожных татар произволением божиим обновися смиренным Петром Могилою, архиепископом митрополитом Киевским, Галицким и всея Росии, екзархою святаго Константинопольского апостольскаго престола, архимандритом Печерским, во славу на Фаворе преобразившегося Бога Слова. 1643 года от сотворения миру 7151».

D:\28-800x530.jpg

Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений

В обновлённый храм митрополит Пётр Могила, как пишет украинский историк Николай Васильевич Закревский (умер в 1871 году), «пожертвовал такие священные вещи:

1. Серебряный крест с позолоченным изображением Спасителя;

2. Евангелие напрестольное, напечатанное во Львове в 1636 году, оправленное в зелёный бархат и серебряные бляхи;

3. Ризы бархатные, малинового цвета, вышитые золотом».

Пётр Могила также передал церкви, как он считал, череп князя Владимира Святославича, найденный в 1635 году при расчистке руин Десятинной церкви. В XVIII веке череп перенесли в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.

Во 2-й половине XVII века автор «Синопсиса Киевского» впервые изданного в 1674 году, утверждал, что великую каменную Церковь св. Спаса в Киеве повелел поставить Владимир «Святой».

На плане Киева 1695 года Церковь Спаса изображена однокупольной.

В конце XVII или в начале XVIII века на месте деревянного могилянского притвора на западном фасаде церкви был построен каменный притвор.

В начале XVIII века остатки древней Церкви Спаса, к востоку от могилянской церкви были засыпаны построенным крепостным валом Печерской крепости.

На плане Киево-Печерского монастыря 1713 – 1715 гг. Церковь Спаса показана с тремя куполами, что, однако, может являться лишь условным изображением. Подлинник этого плана хранился в Софийском заповеднике в Киеве.

На протяжении XVIII – XIX вв. настенная живопись XVII века дополнялась и переписывалась масляными красками.

В 1751 – 1752 гг. в ходе капитального ремонта храм получил пятиглавое завершение.

В 1780-х годах украинский архитектор Степан Демьянович Ковнир (укр. Степан Дем’янович Ковнір, умер в 1786 году) за свои средства поставил в церкви новый иконостас.

Церковь Спаса впервые изображена с пятью куполами на рисунке 1810 года российского художника Дмитрия Ивановича Иванова (умер после 1810 года). Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году), считал, что до 1809-1810 года храм был покрыт гонтом (пластинами из древесины), в таком виде он и изображён на рисунке Д.И. Иванова.

D:\381-1.jpg

Церковь Спаса. 1810 год. Западный фасад и план, по обмерам художника Д.И. Иванова. Источник – Альбом Бороздина в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Фото без изменений

В 1813 – 1814 гг. российским архитектором и первым главным архитектором Киева Андреем Ивановичем Меленским с запада, к притвору церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня в стиле классицизма. В таком виде храм сохранился до наших дней.

D:\03-3.jpg

План Церкви Спаса. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/History/Kupola/Vol04/SpasBerestovoChurch.html. Фото без изменений

В 1813 – 1815 гг. стенопись в церкви реставрировалась. Значительный интерес представляли резные и чеканные украшения престола, исполненные золотых и серебряных дел мастером Ф.М. Коробкой.

В 1830-х годах стенопись в церкви вновь реставрировалась Оробьевским.

В 1860-х годах во время реставрационных работ и первых раскопок у северной и южной стены церкви были обнаружены как минимум два погребения. Материалы этих раскопок не сохранились. При снятии пола в южной части древнего нартекса, было обнаружено основание круглого столба, вокруг которого в древности поднималась винтовая лестница на хоры (полати).

Ревностными защитниками мнения о принадлежности Церкви св. Спаса к эпохе Владимира Святославича были: историк Максим Фёдорович Берлинский (умер в 1848 году), Н. Самойлов, С.П. Крыжановский, украинский историк Михаил Александрович Максимович (умер в 1873 году), российский историк Николай Максимович Сементовский (умер в 1879 году), историк Церкви протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев (умер в 1896 году), российский историк архитектуры Андрей Михайлович Павлинов (умер в 1897 году) и некоторые другие. Сторонники этого мнения особенно окрылились в начале 1860-х годов, когда под слоями последующей живописи на стенах храма была обнаружена стенопись, достаточно хорошей сохранности, которую они не замедлили отнести ко времени Владимира Святославича или, по крайней мере, Ярослава «Мудрого».

В 1863 – 1867 гг. по инициативе П.Г. Лебединцева священником И. Желтоножским, печально известным по реставрации софийских фресок, проведена реставрация стенописи Церкви Спаса, во время которой была раскрыта, а потом и грубо переписана роспись времени Петра Могилы. Реставрационный комитет, состоявший из П.Г. Лебединцева, С. Лашкевича и И. Желтоножского был непоколебимо убеждён в том, что открываемые фрески Церкви св. Спаса относятся ко времени князя Владимира Святославича.

Критическое отношение к сенсационным известиям и слухам об открытии фресок «древнейшей всех ныне существующих в России церквей», широко распространившимся не только в киевской прессе, но и в столичных журналах и газетах, проявил в 1860-е годы один из наиболее компетентных в ту пору знатоков киевского зодчества – историк церковной архитектуры Пётр Александрович Лашкарёв (умер в 1899 году), подвергший сомнению прочно укрепившуюся датировку храма. Изучив технику кладки здания и учитывая некоторые факты, связанные с последующей историей храма, в частности неоднократные погребения в нём князей из ветви Мономаховичей, П.А. Лашкарёв пришёл к заключению, что дошедшая до нашего времени «церковь Спаса на Берестове, принадлежавшая монастырю, основанному во второй половине XI столетия, построена была византийскими зодчими в первой половине XII века и, может быть, именно усердием Владимира Мономаха, желавшего иметь в ней усыпальницу для своего семейства».

Вслед за П.А. Лашкарёвым, Церковь Спаса, со строительной деятельностью Мономаха стали связывать историк Церкви Николай Иванович Петров (умер в 1921 году), Д. Слюсарев и большинство тогдашних авторов, писавших о Церкви Спаса. Убедительность доводов П.А. Лашкарёва заставила даже и наиболее стойкого защитника глубокой древности памятника – П.Г. Лебединцева – отказаться от своей точки зрения.

Были попытки связать постройку Церкви Спаса со строительной деятельностью сына Мономаха – князя Юрия «Долгорукого». К этому предположению склонялись историк Церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (умер в 1912 году), а вслед за ним историк Церкви Степан Тимофеевич Голубев (умер в 1920 году).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церковь Спаса на Берестове. 1870-е годы. Почтовая открытка. Источник – https://www.etoretro.ru/pic248649.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Фото без изменений

До конца 1880-х годов Церковь Спаса была приходским храмом Печерска. Кладбища при церкви не было.

В 1889 году на Липках была построена Церковь Александра Невского и туда перевели печерский приход. В новую церковь перенесли и некоторую утварь из Церкви Спаса: крест и ризы митрополита Петра Могилы, чашу 1642 года, Евангелие 1631 года.

В 1897 году Церковь Спаса была передана общине единоверцев (староверов). Последние содержали храм в неудовлетворительном состоянии, неоднократно пытались внести самовольные изменения в его росписи, даже попытались снять древние надкупольные кресты.

D:\Спаса-на-Берестове гравюра (1).jpg

Церковь Спаса на Берестове. Гравюра. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/History/Kupola/Vol04/SpasBerestovoChurch.html. Фото без изменений

В 1908 году церковь передали во владение Киево-Печерской лавры.

В 1909 – 1913 гг. в храме проводились ремонтно-реставрационные работы под руководством российского археолога и архитектора Петра Петровича Покрышкина, переросшие в архитектурно-археологическое исследование церкви. Выявлено, что от здания XII века почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включённый в постройку XVII века.

В 1910 году П.П. Покрышкиным была произведена подбутка фундаментов и ремонт всей кровли церкви. Ремонтные работы проводились с учётом структуры и технологических особенностей древнерусских фундаментов церкви и реальной конструктивной нагрузки тех или других её участков на момент реставрационных работ. Ремонтная кладка типичной формы и размеров для кирпичных заводов XIX – XX вв., выполнена жёлтым кирпичом из спондиловой глины.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Ремонтная кладка П.П. Покрышкина. Со стенда в церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Внутри церкви специалистами П.П. Покрышкина, в северной части нартекса было найдено полностью разграбленное погребение, предположительно принадлежавшее князю. Именно тогда П.П. Покрышкин пришёл к выводу, что левое помещение нартекса представляет собой княжескую усыпальницу.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1913 года с уцелевших древних стен храма сбили штукатурку, открыв древнерусскую кладку, а утраты восполнили новыми вставками как снаружи, так и в интерьере. Пристройки же XVII века были оштукатурены и обелены известью. После окончания ремонтных работ церковь фактически превратилась в храм-памятник: служба в нём не проводилась.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад Церкви Спаса. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\tabl66.jpg

Южная и восточная стены южной части нартекса. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\tabl67-1.jpg

Западная стена северной части нартекса. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1913 году П.П. Покрышкин опубликовал широко известный с тех пор план Церкви Спаса, где восточная половина древнего храма показана на нём особой пунктирной штриховкой с обозначением «предполагаемое».

D:\385-1.gif

Церковь Спаса на Берестове. План-реконструкция П.П. Покрышкина. 1913 год. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1914 году П.П. Покрышкин убрав часть крепостного вала, провёл археологические раскопки основания разрушенной восточной части древнего храма, что позволило полностью реконструировать его план. Судя по рапорту П.П. Покрышкина в Археологическую комиссию от 12 сентября 1914 года: «раскопками были открыты остатки фундаментов всей церкви, за исключением некоторых частей, оставшихся необнаруженными под земляными гребешками в северной трети всего плана». В ходе раскопок были найдены куски штукатурки с фресками, стеклянная и гончарная посуда. Археологические работы, прерванные начавшейся Первой мировой войной, не были закончены.

Почти вся отчётная документация ремонтно-реставрационных работ 1909 – 1913 гг. и археологических раскопок 1914 года, дневники, отчёты, обмеры, зарисовки, бесследно пропала, за исключением многочисленных фотографий, сохранившихся в архиве бывшей Императорской Археологической комиссии (ныне в Фотоархиве Института археологии Российской академии наук). Подробно иллюстрирующие основные этапы реставрационных и археологических работ фотографии позволяют до некоторой степени восстановить результаты исследований П.П. Покрышкина.

Раскопками 1914 года были открыты хорошо сохранившиеся фундаменты древнего храма, а местами и нижние части восточной половины южной и северной стен, юго-восточного и северо-восточного подкупольных столбов и трёх апсид храма.

D:\tabl60-1.jpg

Восточная часть храма. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\tabl61-1.jpg

Центральная и южная апсиды. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Фундаменты церкви представляют собой бутовую кладку, заложенную в материковом лёссе. У подошвы фундамента прослежены деревянные брусья-лежни, скрепленные в перекрестьях железными костылями. Лежни всюду сгнили, образовав пустые каналы в бутовой кладке нижних частей фундамента. Судя по ряду фотографий, снятых в процессе раскопок, продольные лежни обычно укладывались по четыре в ряд, с небольшими промежутками между ними.

D:\tabl62-1.jpg

Следы деревянных лежней в каменной кладке фундаментов. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Деревянные субструкции засыпались мелкобитым камнем и заливались раствором извести. Выше лежит бутовая кладка из крупного дикого камня на растворе извести.

D:\tabl63-1.jpg

Деталь кладки фундамента. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Подкупольные столбы храма были воздвигнуты на пересечении продольных и поперечных ленточных фундаментов, расположенных по основным осям здания. Отрезок поперечного ленточного фундамента между юго-восточным подкупольным столбом и южной стеной, по-видимому, был выбран, но не до подошвы.

D:\tabl63-2.jpg

Деталь кладки стены и фундамента. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Бутовая кладка фундаментов, будучи несколько шире, чем лежащая на них кирпичная кладка стен, образует обрез, прикрытый сверху кирпичной вымосткой в один ряд. Глубина заложения фундаментов не превышает 1 метра.

Судя по данным, полученным в результате тщательных археологических исследований памятника в 1909 – 1914 гг., Церковь Спаса на Берестове представляла в древности большой 3-нефный, 6-столпный, 3-апсидный храм с резко выделенным нартексом. В южной части нартекса находилась прямоугольная снаружи и круглая внутри башня для подъёма на хоры (полати) с круглым столбом посредине. Нижние ряды кирпичной кладки стен внутри башни на высоту до 50 см образуют квадратный план, подобно наружному очертанию башни, и только потом углы были заложены и кладку стали вести по кругу.

В северной части древней восточной стены северной части нартекса, под кирпичной закладкой XVII века, была обнаружена маленькая, полуциркульная в плане апсида. В сохранившейся лишь в нижней части южной половины этой стены были установлены следы двух других апсид. Все три апсиды, из которых средняя была несколько больше боковых, находились в толще восточной стены северной части нартекса. В толще его северной стены находится глубокий аркосолий, предназначенный для погребения. П.П. Покрышкин, кА уже отмечалось, считал это помещение усыпальницей.

Вскрытая археологическими раскопками восточная половина храма показала, что композиция здания в древности была значительно сложнее. У южной стены храма, примыкая к её среднему членению, находился в древности небольшой притвор.

D:\tabl64-1.jpg

Кладка фундамента и южной стены храма и южного притвора. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Фундамент этой пристройки, примыкающий впритык к фундаменту южной стены храма, был заложен на значительно меньшую глубину, что свидетельствует о меньшей высоте этой пристройки.

D:\tabl64-2.jpg

Кладка фундамента и южной стены храма и южного притвора. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Техника бутовой кладки фундамента, как и техника кирпичной кладки стен южного притвора, не оставляет ни малейших сомнений в одновременности его постройки с основным массивом трёхнефного здания храма. Из южного притвора в храм вёл широкий портал, нижняя часть которого была открыта раскопками.

D:\387-1.jpg

Западный угол южного портала. Раскопки 1914 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1915 году в ходе реставрационных работ церковная стенопись 1644 года была расчищена от более поздних «реставрационных» наслоений.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

«Церковь Спаса на Берестове». Украинский живописец Иван Сидорович Ижакевич (укр. Іван Сидорович Їжакевич). 1910 годы. Источник – http://irbis-nbuv.gov.ua/fond/vom/show/show_009/17.htm. Общественное достояние. Фото без изменений

В январе 1918 года в ходе штурма большевиками Киева, один из обломков шрапнельного снаряда застрял в деревянной балке у купола Церкви Спаса и был найден в ходе реставрационных работ в 2018 году. Он выставлен в обновлённой экспозиции церкви.

В 1920-х годах Церковь Спаса включили в состав Всеукраинского государственного культурно-исторического заповедника «Всеукраинский музейный городок», позже реорганизованного в Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

В 1-й половине XX века сторонниками мнения о принадлежности церкви к эпохе Владимира Святославича «Великого» оставались: российский и советский византолог Фёдор Иванович Шмит (репрессирован в 1937 году), российский историк архитектуры Георгий Крескентьевич Лукомский (умер в 1952 году) и некоторые другие. Сторонниками мнения о принадлежности храма к эпохе Владимира «Мономаха» были: украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году), украинский и советский учёный Фёдор Людвигович Эрнст (репрессирован в 1942 году), украинский историк Павел Константинович Федоренко (умер в 1962 году) и Дмитрий Филимонович Красицкий (умер в 1989 году).

Российский и советский историк Михаил Дмитриевич Присёлков (умер в 1941 году) опираясь на одноименность Церкви Спаса на Берестове с Собором Спаса в Чернигове, высказывал слабо обоснованное предположение, что монастырь на Берестове был основан князем Черниговским и великим князем Киевским Святославом Ярославичем (умер в 1076 году), назвавшим его по имени своего черниговского храма Спаса.

Летом 1932 года Церковь Спаса на Берестове была открыта для посещений экскурсантов как музейный объект.

D:\098-1.jpg

Восточный фасад церкви. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StSaviourChurch.html. Фото без изменений

D:\177-1.jpg

Южная и западная стены южной части нартекса. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StSaviourChurch.html. Фото без изменений

В 1947 году по случаю празднования 800-летия основания Москвы, которая отмечается в сентябре, в Церкви Спаса на Берестове были проведены исследовательские работы, с целью выявить костные останки основателя Москвы Юрия «Долгорукого». Поиски результатов не дали, однако, церковь была капитально отремонтирована. В северной части нартекса (усыпальнице) было установлено символическое надгробие (кенотаф) князя Юрия «Долгорукого».

D:\sarkof.jpeg

Символическое надгробие князя Юрия «Долгорукого», стилизованное под древнерусский саркофаг. Надгробие изготовлено из украинского лабрадорита, советским архитектором – Петром Филипповичем Остапенком. Источник – https://fakty.ua/242303-v-kupole-cerkvi-spasa-na-berestove-obnaruzhili-snaryad-100-let-nazad-vypucshennyj-bolshevikami-po-kievo-pecherskoj-lavre-foto. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фото 27 июля 2017 года. Источник – https://kiev-foto.info/ru/tserkvi/2066-tserkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений

В 1960-х годах в Церкви Спаса проведены реставрационные работы.

В январе 1970 года в ходе очередной реставрации на западной стене нартекса церкви обнаружена фресковая живопись 1-й половины XII века. Это большая жанровая сцена «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере». Также на стенах храма найдено около 500 разновременных граффити.

В 1972 году в церкви полностью закрепили стенопись.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад церкви. Фото 1976 года. Почтовая открытка. Автор – Ю. Орлов. Фото без изменений

В 1980 году в Церкви Спаса были завершены очередные реставрационные работы.

В 1980-х – 1990-х гг. часть росписей XVII века была очищена от более поздних наслоений и законсервирована. В 1982 году в храме проведены работы по восстановлению некоторых старинных фресок. Обнаружено более 80-ти древних захоронений.

D:\htmlconvd-FiPMAz24x1.jpg

Западный фасад церкви. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

В 1989 – 1990 гг. экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины, под руководством археолога Виктора Александровича Харламова (укр. Віктор Олександрович Харламов, умер в 1996 году), изучала древний фундамент Церкви Спаса. В разных местах в нескольких метрах от храма были найдены три гробницы: две шиферные, предположительно, Юрия «Долгорукого» (2) и Глеба Юрьевича (3), третья из кирпича-плимфы, предположительно – Евфимии Владимировны (1), причём покойницу похоронили по монашеской традиции – с подголовником. Сестра Юрия «Долгорукого» умерла монахиней. Данные погребения рассматриваются археологами как захоронения представителей ветви Мономаховичей. Эта версия частично не противоречит известным летописным сообщениям и антропологическим данным. Логично предположить, что это и есть три княжеских захоронения, о которых идет речь в летописи. В её пользу говорит и характеристика гробниц как «закрытых археологических комплексов» и некоторые черты погребального обряда, предполагаемой гробницы Юрия Долгорукого, вроде «майской» ориентации погребального сооружения. Ещё одно соображение в пользу данной версии, состоит в том, что в известной нам части некрополя Церкви Спаса нет больше погребений, которые по признакам погребального обряда можно было бы считать княжескими.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\КИЕВ\КНЯЖЕСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ\Церковь Спаса на Берестове\3-5.jpg

Церковь Спаса на Берестове XI – XXI вв. Сводный план археологических раскопок 1914, 1989 – 1990 и 2002 годов. Киевский археолог Владимир Гончар, 2002 год. Источник – Балакин С.А. Некрополь церкви Спаса на Берестове: история исследования и современные проблемы. – Русь Киевская — Русь Московская. – Москва: Планета-2000, 2003. – С. 134. Фото без изменений

Мнение о принадлежности найденных в 1989 – 1990 гг. гробниц Юрию «Долгорукому» и его близким родственникам не является общепризнанным, что объясняется, прежде всего, противоречивыми сообщениями летописей.

В 1991 – 1992 гг. в Церкви Спаса проведены реставрационные работы. Контуры фундамента утраченной части древней церкви были трассированы (выложены) камнем.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фундамент древней церкви трассирован. Источник – https://kiev-foto.info/ru/tserkvi/2066-tserkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений

В середине 1990-х годов образовался церковный приход, и в Церкви Спаса возобновили богослужения.

В 2001 году из-за аварийного состояния храм был закрыт на реставрацию. Основной проблемой Церкви Спаса является высокая влажность, которая разрушает уникальную настенную живопись. Дело в том, что при строительстве храм находился на холме, а после того, как в середине XVIII века при строительстве Печерской крепости насыпали валы, церковь оказалась в низине.

В 2001 году Институт архитектурной консервации «Гетти» (укр. Інститут архітектурної консервації «Гетті») предоставил грант на проект подготовки реставрации Церкви Спаса на Берестове с целью содействия её сохранению как достопримечательности всемирного значения.

В 2002 – 2003 гг. в рамках программы грантов фонда «Гетти» и при финансовой поддержки Киевской городской государственной администрации (укр. Київська міська державна адміністрація) в Церкви Спаса проводились научно-реставрационные исследования, связанные с разработкой проекта консервации и музеефикации памятника, а также выполнения неотложных работ. Исследование проводила архитектурно-археологическая экспедиция НАН Украины под руководством украинского археолога Глеба Юрьевича Ивакина (укр. Гліб Юрійович Івакін), при участии археологического отдела Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в частности Сергея А. Балакина, О. Зажигалова, Д. Финадорина, а также научных работников и технологов Государственного центра консервации памятников археологии (укр. Державний центр консервації предметів археології). Были проведены научно-технологическое и инженерно-конструкторское обследование фасадов, конструкций кровли и перекрытия, а также живописи в интерьере храма.

В ходе обследования, температурно-влажностный контроль в церкви в течение осенне-зимнего периода 2002 – 2003 гг. определён как неудовлетворительный. Значительная часть стен на высоте выше 2 метров и сводов нартекса и алтаря имеют повышенную влажность – выше 7%, а местами и высокую – выше 10%. Кроме того, относительная влажность воздуха в церкви иногда достигает 90%, а температура понижается до -3°С, что приводит к образованию конденсата на поверхности стен и отрицательно сказывается на сохранении живописи. Цокольная часть церкви оштукатурена плотным цементно-песчаным раствором толщиной до 3 см, который находился в неудовлетворительном состоянии: по всей поверхности цоколя наблюдались трещины, отслоения и потери штукатурки на значительных объемах. Даже в жаркий период года при высокой температуре воздуха на отдельных участках уровень влажности достигал 14%, при норме до 7%. Анализируя распределение влаги по высоте церкви, был сделан вывод, что основной причиной намокания поверхности стен, является капиллярный подсос влаги из грунта и отсутствие полноценного отвода воды от стен церкви. Именно неудовлетворительное влажностное состояние и являлось основной причиной разрушения отделки памятника, как на фасаде, так и в интерьере. В этой связи встал вопрос об общем осушении не только стен, но и замене бетонного пола, который удерживает влагу и способствует снижению температуры воздуха в церкви. В результате проведённых работ была разработана программа сохранения памятника, а также произведены неотложные консервационные работы по цоколю церкви.

Согласно исследованиям 2002 – 2003 гг., часть фресковой живописи XI – XII вв., открытая во время предыдущих реставраций, находится в лучшем состоянии, чем росписи XVII века, но также требует проведения консервационных работ. Часть росписей XVII века, которые были очищены от более поздних наслоений и законсервированы в 1980-х – 1990-х гг., находятся в удовлетворительном состоянии, хотя и загрязнены копотью и пылью. Другая часть росписей XVII века, не очищенная от наслоений, – преимущественно в аварийном состоянии. Есть многочисленные места шелушений красочного слоя стенописи, в результате чего активно разрушается красочный слой росписей. Также происходит отслоение штукатурки XVII века, она покрывается трещинами. Реставраторы с некоторых стен храма сняли росписи XVII века, чтобы открыть более древние. Эти сюжеты экспонируются отдельно в Церкви св. Николая Киево-Печерской лавры, но после завершения реставрации Церкви Спаса их вернут обратно.

В 2003 – 2004 гг. внутри храма было заложено 4 шурфа и 2 на фасадах для выяснения технического состояния фундаментов и характера их реставрации, проведённой во время реставрационных работ 1909 – 1914 гг. под руководством П.П. Покрышкина. С.А. Балакин во Владимирском приделе церкви, под ремонтно-реставрационной кладкой XX века, обнаружил остатки древнерусских фундаментов XI века. Выполнены технологическое обследование фундаментов, состояние кладок, замеры влажности кладки, отбор проб строительных материалов для лабораторных анализов и фотофиксация. Результаты исследований показали, что в ходе реставрационных работ П.П. Покрышкина была произведена обмуровка фундаментов по всему периметру с целью их укрепления. В результате чего достигнута стабилизация состояния фундаментов. Исследование состава и структур древних строительных растворов выполнялось с помощью комплексного химико-петрографического анализа. Результаты исследования материалов данного памятника стали основой не только для разработки научно обоснованной технологии консервации, но и для датировки памятника, исходящего из особенностей состава строительных растворов. В результате проведенных работ были получены данные, подтверждающие теорию об основании церкви в XI веке. Также получены сведения о неизвестной реконструкции церкви в XIV – XV вв.

D:\Church_of_the_Saviour_at_Berestove.jpg

Западный фасад церкви. Фото 1 июля 2007 года. Автор – Serguei S. Dukachev. Лицензия Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 2007 году специалистами для исследования фундамента церкви был снят бетонный пол, который был постелен в начале XX века. Пол планируется сделать из каменных плит.

В октябре 2007 года Киевский городской совет (укр. Київська міська рада) приняла решение передать Церковь Спаса на Берестове Свято-Успенской Киево-Печерской лавре (мужскому монастырю). Вскоре Министерство культуры отозвала из Киевсовета своё согласие на передачу храма монастырю.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад церкви. На храме на центральной главе отсутствует крест. Фото 2012 года. Источник – https://www.radiosvoboda.org/a/24643503.html. Фото без изменений

В 2012 – 2014 гг. в церкви вновь проводились первоочередные противоаварийные работы, но за неимением средств не были закончены.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Реставрация церкви. 2013 год. Источник – https://kiev-foto.info/ru/tserkvi/2066-tserkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений

D:\Церква_Спаса_на_Берестові_09 (1).jpg

Состояние трассировки фундаментов утраченной части храма. Фото 1 июля 2013 года. Автор – Сарапулов. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 2017 – 2019 гг. в Церкви Спаса проводились реставрационные работы. Заказчиком проекта является ОО «Андреевская-Пейзажная инициатива» (укр. ГО «Андріївська-Пейзажна ініціатива»). Проект предусматривал реставрацию храма внутри и территории вокруг него, а также комплекс консервационных и реставрационных работ. Особую ценность, как отметил генеральный директор Киево-Печерского заповедника украинский археолог Любомир Павлович Михайлина (укр. Любомир Павлович Михайлина), составляют фрески, которыми богата церковь. Меценатом проекта является президент Кондитерской корпорации «Рошен» Вячеслав Александрович Москалевский (укр. В’ячеслав Олександрович Москалевський), который выделил на этот проект 50 миллионов гривен.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\4) Генплан, 2017 год.jpg

Меценатский проект реставрации памятника архитектуры национального значения «Церковь Спаса на Берестове» благоустройство прилегающей территории и Спасского бастиона Печерской крепости. Генплан 2017 года. Главный архитектор проекта Татьяна Филиппова. Фото 28 июля 2017 года. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\5) макет, 2017 год.jpg

Макет прилегающей к храму территории. Генплан 2017 года. Фото 28 июля 2017 года. Источник – https://spzh.news/ru/news/65274-v-kijeve-otkrojut-cerkovy-spasa-na-berestove. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Реставрация церкви. 2017 год. Источник – https://kiev-foto.info/ru/tserkvi/2066-tserkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\10) 2017.jpg

Интерьер храма. Фото 27 июля 2017 года. Источник – https://abcnews.com.ua/ru/education/v-kiievie-riestavriruiut-tsierkov-spasa-na-bieriestovie-foto. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\11) 2017.jpg

Фото 27 июля 2017 года. Источник – https://abcnews.com.ua/ru/education/v-kiievie-riestavriruiut-tsierkov-spasa-na-bieriestovie-foto. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\6) древние фундаменты, восточная часть, 2017.jpg

Фото 27 июля 2017 года. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\7) 2017.jpg

Фото 28 июля 2017 года. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\15) Е 2018.jpg

Фото 16 июня 2018 года. Автор – Angloman

В ходе реставрационных работ были сохранены все аутентичные фрагменты Церкви Спаса. Были осуществлены: гидроизоляция фундаментов, обследование и реставрация икон барабанов, куполов церкви, обустройство систем молниезащиты и снеготаяния, отреставрированы металлические окна и решётки, заменены и обновлены внутренние электрические сети. На прилегающей к храму территории проведены работы по благоустройству, была устроена дренажная система и ливневая канализация. В ходе консервационных работ большая часть древних фундаментов, которые не были использованы при восстановлении, законсервированы и музеефицированы.

В 2019 году во время ремонтных работ возле церкви археологи обнаружили остатки поселения IX века до нашей эры.

28 сентября 2019 года после завершения всех консервационных и реставрационных работ территория вокруг Церкви Спаса вновь была открыта. Храм впервые был открыт для посетителей, начиная с 2001 года, и то на непродолжительное время, в связи с осенне-зимним сезоном.

D:\Церква_Спаса_на_Берестові_Л.jpg

Южный фасад церкви. Фото 10 сентября 2020 года. Автор – Ягайло Хмельницький. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\33) Е 2020, северный фасад.jpg

Северный фасад церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\19) Е 2020.jpg

Фундаменты восточной части церкви XI века. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\23) Е 2020.jpg

Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ С 1640 ГОДА отключены