ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ДО XVII ВЕКА

Вокруг Церкви Спаса на Берестове всегда было множество вопросов. Кроме того, что вопрос о дате основания церкви вызывал очень различные толкования, то не меньше разногласий было и по вопросу о том, что же сохранилось от древнего храма до наших дней и каков был первоначальный архитектурный облик Церкви Спаса.

В 1820-х года один из первых исследователей церкви – Н. Самойлов – считал, что от древней церкви «осталась одна только средина современного храма, во всю ширину с приделами, выключая алтарей», то есть западная часть древнего храма. Автор высказывал предположение о первоначальных размерах здания, подтверждённое 80 лет спустя, в 1909 – 1914 гг. раскопками российского археолога и архитектора Петра Петровича Покрышкина. «Если бы, – писал Н. Самойлов, – снять грунт земли от углов боковых приделов к востоку, то, без сомнения, можно б открыть фундаменты и узнать величину древней церкви».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\21) Е 2020, апсиды.jpg

Апсиды древней церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Мнение Н. Самойлова поддержал С.П. Крыжановский, а ещё несколько позже подробно обосновал историк церковной архитектуры Пётр Александрович Лашкарёв (умер в 1899 году), доказав на основе изучения техники кладки, наличие в Церкви Спаса нескольких разновременных частей, из которых только среднюю часть нынешнего крестового храма и его северный и южный приделы исследователь признал древними, служившими в храме Владимира «Мономаха» в качестве западного притвора с примыкавшими к нему усыпальницей с севера и лестничной башней с юга для подъёма на хоры (полати). Действительно во время реставрационных работ 1860-х годов, при снятии пола в юго-западном приделе, было обнаружено основание круглого столба, вокруг которого в древности поднималась винтовая лестница на хоры.

D:\65.jpg

Бывшая лестничная башня с основанием круглого столба. Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200918_130337.jpg

Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Сторонники мнения о глубокой древности Церкви Спаса высказывали убеждение, что нынешняя крестообразная форма здания является изначальной. Так, историк Церкви протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев (умер в 1896 году) упорно отстаивал мысль, что древняя, как ему казалось, живопись на своде главного алтаря свидетельствует тем самым и о древности самой алтарной апсиды.

Ещё более рьяно эту точку зрения отстаивал российский и украинский историк Николай Максимович Сементовский (умер 1879 году), который в полном, как ему казалось, совпадении планов Церкви Спаса в Киеве и Церкви Спаса в Корсуни (Херсонес Таврический) видел подтверждение своей мысли, что Церковь Спаса на Берестове, построенная в 989 году, есть первая каменная церковь в Киеве, воздвигнутая по образцу Церкви Спаса в Корсуни.

За этими же историками некритически следовал российский историк архитектуры Андрей Михайлович Павлинов (умер в 1897 году), рассматривавший первоначальную Церковь Спаса как здание крестового типа.

Основываясь на данных последующих археологических раскопок, первоначальная Церковь Спаса на Берестове представляла большой 3-нефный, 6столпный, с резко выделенным нартексом в западной части и тремя алтарными апсидами в восточной части храм, вероятно, с одним куполом. Высота хоров в интерьере церкви достигает 10 метров, что не имеет себе равных в древнерусских храмах.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\htmlconvd-FiPMAz22x1.jpg

Церковь Спаса. Вид с юго-запада. Реконструкция советского и украинского историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева (умер в 2005 году). Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\княжеские захоронения\1) в Киеве\Новая папка\7\7-1.jpg

Церковь Спаса. Вид с северо-запада. Реконструкция Ю.С. Асеева. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 28. Фото без изменений

D:\htmlconvd-FiPMAz23x1.jpg

Церковь Спаса. Вид с юго-востока. Реконструкция советского архитектора-реставратора, историка архитектуры Григория Михайловича Штендера (умер в 1992 году). Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

Плоскости фасадов разделены тройными нишами, расположенными в два яруса. Окна на фасаде и выложенные кирпичом кресты разнообразят довольно сдержанную симметричную архитектуру храма. Под крышей над тройными окнами, расположенными в два ряда и декоративными нишами, изящный декоративный меандровый фриз.

Особенностью архитектуры Церкви Спаса был, сохранившийся до наших дней, нартекс, более широкий, чем сам храм. В нартексе находились крещальня и лестничная башня, которые ризалитами выступали на южный и северный фасады храма. Перед входами были притворы с невысокими трёхлопастными арками, однако храм всё равно казался достаточно высоким, устремлённым по своей архитектуре вверх.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План церкви. Источник – https://arx.novosibdom.ru/node/1638. Фото изменено

1 – нартекс

2 – крещальня

3 – лестничная башня

4 – притворы

Вопрос о существовании притвора у западной стены храма был предметом дискуссии в связи с трактовкой некоторых архитектурных особенностей западного фасада Церкви Спаса. Как известно, на западном фасаде церкви, в его среднем членении, ныне выходящем внутрь поздней пристройки, над входом в храм видны следы примыкания какого-то свода, имеющего очертание трёхлопастной арки.

D:\2.jpg

Западный фасад первоначального храма, вход со следами перекрытия притвора. Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений

Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году), а вслед за ним советский историк архитектуры Николай Иванович Брунов (умер в 1971 году) трактовали эту деталь западного фасада Церкви Спаса как доказательство существования у храма западного притвора, перекрытого «трёхлопастными сводами». Против этого решительно возражал советский историк архитектуры Иван Макарович Хозеров (умер в 1947 году), считавший эту деталь остатком «кирпичного рельефа, который имел исключительно декоративное значение».

В доказательство своего мнения И.М. Хозеров указывал на то, что средняя дуга этого трёхлопастного рельефа не соединяется с боковыми полудугами, а в образующихся между ними разрывах кладка стены имеет нетронутую поверхность, характерную для наружных фасадов храма, то есть тем самым эти разрывы нужно признать изначальными. Кроме того, И.М. Хозеров исключал конструктивную возможность существования трёхлопастного свода.

Советский историк архитектуры Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году), не беря на себя решение вопроса о конструктивной возможности трёхлопастного свода, считал основное наблюдение И.М. Хозерова как, безусловно, ошибочное, «части стен (в местах разрывов), признанные автором за первоначальные, в действительности являются результатом реставрационных работ П.П. Покрышкина. На фотографии этого участка стены, сделанной до реставрации, отлично видно, что «места разрывов» трехлопастной арки в действительности грубо переложены в позднейшее время и отнюдь не свидетельствуют в пользу изначальности разрывов трехлопастной арки на три части».

D:\tabl65-2.jpg

Западный фасад, до реставрации 1909 – 1913 гг. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Более серьёзное недоумение вызывает другая особенность западного фасада Церкви Спаса. Следы примыкания северной и южной стен западного притвора хорошо заметные рядом со средними лопатками западного фасада, обрываются, не доходя 1,45 метра до современного уровня пола. Ниже, на древней поверхности фасада, никаких следов примыкания стен притвора нет. И.М. Хозеров считал, что расположенные рядом с лопатками выступы также являлись лишь «декоративными рельефами», опиравшимися на консоли и составлявшими вместе с полудугами и средней дугой «единую декоративную композицию середины фасада».

М.К. Каргер не считал возможным рассматривать эти следы в качестве остатков декоративной композиции, он полагал, что: «по-видимому, мысль о постройке западного притвора родилась в процессе строительства, когда западная стена была возведена уже до высоты 1,45 метра. Кладка южной и северной стен западного притвора до этой высоты была сделана впритык, а выше строители решили делать перевязь».

В северной части нартекса церкви находилась крещальня. Исследования кладки стен и раскопки внутри этой части здания позволили установить не только первоначальный план этого помещения, но и его назначение. В северной части древней восточной стены этого помещения, под кирпичной закладкой XVII века, была обнаружена маленькая, полуциркульная в плане апсида. В сохранившейся лишь в нижней части южной половины этой стены были установлены следы двух других апсид. Все три апсиды, из которых средняя была несколько больше боковых, находились в толще восточной стены северной части нартекса. В толще его северной стены расположен глубокий аркосолий, предназначенный для погребения.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\43) Е 2020.jpg

Крещальня. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\40.jpg

Крещальня с аркосолием. Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений

По вопросу о назначении этой части нартекса Церкви Спаса высказывались различные предположения. П.П. Покрышкин и многие из его предшественников считали это помещение усыпальницей. Историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский (умер в 1942 году), сопоставив северную часть нартекса Церкви Спаса на Берестове с совершенно аналогичным по плану помещением, открытым раскопками 1923 года возле юго-западного угла Церкви Спаса в Чернигове, высказал предположение, что эти помещения служили в обоих названных храмах не только в качестве усыпальниц, но одновременно были и крещальнями (баптистериями). Мысль о том, что северо-западное помещение церкви Спаса на Берестове служило в древности крещальней, впервые была высказана ещё П.Г. Лебединцевым. В том, что совмещение функций усыпальницы и крещальни в одном и том же помещении считалось вполне допустимым, убеждает пример крещальни Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове, где, так же как и в Церкви Спаса на Берестове, был обнаружен погребальный аркосолий.

Крещальня-усыпальница Церкви Спаса на Берестове своей северной частью несколько выступает за линию северной стены храма, как бы образуя тем самым до некоторой степени самостоятельный архитектурный объём, хотя и сросшийся с основным массивом здания. Асимметричность этого выступа подчёркнута тем, что он не равен выступу южной части нартекса храма, самостоятельность объёма которого выражена значительно сильнее.

В южной части нартекса храма находилась прямоугольная снаружи и круглая внутри башня с винтовой лестницей, ведущей на хоры (полати) с круглым столбом посредине. Удаление поздней штукатурки на внутренней поверхности стен башни позволило обнаружить на ней следы винтовой лестницы.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\41) Е 2020, лестничная башня.jpg

Лестничная башня. На стене следы от винтовой лестницы. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Изучение кладки стен лестничной башни позволило установить весьма любопытную черту строительной истории храма. Нижние ряды кирпичной кладки стен внутри башни на высоту до 50 см образуют квадратный план, подобно наружному очертанию башни, и только потом углы были заложены и кладку стали вести по кругу. По-видимому, по первоначальному плану внутренность башни предполагалось сделать прямоугольной, и уже в процессе постройки план этот был изменён.

Другой особенностью храма были примыкавшие к южной и северной стенам храма, к их среднему членению, небольших притворов. Из которых в храм вели широкие порталы.

D:\htmlconvd-FiPMAz22x1.jpg

Первоначальная Церковь Спаса на Берестове. План-реконструкция М.К. Каргера. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

Притворы с редкой трёхлопастной формой свода, сильно пониженные по отношению к основному массиву храма, придавали церкви черты крестообразного здания, сильно отличавшие её от других современных ей киевских построек конца XI – начала XII вв. О существовании в Церкви Спаса на Берестове трёх притворов по данным раскопок 1914 года упоминали К.В. Широцкий и Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году). Однако это известие, не подтверждённое ни графической документацией, ни ссылкой на источник, не нашло признания в последующей литературе.

Фундаменты церкви сложены из крупных камней на известково-цементном растворе. Валуны положены без подготовки непосредственно на ровную поверхность слабогумусового лёссового грунта, в местах расположения крестовых столбов использованы подкладки из крупноформатного тёсаного камня. Пространство между камнями заполнено строительным раствором. Заполнитель в строительных растворах фундаментов церкви (данные получены в 2003 – 2004 гг.) – неоднороден: использовался как специально выжженный лёссовидный суглинок, так и обломки цемянки, которые могли быть получены из измельчённой отбракованной кирпича-плинфы. Верхняя плоскость фундаментов выровнена толстым слоем известково-цементного раствора розового цвета.

D:\41.jpg

Музеефицированный фрагмент фундаментов XI – XII вв. Археологические исследования 2002 – 2003 гг. Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений

Использование специально выжженного лёссовидного суглинка, как показано в работах Ю.М. Стриленко и Т.Е. Нестеренко характерно для построек Х – начала XI вв., а измельчённой плинфы – для конца XI – XII вв. Наличие специального выжженного наполнителя в строительных растворах позволяет с большой вероятностью утверждать, что церковь строилась в XI веке, вероятнее всего, в его 2-й половине, что также подтверждается и характером штукатурных фресковых растворов нартекса и большим сходством со строительными растворами Михайловского собора Выдубицкого монастыря.

Под фундаментами церкви Спаса обнаружены субструкции, состоящие из деревянных лежней, скреплённых на перекрестиях железными костылями, вбитыми вертикально между лежнями, в отличие от более древней техники выкладки деревянных субструкций, скреплённых деревянными колками (кольями), характерной для киевских построек Х 1-й половины XI века.

Западная часть древнего храма, сохранившаяся примерно на две трети своей первоначальной высоты, позволяет достаточно полно представить древний облик Церкви Спаса на Берестове. Фасады древнейшей части храма во время реставрационных работ 1909 – 1913 гг. были освобождены от позднейшей штукатурки и характерная кладка стен была оставлена открытой, как это было в древности.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\32) Е 2020.jpg

Северная часть нартекса древней церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Кладка Церкви Спаса на Берестове резко отличается и от кладки киевских построек Х – XI вв., и тем более от кладки киевских зданий XII – начала XIII вв. В отличие от первых кладка Церкви Спаса не относится к технике «opus mixtum», то есть к смешанной кладке из кирпичаплинфы и камня. В Церкви Спаса камень употреблён лишь в качестве материала для кладки фундаментов и в весьма незначительном количестве как бут в толще кладки стен и нигде не выходил наружу. На сохранившихся фасадах древнего храма нигде не проступают типичные для киевских построек ХXI вв. ряды камня, чередующиеся с рядами плинфы.

Вместе с тем кирпичная кладка Церкви Спаса отнюдь не может быть отнесена и к так называемой равнослойной кирпичной кладке, господствовавшей в киевском зодчестве XIIначала XIII вв. В отличие от последней для кладки Церкви Спаса характерно чередование рядов кирпичаплинфы, лежащих в плоскости фасада, с рядами, утопленными в глубине кладки на 2-3 см («кладка с утопленным рядом»), прикрытыми слоем розоватого от примеси толчёного кирпича раствора, толщина которого значительно превышает толщину плинфы. Это создавало декоративную поверхность стены из чередующихся рядов кирпича и розоватого раствора.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент древней кладки Церкви Спаса на Берестове. Источник – https://www.radiosvoboda.org/a/24643503.html. Фото без изменений

Церковь Спаса на Берестове среди киевских построек XIXII вв. является почти единственным представителем этой техники, не привившейся, по-видимому, в киевском зодчестве, но ставшей с середины XII века характерной особенностью зодчества Полоцкой земли (см. Беларусь).

Фасады Церкви Спаса отличаются среди киевских памятников ещё одной характерной чертой. Излюбленным приёмом зодчего Церкви Спаса являются ряды декоративных ниш с полуциркульным верхом, почти сплошь покрывающие древние фасады храма. На разных участках фасадов ниши имеют различные очертания и размеры, различаются они и по характеру профилировки. Кроме ниш, на фасадах церкви обильно применены орнаментальные мотивы, выполненные кирпичной кладкой, – меандр и кресты различных форм.

D:\p1610885-186705.jpg

Источник – https://www.shukach.com/node/53199. Фото без изменений

Сразу после постройки церковь была расписана фресковой живописью. В интерьере храма найдены и сохранены фрагменты фресок XIXII вв. Одна из них, фреска 1113 – 1125 гг. «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере». Её открытие стало настоящей сенсацией.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\42) Е 2020.jpg

Западная стена нартекса с фреской «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере». 1113 – 1125 гг. Под фреской хорошо видна горизонтальная балка – это древесный элемент, сохранившийся со времён Руси. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В январе 1970 года на западной стене нартекса, над дверным проёмом отслоилась штукатурка. Под росписью XVII века художники-реставраторы В.И. Бабюков, А.И. Марампольский и Г.Ф. Честнейший обнаружили интересную фресковую живопись 1-й половины XII века общей площадью 100 кв. метров. Было принято решение открыть фреску, а живопись XVII века перенести в западную часть церкви. Это большая жанровая сцена «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере» (Галилейском море), передающая описанное в «Евангелии от Иоанна» известное сказание о том, как неопознанный Христос помог Петру, Фоме, Иакову, Иоанну и Нафанаилу поймать полные сети рыбы (третье явление Христа после Воскресения из мёртвых). Христос указал ученикам место, куда нужно забросить сети и те через минуту наполнились рыбой. Тогда один из учеников сказал Петру: «Это же Господь!», а Пётр, услышав это, бросился в воду и поплыл к Учителю.

D:\XII.jpeg

Фреска «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере». Источник – https://fakty.ua/242303-v-kupole-cerkvi-spasa-na-berestove-obnaruzhili-snaryad-100-let-nazad-vypucshennyj-bolshevikami-po-kievo-pecherskoj-lavre-foto. Фото без изменений

Как отмечали в своей работе советский и российский художник-реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов (умер в 2015 году) и советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Сергеевна Смирнова: «Живопись фрески отличается лаконичными приёмами, упрощением моделировки форм, преобладанием контурного рисунка и локальных цветовых пятен. Это указывает на распространение аскетического направления в искусстве шире за пределы монашеской среды».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\15) Церковь Спаса на Берестове\13) фреска 1113-1125 гг..jpg

Фреска «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере». 11131125 гг. Источник – Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. Москва: ПСТГУ, 2007. Общественное достояние. Фото без изменений

Фреска впечатляет лёгким и свободным рисунком, выполненным без графьи и напоминающим по тону прозрачную акварель. Оригинальная манера письма, сдержанность колорита и необычайный динамизм композиции свидетельствуют о большом мастерстве её автора. Сцена ловли рыбы, хотя и имеет сакральное содержание, но написана как очень живая жанровая сцена. Видимо авторами фрески были местные киевские мастера, подражавшие эллинистически-византийским традициям.

Отсутствие аналогии этой стенописи в других памятниках Киева дало основание советскому и украинскому историку архитектуры Григорию Никоновичу Логвину (умер в 2001 году) предположить, что в её исполнении принимали участие переяславские мастера, приглашённые князем Владимиром «Мономахом». Подтвердить или опровергнуть эту интересную мысль могли бы стенописи переяславских храмов, но, к сожалению, они не сохранились до наших дней.

Своеобразные черты строительной техники, присущие Церкви Спаса на Берестове, позволяют вернуться к вопросу о дате памятника. Субструкции из деревянных лежней под фундаментами церкви, скреплённых на перекрестиях железными костылями, в отличие от более древнего скрепления деревянными колками, характерной для киевских построек Х и 1-й половины XI века, являются типичной особенностью киевской строительной техники 2-й половины XI – начала XII вв. Эта техника известна в ряде памятников киевского зодчества указанного периода – в Церкви Бориса и Глеба в Вышгороде, в развалинах храма, раскопанного М.К. Каргером в 1947 году на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, в развалинах большого храма Зарубского монастыря, раскопанного М.К. Каргером в 19481949 гг.

Охарактеризованная выше техника кладки стен Церкви Спаса, являющаяся как бы переходной от техники «opus mixtum», характерной для киевских построек Х – начала XI века, к технике равнослойной кирпичной кладки, привившейся в киевском зодчестве, начиная с 1130-х годов, также указывает на рубеж XI и XII вв., как на время постройки Церкви Спаса.

Вместе с перечисленными выше политическими фактами, характеризующими Церковь Спаса на Берестове в качестве фамильной усыпальницы семьи Владимира «Мономаха», а также особенности строительной техники храма вполне подтверждают гипотезу о принадлежности его к числу построек этого князя.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ДО XVII ВЕКА отключены