ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ

Изяслав I Ярославич, великий князь Киевский, погиб 3 октября 1078 года в битве на Нежатиной Ниве в окрестностях Чернигова (укр. Чернігів, ныне город, административный Черниговского района и Черниговской области).

D:\Seal_of_Izyaslav_I_with_his_portrait.png

Печать великого князя Изяслава Ярославича с его портретом и княжеским знаком. 10541078 гг. Музей Шереметьевых в Киеве. Источник – https://www.researchgate.net/figure/A-fur-money-seal-of-Izyaslav-Yaroslavich-1024-1078-CC-BY-40_fig5_347768968. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

У великого князя Киевского Изяслава I Ярославича были частые проблемы с киевлянами и монахами из Киево-Печерского монастыря. Изяслав готов был разогнать печерян, когда Антоний Печерский, не спрося разрешения князя, принял в монастырь боярского сына Варлаама и княжеского ключника Ефрема. Уговорить примириться его с монахами сумела только «ляховица», так в «Киево-Печерском патерике», названа его жена Гертруда (польск. Gertruda), дочь короля Польши Мешка II «Ламберта» (польск. Mieszko II Lambert). По мнению украинского историка Николая Фёдоровича Котляра (укр. Микола Федорович Котляр, умер в 2021 году) князь Изяслав был непопулярным правителем среди киевлян. Не имея способностей к государственному управлению и энергии отца Ярослава «Мудрого», он не смог стать единовластным главой Руси.

О чертах характера Изяслава Ярославича можно сделать вывод по сохранившимся молитвам написанных на латинском языке его женой Гертрудой, в годы их скитаний по Европе в 1073 – 1076 гг., на полях и свободных страницах принадлежащему ей псалтырю – «Кодексе Гертруды». В этот период, очевидно, между Изяславом и Гертрудой часто происходят размолвки. В одной из своих молитв она просит Бога отвратить сердце супруга, которого она называет королём, от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие и миролюбие, но при этом также защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. В другой молитве Гертруда просит Господа услышать стон её сердца, избавить от мучений, изгнать все горести и отвратить зло, которое на неё обрушилось из-за грубости мужа и его нежелания беседовать с ней и выслушивать советы, сделать его милостивым и благосклонным к ней, но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращённую к добру женщину.

В ходе междоусобной войны, 3 октября 1078 года состоялась битва на Нежатиной Ниве в окрестностях Чернигова, точное местонахождение неизвестно, между войсками Изяслава I и его брата Всеволода Ярославича с одной стороны, и их безземельными племянниками Борисом Вячеславичем и Олегом Святославичем – с другой. Летописи характеризуют битву как ожесточённую. Первым из князей погиб Борис Вячеславич, он был убит в самом начале сражения. После этого пал и великий князь Изяслав I Ярославич. Когда он стоял в строю пеших воинов, подъехавший сзади всадник ударил его копьём в плечо. По одной из версий, он был убит кем-то из своих воинов. По другой версии, конница Олега Святославича зашла в тыл пешей рати Изяслава и Всеволода, в результате чего боевое построение было нарушено, и Изяслав оказался беззащитным перед неприятельскими воинами. Несмотря на гибель старшего князя, сражение продолжилось, и вскоре войска Олега были разбиты.

Тело Изяслава I в лодке перевезли до Городца, навстречу ему вышел весь Киев. По старинному обычаю, положили его на сани «и не бе лзе слышати пенья во плачи и велице вопли, плака бо ся по немъ весь градъ Кыевъ…». Его сын Ярополк шёл за ним плача, вместе с женой своей. Согласно «Повести временных лет»: «положили тело его в церкви святой Богородицы, вложили его в раку каменную и мраморную», то есть, похоронен в двойной гробнице. Обращает на себя внимание неоднозначное описание материала его саркофага.

По мнению исследовательницы архитектурного декора и прикладного искусства Киевской Руси Елизаветы Ивановны Архиповой (укр. Єлизавета Іванівна Архипова), саркофаг Изяслава мог быть привезён в Киев почти на полвека позже саркофагов Владимира Святославича и Ярослава «Мудрого». Известно, что мирные отношения между Византией и Русью были прерваны войной 1043 года, а политические симпатии Изяслава, который женился на Гертруде, сестре князя Польши Казимира I «Восстановителя» (польск. Kazimierz I Odnowiciel), были ориентированы на Запад. В этой ситуации Изяслав вряд ли стал заказывать свой саркофаг в Византии, а потому и его подобие саркофагу Ярослава «Мудрого» маловероятно. Некоторым образом это подтверждает описание материала его саркофага. Мраморным он мог быть назван по традиции как показатель княжеского статуса. В летописях, например, при описании мощения пола храмов используют литературный штамп «мрамором красным», хотя на самом деле речь идёт о местных породах камня – пирофиллитовом сланце, песчанике или известняке. Вероятно, саркофаг Изяслава был сборным и мраморной в нём могла быть фасадная стенка или крышка, что и дало основание летописцу сделать уточнение. От этой или подобной гробницы, очевидно, и происходит найденная в 1826 году российским архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым в руинах древней Десятинной церкви «надгробная доска мраморная на три куска разбитая».

«Надгробная доска мраморная на три куска разбитая». XI век. Мрамор. Десятинная церковь. Раскопки 1824 – 1826 гг. 1 – рисунок Н.Е. Ефимова. 1826 год («алебастровый обломок»); 2 – фрагмент. Национальный заповедник «София Киевская», Аадсм 442. Источник – Архипова Є.І. Саркофаг князя Володимира Святославича: історія пошуків і атрибуція. – Opus mixtum, 3, 2015. – С. 183. Фото без изменений

Согласно установившейся традиции князь Изяслав I Ярославич был похоронен в Десятинной церкви (Рождества Пресвятой Богородицы). Согласно Софийской первой летописи (XV век) и Воскресенской летописи (XVI век) князь был положен в Софийском соборе. В «Слове о полку Игоревом» сказано: «С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву». Л.Е. Махновец считал, что великий князь Изяслав I был похоронен в Церкви Успения Богородицы.

D:\Yaropolk_and_his_wife_before_the_Apostle_Peter._Gertrude_falling_at_the_feet_of_the_apostle.png

Миниатюра из «Кодекса Гертруды». XI век. На миниатюре изображены припадающая к стопам апостола Петра, вдова Изяслава – Гертруда, за ней их сын Ярополк и его жена. Хранится в Национальном Археологическом музее города Чивидале-дель-Фриули (итал. Museo archeologico nazionale di Cividale del Friuli), Италия. Источникhttps://www.prlib.ru/item/413477. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Описывая погребение Изяслава Ярославича, летописец говорит о князе так: «Бе же Изяслав муж взором красен, телом велик, незлобив нравом, крива ненавидя, любя правду, клюки же в нём не бе, ни льсти, но прост умом, не воздая зла за зло; колико бо ему сотвориша кияне, самого выгнаша, а дом его разграбиша, и не возда противу тому зла».

Приводя этот отзыв, с летописцем вступают в заочную полемику российский историк Николай Михайлович Карамзин (умер в 1826 году) и российский историк Сергей Михайлович Соловьёв (умер в 1879 году). Первый пишет: «Но Изяслав был столь же малодушен. Хотел престола, но не умел сидеть на нём. Злодеяния сына обличают слабость отца. Бедствие Минска и вероломное заточение Всеслава противоречат похвалам летописца». «Можно ли назвать незлобивым князя, который позволил сыну (Мстиславу) своему замучить множество киевлян, даже и невинных в его изгнании, жестоко преследовал Всеслава Полоцкого, в отношении к которому сам был больше виноват, преследовал в Киеве людей, которых подозревал в приязни ко Всеславу, не уважая в них даже святости жизни, наконец, преследовал несчастных сыновей Святослава?», вопрошает второй.

Комментарии к записи ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ отключены