ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

Церковь Успения Богородицы (укр. Церква Успіння Богородиці), остатки каменного храма на Владимирской улице (укр. Володимирська вулиця).

Местонахождение церкви. Согласно советскому и украинскому историку и археологу Леониду Ефремовичу Махновцю (умер в 1993 году) церковь находилась южнее центральной площади «Города Ярослава» и соседствовала с Софийским собором.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Центральная площадь «Города Ярослава». Макет Киева X XIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\1) предисловие\карты\1) Город Ярослава.jpg

Расположение церквей согласно советской историографии и современные очертания улиц и зданий. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 75. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_4.png

Фрагмент схематической карты «Київ у V – XIII ст.». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 537. Фото без изменений

III. «Город Ярослава»

1. Софийский собор

2. Золотые ворота с Церковью Благовещения Богородицы

3. Церковь св. Георгия Победоносца Георгиевского монастыря

4. Церковь св. Ирины Ирининского монастыря с могилой Дира

5. Церковь Успения Богородицы

6. Теремной двор Ольги с теремом, позже – двор доместика (начальника хора) с домом

7. Лядские ворота

8. Жидовские ворота

9. Бориславль двор

10. Брячиславль двор с порубом

11. Глебов (Улебов) двор

12. Коснячков двор (?)

13. Васильков двор (?)

14. Путятин двор (?)

15. Ратшин двор (?)

16. Другие дворы

Сооружения без нумерации, не упомянутые в Летописи

Руководствуясь выводами Л.Е. Махновця, церковь находилась на том месте, где раньше было принято считать, располагалась Церковь св. Ирины, под дорожным покрытием Владимирской улицы напротив Ирининской улицы (укр. Ірининська вулиця).

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Источник – https://www.google.com/maps/d/embed?mid=1p16HYXV_eZUlKao6SaqTwzhycR8&msa=0&hl=ru&ie=UTF8&t=m&ll=50.4512612977424%2C30.513717032109984&spn=0.005465%2C0.012853&z=18&output=embed. Фото без изменений

История церкви. Церковь была построена в 1030-х годах великим князем Киевским Ярославом I «Мудрым».

В 1039 году «церковь святой Богородицы» была освящена митрополитом Киевским и всея Руси Феопемптом (др.-греч. Ὁ μητροπολίτης Θεόπεμπτος, около 1037 – 1049 гг.). Л.Е. Махновец относил данное событие к Церкви Успения Богородицы, историческая традиция относит это известие к Десятинной церкви.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церковь Успения Богородицы. Макет Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Вблизи южной стены церкви возвышался каменный Дом доместика (руководителя церковного хора) из соседнего Софийского собора, построенного на месте разрушенного каменного терема-ротонды (терема княгини Ольги).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План фундаментов Церкви Успения Богородицы и Дома доместика. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 93. Фото без изменений

1. Церковь Успения Богородицы

2. Дом доместика (руководителя церковного хора) на месте терема Ольги

3. Следы деревянных лежней в каменной кладке фундаментов

12 марта 1169 года, по Л.Е. Махновцю, церковь была сожжена при взятии и разграблении Киева войском князя Владимиро-Суздальского Андрея «Боголюбского» и его союзниками.

В 1240 году церковь была разрушена во время монгольского нашествия, и долгое время лежал в руинах.

Во 2-й половине XVII века при расширении крепостных валов Старого города, руины церкви были засыпаны землёй.

В 1833 году, во время распланировки Владимирской улицы и сноса старых земляных укреплений Верхнего Киева, проходивших параллельно нынешней Владимирской улице, в толще древнего крепостного вала были найдены остатки стен и фундаментов древнерусской церкви.

В 18331835 гг. киевский археолог-любитель Кондрат Андреевич Лохвицкий проводил раскопки данного сооружения.

Летом 1833 года К.А. Лохвицкий раскопал руины храма, сохранившиеся на достаточно большую высоту. Во время раскопок, помимо ряда древних бытовых вещей,  были найдены: обломки фигурных каменных плит, составлявших гробницы, несколько плиток мозаичного пола «поливной горшечной работы», открытых частью «в полатках», частью в середине церкви, пять листов свинца с гвоздями; несколько медных частей от паникадила и обломки колокола. Кроме того, на некоторых частях стен были найдены фрески: «изображённые красками фигуры по штукатурке, и в одном месте изображение святителя, у которого недостаёт головы, потому что та часть стены, на коей была изображена голова, разрушилась».

В 1834 году К.А. Лохвицкий просит разрешение у киевского военного губернатора на проведение раскопок с целью открытия места погребения князя Дира, полагая, что, согласно летописям, оно должно находиться за открытой им Церковью св. Ирины. 11 августа Кондрат Лохвицкий уже сообщал губернатору, что: «на означенном месте им открыты семь цельных надгробных каменных досок фиолетового цвета в три аршина (2,13 метра) длины и более аршина (более 70 см) ширины, подобных гробницам, устроенным в полатках церкви св. Ирины, следовательно, одного с ними времени; что позади крепостного рва, коим перерезано кладбище к югу от церкви в огороде городской земли открываются фундаменты, коих каменный материал одинаков с материалом церкви Ирины». Из этого К.А. Лохвицкий заключал, что на том месте должно находиться весьма древнее кладбище, существовавшее уже при великом князе Ярославе «Мудром». В том же, 1834 году, К.А. Лохвицкий вблизи остатков церкви обнаружил руины Дома доместика.

По поручению Временного комитета изыскания древностей в Киеве, учреждённого в конце 1835 года, К.А. Лохвицким был составлен краткий отчёт «О ходе открытия древностей в Киеве до 1836 года», опубликованный от имени комитета в ноябрьской книжке «Журнала Министерства народного просвещения» за 1836 год. Черновик, или копия этого отчёта, сохранившийся в бумагах К.А. Лохвицкого, был напечатан в 1889 году российским историком-археографом Николаем Николаевичем Оглоблиным.

В 1836 году раскопанную часть церкви К.А. Лохвицкий описал так: «Открытую часть составляют: место алтаря и в нём подпрестольный камень, цельный, малинового цвета, а по обеим сторонам алтаря каменные полатки, южная с одною, северная с двумя гробницами, не имеющими надписей и содержавшими в себе кости, пересыпанные землёю; сверх того всё продолжение южной стены церкви, с небольшою частью продолжения западной и большая половина средины церкви; наконец усмотрено, но ещё не открыто, церковное подземелье. Остальная часть середины церкви вместе со стеною северною и большею частию западной скрывается ещё под землёй, находясь под садом смежного дома отставного поручика Воронцова».

К отчету был приложен план Ирининской церкви, весьма наглядно демонстрирующий методический уровень работ К.А. Лохвицкого.

D:\219-1.jpg

План раскопок Церкви св. Ирины 1833 – 1834 гг. составленный К.А. Лохвицким. План переиздавался Н. Закревским (Описание Киева. – Л. VI), К. Каневским (О древней Киевской церкви св. Ирины, созданной великим князем Ярославом Владимировичем. ЖМНП, ч. XII. Санкт-Петербург, 1836, декабрь), И. Фундуклеем (Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям, 1847). Фото без изменений

Вскоре появилось исследование студента Киевской духовной академии К. Каневского, написанное на заданную митрополитом Киевским и Галицким Евгением (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) тему – «О древней Киевской церкви св. Ирины, созданной великим князем Ярославом Владимировичем», напечатанное в декабрьской книжке «Журнала Министерства народного просвещения» за 1836 год. К. Каневский пытался различными историко-топографическими соображениями подтвердить мнение, выдвинутое самим К.А. Лохвицким и поддержанное историком Максимом Фёдоровичем Берлинским и митрополитом Евгением, о том, что раскопанные в 1833 году развалины храма действительно являются остатками Ирининской церкви, выстроенной князем Ярославом. М.Ф. Берлинский и митрополит Евгений после раскопок К.А. Лохвицкого отказались от ранее высказанной мысли о принадлежности Ирининскому монастырю развалин, открытых в 1731 году в усадьбе Софийского собора, и К. Каневский выражал прочно установившийся среди киевских археологов того времени взгляд на открытые К.А. Лохвицким руины как на остатки Ирининского монастыря.

Несмотря на то, что многочисленные аргументы, приведённые К.А. Лохвицким в защиту этого положения, имели весьма общий и неконкретный характер, за развалинами, открытыми в 1833 году, прочно и надолго закрепилось наименование, данное им самим К.А. Лохвицким и поддержанное его современниками. Изначальной целью Кондрата Лохвицкого было найти в руинах летописную Дирову могилу «за Святою Ириною». По этой причине остатки церкви сразу же отождествили с Церковью св. Ирины.

В 1837 году согласно отчёту Временного комитета изыскания древностей в Киеве остатки древней церкви, открытые К. Лохвицким в 1833 году, были раскрыты далеко не полностью: «От земли, составлявшей на этом месте целый, довольно высокий и обширный холм, который частью примыкал к валу прежней Старо-Киевской крепости, частью же входил в его состав, расчищены были только: алтарное место с полатками, прилежащими к нему с южной и северной сторон, сверх того, весь остаток южной стены, небольшая часть остатка западной стены и большая половина середины церкви. Остальная часть средины церкви вместе со стеной северной и большей частью западной остались под землёй, по той причине, что часть холма, их скрывающая, занята садом, принадлежащим к дому поручика Воронцова».

Комитет, ставя в план своих работ на 1838 год окончание раскопок церкви, исходил из следующих соображений:

«1) если, судя по открытым уже остаткам церкви и нельзя предполагать, чтобы в остальных её частях, доселе сокрытых под землёй, находилось что-либо слишком значительное в отношении к отечественным древностям, то по крайней мере окончательное раскрытие остатков всей церкви доставит возможность иметь полный её план;

2) только по окончательном раскрытии всей церкви можно судить о важности этого памятника древности и именно о том, заслуживает ли он сохранения впредь и в каком виде;

3) не очищенные от земли остатки стен, как можно судить по одному месту, в котором внутренняя сторона стены проглядывает из-под земли, вышиною своею превосходит те остатки, которые уже открыты, чем дают повод думать, что, может быть, вообще первые более сохранились от времени древности, нежели последние».

Намечалось продолжить и раскопки к югу от церкви, где К. Лохвицкий предполагал найти Дирову могилу, а профессор Данилович, вместе с М.Ф. Берлинскимдревнее христианское кладбище.

Комитет изыскания древностей был озабочен и дальнейшей судьбой открытых К.А. Лохвицким развалин. Считая открытые остатки церкви «памятником, достойным сохранения», комитет решил соорудить вокруг развалин храма «прочную и довольно высокую деревянную решётку, с тою целью, дабы предохранить сей памятник древности от расхищения». Однако запрошенный Строительным комитетом городовой архитектор сообщил: «по высочайше утвержденному плану чрез место, на коем найдены остатки церкви св. Ирины, должна быть открыта улица, а для сохранения сих остатков в память древности, предписано выстроить вновь киот… огорожение же существующего ныне фундамента церкви… по моему мнению, дозволить не можно, так как эта улица должна быть открыта наискорее к приезду государя императора, и Московский комитет древности решил уже о уничтожении сих остатков, а потому дозволение постройки ограды было бы противно настоящему предположениюс оставлением весьма худого виду для высочайшего обозрения тех мест и притом сделало бы остановку в сей части городских работ».

Согласно отзыву городового архитектора, Строительный комитет разрешил обнести решёткой лишь «место, назначенного для постройки кивота; на огорожу самого фундамента… комитет согласия не дал», что подтвердил своей резолюцией 23 апреля 1837 года и тогдашний генерал-губернатор граф Александр Дмитриевич Гурьев, указав, что «таковая постройка разрешена быть не может впредь до окончательного утверждения плана расположения улицы, при которой находятся остатки помянутой церкви».

В июне 1838 года Временный комитет изыскания древностей обратился к генерал-губернатору Дмитрию Гавриловичу Бибикову с указанием на то, что: «давно уже замеченное им расхищение камней из остатков древней церкви св. Ирины и доселе продолжается, так что без принятия против него какой-либо решительной меры можно опасаться со временем совершенного изглажения сего памятника древности».

Вместе с тем Комитет запрашивал ввиду известий об окончательном утверждении плана Старокиевской части города Киева: «предположено ли по этому плану впредь сохранить в целости остатки древней церкви св. Ирины и если предположено, то сделать… распоряжение как о том, чтобы со стороны местной полиции имелся присмотр и наблюдение за нерасхищением камней от упомянутой церкви, так и о том, чтоб о постройке решётчатого вокруг неё забора сделано было в Строительном комитете окончательное постановление».

После длительной переписки Строительный комитет, ссылаясь на высочайше утверждённый 27 ноября 1837 года план, окончательно отказался дать согласие на устройство решётки вокруг руин церкви, а на постройку «кивота» предложил Киевскому учебному округу, если последний пожелает таковой «кивот» устроить, «спросить на сие разрешение высшего начальства и об оном уведомить комитет». Решение утвердил генерал-губернатор Д.Г. Бибиков. Таким образом предложение сохранить руины не нашло отклика у власти, это мешало бы прокладыванию улицы, ради чего и начали раскапывать оборонный вал.

Разрушаемые временем и расхищаемые киевлянами древние руины, по-видимому, довольно долго оставались среди заново отстраивавшегося города. Ещё в 1840 году украинский историк Михаил Александрович Максимович писал о неразрытой части вала над развалинами под садом Воронцова.

В 1846 году российский историк Алексей Иванович Ставровский по распоряжению Временной комиссии, утверждённой при киевском военном генерал-губернаторе, раскопал оставшуюся нераскрытой часть развалин и сделал их новый план. Об этих работах сообщает С. Крыжановский, автор «Обозрения Киева и Киевской губернии по отношению к древностям», изданного в 1847 году Иваном Ивановичем Фундуклеем. Однако ни упомянутый план, ни отчёт о раскопках опубликованы не были и местонахождение их неизвестно.

D:\irynynskyj-sobor-ta-irynynskyj-stovp1 (1).jpg

Рисунок «Остатки монастыря св. Ирины близ Софийского собора в Киеве». 1846 год. Российский художник Михаил Макарович Сажин. Размер 27,5 × 39 см. Рисунок обнаружен в Государственном историческом музее в Москве. Оригинал хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskaya-czerkov-i-irininskij-stolb-istoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

Рисунок М.М. Сажина, изображающий руины храма на Владимирской улице, несомненно, сделан художником вскоре после раскопок А.И. Ставровского. На рисунке видны ещё отлично сохранившиеся, довольно высокие стены и столбы храма.

D:\Картина_Михайла_Сажина,_1846_р.jpg

Рисунок «Руины монастыря св. Ирины вблизи Софийского собора». 1846 год. Российский художник Михаил Макарович Сажин. Общественное достояние. Фото без изменений

Руины храма на Владимирской улице, по-видимому, в процессе завершения раскопок А.И. Ставровского изображены также на акварели Фёдора Григорьевича Солнцева. К сожалению, автор рисунка не только совершенно не понял архитектурного облика памятника, но и не передал даже основного характера его древней кладки.

D:\223-2.jpg

Акварель «Развалины храма на Большой Владимирской улице». Середина ХІХ века. Российский художник Фёдор Григорьевич Солнцев. Государственный исторический музей в Москве. Общественное достояние. Фото без изменений

Вскоре после раскопок А.И. Ставровского руины храма были окончательно разобраны, вероятно, в связи с завершением работ по прокладке Владимирской улицы. Плиты красного шифера из развалин храма были употреблены на выстилку мостовой вокруг Софийского собора, при «возобновлении его древнего вида», производившемся в 18431853 гг. Щебень из развалин пошёл на мощение киевских улиц. От древнего храма остался на поверхности земли лишь один из его пилонов.

В 1852 году оставленный столб основания церкви был обложен древней плинфой найденной на раскопках, в виде четырёхгранного столба, увенчан севернорусским шатром с позолоченной главой с крестом. Столб удачно вписывался в ансамбль близ расположенных храмов. Он стоял на проезжей части при пересечении улиц Владимирской и Ирининской.

В 1855 году столб был освящён как часовня. Он вошёл в историю под названием Столб св. Ирины, другое название – Ирининский памятник.

D:\irynynskyj-sobor-ta-irynynskyj-stovp7.jpeg

Ирининский столб на гравюре 2-й половины 1850-х годов. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskayaczerkoviirininskijstolbistoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\1) Ирининский столб, 1858 год.jpg

Ирининский столб. Литография 1858 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskaya-czerkov-i-irininskij-stolb-istoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1874 году возле бывшей церкви были обнаружены катакомбные погребения.

D:\yrynynskyi-stolb.jpeg

Фото 1890-х годов. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskaya-czerkov-i-irininskij-stolb-istoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\2) около 1900 года.jpg

Ирининский столб на Владимирский улице. Около 1900 года. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\3) около 1900 года.jpg

Фотография начала ХХ века. Источник – http://www.oldkiev.info/articals/sv_irini.html. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\yrynynskyi-stolb-658x1024.jpeg

Ирининский столб. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskaya-czerkov-i-irininskij-stolb-istoriya/. Фото без изменений

В 19091911 гг. остатки храма на пересечении Владимирской улицы и Ирининской были исследованы. Было найдено 7 каменных (шиферных) плит гробницы (23).

В 19131914 гг. на углу Владимирской и Ирининской улиц началось строительство большого дома Киевского губернского земства по проекту архитектора В. Щуко (ныне здание Службы безопасности Украины). Большие земляные работы, вызванные строительством, проходили под научным наблюдением Археологической комиссии, которая поручила производство раскопок киевскому археологу Сергею Петровичу Вельмину. К сожалению, отчётная документация этих раскопок почти полностью пропала, за исключением нескольких десятков депаспортизированных негативов, хранящихся в фотоархиве Института археологии АН СССР (ныне Институт археологии Российской академии наук), и одного чистового чертежа генерального плана раскопок с реконструкцией нераскапывавшихся частей церкви.

Несмотря на то, что раскопками была вскрыта лишь незначительная часть храма, в раскопе открылись уже не стены и даже не фундаменты церкви, а лишь фундаментные рвы с остатками деревянных субструкций на их дне, раскопки 19131914 гг., впервые внесли ясность в понимание этого храма. Раскопками был вскрыт юго-восточный угол храма, точнее, ров от фундамента восточной половины южной стены и примыкающие к нему рвы трёх восточных поперечных ленточных фундаментов церкви. На дне рвов обнаружились остатки деревянных лежней, по четыре в каждом рве. У наружной линии рва южной стены хорошо сохранились три расширения для выкладки лизен (лопаток) южной стены. Раскрытые части храма позволили реконструировать гипотетически план церкви в целом.

D:\225-1.gif

План церкви и Дома доместика. План-реконструкция 1914 года. Источник – «OAK за 1913-1915 гг.» (Пгр., 1918. – Рис. 238). Фото без изменений

Расстояние между первой (восточной) парой лизен позволило определить ширину восточного поперечного членения зданияеоретически, этот же размер был положен автором чертежа и для построения западных поперечных членений), а расстояние между второй (западной) парой лизен позволило определить ширину центрального подкупольного квадрата. Сохранившийся среди улицы пилон храма подтвердил правильность этой реконструкции.

С.П. Вельмин также исследовал рядом с церковью остатки Дома доместика. В плане дом представлял собой удлинённое прямоугольное сооружение, архитектура которого напоминала терема «Города Владимира».

Советский археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году) по поводу раскопок С.П. Вельмина, высказал мнение, что: «Разумеется, не следует придавать этой реконструкции значение обмерного чертежа, как это подчас склонны были делать некоторые исследователи. Надо помнить, что важнейшие элементы реконструкции, а именно пятиглавие храма, местоположение и даже самое существование башни, форма апсид, ширина западных членений являются гипотетическими и не подтверждены данными раскопок. Тем не менее, план-реконструкция 1914 года показывает, как далёк от истины был «обмерный» план К.А. Лохвицкого».

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\4.jpg

Перекрёсток Ирининской с Владимирской улицей, в центре виден Ирининский столб. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskayaczerkoviirininskijstolbistoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\irynynskyj-sobor-ta-irynynskyj-stovp5.jpeg

Ирининский столб на Владимирский улице. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskayaczerkoviirininskijstolbistoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1927 году Ирининский столб был взят под охрану государства. Однако, вскоре городское начальство, планируя расширить проезжую часть улицы Владимирской, предложило убрать его и перенести на территорию Софийского заповедника или в усадьбу Георгиевской или Десятинной церкви. Всеукраинский археологический комитет высказался против. Началась борьбав отдел коммунального хозяйства поступил сигнал о том, что люди рискуют попасть под колёса трамвая, потому Ирининский столб мешает просмотру улицы. Комиссия охраны памятников старины произвела соответствующие исследования и пришла к выводу, что памятник тут ни при чём.

В 1932 году руководство «Киевоблкомунстроя» издало распоряжение об уничтожении Ирининского столба под предлогом, что столб «препятствует движению автотранспорта». В ночь с 26 на 27 марта 1932 года Ирининский столб был разрушен. Согласно дневниковой записи украинского советского учёного Фёдора Людвиговича Эрнста (репрессирован в 1933 году, расстрелян в 1942 году): «Вечером 11-12 ч. видел, как кончают разрушать Оринин памятник», то есть, вечером 28 марта.

Место столба вычистили и замостили, при этом не было проведено научной фиксации остатков сооружения, а найденное во время разрушений древнее захоронение было сразу уничтожено. Разбитый кирпич, оставшейся от столба, не сохранили, как предлагалось, на территории одного из соборов города, а выбросили на свалку.

23 июля 2013 года по случаю 1025-летия крещения Руси на фасаде административного здания Службы безопасности Украины, на Владимирской улице, 33, торжественно открыли мемориальную доску. Она увековечила место, где Ярослав «Мудрый» построил монастырь и Церковь св. Ирины.

D:\doshka.jpeg

Мемориальная доска на здании СБУ. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/irininskaya-czerkov-i-irininskij-stolb-istoriya/. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\5) Е2020.jpg

На этом месте находилась церковь. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\6) Е2020.jpg

Просадка дорожного покрытия. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\9) Церковь Успения Богородицы\7) Е2020.jpg

Какието очертания на дорожном покрытии. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Описание церкви. Судить о первоначальной композиции церкви можно лишь очень приблизительно. Важнейшие элементы реконструкции, а именно пятиглавие храма, местоположение и даже само существование башни, форма апсид, ширина западных членений являются гипотетическими и не подтверждены данными раскопок. Можно сказать одно, что церковь была больших размеров, её фундаменты укладывались на деревянные лежни. В её интерьере фрески чередовались с мозаиками, резные капители колон гармонировали с шиферными плитами и другим убранством.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Воин. Шиферный рельеф из Церкви Успения Богородицы. XI век. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 93. Фото без изменений

Согласно Л.Е. Махновцю в Церкви Успения Богородицы был похоронен:

Изяслав I Ярославич, великий князь Киевский, погиб 03.10.1078 г.

Комментарии к записи ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ отключены