АНТРОПОМОРФНАЯ ФИГУРКА («ИДОЛ») ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»

В верхней части насыпи кургана была найдена небольшая фигурка неизвестного назначения, изображающая сидящего на корточках человечка. Вместе с этой фигуркой в верхней части насыпи находились два шлема, два турьих рога в серебряной чеканной оправе, два обоюдоострых ножа и две кольчуги.

Упоминание об этой фигурке, содержится в письме украинского историка и археолога Владимира Бонифатиевича Антоновича (укр. Володимир Боніфатійович Антонович, умер в 1908 году) Дмитрию Яковлевичу Самоквасову, где речь идёт об изготовлении копии «черниговского божка» для музея древностей Императорского Киевского университета Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).

Дмитрий Яковлевич Самоквасов, также упоминая фигурку в перечне находок, в 1908 году он написал о ней следующее: «…бронзовая статуэтка, около двух дюймов высоты (около 5 см), изображающая человека – божка, сидящего на корточках, со сложенными на груди руками…удда?)».

D:\2020-07-18_095225.jpg

«Идол» по Д.Я. Самоквасову. Рисунок из издания 1917 года. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

Миниатюрная фигурка была покрыта столь мощным слоем зелёных окислов, что невозможно было рассмотреть никакие детали и понять, что же представлял собой идол из «Чёрной могилы». Долгое время эта маленькая фигурка оставалась вне поля зрения специалистов. В 1949 году советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков в работе, посвящённой древностям Чернигова, отметил только, что, «к сожалению, до химической расчистки его, очень трудно, что-либо сказать об этой сидящей человеческой фигурке с каким-то предметом в руках». 

В 1982 году, через 110 лет после извлечения из кургана, фигурка была передана в Отдел реставрации Государственного исторического музея в Москве сотруднику В.Н. Даркевич. Началось снятие корки окислов. Реставрация выявила фигурку тёмно-красной бронзы высотой 4,5 см, весом чуть более 39 г, изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого. Его руки подняты к груди, локти отведены, левой рукой фигурка сжимает свою длинную бороду, в сжатой кисти правой руки находился неизвестный, полностью утраченный предмет, который был, вероятно, выполнен из органического материала (дерево?), рот щелевидный, выступающий нос, большие, круглые, вытаращенные глаза. Стали читаться детали одежды: «кафтан, между полами которого на коленях 23 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

По Тамаре Анатольевне Пушкиной, советский и российский археолог, историк-медиевист, специалист в области славяно-русской и скандинавской археологии. 1984 год. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

Среди древностей Руси IXXI вв. нет ничего, подобного этой фигурке. Нет аналогий и среди восточных и западноевропейских материалов. Выдвигались разные предположения о её назначении: статуэтка могла использоваться для игры, или возможно это амулет, который символизирует скандинавского бога-громовержца Тора (др.-сканд. Þōrr). В пользу того, что это возможно фигурка скандинавского божества учёные высказывались на основании ряда сходств. Наиболее близкими оказались несколько фигурок из Скандинавии и Исландии, датируемых XXI вв. Все они изображают сидящего мужчину, держащего себя за бороду. Предназначение фигурок спорно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что они являются изображениями языческих скандинавских богов. Возможно, по мнению британского антрополога и фольклориста, специалиста по германскому и кельтскому язычеству, германо-скандинавской мифологии Хильды Родерик Эллис-Дэвидсон (англ. Hilda Roderick Ellis Davidson, умерла 2006 году), эти фигурки были миниатюрными копиями статуй из языческих храмов, одним из которых был храм в Уппсале (швед. Uppsala, ныне город, административный центр лена Уппсала в Швеции) описанный северогерманским хронистом Адамом из Бремена (нем. Adam von Bremen, умер в 1080-х годах). Большая часть фигурок считается изображением бога Тора. Р. Перкинс (англ. R. Perkins) предложил сопоставить миниатюрные фигурки с «карманными божками» эпохи заката язычества и начала распространения христианства. Между собой эти находки отличаются только материалом и некоторыми деталями (на 2019 год всего 5):

– фигурка из Феддета (дат. Feddet), город на острове Зеландия в Дании.

бронзовая статуэтка была найдена в 1904 году на ферме Рэллинге (швед. Ralling) в провинции Сёдерманланд, Швеция. Она изображает обнажённого бородатого бога плодородия Фрейра (др.-сканд. Freyr, букв. «господин») с эрегированным пенисом. Он сидит, скрестив ноги, на его голове конический убор, на правой руке браслет, ею он поглаживает свою треугольную бороду, локтями он опирается на колени. Высота статуэтки 9 см.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Бог Фрейр. Бронзовая статуэтка из Рэллинге. Хранится в Шведском музее национальных древностейГосударственный исторический музей (швед. Statens historiska museum, Historiska museet). Фото – Gabriel Hildebrand, Statens historiska museum. / CC BY 2.5. Источник – https://focus.ua/technologies/573052-fallos-vysotoy-50-sm-arheologi-obnaruzhili-neobychnoe-nadgrobie-na-kurgane-epohi-vikingov. Фото без изменений

.

костяная фигурка Фрейра из Лунда (швед. Lund), город в лене Сконе в Швеции). И в этом случае обнажённый божок опирается локтями на колени. С черниговской фигуркой его сближает изображение круглой, видимо, непокрытой головы, щелевидный рот и слегка вытаращенные округлые глаза.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Костяная фигурка Фрейра из Лунда. Источник – https://ru-sled.ru/bronzovyj-idol-iz-chernigovskogo-kurgana-chyornaya-mogila/. Фото без изменений

.

– почти такая же костяная фигурка Тора из Бальдурсхеймюра (исл. Baldursheimur) в Исландии, отличается лишь тем, что борода у него раздвоена и в руках божка по пряди, которые сливаются с очертаниями колен, голова непокрыта (https://unotices.com/book.php?id=64924&page=21).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Костяная фигурка Тора из Исландии. Источник – https://ru-sled.ru/bronzovyj-idol-iz-chernigovskogo-kurgana-chyornaya-mogila/. Фото без изменений

.

бронзовая статуэтка мужчины, была найдена в 1817 году на ферме Эйрарланд (исл. Airarland) близ города Акюрейри (исл. Akureyri) в Исландии, датируется примерно 1000 годом, изображает человека, сидящего на стуле, одетого в конический головной убор. Борода, как и у костяной фигурки, раздваивается, но имеет стилизованную форму молота, который Тор держит обеими руками.

D:\thor-statue-iceland-sm.jpg

Статуэтка-амулет Тора из Эйрарланда, Исландия. Экспонируется в Национальном музее Исландии (исл. Þjóðminjasafn Íslands). Фото 27 июля 2017 года. Автор – Drackon. Источник – https://fiord.org/media/vikings/statuya-amulet-tora-iz-yeyrarland-islan.html. Фото без изменений

.

Как видим, изображения Фрейра и Тора довольно близки друг другу в отдельных деталях, что связано с переплетением в ряде случаев их функций. Представляется, что костяные фигурки языческих богов из Исландии и Лунда наиболее близки языческому идолу из «Чёрной могилы». Конечно, полного совпадения нет. Но с божествами скандинавского мира черниговскую находку связывает целый ряд деталей костюма, позы, положение рук, формы головы, бороды и черт лица.

Для многих готландских (Готланд (швед. Gotland), остров в Балтийском море, принадлежит Швеции) поминальных камней периода викингов характерны изображения воинов в перепоясанных кафтанах и плотно облегающих округлых головных уборах. Весьма выразителен профиль этих воинов, полностью совпадающий с контуром черниговского идола: крутой лоб, составляющий одну линию с крупным заострённым носом, борода клином. Ряды таких фигур и отдельные силуэтыпешие, в ладьях или верхомукрашают камни из Лэрбро Хаммарс (швед. Lärbro Hammars) и Лэрбро Тэнгельгорда (швед. Lärbro Tängelgård), Стэнчурка Лилльер (швед. Stanchurk Lillier), Альскуг (швед. Alskog) и другие.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Украшения из города VIIIX вв. Каупанга (норв. Kaupang) в Норвегии. Источникhttps://ru-sled.ru/bronzovyj-idol-iz-chernigovskogo-kurgana-chyornaya-mogila/. Фото без изменений

.

Близки стилистически и скульптурные головки с вытаращенными круглыми глазами, бородками клином на деревянной повозке IX века близ Осеберга (норв. Oseberg) в фюльке Вестфолл в Норвегии и деревянная плоская фигурка перепоясанного воина из королевского кургана конца X века в первой датской столице – Еллинге (дат. Jelling). Аналогичные изображения известны на ювелирных изделиях IXX вв. Такова личина, украшающая щиток перстня из Еллинге, округлые головки, расставленные на верхней ажурной накладке одного из типов скандинавских фибул.

Такую деталь черниговской фигурки, как браслет(?) на правом запястье, кроме бронзовой статуэтки из Рэллинге, можно найти, на некоторых фигурах на рунических камнях, на пластинке с сопоставленными фигурками Фрейра и великанши в Норвегии, у бронзовых амулетов-фигурок скандинавских воинов.

Отсутствие славянских, балтских, финских или тюркских аналогий и целый ряд параллелей в скандинавском материале позволило предположить скандинавское происхождение бронзового идола из «Чёрной могилы». Находки, подобные черниговской, редкость, поэтому определение этого изображения встречает известные трудности. Однако некоторые предположения сделать можно.

Следует обратить внимание на две детали, характеризующие черниговского идола, это борода и ясно читающийся широкий пояс. Борода атрибут бога воителя Тора-громовника, а в «Младшей Эдде» (исл. Snorra Edda) имеются такие слова: «…и другим бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы». Рыжая борода Тора ассоциировалась с молнией – небесным огнём, сотрясение бороды порождало ветры и штормы. Присутствие изображения Тора представляется уместным среди погребального инвентаря знатного воина, связанного с варяжской средой. В этом случае особый интерес приобретает этническое и социальное определение погребения «Чёрной могилы».

На основании всех этих данных в 1984 году Тамара Анатольевна Пушкина предположила, что фигурка изображает бога Тора и изготовлена скандинавским ремесленником. После этой публикации интерпретация фигурки как изображение бога Тора становится практически общепринятой в советской научной литературе.

В середине 1990-х годов был осуществлён первый опыт определения элементного состава металлической фигурки с помощью рентгено-флуоресцентного, энерго-дисперсионного анализа, проведённого рентгено-спектральной лаборатории кафедры геохимии Геологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Результат анализа поверхности показал, что фигурка была отлита из свинцовой меди: Cu 93,25%, Sn 0,07%, Pb 2,58%, Ag 0,14%, Sb 0,16%, Fe 1,5%, Au 2,3%. Несмотря на то, что сильная коррозия и реставрация существенно повлияли на фигурку, наличие золота в составе спектра позволило утверждать, что изначально фигурка была позолоченной, что невозможно было определить при визуальном осмотре. Результаты анализа стали ещё одним аргументом в пользу отнесения фигурки к скандинавской ремесленной традиции, так как золочение бронзовых изделий – характерный приём металлообработки Северной Европы эпохи викингов.      

Кроме приведённой выше, существует и другая точка зрения на интерпретацию всех этих фигурок. Она основана на факте, что те из фигурок, которые входили в состав погребальных комплексов, сопровождались наборами игральных шашек. Наборы фишек использовались для популярной в эпоху викингов игры hneftafl «королевская доска». Такой версии, опубликована в 2012 году, придерживается украинский археолог Наталья Витальевна Хамайко (укр. Наталя Віталіївна Хамайко). Она выдвинула доводы о принадлежности таких находок игральным наборам, где антропоморфные фигурки могли выполнять роль «тавлейных королей» (др.-рус. «тавлия, тавлѣя» доска для игры в нарды, шашки или шахматы). Такая вероятность относится и к «Чёрной могиле», где найдены стеклянные и костяные шашки.

В 2011 году фигурка черниговского идола вновь отправилась в отдел научной реставрации Государственного исторического музея в Москве. Трудоёмкая методика послойной механической расчистки поверхности проведённая реставратором предметов из металла В.А. Ширяковым полностью выявила первоначальный облик фигурки. После снятия последнего слоя окислов проступила частично утраченная позолота – в древности идол сиял золотым блеском.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фигурка после механической расчистки. Рисунок археолога Анны Сергеевны Дементьевой. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

Снятие корки окислов позволило вновь обратиться к вопросу о технологии изготовления фигурки. У отлитой из «чистой» меди фигурки, детали были проработаны вхолодную с помощью набора чеканов, после чего фигурка была позолочена с использованием технологии «огневого золочения» (амальгамирования).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Следы технологических операций на поверхности фигурки (а – лицо; б – воротник, вид сзади; в – пояс, вид спереди; г – кафтан, нижняя часть, вид сзади): 1 – чекан с кольцевым боем; 2 – канфарник (точечный след); 3 – чекан с прямоугольным боем; 4 – чекан с треугольным боем. Источник – https://www.academia.edu/38652186/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%92_%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E_%D0%92_%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%90_%D0%AE_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%B7_%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%A5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_2019.Фото без изменений

.

Особенностями химического состава объясняются и некоторые дефекты на поверхности фигурки. Небольшие открытые полости, зафиксированные в большинстве случаев на участках, украшенных орнаментом – на поясе, на руке, а также на носу, являются дефектом, свойственным литью медью. Медь – очень вязкий металл, склонный в расплавленном виде поглощать газы. В процессе затвердевания расплава поглощённые газы выделяются и делают массу металла пористой. При последующей обработке и декорировании изделия попадание инструмента в пору, находящуюся близко к поверхности, приводит к продавливанию металла и открытию на поверхности новых полостей. Также к открытию приповерхностной поры на выступающем участке рельефа может привести и травмирование изделия в процессе его использования. Вероятно, именно это мы и наблюдаем на лице фигурки (фото – а).

После расчистки поверхности стали читаться скрытые ранее детали. Прежде всего, выявилась поза – персонаж сидит, скрестив босые ноги с чётко обозначенными пальцами, правая нога лежит сверху. Такая поза необычна для североевропейских фигурок – в изображении человека, сидящего в позе «лотоса», несомненно, читается влияние «востока». В данном контексте представляется уместным вспомнить о знаменитой фигурке Будды (VIVII вв.), найденной на территории поселения Хельгё (швед. Helgö) на острове Хельгё на озере Меларен (швед. Mälaren) в Швеции, свидетельствовавшей об интересе к восточной экзотике на севере Европы.

Фигурка из «Чёрной могилы» облачена в одежду с длинным рукавом, который сужается к запястью и завершается двумя чёткими линиями. Между которыми находится полоса с орнаментом из кружков, возможно, таким образом, выделен манжет. После реставрации 1982 года угадывался лишь один манжет, который был интерпретирован как браслет. Мягкая линия от края рукава до талии и отсутствие складок в районе пояса указывают, что это не туника, а кафтан. Со стороны спины на шее хорошо видна полоса из вертикальных штрихов, которая исчезает на груди под бородой. Такая полоса может являться отделкой ворота кафтана или отражать наличие воротника-стойки некой нижней одежды. Наличие многослойности в одежде резко повышает статус персоны. На груди ниже бороды расположены кружочки, маркирующие вертикальный разрез, а слева и справа от бороды они, скорее всего, оформляют треугольный вырез. Подол одежды приподнят над согнутыми коленями, складки не отмечены, следовательно, можно предположить, что длина кафтана была примерно до середины бедра. Вокруг талии одежда опоясана полосой, на которой виден декор в форме маленьких треугольников. Так мог изображаться мягкий кожаный или тканевый пояс, украшенный либо металлическими бляшками, либо изготовленный из ткани, рисунок которой отличается от рисунка ткани самого кафтана. Вдоль ног проходят полосы из кружочков, аналогичных кружочкам плечевой одежды, вероятно, это штаны или ноговицы с полосой декора вдоль ноги. Таким образом, детали покроя и узор ткани обозначены чеканным орнаментом.

Представляется возможным предложить следующий вариант реконструкции одежды фигурки – это кафтан-куртка с неглубоким треугольным вырезом горловины и разрезом до талии. Подол доходит до середины бедра или чуть выше, рукава длинные с манжетами. На спине у горловины, а также выше и ниже пояса, по подолу и задней части юбки нанесён узор, который может показывать декор или конструктивные особенности кроя. Ноги закрыты или штанами, или ноговицами. Следовательно, на фигурке изображён комплект одежды, характерный для костюма «восточного» типа. Система кроя кафтана, по мнению многих исследователей, происходит из Центральной Азии.

Такие комплекты – кафтан, нижняя рубаха или нижний кафтан, штаны и ноговицы или чулки – возникли в среде кочевников, вместе с распространением всадничества вошли в воинский обиход многих народов. Важно отметить, что в позднем железном веке изображения людей в кафтанах появляются и на севере Европы. Однако исследователи иконографии изображения костюма раннесредневековой Скандинавии полагают, что кафтан связан не с реалиями обыденности, а исключительно с героической сферой жизни и должен был служить одеждой богов и героев. В своей работе «Одежда викингов» 2006 года, основанной на изобразительных и археологических источниках, Т. Эвинг (англ. Т. Ewing) указывает на присутствие в мужском костюме, как туники, так и кафтана.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Деталь пояса (схема-развёртка). Рис. А.С. Дементьевой. Источник – https://ru-sled.ru/bronzovyj-idol-iz-chernigovskogo-kurgana-chyornaya-mogila/. Фото без изменений

.

Неожиданной деталью костюма «восточного» облика оказался пояс, на котором, вместо традиционно подвешенного оружия, дважды, на обоих боках, завязаны необычного вида замысловатые узлы. Происхождение данной детали следует искать совсем в иных пределахна севере. Узлы различных форм встречаются в орнаментике Скандинавии эпохи викингов. По мнению некоторых исследователей, особая любовь норманнов к данной детали орнамента связана с мореплаванием и важной ролью морских узлов, не исключено также, что завязывание узлов отражает магические верования.

Французский лингвист, мифолог Жорж Эдмон Дюмезиль (фр. Georges Edmond Dumézil, умер в 1986 году) обнаружил поразительное сходство между германо-скандинавским богом Одином (др-сканд. Óðinn) и индийским богом мировых вод Варуной (др.-инд. वरुणः). Так же как Один, Варуна является самодержцем-царём над миром, богами и людьми. Варуна наставляет богов, и они следуют его приказам и советам. Так же, как Один, Варуна является покровителем царской власти. Оба бога – Один, Варуна – маги в основе своей. Дар Одина чудесным образом менять вид, принимая различные обличья, соответствует способности к перевоплощению Варуны, называемой в индийской мифологии майя. Варуна владеет путами, петлями и узлами, которыми он мгновенно охватывает того, кого хочет наказать. Бог Один на поле битвы тоже связывает врагов «военными путами». Варуна – верховный бог в своих тёмных, неистовых, ужасающих проявлениях. Эта черта характеризует также и Одина, одно из прозвищ которого Игг означает «Ужасный».

Открывшийся после расчистки облик фигурки из «Чёрной могилы» демонстрирует нам удивительную картину синтеза северных и восточных элементов, это позволяет выдвинуть предположение, что они могли быть объединены в едином объекте на «восточном торговом пути», то есть на территории Восточной Европы. Восточные детали, отличающие фигурку от скандинавских «собратьев», даёт возможность предположить, что она была изготовлена скандинавским мастером на территории Древней Руси (Мурашёва В.В., Орфинская О.В., Лобода А.Ю. «Новая история» «идола» из кургана Черная могила (X в.) // Российская археология. – № 1, 2019. – С. 73–86).

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_4.png

Экспонируются в Государственном историческом музее в Москве, Российская Федерация. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

Таким образом, можно констатировать, что окончательно установить происхождение и назначение фигурки из «Чёрной могилы» так и не удалось.

Комментарии к записи АНТРОПОМОРФНАЯ ФИГУРКА («ИДОЛ») ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА» отключены