БОКОВЫЕ ГАЛЕРЕИ

Боковые галереи у северного и южного фасадов Спасского храма, были возведены в XII веке. Можно предположить, что они имели погребальное назначение. Впрочем, состояние их сохранности не даёт возможности проверить это предположение: их внутреннее пространство на момент начала исследований оказалось полностью разрушенным.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Сводный план Спасского храма, по Н.В. Холостенку, 1970 год. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Северная галерея (укр. Північна галерея). В 1923 году в западном направлении от северо-восточной пристройки в сторону Лестничной башни российский, украинский, советский историк и археолог Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко) фиксировал развалы стен 2-й половины XII века, сложенных из кирпича-плинфы на цемянке. В публикации материалов раскопок они определены как «помещение», соединявшее Северную пристройку и Лестничную башню.

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Схема расположения раскопов 2012 – 2014 гг. в Спасском соборе и возле него. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

В 2012 году в ходе археологических раскопок под руководством украинского археолога Елены Евгеньевны Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко) во внутреннем пространстве бывшей Северной галереи были зафиксированы остатки кирпичной конструкции XVII века, вероятно, склепа, который частично сохранился под тамбуром XIX века. Впрочем, в любом случае, расположение упомянутых объектов соответствует общей тенденции: все открытые вокруг Спасского собора «поздние» склепы сооружены вплотную к его пристройкам и, соответственно, ориентированы параллельно к их продольным стенам (запад-восток).

Южная галерея (укр. Південна галерея). Изображение южной галереи Спасского храма, так же, как и изображение его юго-восточной пристройки, можно увидеть как на «Абрисе Черниговском» (укр. Абрис Чернігівський) датированном 1706 годом, так и на плане города 1751 года.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад Спасского собора. Фрагмент копии плана «Абриса Черниговского», 1706 год. Источник – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского, ВСП 579/1. file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент плана Чернигова 1751 года с изображением Спасского соборавнизу. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6118/1/%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%20%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%20%d0%b2%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d1%85%20%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9.pdf. Фото без изменений

.

Судя по помещённым там изображениям, в 1-й половине ХVІІІ века галерея образовывала одно целое с Южной пристройкой-капеллой Спасского собора. Это было перекрытое односкатной крышей одноярусное помещение с двумя прямоугольными окнами и дверным проёмом на южном фасаде. Проём, судя по всему, располагался на одной оси с южным порталом собора. Следует отметить, что известное граффито, сохранившееся на прясле южной стены Спасского храма к востоку от южного тамбура, было создано во внутреннем пространстве галереи. Это исключает возможность существования у неё монолитной стены со стороны собора.

В 1923 году в западном направлении от юго-восточной пристройки в сторону «крещальни» российский, украинский, советский историк и археолог Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко) фиксировал развалы стен 2-й половины XII века, сложенных из кирпича-плинфы на цемянке. В публикации материалов работ Н.Е. Макаренка галерея именуется «помещением, находящимся с западной стороны от южной пристройки». Он также отметил, что кладки западной и восточной стен «помещения» приставлены непосредственно к кладкам Спасского храма. Исследователь датировал его, как и другие древние пристройки Спасского храма, довольно нечётко. С определёнными оговорками исследователь относил его возникновение к «княжескому времени».

Местонахождение Южной галереи было отмечено советским архитектором Николаем Вячеславовичем Холостенком (умер в 1978 году) на сводном плане собора, на уровне первого яруса. Однако большего внимания он этому вопросу не уделил, поскольку имевшаяся в его распоряжении информация об этой пристройке была крайне ограничена.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Сводный план Спасского храма, по Н.В. Холостенку, 1970 год. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

В 1972 году, во время наблюдения за земляными работами с южной стороны Спасского собора, украинским архитектором, искусствоведом и краеведом Андреем Антоновичем Карнабедом (укр. Андрій Антонович Карнабіда) был обнаружен развал кладки из кирпича-плинфы на цемяночном растворе из светло-жёлтых и красных плинф формата 2727,5 × 1718 × 3,84,5 см и 2629 × 1921 × 3,45,3 см. Развал находился на расстоянии около 14 метров к югу от Южной башни на глубине 2,022,37 метра от современной поверхности. Он представлял собой часть стены с фрагментом арочной перемычки в два переката, вероятноот оконного проёма. А.А. Карнабед датировал её ХІІ веком. Судя по всему, это была часть стены разрушенной Южной галереи.

В 2012 2013 гг. под руководством украинского археолога Елены Евгеньевны Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко) были исследованы участки галереи: в 2012 годузападная её часть, примыкающая к юго-восточной пристройке (Раскоп 2), а в 2013 году западная часть, примыкающая к юго-западной пристройке.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Схема расположения раскопов 2012 – 2014 гг. в Спасском соборе и возле него. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Фундаменты галереи были сложены из булыги (кругляка) и обломков кирпича-плинфы, залитых жёлтым цемяночным раствором. В верхней его части были положены большие куски плинфы. Судя по всему, фундаменты устроены во рвах, впущенных в культурный слой и не достигали материка. В основании фундамента вдоль линии восточной стены есть пустоты, образовавшиеся на месте деревянных субструкций из расколотых колод. В основании фундамента южной стены, на 10 см выше его подошвы, прослеживается горизонтальный продольный канал, образовавшийся на месте прямоугольной в сечении перетлевшей плахи (колоды). Судя по всему, она соединялась с аналогичной плахой в основании западной стены. Их соединение фиксировалось по отпечаткам в растворе на поверхности канала 28 × 12 см в основании юго-западного угла галереи.

На участке, примыкавшем к западной стене Южной пристройки, от галереи уцелели остатки восточной и южной стен. Восточная стена галереи вплотную пристроена к западной стене пристройки. Между ними хорошо прослеживался шов, прежде всего на участке у северо-восточного угла галереи, где он «разошёлся». Отдельно выделялся участок стены, соответствовавший входу в пристройку.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южная пристройка, а также восточная и южная стены галереи. Вид с юго-запада. Фото 2012 года. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Стены галереи уже, чем её фундаменты. Восточная стена сохранилась на ширину до 85 см и на высоту 60 см от обреза фундамента. Соответственно, южная стена на ширину 1,5 метра и на высоту 65 см. Интерьерные поверхности обеих стен оказались разрушенными, с фасадной стороны южной стены были обнаружены остатки нижних слоёв кладки склепа из кирпича-пальчатки ХVІІ – середины ХVІІІ вв.

Стены галереи сложены в технике равнослойной кладки («opus isodus») с использованием как целых плинф, так и их обломков на цемяночном растворе, который визуально несколько отличается от раствора Южной пристройки. Как показало химико-петрографическое исследование, проведенное технологом-реставратором Юлией Николаевной Стриленко (укр. Юлія Миколаївни Стріленко), эта разница обусловлена различной степенью измельчённости и количества цемянки. В кладке преобладают плинфы формата 3132 × 2627 × 44,5 см, хотя встречаются отдельные несколько меньшего, шириной 20 см, или большего, толщиной 5,4 см, формата. На торцах многих плинф имеются знаки.

В 2013 году исследовалась та часть галереи, которая примыкала к юго-западной пристройке-«крещальне» Спасского храма. В пределы раскопа вошла западная стена галереи, приставленная к восточной стене «крещальни» без перевязки кладкимежду ними хорошо прослеживался шов, и отрезок южной стены длиной 1,6 метра.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Восточная стена «крещальни», а также западная и южная стены галереи. Вид с юга. Фото 2013 года. Источник – Черненко О.Є., Іоаннисян О.М., Новик Т.Г., Зиков П.Л., Торшин Є.М. Звіт про науково-рятівні археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові у 2013 р. // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). Т. І1. С. 95. – Рис. 32. Фото без изменений

.

В пределах галереи с её северной стороны, непосредственно под стеной Спасского собора, под кладкой цоколя ХІХ века сохранились остатки конструкции из плинфы. От неё уцелело до двух рядов кладки на цемяночном растворе. Почти у всех плинф торцы сколоты, что не позволяет определить их формат, однако по толщине, 4,55 см, и цвету, они идентичны тем, что использованы в западной и южной стенах галереи. Не исключено, что эта кладка связана с конструкцией пола галереи, кладку подстилает слой грунта с цемяночной крошкой.

В нынешнем состоянии ширина западной стены галереи достигает 80 см. Сравнение с фотографиями 1923 года позволило установить, что ко времени предыдущих раскопок её сохранность была значительно лучшей. Так, на фотографиях можно увидеть, что верхние ряды кладки находились вровень с остатками «крещальни».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Вид с крыши Спасского собора на «крещальню». Фото 1923 года. Источник – Макаренко М.О. Чернігівський Спас. Археологічні досліди 1923 р. – Київ, 1929. – Рис. 28. Фото без изменений

.

К настоящему времени эти ряды утрачены, кладка завалилась во внутреннее пространство галереи. Вследствие этого интерьерная поверхность стены и соответствующая ей сторона фундамента оказались разрушенными, в самой стене образовалась широкая до 10 см трещина.

Лучше всего западная стена сохранилась на прилегающем к Спасскому собору участке. Здесь от её наземной части уцелело до 3 рядов плинфы, перекрывающих выступ фундамента «крещальни». Верхняя отметка этого выступа маркирует уровень дневной поверхности на момент начала строительства. Таким образом, тот участок стены, что находится ниже данного уровня, можно отнести к конструкции фундамента.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Восточная стена «крещальни», а также контрфорс, южная, западная и северная стены галереи. План с обозначением разновременных кладок. Ключевые слова (теги): песчаник, плинфа пристройки (капеллы), кирпич контрфорса, плинфа галерей, скопление обломков плинфы, цемяночный раствор галерей, кирпич кладки башни, цемяночный раствор пристройки (капеллы), известняковый раствор. Источник –https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

В южной части западной стены сохранился ещё один участок кладки, находившийся выше уровня древней поверхности. Он прилегает к восточной стене «крещальни» напротив её центральной апсиды.

Южная стена галереи сохранилась несколько лучше. В верхней её части кладка так же оказалась утраченной, уцелела только забутовка, заполнявшая внутреннее пространство стены. Забутовка состояла из колотого камня и обломков плинфы, залитых плотным цемяночным раствором с включением смеси цемянок, преимущественнокрасного цвета. На обеих фасадах стены уцелело до трёх рядов, небрежной равнослойной кладки. В ней плинфа верхних и нижних рядов не всегда располагается одна над другой, горизонтальные швы имеют разную толщину до 3 см. Исходя из небрежного характера кладки, можно допустить, что эта часть стены относилась к конструкциям фундамента и была закрыта слоем засыпки. Вероятнее всего, она была сооружена в котловане.

По мнению Елены Евгеньевны Черненко, можно согласиться с Н.Е. Макаренком, что техника кладки галереи отличается от других пристроек храма. В целом, характеризуя Южную галерею храма, следует признать, что она является наиболее поздней из домонгольских пристроек к Спасскому храму, а время её возведения следует относить к XII веку. Следует также отметить, что в кладке поверхности её стен между кирпичом-плинфой попадались отдельные обломки кирпичапальчатки. Судя по всему, эти кирпичи использовались для закладки вывалов во время ремонта галереи в ХVІІ веке. Очевидно, её ремонтировали одновременно с другими пристройками храма.

Почти всё внутреннее пространство Южной галереи занимают захоронения XVII – XVIII вв., полуразрушенные перекопами ХІХ – ХХ вв.

В западной части галереи в 2013 году были открыты захоронения в грунтовых ямах. Они были впущены друг в друга и образовывали несколько ярусов. Исследовано две могилы ориентированные параллельно храму, совершённые в гробах, частично сохранились доски и гвозди. В одной из них (захоронение 3, 2013 год), на грудных костях покойницы сохранились остатки перетлевшего креста из цветного металла, а на черепе – остатки украшенного шитьем (укр. гаптуванням) головного убора – кибалки. По форме в развёрнутом виде вышивка приближена к овалу.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вышивка наголовника кибалки после реставрации (захоронение 3). Развёрнута и расчищена реставратором II категории Т. Минжулиной (укр. Т. Мінжуліна) в 2014 году. Источник https://www.academia.edu/45142122/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%98_%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%98_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%90_%D0%94%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AF_%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%86%D0%93%D0%86%D0%92%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%A3_%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1923_%D1%82%D0%B0_2012_2014_%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%96%D0%B2_Chernenko_O_Following_Mykola_Makarenko_research_of_Transfi_guration_Cathedralin_Chernihiv_by_materials_of_1923_and_2012_2014_researche?email_work_card=title. Фото без изменений

.

Вышивка изображает двуглавого орла, увенчанного четырьмя коронами, с геральдическим щитом на груди. Орла окружает растительный орнамент в виде венка из пятилепестковых цветов, зубчатых листьев и побегов. Кибалки с наголовниками, украшенными вышитыми изображениями двуглавых орлов, были принадлежностью парадного наряда женщин из казацкой старшины в ХVІІХVІІІ вв. Учитывая то, что декор кибалки воспроизводил герб Московского царства, находку можно датировать не ранее 2-й половины ХVІІ века.

Комментарии к записи БОКОВЫЕ ГАЛЕРЕИ отключены