БОЛЬШОЙ ТУРИЙ РОГ ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»

Длина большого рога67 см. Его серебряная оправа украшена великолепным чеканным позолоченным звериным орнаментом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Большой рог (рог, серебро, ковка, чеканка, чеканка, золочение, чернь), X век. Экспонируется в Государственном историческом музее  в Москве, Российская Федерация. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Выпуск 1, 1881. Источник – https://russianold.ru/2020/11/26/ritons/. Фото без изменений

.

D:\Kutepov's_hunting_V.1_-_page_049_detail.jpg

Источник – ru:Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. 18961911 гг. Автор – ru:Самокиш, Николай Семёнович и другие. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Во время реставрации на роге была обнаружена резьба по самому роговому веществу, которая впоследствии была скрыта оковкой.

Центральная часть оправы рога, где помещены изображения, прочеканена и позолочена, а края украшены растительным узором, наведённым чернью. В основу рисунка положен сюжет, где фигурируют фантастические животные, звери, птицы и люди. На золотом поле рельефно выделяются светлые фигуры: 2 крылатых драконов, 2 орлов, 2 собак, 2 грифонов, волка, петуха и 2 людей. Все они причудливо изогнуты, переплетены между собой, некоторые из них кусают друг друга, иные стоят порознь.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Оправа рога. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Выпуск 1, 1881. Источник – https://russianold.ru/2020/11/26/ritons/. Фото без изменений

  

На тыльной стороне оправы рога крупным планом изображены два чудищагрифона, сплетённых между собой хвостами и крыльями, образующими узор в виде растительной пальметки, разделяющий оправу на две части. Справа от грифонов стоит волк с повёрнутой к ним головой с широко раскрытой пастью и оскаленными зубами. За волком – петух, готовый к прыжку на зверя.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент оправы. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений

.

Слева от грифонов сплелись два дракона, грызущих друг друга, по обеим сторонамдва орла и две собаки.

D:\361-2.jpg

Фрагмент оправы. Источник – Історія українського мистецтва. – К.: Наукова думка, 1966. – Т. 1. – С. 361. Фото без изменений

.

Центральное место в орнаментальной композиции занимает изображение двух человеческих фигурок, обращённое к лицу, пьющему из рога. Этой сцене, судя по всему, художник придавал основное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент оправы. Источник – https://bigenc.ru/archeology/text/4682545. Петрухин В.Я. Русь в IX – X веках. От призвания варягов до выбора веры.2-е изд., испр. и доп. Москва: Форум: Неолит, 2014. Фото без изменений

.

В руке одной из фигур – бородатый мужчина в длиной рубахе или кольчуге с непокрытой головойлук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура – женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В левой руке у неё тоже лук, в правой – опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что три стрелы, все они изображены за спиной мужчины, летят не в птицу. Сама птица с распростёртыми крыльями уже собирается улететь. Одна стрела поломана, вторая летит вверх, а третьяпрямо в голову мужчине.

Вот тут-то мы и подошли к одной из самых больших загадок восточноевропейского изобразительного искусства дохристианского периода. Попытки прочесть сюжет оправы турьего рога из «Чёрной могилы» предпринимались в течение многих десятилетий. Все исследователи были единодушны в том, что на ней изображён последовательный, развивающийся сюжет. Однако все они по-разному трактовали и трактуют сюжет этой композиции. Дмитрий Яковлевич Самоквасов искал толкование изображения в черниговском фольклоре.  

Во 2-й половине XX века широкое распространение в научном мире получила гипотеза советского и российского археолога, специалиста по славянской культуре и истории Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова (умер в 2001 году), который связал сюжет оправы с былиной о богатыре Иване Годиновиче. Эта гипотеза была опубликована в его работе «Древности Чернигова». – «Материалы и исследования по археологии СССР», № 11, 1949. – С. 49. Согласно гипотезе турий рог был изготовлен местным мастером, а композиция на нём отражает сюжет черниговской былины об Иване Годиновиче, богатыре из былин Владимирова цикла о Владимире Красном Солнышке, известной по записи, сделанной ещё в XVII веке. Это сказочный сюжет о «заговорённых стрелах». Племянник князя Владимира, Иван Годинович, отправился в Чернигов, чтобы посватать за себя дочь купца Дмитрия – Марью (в другой версии – Настасья). Когда купец отказывает Ивану Годиновичу в руке дочери, так как она уже просватана за царя Кощея Бессмертного, Иван силой увозит Марью. На пути в Киев их настигает Кощей и вызывает Ивана на бой. Иван Годинович повалил Кощея, хотел вспороть ему грудь и просит Марью подать ему нож, но девушка помогает Кощею победить богатыря, привязать его к дереву и предалась любовным утехам с Кощеем. В это время прилетает на дерево ворон и человечьим голосом говорит, что не суждено Кощею владеть Марьей, а суждено владеть ею Ивану Годиновичу. Разгневанный Кощей пускает в ворона стрелу, которая, обратившись назад, убивает самого стрелка. Именно этот кульминационный момент былины, по мнению Б.А. Рыбакова, и изображён на оправе турьего рога. Былина же, по мнению Б.А. Рыбакова, была отголоском реальных событий: некоей победе черниговцев над печенегами, которая сопровождалась отбитием русских полонянок. Но завершающий сюжет былины не такой поэтический. Марья, опасаясь за свою судьбу, хочет отрубить Ивану Годиновичу голову, но сабля скользнула и рассекла только путы, которыми был связан Иван. Былина оканчивается жестокой расправой Ивана Годиновича с Марьей, которой он сначала отсекает руки, затем ноги и наконец голову.

В конце XX века исследователи подвергли гипотезу Б.А. Рыбакова критике, в частности, её признали несостоятельной фольклористы. Гипотеза была основана на общей философии иллюстрирования эпических историй: когда в прикладном искусстве изображается единичный эпический эпизод, то это всегда победа над врагомчеловеком, зверем, чудовищем. В случае же с оправой турьего рога главный герой вообще отсутствует, а человеческие фигурки изображены в позе унижения, бегущими от опасности. «Вещая птица», в которую согласно гипотезе Б.А. Рыбакова, стреляет Кощей, не обнаруживает композиционной связи с фигурками людей: выпущенные стрелы направлены не в её сторону, а в противоположную.

Не является бесспорным и определение правой фигурки как женской. То, что она изображена в штанах и вооружена луком, свидетельствует скорее против этого предположения. Нет и полной уверенности и в том, что фигурка изображена с косой, – это может быть и заплетённая борода. А если это действительно коса, то это не безусловный признак женщины, поскольку в Восточной Европе были известны косы и у мужчин.

Одним из недостатков трактовки композиции Б.А Рыбаковым является её ограниченность тремя фигурами. Современные исследователи считают, что органической частью сюжета являются изображения петуха и волка. «Дополненная» таким образом сцена обнаруживает целый ряд признаков своей принадлежности к скандинавской мифологии. В этом нет ничего удивительного: в те времена существовала тесная связь древнерусской и скандинавской культур, основой которой были традиционные торговые, военные и политические связи. Викинги, которых на Руси называли варягами, не только служили русским князьям в составе своих «национальных» воинских формирований, но и воевали в составе русских дружин, выражаясь современным языком, по индивидуальному контракту. Вполне естественным явлением были и смешанные браки, и появление «гибридных» сюжетов в литературе и изобразительном искусстве.

При «скандинавском прочтении» композиции (слева направо) на первое место выдвигается изображение волкаодного из центральных персонажей скандинавской мифологии. В «Прорицании вёльвы» (др.-сканд. Völuspá), первой и важнейшей песне «Старшей Эдды», сборника рифмованных скандинавских мифов, упоминается чудовищный Фенрир-волк (др.-сканд. Fenrir), главный враг богов, убийца верховного бога скандинавского пантеона Одина (др.-сканд. Óðinn), похититель солнца, которому предстоит поглотить месяц. Согласно скандинавской мифологии, Фенрир, вплоть до конца света «гибели богов», томится связанный волшебными узами. Его освобождение выступает важным мифологическим мотивом, слова «узы расторгнуты, вырвался волк» являются рефреном, неоднократно повторяющимся в «Прорицании вёльвы».

В полном соответствии с текстом песни фигура волка на оправе представлена охваченной плетениями, захватывающими его переднюю лапу и шею. Свободный конец ленты выходит из пасти волка и завершается растительным мотивом. Вероятно, мастер стремился представить волка перекусывающим «узы».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Деталь оправы. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений

.

Следующая фигура справа, поющий петух также находит себе соответствие в той же песне «Старшей Эдды»: описание «гибели богов» начинается с упоминания пения петуха. В этом контексте человеческие фигурки на оправе рога свободно можно считать изображениями терпящих поражение богов.

«Скандинавское прочтение» композиции несоизмеримо богаче и достовернее трактовки, предложенной Б.А. Рыбаковым. И все же оно недостаточно убедительно. «Прорицание вёльвы» представляет хотя и весьма короткий, но очень насыщенный описаниями событий текст, в частности поединками, среди которых есть немало сцен, гораздо более «достойных» отражения в монументальном изобразительном искусстве. Ярким подтверждением этого является рунический камень с острова Мэн (англ. Isle of Man, Британское коронное владение), на котором высечены два сюжета. На одном изображении волк пожирает Одина, на другомсын Одина, бог грома и молнии, Тор (др.-сканд. Þōrr) сражается с мировым змеем.

.

D:\Rhyton_Black_Grave_GIM_Zlatnik.jpg

Фото 24 декабря 2012 года. АвторЛапоть. Лицензия –  Creative Commons CC0 1.0 Универсальной передачи в общественное достояние (Universal Public Domain Dedication). Экспонируется в Государственном историческом музее в Москве. Фото без изменений

.

По мнению венгерского историка и археолога Дьюла Ласло (венг. László Gyula, умер в 1998 году), композиция на оправе рога отражает сюжет о священной охоте.

По мнению советского и украинского археолога Руслана Сергеевича Орлова (укр. Руслан Сергійович Орлов, умер в 2013 году), композиция на оправе рога отражает светский сюжет о «героическом происхождении славянских князей», отражающий «языческое» прошлое или мировосприятие в древнерусском искусстве XIXIII вв.

В 2004 году И.Р. Василевским из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в статье «О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси. По археологическим материалам кургана Черная могила» пишет, что «на турьем роге изображена схема подсчёта времени для полюдьясбора дани князем, основанная на девятимесячном периоде (280 дней)». «Персонажи чеканки указывают на значимые моменты при вычислении лунного месяца и фаз луны. Эти образы связаны с мифами и легендами дохристианской Руси, корнями уходящими в индоиранскую культуру. Становление русской государственности… предполагало сбор князем различных видов дани и обеспечение на своей территории единой жреческой власти, что подтверждается находками из Чёрной могилы».

Российский археолог Ольга Алексеевна Щеглова считает, что сюжет композиции на оправе рога является продуктом своеобразного копирования, осуществлённого местным мастером с оригинала, подобного парадному византийскому олифанту, покрытому резьбой. В качестве оригинала, который мог послужить черниговскому мастеру источником композиционных, сюжетных и стилистических заимствований, она привела горн (олифант) с византийским орлом предполагаемого правителя Нитранского княжества (словацк. Nitrianske kniežatstvo) венгерского полководца Леле (Легель, варианты написания латиницей: Lehel, Lele, Lél, умер в 955 году), который экспонируется в музее города Ясберень (венг. Jászberény, в медье Яс-Надькун-Сольнок в Венгрии) (Васюта О.О. Курган Чорна Могила в історичних дослідженнях минулого та сучасності. // Сіверянський літопис, 2016. 6 (132). – С. 318).

D:\Hungary_Jaszbereny_Lehel.jpg

Горн Леле в музее города Ясберень, Венгрия. Фото 26 сентября 2003 года. Автор – Wojsyl. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

На сегодня ясно одно ни история, ни мифология пока не дали точного ответа на вопрос: что за сюжет изображён на оправе турьего рога из «Чёрной могилы». В то же время значение рога очень важно. Его художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI – VII вв., а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII вв.

Комментарии к записи БОЛЬШОЙ ТУРИЙ РОГ ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА» отключены