ЗАХОРОНЕНИЯ ПРИ ХРАМЕ

В XIX в начале XX вв. большинство исследователей местом захоронения черниговских князей считали подземелья Спасского собора. Российский архитектор и археолог Андрей Михайлович Павлинов (умер в 1897 году) считал, что это цокольный ярус храма. Насколько известно, первое упоминание о существовании подземелья под полом собора принадлежало соборному протопопу Ивану Левицкому (укр. Іван Левицький). В письме, направленном в 1785 году епископу Черниговскому и Новгород-Северскому, он просил разрешения засыпать землёй старый подземный склеп в Спасском храме. Содержание и причины этого обращения детально проанализировали российский, советский историк Михаил Николаевич Бережков (умер в 1932 году) и российский, украинский, советский историк и археолог Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко, репрессирован в 1938 году).

Первые сведения о найденных в соборе захоронениях появились в ХVІІІ веке. Однако, как отмечал М.Н. Бережков, они имели скорее легендарный характер: невозможно установить, где в этих сообщениях, правда, а где вымысел. Это относится и к найденной в третьей четверти XVIII века гробницы (3), в которой находилось захоронение женщины в дорогом наряде с ребёнком.    

В 1796 году в ходе восстановления Спасского собора балка, упавшая с разбираемых хоров, пробила пол храма и свод находящейся под полом крипты. Через дыру виднелись кости и кусок дорогой парчи, покрывавшей усопшего. В крипте находилось много гробов, из которых уцелели не многие. На одном из них лежал большой меч, – на другом, какое-то украшение. Основываясь на дорогой парче, мечу и по крипте, очевидно, было, что здесь положены были черниговские князья: но кто это были, осталось неизвестным, – надписей на крипте не было. Дальнейшие изыскания проведены не были и дыра, сразу же была закрыта. По словам М.Н. Бережкова, это сообщение впервые появляется в письме поручика П. Долженкова председателю Московского общества истории и древностей (основано в 1804 году).

Большего доверия заслуживают сообщения очевидцев XIX – начала ХХ вв. о древних могилах, найденных во время ремонтов и земляных работ в самом храме и неподалёку от него. Нахождение под полом собора многочисленных могил впервые засвидетельствовал в 1871 году российский архитектор, художник и археолог Алексей Александрович Авдеев. Они открылись, когда для ремонта демонтировали иконостас. Эту информацию подтвердили и материалы дальнейших археологических исследований.

Об обнаружении крипты в Спасском соборе имеется свидетельство Александра Н. Ефимова. Он упоминает, что в 1901 году во время ремонта пола в центральном нефе храма между двумя мраморными колонами открылось отверстие в подземную камеру, в которой стояли полузасыпанные гробы. После осмотра это отверстие замуровали.

Эта информация привлекла внимание исследователей, началась длительная дискуссия, где именно искать княжеские могилы. В преддверии ХІV Археологического съезда в Чернигове в 1908 году попытались организовать исследования, направленные на их поиск, однако эти работы не состоялись.

В 1923 году археологические исследования Спасского собора проводил Н.Е. Макаренко. В своих публикациях он указывал, что программой исследований, были и поиски княжеских захоронений. В ходе работ во внутреннем объёме храма было заложено несколько шурфов.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема расположения шурфов в Спасском соборе. 1923 год. Источник – Науковий архів Інституту археології Національної академії наук України, ф. 21, спр. 3, арк. 9. https://www.academia.edu/45142122/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%98_%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%98_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%90_%D0%94%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AF_%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%86%D0%93%D0%86%D0%92%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%A3_%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1923_%D1%82%D0%B0_2012_2014_%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%96%D0%B2_Chernenko_O_Following_Mykola_Makarenko_research_of_Transfi_guration_Cathedralin_Chernihiv_by_materials_of_1923_and_2012_2014_researche?email_work_card=title. Фото без изменений

.

В сводном плане раскопов в Спасском соборе советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году), шурф I 1923 года расположил вдоль западной стены храма. Однако такая его локализация является ошибочной. Наверное, это объясняется тем, что в публикации 1929 года Н.Е. Макаренка схема расположения отсутствовала, а в тексте расположение шурфа определенно нечётко: «справа от прохода в углу возле южной стены Спаса».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Сводный план и схема расположения шурфов с обозначением крипт XVII века. По Н.В. Холостенку, 1970 год. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Месторасположение шурфа Iюжная часть нартекса храма, справа от прохода, вдоль южной стены. Под полом из шестиугольных плиток залегал слой пепла от пожара 1750 года. На глубине 1,42 метра обнаружено первое захоронение в гробу, головой на запад. На глубине 1,7 метра обнаружено второе захоронение, под вторым – третье. В заполнении могил были найдены угли. На глубине 2,1 метра были выявлены отдельные кости четвёртого захоронения, а на 2,29 метра – пятое захоронение, положенное головой на запад. Захоронение осуществлено в деревянном гробу, шириной 42 см и высотой 45 см. Гроб был скреплен 6 скобами и гвоздями. Скелет лежал в выпрямленном положении на спине, руки на груди. Дно могилы находилось на материковом песке. Таким образом, в шурфе, было зафиксировано 5 захоронений.

В шурфе II была исследована ограбленная ранее крипта XVII века. В ней в беспорядке находились остатки разбитых гробов из досок: 3-х с останками взрослых и 2 – с детьми. В восточной части свода крипты находилось небольшое отверстие, которое, наверное, и упоминалось А.Н. Ефимовым в 1901 году. Эта крипта расположена примерно в том месте, о котором и писал А.Н. Ефимовв центральном нефе, близ колонн южной аркады. Размеры крипты 4,12 × 3 метра, высота до 2,15 метра. Она построена из красного кирпича-пальчатки, с земляным полом и цилиндрическим сводом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Интерьер крипты в центральном нефе перед началом исследований. Фотография 1923 года. Источник – Науковий архів Інституту археології Національної академії наук України, ф. 21, спр. 3, арк. 9. Фото без изменений

.

Кругом в крипте находились останки скелетов, остатки золотого шитья, женской и мужской одежды из шёлка и кожаной обуви. Среди всего этого был и фрагмент слуцкого пояса. Как удалось впоследствии выяснить, три гроба были установлены у южной стены на уложенных на пол брусьях. Ещё два, «детских», согласно Н.Е. Макаренку, разрисованные цветами «в натуралистической, не стилизованной форме», стояли у северной стены на кирпичах. По мнению Н.Е. Макаренка, по остаткам одежды покойных, захоронения можно датировать концом XVII – 1-й половиной XVIII вв. Впрочем, использованный в конструкции крипты кирпич-пальчатка 37,5 × 17,3 × 5,5 см приближен к кирпичу, который соответствует первому этапу строительства дома Полуботков в Чернигове, 3436 × 1617,5 × 5,56 см. Этот этап датируется не позднее третьей четверти XVII века. Такой кирпич-пальчатка был распространён на Северном Левобережье в ХVІІ – середине ХVІІІ вв. Следует также учесть, что по принципу устройства крипта и захоронения в ней очень похожи на крипты костёлов, на территории Польши (польск. Polska). Таким образом, не исключено, что крипта была построена во времена вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой (польск. Rzeczpospolita), когда Спасский храм был передан Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква) в 1631 году. Такие крипты чаще всего служили семейными усыпальницами и могли принадлежать как шляхте, так и состоятельным мещанам.

В шурфе III, на глубине 2,2 метра был обнаружен деревянный гроб, скрепленный гвоздями, внутри лежал скелет на спине, головой на запад, руки положены на грудь. Фиксировались остатки шерстяной ткани коричневого цвета с 6 крючками.

Шурф IV в северном нефе собора вскрыл ступеньки лестницы в крипту, которая имела глубину 3,25 метра. В крипте уцелели деревянные гробы установленные друг на друга в 4 яруса, каждые два яруса на деревянных брусьях. В 1923 году был исследован только первый ярус, погребения которого датируются XVII – 1-й половиной XVIII вв. В своде крипты имелось небольшое отверстие. Как констатировал Н.Е. Макаренко, это та крипта, свод которой был пробит балкой в 1796 году. Действительно, место расположения этой крипты соответствует сообщению поручика П. Долженкова – в северном нефе, под хорами. Размеры крипты 2,5 × 2,4 метра, высота до 2,27 метра. Она построена из красного кирпича-пальчатки, с земляным полом и цилиндрическим сводом. Относительно использованного в ней формата кирпича сведения отсутствуют. И эта крипта, по принципу устройства и захоронений в ней, очень похожа на крипты костёлов, на территории Польши. Вновь, не исключено, что и эта крипта была построена во времена вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой.

В шурфе V в южном нефе собора выявлен материковый песок на глубине 1,42 метра.

Шурф VIII был сделан в южном нефе. На глубине 70 см обнаружен провал диаметром 60 см, а на глубине 2,5 метра находилось скопление человеческих костей. Ниже исследования не проводились.

В итоге в Спасском соборе было найдено две крипты, в шурфах II и IV. Они были исследованы в 1923 году, а затем заблокированы. Сейчас они недоступны. Как отмечал Н.Е. Макаренко, находки из обоих склепов (крипт) были переданы на хранение в Краевой исторический музей (ныне – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского), но они не были обработаны. Ныне все находки считаются утраченными, впрочем, в будущем могут быть идентифицированы среди депаспортизированной во время Второй мировой войны части музейного собрания, как это случилось с найденным в 1923 году Н.Е. Макаренком кладом средневековых украшений.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Схема расположения крипт ХVІІ – ХVІІІ вв.: 1 – крипта (шурф II); 2 – крипта (шурф IV); 3 – крипта в Северной капелле. Источник – https://www.academia.edu/112286060/Chernenko_Olena_Lutsenko_Roman_Necropolis_of_the_Transfiguration_Cathedral_in_Chernihiv_of_the_XI_middle_of_the_XX_centuries_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A5%D0%86_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%A5%D0%A5_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%96%D1%82%D1%82%D1%8F_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96&nav_from=65b69ffa-79ac-4425-9c9b-646b7d9db230&rw_pos=0. Фото без изменений

.

Конструкцию обнаруженных крипт Спасского собора детально рассмотрел Н.Е. Макаренко, а затем их изучением занимался Н.В. Холостенко. Они констатировали, что эти гробницы датируются XVII XVIII вв. и были сооружены в грунтовых ямах, опущенных от уровня тогдашнего пола. Тому же времени, как отметил Н.Е. Макаренко, соответствует и инвентарь – детали одежды и личные предметы, которые сохранились в захоронениях, полностью разграбленных на время открытия.

Результатам исследований Н.Е. Макаренко посвятил монографию «Біля Чернигiвського Спаса: археологічні досліди року 1923», изданную в Киеве в 1929 году. В ней автор высказался в пользу того, что все утраченные пристройки собора служили усыпальницами. Северную пристройку он датировал ХІ веком и допускал, что она может быть синхронной Спасскому храму, либо приближена к нему по времени возникновения. Южную пристройку, двухъярусную пристройку крещальню») и галереи Н.Е. Макаренко счёл более поздними, хотя и принадлежавшими к «княжескому времени».

В 1947 году советский историк и археолог Владимир Андреевич Богусевич в ходе исследований на прилегающем к Спасскому собору участке, а также в ходе раскопок так называемого «однокамерного терема» в 1953 году, зафиксировал захоронения некрополя Спасского храма.

В 19661969 гг. исследования, проведённые Н.В. Холостенком в процессе разработки проекта реставрации и музеефикации собора, также сопровождались находками захоронений.

Могилы возле храма были зафиксированы и украинским архитектором, искусствоведом и краеведом Андреем Антоновичем Карнабедом (укр. Андрій Антонович Карнабіда). В 1967 году им была выявлены составная гробница из шифера (2), а также несколько захоронений в 1972, 1973 годах. В 1991 году украинским археологом и черниговским краеведом Владимиром Яковлевичем Руденоком (укр. Володимир Якович Руденок) в ходе исследований были выявлены захоронения.

К сожалению, информация об исследованиях захоронений, осуществлённых на протяжении ХХ века, преимущественно фрагментарна. Большинство захоронений оказались разрушенными или же их удалось зафиксировать лишь частично, полевая и отчётная документация дошла до настоящего времени не в полном объёме, как в случае с раскопками Н.Е. Макаренка. Вследствие этого проблематично не только подсчитать количество обнаруженных могил, но и установить их хронологию.

Как свидетельствуют данные, полученные в ходе исследований 1923 года (Н.Е. Макаренко), 19661969 гг. (Н.В. Холостенко), 1991 года (В.Я. Руденок, украинский археолог Татьяна Григорьевна Новык) и 2012 года (украинский археолог Елена Евгеньевна Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко), российский историк архитектуры Олег Михайлович Иоаннисян, Т.Г. Новык), цокольный ярус, или подземелья, где могла бы находиться княжеская усыпальница, в Спасском соборе отсутствуют, хотя и существуют поздние по происхождению крипты. Во внутреннем объёме храма ниже уровня существующего пола до глубины около 1 метра залегают наслоения образованные разновременными полами и их остатками, которые последовательно сменяли друг друга от XI до начала ХХ вв. Уровень этих полов служит важным хронологическим маркером. Впрочем, не по всей площади собора все они сохранились. Например, в южной части нартекса древнее 1750 года полы полностью уничтожены могильными ямами.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Стратиграфия наслоений в Спасском соборе. Шурф I в нартексе. 1923 год. Рисунок из дневника участника раскопок украинского археолога, историка и черниговского краеведа Петра Ивановича Смоличева (укр. Петро Іванович Смолічев). Источник – Науковий архів Інституту археології Національної академії наук України, ф. 6, спр. 1. Источник https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Стратиграфия наслоений в Спасском соборе, по Н.В. Холостенку. 1970 год. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6114/1/%d0%94%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d1%8c%d0%be%d1%80%d1%83%d1%81%d1%8c%d0%ba%d1%96%20%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%20%d1%96%20%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b0%20%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b0.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Стратиграфия наслоений в Спасском соборе. Шурф 2012 года. Источник https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Под первичным полом начала XI века, который сохранился на отдельных участках, находится заполнение строительного котлована – грунт из фундаментных рвов вырытых по периметру котлована на глубину 1,3 метра. В нём находятся поздние могильные ямы и две упомянутые выше крипты. Глубина котлована достигает 2,5 метра.

Характер наслоений в Спасском соборе был зафиксирован в 14 шурфах, заложенных в 1923, 19681969 и 2012 годах в центральной апсиде, нефах и нартексе. Почти во всех шурфах, заложенных во внутреннем пространстве собора, зафиксировано несколько ярусов погребений. Наибольше, 5 ярусовв нартексе. Согласно с исследованиями стратиграфии наслоений, сделанными Н.В. Холостенком и уточнёнными в ходе работ в 2012 году, все эти могилы уходят на глубину 1-2 метра от нынешней поверхности. Они перекрыты остатками деревянного пола, который сгорел во время пожара в 1750 году. Инвентарь в захоронениях, исследованных в 1923 и 2012 годах, по находкам монет, остаткам одежды и личным предметам, датируется XVII веком. Из сообщения И. Левицкого 1785 года, следует, что уже в начале XVIII века захоронения под полом Спасского собора, в том числе в криптах, не проводились. В сообщении говорится о старой крипте, которая давно не использовалась. Впрочем, усопших могли хоронить в храме и позже. Это не противоречило законодательству, поскольку указ Святейшего Синода от 1723 года разрешал хоронить знатных персон при церквях в пределах города как исключение, при условии специального разрешения Синода. В целом, исходя из этого, массовые захоронения во внутреннем объёме Спасского собора относятся к XVII веку, что согласовывается с кафедральным статусом храма.

По мнению, украинского историка и археолога Юрия Николаевича Сытого (укр. Юрій Миколайович Ситий), надежда найти в Спасском соборе более древние могилы, которые бы сохранились под древнерусским полом, вряд ли обгрунтованы. Как свидетельствуют результаты исследований, на тех небольших участках, где пол древнерусского времени сохранился, захоронения отсутствуют.

Характер культурного слоя вне собора иной. Стратиграфия наслоений на этом участке была зафиксирована во время исследований: Н.В. Холостенка вблизи Северной лестничной башни и в шурфе за центральной апсидой; в ходе раскопок В.А. Богусевичем «однокамерного терема»; работ А.А. Карнабеда 1970-х годов у восточного и южного фасадов; раскопок 20122014 гг.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Стратиграфия наслоений в шурфе 1969 года за апсидой Спасского собора, по Н.В. Холостенку. Источник – https://www.academia.edu/112286060/Chernenko_Olena_Lutsenko_Roman_Necropolis_of_the_Transfiguration_Cathedral_in_Chernihiv_of_the_XI_middle_of_the_XX_centuries_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A5%D0%86_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%A5%D0%A5_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%96%D1%82%D1%82%D1%8F_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96&nav_from=65b69ffa-79ac-4425-9c9b-646b7d9db230&rw_pos=0. Фото без изменений

.

Эти материалы дают возможность определить, что мощность культурного слоя под стенами собора составляет 11,5 метра, а на восток и юг стремительно увеличивается и превышает 3 метра. Сравнительно незначительную мощность культурного слоя вблизи храма можно объяснить тем, что окружающую поверхность неоднократно расчищали во время благоустройства. Одновременно на соседних участках мощность культурного слоя постепенно увеличивалась. Таким образом, Спасский собор, построенный на возвышении, в современном рельефе оказался в низине.

В летописях в двух случаях указано, что древнерусские погребения были сделаны «у святого Спаса в тереме» (1150 год) или в «теремце» (1159 год). Какое помещение в Спасском храме носило это наименование, до сих пор не определено. Где находился терем? Теремами (от греч. τέρεμνον, τέραμνον, по латыни Secretarium), назывались в Византии особые покои при императорском дворце, предназначенные для совещаний по делам самым важным, требовавшим тайны.

В XIX – начале XX вв. упомянутый выше «терем» наиболее часто отождествляли с древней башней, пристроенной к храму с северо-запада Северная лестничная башня. Её так и называли и ныне называют – «красный терем». Такого мнения придерживались историк Церкви и церковной архитектуры Евгений Евсигнеевич Голубинский (умер в 1912 году), украинский историк Николай Андреевич Маркевич (укр. Микола Андрійович Маркевич, умер в 1860 году) и другие. Мнение о погребальном предназначении Северной башни храма было опровергнуто на рубеже XIX – XX вв. Подобные лестничные башнеобразные пристройки древнерусских храмов XI века служили отдельным входом для лиц высокого социального статуса на хоры (полати), где те находились во время литургии или молитвенного уединения.

В 2012 году в ходе археологических раскопок был заложен шурф во внутреннем объёме Спасского собора, в восточном углу южной части нартекса, на участке, прилегающем к шурфу I 1923 года. Были выявлены две древнерусские погребальные ниши (7, 8).  

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Схема расположения раскопов 2012 – 2014 гг. в соборе и возле него. Источник https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

Северная, так и южная пристройкикапеллы храма до нашего времени не сохранились. Археологично их остатки были исследованы в 1881, 1923 и 2012 годах. Эти пристройки, по мнению Е.Е. Черненко, имеют многочисленные прототипы среди византийских пареклесий. Чаще всего пареклесии, пристроенные к основному объёму храма, создавались как усыпальницы, предназначенные для погребения и поминовения представителей привилегированных семей. По мнению американского археолога и исследователя византийской архитектуры Роберта Оустерхаута (англ. Robert Ousterhout, умер в 2023 году), с особым отношением к пареклесиям в обществе и связано распространение этих пристроек. Возможно, пристройки Спасского храма были первыми сооружениями такого типа в древнерусской архитектуре.

Авторы исследований 2012 года считают, что если конструкции пристроеккапелл были подобны, то в подземной части(?) северной стены Южной капеллы должен был находиться погребальный аркосолий XVII века, а в наземной части северной стены Северной пристройки находился древнерусский погребальный аркосолий. Таким образом, пристройкикапеллы предусматривали наземные части с престолами и аркосолиями в толще стен и подземные для захоронений. В наземной части было достаточно места для погребения членов княжеской семьи и священнослужителей. В Южной пристройке сохранились остатки древнерусской погребальной ниши-аркосолия (5), а возле Северной пристройки – древнерусская комбинированная гробница из розового шифера и кирпича-плинфы (1).

Возле юго-западного угла Спасского храма находилась двухъярусная пристройка – «крещальня» начала XII века. Её остатки сохранились в основании нынешней Южной башни Спасского собора. В северной стене «крещальни» были зафиксированы остатки древнерусской погребальной ниши-аркосолия (6). Это в свою очередь свидетельствует, что юго-западная пристройка к храму создавалась как усыпальница. Впритык к южной стене фундамента «крещальни» обнаружена древнерусская комбинированная гробница из кирпича-плинфы и розового шифера (4).

По аналогии можно также предположить, что погребальное назначение имели и возведённые в XII веке боковые галереи. Впрочем, состояние их сохранности не даёт возможности проверить это предположение: их внутреннее пространство на момент начала исследований оказалось полностью разрушенным.

На территории вокруг Спасского собора, за пределами его пристроек, были обнаружены остатки нескольких склепов и многочисленные грунтовые могилы, впущенные в культурный слой, который содержал материалы ХХVІІІ вв. Грунтовые могилы «позднего» некрополя вокруг собора занимали фактически всё окружающее его пространство. Они находились практически в каждом раскопе, разбитом в непосредственной близости к храму, вблизи северного, восточного, южного и западного фасадов. Следует также отметить, что к соборному некрополю принадлежали и захоронения, обнаруженные во время раскопок В.А. Богусевича в 1953 году, исследование «однокамерного терема», перед въездными воротами Борисоглебского монастыря. Их датировали ХVІІІХІХ вв. По разным причинам, плохая сохранность, незадокументированость и тому подобное, общее количество этих могил невозможно точно сосчитать и уточнить их датирование.

Все захоронения совершены по христианскому обряду, в грунтовых ямах и ориентированы по оси запад-восток с отклонениями, которые можно связать как с ориентацией могил параллельно стенам собора, так и с проведением захоронений в разные сезоны. В некоторых могилах сохранились остатки гробницостатки досок и гвоздей, которые их соединяли. На нескольких скелетах были найдены остатки металлических нательных крестиков. Н.Е. Макаренко датировал обнаруженные в 1923 году могилы «не ранее ХVІ века» или ХVІІХVІІІ вв. Впрочем, учитывая стратиграфическую ситуацию, не исключено, что часть из них может оказаться несколько более поздними: XIX – начало ХХ вв. По имеющейся информации, уточнить эту датировку невозможно.

В целом в хронологии соборного некрополя сегодня можно выделить два основных периода. Древнерусский, XI – XIII вв., к нему относятся погребения в гробницах вокруг пристроек, в нартексе и в нишах-аркосолиях южных пристроек. Ко второму периоду относится XVIIXVIII вв. Можно предположить, что в этот период некрополь собора функционировал фактически как городское (приходское?) кладбище. Учитывая его расположение в центре города, вероятнее всего, здесь были могилы преимущественно представителей местной шляхты, церковных служителей и состоятельных мещан. Некоторые местные семьи содержали в соборе усыпальницыкрипты, впрочем, к середине XVIII века эти усыпальницы были заброшены, не исключено, что из-за обнищания или исчезновения владельцев. Отдельные захоронения на соборном кладбище осуществлялись и на протяжении ХІХ века и до середины ХХ века. Из метрических книг Спасского собора XIX – начала ХХ вв. (18761905 гг.) можно понять, что в это время захоронения вблизи храма продолжали проводиться, хотя они были и немногочисленны. Согласно информации собранной Л. Нижник, здесь похоронили не более 15 человек, почти все – священнослужители собора. Последнее захоронение было совершено во время Второй мировой войны. В 1944 году у северного фасада собора похоронили жертву бомбардировки.

Не исключено, что часть недатированных или разрушенных могил возникла между XIII и XVII вв. (время запустения храма), однако на сегодня отсутствуют данные, которые бы позволили это утверждать.

Во время археологических раскопок было установлено, что ни одно из средневековых захоронений соборного некрополя не сохранилось в неприкосновенном состоянии. Все они ограблены или полностью разрушены в древности. Частично уцелели только связанные с ними конструкции: ниши-аркасолии и гробницы.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Некрополь Спасского храма. Схема расположения захоронений XIXIII вв.: 1, 2аркасолии; 3 7 – гробницы. Источник – https://www.academia.edu/112286060/Chernenko_Olena_Lutsenko_Roman_Necropolis_of_the_Transfiguration_Cathedral_in_Chernihiv_of_the_XI_middle_of_the_XX_centuries_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A5%D0%86_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%A5%D0%A5_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%96%D1%82%D1%82%D1%8F_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96&nav_from=65b69ffa-79ac-4425-9c9b-646b7d9db230&rw_pos=0. Фото без изменений

.

Исходя из заимствованной Рюриковичами византийской традиции, согласно которой, правители ещё при жизни заботились о месте своего будущего захоронения, и учитывая датирование пристроек, авторами исследований 20122014 гг. была предложена такая модель: Северная пристройка начала XI века построена как усыпальница князя Мстислава Владимировича; южная пристройка середины XI века – для захоронения князя Святослава Ярославича; юго-западная пристройка («крещальня») начала XII века послужила усыпальницей князю Олегу Святославичу. Такая модель кажется довольно вероятной, хотя и не имеет прямых подтверждений. Пристройки храма плохо сохранились, лишь в двух случаях в них сохранились остатки ниш-аркосолий.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Спасский храм. Схема утраченных пристроек по результатам исследований 2012 2014 гг.: 1 существующее сооружение (вместе с башнями); 2 – пристройки начала XI века; 3 пристройка середины XI века; 4 – пристройка начала XII века; 5 – пристройка XII века; 6 – участки утраченных кладок. Источник – https://www.academia.edu/112286060/Chernenko_Olena_Lutsenko_Roman_Necropolis_of_the_Transfiguration_Cathedral_in_Chernihiv_of_the_XI_middle_of_the_XX_centuries_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A5%D0%86_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%A5%D0%A5_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%96%D1%82%D1%82%D1%8F_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96&nav_from=65b69ffa-79ac-4425-9c9b-646b7d9db230&rw_pos=0. Фото без изменений

.

Е.Е. Черненко в статье «Про місцезнаходження князівських поховань у Чернігівському Спасо-Преображенському соборі» в 2016 году отметила, что о местонахождении княжеских захоронений сегодня можно составить представление лишь благодаря остаткам разрушенных могил. Место погребения конкретных лиц определяется только с определённой долей достоверности. Во внутреннем пространстве храма зафиксировано существование только двух погребений древнерусского времени. Они расположены в южной части нартекса и могли принадлежать канонизированному князю Игорю Ольговичу и митрополиту Киевскому и всея Руси Константину I. Усыпальницами других лиц, о погребении которых в храме упоминает летопись, могли служить пристроенные к нему пристройки-пареклесии.

Подытоживая сказанное, следует добавить, что пока нет достоверных данных об осуществлении в храме или вокруг него погребений в грунтовых ямах, деревянных гробах времён Средневековья. Нельзя исключать, что подобные могилы существовали, но были разрушены, например, при возведении или ремонте пристроек храма. Однако на данном этапе исследований складывается впечатление, что на протяжении Средневековья погребение в Спасском храме было событием исключительным, здесь хоронили только избранных. Однако среди этих избранных могли быть не только князья, но и священнослужители высокого ранга или другие лица, принадлежавшие к социальной верхушке Черниговского княжества.

.

Спасский храм. План с найденными древнерусскими захоронениями. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013. – С. 19. Фото изменено 29 декабря 2023 года, добавлены 5 – 8. Автор изменений – Angloman

1. Комбинированная гробница XI века из розового шифера и кирпича-плинфы

впервые раскопана в 1923 году

вторично раскопана в 2012 году

2. Составная гробница из шифера

раскопана в 1967 году

3. Гробница, её вероятное местонахождения

найдена в третьей четверти XVIII века (в 1770 году) и вновь зарыта

4. Комбинированная гробница из кирпича-плинфы и розового шифера

раскопана в 1923 году

5. Погребальная ниша-аркосолий

впервые раскопана в 1923 году

вторично раскопана в 2012 году

6. Погребальная ниша-аркосолий

раскопана в 2013 году

7, 8. Две погребальные ниши XII века

раскопаны в 2012 году

Комментарии к записи ЗАХОРОНЕНИЯ ПРИ ХРАМЕ отключены