ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1943 ГОДА

О времени постройки Пятницкой церкви в письменных источниках сведений нет. В XIX – в начале ХХ вв. основание храма связывали с существованием монастыря, где могла бы находиться дочь черниговского князя Святослава Ярославича, монахиня. О её смерти упомянуто в летописи под 6624 (1116) годом: «Том же лете и Предслава Святославна, монахиня, преставися». Согласно информации поданной в украинской Википедии: в 1116 году на том месте, где ныне возвышается Пятницкая церковь, князь Давыд Святославич помог своей сестре Предславе построить каменный храм в честь святой Параскевы-Пятницы (https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87).

Советский архитектор Пётр Дмитриевич Барановский (умер в 1984 году) высказал мнение, что Пятницкую церковь по заказу князя Рюрика Ростиславича (князь Черниговский(?) 1210 – 1212 гг. из Смоленской ветви Рюриковичей) построил в начале XIII века киевский зодчий Милонег, крестное имя Пётр (укр. Петро Милонег, время его деятельности конец XIIначало XIII вв.), «художник, мастер не простой», как о нём пишет летопись. Милонег является одним из немногих архитекторов домонгольского периода, чьи имена сохранились в письменных источниках.

В общем, исследователи относят строительство Пятницкой церкви ко времени между концом XII века (1190-е годы – российский археолог, историк архитектуры Евгений Николаевич Торшин) – начало XIII века (П.Д. Барановский). Советский историк архитектуры Николай Иванович Брунов (умер в 1971 году) предположил, что церковь построили сербские зодчие в XIV веке.

В современной литературе большинством исследователей принято считать, что Пятницкая церковь была построена в конце XIIначале XIII вв. на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Храм назван в честь святой Параскевы Иконийской (греч. Παρασκευή), которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов. Пятница традиционный базарный день в Древней Руси. Также, есть версия Г. Высокоса, что храм был построен на средства черниговского князя Игоря Святославича (умер в 1201 году) главного героя «Слова о полку Игореве». Ныне популярной является и более конкретная дата строительства храма, 1205 – 1210 гг.

В литературе существуют разные мнения относительно статуса Пятницкой церкви в XIII веке. Украинский археолог, черниговский краевед Пётр Иванович Смоличев (укр. Петро Іванович Смолічев, репрессирован в 1944 или 1947 г.) и П.Д. Барановский считали, что церковь была центром княжеского монастыря, а советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) доказывал, что церковь была центром торговой площади ремесленного посада. Советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году) считал, что церковь могла быть приходской, а так же иметь оборонительные функции как замок-укрытие.

В 1239 году во время монгольского нашествия Пятницкая церковь, вероятно, была разграблена и частично разрушена. Существует легенда, что Пятницкая церковь сыграла роль последней цитадели защитников города. О её дальнейшей судьбе можно только догадываться.

Согласно сообщениям письменных источников, с ХV века церковь служила соборным храмом женского монастыря и была разорена в результате военного нападения.

Первые достоверные письменные упоминания о Пятницкой церкви относятся к ХVІІ веку, когда церковь стала главным храмом Пятницкого женского монастыря (укр. П’ятницькій жіночий монастир), который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, обитель была окружена деревянной оградой. Год основания монастыря нам неизвестен, но не позднее середины XVI века. В тоже время, церковные предания связывают основание этого монастыря с именем, уже упоминаемой, княжны Предславы Святославны, сестры князя Давыда.

В 1618 1648 гг., когда Чернигов находился под властью Речи Посполитой, православные монашки бежали с ушедшим московским войском, а в обители было организовано католическое женское доминиканское аббатство, церковь стала костёлом.

В 1668 году во время Левобережного восстания (1668 – 1669 гг.) гетмана Ивана Мартыновича Брюховецкого (укр. Іван Брюховецький) Пятницкий монастырь был повреждён.

Первое упоминание о реставрации Пятницкой церкви датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (укр. Василь Касперович Дунін-Борковський) была сделана новая кровля и храм был освящён.

В 1690-х годах на средства всё того же В.К. Дунина-Борковского, но уже генерального обозного Войска Запорожского, с участием гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы (укр. Іван Степанович Мазепа), церковь была полностью реконструирована в барочном стиле. При этом её декор получил черты, типичные для лучших храмов мазепинского правления. Предположительно, работы велись под руководством украинского архитектора Ивана Петровича Зарудного (укр. Іван Петрович Зарудний). Было сделано барочное завершение центральной главы: надстроен предбанник, купол получил грушевидную форму с многоярусным завершением. Таким образом, общая высота церкви увеличилась почти на 8 метров. Над западным и восточным фасадами возвели высокие барочные зубчатые фронтоны с рапидами изображениями солнца, символизирующее Христа. Западный фронтон имел уступчатый контур и занимал всю ширину фасада, под зубцами он был очерчен изогнутым барочным карнизом, а фронтон с восточной стороны имел меньшие размеры, на его центральной части было изображение герба И.С. Мазепы. С поверхностей стен храма убрали кирпичные архитектурные детали, фасады оштукатурили. Окна-бойницы расширили почти вдвое, а по высоте увеличили в полтора раза, также расширили и порталы. К храму были пристроены боковые приделы.

Впрочем, в целом хронология перестроек ХVІІ ХVІІІ вв. окончательно не выяснена и определяется разными авторами: российским историком Петром Николаевичем Савицким (умер в 1968 году), Людмилой Андреевной Пляшко (укр. Людмила Андріївна Пляшко), Владимиром Денисовичем Вироцким, советским и украинским краеведом, историком архитектуры Григорием Никоновичем Логвиным (укр. Григорій Никонович Логвин, умер в 2001 году), украинским архитектором, искусствоведом и краеведом Андреем Антоновичем Карнабедом (укр. Андрій Антонович Карнабіда), украинским искусствоведом Анатолием Кондратовичем Адругом (укр. Анатолій Кіндратович Адруг) по-разному.

Пятницкий монастырь изображён на плане города, так называемом «Абрисе Черниговском» (укр. Абрис Чернігівський), датированном 1706 годом. Это древнейшее изображение церкви.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Пятницкий монастырь на «Абрисе Черниговском», 1706 год (слева вверху). Источник – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского. Фото без изменений

.

В 1750 году в монастыре произошёл большой пожар, во время которого сгорела и церковь.

В 1755 году храм был восстановлен с проведением кардинальных изменений. Фасады украсили лепкой, к храму были пристроены барочные пристройки, которые завершались небольшими грушевидными куполами, такой же дополнительный купол был установлен над алтарной абсидой. Тогда же, почти на треть стёсываются опорные столбы, заложены боковые окна в центральной абсиде, а полуколонки на абсидах в нижней части сбили, благодаря чему они стали похожи на зависающие полуколонки, очень нравившиеся искусствоведам XIX века. Старанием игуменьи Доминицианы (в миру – Лярская) в церкви был установлен новый иконостас, удивлявший современников.

В XVIII веке, согласно российскому историку Левобережной Украины Афанасию Филимоновичу Шафонскому (умер в 1811 году) и черниговскому историку-краеведу Михаилу Егоровичу Маркову (умер в 1819 году), строительство Пятницкой церкви относили ко времени вхождения Чернигово-Северщины в состав Речи Посполитой (1618 1648 гг.) и видели в ней черты готической архитектуры.

На 1786 году комплекс Пятницкого монастыря, по описанию А.Ф. Шафонского, состоял из Церкви св. Параскевы, трапезной деревянной Церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над въездными воротами.

В 1786 году по указу российской императрицы Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации, Пятницкий женский монастырь был закрыт, церковь стала приходской. На месте монастыря хотели создать народную школу, но эти планы не были осуществлены.

В 1805 году все деревянные строения бывшего монастыря были разобраны в связи с перепланировкой города.

В 1806 году Пятницкую церковь реконструировали по проекту украинского архитектора Антона Ивановича Карташевского (укр. Антон Іванович Карташевський). С южной и северной сторон были возведены пристройки, обтесали пилоны, заложили ходы в стенах, растесали порталы и окна.

В 18181820 гг. А.И. Карташевский к западному фасаду храма, вместо пристройки XVII века, пристроил двухъярусную ротонду-колокольню, которая дополнила общую барокковую композицию. В колокольне некоторое время существовала Церковь св. Прокопия. После пристройки колокольни Пятницкая церковь стала 7-купольной.

С 1820-х годов на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.

.

D:\645_of_'Reise_im_Europäischen_Russland_in_den_Jahren_1840_und_1841._(With_plates.)'_(11022784586).jpg

Храм св. Параскевы Пятницы, 1840 год. ИсточникImage taken from page 645 of ‘Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841. [With plates]. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

План Пятницкой церкви. 1, 2, 3 – пристройки XVIII века; 4 – ротонда-колокольня. Источник – Віроцький В.Д. Храми Чернігова. – Київ: Техніка, 1998. С. 124. https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_ris_14,253019.html. Фото без изменений

.

В 1850 году вместо старых притворов к Пятницкой церкви пристроили новые, более просторные.

В 1862 году церковь пострадала от пожара, после чего была отремонтирована.

Высокий купол храма, многочисленные лепные украшения, нарядные пропорции все эти черты, несомненно, давали основание отнести Пятницкую церковь к стилю украинского барокко XVIIXVIII вв. В то же время, необычная центрическая ступенчатая композиция храма побуждала российского архитектора Алексея Максимовича Горностаева (умер в 1862 году) и историка церковной архитектуры Петра Александровича Лашкарёва (умер в 1899 году) и других исследователей, предполагать, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания. В то же время они высказывали мнение, что древняя постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш новой постройки.

В 1866 – 1904 гг. протоиереем церкви был священник Стефан Васильевич Шугаевский (умер 19 февраля 1904 года, в возрасте 93 лет). Он внёс большой вклад в деятельность и исследование Пятницкой церкви: детальное описание церкви середины XIX века и экскурс в историю Пятницкого монастыря XVIIXVIII вв.

В 1886 году в храме проводились ремонтные работы.

В 1895 году П.А. Лашкарёв провёл натурное обследование Пятницкой церкви, о результатах которых сообщил на XI Археологическом съезде в Киеве в 1899 году: «Имеет вид такой, что была отстроена, или точнее – построена, из остатков древней церкви… Купол, своды и столбы упали, кладка стен сохранилась менее чем до половины высоты».

.

D:\csm_020_97aeaa1630.jpeg

Пятницкая церковь с юго-запада. Фото 1903 года. Из фондов Института истории материальной культуры Российской Академии наук (ИИМК РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация. Источник – https://castles.com.ua/piatnytska.html. Фото без изменений

.

В 1908 году Пятницкую церковь исследовал российский архитектор, художник и реставратор Фёдор Фёдорович Горностаев.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Пятницкая церковь с запада. Фото 1908 года. Источникhttps://ukrainaincognita.com/ru/chernigivru/chernigivpyatnytskatserkva. Фото без изменений

.

В 1913 году российский и украинский историк Вадим Львович Модзалевский (укр. Вадим Львович Модзалевський) писал: «Пятницкая церковь – одна из самых очаровательных в Чернигове. В современном виде она является завершением всего процесса развития черниговского строительства времён Гетманщины, тот вид, который у неё сейчас – признак конечной победы поисков изящества и лёгкости над первоначальной простотой… Скромные белые стены византийской церкви совсем теряются рядом с богатством барокковых фронтонов, украшающих западный фасад, каждый из них завершён тремя маленькими башнями – зубцами, создаётся впечатление, что стена церкви прикрыта богатым веером с кружевными краями. Барабан охвачен лёгким венком из сосновых веточек, в который вплетены кресты. Восточный фасад, расположенный над склоном, несёт только один фронтон – над приподнятой центральной частью фасада. Это единственное завершение придаёт фасаду особую стройность. Верхи над абсидами с их изгибами напоминают складки причудливо наброшенной ткани».

На 1916 год храм имел землю с погостом в 633 квадратных сажени (1200 м²). На этой территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 томов книг. При храме функционировала церковно-приходская школа. Приход составлял 91 двор963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 духовных лиц, 542 души крестьян, 43 души военных чинов и казаков.

.

D:\Chernigiv13.jpg

Общий вид церкви с востока. Фото Стефана Таранушенка и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е годы(?). Опубликовано 07.07.2021 годаfacebook.com. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_Chernigiv13,347222.html. Фото без изменений

.

В 1924 году Пятницкую церковь исследовал историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский.

В 1929 году постановлением Совета народных комиссаров УССР Пятницкая церковь была включена в состав Черниговского государственного историко-культурного заповедника (укр. Чернігівський державний історико-культурний заповідник).

Затем храм использовался частично под склад, частично под мастерские.

.

D:\107176.jpg

Пятницкая церковь, восточный фасад. Фото 1930-х годов. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/30_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 169. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

В советское время тиражировалась версия, что во время немецкого наступления на Чернигов в ходе Второй мировой войны, 23 августа 1941 года храм выгорел изнутри от попаданий германских авиационных зажигательных бомб. Однако, как свидетельствуют фотодокументы, храм был невредим в течение всего периода немецкой оккупации города с 9 сентября 1941 по 21 сентября 1943 года.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Пятницкая церковь. Фото сентябрь 1941 года. Альбом Хельмута Линдера (нем. Helmut Linder, Solingen), Россия. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Ротонда-колокольня. Фото до разрушений 1943 года. Источник – Науковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6135. Проект реставрации памятника архитектуры нач. ХІХ в. – колокольни при Пятницкой церкви в г. Чернигове. 1961. С. 3. Фото без изменений

.

После освобождения Чернигова от немецкой оккупации, 25 сентября 1943 года Пятницкая церковь обрушилась в результате «новой бомбардировки». Авиабомба упала на руины дома, стоявшего через дорогу от церкви, в результате мощной ударной волны храм сильно пострадал.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1943 ГОДА отключены