ИСТОРИЯ ХРАМА ДО XX ВЕКА

В начале 1030-х годов черниговский князь Мстислав Владимирович «Храбрый» заложил каменную Церковь св. Спаса. Согласно преданиям, храм был построен на месте деревянной церкви, которая в своё время была возведена на месте языческого капища. После удачного похода Мстислава и его брата Ярослава «Мудрого» в 1031 году на Червону Русь (современную Галичину) и присоединение этих земель к древнерусскому государству, и было начато строительство каменной церкви. Точная дата начала строительства неизвестна.

Впервые храм упомянут в летописи в связи со смертью князя Мстислава Владимировича. В «Повести временных лет» под 6544 (1036) годом сказано: «положиша его в церкви святого Спаса, которую сам заложил, были при нём выведены стены, яко на кони стояще рукою досящи» (около 4 метров).

Вероятно, строительство Спасского храма после смерти Мстислава Владимировича было на время прекращено, поскольку на фасадах храма заметно, что кладка по вертикали имеет отличие и носит несколько иной характер. Мастера, вероятно, были сняты со строительства для постройки храма Святой Софии (1045 – 1050 гг.) в Новгороде (ныне город Великий Новгород, административный центр Новгородской области Российской Федерации).

Спасский храм, предположительно, достраивали уже при следующем черниговском князе – Святославе Ярославиче во 2-й половине 1050-х годов. Известие о завершении строительства Спасского храма в источниках отсутствуют. Согласно проведённым исследованиям, время завершения его строительства неясно, но во всяком случае оно не выходит за рамки середины XI века.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200921_105705.jpg

Справа макет Спасского храма, западный фасад. Храм представлен в нынешнем виде. Экспонируется в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Спасский храм. XI век. Первоначальный план церкви. Общественное достояние. Фото без изменений

.

К северо-западному углу храма была пристроена круглая Северная лестничная башня, внутри которой по винтовой лестнице поднимались на хоры храма. После того, как храм был построен, к его юго-западному углу пристроили прямоугольную в плане пристройку, получившую в литературе название – «крещальня».

Достроенный храм, находящийся в центре дворцовых построек княжеского «стольного града», становится главной святыней Чернигово-Северской земли. Главный престол храма посвящён в честь Преображения Спасителя, поэтому называли его Спасо-Преображенским или просто Спасским. Почти 900 лет храм являлся кафедральным собором Черниговской епархии, центром общественной, государственной и политической жизни. На протяжении XI – XII вв. храм неоднократно упоминается в летописях как место: где объявлялись княжеские указы, где договоры, заключаемые между князьями, скрепляли здесь целованием креста, где приносились присяги. В те времена в храме находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – Одигитрия. Эту икону привезла в Чернигов родственница византийского императора Константина IX Мономаха (греч. Κωνσταντίνος Θ΄ Μονομάχος) выданная в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Их сын Владимир «Мономах» в 1097 году в Смоленске построил храм, в который перевёз эту икону. С тех пор она начала называться Смоленской иконой Божией Матери. Считается, что благодаря этой иконе, в 1239 году монгольский хан Батый не смог взять Смоленск. Святыня бесследно исчезла в 1941 году.

Спасский храм являлась местом погребения чернигово-северских князей, позже в нём хоронили духовных владык епархии.

В 1076 году князя Святослава Ярославича был похоронен в этом храме, несмотря на то, что он умер, будучи великим князем в Киеве. Это второе упоминание о храме в летописях.

В 1078 году в Спасском храме был похоронен князь Тмутараканский Глеб Святославич.

Во 2-й половине ХІ века, по мнению советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенка (умер в 1978 году), Спасский храм горел, после чего был отремонтирован и реконструирован: переложены полы и заменены основные архитектурные элементы алтаря. Пожар в Спасе он связывал с усобицей между Владимиром «Мономахом» и Олегом Святославичем, а ремонтные работысо строительной деятельностью князя Давыда Святославича.

В 1115 году в храме был похоронен князь Олег Святославич.

В 1150 году князь Святослав Ольгович перенёс в храм мощи убитого в 1147 году в Киеве великого князя Киевского Игоря Ольговича, позже канонизированного. В 1159 году в храме был похоронен митрополит Константин I.

В 1198 году в храме похоронен князь Ярослав Всеволодович.

В 1239 году во время нашествия монголов Спасский храм и княжеская усыпальница были разграблены и частично разрушены. По мнению украинского и советского архитектора-реставратора, историка архитектуры Марионилы Моисеевны Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко, умерла в 2012 году), в 1239 году собор горел, однако конструктивная основа храма не пострадала. По преданию (Иловайский П.И. Черниговская старина по преданиям и легендам. – Чернигов: Типография губернского правления, 1898. – С. 45), в храме закрылись последние защитники города. Жена князя Мстислава Глебовича чтобы не попасть в руки врага, выбросилась из окна «красного терема» в храме и убилась. Что такое «красный терем», до настоящего времени не выяснено: возможно, это была пристройка к храму, а может, какое-то помещение на хорах. В XIX веке с «красным теремом» безосновательно отождествляли Северную лестничную башню.

Вскоре храм продолжил функционировать. В правление в Чернигове князя Михайла Всеволодовича (1243 – 1246 гг.) в храме провели какие-то ремонтные работы. Вероятно, утраченное свинцовое покрытие крыши, заменили деревянным, а пол, согласно археологическим исследованиям Н.В. Холостенка, стал глиняным.

В 1246 году, согласно свидетельству XVI века, в храм были перенесены останки князя Михайла Всеволодовича и боярина его Фёдора казнённых в Орде. В 1572 году по приказу московского царя Ивана IV «Грозного» их мощи были перенесены в Москву.

В 1288 году, согласно летописному свидетельству, князь Волынский Владимир Василькович (укр. Володимир Василькович в 1288 году) отправил в Чернигов «в епископью», то есть – в кафедральный собор, дорогостоящее Евангелие. В летописи сказано: «до Чернигова послав в епископью евангелие апракос золотом писано, а оковано серебром с жемчугом, и среди его Спаса с финиптом» Это подтверждает то, что в Спасском храме проводились богослужения и после монгольского нашествия. 

Однако постепенно храм всё же пришёл в запустение, его своды частично обрушились.  

В XVI веке в Спасском храме проводились ремонтные работы.

В марте 1610 году, когда коронные отряды подкомория киевского Самуила Иеронимовича Горностая (польск. Samuel Hornostaj) заняли и «спалили Чернигов», – сгорел и Спасский храм.

В 1631 году «ветхий», после длительного упадка, Спасский храм был передан Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква). Имеются сведения, что в 1631 году настоятелем храма назначили униата Йозефа Григоровича (укр. Йозефа Григоровича), не исключено, что тогда же были начаты ремонтные работы. Возможно, именно в это время во внутреннем пространстве храма появляются многочисленные захоронения под полом.

В 1648 году храм был возвращён православной церкви.

В 1675 году храм был восстановлен стараниями архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (в мируЛука Васильевич Баранович), при финансовой помощи черниговского полковника Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський), согласно тексту его эпитафии. Проведён первый капитальный ремонт и перестройка храма: отремонтированы бани (верха) храма, получившие барочные формы, сделана металлическая кровля вместо деревянной и восстановлены храмовые пристройки. Древний алтарь был переделан.

Первым достоверно известным изображением Спасского собора можно считать миниатюру на плане города, так называемом «Абрисе Черниговском» (укр. Абрис Чернігівський) датированном 1706 годом. На миниатюре воспроизведён южный фасад храма, с юго-западной пристройкой – «крещальней», с ещё пониженной восточной закомарой и с не надстроенной южной апсидой.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасский собор. Фрагмент копии плана «Абриса Черниговского», 1706 год. Источник – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского, ВСП 579/1. file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

В 1718 году Спасский собор сильно пострадал от пожара.

В течение ХVІІІ – ХІХ вв. Спасо-Преображенский собор был кафедральным храмом Черниговской епархии, а учитывая тогдашнюю ментальность населения и общественным центром города. Здесь проходили как праздничные, так и траурные события.

В 1750 году собор очень сильно пострадал от пожара«Старый город Чернигов от произошедшего пожара весь выгорел, и церковь всемилостивого Спаса вся обгорела и совсем разорилась» (Марков М.Е. О достопримечательностях Чернигова. – М.: Университетская типография, 1847. – С. 14). В храме было уничтожено внутреннее убранство, погибли почти все домонгольские фрески, сгорели деревянные конструкции, в Северной башне рухнула наполовину высоты лестница на хоры, в храме мраморные столбы тройных арок от воздействия высокой температуры потрескались, сгорели деревянные хоры над боковыми нефами, почти развалилась юго-западная пристройка-«крещальня» – вскоре она была полностью разобрана.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент плана Чернигова 1751 года с изображением Спасского собора – внизу. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6118/1/%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%20%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%20%d0%b2%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d1%85%20%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9.pdf. Фото без изменений

.

В 1754 году восстановительные работы в соборе были завершены, при чём кровлю вновь сделали из деревянного гонта, после чего епископ Черниговский и Новгород-Северский Ираклий (в мируИван Комаровский) освятил храм.

В 1770 году по распоряжению епископа Черниговского и Новгород-Северского Феофила (в миру Феодор Киргакович Игнатович) был сделан ещё один ремонт. Боковые пристройкикапеллы были разобраны, а с севера, юга и запада, перед порталами, пристроили притворы.

В 1783 году в Чернигове проездом был светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Он заинтересовался Спасским собором. По его требованию были составлены план храма и историческая справка. Благодаря ходатайствам князя в 1790 году вышло распоряжение правительства о «выделении средств для придания храму лучшего облика».

В 1780-х годах были разрушены захоронения, находившиеся в разобранных пристройках-капеллах и под полом боковых нефов собора. В 1785 году соборный протопоп Иван Левицкий (укр. Іван Левицький) написал рапорт епископу Феофилу: «В соборной черниговской Спасской церкви находится для захоронения мёртвых тел склеп, слишком истлевший, в связи с запретом захоронения в нём умерших сейчас не нужен, а более выходящими из него вредными парами опасен. Ниже сего прошу приказать засыпать его землёй» (Ефимов А. Черниговские кафедральные соборы. – Чернигов: Типография губернского правления, 1908. – С. 46). На этом рапорте чиновники духовной консистории дописали: «По мнению своему считаем: указанный склеп приказать засыпать, а если он очень истлел и может порождать какие-либо пары, то в устье склепа построить свод кирпичный и сверху сравнять с полом кирпичом». Епископ 18 сентября 1785 года наложил резолюцию: «Предварительно землёй засыпать, а затем сделать свод».

В 1792 – 1798 гг. на средства, предоставленные правительством по представлению светлейшего князя Г.А. Потёмкина, в соборе были проведены масштабные реконструкционные работы. Доподлинно неизвестно, кто руководил работами: наверное, местное духовенство. Профессиональный архитектор приглашён не был. Разобрали конструкции, построенные ещё в домонгольские времена. На куполах сделали новую жестяную кровлю очень сплющенной формы. Южная и северная часть сводов были переделаны, от этого в соборе стало больше света, так как свет стал проходить в храм в два ряда окон.

В интерьере Спасского собора начали разбирать пострадавшие при пожаре 1750 года хоры над боковыми нефами, хоры оставались только над западной частью храма. Так как мраморные столбы тройных арок в трансепте при пожаре потрескались, они были обложены кирпичом и оштукатурены, от чего они утратили свою стройность. Весь храм был оштукатурен и побелен, внутри и снаружи. Уложен новый чугунный пол.

На месте древней, снесённой в 1751 году юго-западной пристройкикрещальни» по проекту российского архитектора Ивана Денисовича Ясныгина, построена круглая в плане Южная башня, симметрично левой сохранившейся древней Северной башне. Которая также была изменена, её надстроили колокольней на уровень выше центральной бани храма. Обе башни завершили высокими конусообразными шпилями, высота башен составила 35 метров, что исказило древний облик храма и придало собору сходство с католическими костёлами. Постепенное возвышение масс храма кверху с западной стороны было утрачено. Пирамидальный рост собора остался виден только с востока.

В 1795 – 1798 гг. нежинскими мастерами-резчиками Саввой Волощенком (укр. Сава Волощенко) и Степаном Белопольским (укр. Степан Бєлопольський) по проекту архитектора И.Д. Ясныгина был изготовлен роскошный иконостас в стиле барокко с некоторыми элементами классицизма. На него из монастырских доходов епархии было выделено 5 тысяч рублей, а государственная казна дала 100 липовых брёвен. Он был установлен на месте предыдущего, повреждённого пожаром 1750 года. Иконостасные работы были выполнены борзянским священником Тимофеем Мизьком (укр. Тимофій Мізьк). Высота иконостаса в центральном нефе достигает 12 метров, ширина по трём нефам – 20 метров, в иконостасе установлено 62 иконы. Этот иконостас дошёл до нас почти невредимым, однако несколько раз переделывался.

В 1796 году, когда разбирали хоры над нефом, упавшая или сброшенная вниз деревянная балка перекрытия пробила пол храма и попала в погребение. В воспоминаниях об этом событии, опубликованных в 1863 году, написано: «В склепе видели кости и обрывки дорогой парчи, которой был покрыт усопший. Под полом собора видели много других захоронений, из которых уцелело немного» (Ефимов А. Черниговские кафедральные соборы. – Чернигов: Типография губернского правления, 1908. – С. 47). Наверное, тогда же большинство захоронений в Спасском соборе и было уничтожено.

В конце ХVІІІ – начале ХІХ вв. первые описания Спасского собора составили российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шафонский (умер в 1811 году) и черниговский историк-краевед Михаил Егорович Марков (умер в 1819 году).

В 1814 году, по древнему обычаю, в соборе установили знамёна черниговского ополчения, участвовавшего в войне с императором французов Наполеоном I Бонапартом (фр. Napoléon Bonaparte).

В 1814 году по инициативе архиепископа Черниговского и Нежинского Михаила (в мируМатфей Михайлович Десницкий) был разработан проект росписи интерьера храма, который так и не был реализован.

В 1818 году по проекту украинского архитектора Антона Ивановича Карташевского (укр. Антон Іванович Карташевський) возле западного, северного и южного порталов Спасского собора были построены большие тамбуры с узорчатыми декоративными завершениями, а в стиле ампир оформили колонны и сделали карнизы в интерьере храма.

В 1818 – 1820 гг. воплощён упрощённый проект росписи стен собора архиепископа Михаила, который выполнил масляными красками художник Я. Юринов с помощниками. Тогда же, из-за халатности мастеров, были частично зарисованы фрески XI века. Затем стенопись ещё несколько раз обновлялась.

В 1824 – 1825 гг. Спасский собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов, а также переделан иконостас, он был покрыт золотом и серебром.

В 1834 – 1851 гг. в соборе проводились ремонты, в том числе работы по восстановлению живописи. 

.

D:\635_of_'Reise_im_Europäischen_Russland_in_den_Jahren_1840_und_1841._(With_plates.)'_(11022975716).jpg
Спасо-Преображенский собор, вид с юго-востока. 1840 год. ИсточникImage taken from page 635 of ‘Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841. [With plates.]’. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1856 году в соборе установили знамёна черниговского ополчения, прославившихся во время Крымской войны 18531856 гг.

В 1857 году южный престол Спасского собора освящён в честь черниговских мучеников – князя Михаила и боярина Феодора.

Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, умер в 1866 году) составил описание Спасского собора.

В 1871 году соборный иконостас был демонтирован для ремонта. Российский архитектор, художник и археолог Алексей Александрович Авдеев провёл первые значительные архитектурно-археологические и натурные исследования собора.

В 18721873 гг. настенные росписи в храме были восстановлены мастерами Михаилом и Алексеем Кмяшками.

Описание Спасского собора составил российский историк, генерал-лейтенант, граф Григорий Александрович Милорадович (умер в 1905 году).

В 1881 году российский архитектор и археолог Андрей Михайлович Павлинов провёл первое архитектурно-археологическое исследование собора, в том числе и первое исследование его пристроек. К тому времени вокруг собора ещё сохранились руины этих сооружений. Археологично были исследованы северо-восточная и юго-восточная пристройки. За проект реставрации Спасо-Преображенского собора в Чернигове 6 марта 1883 года он получил звание академика архитектуры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Древний Спасский храм: слева – реконструкция, справа – план, А.М. Павлинова. Источник – Павлинов А.М. История русской архитектуры. Москва, 1894. – С. 13. Фото без изменений

.

На составленном А.М. Павлиновым плане можно увидеть, что с двух сторон от апсид храма обозначены небольшие придельные храмы, а у боковых фасадовгалереи. Помимо этого, на плане А.М. Павлинова на месте существующих башен обозначены квадратные в плане постройки. В случае с южной башней это верно. Что же касается северной башни, то А.М. Павлинов ошибся, приняв широкий выступ её массивной фундаментной платформы за остатки более раннего сооружения.

В 1891 году Спасский собор был вновь реконструирован под присмотром архитектора-инженера Д.В. Савицкого. Церковный староста собора черниговский губернатор Александр Константинович Афанасьев собрал почти 50 тысяч рублей, на которые купола храма были позолочены, причём кресты и подкрестовые шары – технологией «огневого золочения» (амальгамирование). Оригинальная позолота до сих пор украшает храм. Завершения башен были переделаны. После этих изменений собор фактически приобрёл нынешний вид.

В 1896 году в Спасский собор из Борисоглебского собора перенесли мощи святителя Феодосия Углицкого (в мируФеодосий Полоницкий-Углицкий, умер в 1696 году), архиепископа Черниговского и Новгород-Северского. Их установили в храме справа на мраморном помосте под металлическим балдахином. Мощи лежали в одежде из белой парчи с крестом и панагией, на голову надевали одну из восьми митр, которые меняли; в ногах лежал архиерейский жезл, с которым Феодосий правил службу Божию. Кипарисовый гроб с мощами лежал в серебряной раке массой более 16 пудов (262 кг), сделанной по проекту известного искусствоведа, специалиста в сфере христианской иконографии Адриана Викторовича Прахова на средства украинского предпринимателя и благотворителя Николы Артемьевича Терещенка (укр. Микола Артемович Терещенко).

До конца XIX века Спасский собор был холодным, службу Божию правили в нём только летом.

В 1899 году в Спасский собор подведено центральное паровое отопление, на которое потратили 11 931 рубль, и службу стали править и зимой. Однако система отопления оказалась очень несовершенной – резко повысилась влажность, стены храма стали покрываться конденсатом, что привело к отслоению живописи и штукатурки. Система отопления несколько раз переделывалась, но хорошо она так и не заработала.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА ДО XX ВЕКА отключены