ИСТОРИЯ ХРАМА ДО XX ВЕКА

Согласно сохранившимся летописным источникам, каменная Церковь во имя святых Бориса и Глеба была возведена по распоряжению черниговского князя Давыда Святославича, как храм-усыпальница князей ветви Давыдовичей династии Рюриковичей.

Прямых исторических сведений о времени сооружения храма нет, но русский литературный памятник «Неделя 18 по всех святых. Слово о князьях», другое название «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (традиционно датируется XII веком, известен в списках XVXVII вв.) сообщает, что умерший в 1123 году князь Давыд Святославич был погребён в усыпальнице построенной им Борисоглебской церкви«…несоша и въ церьковь Бориса и Глеба създаную от него положиша». Это позволяет исследователям датировать постройку храма до 1123 года. Можно ограничить и раннюю дату строительства. Отец Давыда, великий князь Киевский Святослав II Ярославич (укр. Святослав Ярославич) был инициатором постройки большой каменной Церкви святых Бориса и Глеба в Вышгороде (укр. Вишгород, ныне город, административный центр Вышгородского района Киевской области), а сам Давыд в 1115 году участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь. В 1120 году у князя Давыда умер сын Ростислав, и в память о нём, князь на своём дворе в Чернигове начинает строительство храма в честь первых русских святых Бориса и Глеба. Также князь приказал для себя соорудить усыпальницу, где в 1123 году и был похоронен. Таким образом, вероятно, Борисоглебский храм был построен между 1120 и 1123 гг.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\6) 2019.JPG

Макет Церкви Бориса и Глеба – слева, западный фасад. Экспонируется в Борисоглебском соборе. Фото 5 октября 2019 года. Автор – Ольга Заполіна. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Основываясь на археологических исследованиях советский историк и археолог Владимир Андреевич Богусевич (умер в 1978 году) и  советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году) пришли к мнению, что Борисоглебский храм был возведён артелью местных мастеров на фундаментах неизвестных каменных сооружений начала XI века. В то же время, украинский архитектор Елизавета Ивановна Архипова (укр. Єлизавета Іванівна Архипова) выдвинула версию, что архитектурные особенности позволяют предположить, что строительство церкви выполнила артель приглашённых североитальянских зодчих, которые работали в Чернигове ещё во времена князя Владимира «Мономаха».

В летописи Борисоглебский храм впервые упоминается в статье под 6669 (1161) годом, где речь идёт о похоронах князя Изяслава Давыдовича «…положиша тело его в отчий его церкви, у святых мучеников Бориса и Глеба».

Во 2-й половине XII века, как показали исследования, галереи устроенные вокруг храма ремонтировались. При этом частично были заложены их поперечные арочные проёмы, в угловых отсеках заложены ниши между пилонами у стен храма и часть аркосольных ниш в галереях. По мнению Н.В. Холостенка, ремонт галерей датируется 1170-ми – 1180-ми годами. Для того, чтобы возникла необходимость в ремонте, должно было пройти 3040 лет, следовательно, галереи строились в 1120-е – 1130-е гг., что подкрепляет дату постройки храма до 1123 года. В.А. Богусевич в 1961 году выступил с утверждением, что дошедший до нас Борисоглебский собор был «…заново построен во 2-й половине XII века (после 1175 года)». По мнению Н.В. Холостенка, В.А. Богусевич, очевидно, принял ремонтные кладки и кладки переложенных сводов за основные кладки храма.

По мнению украинского археолога Владимира Петровича Коваленка (умер в 2016 году) превращение Борисоглебской церкви в монастырь происходило после пресечения ветви Давыдовичей – не ранее 1167 года.

В 1239 году монгольские орды разграбили Борисоглебскую церковь. Во время пожара выгорели все её деревянные конструкции, обрушились коробовые своды и сильно пострадали галереи. 

Во 2-й половине XIII века, предположительно, митрополитом Киевским и всея Руси Максимом (укр. Максим, 1283 – 1305 гг.) Борисоглебская церковь была возобновлена, восстановлена кровля с деревянным покрытием, переложены тимпаны порталов, в то же время Северная галерея восстановлена не была

В XV веке о Борисоглебской церкви имеются упоминания как о монастырском храме «Глебоборисовского» Мученицкого монастыря (укр. Борисоглібський Мученицький монастир).

В марте 1610 году, когда коронные отряды подкомория киевского Самуила Иеронимовича Горностая (польск. Samuel Hornostaj) заняли и «спалили Чернигов», – Борисоглебская церковь значительно пострадала от пожара.

В 1627 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза (польск. Zygmunt III Waza) передал церковь монахам-доминиканцам и храм был превращён в костёл католического доминиканского аббатства.

В 16271628 гг. доминиканцы перестроили храм, придав ему вид костёла. При восстановлении верхних сводов, закомары были разобраны. Своды установили значительно ниже древних, на уровне капителей полуколонн был сделан горизонтальный карниз, а сами полуколонны сбиты, пробили высокие стрельчатые окна, подобно готическим сооружениям. Восточную часть (древние апсиды) храма разобрали и заменили более удлинённой на восток новой гранённой конструкцией укреплённой контрфорсами, с устройством в ней католического престола. Отметим, что при устройстве новых сводов и других ремонтных кладок был применён кирпич-плинфа от разобранных древних зданий. Часть плинфы была от разобранной в это время Благовещенской церкви, а часть взята из руин неизвестного пока сооружения, находившегося, по-видимому, недалеко. Сортамент плинфы этого сооружения показывает, что оно относилось к концу XII века, и по характеру архитектурных форм было близко к типу Пятницкой церкви. Её плинфа имела писанные острым инструментом знаки на её постелистой стороне, что является характерной чертой данной плинфы. 

После Польско-казацкой войны мельничины, 1648 – 1657 гг.), в 1657 году Борисоглебский храм вернули православной церкви.

В 1659 году церковь была реконструирована и существенно перестроена архиепископом Черниговским и Новгород-Северским Лазарем (в миру Лука Васильевич Баранович) и определена как кафедральная. Над храмом с востока установили новый купол, также был заменён центральный купол.

В 1672 году восстановлен Черниговский Борисоглебский мужской монастырь с соборным Борисоглебским храмом, который становится резиденцией архиепископов Черниговских. В том же году, к западному фасаду собора пристроили восьмигранную башню-ротонду (колокольня-притвор) под высоким барочным куполом с 3-ярусным завершением. На боковых фасадах собора надстроили фронтоны. Храм получил объёмно-пространственную композицию трёхкупольного храма украшенного в стиле барокко.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\3) XVII век.jpg

Борисоглебский храм во 2-й половине XVII века. Источник – https://wiki.ecity.cn.ua/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80. Фото без изменений

.

В конце ХVІІ века архиепископ Лазарь (Баранович) основал в монастыре славяно-латинскую школу, преобразованную в 1700 году на коллегиум.  

В конце ХVІІ – ХVІІІ вв. в северном и южном нефах Борисоглебского собора в кирпичных криптах, устроенных во 2-й половине ХVІІ века, были похоронены черниговские архиереи: архиепископ Лазарь (Баранович, умер в 1693 году, похоронен за левым клиросом), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Феодосий Черниговский (в миру – Полоницкий-Углицкий, умер в 1696 году, похоронен за правым клиросом, в особо сделанной для него крипте), епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (в миру – Дубневич, умер в 1750 году) и епископ Черниговский и Новгород-Северский Феофил (в миру – Феодор Киргакович Игнатович, умер в 1788 году).

В 17021703 гг. архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Иоанн (в миру – Иван Максимович Васильковский, или Иван Максимович; укр. Йоан (в миру – Іван Максимович Максимович)) построил возле собора каменную башню-колокольню (здание Коллегиума входило в состав Борисоглебского монастыря). При рытье для неё котлована был найден «серебряный идол», имеется версия, что из него были отлиты Царские врата Борисоглебского собора. Во время реставрации колокольни и коллегиума, проводимой в 1955 году Н.В. Холостенком, украинский, советский архитектор-реставратор, историк архитектуры Марионила Моисеевна Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко) нашла заложенную кладкой закладную керамическую доску 51 × 58 см, с великолепным рельефным растительным орнаментом, напоминающим по стилю орнамент гравированных заставок «Алфавита», изданного в черниговской типографии в 1702 году, с гербом гетмана Ивана Степановича Мазепы, со следующей надписью: «Сей храм создань Божим благословением и прещедрим даянием и иждивением от ясне вельможного пана Иоанна Мазепы славного войск Российских гетмана. Над тисяща в симсотном року здать начася и втором поспишеством божим скончася».

D:\pic_31.jpg

Закладная доска с фасада Коллегиума. 1702 год. Экспонируется в музее Черниговского национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

В начале XVIII века над Борисоглебским собором установили ещё два небольших купола с северной и южной сторон, и храм стал пятикупольным с многоярусными завершениями. Считается, что таким его и зафиксировала гравюра 1705 года на самом древнем известном изображении храма, на титульном листе книги архиепископа Иоанна (Максимовича) «Алфавит, сложенный от писаний», изданной в Чернигове в 1705 году.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Сопоставление плана Борисоглебского монастыря 1751 года с современным космическим снимком из ресурса Google Maps (выполнено О.М. Бондарем). Соответственно плану: 1 – Борисоглебский собор; 2 – дом архиепископа; 3 – флигель с духовной Дикастерией; 4 – корпус с церковью и покоями; 5 – колокольня-ротонда; 6 – кельи монахов; 7 – амбары; 8 – службы; 9 – колодец. Сохранившиеся до настоящего времени сооружения 1, 4; утраченные сооружения 23, 59. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20.pdf. Фото без изменений

.

В 1786 году, по указу российской императрицы Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации, Борисоглебский монастырь был упразднён, Борисоглебский собор некоторое время находился в запустении.

В 1791 году монастырская каменная ограда была разобрана. 

В конце XVIII века российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шафонский (умер в 1811 году) относил постройку Борисоглебского собора к XVII веку.

В 1805 году Борисоглебский собор реконструировали.

В 1810 году российский живописец и рисовальщик Дмитрий Иванович Иванов зафиксировал на своей акварели Борисоглебский собор.

В 18191820 гг. по проекту украинского архитектора Антона Ивановича Карташевского (укр. Антон Іванович Карташевський) храм сделали тёплым, установив печное отопление и устроили плоский подкупольный утеплённый потолок. Отремонтированный храм был приписан Спасо-Преображенскому кафедральному собору.

.

D:\borisoglebskiy.jpg

.

D:\borisoglebskiy-1.jpg

Борисоглебский собор до реконструкции 1857 года. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове // СА. – 1967. – № 2. – С. 190. – Рис. 1. https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

План храма составлен Н.В. Холостенком на основании собранных графических материалов:

1. Выкопировки из планов Черниговской крепости с изображением центральной части кремля 1751, 1771, 1776 и 1788 г. (Московский Военно-исторический архив);

2. планы Чернигова XVIII и начала XIX вв., приложенные к статье А. Шугаевского. Чернігів XVIII ст.кілька подробиць його топографії. «Науковий збірник за 1927 р.», Київ;

3. план центральной части Чернигова со Спасским и Борисоглебским соборами, из материалов И.В. Моргилевского (кабинет Дома архитектора в Киеве). Исследования историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского (умер в 1942 году) остались неопубликованными;

4. обмер храма до реконструкции 1857 года.

.

В 1857 году Борисоглебский собор подвергся ещё одной реконструкции по проекту А.Е. Куцевича, доработанного архитектором Михаилом Степановичем Щитинским. Его восточная (апсидная) часть XVII века была разобрана и заменена новой с увеличением её длины на восток, пристроив прямоугольный объём с одной гранёной апсидой. В соборе переделали потолок, растесали оконные проёмы, устроили деревянный пол на столбах и лагах. Тогда же убрали боковые купола, а формы центральных переделали, подогнав их к формам классицизма. 

В 1861 году в соборе установлен новый иконостас, выполненный по проекту российского архитектора Николая Ефимовича Ефимова (умер в 1851 году).

В 1881 году интерьер храма был оформлен росписью, воспроизведя орнаменты из собрания вице-президента Императорской Академии художеств, российского художника-любителя и архитектора князя Григория Григорьевича Гагарина, в 1887 году изданы как «Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным». До конца XIX века росписи ещё несколько раз дополнялись и обновлялись.

В 1889 году стены, своды, столбы и купол храма были богато орнаментированы масляной росписью выполненной киевским художником Николаем Ивановичем Мурашко (укр. Микола Іванович Мурашко), также были стесаны рёбра крестовых сводов под хорами.

Во 2-й половине XIX – начале XX вв. развернулась дискуссия относительно времени постройки Борисоглебского собора. Историк, генерал-лейтенант, граф Григорий Александрович Милорадович (умер в 1905 году) называл Борисоглебский храм одним из древнейших в Чернигове. Другие авторычерниговский историк-краевед Михаил Егорович Марков (умер в 1819 году), А. Ярыгин, историк Церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (умер в 1912 году), Р. Васютинскийнесколько осторожнее писали о его дате. Эти противоречия объяснялись большим искажением первоначального вида Борисоглебского храма и разрознённостью исторических сведений о нём.

Обмеры Борисоглебского собора, сделанные историком церковной архитектуры Петром Александровичем Лашкарёвым (умер в 1899 году) для доклада о черниговском зодчестве, фиксировали храм после всех перестроек XIX века, но были весьма приблизительны. В таком виде храм и дошёл до пожара и разрушений 19411943 гг.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА ДО XX ВЕКА отключены