ИСТОРИЯ ХРАМА

Время возведения Успенского храма не установлено. Его строительство никак не отражено в летописях. Спор о древности Успенского храма продолжается до сих пор. Одни, его строительство относят ко времени основания Елецкого монастыря, то есть к 1060-м – 1070-м годам, другие к 1090-м годам, третьи утверждают, их большинство, что храм был возведён в начале XII века, а историки архитектуры относят строительство храма даже ко 2-й половине XII века.

По преданию, приведённому церковным учёным и писателем, архимандритом Елецкого Успенского монастыря Иоанникием Галятовским (укр. Йоаникій Ґалятовський, польск. Joannicjusz Galatowski, умер в 1688 году) в труде «Скарбница потребная и пожиточная всему свету», напечатанном в Новгород-Северском в 1676 году, черниговский князь Святослав Ярославич построил этот храм на месте явления на ели иконы Пресвятой Богородицы. Труд архимандрита это первое упоминание об Успенском соборе.

В ХVІІІ – на начало ХХ вв., российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шафонский (умер в 1811 году), черниговский историк-краевед Михаил Егорович Марков (умер в 1819 году), украинский архивист, краевед, управляющий Черниговской губернской архивной комиссии Пётр Михайлович Добровольский (умер в 1910 году) и другие, строительство собора связывали с летописным сообщением 1069 года о пребывании в Чернигове преподобного Антония Печерского (укр. Анатолій Печерській) и основание им пещерного монастыря, хотя это свидетельство не содержит упоминания о строительстве храма: «Антоний же пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы; скопав печеру, ту ся всели. И есть ту монастир святое Богородицы, на Болдиных горах и до сего дни…».

Российский и советский историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский (умер в 1942 году) и советский, украинский краевед, историк архитектуры, архитектор Григорий Никонович Логвин (умер в 2001 году) относили строительство храма ко 2-й половиной XII века, а историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев (умер в 2005 году) ко 2-й 3-й четверти XII века. Они аргументировали это характером кладки, размером кирпичаплинфы и клеймами на ней, которые похожи на кладку с остатков Благовещенской церкви на черниговском Детинце, о которой точно известно, что она была построена в 1186 году.

Советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году) строительство Успенского храма связывал с именем родоначальника династии Ольговичей, князем Черниговским, затем Новгород-Северским Олегом Святославичем (умер в 1115 году), и полагал, что храм был построен в 1090-х годах, не позднее 1094(?) года.

Советский историк архитектуры и археолог Павел Александрович Раппопорт (умер в 1988 году) строительство храма относил к 1113 году.

Советский историк архитектуры Алексей Алексеевич Тиц (умер в 1988 году) и Е.В. Воробьёва относили строительство собора к 11101120 гг., а советский и российский искусствовед Василий Григорьевич Пуцко к 11151119 гг.

В современной научной литературе строительство Успенского собора чаще всего связывают с деятельностью князя Давыда Святославича (П.А. Раппопорт) княжившего в Чернигове в 1097 – 1123 гг. или же относят ко времени княжения в Чернигове Владимира «Мономаха» в 1078 – 1094 гг. (российский историк архитектуры Олег Михайлович Иоаннисян). Традиционно храм рассматривают как монастырский.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид храма с запада. Реконструкция по Ю.С. Асееву. Источник – Асеев Ю.С. Архитектура Южной и Западной Руси в ХІІ–ХІІІ вв. // Всеобщая история архитектуры. Т. 3: Архитектура Восточной Европы: Средние века. – Ленинград; Москва: Изд-во лит. по строительству, 1966. – С. 575. – Рис. 12: 2. Фото без изменений

.

Согласно преданию, сын князя Давыда Святославича (умер в 1123 году), Святослав в юности посещал обитель и любил молиться в юго-западном углу Успенского храма, там, где впоследствии была устроена капелла во имя преподобного Николы Святоши.

В 1239 году во время монгольского нашествия хана Батыя (монг. Бат хан) храм был разграблен, сожжён и частично разрушен. В то же время, находки граффити ХІІ ХVІІ вв. позволяют предположить почти непрерывное функционирование Успенского храма в это время.

В 1454 году получивший «в кормление» от великого князя Литовского Казимира Ягеллончика (лит. Kazimieras Jogailaitis, в Польше король Казимир IV Ягеллончик) Чернигов, князь Можайский Иван Андреевич (умер около 1485 года, внук князя Московского и великого князя Владимирского Дмитрия Ивановича «Донского») восстанавливает Успенский храм.

Архимандрит Иоанникий (Галятовский) в своём труде привёл предания о ремонте собора «за пановання в Чернигове великих князей московських» (1500 1610 гг.). Опираясь на свидетельства черниговских старожилов, он утверждал, что в XVI веке на Успенском храме было много каменных верхов (куполов), покрытых уже не оловом, как «до Батыя», а дубовыми осмоленными досками. В его труде также помещена гравюра с древнейшим известным изображением храма на Елецкой иконе Божией Матери.

D:\1 (1).jpg

Икона «Елецкая Богоматерь» из Успенского собора. XVII век. Экспонируется в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского. Фото 1982 года. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/15.php. Державний архів Чернігівської області. Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. – Москва, Лейпциг, 1982. – С. 272. Фотографія. Фото без изменений

.

В марте 1610 года коронные отряды подкомория киевского Самуила Иеронимовича Горностая (польск. Samuel Hornostaj) взяли и сожгли Чернигов. Елецкий монастырь с Успенским храмом также сгорели. Более всего пострадала верхняя часть церкви.

В 1611 году как последствие пожара обрушились некоторые своды и центральная баня Успенского храма. Архимандрит Иоанникий пишет об этом так: «Тогда верхи мурованные над хором и по боках упали, настаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули».

Во времена вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой, в 16231648 гг. отремонтированный монастырь вместе с Успенским храмом принадлежал Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква).

В ходе Польско-казацкой войны (Хмельничины, 1648 – 1657 гг.) монастырь вновь стал православным.

В 1671 – 1674 гг. под руководством архимандрита монастыря (1669 – 1688 гг.) Иоанникия (в миру – Галятовский) проводились работы по капитальному восстановлению и реставрации Успенского собора на средства ктитора монастыря черниговского полковника Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський). Были разобраны стены каплиц возле собора, расчищен грунт вокруг храма. Надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, и возведены ещё 3 малые главы одна из них над центральной апсидой и две – над нартексом. Над закомарами устроили скатные перекрытия на деревянных конструкциях. Собору были приданы черты украинского барокко. Архимандрит Иоанникий упоминает о том, что на церковной стене был обнаружен древний план храма: «форма и диспозиция, на мури учиненная». К югу от собора была устроена подземная галерея, которая вела от портала, растесанного в южной стене нартекса, к пещерам ХVІІХVІІІ вв., расположенным в толще южного склона Елецкой горы.

В 1676 году архимандрит Иоанникий составил книгу «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» о чудесах древней и новой, Елецкой иконы Божией Матери с описанием истории Елецкого монастыря и его главного храма.

Вероятно, в конце 1670или в начале 1680-х годов собор был украшен трёхъярусным золочёным резным иконостасом. Он был устроен архимандритом Иоанникием на средства того же В.К. Дунина-Борковского.

2 (12) января 1688 года архимандрит Иоанникий (в миру – Галятовский) умер и был похоронен в Успенском соборе.

В 1698 году по заказу черниговского полковника Ефима Яковлевича Лизогуба (укр. Юхим Якович Лизогуб) у южного фасада собора, по всей длине, началось строительство одноярусной пристройки, служившей усыпальницей для его отца черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба (укр. Яків Кіндратович Лизогуб, умер 9 августа 1698 года). После освящения 14 сентября 1701 года пристройка получила название Церковь св. апостола Иакова (укр. Церква св. апостола Якова). В монастырском архиве хранился документ об освящении этого придела, ставшего усыпальницей семьи Лизогубов. Там же размещались ризница и библиотека. 

D:\Chernigov._Eletsky_Monastery.jpg

Успенский собор с пристроенной Церковью-усыпальницей Я.К. Лизогуба. Фото 11 мая 2009 года. Автор – Maxim Massalitin. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic. Фото без изменений

.

Согласно описанию российского историка Левобережной Украины Афанасия Филимоновича Шафонского (умер в 1811 году), в конце XVIII века главный храм Елецкого монастыря имел пять куполов, в настоящее время сохранилось только четыре. В XIX веке пятую главу сняли, сохранилось кольцо её барабана над центральной частью хоров.

На протяжении всего XIX века производились текущие ремонты Успенского собора.

В 1815 году сильной бурей были повреждены купола храма.

В 1844 году в ходе ремонтных работ в соборе скатные перекрытия на деревянных конструкциях 1670-х годов над закомарами были разобраны.

В 1860 году при архиепископе Черниговском и Нежинском Филарете (в миру – Дмитрий Григорьевич Гумилевский) соборный иконостас был реконструирован.

21 января 1869 года в соборе произошёл большой пожар, сгорел богатейший монастырский архив, расположенный в южной пристройке – Церкви св. апостола Иакова.

В 1876 – 1882 гг. проведён ремонт декоративной резьбы храма, обновлена станковая живопись, чугунный пол заменён на деревянный. 

Во 2-й половине XIX века изучение Успенского собора было начато историком церковной архитектуры Петром Александровичем Лашкарёвым (умер в 1899 году).

В 1892 году епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии Сергий (в мируИван Иванович Соколов) пригласил известного искусствоведа, специалиста в сфере христианской иконографии Адриана Викторовича Прахова для исследования старинных росписей. А.В. Прахов снял слой штукатурки XVIII века на небольшом участке стены нартекса и на откосе оконного проёма и там обнаружил остатки фресок, на основе чего сделал вывод о наличии древней живописи. Епископ Сергий обратился в Императорскую археологическую комиссию, за разрешением начать работы по восстановлению фресок, но разрешения не получил в связи с отсутствием средств и недостаточным объёмом выполненных исследований, на которые не было предварительного согласия комиссии.

В 1908 году, во время проведения в Чернигове XIV Археологического съезда, в Успенском соборе проводились исследования древних фресок.


План собора. Источник – Храми Чернігово-Сіверщини. Альбом «Храми Чернігова. Єлецький монастир». Фото без изменений

Северный фасад. Источник – Храми Чернігово-Сіверщини. Альбом «Храми Чернігова. Єлецький монастир». Фото без изменений

В 1922 году по распоряжению советской власти богослужения в Успенском соборе были прекращены.

D:\Chernigiv18.jpg

Общий вид собора с юга. Фото Стефана Таранушенка и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е годы(?). Опубликовано 09.07.2021 года. facebook.com. Фото без изменений

.

В 1924 году Успенский собор был закрыт советскими властями и передан Краевому историческому музею (ныне Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского). Учитывая большое историко-культурное значение Елецкого Успенского собора, Совет народных комиссаров УССР объявил храм историко-культурным памятником всеукраинского значения и передал его на содержание госбюджета.

В 1924 году остатки фресковой росписи в храме изучали украинский художник-монументалист Михайло Львович Бойчук (укр. Михайло Львович Бойчук) и российская художница Евгения Константиновна Эвенбах.

Летом 1924 года, а также в 1926 году архитектурную реставрацию и научные исследования храма проводил российский и советский историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский. На большинстве поверхностей внутренних стен для выявления особенностей их кладки и в поисках росписей времён Руси сняли штукатурку. Эти исследования позволили датировать храм XII веком, а не XI веком, как считалось ранее, к тому же были найдены архитектурные детали романского стиля. К сожалению, надежды на выявление большого количества древних фресок не оправдались, были найдены только несколько их остатков. Появилось предложение о необходимости снятия найденных фресок со стен храма для их лучшей сохранности. По этому поводу 22 июля 1927 года было проведено специальное совещание, которое согласилось с мнением украинского и советского историка и искусствоведа, главы Киевской краевой инспектуры охраны достопримечательностей материальной культуры Фёдором Людвиговичем Эрнстом (репрессирован в 1933 годом, расстрелян в 1942 году), который отметил: «Всё строение Елецкой церкви настолько прекрасное произведение старого строительства и все части архитектуры и росписи настолько связаны между собой, что разделять их ни в коем случае нельзя… Есть только один путь – организация охраны памятника и его поддержка».

В 1927 году постановлением Совета народных комиссаров УССР собор объявлен историко-культурным памятником всеукраинского значения и передан в распоряжение Народного комиссариата просвещения УССР (укр. Народний комісаріат просвіти УСРР).

18 мая 1929 года постановлением Совета народных комиссаров УССР Успенский собор был включен в состав созданного Черниговского государственного историко-культурного заповедника (укр. Чернігівській державний історико-культурний заповідник), но это решение практически осталось на бумаге, потому что нужные средства выделены не были.

С 1933 года храм служил складским помещением.

В 1941 году во время Второй мировой войны собор пострадал от зажигательной бомбы.

Во время оккупации в 1941 – 1943 гг. немецкая армия превратила собор в конюшню.

В 1943 году Успенский собор вновь пострадал в результате военных действийгорел.

Судя по фотоснимкам, в первые послевоенные годы здание собора находилось в плохом состоянии сорвана вся кровля, от замокания стен осыпалась во многих местах внешняя и внутренняя штукатурка, в стенах начали развиваться трещины. В южном приделе храма, где имелись фрески, хранили соль, разрушительно напитавшую стены и пагубно повлиявшую на сохранность росписи. Затем собор был превращён в склад запчастей и металлолома.

В 1947 году начались работы по реставрации Успенского собора. Было принято решение реставрировать собор в том виде, который он имел в начале XX века, хотя предлагалось реставрировать его в формах XII века, но такая реставрация была бы фантазией современного архитектора на темы строительства на Руси.

В 19471948 гг. архитектурно-археологические исследования и реставрационные работы проводились под руководством автора проекта архитектора Д.С. Вироцкого. Были восстановлены кровля и штукатурка стен храма.

В 1948 – 1952 гг. реставрационным учреждением «Будмонумент» проведена большая работа по консервации конструкций собора и восстановлению его внешнего вида. Работы выполнялись под руководством Д.С. Вироцкого.

В 1948 – 1954 гг. под руководством автора проекта Николая Вячеславовича Холостенка и с участием с 1952 года украинского, советского архитектора-реставратора Марионилы Моисеевны Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко) в Успенском соборе проведены архитектурно-археологические исследования и ремонтно-восстановительные работы. Собор был реставрирован в существующем объёме с сохранением поздних наслоений одновременно с обнаружением элементов древней архитектуры в пределах их сложившегося облика. В ходе работ были обнаружены древние притворы, проведён анализ кладки, клейм на кирпичах-плинфе, исследован первоначальный декор фасадов, полы из фигурной полихромной керамической плитки.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Успенский собор. Фото середины XX века. Источник – Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ) Российской Федерации в Москве. https://www.pravenc.ru/text/189789.html. Фото без изменений

.

В 1956 – 1960 гг. проводились работы по исследованию Успенского собора, расчистке древних фресок, их закреплению методом инъекций и бортовки. Работы проводили реставратор-монументалист Владимир И. Бабюк и художник-реставратор А.И. Марампольский.

D:\1.jpg

Вид на Успенский собор через вход на территорию Елецкого монастыря. 1960 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/14.php. Державний архів Чернігівської області, один. збер. 0–9688. Фотографія. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\htmlconvd-FiPMAz30x1.jpg

Интерьер собора. Восточная сторона. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\htmlconvd-FiPMAz30x1.jpg

Интерьер собора. Западная сторона. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений

.

В 1961 – 1962 гг. реставраций Успенского собора занималась Межобластная специализированная научно-реставрационная производственная мастерская № 3.

В 1963 году реставраторы В.И. Бабюк, А.И. Марампольский продолжили работы по расчистке фресок и их закреплению методом инъекций и бортовки.

В 1967 году Успенский собор вошёл в состав Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне Национальный заповедник «София Киевская»), затем – Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника (ныне Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний»).

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\107172.jpg

Успенский собор, восточный фасад. 1969 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/19_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 134. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

D:\107173.jpg

Успенский собор, западный фасад. 1969 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/19_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 135. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

D:\107174.jpg

Успенский собор, интерьер. 1969 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/19_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 137. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

В 1974 году были проведены работы по консервации и укреплению фресковой живописиВ.И. Бабюк, одновременно с её изучениемА.Ф. Плющ.

.

D:\012-07.jpg

Вид с юга. Фото 1 сентября 1977 года. Автор – М.І. Жарких. Источник – Негатека, № 012-07. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_012-07,252229.html. Фото без изменений

.

В конце 1970-х годов под фундаментом южной и западной стен Успенского собора за счёт вымывания грунта в объём подземной галереи образовалась полость, что привело к появлению аварийных трещин на стенах.

В 1978 году фундамент храма был укреплён монолитным бетоном.

В 1981 году архитектурно-археологические исследования собора проводил украинский архитектор, искусствовед, краевед Андрей Антонович Карнабед (укр. Андрій Антонович Карнабіда).

В 1981, 1983 годах археолог и краевед Александр Владимирович Шекун (укр. Олександр Володимирович Шекун) проводил охранные раскопки на территории Елецкого монастыря.

В 1983 года очередные архитектурно-археологические исследования Успенского собора проводил А.А. Карнабед.

В 19891990 гг. художники-реставраторы «УкрНИИпроектреставрация» (укр. УкрНДІпроектреставрація) продолжили расчистку и укрепление фресок в юго-западной части нартекса, работами руководил О.Е. Мамолат.

В 1990 году по проекту «УкрНИИпроектреставрация» вокруг собора срезали почву до уровня порога XII века и сделали мощение из плит песчаника на бетонной основе.

В 1990 – 1991 гг. раскопки и исследования обнаруженных захоронений возле Успенского собора проводил А.А. Карнабед.

20 августа 1992 года решением Черниговского областного исполнительного комитета (укр. Чернігівський обласний виконавчий комітет) Успенский собор в составе других сооружений Елецкого монастыря был передан в пользование новообразованному женскому Елецкому Свято-Успенскому монастырю Украинской православной церкви.

В 1994 году Игорь М. Игнатенко обнаружил в соборе новые участки фресковой живописи.

В 1998 году в Успенском соборе были проведены основательные ремонтно-восстановительные работы, и он был заново освящён 28 августа 1998 года.

В 2002 году И.М. Игнатенко обнаружил новые участки фресковой живописи. Работы по их расчистке и закреплению проводил украинский художник-реставратор Анатолий Николаевич Остапчук (укр. Анатолій Миколайович Остапчук). Технологии 2-й половины ХХ века с использованием при реставрационных работах цемента, цементных растворов, масляных красок нарушили паровоздушный обмен кладки и вызвали разрушение фресковых росписей. В связи с этим, в 2002 году сотрудниками Государственного научно-технологического центра консервации и реставрации памятников «КОНРЕСТ» (г. Киев) (укр. Державний науково-технологічний центр консервації та реставрації пам’яток «КОНРЕСТ» (м. Київ)) и Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), г. Москва, Российская Федерация, были приняты меры по нормализации температурно-влажностного режима в соборе: в нижних частях стен, на высоту до 2 метров, была снята цементная штукатурка, удалён цементный раствор на поверхностях, в выемках и нишах, работами руководили С.В. Cкляр и историк, реставратор Роман Борисович Гуцуляк.

.

D:\Chernigiv19.jpg

Вид с юго-запада. Фото 8 октября 2004 года. Автор – Василий Шелёмин. Источникhttps://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_Chernigiv19,252238.html. Фото без изменений

.

В 2007 году архитектурно-археологические исследования Успенского собора проводил И.М. Игнатенко.

.

D:\Eleckiy_monastyr_Uspenskiy_sobor.jpg

Собор в реставрационных лесах. Фото 3 октября 2011 года. АвторBatsv. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с юго-востока. Фото 2016 года. Автор А.А. Логинова (укр. А.О. Логинова). Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\5) Успенская церковь Елецкого монастыря\10) Е 2020.jpg

Западный фасад храма в лучах заходящего солнца. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В конце февраля 2023 года Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній») заявил об окончании срока действия договора от 2016 года о безвозмездном пользовании памятником архитектуры – Елецким монастырём и потребовал от Черниговской епархии Украинской православной церкви покинуть монастырь до 28 марта 2023 года. УПЦ отказалась возвращать Успенский собор и обратилась в суд с исками, в которых просила признать договор действующим.

В июне 2023 года украинская компания Skeiron, которая занимается оцифровкой культурного наследия, оцифровала Успенский собор. Эти данные при необходимости помогут в реставрации и восстановлении этой исторической достопримечательности.

Фото Skeiron/Facebook. Фото без изменений

 

Фото Skeiron/Facebook. Фото без изменений

 

5 октября 2023 года люди в камуфляжной форме окружили Елецкий монастырь и заблокировали Успенский собор, чтобы обеспечить работу комиссии Министерства культуры и информационной политики Украины (укр. Міністерство культури та інформаційної політики України).

D:\1_main-v1696491771.jpg

Люди в камуфляжной форме блокируют Успенский собор. Фото 5 октября 2023 года. Источник – https://spzh.news/ru/news/76301-siloviki-zablokirovali-monastyr-i-dva-sobora-upts-v-chernihove. Фото без изменений

.

Одной из задач министерской комиссии является «принятие государственного недвижимого имущества заповедника «Чернигов древний» в собственность государства» от «временных пользователей».

26 октября 2023 года Хозяйственный суд Черниговской области (укр. Господарський суд Чернігівської області) отказал в удовлетворении исковых требований Черниговской епархии УПЦ о признании возобновлённым договор о безвозмездном пользовании имуществом Елецкого монастыря.

4 июля 2024 года постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда (укр. Північний апеляційний господарський суд) по делу №927/1342/23, иск Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» удовлетворён в полном объёме. Таким образом, суд подтвердил, что Управление Черниговской епархии УПЦ не имеет правовых оснований находиться на территории Елецкого монастыря.  

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА отключены