ИСТОРИЯ ХРАМА С 1943 ГОДА

Осенью 1943 года встал вопрос о сносе руин Пятницкой церкви. На то время, на полную высоту сохранились лишь восточная (алтарная) и частично северная части храма, а также два восточных столба, тогда как западная и южная стены были на три четверти разрушены. Ступенчатые своды храма уцелели с северной и восточной сторон, а с восточнойдаже закомара с остатками подпружных арок и основанием барабана. Практически неповреждённой была ротонда-колокольня 1820 года. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. 

В декабре 1943 года в Чернигов в составе Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на территории СССР приехал советский архитектор, исследователь и реставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский.

Внимание исследователя сразу же было обращено к Пятницкой церкви. В ходе обмеров развалин, представлявших собой гору кирпича, было установлено, что вследствие разрушения храма под поздними наслоениями открылись его необычные архитектурные формы. До этого церковь детально никогда не обследовалась. В ходе исследования оказалось, что храм относится не к постройкам XVII века, как утверждалось ранее, а к сооружениям периода Руси, который из-за разрушений и постоянных перестроек утратил свой первоначальный вид. К тому же, храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Всё свидетельствовало о том, что это памятник другого архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII века.

В 1944 году в докладе на совещании в Отделе охраны памятников при Совете министров УССР, Пётр Дмитриевич Барановский отметил, что из-за значительных разрушений восстановление храма в формах ХVІІІ века невозможно. В то же время, он предложил эскизный проект реставрации храма в формах XIII века.

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде в древнерусских формах. Хотя на самом деле, какой он у неё был, этот первоначальный виднеизвестно. Кроме П.Д. Барановского, в конкурсе также принимал участие советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко.

В ноябре – декабре 1944 года под руководством П.Д. Барановского были проведены первые противоаварийные работы и консервация уцелевших частей храма: усилен несущий столб, от которого осталось только 1/8 сечения, а для уменьшения нагрузки разобран зубчатый барочный фронтон конца XVII века. В руинах был найден фрагмент подкупольного барабана.

D:\5e95ab15c2c44.jpeg

Разрушенная Пятницкая церковь. Источникhttps://val.ua/ru/site/116227. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фото из личного архива семьи Ягодовских (укр. Ягодовські). Источникhttps://ukrainaincognita.com/ru/chernigivru/chernigivpyatnytskatserkva. Фото без изменений

.

10 декабря 1944 года П.Д. Барановский на заседании Учёного экспертного Совета по вопросам охраны и реставрации памятников архитектуры доложил о первых консервационных мероприятиях, а также предложил эскизный проект реставрации Пятницкой церкви в вероятном первоначальном виде XIIXIII вв. Было принято решение восстановить первоначальный вид храма.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первый проект реставрации Пятницкой церкви и Красной площади в Чернигове, предложенный П.Д. Барановским. Рисунок датируется 1945 годом. На заднем плане (слева от церкви) виден купол колокольни Крестовоздвиженской церкви, которую тоже сначала собирались реставрировать, но разобрали окончательно в 19451946 гг. Рядом декоративный курган, а на месте театра непонятное сооружение, похожее на церковь. Источник – Науковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6122/1. Проект реставрации памятника архитектуры – колокольни Пятницкой церкви в гор. Чернигове. 1947 г. – С. 9. https://cheline.com.ua/news/society/tsikavi-istorichni-miti-p-yatnitskoyi-tserkvi-foto-60228. Фото без изменений

.

В мае 1945 года рухнула часть северной стены храма, сбив ещё один столб. Остался только один из четырёх несущих столбов – с северо-восточной стороны.

В 1945 году проведён второй этап противоаварийных и консервационных работ за проектом историка архитектуры Ивана Александровича Игнаткина: для уменьшения веса на несущие конструкции разобрали остатки поздних надстроек, устроили временные кровли для защиты от атмосферных факторов. Процесс разрушения храма удалось остановить. Были выполнены обмеры остатков храма.

В 19451949 гг. Пётр Дмитриевич Барановский вместе с историками архитектуры Юрием Сергеевичем Асеевым, И.А. Игнаткиным и Н.В. Холостенком обследовали церковь. В результате тщательного изучения архитектурных остатков и в ходе частичного разбора руин церкви были документально установлены её главные структурные и композиционные характеристики, элементы фасадной декорации.

8 апреля 1947 года разработанный П.Д. Барановским эскизный проект реставрации Пятницкой церкви утвердил Комитет по делам архитектуры при Совете министров СССР.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид руин Пятницкой церкви с севера. Фото 1949 года. Источник – Віроцький В.Д. Храми Чернігова. – Київ: Техніка, 1998. С. 130. https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_mal_18,253021.html. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Восточный фасад. Фото 1953 года. Источник – Холостенко Н.В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в Чернигове // Советская археология. – 1956. – Т. 26. – С. 276. – Рис. 6. Фото без изменений

.

Осенью 1953 – весной 1954 гг. в процессе подготовки к реставрации под руководством Н.В. Холостенка проведена разборка руин и доиследование храма. Н.В. Холостенко вместе с украинским и советским архитектором-реставратором Марионилой Моисеевной Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко) провёл тщательные археологические исследования, результаты которых были опубликованы в сборнике «Советская археология», № 26. Москва, 1956. – С. 271 – 292. В числе находок кирпичи-плинфа со знаками (метками и клеймами), фрагменты штукатурки с фресками, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и чёрного металла, фрагменты стёкол древних оконниц.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План комплекса церкви с обозначением разновременных кладок. ИсточникЗаписка к научному обоснованию проекта реставрации памятника архитектуры ХІІ века Пятницкой церкви в гор. Чернигове. 1954 г. // Науковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6128 (к 272). – Лист 9. Фото без изменений

.

В 1954 году в «Киевпроекте» под руководством Н.В. Холостенка также был составлен эскизный план реставрации Пятницкой церкви, который во многих деталях отличался от предложенного П.Д. Барановским.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Проект реставрации Пятницкой церкви, предложенный Н.В. Холостенком. Источникhttps://shron1.chtyvo.org.ua/Shuliak_VV/Piatnytska_tserkva_v_Chernihovi.pdf?PHPSESSID=v6f454m1g21r9vgb51ck59sno5. Фото без изменений

.

На основании полученных материалов был разработан проект реставрации, авторы – П.Д. Барановский, Н.В. Холостенко, согласно которому церковь подлежала восстановлению в первичных формах древнерусского времени с максимальным сохранением аутентичных элементов. Пристройки ХVІІ века остатки которых были открыты раскопками 1953 года, предполагалось оставить на поверхности в уровень с землёй, а также отремонтировать ротонду-колокольню XIX века.

В 1954 году проект был утвержден Управлением по делам архитектуры при Совете министров УССР.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с северо-востока. Перспектива. Реконструкция по П.Д. Барановскому и Н.В. Холостенку, 1955 год. ИсточникНауковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6130. Проект реконструкции застройки Трудовой улицы в г. Чернигове. – С. 25. Фото без изменений

.

В 1956 году были заложены основы для капитальной реставрации храма. По периметру объекта тщательно собирали древнерусский кирпич-плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где было начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Был проведён комплекс мероприятий по обеспечению сохранности остатков древней кладки от дальнейшего разрушения.

В 1959 – 1962 гг. в храме проводились основные реставрационно-восстановительные работы, выполненные мастерами П. Самойловой, М. Лапой, П. Куксой и другими, под авторским руководством П.Д. Барановского и Н.В. Холостенка при участии М.М. Говденко, украинского архитектора, искусствоведа и краеведа Андрея Антоновича Карнабеда (укр. Андрій Антонович Карнабіда) и других. Было проведено укрепление и реставрация главных конструкционных элементов – стен, пилонов и сводов, вместо деревянных связей появились железобетонные. В процессе реставрации проводилось исследование каждого из отдельных элементов конструкций и декора, утраченные части восстанавливались. Декоративную кладку фасадов воспроизводили по шаблонам, снятым с сохранённых участков и отдельных блоков кладки, обнаруженных при разборке руин и по аналогии с Церковью св. Василия в Овруче (укр. Овруч, ныне город в Коростенском районе Житомирской области).

D:\053.jpg

Пятницкая церковь во время восстановительных работ, слева – ротонда-колокольня. Источникhttps://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_053,253015.html. Фото без изменений

.

Наиболее ответственный и сложный этап – это переход от стен к ступенчатым закомарам и бане, воспроизведение очертаний храма в целом. Были восстановлены западная и восточная стены с порталами, оконными нишами и внутристенной лестницей; апсиды; возведено три столба и реставрирован аварийный юго-западный; воспроизведены хоры с их сводом, закомары, ступенчатые своды и тому подобное. При этом не были восстановлены изначально построенные боковые притворы.

В ходе реконструкции использовали метод анастилоза, когда при восстановлении используются оригинальные части. Например, отвалившийся кусок стены пытаются поставить на то место, где он был раньше. Это невероятно сложный метод, однако он позволяет максимально точно воспроизвести оригинальное здание. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы храма – одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Пятницкая церковь. Фотография из Научно-технического отчёта Черниговской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской № 3 за 1961 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/23.php. Державний архів Чернігівської області, Р–9035. Оп. 1. Спр. 17. Арк. 23. Фотографія. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Один из вариантов проекта реставрации северного фасада по П.Д. Барановскому и М.М. Говденко, 1962 г. ИсточникНауковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6141. К № 262. Проектное предложение реставрации окон северного фасада в первом ярусе центрального нефа памятника архитектуры ХІІ в. Пятницкой церкви в Чернигове. С. 15 (30). – Фото 14. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад храма. Фото 1962 года. ИсточникНауковий архів Національного заповідника «Софія Київська». НДФ 6141. К № 261. Техно-рабочий проект реставрации полузакомар над углами четверика памятника архитектуры ХІІ в. Пятницкой церкви в Чернигове. 1962 г. С. 23 (17). – Фото 6. Фото без изменений

.

В 1962 году было завершено восстановление и реставрация фасадов Пятницкой церкви.

В 1962 году в ходе благоустройства окружающей территории по инициативе местной власти и по распоряжению главного архитектора города К.К. Сергиевского была снесена ротонда-колокольня, против разрушения которой всеми силами боролся Пётр Дмитриевич Барановский.

1 января 1963 года отреставрированная Пятницкая церковь была принята на баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации».

Постановлением Совета Министров УССР от 24.08.1963 № 970 храму присвоен статус памятник архитектуры национального значения с охранным № 815.

До начала 1967 года Пятницкая церковь простояла закрытой, когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XIXIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в состав Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника (укр. Чернігівський державний архітектурно-історичний заповідник) филиала Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне Национальный заповедник «София Киевская»), с 1978 года черниговский заповедник самостоятельное учреждение.

В 1968 году Пётр Дмитриевич Барановский передал Черниговскому государственному архитектурно-историческому заповеднику ценные материалы: коллекцию кирпича-плинфы, фрагменты фресок, плитки пола и многое другоевсего 945 экспонатов. Особый интерес представляет плинфа с клеймами. Эти знаки расположенные, на торцах кирпича, принадлежали разным мастерам, которые изготовляли плинфу. Все клейма можно разделить на три группы: 1) клейма, похожие на литеры; 2) так называемые княжеские знаки, наличие которых даёт основание предполагать, что в строительстве Пятницкой церкви брали участие и княжеские мастера; 3) орнаментальные.

В 1969 – 1971 гг. были завершены исследования алтарной части храма, проведённые черниговскими специалистами И.И. Едомахою и А.А. Карнабедом.             Весной 1972 года, после завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Н.В. Холостенка, храм был открыт для экскурсионного посещения как музей Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника.

С 1972 по 1989 год в храме действовала экспозиция «Пятницкая церковьпамятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». В связи с тем, что внутренние размеры церкви небольшие были выставлены только основные экспонаты. Основу экспозиции составили находки: большие блоки руин в центре храма, кирпич-плинфа с метками и клеймами, фрагменты фресок, гончарная керамика (голосники), металлические изделия, фрагменты стёкол древних оконниц, обнаруженные за предыдущие десятилетия во время восстановления храма, а также графическое изображение разреза кладки и таблица клейм, которые более всего встречаются на плинфе. На западных пилонах храма экспонировались графические материалы – план Чернигова с обозначением места расположения церкви, её план с пристройками XVIIXIX вв., а также краткая справка об истории Пятницкой церкви. В нише северного портала – рисунок храма до 1941 года, а также его фотографии 1943 года и чертёж проекта реставрации.

D:\a097-34.jpg

Западный фасад. Фото 4 апреля 1976 года. Автор – М.І. Жарких. Негатека, № A097-34. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_a097-34,253104.html. Фото без изменений

.

D:\013-17a.jpg

Вид с северо-запада. Фото 1 сентября 1977 года. Автор – М.І. Жарких. Негатека, № 01317. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_013-17a,253128.html. Фото без изменений

.

D:\1 (4).jpg

Пятницкая церковь, интерьер. Фото 1982 года. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/24.php. Державний архів Чернігівської області. Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. Москва, Лейпциг, 1982. С. 276. Фотографія. Фото без изменений

.

D:\488-04.jpg

Вид с северо-востока. Фото 21 мая 1989 года. Автор – М.І. Жарких. Негатека, № 48804. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_488-04,253031.html. Фото без изменений

.

В 1991 году Храм св. Параскевы передан в пользование общине Украинской автокефальной православной церкви.

В 1993 году по решению прихожан храм перешёл к Украинской православной церкви Киевского патриархата (укр. Українська православна церква Київського патріархату).

В начале 2000-х годов на стене церкви открылась интересная деталь: выложенный плинфой и датированный концом ХII началом ХІІІ вв., крест, который до этого времени был тщательным образом заштукатурен реставраторами в советское время. Эта часть церкви не была разрушена ни во время монгольского нашествия в ХIII веке, ни во время Второй мировой войны, потому изображение сохранилось. В настоящее время крест расчищен.

.

D:\Чернігів_326.jpg

Западный фасад. Фото 9 апреля 2006 года. Автор – Mykyta Peregrym. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

В 2008 году по просьбе Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній») специалистами Государственного научно-технологического центра консервации и реставрации памятников «Конрест» (г. Киев) (укр. Державний науково-технологічний центр консервації та реставрації пам’яток «Конрест» (м. Київ)) проведено обследование храма. Установлено, что общее состояние церкви неудовлетворительное, а отдельных элементов – аварийное. В частности, архитекторы отмечали необходимость проведения гидроизоляционных работ вокруг церкви, создания водосливной системы на храме. Потому что из-за её отсутствия осадки разрушают фасады храма. Была разработана реставрационная задача, документ утверждён Государственной службой по вопросам национального культурного наследия (укр. Державна служба з питань національної культурної спадщини) и Управлением градостроительства и архитектуры Черниговской областной госадминистрации (укр. Управління містобудування та архітектури Чернігівської обласної держадміністрації).

В 2009 году на средства общины Украинской православной церкви Киевского патриархата начались ремонтные работы. На первом этапе ремонтных работ были установлены новые окна и произведена их герметизация. В этом же году строители установили водосливную систему. В частности, на фасадах храма смонтировали четыре водосливные трубы, возле каждой из них установили лотки для водосбора. Было демонтировано и асфальтовое покрытие вокруг церкви, его заменили – на плитку. Ремонтные работы осуществляло ООО «Черниговская реставрационная мастерская» (укр. ТОВ «Чернігівська реставраційна майстерня»).

.

D:\Пятницкая_церковь_в_Чернигове.jpeg

Южный фасад. Фото 28 сентября 2010 года. Автор – Куннова Олена. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

D:\2560px-П'ятницька_церква_(Чернігів)_2.jpg

Северный фасад. Фото 1 декабря 2017 года. АвторStar61. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_100812.jpg

Восточный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

19 августа 2023 года в ходе российской агрессии Пятницкая церковь была повреждена в результате ракетного удара по Черниговскому областному академическому украинскому музыкально-драматическому театру. Среди пострадавших в результате удара были и те, кто возвращался после праздничной службы Преображения Господня из церкви. В храме были выбиты окна, побит церковный инвентарь, кусок от ракеты влетел в интерьер храма, повредив аналойную икону святой Параскевы.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА С 1943 ГОДА отключены