ИСТОРИЯ ХРАМА С XX ВЕКА

В 1902 году в Спасском соборе уложен новый пол из искусственного камня – метласская или пирогранитная кафельная плитка с клеймом: «Т-Б-Э-Б», по кругу надпись: «БЕРГЕНГЕЙМЪ. ХАРЬКОВЪ». Это всё расшифровывается так: «Товарищество барона Эдуарда Бергенгейма в Харькове».

В 1906 году к изучению Спасского собора обращались российский архитектор, реставратор, историк архитектуры Фёдор Фёдорович Горностаев и российский, советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов.

Главными святынями Спасо-Преображенского собора, хранившимися в храме до 1917 года, были мощи князя св. Игоря Ольговича и митрополита Киевского и всея Руси Константина I, находившиеся в земле возле стен храма, а также мощи святителя Феодосия Угличского, которые открытыми лежали в соборе. Также здесь хранилась очень почитаемая на Черниговщине с середины XVII века чудотворная икона Репкинской Божьей Матери, находившаяся в киоте у левого внутреннего столба храма, в серебряной вызолоченной ризе. С 1740 года икона висела над царскими вратами Борисоглебского собора, а затем была перенесена в Спасо-Преображенский собор. У правого столба Спасского собора под балдахином находился киот с иконами Александра Невского и Марии Магдалины – небесных покровителей российского императора Александра III и его супруги. Эти иконы установили в честь спасения императорской семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года возле станции Борки на Харьковщине.

В центре собора висело большое паникадило с чеканкой, воспроизводившей гроздья винограда, плоды, цветы. Это паникадило – дар черниговского полковника в 1687 – 1698 гг. Якова Кондратьевича Лизогуба (укр. Яків Кіндратович Лизогуб). В начале XX века в соборе хранились казацкие флаги, 18 флагов черниговского ополчения, участвовавшего в войне с императором французов Наполеоном I Бонапартом (фр. Napoléon Bonaparte), а также 11 флагов ополчения времён Крымской войны 1853 – 1856 гг.

После революционных событий 1917 года одной из первых мер в борьбе с религией было раскрытие мощей и изъятие их у религиозных общин. Мощи святителя Феодосия Углицкого были изъяты летом 1921 года. Просьба архиепископа Черниговского Пахомия мируПётр Петрович Кедров) в Совет народных комиссаров УССР (укр. Рада народних комісарів УСРР) о передаче мощей верующим была отклонена.

В 1923 – 1929 гг. в Спасо-Преображенском соборе Всеукраинская академия наук (укр. Всеукраїнська академія наук) организовала первые масштабные архитектурно-археологические исследования. Раскопки на объекте проводились только с июня по сентябрь 1923 года. Все эти работы, при содействии духовенства, проводила группа украинских учёных под руководством российского, украинского, советского историка, археолога Николая Емельяновича Макаренка (укр. Микола Омелянович Макаренко) и историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Участники исследований Спасо-Преображенского собора: А. Макаренко, Н.Е. Макаренко, П.И. Смоличев (укр. П.І. Смолічев), Я.Н. Жданович (укр. Я.М. Жданович), П.П. Куренной (укр. П.П. Курінний), Д. Кокотюха. Фото 1923 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Материалы исследований (находки, чертежи, фотографии) были переданы в Краевой исторический музей (укр. Крайовий історичний музей, ныне – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского), но, они были потеряны во время Второй мировой войны. Сейчас в музее хранится только часть вещей из клада ювелирных украшений, обнаруженного во время раскопок в юго-восточной пристройке Спасского собора. Некоторые документы удалось найти в Государственном архиве Черниговской области (укр. Державний архів Чернігівської області) и в Научном архиве Института археологии Национальной академии наук Украины (укр. Науковий архів Інституту археології Національної академій наук України).

Опираясь на существующие материалы, можно установить, что в 1923 году раскопки охватили всю территорию вдоль северного и южного фасадов Спасского собора, за исключением небольших участков по периметру тамбуров и древней Северной лестничной башни. Таким образом, были исследованы остатки северо-восточной, юго-восточной пристроек и остатки пристройки в юго-западном углу храма. И.В. Моргилевский высказал предположение, что пристройка в юго-западном углу служила не только в качестве усыпальницы, но одновременно была и крещальней (баптистерием). В западном направлении от северо-восточной пристройки в сторону Северной лестничной башни и от юго-восточной пристройки в сторону «крещальни» Н.Е. Макаренко зафиксировал развалы стен 2-й половины XII века, сложенных из кирпича-плинфы на цемянке, которые представляли собой остатки галерей, которые соединяли пристройки с башней и «крещальней».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасский храм. План по И.В. Моргилевскому. 1928 год. Источник https://www.academia.edu/45142122/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%98_%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%98_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%90_%D0%94%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AF_%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%86%D0%93%D0%86%D0%92%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%A3_%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1923_%D1%82%D0%B0_2012_2014_%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%96%D0%B2_Chernenko_O_Following_Mykola_Makarenko_research_of_Transfi_guration_Cathedralin_Chernihiv_by_materials_of_1923_and_2012_2014_researche?email_work_card=title. Фото без изменений

.

Составленная по результатам работ схема пристроек в дальнейшем вошла в литературу, и использовалась практически всеми авторами, обращавшимися к изучению Спасского храма.

Внутри собора было заложено 8 шурфов, с помощью которых было выяснено, что за время существования храма из-за наслоения полов его уровень поднялся на 1 метр относительно уровня XI века, древнерусский пол, перекрывался несколькими более поздними. Под полами были обнаружены многочисленные захоронения XV – начала XVIII вв., в большинстве случаев ограбленные в древности. Захоронений княжеских времён внутри собора обнаружено не было. На основании этого Н.Е. Макаренко сделал вывод, что в домонгольские времена захоронений в самом храме не делали, а только во внешних пристройках.

Во время обследования Спасского собора была обнаружена фреска ХI века с изображением полуфигуры святой. По мнению Н.Е. Макаренкасв. Нины (груз. წმინდა ნინო), христианской просветительницы Грузии (Восточной Иберии), или св. Фёклы Иконийской (греч. Θέxλα, укр. свята Текля Іконійська). Её обнаружили на внутренней поверхности арки под северо-западным куполом, под толстым слоем штукатурки, которая и уберегла её от многочисленных пожаров в храме.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Святая Фёкла» на южной стороне восточной подпружной арки северо-западного барабана. Фото 1923 года. Источник – Науковий архів ІА НАНУ. Ф. 21.Спр. 3. Арк. 25. Фото без изменений

.

Оригинал фрески не сохранился, её копия хранится в Национальном заповеднике «София Киевская» (укр. Національний заповідник «Софія Київська»).

В 1920-х годах под наблюдением Ипполита Владиславовича Моргилевского в Спасском соборе были проведены ремонтные работы, переоборудована отопительная система.

В 1926 году советская власть запретила богослужения в соборе.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасский собор в советский период. Источник – https://ukrainaincognita.com/ru/chernigiv-ru/spaso-preobrazhenskyi-sobor-v-chernygove. Фото без изменений

.

В 1927 году постановлением Совета народных комиссаров УССР собор признан историко-архитектурным памятником всеукраинского значения и передан в ведение Народного комиссариата просвещения УССР (укр. Народний комісаріат просвіти УСРР).

18 мая 1929 года постановлением Совета народных комиссаров УССР Спасский собор был включен в состав созданного Черниговского государственного историко-культурного заповедника (укр. Чернігівській державний історико-культурний заповідник), но это решение практически осталось на бумаге, потому что нужные средства выделены не были. В дальнейшем здание использовалось как фондохранилище Краевого исторического музея.

В начале 1930-х годов собор решением Черниговского областного исполнительного комитета (укр. Чернігівського обласного виконавчого комітету) был передан на баланс базы «Главросмасложирсбыта», в храме был устроен склад. Так на останках князей в одном из древнейших и величайших древнерусских храмов начали хранить масло и жир.

В 1937 году храм был временно передана под склад базы «Главрыба» (укр. Головриба).

В 1938 году распоряжением Совета народных комиссаров УССР храм возвращён в пользование Черниговского государственного исторического музея (укр. Чернігівський державний історичний музей), и переоборудован в музей истории края.

В 1941 году в ходе боевых действий в ходе Второй мировой войны Спасский собор был повреждён снарядом.

В 1942 году при немецкой оккупации Чернигова собор был передан церковной общине и отремонтирован. В храме возобновлены богослужения.  

В сентябре 1943 года во время боёв за Чернигов собор не пострадал.

В 1947 году изучением собора занимался советский и украинский историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев.

В 1947 году в Спасском соборе была забелена монументальная живопись XIX века.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасо-Преображенский собор. 1947 год. Источник – Архів Українського державного науково-дослідного та проектного інституту «УкрНДІпроектреставрація», м. Київ. Фонд зберігання 631. Б/н. Фотографія. Фото без изменений

.

В 1952 году Ю.С. Асеев продолжил изучение собора.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\107171.jpg

Реконструкция Спасского храма. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/5_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 47. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

D:\1.jpg

Спасский собор, слева – Борисоглебский собор. 1960 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/3.php. Державний архів Чернігівської області, один. збер. 0–9685. Фотографія. Фото без изменений

.

В 1961 году Спасский собор был снова закрыт, богослужения в храме запрещены. До этого времени в соборе находились мощи святителя Феодосия Углицкого.

В 19661969 гг. в соборе проводились ремонтно-реставрационные работы, авторы проекта советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко и украинский, советский архитектор-реставратор, историк архитектуры Марионила Моисеевна Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко), консультант советский, украинский краевед, историк архитектуры Григорий Никонович Логвин. Работы сопровождались закладкой шурфов. Храм реставрировали в существующем объёме с сохранением поздних наслоений, одновременно с выявлением элементов древней архитектуры в пределах сформированного вида и приспособления для музейного использования. Исследования показали, что здание Спасского собора сохранилось практически целиком, хотя часть его сводов, включая конхи апсид, переложена. В ходе работ внешняя штукатурка фасадов была заменена, зондажем открыты участки первоначальной кладки для демонстрации её особенностей и колорита.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасский храм. Обмеры древних кладок западного фасада. Схема по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Спасского собора в Чернигове // Реставрация и исследования памятников культуры. – Москва, 1990. – С. 9. – Рис. 9. Фото без изменений

.

В 1967 году в ходе реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІначала ХІІІ вв.

В 1967 году собор вошёл в состав Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (укр. Державний архітектурно-історичний заповідник «Софійський музей»), затем – Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника (укр. Чернігівський державний архітектурно-історичний заповідник). Часть богатой когда-то золотой и серебряной соборной утвари хранится в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского.

.

D:\107168 (1).jpg

Спасский собор, интерьер. 1969 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/5_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 45. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

D:\107170.jpg

Спасский собор, аркада на хорах. 1969 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/5_1.php. Державний архів Чернігівської області, Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 47. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

В 1970-х годах Спасский собор оборудован новой системой отопления.

В 1972 1976 гг. археологические раскопки в пределах собора и на прилегающих к нему участках осуществлял украинский архитектор, искусствовед и краевед Андрей Антонович Карнабед (укр. Андрій Антонович Карнабіда).

Специальные исследования посвятил этому храму советский и российский искусствовед Алексей Ильич Комеч (умер в 2007 году).

В 19791996 гг. в Спасском соборе ведущий украинский художник-реставратор Валентин Полищук (укр. Валентин Поліщук) проводил реставрацию монументальной живописи начала XIX века.

В конце 1980-х годов религиозная община Украинской православной церкви самовластно захватила храм, выкинув из него музейную утварь. В нём были возобновлены богослужения

С 1989 года Спасский собор числится среди кандидатов на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1990 году собор был передан в пользование Черниговскому епархиальному управлению Украинской православной церкви.

В 1991 году исследования и раскопки собора проводили украинский археолог, черниговский краевед Владимир Яковлевич Руденок (укр. Володимир Якович Руденок) и украинский археолог Татьяна Григорьевна Новык (укр. Тетяна Григорівна Новик).

.

D:\Спасо-Преображенский_собор_Чернигова-2.jpg

Фото 11 мая 2009 года. Автор – Иерей Максим Массалитин. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

В 2012 2014 гг. архитектурно-археологические исследования Спасо-Преображенского собора проводили украинский археолог Елена Евгеньевна Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко), российский историк архитектуры Олег Михайлович Иоаннисян, Т.Г. Новык. В работах принимали участием специалисты из Государственного Эрмитажа г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Раскопки в храме были согласованы с архиепископом Черниговским и Новгород-Северским Амвросием (в мируАндрей Яковлевич Поликопа) и проводились под наблюдением клира Спасо-Преображенского собора. Согласно договорённости, антропологические исследования не проводились, обнаруженные человеческие останки перезахоронили в шурфе в нартексе перед консервацией в материке.

Данные исследования позволили не только уточнить некоторые данные относительно исследованных Николаем Емельяновичем Макаренком археологических комплексов, но и получить совершенно новые материалы для изучения тысячелетней истории храма. Основной объём раскопок осуществлялся на протяжении 20122013 гг. Раскопы разбили, таким образом, что их расположение соответствовало местонахождению утраченных пристроек Спасо-Преображенского собора, а границы раскопов были по возможности приближены к границам исследованных в 1923 году участков.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема расположения раскопов 2012 – 2014 гг. в соборе и возле него. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6115/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%20%d0%bc%d1%96%d1%81%d1%86%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8f%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b7%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%20%d1%83%20%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d1%96%d0%b2%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%96.pdf. Фото без изменений

.

В 2012 году удалось осуществить исследование пристроек, пристроенных к храму с севера (Раскоп 1) и с юга (Раскоп 2). Тогда же были начаты работы по изучению южной галереи и заложен шурф в южном отсеке нартекса (Шурф 1). В 2013 году основным объектом работ стали остатки так называемой «крещальни», сохранившиеся в основании Южной башни. Одновременно продолжились работы по изучению южной галереи. В 2014 году была проведена фиксация участков кладки собора, открытых в подвале под северным тамбуром 1818 года. Хотя подвал был сооружён для обслуживания отопительной системы ещё в конце ХІХ века, доступные в нём участки древней кладки ранее не фиксировались. Кроме того, в рамках работ были проведены исследования строительных растворов технологом-реставратором Юлией Николаевной Стриленко (укр. Юлія Миколаївни Стріленко) и строительного камня археологом Игорем Святославовичем Никитенком (укр. Ігор Святославович Нікітенко).

В 2012 году удалось исследовать фундаменты Спасского собора на нескольких участках. Прежде всего, они были раскрыты в пределах юго-восточной пристройки, в зондаже, заложенном с уровня материкового дна ямы, вырытой во время прокладки отопления в конце ХІХ века до основания подошвы фундаментов (Яма 1). На этом участке, восточная часть южной стены, глубина заложения фундаментов достигает 3,6 метра от уровня современной поверхности и около 2,7 метра от древней.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Участок фундамента южной стены собора (Раскоп 2, 2012 год). Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6118/1/%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%20%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%20%d0%b2%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d1%85%20%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9.pdf. Фото без изменений

.

Фундамент сложен из уложенных рядами подтёсанных блоков песчаника, залитого очень плотным интенсивно-розовым цемяночным раствором. Следует отметить, что по заключению Ю.М. Стриленко, пробы растворов с исследованного участка имели полные аналогии с пробами растворов фундаментов, взятыми в 1972 году. В обоих случаях структура цемянки оказалась полностью идентична структуре раствора в нижней части стен основного объёма Спасского храма.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Разрез через южную стену и фундамент (Раскоп 2, 2012 год) Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6118/1/%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%20%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%20%d0%b2%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d1%85%20%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9.pdf. Фото без изменений

.

Внешний обрез фундамента храма выступает на 3540 см за пределы плоскости южной стены. В то же время, согласно данным Н.В. Холостенка, у западной стены фундаментный выступ составляет 6165 см, а в апсидной частидо 1,45 метра. Строительный котлован собора сохранился ниже уровня заложения фундаментов юго-восточной пристройки. Борт котлована отстоял от фундамента на 1 метр и почти вертикально спускался вниз до глубины около 1,9 метра. С этого уровня был заложен фундаментный ров.

На поверхности фундамента очень хорошо прослеживалось несколько остановочных швов, отвечавших, вероятно, непродолжительным перерывам в строительном цикле. Наиболее чётко прослеживается горизонтальный шов, выше которого фундамент практически вертикален и аккуратно выложен. Ниже шва он постепенно сужается, максимальнона 15 см, его поверхность неровная, наружу выступают отдельные каменные блоки.

Платформа, находившаяся в основании южной апсиды Спасского собора, входила в пределы Раскопа 2 2012 года. Был открыт её край, выступавший за плоскость южной стены на 35 см и от изгиба апсидына 1,2 метра. Верх платформы образовывали блоки песчаника, залитые сверху толстым, не менее 2 см, слоем интенсивно-розового цемяночного раствора. Из под заливки наружу выступали отдельные глыбы камня. Боковая поверхность платформы была вертикальной. Её так же покрывал толстый, аккуратно заглаженный затирочный слой розового цемяночного раствора. Как свидетельствует химико-технологическое исследование, состав раствора идентичен тому, что показали проведённые в 1972 году исследования растворов из основания Спасского храма.

Кладку фундамента внутренней стены собора удалось исследовать с южной стороны проёма отделяющего нартекс от нефа. До глубины 60 см кладку образовывали слои кирпича-плинфы. Ниже она состояла из подтёсанных блоков песчаника. Стена опирается на поперечную фундаментную ленту, примыкавшую к основанию южной стены Спасского собора, сложенной из постелистых подтёсанных блоков песчаника. Край ленты отвесно спускается вниз. Ниже фундамент сложен из обломков песчаника на цемяночном растворе. Фундаментная лента установлена на дне строительного котлована. Её основание находится на глубине 3,073,14 метра.

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

План Спасского собора на уровне первого яруса. Обмеры 2014 года. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). С. 45. – Рис. 9. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Спасо-Преображенский собор. Разрез через центральный неф. Обмеры 2014 года. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові у 2014 р. // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). С. 45. – Рис. 9. Фото без изменений

.

Подводя итоги исследований Спасо-Преображенского собора в 20122014 гг. можно отметить, что главным их результатом стало уточнение датировок древних пристроек храма. Был так же обнаружен новый элемент его первоначальной конструкции – заложенный на первом этапе строительства и, вероятно, так и не достроенный южный притвор. Помимо этого, полученные результаты заставляют вновь задуматься о высказывавшихся ещё на рубеже XIX и XX вв. предположениях о малоазийских или кавказских корнях строителей, начинавших возведение Спасского храма при жизни князя Мстислава Владимировича. Материалы, собранные в ходе работ, хранятся в фондах Черниговского национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».

.

D:\Spas_sobor.jpg

Фото 5 сентября 2013 года. АвторKovalvl. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

D:\Спасо-Преображенский_собор_23_Апреля_2017_года_Чернигов.jpg

Фото 23 апреля 2017 года. Автор – Nomad0212. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\5) 2019.JPG

Реставрация фасада Северной лестничной башни. Фото 5 октября 2019 года. Автор – Ольга Заполіна. Общественное достояние

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\8) Е 2020.jpg

Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\46) Е 2020.jpg

Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В конце февраля 2023 года Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний» заявил об окончании срока действия договора от 2016 года о безвозмездном пользовании памятником архитектуры – Спасо-Преображенским собором и потребовал от Черниговской епархии Украинской православной церкви покинуть святыню до 28 марта 2023 года. УПЦ отказалась возвращать Спасо-Преображенский собор.

5 октября 2023 года в Чернигове начала работу комиссия Министерства культуры и информационной политики Украины. Во время осмотра Спасо-Преображенского собора члены комиссии увидели икону российского императора Николая II и его семьи, причисленных Русской православной церковью к лику «страстотерпцев». После замечания, священники Спасо-Преображенского собора демонтировали эту икону и вынесли её из украинского храма.

14 декабря 2023 года Комитет ЮНЕСКО по защите культурного наследия утвердил решение внести очередные пять объектов культурного наследия Украины в Международный перечень культурных ценностей, которые находящихся под временной усиленной защитой. Среди них значится и Спасо-Преображенский собор.

23 мая 2024 года начались работы по обновлению собора, чтобы открыть его для посетителей.

Сайт – Національний заповідник «Чернігів стародавній». Фото без изменений

 

Сайт – Національний заповідник «Чернігів стародавній». Фото без изменений

 

28 июня 2024 года Спасо-Преображенский собор открыт для посетителей. Храм стал центром государственной жизни Черниговщины.

29 июня 2024 года в соборе выставлен уникальный артефакт нашей-украинской истории – печать князя Святослава Ярославича (вторая), одного из строителей собора. С 12 июля княжеская печать будет постоянно экспонироваться в соборе.

Витрина создана специально для артефакта Владимиром Тараном (укр. Володимир Таран). Фото 29 июня 2024 года. Автор – Віктор Кошмал. Фото без изменений

 

Это подарок Национальному архитектурно-историческому заповеднику «Чернигов древний» от соучредителя и директора «Музея Шереметьевых» (укр. Музей Шереметьєвих) Алексея Евгеньевича Шереметьева (укр. Олексій Євгенович Шереметьєв) из своей частной коллекции.  

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА С XX ВЕКА отключены