ИСТОРИЯ ХРАМА C XX ВЕКА

В начале ХХ века Борисоглебский собор вновь нуждался в реставрации.

.

D:\Tschernigovborisoglebskij.jpg

Борисоглебский собор, западный фасад. Фото начала ХХ века. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году) на заседании Комитета по организации в Чернигове XIV Археологического съезда 1908 года, 10 августа 1906 года справедливо отметил, что «…редко искажение приводило столь изящную, совершенно зрелую по своим строительным формам наружность… к столь уродливому и неузнаваемому виду…». Это суждение подтвердил российский историк архитектуры Фёдор Фёдорович Горностаев (до 1893 годаФёдоров, умер в 1915 году), который утверждал, что храм сохранил древние хоры, часть апсид и что «…снаружи открыты части древнего карниза…».

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Борисоглебский собор в центре, слева – Коллегиум, справа – Спасский собор. Фото начала ХХ века. Источник – https://ukrainaincognita.com/ru/chernigiv-ru/chernygov-sobor-borysa-y-gleba. Фото без изменений

.

В 1919 году по решению Черниговского губернского исполнительного комитета Борисоглебский собор был передан в пользование новой общине Украинской автокефальной православной церкви (укр. Українська автокефальна православна церква).

14 июня 1919 года приходской совет Спасского собора обратился в Комиссию по охране памятников старины и искусства с проектом реставрации храмов на территории черниговского Детинца, но проект был отклонён.

26 сентября 1921 года Черниговский губернский исполнительный комитет своим постановлением принял решение о передаче Борисоглебского собора украинской православной парафии.

В 1923 году имуществом Борисоглебского собора заинтересовалась Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и ликвидации монастырей.

В 1924 году советские власти лишили украинскую православную парафию права служить в Борисоглебском соборе. Его передали синодальной общине (Российская православная (синодальная) церковь).

В 1927 году постановлением Совета народных комиссаров УССР собор был объявлен историко-архитектурным памятником всеукраинского значения.

В 1929 году начались аресты украинских активистов и духовенства.

В конце 1920-х годов, когда в Чернигове был создан Черниговский государственный историко-культурный заповедник (укр. Чернігівський державний історико-культурний заповідник), на защиту Борисоглебского собора стали учёные, выступающие против его сноса. Храм активно исследовали местные историки Степан Гаврилович Баран-Бутович (укр. Степан Гаврилович Баран-Бутович, убит в 1944 году в тюрьме НКВД), М. Вайнштейн, украинский историк-музеевед Владимир Геннадьевич Дроздов (укр. Володимир Геннадійович Дроздов, репрессирован), историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский (умер в 1942 году).

В апреле 1930 года, после длительных проверок, из Борисоглебского собора было изъято 14 колоколов.

В 1933 году Борисоглебский собор был закрыт для богослужений под предлогом необходимости осуществления капитального ремонта и превращён на склад для солёных овощей Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) УССР.

.

D:\107175.jpg

Борисоглебский собор, вид с севера-запада. Фотография 1930-х годов. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/12_1.php. Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. – Київ, 1969.– С. 139. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

В 1938 году распоряжением Совета народных комиссаров УССР храм передан Черниговскому государственному историческому музею (ныне – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского) и использовался как фондохранилище.

Во время Второй мировой войны в августе 1941 года Борисоглебский собор пострадал от авиабомбы. В военные годы собор был значительно повреждён: своды пробиты при бомбардировках, выгорели все деревянные конструкции и кровля, были повреждены фасады, утрачен декор интерьера.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\66) Е 2020.jpg

Борисоглебский собор, вид с севера-запада. Со стенда в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\54) Е 2020.jpg

Интерьер собора. Со стенда в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 1946 году встал вопрос о восстановлении Борисоглебского храма. По распоряжению Управления по делам архитектуры при Совете министров УССР и правительственной комиссии по охране памятников при Совете министров УССР исследования и восстановление собора были поручены советскому архитектору Николаю Вячеславовичу Холостенку. Собор до этого времени оставался малоизученным, поэтому, в первую очередь потребовалось его обмерить и исследовать.

Начиная с 1947 года под руководством Н.В. Холостенка проводились археологические раскопки и исследование сохранившихся частей храма.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Борисоглебский собор. 1947 год. Источник – Архів Українського державного науково-дослідного та проектного інституту «УкрНДІпроектреставрація», м. Київ. Фонд зберігання 629. Б/н. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Центральная часть северного фасада. Фото 1947 года. Источник – Борисо-Глебский собор в г. Чернигове. Материалы обследования // Научный архив НЗ «София Киевская», КН-6534 / НАДР-1718. Фото 5. Фото без изменений

.

В 19471948 гг. Н.В. Холостенко провёл первый этап исследований. На тот момент многое всё ещё осталось невыясненным, а по ряду вопросов высказывались лишь предварительные соображения. Материалы отчёта Н.В. Холостенка использованы в публикации М.А. Остапенка «Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові».

D:\1 (1).jpg

План раскопок Борисоглебского собора. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/10_1.php. Выдержка из статьи Остапенка М.А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – С. 64. – Рис. 65. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

После 1948 года, в течение ряда лет, Н.В. Холостенко проводил как специальные раскопки, так и исследования в процессе восстановительных работ и разборки поздних кладок. Собор был исследован от низа фундамента до верха купола. Н.В. Холостенко раскопал остатки пристроек храма древнерусского времени: Северную галерею, завершающуюся с востока одноапсидной каплицей; Западную галерею, каплицу у юго-восточного угла; притвор перед южным порталом. В эти же годы раскопки на территории между Спасским и Борисоглебским соборами открыли:

«однокамерный терем» 2-й половины XI века. Согласно начальной версии, советского историка и археолога Владимира Андреевича Богусевича (умер в 1978 году), это терем, упомянутый в рассказе о похоронах князя Давыда Святославича в «Слове о князьях». Однако в современной литературе принято считать, что это – терем «Красного двора» Владимира «Мономаха», времён его княжения в ЧерниговеН.В. Холостенко, российский историк архитектуры Олег Михайлович Иоаннисян и другие;

башнеобразное сооружение с проездом («Епископские ворота», укр. Єпископська брама) с надвратной церковью, 2-я половина XII века;

внутри Борисоглебского собора в раскопе в северном нефе выявлен «двухкамерный терем» 2-й половины XI века, который находился на этом месте до строительства Борисоглебского храмаоставная часть Борисоглебского собора, охранный номер 812). Сооружение обычно датируют 1080-1090-ми годами и связывают с княжением в Чернигове Владимира «Мономаха» советский историк архитектуры, археолог Павел Александрович Раппопорт (умер в 1988 году), О.М. Иоаннисян и другие.

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\20) Е 2020.jpg

Северный неф Борисоглебского собора, погребения XVIIXVIII вв. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_105132.jpg

Погребения XVIIXVIII вв. в северном нефе храма. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\30) Е 2020.jpg

Одно из погребений начала XVIII века в северном нефе храма. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Раскопы в северном нефе проведённые Н.В. Холостенком, выявили также епископские гробницы XVIIXVIII вв., лежавшие на различных высотах по отношению к уровню пола времени захоронения. Здесь находились гробницы: архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (в миру – Лука Васильевич Баранович) (№ 2), Ф. Иннокентиевича 1708 года (№ 1) и одна неопределённая (№ 3), относящаяся к началу XVII века. Гробницы № 1 и № 2 были перенесены в северную апсиду, а гробница № 3 повёрнута параллельно западной стене. Это дало возможность открыть остатки «двухкамерного терема».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Северный неф храма. Раскопки Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото изменено (фрагмент)

.

Одновременно с понижением уровня пола в храме производились работы по разборке закладок северного и южного порталов и понижение закладки порога западного портала.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpg

Южный портал в процессе расчистки. 1950 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/10_1.php. Выдержка из статьи Остапенка М.А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – Рис. 71. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

Из закладки южного портала в 1950 году были вынуты две капители.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\3.jpg

Общий вид капители № 1. XII век. 1950 год. Материал – известняк. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/10_1.php. Выдержка из статьи Остапенка М.А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – Рис. 73. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4.jpg

Общий вид капители № 2. XII век. 1950 год. Материал – известняк. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/10_1.php. Выдержка из статьи Остапенка М.А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – Рис. 72. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\5.jpg

Капитель № 2. XII век. 1950 год. Материал – известняк. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/10_1.php. Выдержка из статьи Остапенка М.А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – Рис. 74. Фотографія. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

При последующих работах в 1956 году были найдены ещё два фрагмента одной из капителей, найденной в 1950 году, которая с пальметтой, и фрагмент третьей капители, выполненной в манере ранее найденных.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Угловой камень оформления порталаXII век. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 47. Фото без изменений

.

При понижении порога западного портала, кроме ранее обнаруженной здесь же капители с растительным орнаментом и фрагмента резной колонки, был найден угловой камень портала. Восточнее, в засыпке срубной гробницы XVII века была найдена половина капители со львом.

D:\borisoglebskiy-16.jpg

Фрагмент капители со львом. Материал – известняк. Раскопки Н.В. Холостенка, 1956 год. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Этот фрагмент капители, по манере резьбы подобный двум ранее найденным, позволил реконструировать общую схему третьей капители со львами.

D:\borisoglebskiy-17.jpg

Развёртки двух капителей и схема капители со львами. Составлена Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Схемы изображений на этих капителях, в общем очень широко распространённые, в частности, весьма близки по композиции к шитым медальонам ризы святого Антония Римлянина начала XII века. При расчистке слоя пола XVII века в южной части трансепта были найдены использованные как подкладки под лаги этого пола три куска резного камня. Составленные, они образовали угловой камень от плинтовой капители, очевидно, угловых пилястр храма. Таким образом, от возможных восьми фасадных капителей найдено целыми и в фрагментах пять, один камень плинтовой капители пилястры, а также угловой камень и фрагмент полуколонны от портала. Все эти находки связаны с 16271628 гг., когда устанавливали новый свод храма.

В общей сложности, раскопками вокруг Борисоглебского собора была вскрыта площадь около 1300 м², не считая раскопок между Борисоглебским и Спасским соборами, и выявлен весь комплекс его пристроен. Раскопы были доведены до уровня их пола и отмосток и лишь выборочно опущены до материка у северной и южной каплиц и северного портала галереи.

Галереи шли вдоль северного и западного фасадов храма.

D:\borisoglebskiy-18.jpg

Общий план храма с галереями. Раскопки Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Северная галерея заканчивалась с востока небольшой каплицей с одной апсидой. Западная галерея доходила до юго-западного угла храма.

С юга галереи не было, но у южного портала обнаружены остатки притвора (паперти), к которой с востока примыкала продолговатая каплица, оканчивающаяся апсидой.

Западный угол южного фасада храма остался незастроенным, что, может быть, не случайно, а связано с окружавшей храм застройкой. Как отметил Н.В. Холостенко, при понижении грунта к югу от юго-западного угла собора начали попадаться строительные остатки, но дальше раскопы не расширялись, и выяснение этогодело дальнейших исследований. 

Северная и западная галереи почти одинаковой ширины, внутри 3,94,1 метра, и имеют сходное конструктивное решение. У стен храма путём обкладки полуколонн по ширине пилястр создавался пилон, на который упиралась пята арки, переброшенная с него на пилястру наружной стены галереи. Каждый такой отсек перекрывался крестовым сводом, образующим сверху плоское покрытие. Остатки этих конструкций лежали на полу и у стен. Здесь же найдены фрагменты арочного карниза галереи. Снаружи и внутри стены галерей были расчленены пилястрами, совпадающими по разбивке с пилястрами храма. Между пилястрами, внутри стен, размещены погребальные ниши-аркосолии такого же размера, как и внутри храма 1,86 × 0,6-0,65 метра. Сохранились лишь их нижние части, а около северного порталаи нижние части их арочных перекрытий. Захоронений не сохранилось, найдены лишь мелкие кости, фрагменты гробов и отдельные предметы. В изголовья подкладывался кирпич-плинфа, частью соответствующие постройке храма, частью 2-й половины XII и XIII вв. Своды и стены галерей были покрыты фресками, найдено много их фрагментов и часть росписи на северной стене галереи в виде панели (завеса).

В остатках стен галерей сохранились низы порталов: в северной стенеодноуступчатый шириной 1,38 метра, а в западной – из полуколонок.

D:\borisoglebskiy-19.jpg

Косяк западного портала галереи. Раскопки Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Найден угловой камень и фрагменты полуколонн, видимо происходящие от западного портала галереи. Двери порталов ставились на подпятники: севернаяна каменный, западнаяна мраморный.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мраморная подставка под шип двери портала входа в галерею. Фото 1947 года. Источник – Фотографии к отчёту об архитектурноархеологических исследованиях Борисоглебского собора в г. Чернигове в 1947 г. Перечни, фото руин и находки // Научный архив ЧП «София Киевская», НДФ-6102/3. Фото 13. Фото без изменений

.

Полы галерей состояли из поливных (глазурованных) керамических плиток размерами 20 × 20 × 2,02,2 см и 19 × 19 × 2,32,5 см, которые укладывались на цемяночном растворе по слою мелкого боя. В тех местах, где они перекладывались при устройстве под ними захоронений, они положены на глине. При расчистке пола выявлено, что под полом северной галереи захоронения лежат рядами поперёк галереи, разделённые перегородками в полкирпича. Захоронения не были раскопаны в связи с ограниченными возможностями экспедиции.

Напольные плитки лежали рядами, параллельными стенам галерей. Их расцветка: красно-коричневая, жёлтая, зелёная, в западной галерее попадались чёрные. Изучение сохранившихся остатков пола показало, что при наборе он делился на участки. В каждом участке ряды одного цвета укладывались по диагонали, но менялись направлением. Два диагональных ряда одного цвета разделялись рядом другого. Очень интересно, констатировал Н.В. Холостенко, что такое разнообразие раскладки перекликается с мотивом раскладки цветов в украинских плахтах.

На уровне пола галерей сделано много находок: фрагменты подсвечников, части хороса, кресала, обломки стеклянных браслетов и посуды, а также бронзовые подвески и прочее. После окончания раскопок были взяты образцы плиток, а пол прикрыли слоем песка, грунта и кирпичной выстилки.

Каплица северной галереи отделялась от стены галереи двухуступчатой пилястрой. Каплица квадратная, 5,3 × 5,3 метра. С востока полуциркульная маленькая апсидка, расчленённая по оси полуколонкой. Внутри апсиды сохранилось основание престола из кирпича-плинфы. С галереей каплица была связана нешироким проёмом, а с северной апсидой храмаещё более узким проёмом, но заложенным при строительстве храма. В наружной стене каплицы сделан аркосолий 1,85 × 0,85 метра. Общая структура каплицы перекликается с решением Ильинской церкви, а по общей композиции и размеру также близка к Боннской церкви, 5,6 × 5,6 метра (К. Миятев. Роспись Боннской церкви. София, 1961, таблица в конце текста). Пол в каплице не сохранился, но на его уровне в россыпи найдены смальты кремового, зелёного и жёлтого цветов, возможно, пол был мозаичный.

Южная каплица имела продолговатую форму, имея ширину 3 метра. Снаружи она имела угловые пилястры. Пол каплицы сильно повреждён захоронениями, остались лишь небольшие фрагменты подготовки и россыпи смальты кремового, жёлтого и зелёного цвета, вероятно, как и в северной каплице, пол был мозаичный.

Стены южного притвора (паперти) перед южным порталом и его внутренняя часть сильно повреждены поздними захоронениями. Хорошо сохранился лишь юго-западный угол притвора с пилястрами и фрагменты пола из таких же, как в галереях, керамических плиток. В развале его стен был найден богатый клад.

Согласно выводам Н.В. Холостенка анализ конструкций пристроек, техники кладки, строительных материалов, в частности кирпича-плинфы и знаков на ней, показывает, что галереи были пристроены к церкви сразу же после её окончания, или во всяком случае, через небольшой промежуток времени. Южная каплица строилась несколько позднее.

В процессе исследования галерей было установлено, что в них был произведён большой ремонт с закладкой поперечных арочных проёмов. При этом для прохода оставлялись проёмы шириной 7276 см. В угловых отсеках были заложены и ниши между пилонами у стен храма. Закладки делались порядовой кладкой красной плинфой размером 2627 × І920 × 4,55 см, без подрезки швов, на розоватом растворе с крупной цемянкой. Плинфа и тип кладки датируются 2-й половиной XII века. По размерам и меткам плинфа очень близка к плинфе сооружения с проездом («Епископские ворота»), открытого раскопками между «однокамерным теремом» и Спасским собором, Пятницкой церкви и других памятников этого времени. Особенно близки они к плинфе и знакам на ней с «Михайловской церкви», имеется в виду храм, обнаруженный в 1955 году. В этом отношении весьма характерен имеющийся на плинфе обоих храмов знак в виде двузубца с отрогом внизу. Такие знаки совершенно отсутствуют среди знаков основного объёма Борисоглебского храма и обычны для построек 1160-х – 1180 годов.

Ниже представлен общий вид Борисоглебского храма со всеми пристройками, реконструирован на основе найденных фрагментов и сохранившихся частей в ходе исследований Н.В. Холостенка.

D:\borisoglebskiy-22.jpg

Вид храма с северо-запада. Перспектива. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове // СА. – 1967. – № 2. – С. 207. – Рис. 18. Фото без изменений

.

В ходе исследований Н.В. Холостенка выяснилось, что основное ядро древнего храма полностью уцелело: это вся центральная часть с барабаном и куполом, но без сводов, стены до нижней части закомар и хоры. Алтарная часть храма сохранилась значительно хуже, всего до высоты 6080 см. Таким образом, исследования храма позволили установить характер и объём перестроек и реконструкций, которым подвергался собор за всё время его существования.

В 1952 – 1958 гг. Борисоглебский собор был капитально реконструирован с целью возвращения ему первоначальных форм («в формах XII века») за проектом и под руководством Н.В. Холостенка. В ходе этих работ: переделаны верха, восточная часть собора середины XIX века была разобрана и восстановлены древние апсиды. Закомарное перекрытие было восстановлено на деревянных стропильных фермах над кирпичными сводами ХVІІ века, за счёт чего образовался чердак, где сохранены для обзора остатки древних коробовых сводов. Для воспроизведения утраченных элементов использовали найденную в закладках и развалах древнюю плинфу, затем – современный кирпич и бетон; из синтетических материалов выполнили имитацию шиферных (пирофиллитовых) плит в ограждении хоров и в омфалии. Внутри собора пол был оставлен на древнем уровне, и выполнен современной керамической плиткой, которая по размерам и цвету имитировала древнюю, а его сохранившиеся части реставрированы. Кладки, кроме нескольких демонстрационных зондажей, были оштукатурены и забелены. Для обозрения были оставлены остатки фундаментов и кладок «двухкамерного терема» в северном нефе. Была разобрана повреждённая авиабомбой западная пристройка к храму 1672 года – восьмигранная башня (колокольня-притвор), возведённая в стиле украинского барокко. Галереи и каплицы окружающие первоначальный храм из-за отсутствия необходимых данных об их облике не восстанавливались. От них уцелели только нижние части стен и фундаменты, над их остатками соорудили кирпичную кладку.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\66) Е 2020.jpg

Работы с реконструкции Борисоглебского собора. Со стенда в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южный фасад собора в процессе реставрации. Фото 1953 года. Источник – Богусевич В.А. Черниговская археологическая экспедиция Института археологии АН УССР в 1953 г. // Научный архив ИА НАН Украины. Фонд экспедиций. 1953/6. – Табл. VII: 2. Фото без изменений

.

Многие известные архитекторы и историки признали такой подход к реставрации неправильным, поскольку, на их взгляд, разрушенная оригинальная архитектура барочного стиля XVII века является более ценной, чем примерно воспроизведённая архитектура домонгольского периода, тем более, что немало храмовых фрагментов восстановили из современных материаловбетона и оргстекла.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Капитель из оргстекла с мраморной крошкой, вмонтированная в реставрированную кладку. Фото 2013 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

В 1960 году исследовательские и ремонтно-реставрационные работы были окончательно завершены. Коллекция Н.В. Холостенка, собранная во время реставрационных работ в Борисоглебском соборе, хранится в фондах Черниговского национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній»).

D:\1 (2).jpg

Борисоглебский собор. 1960 год. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/8.php. Державний архів Чернігівської області, один. збер. 0–9676. Фотографія. Фото без изменений

.

24 августа 1963 года храм взят на государственный учёт, ему присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения под названием Борисоглебский собор с охранным № 812.

D:\101338498.jpg

Открытка «Борисоглебский собор». Архитектурные памятники Украины.Киев: Мистецтво, 1966. Источник https://violity.com/pl/106340181-1966-g-chernigov-borisoglebskij-sobor-1120-1123-g-g. Фото без изменений

.

В 1967 году Борисоглебский собор вошёл в состав Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне Национальный заповедник «София Киевская»).

В 1970 году реконструкция Борисоглебского собора была завершена.

В 1972 году собор вошёл в состав Государственного архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (ныне Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний»). В соборе открыт музей с экспозицией, отражающей историю этого храма. Кроме того, храм стал также Домом хорового наследия, где проходят концерты духовной музыки.

В Борисоглебском соборе размещены две постоянные выставки: «Архитектура и быт Чернигова XIXIII вв.» (укр. Архітектура та побут Чернігова XIXIII ст.), «Древнерусские фрески» (укр. Давньоруські фрески). На хорах собора действует постоянная выставка «Церковные древности XVIII – XIX ст. (укр. Церковні старожитності XVIII XIX ст.)церковная утварь и иконы из иконостаса Собора Рождества Пресвятой Богородицы (укр. Собор Різдва Богородиці), что в Козельце (укр. Козелець, ныне посёлок городского типа в Черниговском районе Черниговской области).

.

D:\Борисоглебский_собор_в_Чернигове.jpg

Вид с юго-востока. Фото 11 мая 2009 года. АвторИерей Максим Массалитин. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 2.0 Generic. Фото без изменений

.

D:\Czernigow_06.jpg

Вид с юго-востока. Фото 14 февраля 2010 года. Автор – Сергій Криниця (Haidamac). Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

D:\2560px-8116_Чернигов._Вид_на_Борисоглебскую_церковь_и_Спасопреображенский_собор.jpg

Северный фасад. Фото 16 июля 2015 года. Автор – Сараев Илья Иванович. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

D:\2017_Борисоглібський_собор_у_Чернігові.jpg

Восточный фасад. На переднем плане Памятник святому благоверному князю Игорю Ольговичу. Фото 23 апреля 2017 года. АвторNomad0212. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_115630.jpg

Перед апсидами Борисоглебского собора Памятник святому благоверному князю Игорю Ольговичу, установлен 2 октября 2012 года. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА C XX ВЕКА отключены