ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Из летописей известно, что Благовещенская церковь была построена на Новом княжем дворе в северо-восточной части расширенного черниговского Детинца, на высоком берегу реки Стрижень (укр. Стрижень), великим князем Киевским Святославом III Всеволодовичем (укр. Святослав Всеволодович). Её строительство было завершено в 1186 году и церковь была освящена в марте того же года. В Ипатьевской летописи сказано: «В лето 6694 (1186) месяца марта, Святослав Всеволодичь святи в Чернигове церковь святого Благовещения, юже бе сам создал». Поскольку праздник Благовещения приходится на 25 марта, то совершенно ясно, что в этот день и был освящён храм.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\107160.jpg

Благовещенская церковь. Реконструкция. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/33.php. Державний архів Чернігівської області. Рибаков Б.О. Благовіщенська церква у Чернігові 1186 року за даними розкопок. Архітектурні пам’ятники. – Київ, 1950. – С. 63. – Рис. 64. Документи онлайн публікуються вперше. Фото без изменений

.

В 1239 году во время монгольского нашествия, традиционно считалось, что Благовещенская церковь значительно пострадала, даже вплоть до её полного разрушения, хотя свидетельства источников на этот счёт отсутствуют. На основании проведённых археологических исследований в 1946 – 1947, 20072008 гг. можно предположить, что Благовещенская церковь, не получила значительных повреждений во время этих событий и продолжала функционировать.

С ХV века в период, когда Чернигов переживал упадок, Благовещенская церковь начала постепенно разрушаться. К этому времени, вероятно, относится мощный развал кирпича-плинфы, зафиксированный у её стен в ходе археологических раскопок в 20072008 гг.

В XVIXVII вв. обветшалый храм был разобран, так как стал непригодным для использования. Стены были разобраны на пять-шесть кирпичей выше пола, что соответствует уровню поверхности земли в XVII веке. Это свидетельствует, что в этом столетии и были разобраны руины древнего храма. Вероятно, эти работы были проведены, чтобы на этом месте возвести новый храм.

В XVII веке на месте древнего храма была построена деревянная Благовещенская церковь. Основываясь на археологических исследованиях, советский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) считал, что при её строительстве были использованы фундаменты старой церкви, в которых вырубили гнёзда для деревянных стоек новой, и называл её «небольшой деревянной церковковкой» в пределах алтарной части древней церкви. Алтарь новой церкви был размещён точно на месте древней. Что соответствовало традиции строительства храмов: если церковь разрушалась, то новую возводили на том же месте, сохраняя и её название.

По мнению украинского археолога и черниговского краеведа Петра Ивановича Смоличева (укр. Петро Іванович Смолічев, репрессирован в 1944 или 1947 году), новый храм был построен не позднее 1650-х годов, поскольку в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского хранилось принадлежащее священнику этой церкви Евангелие с датированной, 1659 годом, надписью. Местная традиция связывает строительные работы с именем черниговского полковника в 1672 – 1685 гг. Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський, умер в 1702 году) и относит её строительство к 1676 году. Согласно тексту эпитафии В.К. Дунина-Борковского, деревянная Благовещенская церковь была сооружена за его счёт: «…его память храм Благовещенский, их же создав оукраи иконами зело».

Благовещенская церковь XVIIXVIII вв. известна по описаниям Чернигова составленным в конце ХVІІІ – начале ХІХ вв. российским историком Левобережной Украины Афанасием Филимоновичем Шафонским (умер в 1811 году) и черниговским историком-краеведом Михаилом Егоровичем Марковым (умер в 1819 году). Как сообщал в своём труде А.Ф. Шафонский, деревянная Церковь Благовещения стояла до пожара 1750 года «от вала на западную сторону». В дополнение к этому М.Е. Марков отмечал, что «по обычаю здесь воздвигать новые церкви вместо старых в прежние наименования» она построена на месте более древнего храма Благовещения. Он также определял дату постройки церкви – около 1676 года.

Первым, и пока единственным известным изображением Благовещенской церкви является миниатюра на плане города, так называемом «Абрисе Черниговском» (укр. Абрис Чернігівський) датированном 1706 годом. Этот план был впервые опубликован Людмилой Андреевной Пляшко (укр. Людмила Андріївна Пляшко) в 1971 году. На «Абрисе Черниговском» важнейшие здания города изображены в виде схематических рисунков их боковых фасадов.

D:\Абрис_Черниговский.jpg

Фрагмент «Абриса Черниговского» 1706 год. Фото с копии. Оригинал хранится в отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге, Российская Федерация. Копия в Черниговском областном историческом музее В.В. Тарновского, ВСП 579/1. Фото без изменений

.

Судя по миниатюре на плане, которая сопровождается соответствующей надписью – «Благовешченска», деревянная Благовещенская церковь находилась в северной части Черниговской крепости близ вала, «на правую сторону» от Погорелых (укр. Погорілих) ворот. На плане она представляет собой довольно крупную крестообразную постройку в стиле украинского барокко, увенчанную пятью банями (куполами). По периметру церкви находилась одноярусная крытая галерея. Центральный вход с западной стороны, ещё два дополнительных входа существовали с северной и южной сторон.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вверху – деревянная пятисрубная Благовещенская церковь с пятью верхами; ниже – каменная Воскресенская церковь (укр. Воскресенська церква). Фрагмент копии плана «Абриса Черниговского», 1706 год. Источник – Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского, ВСП 579/1. Фото без изменений

.

Это несколько не согласуется с тезисом Б.А. Рыбакова о «небольшой деревянной церковке» в пределах алтарной части древней церкви. Украинский искусствовед Анатолий Кондратович Адруг (укр. Анатолій Кіндратович Адруг) считает, что не исключено, что определение А.Ф. Шафонским Благовещенской церкви ХVІІ века как «деревянной», используемое всеми позднейшими авторами, объясняется не постройкой нового здания, а частичным восстановлением либо перестройкой старого с использованием деревянных конструкций в соответствии с финансовыми возможностями того времени, как это было в других древнерусских храмах Чернигова. Данное предположение тем более вероятно, что к моменту создания труда А.Ф. Шафонского Благовещенской церкви уже не было, и автор видеть её не мог.

В 1750 году во время пожара Благовещенская церковь сильно пострадала, и прекратила своё существование. Существуют также свидетельства, что деревянная пятиверхая Благовещенская церковь с приделом Воскресения Господнего была разобрана в 1772 году «для красоты площади».

В 1876 году после обрушения части высокого берега реки Стрижень в восточной части Детинца, подмытого водой после весеннего паводка, были обнаружены остатки древнерусской постройки. В следующем году у подножия обрыва был найден клад из девяти серебряных денежных черниговских гривен, это привлекло внимание археологов и историков. Эти гривны приобрёл российский археолог Турвонт Венедиктович Кибальчич.

В июне 1878 года Т.В. Кибальчич расчистил выступавшие в обрыве остатки стен. В ходе исследований было выявлено 19 разновременных погребений, среди которых одно было в гробу с остатками серебряной парчи. На нижних частях стен в интерьере уцелели остатки штукатурки с фресковыми росписями, принятые исследователями за останки росписи поздних крипт, встроенных в пространство древних галерей. Несколько позднее, в том же 1878 году, этот участок был повторно вскрыт российским археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым. Полученные в ходе работ материалы позволили ему прийти к выводу, что в этом месте под землёй сохранились руины древнерусской трёхапсидной церкви, по размерам не уступавшей черниговской Церкви св. Спаса.

В публикации материалов раскопок Т.В. Кибальчич высказал предположение, что на краю террасы реки Стрижень, там, где открылись остатки древнего храма, некогда располагался княжеский двор. При этом он ссылался на местные предания, а также на роскошный вид, раскрывающийся с этого места, и на летопись: «По преданию и по летописи вблизи этого места был княжеский двор черниговских удельных князей». К сожалению, непонятно, какое именно летописное сообщение подразумевал Т.В. Кибальчич. Д.Я. Самоквасов поддержал эту идею. Он считал, что насыщенность культурного слоя вокруг руин различными бытовыми вещами также свидетельствует о существовании здесь княжеского двора. По его мнению, обнаруженный храм был «дворцовой княжеской церковью удельного периода», строительство которой князем Святославом Всеволодовичем упомянуто в Ипатьевской летописи под 1174 годом: «… заложиша церковь камену в Чернигове, на княже дворе, святого Михайла».

В 1908 году на выставке XIV Археологического съезда в Чернигове экспонировалось 110 пластин смальты, найденных «у подножия горы, на которой находился княжеский дворцовый храм». В Каталоге выставки отмечено, что всего такой смальты было несколько пудов (то есть – несколько десятков килограмм).

В 1909 году дальнейшее разрушение берега побудило членов Черниговской губернской учёной архивной комиссии П.С. Кармалея (укр. П.С. Кармалей) и М.А. Сахновского (укр. М.А. Сахновский) провести раскопки на краю террасы реки Стрижень. Однако им удалось заложить всего несколько траншей, так как собственник земли не дал согласия на дальнейшее проведение работ. В ходе исследований была частично расчищена алтарная часть церкви древнерусского времени, а также 9 могил. Коллекция находок с раскопок 1909 года была утрачена во 2-й половине ХХ века, однако сохранилось её описание.

Материалы раскопок 1909 года поступили в музей Черниговской губернской учёной архивной комиссии, а затем, в 1924 году, – в Краевой исторический музей (ныне Черниговский областной исторический музей имени В.В. Тарновского), где ими заинтересовался заведующий археологическим отделом Пётр Иванович Смоличев. В статье, посвящённой Чернигову княжеских времён, он предположил, что храм над Стриженем является не Михайловской, а Благовещенской церковью, упомянутой в Ипатьевской летописи под 1186 годом. На такую мысль его натолкнули обнаруженные в 1909 году в апсидной части храма участки кладок из кирпича-пальчатки в сочетании с гнёздами для столбов, пробитыми в более древних участках стен. По его мнению, всё это следы существования деревянной Благовещенской церкви XVIIXVIII вв., построенной на месте раннего одноимённого храма.

В 1944 году, в качестве эксперта Государственной чрезвычайной комиссии по учёту немецких злодеяний, Чернигов посетил советский археолог Борис Александрович Рыбаков. Он отметил руины над Стрижнем как один из перспективных объектов для будущих исследований.

В 1946 – 1947 гг. археологическая экспедиция под руководством Б.А. Рыбакова провела основательные исследования остатков храма, раскрыв их почти полностью.

D:\002 - копия.jpg

6 – Благовещенская церковь; 75 – Детинец, раскопки 1946 года. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013. Фото изменено (фрагмент)

.

Работы начались с горизонтальной зачистки обвалившегося края террасы реки Стрижень на протяжении свыше 70 метров в поисках следов раскопов конца XIX – начала ХХ вв. В результате Б.А. Рыбаков пришёл к выводу, что после оползня берега в 1930-х годах открытая в 1909 году алтарная часть церкви была уничтожена, а северная галерея, раскопанная в 1878 году, сохранилась.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Черниговский Детинец по Б.А. Рыбакову. Источник – Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА, 1949. № 11. С. 61. Рис. 28. Фото без изменений

.

Церковь была построена на участке, где до этого отложился мощный культурный слой XXII вв. Были обнаружены древнеславянские землянки с лепной керамикой VIIVIII вв., глиняными пряслицами и костяными проколками. Этот слой, сильно нарушенный поздними перекопами, прослежен на всём протяжении профиля. В профиле прослежены остатки крепостного вала конца XVII века, срытого в 1803 году. Зачистка берега обнаружила торцы шести кирпичных кладок XII века.

D:\1575134285.44295de2a44d6c23477056022_2548756265411217_2350703702102245376_o.jpg

Край террасы реки Стрижень с остатками храма. Фото 1946 года. Источник – https://val.ua/site/113954. Фото без изменений

.

В публикации материалов исследований 1940-х годов Б.А. Рыбаков уделил стратиграфии участка, прилегавшего к Благовещенской церкви, значительное внимание. Он выделил отдельные горизонты и интерпретировал их на основании письменных сообщений об истории Чернигова ХІІХХ вв. Однако, проанализировать его выводы сегодня сложно, поскольку в отчётах об исследованиях и в публикации результатов работ отсутствуют соответствующие иллюстративные материалы.

Борис Александрович Рыбаков был поражён необычной для древней Руси точной ориентировкой церкви – её поперечная ось отклонена к востоку только на 1,, у других древних храмов Чернигована 3060°.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

План раскопов 1946 году на черниговском Детинце по Б.А. Рыбакову. Улица Гончая, ныне улица Музейная. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // НА ИА НАНУ. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 2. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Раскоп 1946 года. Общий вид с северо-востока. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // Научный архив ИА НАН Украины. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 15. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План храма по раскопкам 1946 года, по Б.А. Рыбакову. Источник – Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА, 1949. № 11. С. 62. Рис. 29. Фото без изменений

.

Проведённая в 1946 году зачистка края террасы реки Стрижень обнаружила под слоем извести от строительства церкви, гробницу у южной паперти. В общей сложности в храме и галереях сохранились несколько разновременных гробниц, при этом самая древняя находилась в восточном помещении южной галереи, где в 1947 году были обнаружены остатки погребального сооружения (Гробница № 4). Это единственное погребение, которое Б.А. Рыбаков в итоге счёл домонгольским. Первоначально он склонен был отнести к этому времени все могилы в алтарной части храма и в криптах (склепах). По мнению Б.А. Рыбакова, Гробница № 4 относится к князю Трубчевскому Всеволоду Святославичу (1196 год).

Остальные гробницы, всего их было 5, первоначально раскрытые в 1878 и 1909 годах, а затем повторно исследованные в 1946 году оказались сложенными на известковом растворе из кирпичапальчатки, который Б.А. Рыбаков датировал ХIVХVІІ вв. Только несколько гробниц, внутри галерей и одну в алтарной части храма, Б.А. Рыбаков отнёс к ХІV веку, поскольку в их заполнении были найдены фрагменты керамических сосудов этого времени. Однако в последнем случае датировка не выглядит убедительной, так как керамика могла попасть в засыпку могильных ям из культурного слоя, в то время как сами они принадлежат к более позднему периоду.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Гробница ХVІІ века в северной галерее, исследована в 1878 и 1946 годах. Фото 1946 года. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // Научный архив ИА НАНУ. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 53. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Западный участок северной галереи церкви. Вид с юго-запада. Фото 1946 года. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // НА ИА НАНУ. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 22. Фото без изменений

.

В общей сложности в ходе экспедиции был обнаружено 31 захоронение. Согласно исследованиям Б.А. Рыбакова, было выделено три периода существования кладбища вокруг церкви: I – до 1239 года; II – 1239 год — XIV век; III – конец XVII века1750 год, последнее погребение датировано 1729 годом. По мнению Б.А. Рыбакова, существовали погребения и периода строительства храма 1183 – 1184 гг. Во многих захоронениях II-го периода справа от головы усопшего найдены горшки с зерном и угольками.

На основании исследования погребального инвентаря как П.И. Смоличев, так и Б.А. Рыбаков большинство захоронений датировали ХVІІХVІІІ вв. Время возникновения позднего некрополя Благовещенской церкви оба исследователя безоговорочно связывали с деревянной церковью Благовещения. Однако практика устройства захоронений на местах утраченных древних храмов или в пределах их руин, то есть на освящённом месте, в эпоху Средневековья была общепринятой во всём христианском мире. Такие захоронения могли возникать уже вскоре после разрушения храмов и затем продолжали устраиваться ещё в течение нескольких столетий. Таким образом, возникновение позднего некрополя не обязательно свидетельствует о синхронной ему постройке новой церкви на развалинах древней.

В этой связи интересен факт, отмеченный Б.А. Рыбаковым: в юго-западном углу Благовещенской церкви были «выдолблены в кирпиче два ложа для покойников». По его мнению, это говорит о том, что на момент возникновения кладбища стены древнего храма были уже разобраны. Впрочем, из материалов отчёта нельзя уяснить, что эти «ложа» собой представляли и где находились.

В сезон 1947 года Борис Александрович Рыбаков открыл руины древнего храма практически полностью. От храма сохранились фундаменты и участки стен, до 13 рядов кладки высотой 1,5 метра от уровня пола, частично разрушенные в юго-западной части поздней постройкой. Апсиды храма полностью утрачены, обрушившись в реку. Стены были сложены из кирпича-плинфы светло-жёлтого и красного цветов. Плинфа применялась в основном двух форматов: 28 × 25 × 6 см и 24 × 19 × 3 см. На многие плинфы при их изготовлении были нанесены знаки, чаще всего княжеские, в виде двузубца или трезубца.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Плинфа со знаками и метками. Фото 1946 года. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // Научный архив ИА НАН

Украины. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 26. Фото без изменений

.

Кладка выведена аккуратно и точно, все внутренние и внешние членения стен строго соответственны. Пол был устлан глазурованными керамическими плитками, а в центральном нефе, трансепте и центральной апсиде – мозаикой из крупных пластин смальты. Найденная наибольшая за размерами пластина смальты 9,6 × 3,7 × 0,9 см, превышала все ранее найденные до 8 см. Частично сохранились участки мозаики: с изображением павлина в северной части подкупольного пространства (омфалия) и геометрический узор в переходе из северного нефа в галерею. Согласно выводам Б.А. Рыбакова мозаичная часть пола Благовещенской церкви занимала всю площадь центрального нефа и трансепта.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мозаика с изображением павлина. Фото 1946 года. Источник – Рыбаков Б.А. Раскопки в Черниговском детинце в 1946 году // Научный архив ИА НАН

Украины. Фонд экспедиций. 1946/26. Рис. 66. Фото без изменений

.

D:\1575134332.76465de2a47cbaaf879360881_2548756352077875_6037311472151822336_o.jpg

Фрагмент мозаики с изображением павлина. Реконструкция. Источник – https://val.ua/site/113954. Фото без изменений

.

Частично сохранившиеся мозаики были демонтированы, вывезены, восстановлены и ныне экспонируются в Государственном историческом музее в Москве, Российская Федерация.

В ходе раскопок в обвалах берега и на окружающем участке обнаружены: лекальная плинфа, керамические детали от аркатурного пояса, обломки штукатурки с остатками фресковой росписи, фрагменты голосников, глазурованные керамические плитки, большое количество мозаичной смальты разных цветовжёлтая, зелёная, красная, синяя, коричневая, для полов, а также обломки белокаменных резных блоков.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Обломки белокаменных резных блоков из известняка, по Б.А. Рыбакову. Источник – Рыбаков Б.А. Древности Чернигова//МИА. – 1949. – № 11. – С. 85. – Рис. 48. Фото без изменений

.

Найдены также обломки белокаменной резьбы с орнаментом в виде плетёнки, – изображение птицы. По мнению Б.А. Рыбакова – остатки оформления кивория в алтарной апсиде, хотя, как отмечала исследовательница каменной пластики Татьяна Александровна Чукова (умерла в 2005 году), убедительных доказательств в пользу такого предположения нет.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Обломки белокаменного резного блока из известняка с изображением птицы(?), по Е.И. Архиповой. Источник – Архипова Є. Скульптура та архітектурний декор // Історія українського мистецтва у 5 т. – К., 2010. – Т. 2: Мистецтво середніх віків. – С. 549. Фото без изменений

.

По результатам этих раскопок и предыдущих исследований Б.А. Рыбаков попытался воспроизвести план древней церкви. Так как, восточная часть фундаментов храма не сохранилась, воссоздание плана алтарной части храма носит условный характер. По заключению Б.А. Рыбакова, разрушенный храм был большим, приблизительно 29,5 × 26,0 метров, 3-апсидным, 6-столпным, с нартексом, храм окружён с трёх сторон галереямиусыпальницами. Исходя из конструкции фундаментов галерейих большой ширины и глубины закладки, Б.А. Рыбаков предположил, что они имели высоту не столь малую, как галереи Софийского собора в Киеве, а значительно большую, возможно, даже на всю высоту стен церкви. Исследователь считал, что это кафедральный собор, построенный князьями из династии Ольговичей в противовес старому кафедральному Спасо-Преображенскому собору. Эта его мысль и утвердилась в литературе. Начиная с момента публикации материалов исследования Б.А. Рыбакова черниговский храм над Стрижнем принято называть Благовещенским собором.

D:\1575134312.94315de2a468e645574342444_2548756205411223_8674777908541128704_o.jpg

План Благовещенской церкви. Источник – https://val.ua/site/113954. Фото без изменений

.

На основании анализа письменных источников, топографии черниговского Детинца и архитектурных форм храма Б.А. Рыбаков утверждал, что это Благовещенский храм, построенный Святославом Всеволодовичем. Знакомство с материалами работ 1940-х годов показывает, что, древняя Благовещенская церковь была разрушена не ранее ХVІІ века. В отчёте, со ссылкой на анализ письменных источников, прямо указано, что своды храма обвалились между 1636 и 1676 годами, а затем постройку разобрали. Рассмотрев стратиграфию исследованного участка, Б.А. Рыбаков приходит к такому выводу: «Вопреки мнению исследователей, что Благовещенская церковь разрушена во времена татарщины, раскопки не обнаружили ни одного признака катастрофы: ни мощного зольного слоя, ни стерильной прослойки времён запустения … можно полагать, что действия татар в 1240 г. на Киевщине имели значительно более тотальный характер, чем поход 1239 г. на Черниговщину». Тем не менее, в публикации результатов работ отмечено, что Церковь Благовещения была разрушена именно во время монгольского нашествия «когда татары бросали на город огромные каменья», хотя «следов Батыева погрома … не замечено».

После завершения раскопок Б.А. Рыбакова остатки церкви были засыпаны грунтом из отвалов. Впоследствии край террасы, где она расположена, ещё несколько раз подсыпали для закрепления берега. Где находятся экспонаты с раскопок 1946 – 1947 гг. неизвестно. Генеральный директор Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній») в 2015 2021 гг. Юрий Алексеевич Соболь (укр. Юрій Олексійович Соболь), считает, что они находятся в Государственном историческом музее в Москве: «Мы хотим знать, что они вывезли с Украины».

В 2007 – 2008 гг. Черниговская археологическая экспедиция под руководством украинского археолога Елены Евгеньевны Черненко (укр. Олена Євгенівна Черненко) и черниговского археолога Андрея Леонидовича Казакова (укр. Андрій Леонідович Казаков) исследовали территорию прилегающую к древнему храму. Из-за недостаточно точной привязки на местности во время исследований 1940-х годов определить нахождение руин храма удалось только приблизительно. При сопоставлении указанных на плане 1946 года ориентировтрасса улицы, сохранившиеся здания и так далеес современными картографическими материалами обнаружилась ошибка, достигающая 10 метров. По результатам шурфовки, проведённой в начале работ, удалось определить местоположение стены южной галереи храма, однако этого, безусловно, было недостаточно для точной локализации всей постройки.

Раскоп 19 × 31 метр, на улице Горького, 1 (ныне улица Музейная, 1) непосредственно на краю террасы реки Стрижень, площадью около 600 м², находился примерно в 10 метрах на юго-восток от стен разрушенной церкви, вдоль южной галереи храма.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Раскоп 2007 – 2008 гг. на черниговском Детинце. Чертёж Е.Е. Черненко. Источник – Черненко Е.Е. К вопросу об истории Благовещенской церкви в Чернигове. https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6117/1/%D0%9A%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5.pdf. Фото без изменений

.

Полученные в ходе исследований материалы позволили несколько уточнить стратиграфию северо-восточного участка черниговского Детинца, а также скорректировать представление об истории Благовещенской церкви. В ходе работ было зафиксировано, что по всей территории раскопа от уровня поверхности находятся слои, содержащие современный строительный и бытовой мусор. Было установлено, что они образовались в результате засыпки раскопа 19461947 гг. и нескольких последующих подсыпок края террасы. При этом отмеченные Б.А. Рыбаковым в 1940-х годах напластования конца XVIII – 1-й половины ХХ вв. оказались полностью уничтоженными.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Юго-восточный профиль раскопа 20072008 гг. на черниговском Детинце. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6114/1/%d0%94%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d1%8c%d0%be%d1%80%d1%83%d1%81%d1%8c%d0%ba%d1%96%20%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%20%d1%96%20%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b0%20%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b0.pdf. Фото без изменений

I – слои ХVХVІІІ вв. со строительными остатками древнерусского времени;

ІІ – развал плинфы с цемяночным раствором и обломки штукатурки со следами фресок;

1 – культурные слои ХІІХІV вв.;

2 – культурные слои ХХІ вв.;

3 – слой с цемяночным раствором и строительным мусором времени строительства Благовещенской церкви.

.

Древние слои наблюдаются с глубины около 1 метра. Это слабо гумусированные почти аморфные напластования, насыщенные строительным мусором древнерусского времени. В них выявлены: цемянка, обломки кирпича-плинфы жёлтого и красного цвета, поливная (глазурованная) плитка, обломок резного белокаменного блока и тому подобное. Кроме того здесь в большом количестве были представлены материалы, связанные с внутренним убранством храма, в том числе – около 200 больших пластин смальты, аналогичной той, которая использовалась в сохранившихся участках мозаичного пола, зафиксированных Б.А. Рыбаковым в самой Благовещенской церкви. Вместе со строительными материалами древнерусского времени встречались изразцы, обломки круговой и стеклянной посуды ХVІІХVІІІ вв., а в нижнем ярусе напластованийфрагменты сосудов ХV века.

Среди археологических объектов, этому слою соответствовали – 18 захоронений, ямы и постройка ХVХVІІ вв. В северо-западной части раскопа, у стены церкви, находился сплошной развал кладки из плинфы и цемяночного раствора мощностью более 1 метра, вероятно, часть развала внешней стены южной галереи Благовещенской церкви, там же найдены фрагменты штукатурки со следами фресковой росписи. Все эти объекты датированы на основании находок монет и керамической посуды.

Вероятно, данный «горизонт разрушения», соответствует тому, который Б.А. Рыбаков связывал с нивелировкой руин древнерусского храма перед строительством в XVII веке новой, деревянной Благовещенской церкви. Однако, судя по всему, по мнению Е.Е. Черненко, эти напластования сформировались на протяжении длительного времени вследствие постепенного обвала древнерусского храма и, возможно, его расчистке для ремонта. Последнее предположение позволяет объяснить наличие в «горизонте разрушения» довольно большого количества находок, связанных с внутренним убранством храма: смальта, керамическая плитка для пола.

Ниже «горизонта разрушения» находились напластования, которые содержали материалы XII XIV вв., они достигали мощности 50 см. При этом «домонгольские» и «послемонгольские» пласты чётко не разграничивались. Таким образом, исследования 20072008 гг. подтвердили отсутствие следов «Батыева погрома» и последующего запустения вокруг Благовещенской церкви. О непрерывности жизни на данном участке в это время свидетельствуют не только имеющиеся в культурном слое фрагменты «послемонгольских» типов посуды, но и остатки не менее пяти построек и ряд хозяйственных ям. Судя по всему, на этом участке Детинца в течение ХІІХV вв. постройки постоянно сменяли друг друга.

С глубины около 1,5 метра на некоторых участках раскопа очёнь чётко прослеживался слой, содержащий строительный мусор – цемянка, мелкие обломки плинфы, который можно соотнести со временем строительства Благовещенской церкви. У стены храма этот слой достигал толщины 40 см. Фиксировались также следы нивелирования поверхности вокруг храма: наслоения и котлованы более ранних построек, содержащие довольно немногочисленные материалы ХХІ вв., которые заполнял плотный грунт с примесями строительного раствора.

В ходе раскопок 2007 года была выявлена наиболее интересная находка. В раскопе вблизи церкви в культурном слое конца ХІ – начала ХІІ вв. найдена свинцовая печать с нечётким дублированным отпечатком, предположительно княгини Марины.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Печать княгини Марины. Тип 116, вариант 2. Чернигов, раскопки Е.Е. Черненко и А.Л. Казакова, 2007 год. Фото Н.В. Хамайко. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6327/1/%d0%9f%d0%b5%d1%87%d0%b0%d1%82%d0%b8%20%d0%ba%d0%bd%d1%8f%d0%b3%d0%b8%d0%bd%d0%b8%20%d0%9c%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%8b.pdf. Фото без изменений

.

На найденных в ходе исследований крупных пластинах смальты, одна их сторона чистая, другая – со следами строительного раствора. Это свидетельствует о том, что пластины происходят из разрушенного мозаичного набора. Смальта представлена разными оттенками красного, зелённого и жёлтого цветов, есть также и чёрная. Подавляющее их большинство имеет вид треугольников со сторонами от 1,5 до 6,5 см, имеются и прямоугольные со сторонами от 1,5 до 4,9 см, сегментообразные и многоугольные разного размера. Обращает на себя внимание треугольная чёрная пластина (индивидуальный № А-2 № 1480) 3,7 × 2,6 × 1,4 см, которая посередине имеет отверстие диаметром – 1,3 см, сделанное, судя по всему, в процессе производства.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Треугольная пластина смальты с отверстием, индивидуальный № А-2 № 1480. Источник – Русский сборник. Выпуск 9 / Научное издание. Брянск: РИО БГУ – 2019. Черненко О.Є., Новик Т.Г. Мозаїка Благовіщенської церкви в Чернігові. https://www.academia.edu/38842884/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%84_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA_%D0%A2_%D0%93_%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D1%97%D0%BA%D0%B0_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D1%97_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%96_Mosaic_of_the_Annunciation_Church_in_Chernihiv. Фото без изменений

.

Разнообразие форм позволяет предположить, что пластины смальты были частью набора какого-то сложного фигурного изображения, подобного изображению павлина, найденного 1946 году. Такому предположению соответствует и наличие большого количества пластин сегментообразной формы, аналогичных тем, которые были использованы в выкладке фигуры птицы. Е.Е. Черненко в своих работах отметила, что значительное количество найденной смальты в разрушенной алтарной части церкви даёт основание предположить о наличии декорации мозаикой и в её алтаре. Алтарь мог быть декорирован подобно Софии Киевской, где в центральной апсиде мозаика использована в оформлении пола и стены над синтроном и вокруг кресла митрополита.   

Как уже было отмечено, в 20072008 гг. на прилегавшем к церкви участке было обнаружено 18 захоронений. Все они соотносятся с «горизонтом разрушения»: отвечают ему либо впущены в него с верхнего уровня и, таким образом, могут быть датированы не ранее чем ХV веком. При этом только несколько могил прорезают культурный слой и впущены в материк. Все погребения осуществлены в прямоугольных ямахдлина 1,52,1 метра, ширина 50-80 см. Большинство из них ориентированы вдоль оси юго-западсеверо-восток, практически параллельно стенам древнерусского храма; однапо оси северюг, одна по оси юго-востоксеверо-запад. Фиксировалось не менее трёх ярусов могил. При этом в верхнем ярусе контуры ям едва прослеживались, поскольку их заполнение по плотности и цвету лишь незначительно отличалось от окружающего слоя. Могилы нижних ярусов, захоронения 1618, имели довольно чёткие очертания.

Все могилы безынвентарные. В четырёх случаях, захоронения 2, 1618, под голову и под ноги умершим была положена красная плинфа 28 × 25 × 5 и 25 × 18 × 34 см, идентичная той, что зафиксирована в кладке основного объёма Благовещенского храма во время раскопок 19461947 гг.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Захоронения с «подголовниками» из плинфы. Раскопки на черниговском Детинце в 2007 году. Рисунки Е.Е. Черненко. Источник – Черненко Е.Е. К вопросу об истории Благовещенской церкви в Чернигове. https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6117/1/%D0%9A%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5.pdf. Фото без изменений

.

Наличие подобных кирпичных «подголовников» считается признаком монашеского погребального обряда и прослеживается, по крайней мере, с XIIXIII вв. до XVIIXVIII вв. Судя по всему, для их устройства использовался кирпич-плинфа из расположенных неподалёку каменных построек. В данном случае плинфа происходит из Благовещенской церкви.

Расположение в пределах стен Благовещенской церкви поздних крипт (склепов) заслуживает особого внимания. Если согласиться с мнением Б.А. Рыбакова, что деревянная церковь ХVІІХVІІІ вв. была совсем небольшой и занимала только алтарную часть древнего храма, то они окажутся вне её пределов. Однако расположение поздних крипт (склепов) хорошо согласуется с планировкой древнерусской постройки: они или вплотную приставлены к её стенам, или расположены параллельно им; находятся ниже уровня пола, который определяется благодаря выступам кладки, выше выступов сохранилась стеновая фресковая роспись, принятая первыми исследователями за роспись крипт. Такая согласованность предполагает, что к моменту возникновения крипт (склепов) храм или его руины продолжали существовать.

В 2016 – 2017 гг. черниговские археологи собирались продолжить раскопки и исследования остатков церкви.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Значок – местонахождение церкви. Источник – https://map.cn.ua/uk/map/info/19847. Фото без изменений

.

По состоянию на 2018 год остатки церкви находятся на глубине 30-40 см: частично – в пределах двора дома по улице Музейной, 1; частично – в пределах зелёной зоны, где в 1970-х годах в периметре её стен построены частные гаражи, а в начале 2000-х годов – газопровод; частично – в пределах строительной площадки незавершенной новостройки 20082013 гг.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\4) Благовещенская церковь\12) Е 2020.jpg

Мои поиски местонахождения остатков церкви, где-то слева от этого здания. Кругом непролазные хащи. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ отключены