ИСТОРИЯ ЧЕРНИГОВА ДО XIX ВЕКА

Отдельные находки эпохи неолита (греч. νέος«новый» + λίθος«камень») из окрестностей Чернигова свидетельствуют, что первые поселенцы появились здесь ещё в IV тысячелетии до н. э.

Обнаруженные в урочищах Яловщина (укр. Ялівщина) и Татарская горка (укр. Татарська гірка) поселения эпохи бронзы указывают на заселение территории нынешнего города во II тысячелетии до н. э.

Мыс в устье Стриженя, при впадении её в Десну, впервые был заселён людьми в начале нашей эры, что подтверждается находки керамики Зарубинецкой археологической культуры (укр. Зарубинецька археологічна культура, III/II в. до н. э.II в. н. э.).

В течение IIIV вв. н. э. на территории Яловщины и Александровки (укр. Олександрівка) находилось несколько ранних славянских поселений. Учёные относят их к Киевской археологической культуре (укр. Київська археологічна культура, рубеж II-III вв. – 2-я половина V в.) и Колочинской археологической культуре (укр. Колочинська археологічна культура, середина V в. – середина VII в.). Следы проживания людей обнаружены также на крутых берегах Десны и Стриженя, где существовало несколько поселений северян: на мысу черниговского Детинца (укр. Дитинець), где позднее располагалась Цитадель (укр. Цитадель), а также на Елецких (укр. Єлецькі гори) и Болдиных (укр. Болдині гори) горах и в других местах.

На территории современного города найдены остатки славянских родовых поселений VIIVIII вв. Высокий берег Десны, изрезанный глубокими оврагами, представлял собой естественные (созданные природой) укрепления, дающие возможность одновременно создавать в этой местности несколько поселений. Остатки жилья VIIVIII вв. были исследованы советским и российским археологом Борисом Александровичем Рыбаковым (умер в 2001 году) на берегу Стриженя. Аналогичные материалы выявил и украинский археолог Владимир Петрович Коваленко (укр. Володимир Петрович Коваленко, умер в 2016 году).

Дальнейший рост этих поселений привёл в конце VII века (по мнению украинского историка Сергея Анатольевича Лепявка (укр. Сергій Анатолійович Леп’явко) в IX веке) к их слиянию и образованию в юго-западной части современного Вала, поселения (городища?). Оно занимало выгодное географическое положение на плато между рекой Десной и её притоком Стриженем. Южная часть поселения была укреплена, другую часть занимали сельскохозяйственные угодья. Б.А. Рыбаков считал, что Чернигов вырос на основе нескольких поселений, одно из которых превратилось со временем на Детинец, на террасе Стриженя. Именно тут прослеживаются культурный слой VIIVIII вв., и последующие наслоения IXX вв.

В культурном слое Чернигова керамика Волынцевской археологической культуры (укр. Волинцівська археологічна культура, 2-я половина VIII IX вв.) и Роменско-борщёвской археологической культуры (укр. Роменсько-борщевська археологічна культура, 2-я половина VIII – X вв.) прослеживается в слоях VIII – X вв. (Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 361). В это время древнейшим крупным центром северян VIII IX вв. был Седнев (укр. Седнів, ныне посёлок городского типа в Черниговском районе Черниговской области, в 20 км от Чернигова). В древности это поселение называлось Сновейском (укр. Сновейськ) или Сновеском (укр. Сновеськ). Чернигов оформился как крупный центр несколько позже, но поселения на его территории по масштабам уже в конце IX века, по мнению российского историка Андрея Александровича Карпенка, превосходили аналогичные поселения в Киеве. Первые укрепления в черниговских поселениях были возведены к рубежу IXX вв.

За пределами укреплений черниговского поселения выявлен могильник. Рядом с ним находилось языческое святилище. Ещё одно святилище связывают с берегом озера, где исследователи локализуют «Святую дубраву» (укр. Свята діброва).

В IX веке Чернигов становится центром Северской земли и одним из крупнейших городов Древней Руси. Быстрому его росту способствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков Снов (укр. Снов) и Сейм (укр. Сейм). По Десне город поддерживал связь с Киевом и далее по Днепру с Византией. Десна открывала выход к землям в верховьях Волги и Оки, а также к Новгороду (ныне город Великий Новгород, административный центр Новгородской области Российской Федерации). По Волго-Донскому пути Чернигов поддерживал связь с арабским Востоком. Ремёсла, земледелие и торговля составляли основу хозяйственной деятельности Чернигова.

В 884 году великий князь-регент Киевский Олег «Вещий» (укр. Олег Віщий) покорил страну «северян». Чернигов становится важным и богатым городом государства Русь наряду с Киевом и Новгородом. 

Впервые Чернигов упоминается в «Повести временных лет» (начало XII века) под 6415 (907) годом, где говорится о мирном договоре великого князя-регента Олега с византийцами. Империя обязалась платить дань наибольшим городам Руси «дать дань (уклады) для русских градов: сперва для Киева, затем и для Чернигова, и для Переяславля, и для Полоцка, и для Ростова, и для Любеча, и для прочих городов: ибо по этим городам сидят князи, сидящие под Олегом». Как видим Чернигов, упомянут в договоре сразу после Киева, что указывает на значимость Чернигова в торговой жизни Руси, а также намекает на то, что город уже существовал в прошлые столетия. Вторым после Киева он значится и в торговых договорах с Византией 911 и 944 годов. Согласно этим договорам черниговские купцы имели право беспошлинной торговли в Константинополе.

Лаконичные строки летописи наглядно свидетельствуют о том, что Чернигов был крупным городом и играл важную роль в жизни древнерусского государства. Чернигов, наряду с другими городами, имел важное значение в обороне древнерусского государства от внешних врагов.

Ярким свидетельством быстрого роста Чернигова являются древнерусские курганы. Они появляются в начале X века и к концу века их численность быстро растёт. В Чернигове и его окрестностях зафиксированы сотни курганов, которые тянутся на север от города и простираются вокруг пригородных поселений. Курганные некрополи: Болдины горы (Троицкая группа (укр. Троїцька група) – улица Коцюбинского, Хлебопекарская), Олегово поле (укр. Олегове полеулицы Ивана Мазепы и Старобелоусская), Стриженская группа (укр. Стриженська групаулицы Гоголя и Котляревского), курганы «в Берёзках» (укр. «Старе кладовище в Берізках»проспект Михаила Грушевского, улицы Курганная, Киевская), группа насыпей «Пять углов» (укр. П’ять кутів), Яловщинская группа, Бобровицкая группа (укр. Бобровицька група (могильник летописного Гюричева) улицы Шевченко, Красноармейская, Милорадовичей) и другие.

Погребения в курганах были разными. Покойников хоронили как путём кремации, так и ингумации. Мужчины-воины всегда имели с собой оружие. Нередки были захоронения, когда рядом с мужчиной клали лошадь или женщину, которые должны были сопровождать умершего в загробном мире. Чешский археолог Борживой Достал (чеш. Bořivoj Dostál, умер в 1994 году) и советский и российский археолог Сергей Сергеевич Ширинский (умер в 2021 году), отмечая сходство инвентаря, писали о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии (чеш. Velká Morava).

Крупнейшим городищем и «могильником варягов» на Руси, по всей видимости, является «Шестовицкий археологический комплекс» (укр. Шестовицькій археологічний комплекс) в 12 км к юго-западу от Чернигова, в урочище Коровель (укр. урочище Коровель), у села Шестовица (укр. Шестовиця, село Черниговского района Черниговской области), неподалеку от реки Десна. Он состоит из городища, подола, курганного могильника и датируется в основном X веком. В Шестовице, видимо, была дислоцирована размещённая за пределами Чернигова и призванная обеспечить великокняжеский контроль над городом дружина киевского князя, в составе которой находились варяжские воины. Она противостояла местной военно-дружинной землевладельческой знати.

Ещё в конце XIX века в Чернигове и на его окраинах насчитывалось около 500 курганов. Но после интенсивного и варварского их разграбления на сегодняшний день остались лишь отдельные курганные насыпи на Болдиных горах, в современном районе «Пять углов», на Бобровице, в Яловщине и других частях города.

D:\antoniy-il8.jpg

Курганы X века на Болдиной горе. Источникhttps://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Остатки курганов по улице Куйбышева (ныне Магистратская), 13, раскопки 1988 – 1989 гг. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013 – С. 38. Фото без изменений. Выявлена камера от снесённого кургана

.

Монументальным и крупнейшим курганом, сохранившимся в Чернигове, является – Курган «Чёрная могила» (укр. Курган «Чорна могила»), вероятно, княжеский.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Курган «Чёрная могила». Фото 17 апреля 2009 года. АвторВолодимир Стефанович Білецький, советский и украинский учёный, специалист в отрасли горного дела. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

Во 2-й половине XIX века вокруг «Чёрной могилы» существовали и небольшие курганы. Они занимали всю территорию сада Елецкого монастыряна запад от нынешней улицы Хлебопекарной (бывшая улица Воровского), а их северный край достигал нынешней улицы Александра Мациевского (бывшая улица Попудренка). Российский историк права и горячий энтузиаст археологии, исследователь Черниговских курганов Дмитрий Яковлевич Самоквасов в 1878 году описал один из них: «в 40 аршинах (28,45 метра) от подошвы Чёрной могилы во дворе Елецкого монастыря сохранилась насыпь около 2 аршин (около 1,4 метра) высоты…, под которой на поверхности земли найден костяк, обращённый головой на запад с руками, скрещенными ниже живота, без вещей». Весь этот участок был застроен в конце XIX века.

В Чернигове кроме «Чёрной могилы» до наших дней сохранилось ещё два больших кургана «Гульбище» (укр. Гульбище) и «Безымянный» (укр. Безіменний), в которых похоронены знатные воины. Об этом, кроме оружия, свидетельствуют остатки дорогой одежды и вещей.

Черниговские курганы составляют самый курганный некрополь на всей территории дохристианской Руси, а «Чёрная могила» является самым большим среди всех древнерусских курганов. Это свидетельствует, что в Чернигове проживала богатая и влиятельная военно-дружинная верхушка. Черниговские воины участвовали в походах великих князей Киевских Игоря I Рюриковича (укр. Ігор Рюрикович), Святослава I Игоревича (укр. Святослав Ігорович) и Владимира I Святославича (укр. Володимир Святославич), которые велись с целью укрепления молодого киевского государства. Таким образом, не только первое письменное упоминание, но и курганы дают основания утверждать, что даже на раннем этапе истории, Чернигов принадлежал к кругу важнейших городов Руси.

Черниговские курганы справедливо считают богатейшими на Руси. Материалы их раскопок дали исторической науке сотни ценных предметов, характеризующих экономику, быт и культуру наших предков. Большая часть раскопанных древних ценностей находится в коллекции Государственного исторического музея в Москве Российской Федерации, меньшая часть в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского (укр. Чернігівський обласний історичний музей імені В.В. Тарновського). В фондах Черниговского областного исторического музея хранится коллекция с раскопок 1908 года исследователя Черниговских курганов Д.Я. Самоквасова курганов Троицкой группы.

В середине X века в трактате византийского императора Константина VII «Багрянородного» (др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος, умер в 959 году) «Об управлении империей» (наиболее употребительно, греч. Πρὸς τὸν ἴδιον υἱὸν ΡωμανόνМоему сыну Роману) как один из населённых пунктов «внешней» «Росии», с которыми торгует Византия, упомянут город Τζερνιγῶγα, в котором легко угадывается Чернигов.

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

План древнего Чернигова, по Б.А. Рыбакову. Источник – Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 363. Фото без изменений

I – древние укрепления, которые сохранились до XVIII века;

II – курганные группы X – XI вв.;

III – большие курганы X века;

IV церкви XI – XII вв.;

V – схема расположения улиц Чернигова после 1803 года.

Районы древнего города:

Д – Детинец;

О«Окольный град» (древний посад);

Т «Третьяк»;

П – посад города на середину XII века.

1 – Курган «Чёрная могила»;

2 – Курган «Княжны Чёрной»;

3 – Курган «Гульбище» на Болдиных горах;

4 – Олегово поле;

5 – Стриженская группа курганов;

6 – «Старое кладбище в Берёзках»;

7 – Ильинская церковь Ильинского монастыря;

8 – пещеры и подземные скиты и церкви;

9 – Спасский собор;

10 – Борисоглебский собор;

11 – Пятницкая церковь;

12 – Успенский собор Елецкого монастыря;

13 – «Святая дубрава».

.

В 980 – 990-х гг. черниговский Детинец, как и большинство древнерусских крепостей-«градов» Среднего Поднепровья, переживают значительную реконструкцию, строятся новые укрепления. Детинец занял весь юго-западный участок мыса над Стриженем, его площадь увеличилась до 6 га. В этот же промежуток времени сооружён ров Окольного града – древний ремесленно-торговый посад. Укреплённая территория на Подоле составляла более 5 га. Общая укреплённая площадь Чернигова составляла 67 га.

– «Детинец» (укр. Дитинець), политико-административный центр города, где находились княжеский двор, жили приближённые князя и церковная власть. Он находился на высоком выступе правого берега долины Десны, ограниченном с двух сторон рекой и её притоком Стриженем (территория современного заповедника Вал). Детинец был окружён глубоким рвом, высоким земляным валом с деревянными стенами и башнями. На его территории находились каменные здания: храмы, терема, а так же главная площадь.

– «Окольный град» (укр. Окольний град, или Окольне місто), примыкал к Детинцу с севера и запада, занимал большую территорию, на которой проживала основная масса населения. Он был обнесён оборонным валом и глубоким рвом.

– «Подол» (укр. Поділ), торговый посад находился в низине, юго-западнее Детинца, вдоль берега Десны. Значительная его часть имела свои укрепления.

В правление великого князя Киевского Владимира I Святославича Русь приняла христианство. Следом за киевлянами, примерно в 989 году или в ближайшие годы, черниговцы были крещены. По народной легенде, этот обряд провели в Святом озере (укр. Святе озеро) близ Десны. После принятия христианства черниговцы ещё некоторое время продолжали хоронить умерших в традиционных языческих могильниках. Примером могут служить могилы на Болдиных горах, где рядом с языческими захоронениями находятся христианские захоронения переходного периода – в могильных ямах под курганной насыпью. На протяжении 1872, 1873, 1878 годов Д.Я. Самоквасов раскопал 106 курганов Троицкой группы с захоронениями в могильных ямах ниже уровня материка. Курганы имели от 10 до 35 метров в окружности возле основания и от 35 см до 2,85 метров высоты. Могильные ямы, выкопаны в материке на глубину от 35 см до 2,15 метров, содержали кости людей без украшений или с бедными украшениями. Практически во всех могилах сохранились следы гробов из досок, а в отдельных и коррозированные железные гвозди. Усопшие были положены в вытянутом положении на спине, головой на запад, в 2 случаях на северо-запад, с руками на груди или животе – 12 случаях и в 3 случаях – вдоль тела. Только в 13 могилах был найден сопровождающий инвентарь. По христианским канонам, человек должен уйти из этого мира таким, как пришёл в него, то есть без каких-либо посторонних предметов.

Найденные в могилах вещи позволили советскому и украинскому археологу-медиевисту Александру Петровичу Моци (укр. Олександр Петрович Моця) датировать захоронения этой группы: курганы № 7, 8 – XXI вв.; курганы № 5, 6, 15 – XI веком; курган № 11 – XIXII? вв. (нумерация по Д.Я Самоквасову). Д.Я Самоквасов пополнил антропологическую коллекцию Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация) передав туда 54 черепа, которые могут происходить из курганов, как Троицкой группы, так и Стриженской группы, которые исследовались одновременно. Среди антропологического материала определены, 29 мужчин: 17 – возрастом 20-30 лет, 12 – возрастом 3050 лет; 25 женщин: 7 – возрастом 18-20 лет, 15 – возрастом 20-30 лет, 3 – возрастом 30-50 лет.       

В 992 году в Чернигове была основана епископия.

В начале 1020-х годов Чернигов по площади, возможно, превышал тогдашний Киев.

В 1024 (6532) году, после битвы под Лиственом возле Чернигова (ныне село Малый Листвен (укр. Малий Листвен) Репкинском районе Черниговской области), Чернигов становится стольным градом первого известного по летописи черниговского князя Мстислава Владимировича, брата великого князя Киевского Ярослава I «Мудрого» (укр. Ярослав Володимирович).

При князе Мстиславе Владимировиче началась большая перестройка Чернигова, его Детинца, Окольного града и посада. Детинец был расширен к востоку и западу, его площадь составила 10,5 га, длина рвов около 1,6 км, на его территории строятся новые княжеские терема. В начале 1030-х годов в центре своего стольного града – Детинца, князь основал новый каменный княжеский двор и начал строительство Церкви св. Спаса (Спасо-Преображенский собор, укр. Спасо-Преображенський собор). Мстислав большое внимание уделяет возведению городских оборонительных сооружений. Площадь Окольного града более чем вдвое превышала площадь Детинца, около 25,5 га, её линия укреплений составляла – 2,6 км.

Ещё не так давно считали, что Детинец был таких же размеров и в глубокой древности. Но археологи обнаружили восточнее Спасо-Преображенского собора древний ров, который, возможно, относится к более раннему времени, чем сооружение собора. Вероятно, при князе Мстиславе, когда Детинец расширяли, этот ров был засыпан, а его вал срыт и в центре теперь уже большего Детинца был построен главный храм города.

Вероятно, при Мстиславе Владимировиче в западной стороне от города образовался посад, позже названный – «Третьяк», его площадь составляла около 19,5 га. Здесь археологами обнаружены жилища, датируемые XIXIII вв.

«Третьяк» (укр. Третяк), то есть третий город после Детинца и Окольного града. Самостоятельный укреплённый участок Окольного града, с западной стороны примыкающий к Детинцу. Здесь жили купцы и ремесленники.

Черниговские земли простирались далеко на северо-восток, до Мурома (ныне город, административный центр Муромского района Владимирской области Российской Федерации), до Коломны (ныне город, административный центр городского округа Коломна Московской области Российской Федерации) на Оке и на юг, до Тмутаракани (отождествляется со средневековыми слоями городища в дельте реки Кубани на территории нынешней станицы Тамани Краснодарского края Российской Федерации) на Чёрном море.

Во 2-й половине XI века, в годы княжения Святослава Ярославича (1054 – 1073 гг.), рост Чернигова продолжился. В это время были основаны Елецкий (по преданию в 1060 году) и Ильинский (по преданию около 1069 года) монастыри, ставшие духовными центрами Чернигово-Северской земли.

Впервые, в летописи, черниговские укрепления упоминаются под 6586 (1078) годом в связи с междоусобной борьбой великого князя Киевского Изяслава I (укр. Ізяслав Ярославич) и Всеволода Ярославичей с Олегом Святославичем. Как выглядели эти фортификационные сооружениясудить трудно, ибо летописи очень скупо говорят о них: «приступил к восточным воротам от Стриженя, и захватил ворота. И взяли они окольный город, и спалили его огнём, а люди бежали во внутренний город».

В период своего княжения в Чернигове Владимир Всеволодович «Мономах» (10781094 гг.) занимался городским строительством. На Детинце он построил один из храмов с усыпальницей и каменные терема, от которых сохранились только фундаменты, обустроил дорогу на Киев.

В конце XI века усилиями князей и Киевской митрополии в Чернигове основана епархия, включавшая в себя широкие просторы восточной Руси.

В конце XI – начале XII вв. черниговский игумен Даниил (укр. Данило) составил «Описание путешествия в Святую Землю».

При черниговском князе Давыде Святославиче (1097 – 1123 гг.) в городе велось большое строительство, в частности, построена Борисоглебская церковь (Борисоглебский собор, укр. Борисоглібський собор).

В XII веке появляются укрепления Предградья.

– «Предградье» (укр. Передгороддя), обширный ремесленно-торговый посад располагавшийся к северу и западу от Окольного града. Он был укреплён частоколом, валом, рвом. 

В период раздробленности Руси Черниговское княжество закрепляется за ветвью Рюриковичей – Ольговичами, основателем которой был Олег Святославич, внук Ярослава «Мудрого». Украинский археолог Татьяна Григорьевна Новык (укр. Тетяна Григорівна Новик) и археолог Юрий Юрьевич Шевченко (укр. Юрій Юрійович Шевченко умер в 2015 году) считают, что в случае Чернигова речь идёт о самостоятельной по отношению к киевской, «черниговской династии». За время её правления древний Чернигов достиг наибольшего расцвета.

Начиная с XII века, Чернигов переживает эпоху своего подъёма. Известно, что город по тем временам был довольно сильной крепостью. Он был защищён рвами и валами, имел деревянные рубленые стены, состоящие из отдельных срубов-городень и надвратных башен.

Очевидно, к этому времени относится и сооружение в Чернигове крепостных валов и рвов Третьяка протяжённостью около 1,6 км, к которым примыкали ранее созданные валы и рвы Елецкого монастыря, имеющие 800 метров в обводе. Вероятно, в это время, продолжилось возведение и оборонительных укреплений Окольного града, длина которых достигала 8 км. Площадь Детинца, Окольного града вместе с Третьяком к этому времени стала равняться площади Киева времён Ярослава «Мудрого».

В XII веке вокруг Борисоглебского храма формируется епископский двор, к которому со 2-й половины XII века вели въездные «Епископские ворота».

В последней трети XII века на северо-восточный участок мыса, вплотную к берегу Стриженя, был перенесён княжеский двор. Таким образом, площадь Детинца увеличилась почти на треть. Здесь формируется ещё один архитектурный ансамбль. В 1174 году была построена Михайловская церковь (укр. Михайлівська церква), а в 1186 году – Благовещенская церковь (укр. Благовіщенська церква). В конце XII века въезд на княжеский двор украсили каменные ворота с надвратной церковью.

D:\Захоронения в Чернигове\1) Захоронения в Чернигове\Е 2020.jpg

Верхний замок (Цитадель) и Детинец. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Одновременно расширился на восток и Окольный град. Он был опоясан глубоким рвом, валом и деревянными стенами, застроен деревянными срубными однокамерными теремами, и простирался до современной Красной площади. Здесь проживало торгово-ремесленное население.

В конце XIIначале XIII вв. Чернигов переживает эпоху своего наибольшего расцвета. Город, с открытыми посадами, занимал площадь около 400 га, укреплённая его часть – 350 га. Центром города всё так же остаётся Детинец, площадью 16 га. Общая длина его оборонительных сооружений 1,6 км. Детинец имел трое ворот – Водные (укр. Водяні), Киевские (укр. Київські) и Погорелые (укр. Погорілі).

Площадь Окольного града достигла 40 га. Площадь Третьяка составляла около 20 га, а обширного Предградья, по мнению украинского историка и археолога Юрия Николаевича Сытого (укр. Юрій Миколайович Ситий), – 285 га. Укрепления Предградья выявлены в виде рва на перекрестии «Пяти углов» археологом Павлом Николаевичем Гребинем (укр. Павло Миколайович Гребінь) в 1990 году и на северо-запад от перекрестия. Ширина рва – 7-8 метров, он исследован на глубину до 2,5 метров. Площадь Подола составляла около 50 га, заселённого обычным людом. Беднейшее население города проживало в полуземлянках.

Чернигов окружали загородные монастыри, пригородные сёла, многочисленные княжеские и боярские усадьбы.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

«Чернигов в XIII веке» Детинец, Окольный град, Третьяк, Предградье и Подол. Черниговский краевед и художник Георгий Осипович Петраш (укр. Георгій Осипович Петраш, умер в 1985 году). Экспонируется в Борисоглебском соборе. Фото 12 июля 2010 года. Автор – Fordman. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Относительно численности населения есть предположение, что к началу XIII века в городе проживало более 20 тысяч жителей, что позволяет считать его одним из самых больших городов не только Руси, но и Европы.

.

D:\Захоронения в Чернигове\1) Захоронения в Чернигове\2) Е 2020.jpg

Детинец, Окольный град, Третьяк, Предградье и Подол Чернигова. Экспонируется в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Таким образом, в начале XIII века Чернигов складывался из пяти частей: Детинца, Окольного града, Третьяка, Предградья, Подола – каждая из которых была обнесена оборонным валом и отделялась одна от другой глубокими рвами.

C:\Users\Acer\Pictures\2024-02-14\003.jpg

Чернигов в начале XIII века, с нанесением мест исследования оборонительных сооружений: I укрепления Верхнего замка; II – ров на юг от Спасского собора; III – укрепления Детинца; IV – укрепления на Подоле; V – укрепления Третяка; VI – укрепления Окольного града; VII – укрепления Предградья; VIII – укрепления Елецкого монастыря. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013 – С. 15. Фото без изменений

.

Основой экономической жизни Чернигова было ремесло. В городе работали ремесленники разных специальностей. Материалы археологических исследований свидетельствуют о развитии железоделательного, бронзолитейного, гончарного и ювелирного ремесла. Были развиты и другие производства. В ходе археологических раскопок были обнаружены столярные, стеклодувные, косторезные, ювелирные мастерские. В начале XIII века в городе насчитывалось не менее трёх десятков мастерских по изготовлению кирпичаплинфы разного формата. Большая кузнечная мастерская находилась на месте ныне заброшенного дома на пересечении улицы Ремесленной (укр. Реміснича вулиця) и проспекта Победы (укр. Проспект Перемоги). Высокий уровень ювелирного дела подтверждается и 11 дорогостоящими вещевыми кладами XIIXIII вв., найденные на Детинце, в пристройке Спасского собора, в посаде и в районе Елецкого монастыря. Бедное население города занималось земледелием, что подтверждается многочисленными находками плугов, кос, наральников. Горожане также разводили скот.

Центром торговли в Чернигове был «городской торг» территория современных Красной площади (укр. Красна площа) и Сквера имени Богдана Хмельницкого (укр. Сквер імені Богдана Хмельницького). Найденные здесь черниговские гривны, а также арабские и византийские монеты, западноевропейские ювелирные изделия свидетельствуют о широких внешних торговых связях города. Гривна черниговского типа, является промежуточной между киевской и новгородской гривной.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вверху черниговская гривна периода XIIXIII вв. (серебро, 206,14 г), внизу литовская гривна периода XIIIXIV веков (серебро, 106,58 г). Источник – https://ru.krymr.com/a/istoriya-ukrayinskoyi-hryvni-vid-chasiv-ukrayiny-rusi/31437304.html. Фото без изменений

.

На сегодняшний день на территории Чернигова известно 14 монументальных сооружений древнерусского времени, из них 10, согласно выводам учёных, имели культовое назначение. При этом пять: Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский собор, Успенский соборы (укр. Успенський собор) Елецкого монастыря (укр. Єлецький монастир), Ильинская (укр. Іллінська церква) и Пятницкая церкви (укр. П’ятницька церква) сохранились до настоящего времени.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема расположения древнерусских памятников монументальной архитектуры Чернигова (по Е.Е. Черненко, 2016 год): 1 – Борисоглебский собор, начало XII в.; 2 – здание под Борисоглебским соборомдвухкамерный терем»), 2-я половина XI века; 3 – Спасо-Преображенский собор, 1-я половина XI века; 4 – «однокамерный терем», 2-я половина XI века; 5 – «Епископские ворота», 2-я половина XII века; 6 – церковь-усыпальница, последняя четверть XI века; 7 – ворота «Княжеского двора», начало XIII века; 8 – храм исследованный в 1956 году, начало XIII века («Михайловская церковь»); 9 – Благовещенская церковь, XII век; 10 – Пятницкая церковь, конец XII – начало XIII вв.; 11 – Успенский собор Елецкого монастыря, конец XI – начало XII вв.; 12 – церковь начала XIII века по улице Северской (укр. «Сіверянська церква»); 13 – Ильинская церковь, конец XI – начало XII вв.; 14 – церковь на Верхнем Замке, XII век. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6114/1/%d0%94%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d1%8c%d0%be%d1%80%d1%83%d1%81%d1%8c%d0%ba%d1%96%20%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%96%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%20%d1%96%20%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%b0%20%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b0.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема расположения древнерусских памятников монументальной архитектуры вокруг Спасо-Преображенского и Борисоглебских соборов в Чернигове (по Н.В. Холостенку): 1 – Спасо-Преображенский собор; 2 – Борисоглебский собор; 3 – «Епископские ворота»; 4 – «однокамерный терем»; 5 – юго-западная пристройка Спасо-Преображенского собора. Штриховкой обозначено местонахождение кладок из кирпича-плинфы. Источник – Холостенко Н.В. Черниговские каменные княжеские терема XI в. // Архитектурное наследство. – 1963. – Вып. 15. – С. 4. Рис. 2. Источник –file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Развитие Чернигова было прервано монгольским нашествием на русские земли. Сообщение о взятии Чернигова монголами дошло до нас в летописных сводах в нескольких версиях, которые отличаются между собой.

В октябре 1239 года монгольское войско под предводительством чингизида Мункэ (монг. Менх хаан?, в русских летописях Менгу-хан) осадило Чернигов, начался штурм. На помощь городу пришло войско во главе с черниговским князем Мстиславом Глебовичем, под стенами города развернулась жестокая битва, в которой монголы одержали победу. Воскресенская летопись (общерусский летописный свод XVI века) сообщает: «Лют бо бе бой у Чернигова, оже и тараны на нь поставиша и меташа на нь камением полтора перестрела, а камень же яко можаху четырем мужем сильным подняти… И побежден бысть Мстислав. И множество от вой (воинов) его избиено бысть». 12 октября (до 18 октября) город пал«и град взяша и запалиша огнем», то есть город был взят и сожжён. Археологические исследования подтвердили летописные упоминания. Археологи обнаружили обширные следы пожаров, остатки погоревших построек. Был даже найден замок из городских ворот, который монголы сбили таранной машиной. Принято считать, что в 1239 году храмы и монастыри города были разрушены монголами. Однако, результаты археологических исследований в XXI веке позволяют предположить, что храмы разрушались постепенно, вследствие общего социально-экономического и политического упадка региона в XIII XVI вв.

Свидетельством того, что Чернигов продолжал жить, однако в меньших масштабах, является упоминание в Галицко-Волынской летописи (укр. Галицько-Волинський літопис, летопись XIII века) о том, как князь Владимиро-Волынский Владимир Василькович (укр. Володимир Василькович, умер в 1288 году) подарил Спасскому храму в Чернигове Евангелие в серебряном окладе и с жемчужинами. Такой щедрый подарок может свидетельствовать о том, что богослужения в городе продолжались, а значит, был и городской приход. Так же в ходе археологических исследований выявлено несколько ремесленных мастерских вблизи Детинца.

После монгольского разорения Черниговская земля всё более слабела и раздроблялась на ряд самостоятельных мелких княжеств. Значение центра чернигово-северских земель перешло к Брянску (ныне город, административный центр Брянской области Российской Федерации), сюда же переводится и епископская кафедра. После этого, почти до XVI века, упоминания о Чернигове практически исчезают со страниц письменных источников.

В 1356 году черниговские земли были захвачены великим князем Литовским Ольгердом (лит. Algirdas) и присоединены к Великому княжеству Литовскому. Чернигов управлялся наместниками Литовского княжества.  Литовцы стремились превратить Чернигов в форпост на юго-восточной границе своих владений. 

В 1370-х – 1380-х годах в Чернигове литовский князь Витовт (лит. Vytautas) построил деревянно-земляную крепость – Верхний Замок (Цитадель). В «Предословии о великих князях литовских» упомянуто, что Витовт «начя созидать грады многие и зарубил Киевъ и Черниговъ…». Ни объём работ, ни их характер нам неизвестны. 

D:\Реконструкція_ Чернігівський замок.jpeg

Черниговский замок. Реконструкция. Источникhttps://itinery.com.ua/article/view/shcho-treba-obovyazkovo-pobachyty-yakscho-vy-vpershe-v-chernigovi. Фото без изменений

.

Город стал постепенно восстанавливаться благодаря тому, что находился на торговом пути между Литвой и Москвой, а также Кафой (крымскотат. Kefe, ныне город Феодосия (укр. Феодосія), административный центр Феодосийского района Автономной Республики Крым) и Москвой. В городе располагалась таможня, на которой брали 3 гроша с воза. Чернигов становится транзитным пунктом не только для соли, смолы и поташа, но и для восточных товаров: шёлковых тканей, ковров, парчи, фруктов и специй.

В XIV XVI вв. развитие Чернигова тормозилось из-за постоянных войн Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского. Эти государства боролись за доминирование в Восточной Европе, перманентно разоряя Черниговщину и Северщину. По этой причине в ХVХVІ вв. Чернигов переживал период упадка.

.

D:\Ziemie_Czernihowsko-Siewierskie_w_XV_wieku.jpg

Чернигов на карте Чернигово-Северских земель в XV веке. Стефан Кучинский (польск. Stefan Maria Kuczyński). Чернигово-Северские земли в составе Литвы. – Варшава, 1936. Источник – Ziemie CzernihowskoSiewierskie pod rządami Litwy. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1481 году великий князь Литовский Казимир Ягеллончик (лит. Kazimieras Jogailaitis, в Польше король Казимир IV Ягеллончик) издал указ запрещающий строительство, восстановление и ремонт православных церквей.

Чернигов не раз терпел разрушения от нападений крымских татар. Особенно город пострадал во время их нападений в 1482 и 1497 годах.

В конце XV века, постепенно восстановив экономику, местные князья стремятся вместе со своими волостями перейти на службу к великому князю Московскому. 

По итогам Московско-литовской войны (1500 – 1503 гг.), вследствие разгрома литовских войск в битве на реке Ведроши (место на берегах современных рек Сельня (ранее Ведроши) и Рясна, вблизи деревень Алексино и Еловка в Дорогобужском районе Смоленской области Российской Федерации) 14 июля 1500 года и заключения Благовещенского перемирия 25 марта 1503 года, Чернигов вошёл в состав Великого княжества Московского.

Из-за своего пограничного положения Чернигов становится объектом множества походов и осад. Городская крепость сильно пострадала во время литовского похода 1506 года.

Во время военной кампании 1507 года литовцы сожгли Чернигов, но взять под свой контроль смогли только Любеч (укр. Любеч, ныне посёлок городского типа в Черниговском районе Черниговской области) с окрестностями.

В 1515 году черниговская крепость сильно пострадала во время нападения казаков под предводительством Евстафия Ивановича Дашкевича (укр. Остафій Дашкевич, один из организаторов и первых атаманов Войска Запорожского).

В 1531 году, чтобы Чернигов мог выполнять свою важную функцию пограничной крепости, к этому времени старые укрепления пришли в негодность, по повелению великого князя Московского Василия III Ивановича, на выступающем в бок Десны мысу древнего Детинца, завершается строительство нового деревянного кремля. Он был обнесён валом, глубоким рвом, рублеными дубовыми стенами с пятью высокими башнями и подземным ходом к реке Стрижень. Внутри укреплений располагались церкви, административные и жилые здания, провиантские и пороховые склады, на вооружении в крепости состояли 27 больших и много малых пушек, а её гарнизон насчитывал около 1000 человек.

В это время город активно заселялся населением с Московии, в частности военными, обслуживанием которых и жил город. Старые же землевладельцы, сидевшие здесь с XIII века, постепенно уехали в Литву. Ремесленничество и торговля в городе почти не развивались. В 1602 году Чернигов платил в Москву всего 7 рублей оброчного налога, а ещё 17 из окрестных земель. Это была скудная сумма, свидетельствующая об отсталости города, который в Москве рассматривали только как пограничный форпост.

В 1534 году гарнизон Чернигова успешно отбил попытку киевского воеводы Андрея Якубовича Немировича (лит. Andrejus Nemirovičius) взять город.

На начальном этапе Ливонской войны (15581583 гг.) черниговскую крепость пытались штурмовать литовско-русские военачальники в 1562 году Филон Семёнович Кмита-Чернобыльский, а затем и Михал Томаш Вишневецкий герба «Корибут» (польск. Michał Tomasz Wiśniowiecki herbu Korybut, будущий король Речи Посполитой), но несмотря на разорение округи и посада взять город им не удалось.

В 1579 году неудачей окончилась и попытка штурма города войском литовско-русского магната князя Константина-Василия Константиновича Острожского (западнорус. Коньстѧньтин Коньстѧньтинович Острозский), вновь была разорена округа, в том числе Елецкий Успенский монастырь.

В 15841592 гг. пострадавший Черниговский кремль-детинец был перестроен и укреплён. Улица от Погорелых (Северных) ворот стала главной. Вдоль неё сооружаются административные дома, казармы и артиллерийский двор. 

Осенью 1604 года Чернигов был осаждён 3-тысячным войском московского самозванца Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев), но взять город не смогли. Но после того, как черниговцы узнали о сдаче Моровска (укр. Морівськ, ныне село в Козелецком районе Черниговской области), город открыл ворота и перешёл на сторону Лжедмитрия I. Присягу самозванцу принесли три черниговских воеводы. Четвёртого воеводу Н.С. Воронцова-Вельяминова за отказ принять присягу верности новому царюказнили. Утвердившись в Москве, новый царь, в благодарность, освободил Чернигов и всю Северщину на 10 лет от любых налогов.

Московско-польская война (1609 – 1618 гг.). В ходе войны, в марте 1610 года коронные отряды подкомория киевского Самуила Иеронимовича Горностая (польск. Samuel Hornostaj) хитростью взяли Чернигов. Поляки решили не закрепляться в городе, крепость сожгли, убили многих жителей города и отступили. Самуил Горностай пытался вывезти колокола из Елецкого монастыря, но они оказались слишком тяжёлыми для этого. Город опустел и оставался без власти более десяти лет. Король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза (польск. Zygmunt III Waza), борясь за московский престол, осудил действия Самуила Горностая, ведь король надеялся на поддержку Северщины.

Согласно Деулинскому перемирию (польск. Rozejm w Dywilinie) 1(11) декабря 1618 года или 3 января 1619 года, Чернигово-Северская земля на 14 лет отошла к Речи Посполитой. В Чернигове имело место замковое управление во главе с комендантом. После установления своей власти поляки взялись за восстановление крепости. Новое заселение Чернигова и его окрестностей шло со стороны подвластных Польше украинских земель. Население города составило около 2 тысяч человек. Также быстро разрастались городские окрестности.

В 1-й четверти XVII века в южном углу Детинца была возведена небольшая, 20 × 25 сажень (42,67 × 53,34 метра), цитадель. 

В 1623 году грамотой короля Сигизмунда III Чернигову было предоставлено Магдебургское право, при этом должностные лица не избирались, а назначались королевской администрацией. Учреждён магистрат (сословный орган городского управления): глава города именовалсявойт, первым войтом Чернигова был шляхтич Ян Куновский (польск. Jan Kunovskiy), одновременно исполнявший и обязанности коменданта крепости. Учреждаются шляхетские земские городские подкоморные суды, уравненные в правах с киевскими.

.

D:\Gerbche10.jpg

Герб Чернигова, 1623 год. Источникhttp://uk.wikipedia.org/wiki/Файл:Gerbche10.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Проживавшее в Речи Посполитой православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. К примеру, в 1627 году древний Борисоглебский храм перешёл под управление монахов-доминиканцев и превращён в костёл. В 1623 году Елецкий монастырь вместе с Успенским собором, а в 1631 году и Спасский храм были переданы Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква). Недовольство населения периодически перерастает в восстания. Они часто создавали свои отдельные отряды на местах и «пановъ своїхъ… ляховъ… ксєндзовъ позабїяли (костёлы) попустошили».

17(27) мая – 5(14) июня 1634 года Поляновский мирный договор подтвердил границы между Московским царством и Речью Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 года. 

В 1635 году Чернигов стал центром Черниговского воеводства, которое разделялось на два повята: Черниговский и Новгород-Северский. Учреждается герб с изображением двуглавого орла под одной короной.

D:\Herbarz_Kaspra_Niesieckiego_Черниговское.svg (1).png

Герб Черниговского воеводства. 1635 год. По гербовнику польского генеалога и геральдиста Каспера Несецкого (польск. Kasper Niesiecki, умер в 1744 году). Издание 1839 года. Автор – Лобачев Владимир. Дата 23 января 2020 года. Лицензия Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

Первые ростки культурного возрождения появились с наступлением XVII века. В частности, архимандрит Елецкого монастыря украинский православный, затем греко-католический церковный деятель, поэт, учёный и издатель Кирилл ТранквиллионСтавровецкий (укр. Кирило ТранквіліонСтавровецький) построил в 1646 году в Чернигове первую типографию. 

В январе 1648 года начинается крупное восстание под предводительством гетмана Богдана-Зиновия Михайловича Хмельницкого герба «Абданк» (укр. Богдан-Зіновій Михайлович Хмельницький гербу Абданк, польск. Bohdan Zenobi Chmielnicki herbu Abdank) (Восстание Хмельницкого, укр. Повстання Хмельницького или Хмельниччина), которое быстро переросло в казацко-польскую войну. Чернигов стал одним из первых городов, получивших сообщение о восстании. Следует отметить, что в городе находилась шляхта почти со всего Левобережья. Крупнейший магнат князь Иеремия Михал Вишневецкий герба «Корибут» (польск. Jeremi Michał Wiśniowiecki herbu Korybut), убегая от повстанцев, останавливался в Чернигове и склонял шляхту на свою сторону, предлагая идти вместе с ним за Днепр, на Правобережье. Однако черниговская шляхта, не осознавая ещё всей опасности и полагаясь на защиту окрестных лесов, осталась в надежде отсидеться в крепком замке.

В конце мая 1648 года казаки подошли к городу, а 13 июня стало известно об осаде Чернигова повстанцами. Государственный и военный деятель Великого княжества Литовского Володислав Ежи Халецкий (лит. Wolodislav Jerzy Chaletsky) писал 3 июля 1648 года виленскому воеводе, что ««Чернигов уже полторы недели держится в осаде… Господь Бог только знает, выдержат ли осаждённые, ибо не имея где взять праха, уже не стреляют с пушек, а только с ружьев обороняются». По свидетельству источников, осада Чернигова длилась 3 недели. И замок её не выдержал. Согласно сведениям анонимного корреспондента из Варшавы от 2 августа 1648 года, соседние с Черниговом города также сдавались казакам, «выдавая им на муки шляхту католиков»; в одном з них «больше чем 800 шляхты вырублено».

В 1648 году создан Черниговский казацкий полк (укр. Чернігівський козацький полк), который с 1649 года возглавил Мартын Небаба (укр. Мартин Небаба), погибший 26 июня 1651 года. Черниговская крепость (укр. Чернігівська фортеця) стала административно-политическим центром казацкого Черниговского полка, сохраняя одновременно и значение крепости.

D:\Chernihiv_polk.svg.png

Герб полкового центра – Чернигова. Источник – Собственная работа. Based on Gajecky, George. The Cossack Administration of the Hetmanate. 2 vols. Cambridge, Mass., 1978; Гречило А., Савчук Ю., Сварник I. Герби міст України (XIVI пол. XX ст. Київ: Брама, 2001. АвторAlex Tora. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

По условиям Зборовского мирного договора (укр. Зборівський мирний договір) 18 августа 1649 года Чернигов вошёл в состав Гетманщины (укр. Гетьманщина, самоназвание, в официальных документах – Войско Запорожское (укр. Військо Запорозьке). Однако вскоре Черниговщина вновь оказалась под контролем польской знати.

В начале 1651 года борьба возобновилась. На Черниговщине были сосредоточены: Черниговский полк, Киевский и Нежинский полки, а также часть Чигиринского и Кропивнянского полков. После освобождения Чернигова казаки пытались взять Гомель (белор. Гомель, ныне город, административный центр Гомельской области Беларуси), но 26 июня 1651 года были разбиты в бою под Репками (укр. Рíпки, ныне посёлок городского типа в Черниговском районе Черниговской области).

В результате многочисленных сражений военные силы Гетманщины значительно иссякли. Богдан Хмельницкий вынужден был пойти на подписание мира. 18(28) сентября 1651 года подписан Белоцерковский мирный договор (укр. Білоцерківський мирний договір). После которого коронное войско Речи Посполитой в феврале 1652 года оккупировало Черниговщину. Всё это вызвало волну большого недовольства со стороны народных масс и снова привело к взрыву борьбы с иностранным владычеством и Чернигов вскоре был освобождён.

8(18) января 1154 года Переяславская рада (укр. Переяславська рада). В 1654 году черниговцы на площади возле Спасо-Преображенского собора присягали на верность московскому царю, согласно соглашению между московскими послами и Богданом Хмельницким о присяге на верность у всех жителей полковых городов.

В середине и во 2-й половине XVII века на Черниговщине продолжало действовать Магдебургское право. Московское правительство подтвердило его специальными грамотами городам. Две подтверждающие грамоты получил и Чернигов: 26 июня 1655 года и в 1687 году.

В 1659 году к Чернигову был приставлен московский воевода с войском, обслуживание которого легло на черниговцев. Хлеб для черниговских ратных людей боярин и воевода Пётр Васильевич Шереметев в 1666 году «велел… собирать» из черниговских, менских, сосницких и понорницких мельниц; а пока этот хлеб соберут, он дал указание «солдат и стрельцов кормить мещанам». При гетмане Левобережной Украины Иване Мартыновиче Брюховецком (укр. Іван Брюховецький) царских солдат в Чернигове было 1200 человек, для них были построены специальные казармы.

Вскоре возник конфликт казацких старшин и других представителей господствующих сословий Гетманщины с московскими воеводами и ратными московскими людьми. Обострились отношения местной знати с воеводами и в Чернигове.

В 1666 году московские чиновники провели первую перепись жителей Чернигова. Они зафиксировали в городе 314 дворов мещан. Считается, что в то время в каждом дворе проживало 78 человек. Осуществив приблизительные подсчёты, можно предположить, что в городе проживало около 2-2,5 тысяч человек мещанского сословия. Интересно, что в городе почти не было бедных людейперепись зафиксировала только 12 дворов «убогих» мещан. Поскольку цель переписи заключалась в установлении круга лиц, которые могли платить налоги, в него не попали казаки, шляхта и духовенство. Они были привилегированными слоями и не облагались налогом. Поэтому точные подсчёты всех жителей города по этой переписи невозможны. Можно лишь предположить, что в 1666 году население Чернигова составляло до 3 тысяч человек.

В 16671670 гг. Черниговская крепость ремонтируется и модернизируется. Эти укрепления занимали территорию так называемого Вала, в границах современных: проспекта Мира (укр. Проспект Миру), улицы Преображенской (укр. Преображенська вулицяи реки Стрижень. Тогда были сооружены восемь новых бастионов, а взамен ветхихновые деревянные рубленые стены. Были построены пороховые погреба, жилые и хозяйственные здания, мастерские и артиллерийский двор, починены древние Киевские, Любецкие (укр. Любецькі) и Водные ворота. 

В 1668 году во время Левобережного восстания (1668 – 1669 гг.) гетмана Ивана Мартыновича Брюховецкого в Черниговской крепости царский гарнизон на протяжении 7 месяцев держал оборону от казаков.

В экономическом развитии Чернигова XVII века имело место массовое основание цехов, как торгово-ремесленных корпораций. Цеха Чернигова охватывали мастеров разных специальностей, функционируя, как многопрофильные и многолюдные организации. Так, в одном из цехов города работали одновременно кузнецы, колесники (укр. колісники, изготовление колёс и повозок), конвисары (укр. конвісари, изготовление предметов из олова), золотари, коллодии (укр. колодії), мечники (укр. мечники), стекольщики, шорники (укр. римарі, изготовление конской упряжи), токари, мельники, плотники и так далее. «Выпись из книг Черниговской ратуши» за 1674 год упоминает о функционировании в городе цеха, в котором объединялись сапожники (укр. шевці) и скорняки (укр. кушніри, изготовление и ремонт изделий из меха и кожи). Его цехмейстером (старшина цеха) был Яско Федорович (укр. Яско Федорович). Уникальными производствами в Чернигове и его полку было производство гутного стекла (укр. гутного скла, изделия создают вручную из горячего стекла сразу после плавления) и бумаги. Царское правительство постоянно пыталось ограничить гуральство (укр. ґуральництво, производство спирта, водки), но затем производство алкогольных напитков возобновили, при условии, что у государства будет монополия на покупку его у казаков.

Культурное возрождение Чернигова связано с деятельностью архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (в миру – Лука Васильевич Баранович), перенёсшего в Чернигов типографию, заложенную им в Новгороде-Северском в 1675 году. По его инициативе и на средства гетманского правительства и черниговской казацкой старшины, были проведены ремонты и перестроены в барочном стиле черниговские храмы, в частности Спасо-Преображенский собор.

В 16791689 гг. на средства черниговского полковника Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (польск. Wasilij Kasperowicz DuninBorkowski, укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський) и гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы (Мазепа-Колединский) (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński)) построен Свято-Троицкий собор в стиле украинского барокко.

В 1690-х годах на территории Детинца недалеко от крепостного рва черниговский полковник Яков Кондратьевич Лизогуб (укр. Яків Кіндратович Лизогуб) построил дом, в котором в XVIII веке находилась полковая канцелярия Черниговского казацкого полка (укр. Будинок Чернігівської полкової канцелярії). Дом известен так же под названием «Дом Мазепы» (укр. «Мазепинський будинок») или «Каменица Лизогуба» (укр. «Будинок Якова Лизогуба»).

D:\2560px-Чернігів_.Будинок_полкової_канцелярії.jpeg

Дом Черниговской полковой канцелярии. Фото 14 апреля 2014 года. Автор – Neovitaha777. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

В конце XVIIXVIII вв., судя по скупым известиям, для оборонительных целей были вновь отремонтированы укрепления крепости, а также Окольного города, Третьяка, Елецкого монастыря. Укрепления Окольного города состояли, видимо, только из рва, вала и частокола. 

Изнурительная Северная война (1700 – 1721 гг.) принесла Чернигову значительные экономические трудности и массовые поборы царских войск. Черниговские казаки принимали участие в Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года на стороне войска московского царя Петра I. После победы Пётр I по дороге в Санкт-Петербург посетил Черниговскую крепость. Где по его указанию были установлены дополнительные орудия. По другой версии Пётр I не захотел тащить устаревшие орудия в Санкт-Петербур.

В 1700 году в Чернигове на основе славяно-латинской и славяно-математической начальных школ был учреждён Коллегиум (укр. Чернігівський колегіум) архиепископом Черниговским и Новгород-Северским Иоанном (в миру – Иван Максимович Васильковский, или Иван Максимович; укр. Йоан (в миру – Іван Максимович Максимович)) на средства гетманской канцелярии Ивана Степановича Мазепы в соответствии с указом московского царя Петра I об «учинении коллегиумов» с целью просвещения. Это было первое среднее учебное заведение на территории Левобережной Украины. В 1786 году заведение было реорганизовано в духовную семинарию.

D:\2560px-Чернігівський_колегіум_(Чернігів).jpg

Черниговский коллегиум с колокольней, построен в 1702 году. Фото 29 сентября 2016 года. Автор – Star61. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

Первый рукописный план Чернигова, так называемый «Абрис Черниговский» (укр. Абрис Чернігівський), датирован 1706 году. Данный план был впервые опубликован Людмилой Андреевной Пляшко (укр. Людмила Андріївна Пляшко) в 1971 году и введён в научный оборот в 1970-х годах.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1538.jpg

План Чернигова «Абрис Черниговский», 1706 год. Размер 63 × 97 см. План содержит рисунки фасадов главных оборонных, культовых и других сооружений. Жилая застройка вдоль улиц и дорог обозначена условными прямоугольниками. Фото с копии оригинала. Оригинал хранится в отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге, Российская Федерация, копия в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского, ВСП 579/1. Источник – https://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Ukraine.Chernigiv.htm. Фото без изменений

1. Цитадель (Верхний замок, укр. Верхній замок), небольшая кругообразная по плану крепость, где располагался гарнизон правительственных войск. Длина цитадели 40 саженей (85 метров), ширина 30 саженей (64 метра), насчитывалось 7 башен, одна из них проездная. Башни были двухъярусными, возможно шестигранными, с высокими шатровыми кровлями, завершающимися флюгерами-флажками. Во дворе стояла деревянная трёхсрубная, трёхверхая Михайловская церковь.

2. Первый замок Черкасский (укр. Перший замок Черкаський) бывший Детинец. Его длина150-200 саженей (320-427 метров), ширина 200 саженей (427 метров), насчитывалось 15 башен, четыре из них проездные. Здесь стояли каменные церкви: Спасский собор (2а) и Воскресенская церковь (2б), деревянные церкви: Благовещенская (пятисрубная, пятиверхая; ) и Богословская (трёхсрубная, трёхверхая; 2д). Каменный Борисоглебский собор (2є) располагался в архиепископском дворе и на плане обозначен прямоугольником и крестиком. Ратуша (2ж) обозначена прямоугольником с надписью.

3. Второй замок Черкасский (укр. Другий замок Черкаський) бывший посад. Его длина – 385 саженей (821 метр), ширина 120220 саженей (256469 метров), насчитывалось 12 башен, девять из них проездные. Здесь находились: каменная Екатерининская церковь (показана трёхдольной, трёхверхой, поскольку в те времена была ещё недостроена; ), деревянные – Николаевская (пятисрубная, семиверхая; ) и Здвиженская (трёхсрубная, трёхверхая с колокольней, пристроенной с запада; 3в) церкви. Курган с часовенкой на вершине был расположен в пойме Десны напротив Екатерининской церкви. К нему прилегало складское здание – «мигазеин» (3д). Вверх по реке Стрижень, напротив Второго замка была устроена плотина с мельницей на несколько кругов. На левом берегу пруда изображена и «подворок полковника» Павла Полуботка (3є). Вниз по Десне показан наплавной (на лодках) мост (3ж).

4. Третьяк, длина 200 саженей (427 метров), ширина 150 саженей (320 метров), его окружали валы и рвы без башен, прилегал к посаду с запада. Показаны монастыри с соборами, с церковью – Пятницкий монастырь (4а), Елецкий Успенский монастырь (4б), Троицкий собор (4в), деревянная Покровская церковь (трёхсрубная, трёхверхая; 4д). На придеснянских склонах неподалеку от Троице-Ильинского монастыря показаны абрисы Ильинской церкви (4є). К северу от Третьяка обозначены два безымянных кургана. Один из них, высота до вершины 4 сажени (8,53 метра), длина окружности основания 58 саженей (123,75 метров), отождествляют с «Чёрной могилой» (4ж).

5. «Солдатская слобода» (укр. Солдатська слобода) прилегала к Верхнему замку со стороны Десны. Слобода была окружена палисадом длиной 170 саженей (362,7 метра).

Согласно плану, каждая часть города была окружена валами, сухими рвами, деревянными стенами, плетнями, палисадами. Всего в документе изображено 34 башни и 15 культовых построек.

.

D:\IMG_1536.jpg

Цитадель (Верхний замок). Объёмно-пространственная виртуальная реконструкция Черниговской крепости на рубеже XVII-XVIII вв., созданная Предприятием «Культурно-художественный Арт-центр» по заказу Черниговского национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Источник – https://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Ukraine.Chernigiv.htm. Фото без изменений

1. Проездная башня с мостиком.

2. Крепостные стены.

3. Караульная изба.

4. Церковь святых Михаила и Фёдора.

5. Пушечный двор.

6. Избы для проживания гарнизона.

7. Житницы.

8. Большой амбар.

9. Приказная изба.

10. Казённый амбар (арсенал).

.

В 1715 году на средства черниговского полковника Ефима Яковлевича Лизогуба (укр. Юхим Якович Лизогуб) близ Вала построена Екатерининская церковь (укр. Катеринінська церква) в стиле украинского барокко и освящена в 1725 году. Храм построен в память об его отце черниговском полковнике Якове Кондратьевиче Лизогубе и честь казаков Черниговского полка, принимавших участие в 1696 году во взятии турецкой крепости Азов (ныне город, административный центр Азовского района Ростовской области Российской Федерации).

D:\2560px-Катерининська_церква_(Чернігів)_01.jpg

Екатерининская церковь. Фото 11 сентября 2018 года. Автор – Roman Naumov. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

D:\Chernigiv.jpg

Черниговская крепость, начало XVIII века. Реконструкция. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_Chernigiv,251633.html. Фото без изменений

.

Согласно переписи 1721 года в Чернигове зафиксировано 631 двор, в том числе: казацкой старшины 18, священнослужителей 19, мещан 141, казаков 245, бобылей 178, шинкових 30. В отличие от результатов переписи 1666 года теперь большинство черниговцев были бедняками.

В Чернигове продолжалось развитие ремёсел и ремесленных цехов. В 1730 году в городе упоминается 7 цехов, а через несколько десятилетий – 8. Это портняжный (укр. кравецький, шитьё одежды), сапожный (укр. шевський), разницкий (укр. різницький), пекарский (укр. перепечайський), кузнечный, ткацкий, шаповальский (укр. шаповальський) и гончарный цеха.

В 1739 году количество населения Чернигова – 3302 человека.

В середине XVIII века укрепления Чернигова находились в полной сохранности.

До начала 1780-х годов Чернигов оставался центром полка, как административно-территориальной единицы.

В 1780 году на Детинце в стиле классицизма построен Дом архиепископа (укр. Будинок архієпископа, ныне Государственный архив Черниговской области (укр. Державний архів Чернігівської області)). Дом архиепископа входил в состав Борисоглебского монастыря.

D:\NSH_Chernigiv_Budynok_Arhiepiskopa_001.JPG

Дом архиепископа. Фото 28 сентября 2013 года. Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия –  Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

В 1781 году, после ликвидации полкового деления на Поднепровской Украине, Чернигов становится центром Черниговского наместничества Российской империи, наместником которого в 1782 году стал российский военачальник и государственный деятель, генерал-поручик Андрей Степанович Милорадович (умер в 1796 году). В том же году привилегированным малороссийским сословиям высочайше даровали права российского дворянства.

В 1783 году построен один из первых мостов ЧерниговаКрасный мост (укр. Червоний міст) через реку Стрижень.

Введение имперских порядков привело к уничтожению городского самоуправления. Вместо магистрата, с 1785 года городское управление осуществляла «шестигласная дума». Чтобы уничтожить память о прежних свободах, заменили и герб городана одноглавого орла. Местные власти находились под полным контролем губернатора, который являлся центром административной и светской жизни города и губернии.

В 1786 году в Чернигове насчитывалось больше всего мастеров-пекарей 56, а также сапожников (укр. шевців-чоботарів) – 46. Всего в городе работало 185 мастеров.

Российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шифонский в своей книге «Описание Черниговского наместничества» пишет, что Чернигов в 1786 году занимает небольшую территорию, включавшую Лесковицу (укр. Лісковиця) и район «Пяти углов». Густота застройки невеликавсего 838 строений и около 6 тысяч жителей. Промышленность развита слабоработали 8 кирпичных заводов, 14 винокурень, 3 пивоварни, 18 водяных и ветряных мельниц, 10 кузниц. Развиты кустарные промыслы.

В 1786 году по указу российской императрицы Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации монастырских владений, в Чернигове из 4 монастырей были закрыты 3: Борисоглебский, Троицко-Ильинский, Пятницкий. Их здания и территории переданы светским организациям.

В 1786 году был составлен первый регулярный план города. 

В 1789 году указом императрицы Екатерины II в Чернигове было открыто «Главное народное училище», реорганизованное в 1805 году в мужскую гимназию.

В 1796 году Чернигов стал центром Малороссийской губернии.

В 1799 году Черниговская крепость упразднена за ненадобностью.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЧЕРНИГОВА ДО XIX ВЕКА отключены