МИХАЙЛО ВСЕВОЛОДОВИЧ

Михайло Всеволодович (известный также, как Михаил Черниговский), князь Черниговский, великий князь Киевский, казнён 20 сентября 1246 года в Старом Сарае (ныне городище в районе села Селитренного Харабалинского района Астраханской области Российской Федерации) в столице Золотой Орды, православный святой, почитаемый в лике – мучеников, входит в список святых Католической церкви.

Память мученика Михайла Черниговского совершается: 14 (27) февраля; 20 сентября (3 октября) – день памяти и 22 сентября (5 октября) – Собор Тульских святых.

Большинством историков и в родословных Михайло считается внуком Святослава Всеволодовича, князя Черниговского и великого князя Киевского (умер в 1194 году). В частности, в летописи под 1179 годом сообщается о женитьбе среднего сына Святослава Всеволодовича, Всеволода «Чермного» на «Казимировне», сестре Конрада I, князя Мазовецкого (см. Польша) (польск. Konrad I mazowiecki), а под 1239 годом говорится о захвате по пути из Киева в Венгрию жены Михайла, Олёны, которую Даниил Романович (укр. Данило Романович), князь Галицкий, называет своей сестрой, в то же время князь Конрад I Мазовецкий назван дядей Михайла.

Однако, в источниках Михайло фигурирует как сын Всеволода Святославича «Буй-Тура», князя Трубчевского (умер в 1196 году). Это Воскресенская и Никоновская летописи (XVI век), либо источники неправильно трактовали. Дважды, в Лаврентьевской и Новгородской I летописях, ошибочно назван внуком Ольговым. Это может быть оборотом летописцев для обозначения всех Ольговичей, так же назван под 1212 годом Ярополк Ярославич, внук Всеволода Ольговича.

В Киеве великий князь Михайло правил до 1243 года, когда во время его отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава, Киев по ханскому ярлыку перешёл во владение Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского (см. Российская Федерация). После этого Михайло Всеволодович вернулся в Чернигов, где правил до момента, когда в 1246 году вместе с рядом других князей был вызван в Орду, где должен был получить ярлык на Черниговское княжество.

В ханской ставке, по приказу хана Батыя (Бату, монг. Бат хан) 67-летний князь Михайло был казнён, затоптан ногами. Следом за ним принял смерть и его верный боярин Фёдор.

Относительно того, по какой причине был отдан такой приказ, у историков существуют разные версии:

1. Михайло Всеволодович в 1239 году приказал убить первых монгольских послов, прибывших в Киев;

2. Михайло Всеволодович должен был совершить языческий обряд пройти через священный огонь и поклониться их идолам. Будучи христианином, князь отказался это делать;

3. Михайло Всеволодович должен был совершить обряд, обязательный для всех послов, прибывавших в ханскую ставку, исключений ни для кого не делали, – проползти между двух огней под натянутой верёвкой, иногда настолько низко, что ползти приходилось на коленях или на животе. Это было проявление повиновения великому хану. Михайло Всеволодович и его боярин Фёдор отказались это делать, поскольку это унижало их достоинство, за что и были казнены. Прямого отношения к православной вере это не имело, поскольку монголы отличались веротерпимостью, даже среди родственников хана Батыя были люди, принявшие христианскую веру, например, согласно письменным источникам его сын Сартак (монг. Сартаг), возможно, и его дядя Чагатай (монг. Цагадай?). В 1261 году в Орде была создана Сарайская православная епископия.

Рассказ о гибели князя Михайла и его боярина Фёдора подтверждает посланник папы Римского Иннокентия IV (лат. Innocentius PP. IV), итальянский монах-доминиканец Иоанн де Плано Карпини (лат. Iohannes de Plano Carpini, умер в 1252 году), бывший тогда в Орде: «…не так давно случилось, что Михайла, который был одним из Великих князей русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили пройти между двух огней; затем они сказали ему, чтобы он поклонился в полдень Чингисханудолу). Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мёртвого человека, поскольку христианам так поступать не следует. И после неоднократных требований поклониться и его нежеланию вышеупомянутый правитель передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше умереть, чем сделать то, что не следует делать. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот напротив сердца так долго, пока тот не скончался».

Гибели мучеников посвящено «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» (дата написания XIII век). В сказании рассказывается, что монгольские жрецы требовали от князя Михаила и боярина Феодора пройти через священный огонь между двумя кострами – и поклониться их идолам, от чего те отказались. Князь Михаил сказал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам»… Жрецы сказали: «Идут от хана убить вас, покоритесь и останетесь в живых» (Картины церковной жизни Черниговской епархии – К.: Типография Кульженко, 1911. – С. 44 – 45), но князь и боярин снова отказались. Тогда, спрыгнув с коней, палачи схватили Михаила, растянули за руки и ноги и начали избивать, потом повернули лицом к земле и били ногами, наконец, какой-то татарин отрезал голову князя ножом. Так же само погиб и Феодор. Случилось это 20 сентября 1246 года. По словам епископа Иоанна, которому по церковной традиции приписывается составление «Сказания…», их тела были брошены в степь на потраву псам, но остались они целые и невредимые. Христиане (верные приближённые князя) тайно похоронили мучеников.

«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» известно в списке, сделанном на пергаменте в 1270-х годах в городе Ростове (ныне город, административный центр Ростовского района Ярославкой области Российской Федерации). Учёные связывают это с тем, что дочь князя Михайла, Мария была ростовской княгиней, и там установила церковное чествование мучеников и построила в Ростове в их честь деревянный храм, сгоревший от удара молнии в 1288 году.

Согласно свидетельству XVI века, хотя достоверные свидетельства отсутствуют, останки князя Михайла и останки его боярина Фёдора были перенесены из Орды в Спасский храм в Чернигове. Хотя точная дата их погребения неизвестна, принято считать, что это произошло в 1246 году.

Князь и его боярин были причислены к лику святых-мучеников за веру на Соборе Русской православной церкви 1-2 февраля 1547 года в Москве.

В 1572 году по приказу московского царя Ивана IV «Грозного» для повышения авторитета Москвы мощи мучеников из Чернигова были перевезены в Москву. В московском Кремле для них был построен храм, посвящённый черниговским чудотворцам.

В 1772 году в связи с реконструкцией Кремля этот храм был разобран, а мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе московского Кремля.

В 1812 году во время нашествия императора французов Наполеона I Бонапарта (фр. Napoléon Bonaparte) серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

В 1987 году князь Михайло Всеволодович был включён в созданный Собор Тульских святых, празднование совершается 22 сентября (5 октября).

По мнению советского и украинского историка Николая Фёдоровича Котляра (укр. Микола Федорович Котляр, умер в 2021 году) князь Михайло Всеволодович был типичным представителем разветвлённого княжеского сообщества земель Руси, рода потомков князя Рюрика периода удельной раздробленности: всю жизнь воевал с другими князьями, своими далёкими родственниками, охотно разжигал усобицы, пользовался половецкой помощью для сведения счетов с соперниками.

Комментарии к записи МИХАЙЛО ВСЕВОЛОДОВИЧ отключены