ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА

Археологическими раскопками 1948 1952 гг. под руководством советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенка было установлено, что под строительство Борисоглебского храма была отведена и нивелирована часть территории княжеского двора, сложившегося вокруг Спасского храма в течение XI века. На этой территории находились сильно обветшалые сооружения, разобранные при строительстве нового храма.

D:\borisoglebskiy-24.jpg

План расположения сооружений между Спасским и Борисоглебским соборами: 1Спасский собор, 2 – Борисоглебский собор, 3 «однокамерный терем» 2-й половины XI века, 4 «двухкамерный терем» 2-й половины XI века, 5 башнеобразное сооружение с проездом («Епископские ворота») 2-й половины XII века, 6 развалы кладок, 7 колокольня XVII века, 8 остатки стены ограждения. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Борисоглебский храм был поставлен таким образом, что одна из обнаруженных построек«двухкамерный терем», оказалась внутри его, а вторая«однокамерный терем», примерно в 15 метрах от его южной стены.

Н.В. Холостенко связывал реконструкцию княжеского двора с борьбой князя Владимира «Мономаха» за черниговское княжение, кульминационным пунктом которой был 1096 год. Князь Давыд Святославич, укрепившись на черниговском княжении, к концу своего правления в 1120 – 1123 гг. предпринял капитальную реконструкцию «своего двора» и строительство «своего» храмакняжеской родовой усыпальницы.

Борисоглебский храм принадлежит к наиболее типичным произведениям черниговской архитектурной школы, которая сформировалась в начале XII века. Его лаконичный внешний вид сочетается с оригинальностью архитектурно-пластичного декора и необычностью строительной техники. По своему строению храм – крестовокупольный, 6-столпный, 3-нефный. С восточной стороны с основному объёму храма примыкают 3 апсиды. Длина храма 26,5 метров (без апсид – 22,7 метра), ширина 18,25 метра, азимут 64°. По внутреннему промеру 15,5 × 23,40 метра. Размер подкупольного пространства вдоль здания 6,1 метра, поперёк5,7 метра. Храм однокупольный, высота интерьера до зенита купола 25 метров.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\2) XII век, западный фасад.jpg

Западный фасад Борисоглебского храма. XII век. Реконструкция. Источник – https://wiki.ecity.cn.ua/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид Борисоглебского храма с северо-запада. Перспектива. Реконструкция Н.В. Холостенка на основании проведённых исследований в 1948 – 1952 гг. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове // СА. – 1967. – № 2. – С. 207. – Рис. 18. Фото без изменений

.

D:\borisoglebskiy-20.jpg

План комплекса храма. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове // СА. – 1967. – № 2. – С. 205. – Рис. 16. Фото без изменений

.

На реконструкции плана всего комплекса храма показаны и соразмерности церкви, полученные анализом его размеров и пропорций. Мастера приняли за единицу измерения простую тмутараканскую сажень1,52 метра. Это размер стороны пилонов, ему кратны и размеры храма. Разбивка плана храма могла производиться с помощью шеста и верёвки простыми геометрическими построениями с использованием закономерности квадрата и равностороннего треугольника с общим размером стороны. На высотное построение был перенесён тот же принцип.

D:\borisoglebskiy-21.jpg

Разрезы Борисоглебского храма. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Исследования Н.В. Холостенка в 1948 – 1950 гг. показали, что основное ядро Борисоглебского храма, кроме апсидной части, сохранилось в первоначальном виде и никогда заново не перекладывалось. Сохранились все наружные стены до верха арочного карниза под закомарами, а местами и нижние части закомар с основаниями окон, вся центральная часть храма с барабаном и куполом. Западные пилоны дошли до нашего времени вместе с пятами подпружных арок, а местами и их нижними частями. Уцелели хоры и своды под ними. От древней апсидной части сохранились стены на высоту 60-80 см и обрубленные их части, примыкающие к торцам наружных и междуапсидных стен на всю их высоту.

D:\borisoglebskiy-2.jpg

Показаны сохранившиеся древние части западного фасада по Н.В. Холостенку. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Археологические исследования близ стен Борисоглебского собора выявили наличие древних пристроек. К северному и западному фасадам были пристроены просторные галереи, от которых сохранились только фундаменты. Северная галерея заканчивалась с востока небольшой каплицей с апсидой. С юга галереи не было, но у южного портала обнаружены остатки притвора (паперти), к которой с востока примыкала продолговатая каплица, оканчивающаяся апсидой.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

План Борисоглебского храма. Со стенда в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

1 – нартекс;

2 – центральный неф;

3 – северный неф;

4 – южный неф;

5 – алтарь;

6 – центральная апсида;

7 – северная апсида;

8 – южная апсида;

9 – галерей (не сохранились);

10 – каплицы (не сохранились).

.

Фундамент Борисоглебского храма в нижней части сложен из плит известняка с добавкой валунов и битых кирпичейплинфы, пролитых раствором. Верхняя его часть состоит из 16 рядов кирпича-плинфы. Под основанием фундамента отмечены следы деревянных лежней из 2 брёвен, по всему их периметру. Фундаменты храма заложены на глубину 2,4 метра. Они прорезают слой более раннего поселения ХХІ вв. и впущены в материк. Для их устройства, а также в подсыпке под пол, частично использованы строительные материалы из более раннего каменного здания, остатки которого сохранились под северным нефом собора. Вдоль храма по направлению восток-запад проходят ленточные фундаменты, соединяющие столбы, в основании столбов они имеют расширения. Фундамент галерей залегает на глубину 1,1 метра на культурном слое, покрывающем отложения сгоревшего поселения. Он сложен в нижней части из такого же плитняка, как и храм, затем из кирпичного боя на растворе, перекрытого 6 рядами кладки. Фундамент южной каплицы глубиной 1,2 метра имеет аналогичную конструкцию, но сверху перекрыт 2 рядами плинфы.

Борисоглебский храм возведён в технике равнослойная кладки («opus isodus») с односторонней подрезкой шва и затёртой до блеска поверхностью.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южная стена храма. Демонстрационный зондаж: равнослойная кладка. Фото 2013 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Все древние части храма выложены из кирпичаплинфы одного сортамента, формованного из глины каолинового типа, в обжиге светло-жёлтоватого цвета, и характеризующегося высоким качеством. 

D:\borisoglebskiy-4.jpg

Таблица сортамента плинфы, составлена Н.В. Холостенком: внизу – лекальная плинфа, справа – керамические детали аркатурного фриза. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Основные размеры плинфы 32 × 28 × 4,04,5 см, 31 × 27 × 4,5 см, 29 × 26 × 4,04,5 см. Использовалась также лекальная плинфа с полукруглым торцом, трапециевидная, сегментообразная и керамические детали для аркатурного фриза.

Ниже приведены данные химического анализа плинфы из наружных частей кладки Борисоглебского собора: водопоглощение (среднее)14,5%; временное сопротивление на сжатие5254 кг/см².

D:\borisoglebskiy-3.jpg

Таблица химического анализа плинфы, составлена Н.В. Холостенком. Исследование плинфы производились лабораторией силикатов киевского Политехнического института. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Вся плинфа имеет знаки или метки на постельной стороне. Немеченая встречается лишь в единичных экземплярах. Метки на плинфе двух типовписанные пальцем на постельной стороне по сырой глине и рельефные знаки на боковых сторонах плинфы. Сопоставление собранных рельефных и писаных на постели меток показало, что по типу начертаний они идентичны.

Среди меток интересна группа, воспроизводящая знаки Кирилловского алфавита (кириллицы). Характерна также группа меток типа княжеского знака «знака Рюриковичей», в общем одного типа, лишь с индивидуальной манерой написания.

D:\borisoglebskiy-6 (1).jpg

Верхние четыре рядаметки типа букв кириллицы, нижние три рядаметки «трезубцы», составлены Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Наиболее многочисленны знаки типа «черт и резов». Интересно, что прямые аналогии им есть среди знаков на кирпичах и черепице памятников средневекового Причерноморья, на стенах зданий древнеболгарской столицы Плиски (болг. Плиска, ныне город в общине Каспичан Шуменской области Болгарии), на кирпичах хазарской города-крепости Саркел на реке Дон (ныне на дне Цимлянского водохранилища, Цимлянский район Ростовской области Российской Федерации) на среднеазиатских, в частности хорезмийских кирпичах. Возможно, что здесь сказались южные связи Чернигова, имевшего прямые контакты с Северным Причерноморьем, Византией, Хазарией, Кавказом и Средней Азией.

D:\borisoglebskiy-7.jpg

Верхние три рядаметки на постельной стороне кирпичей; нижние четыре рядасопоставление борисоглебских и хорезмийских (слева) знаков на кирпичах, сопоставлены Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Известно, что в 1117 году на Черниговщину в устье Остра (укр. Остер) переселялись жители Саркела Белой Вежи. Советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) предполагал, что вероятно они и участвовали в строительстве Борисоглебского храма и им обязано сходство знаков на его плинфе с восточными.

Обследование расположения меченой плинфы в кладке собора показало, что некоторые части храма, например, полуколонны, пилоны, уступы порталов, простенки барабана и другие, выполнены из плинфы с определёнными типами меток, а другие части, особенно стены, имеют разнообразные метки.

D:\borisoglebskiy-9.jpg

Расположение меток на плинфе в нижнем ярусе храма, составлен Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

В нижнем ярусе храма метки, вынесённые на южном, западном и северном фасадах, расположены в гнёздах от пальцев лесов (уровень ±0); метки у апсид находятся в первом верхнем ряду остатков стен апсид XII века на уровне –2,52 метра, плинфа с метками на торцах прослежена по всей высоте подкупольных столбов; метки у полуколонн от 2,52 метра до +8 метров, у южного портала с уровня порога 3,12 метра. 

.

D:\borisoglebskiy-10.jpg

Расположение меток на плинфе в верхнем ярусе храма, составлен Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

 

Возможно, что такое распределение меток объясняется тем, что наиболее ответственные части храма и фасонные детали выполнялись основными мастерами, а более простая работа, например, кладка стенрядовыми работниками.

В процессе исследования галерей установлено, что в них во 2-й половине XII века был произведён большой ремонт с закладкой поперечных арочных проёмов. Кладки эти выполнены очень характерной красной плинфой, размерами 27 × 19 × 4,55,0 см и 26 × 20 × 5,0 см, с рельефными знаками на торцах.

D:\borisoglebskiy-23.jpg

Образцы меток на плинфе из закладок арочных проёмов галерей, составлены Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Используемый при строительстве Борисоглебского храма связующий раствор однороден, хорошего качества, с цемянкой, изготовленной из того же кирпича-плинфы.

D:\borisoglebskiy-5.jpg

Таблица химического анализа раствора, составлена Н.В. Холостенком. Исследование растворов производились лабораторией силикатов киевского Политехнического института. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Состав раствора, определённый при изучении шлифа образца под микроскопом:

цементирующее вещество77%;

кварц5%;

обломки плинфы 15%;

– чёрное непрозрачное вещество3%.

Обломки плинфы от 3 мм и меньше, распространены равномерно. Прочность на раздавливание25,75 кг/ см².

Толщина стен храма составляет 1,45-1,5 метра, западная стена толще2,25 метра, поскольку в ней размещена лестница на хоры. Купол сложен в одну плинфу. 

Наружные поверхности стен сразу после возведения затёрты штукатурным раствором с разбивкой полосами более светлым известково-алебастровым раствором на квадры, имитирующие белокаменную кладку, а в местах арокс разрезкой их на клинчатые камни.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\borisoglebskiy-8.jpg

Таблица химического анализа штукатурки, составлена Н.В. Холостенком. Исследование растворов производились лабораторией силикатов киевского Политехнического института. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Изучение под микроскопом в шлифе образца показало, что он состоит из зёрен кальцита и каолинита, в которых есть отдельные кусочки известняка. Состав образца:

цементирующее вещество90%;

кварц2%;

обломки плинфы – 8%;

– чёрные непрозрачные зернанезначительное количество.

Уступы порталов и декоративные ниши на фасадах были расписаны фресками, незначительные по площади остатки фресковой росписи были обнаружены при их исследовании.

.

D:\borisoglebskiy-22.jpg

Общий вид храма с северо-запада. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

Фасады Борисоглебского храма расчленены пилястрами с массивными полуколоннами диаметром 86 см, угловые пилястры – очень широкие и плоские, двухуступчатые. Полуколонны завершаются резными капителями из белого камня.

D:\htmlconvd-FiPMAz32x1.jpg

Полуколонны и аркатурный фриз на южном фасаде. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

.

Вдоль фасадов на уровне пят закомар проходит керамический аркатурный фриз. Окна расположены в 3 яруса, верхний из нихв закомарах, два других – соответствуют уровню хоров. Под аркатурным фризом, над окнами второго яруса, расположены декоративные арочные ниши.

Порталы перспективные, они имеют горизонтальные перемычки, а снаружи обрамлены трёхступенчатыми уступами с полуциркульным завершением.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_115536.jpg

Южный портал. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Апсиды храма украшены поясом декоративных арочных ниш и карнизом над ними. По центральной апсиде проходят плоские вертикальные полуколонки (тяги), в ней три окна, в боковыхпо одному.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\82) Е 2020.jpg

Восточный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 12-оконном барабане купола между окнами расположены вертикальные плоские полуколонки (тяги), а под карнизом купола проходит керамический аркатурный фриз. Фасадная пластика храма тяготеет к романским образцам.

Стены галерей также были расчленены лизенами (лопатками) в соответствии с членениями самого храма. На апсиде северной каплицы, по её оси, проходила узкая вертикальная полуколонна. У северного портала галереи простое одноуступчатое обрамление, а западный был оформлен несколькими полуколоннами.

Для архитектуры Борисоглебского храма характерен спокойный силуэт, неподвижность массива, лишь немного оживляемая членением фасадов угловыми лизенами и полуколоннами, а также арочным (позакомарным) завершением. В архитектуре храма заметны черты романского стиля, присущего зданиям Западной Европы того времени: аркатурные фризы, уступчатые оконные и дверные проёмы, резблённые капители полуколонн, лестница на хоры встроенная в западную стену.

Интерьер Борисоглебского храма отмечен спокойным, высотно-раскрытым пространством купола.

Свод нартекса в среднем членении цилиндрический, в боковых – крестовые.

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\39) Е 2020.jpg

Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Внутренние лизены (лопатки) в храме плоские, столбы крестчатые.

Своды восточных угловых членений храма цилиндрические, ориентированные осями вдоль храма, а в западных угловых члененияхпод прямым углом по отношению к центральной оси (поперёк) здания. Паруса центрального купола сложены нависающими рядами, в их пяты заложены амфорыголосники – корчаги «киевского» типа горловиной наружу и ещё по два голосника заложены на одной трети высоты парусов.

Очертания барабана купола в нижней части приближены к прямоугольнику с закругленными углами, а выше он постепенно приближается к кругу. Храм освещается через оконные проёмы в стенах и барабане.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\37) Е 2020.jpg

Подкупольное пространство. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В парусах и пятах сводов нижнего яруса храма также отмечено наличие голосников, расположенных в строгом порядке в определённой системе.

D:\borisoglebskiy-11.jpg

Схема размещения голосников в нижнем ярусе западного членения храма, составлена Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\65) Е 2020.jpg

Юго-западный угол храма с голосником. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Планировка храма исходила из основного назначения храмастать усыпальницей черниговским князьям, для чего в нефах, в западной части южной и северной стен храма были обустроены по три погребальные ниши-аркасолии.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\29) Е 2020.jpg

Аркосолии XII века в северном нефе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Аркосолии XII века в южном нефе. Фото 2015 года. Автор – Е.Е. Черненко. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Хоры имеют в плане П-образную форму, занимая западное членение храма и два прилегающих к нему боковых членения.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\40) Е 2020.jpg

Хоры. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Для подъёма на хоры в северном части западной стены храма имеется внутристенная лестница.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\73) Е 2020.jpg

Лестница на хоры. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

На хоры также имеется вход через портал в северной части западной стены. Этот портал вёл наружу, на второй ярус галереи (гульбище). Сами хоры открыты в храм большими проёмами. Перекрытие лестницы на хоры и все пояса-карнизы выполнены из красного шифера (пирофиллита).

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\76) Е 2020.jpg

На хорах. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Ребро древнего крестного свода над хорами. Зондаж 1947 года. Источник – Борисо-Глебский собор в г. Чернигове. Материалы обследования // Научный архив НЗ «София Киевская», КН-6534/НАДР-1718. Фото 40. Фото без изменений

.

В Борисоглебском храме обнаружены остатки нескольких сменявших друг друга полов: остатки сгоревшего пола 1941 года, полов XIX века, 2-й и 1-й половины XVIII века, середины XVII века, XVIXV вв., пола XIII века, под которым находился первоначальный пол из шиферных (пирофиллитовых) плит. Плиты были положены на слой песка, под которым находилась подготовка из мелкобитого кирпича-плинфы и раствора. Ниже находился планировочный слой из земли, строительных остатков, лежащих на культурной прослойке, покрывающей слой сгоревшего поселения VIIIX вв. Отдельные части полуземлянок, попавшие в раскоп, врезаны в материковый лёсс. Ниже лёсса уплотнённый суглинок; под нимпрослойка серого песка, на которой и были заложены фундаменты храма.

Пол из шиферных плит в храме лучше всего сохранился в центральном нефе.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Общий вид остатков древнего пола после работ 1956 года. Фотографии к отчёту об исследованиях древнего пола пам. арх. ХІІ в. в Чернигове. // Науковий архів НЗ «Софія Київська», НДФ 6105. Фото 9. Фото без изменений

.

Шиферные половые плиты, их толщина 68 см, размеры их разные, но выдержанные по длине в древнерусских мерах1,52, 1,76, 1,83, 2,16 метра.

Древний пол из шиферных плит в храме был восстановлен.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\58) Е 2020.jpg

Пол из шиферных плит. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В подкупольном пространстве сохранились остатки омфалия из резных шиферных плит инкрустированных разноцветной мозаикой из смальты жёлтого, красного, зелёного, кремового и чёрного цветов. Бордюр омфалия состоял из четырёх последовательно примыкавших друг к другу плит размером 2,62 × 1,05 метра, а центриз двух плит по 1,52 × 0,76 метра. На обломке бордюрной плиты уцелел фрагмент мозаичного набора. Общий вид омфалия был реконструирован в 1950-х годах по найденным фрагментам с использованием современных материалов.

D:\borisoglebskiy-13.jpg

Омфалий (реконструкция). Раскопки Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\74) Е 2020.jpg

Омфалий. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Уровень пола в алтарной части с помощью подсыпки из мелкотолчёной плинфы был на 2022 см выше пола основной части храма, то есть храм имел солею. В ходе исследований зафиксированы уцелевшие остатки первичного устройства алтаря: деревянного алтарного ограждения (темплона) сохранились части брусьев его основания, и престола из шиферных плит синтрона (горнего места). В центральной апсиде найдены шиферные плиты от престола, положенные как подкладки под пол 16271628 гг. Под закладкой, из кирпича этого же времени, проёма между апсидами обнаружена часть верхней плиты престола с резным орнаментом под мозаику. Престол был сделан из четырёх боковых плит и верхней плиты, соединённых между собой в паз.

В алтарной части храма сохранилась лишь небольшая часть подготовки под пол и часть основания синтрона. Пол здесь был повреждён криптой XVII века, в которой была похоронена целая семья польского шляхтича в период, когда храм был костёлом. На подготовке под пол сохранились отпечатки и фрагменты поливных (майоликовых) керамических плиток размерами 19,5 × 19 × 1,8 и 20 × 19,5 × 1,8-2 см зелёного и жёлтого цветов, уложенных на подсыпку из песка поверх слоя подготовки из кирпичного щебня, пролитого раствором.

Интерьер храма был оштукатурен и покрыт фресковой росписью, которая исполнялась по дополнительно нанесённому слою штукатурки и прописывалась корпусной техникой. Фрагменты росписи уцелели только на притолоках (откосах) средних окон хоров северной и южной стен. Геометрический орнамент фрески ХІІ века едва просматривается на откосе среднего окна северной стены, бывший портал из хоров на галерею (гульбище).

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_113839.jpg

Геометрический фресковый орнамент. ХІІ век. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Также небольшие фрагменты фресковой росписи наблюдались на стенах и простенках барабана купола. Основные цвета росписикоричневый, красный, жёлтый, для фоновсиний и голубой. Во время археологических исследований найдены обломки штукатурки со следами фресковой росписи, некоторые из них с граффито. Также обнаружены фрагменты голосников, свинцовых плит кровли и так далее.

Храм также украшала оригинальная белокаменная резьба конца XI – начала XII вв., романский характер которой также свидетельствует о работе приглашённой артели ломбардийских мастеров. Исключительный интерес представляют белокаменные архитектурные детали и их обломки, найденные во время раскопок. В 1857 году при перестройке собора были найдены резная белокаменная капитель и фрагмент полуколонки. В 19471956 гг. в ходе археологических раскопок обнаружено ещё 5 белокаменных блоков: капители, камень от капители пилястры, угловой камень с плетёными орнаментами. Таким образом, в общей сложности найдено 7 целых и фрагментованых белокаменных резных блоков: капители с изображениями собак и волков, угловые камни от оформления порталов с изображениями дракона и птицы, льва. H.В. Холостенко полагал, что резные капители увенчивали пилястры полуколонн фасадов. В ходе реставрации копии этих капителей из оргстекла с мраморной крошкой были установлены: на западном фасаде выполнены по образцу капители, найденной в 1857 году; на южном и северном – по образцу капителей, найденных в 1950 – 1956 гг. Другие камни H.В. Холостенко считал оформлением утраченного западного портала галереи. Оригинальные белокаменные резные блоки ныне хранятся: 1 – в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского, 5 в Национальном архитектурно-историческом заповеднике «Чернигов древний».

D:\htmlconvd-FiPMAz33x1.jpg

Фрагмент капители с изображением животных и крина. Условное название в литературе – «капитель с пальметтой». Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний», КН 132, А-1. Индивидуальный № 1466. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

.

D:\htmlconvd-FiPMAz34x1.jpg

Капитель. Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний». Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\68) Е 2020.jpg

Угловой камень оформления портала(?) с изображением древнерусского языческого божества Симаргла – так называемого «Черниговского зверя» – символа города Чернигова (дракон и птица). Условное название в литературе – «капитель с Симарглом». XII век. Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний», экспонируется в Борисоглебском соборе, КН 139, А-1. Индивидуальный № 828. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Резная деталь портала(?). Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний». Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

.

Фрагмент капители с изображением животных и крина. Условное название в литературе – «капитель с пальметтой». Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний», КН 141, А-1. Индивидуальный № 831

.

Угловой камень плинта капители пилястра. Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний», КН 142, А-1. Индивидуальный № 832

.

Фрагмент капители с изображением животных. Условное название в литературе – «капитель с гепардами». Материал – известняк. Национальный заповедник «Чернигов древний», КН 139, А-1. Индивидуальный № 829

.

К изучению белокаменной резьбы собора в разное время обращались российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году), российский, украинский и советский историк Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко, репрессирован в 1938 году), Н.В. Холостенко, Е.В. Воробьёва, украинский археолог Руслан Сергеевич Орлов (укр. Руслан Сергійович Орлов, умер в 2013 году), российский историк архитектуры Олег Михайлович Иоаннисян, украинский историк Елизавета Ивановна Архипова (укр. Єлизавета Іванівна Архипова), украинский, российский, советский историк-искусствовед Василий Григорьевич Пуцко (укр. Василь Григорович Пуцко) и другие.

До сих пор, происхождение всех этих фрагментов неясно. Например, Е.В. Воробьёва считает, что капители не одновременны и могли принадлежать даже различным зданиям. Более вероятно всё же, что все найденные в Борисоглебском соборе белокаменные фрагменты происходят от этого храма, хотя неизвестно, от каких его частей. Разные авторы связывали их с развитием восточнославянского, византийского или балканского искусства или же выделяли в самостоятельную стилистическую группу – «черниговский звериный стиль», идущий от языческих времён, где растительные орнаменты сочетаются в сказочном кружеве с фантастическими птицами, зверями-грифонами, и являющийся характерной чертой именно черниговской архитектуры XII века. В зависимости от этого отличалась и трактовка воплощённых в резьбе художественных образов. В наше время преобладает мнение по поводу их романских истоков.

Внутренние стены галерей Борисоглебского храма были расчленены лизенами (лопатками) в соответствии с членением внутреннего объёма храма. Ширина галерей 3,9-4,1 метра. Судя по пилонам, пристроенным к пилястрам храма, галереи перекрывались сводами. В северной и западной стенах галерей располагались многочисленные аркосольные ниши. Пол галерей был устлан поливными керамическими плитками 20 × 20 × 2 см, 19 × 19 × 2,32,5 см, коричнево-красного, чёрного, жёлтого и зелёного цвета, а в каплицах, как показали многочисленные россыпи смальты, он был мозаичным. В северной каплице сохранились остатки престола. Эта каплица кроме входа из галереи имела узкий проход в северную апсиду Борисоглебского храма.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА отключены